Boeing b-29 superfortress

Первые дальние бомбардировщики появились во время Второй Мировой

Знаменитый дальний бомбардировщик Пе-8, бомбивший Германию с 1941 года

Впервые военные задумались о нанесении авиационных бомбовых ударов за линией фронта перед Второй мировой войной по результатам локальных конфликтов по всему миру.

Перед разработчиками первых серийных дальних бомбардировщиков тогда была поставлена цель: самолеты должны перевозить на 1-3 тысячу километров 5 тонн бомб.

Задачу решали по обе стороны океана множество авиакомпаний, но среди доброй сотни проектов жизнь получили немногие.

Уникальный бомбардировщик Ермолаева летал далеко, возил много, но был слишком дорог

В СССР дальнюю авиацию перед войной начали укомплектовывать самолетами ТБ-7 (Пе-8) Петлякова и Ер-2 Ермолаева, хотя последний планировался для задач фронтовой бомбардировки.

И тот, и другой самолет не могли «достать» цели в глухом тылу, поэтому начавшиеся в 1941 году бомбардировки Германии прекратили после потери островов в Балтийском море.

США оказались более успешны: на горизонте маячила война с Японией, поэтому требования к самолетам изначально были выше.

Дальние B-24 Liberator прослужили всю войну, но их дальности хватало не всегда

Douglas A-20 Havoc, Martin B-26 Marauder, Douglas A-26 Invader оставались фронтовыми самолетами.

Огромным четырехмоторным «летающим крепостям» Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator еще не хватало дальности: уж слишком большие расстояния от ближайших баз до японских объектов.

Основа немецкой бомбардировочной авиации He 111 являлся средним бомбардировщикоv

Хуже всего оказалось Германии: к началу войны даже четырехмоторные тяжелые самолеты страны преобразовывали мощность двигателей в бомбовую нагрузку, а не дальность и скорость.

В результате двухмоторные Junkers Ju 86, Heinkel He 111 не могли брать боевую нагрузку при максимальной дальности.

Fw 200, Ju 290 и Ju 86 переделали из гражданский лайнеров, потеряв скорость и дальность полета

Четырехмоторные Focke-Wulf Fw 200 Condor, Junkers Ju 290 и Heinkel He 177 превосходили их, но качественного рывка предложить не могли.

Нужны были новые двигатели, отсутствие которых попытались нивелировать первыми управляемыми ракетами, значительно увеличившими дальность действия бомбардировщика.

Avro Lancaster бомбили Германию всю войну. Но дальность и высота – не главное для эффективности

Аналогично развивалась история авиации Великобритании. Ее Avro 683 Lancaster, Vickers Wellington, Handley Page Halifax и Stirling могли долететь до середины Германии, но возвращение домой было трудной задачей.

Самолетам ещё не хватало высоты, скорости — и специального вооружения стратегических бомбардировщиков будущего.

Известные B-29

  • Enola Gay (сер. номер 44-86292) — самолёт, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму. Находится в Национальном музее авиации и космонавтики.
  • Bockscar (сер. номер 44-27297) — самолёт, сбросивший атомную бомбу на Нагасаки. Находится в Национальном музее ВВС США.
  • Command Decision (сер. номер 44-87657) — самолёт, бортстрелки которого одержали пять воздушных побед над истребителями МиГ-15 в ходе Корейской войны.
  • (сер. номер 44-62070) — последний полётопригодный B-29. С 2006 года по 2010 он не поднимался в небо из-за проблем с двигателями (их «ремонт» осуществлялся простой заменой на имеющиеся на складах, однако эти запасы подошли к концу). С августа 2010 снова в небе, после установки новых (не «родных») двигателей.

«Полностью электрический самолет»: в чем сложность

Первые «полностью электрические самолеты» уже существуют и проходят успешные испытания. Но говорить о том, что они станут альтернативой пассажирским лайнерам, рано. Причина в аккумуляторных батареях, которые нуждаются в улучшении.

Даже самые современные батареи уступают топливу в удельной энергоемкости — количестве энергии, которую они могут накопить. Реактивное топливо содержит примерно в 30 раз больше энергии, чем литий-ионная батарея.

Самый большой в мире пассажирский самолет может пролететь 15 000 километров за один рейс и перевезти до 700 пассажиров. По подсчетам преподавателя кафедры прикладной аэродинамики университета Лафборо Дункана Уолкера, тот же самолет сможет преодолеть максимум 1 000 км с батареями в качестве источника энергии. Чтобы Airbus A380 пролетел на аккумуляторах свой максимум, ему понадобится комплект батарей весом в 30 раз больше, чем его текущий расход топлива. То есть из-за веса он просто не сможет оторваться от земли.

Даже если заменить всех пассажиров и груз на батареи, дальность полета Airbus A380 все равно была бы меньше 2 000 км по сравнению с обычными 15 000 км на топливе

(Фото: Airbus)

Кроме того, самолет с традиционными двигателями во время полета сбрасывает топливо. Так судно становится легче, поэтому расход топлива, которое необходимо для полета, уменьшается. А вес аккумуляторов остается постоянным на протяжении всего полета, даже когда заряд израсходован.

По оценкам экспертов в области авиации, для безопасных и рентабельных полетов можно будет использовать батареи с энергоемкостью 2 000 Вт·ч/кг. Сейчас это показатель не превышает 250 Вт·ч/кг, а за год энергоемкость батарей растет примерно на 3%.

Сергей Кравченко:

«По мнению специалистов, батареи как источник энергии станут коммерчески привлекательными при достижении удельной мощности 600 кВт/кг (удельная мощность — количество тока, которое может выдавать аккумулятор на единицу веса. Показатели современных батарей находятся в пределах 10 кВт/кг. — РБК Тренды).

На текущий момент 100%-го решения указанных проблем не существует. Фонд перспективных исследований в том числе работает над созданием новых аккумуляторов, систем электроснабжения и электродвижения для транспортных средств».

Индустрия 4.0

Атомные батарейки и зарядка по Wi-Fi: будущее рынка сохранения энергии

Боевое применение

Обломки B-29, сбитого 9 ноября 1950 года советскими МиГ-15

В бомбардировочных рейдах на Западноевропейском ТВД не применялись, использовались только на Тихоокеанском ТВД, с 1944 года.

Корейская война

По данным американского исследователя Джо Бауэра, от действий истребителей противника потеряно 16 B-29. В то же время по официальным американским данным (документ USAF Statistical Digest FY1953) ВВС США от огня истребителей потеряли 17 B-29, ещё 5 было сбито огнём с земли, 2 сбито неизвестно чем, 27 потеряно в бою по небоевым причинам (столкновение с землей, израсходование топлива, критические неисправности), 6 пропало без вести, 12 потеряно по «другим небоевым причинам» и 9 разбилось в катастрофах. Разведчики RB-29 также понесли потери: 1 «другая боевая потеря», 2 пропало без вести, 1 потерян по «другим небоевым причинам» и 3 разбилось в катастрофах. Самолёты SB-29 также участвовали в войне, известно о потере по меньшей мере 1 такой машины. Это даёт не менее 86 безвозвратных потерь самолётов типа B-29 в ходе войны.

По советским данным 69 B-29 было сбито советскими истребителями МиГ-15, не считая сбитых китайскими истребителями.

Нейтральные западные исследователи изучавшие применение B-29, указывают что потери бомбардировщиков от огня советских «МиГов» составили 44 самолёта, ещё 4-5 было сбито китайскими и корейскими истребителями. Больше всего B-29 было потеряно 12 апреля 1951 года, когда за один день было сбито или списано от огня советских МиГ-15 12 бомбардировщиков.

“Аллея МиГов”

США воевали в Корее официально: на стороне Южной Кореи, под флагом ООН, всеми родами войск. СССР поддерживал КНДР негласно, на полуостров были направлены около 200 военных советников, несколько зенитно-артиллерийских дивизий, прожекторных и радиотехнических полков, а также истребительный авиакорпус: один, но элитный, в него отобрали лучших летчиков на новейших реактивных истребителях МиГ-15. Для конспирации на самолетах были нарисованы опознавательные знаки КНДР, а пилотам выдали корейские разговорники для переговоров в эфире. После нескольких неудачных попыток вести радиообмен на чужом языке разговорники выбросили, а в народ пошли песни и анекдоты про летчика Ли Си Цина.

До появления советской авиации американцы безраздельно господствовали в небе Кореи. Их не самые новые истребители F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet легко расправлялись с еще более несовершенной авиацией КНДР и Китая. Однако первые же схватки с МиГ-15 показали превосходство советской машины. Американцы стали избегать схваток и при появлении МиГов спасались бегством.

В Петербурге покажут расческу из обломков бомбардировщика США

США срочно направили в Корею новейшие истребители F-86 Sabre. Это были машины одного с МиГами класса: уступая в скороподъемности и тяге, они лучше маневрировали и разгонялись в пике. Правда, у советской машины было преимущество в вооружении: три пушки (одна калибра 37 мм) с прицельной дальностью 800 метров против шести пулеметов, бьющих на 400.

Американцы применили тактику, максимально использующую сильные стороны их самолетов. Барражируя на большой высоте, невидимые с земли Sabre следили за грунтовыми аэродромами КНДР – подготовку советских истребителей к взлету выдавали клубы пыли, поднятой реактивными двигателями. F-86, как ястребы, пикировали на взлетающие МиГ, расстреливая их из пулеметов.

Наши летчики умудрялись побеждать и в этих, крайне невыгодных ситуациях. Так был сбит знаменитый американский ас майор Джордж Эндрю Дэвис Младший. Старший лейтенант Михаил Аверин увернулся от очередей Sabre – лишь одна с грохотом хлестнула по крылу, – и расстрелял американский истребитель пушками на выходе из пике.

Design

One of the most advanced bombers of World War II, the design of the Boeing B-29 began in the late 1930s as Boeing began exploring the development of a pressurized long-range bomber. In 1939, General Henry A. «Hap» Arnold of the U.S. Army Air Corps issued a specification for a «superbomber» capable of carrying a payload of 20,000 pounds with a range of 2,667 miles and a top speed of 400 mph. Starting with their earlier work, the design team at Boeing evolved the design into the Model 345. This was submitted in 1940 against entries from Consolidated, Lockheed, and Douglas. Though the Model 345 earned praise and soon became the preferred design, the USAAC requested an increase in defensive armament and the addition of self-sealing fuel tanks.

These changes were incorporated and three initial prototypes were requested later in 1940. While Lockheed and Douglas withdrew from the competition, Consolidated advanced their design which would later become the B-32 Dominator. The continued development of the B-32 was seen as a contingency plan by the USAAC in case issues arose with the Boeing design. The following year, the USAAC examined a mock-up of the Boeing aircraft and were sufficiently impressed that they ordered 264 B-29s before ever seeing the aircraft fly. The aircraft first flew on September 21, 1942, and testing continued through next year.

Designed as a high-altitude daytime bomber, the aircraft was capable of reaching 40,000 ft., allowing it to fly higher than most Axis fighters. To achieve this while maintaining a suitable environment for the crew, the B-29 was one of the first bombers to feature a fully-pressurized cabin. Utilizing a system developed by Garrett AiResearch, the aircraft had pressurized spaces in the nose/cockpit and the rear sections aft of the bomb bays. These were connected by a tunnel mounted over the bomb bays which allowed the payload to be dropped without having to depressurize the aircraft.

Due to the pressurized nature of the crew spaces, the B-29 could not employ the types of defensive turrets used on other bombers. This saw the creation of a system of remote-controlled machine gun turrets. Utilizing the General Electric Central Fire Control system, B-29 gunners operated their turrets from sighting stations around the aircraft. Additionally, the system allowed one gunner to operate multiple turrets simultaneously. Coordination of defensive fire was overseen by the gunner in the forward upper position who was designated as the fire control director.

Dubbed the «Superfortress» as a nod to its predecessor the B-17 Flying Fortress, the B-29 was beset with problems throughout its development. The most common of these involved issues with the aircraft’s Wright R-3350 engines which had a habit of overheating and causing fires. A variety of solutions were ultimately designed to counter this problem. These included adding cuffs to the propeller blades to direct more air into engines, increased oil flow to the valves, and frequent replacement of cylinders. 

Популярная культура

В кинотеатре

  • B-29 выступлений в фильме Империя Солнца от Стивена Спилберга , большая часть фильма происходит во время окончания Второй мировой войны в японском концлагере. Мы также можем увидеть одного очень близко, который совершает короткий проход над лагерем, будучи пораженным двигателем.
  • В фильме «Последний полет Ноева ковчега» (Дисней, 1980) показан B-29, превращенный в корабль для побега с необитаемого острова.

Видеоигры

Бомбардировщик B-29 можно использовать в игре Empire Earth , он становится доступным со времен Второй мировой войны в атомной эре и может быть повышен до бомбардировщика B-52 в современной атомной эре.

Бомбардировщик B-29 можно разблокировать в игре War Thunder в Дереве исследований США с боевым рейтингом 6,3.

Самолеты на дисплее

WB-50D, то Полет Феникса , на выставке в музее замка воздуха в Atwater, штат Калифорния .

Из 370 производится только пять B-50 самолетов выжить сегодня,:

В-50A

AF Ser. No. 46-0010 Лаки Lady II – первый самолет , чтобы летать по всему миру без остановок, в период с 26 февраля по 2 марта 1949 года был заправлен четыре раза в воздухе КБ-29 танкеров самолетов 43 – го дозаправки эскадры над Азорскими островами , Саудовская Аравия, Филиппины и Гавайи. Кругосветное занял 94 часов и 1 минуту, и покрыли 37,743 км (23,452 миль) со средней скоростью 398 км / ч (249 миль в час). Лаки Lady II был разобран после серьезной аварии и ее передняя часть фюзеляжа хранится вне в Планах музея Fame воздуха в Чином, Калифорнии .

WB-50D

AF Ser. No. 49-0310 – Национальный музей авиации США на базе ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо .

AF Ser. No. 49-0351 Полет Феникса – Музей Замок воздуха на бывшей базе Castle Air Force в Atwater, штат Калифорния . Это был последний B-50 на посадку, доставляются в MASDC на базе Дэвис-Монтан Air Force , штат Аризона, 6 октября 1965 г. Он был выставлен на обозрение в музее замка Air в 1980 году.

KB-50J

AF Ser No. 49-0372 – Пима воздуха и Музей космонавтики рядом с База ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона .

AF Ser. No. 49-0389 – Air Mobility Command музей в Довер, штат Делавэр . Ранее открытый показ в Мемориальном парке MacDill на базе ВВС MacDill в Тампе, штат Флорида . В 2018 году, 49-0389 был демонтирован и перемещен в тысячу миль в командном музее Air Mobility в Довер, штат Делавэр, где воздух кадр ремонтируется перед сборкой.

Модели 1/144

Производитель: Academy

Индекс производителя:

Технология: ЛВД

Перепаковка модели от Minicraft.

Crown 1/144 B-29A

Индекс производителя: 32404/40

Технология: ЛВД

Старая модель 70-х годов, деталировкой и копийностью не отличается (особенно неприятно остекление кабины, которое слишком плоское), расшивка — внешняя, собираемость — еще более средняя.

Fujimi 1/144 B-29 vs Raiden & Shoki

Производитель: Fujimi

Индекс производителя: 14410

Технология: ЛВД

Набор содержит модели B-29, Raiden и Shoki. Позволяет собрать вариант KB-29, а так же содержит модель атомной бомбы. Комплектуется декалью от Cartograf. Модели истребителей богатой деталировкой не обладают. А вот модель B-29 обладает неплохой для 144-го масштаба деталировкой (имеются зачатки интерьера кабины, некоторая проработка бомботсеков), сносной копийностью, аккуратной расшивкой. Из недостатков — примитивные втулки винтов в форме кубиков и отсутствие двигателей.

Серия моделей B-29 от Fujimi на сегодняшний день является лучшим выбором модели B-29 в масштабе 1/144.

Fujimi 1/144 B-29 «Dauntless Dotty»

Производитель: Fujimi

Индекс производителя: 14401

Технология: ЛВД

Перевыпуск модели B-29, дополнительных топливных баков в бомбоотсеке нет, равно как и правильных винтов для самолёта «Enola Gay», декали на два варианта:

  • «Dauntless Dotty»
  • «Enola Gay»

Fujimi 1/144 B-29 F-13A «Tokyo Rose»

Производитель: Fujimi

Индекс производителя: 14405

Технология: ЛВД

Перевыпуск модели B-29. Комплектация набора позволяет собрать разведывательный F-13A или «Bock’s Car». В набор включены атомные бомбы, но нет дополнительных топливных баков в бомбоотсеке и поздних винтов для самолёта «Bock’s Car».

Fujimi 1/144 B-29 «Heavenly Laden»

Производитель: Fujimi

Индекс производителя: 14407

Технология: ЛВД

Перевыпуск модели B-29 с декалями для двух самолётов периода Корейской войны:

  • «Heavenly Laden»
  • «Snugglebunny»
Ссылки:

Fujimi 1/144 B-29 F-13A «Korean War»

Производитель: Fujimi

Индекс производителя: 14409

Технология: ЛВД

Перевыпуск модели B-29. Комплектация набора позволяет собрать разведывательный F-13A в вариантах:

  • «Dragon Lady» of the 30th BS
  • «Nevver Hoppen» of the 28th BS

Fujimi 1/144 KB-29

Производитель: Fujimi

Индекс производителя: 14403

Технология: ЛВД

Модель основана на модели B-29, добавлены детали для топливозаправочной версии.

Minicraft 1/144 B-29A

Производитель: Minicraft

Индекс производителя: 14404

Технология: ЛВД

Родоначальница серии B-29 от Minicraft.

Ссылки:
  • Обзор на modelingmadness

  • Модель на modelingmadness

Minicraft 1/144 B-29A

Производитель: Minicraft

Индекс производителя: 14609

Технология: ЛВД

Перевыпуск модели B-29 с декалью на три варианта: два самолёта RAF и один времён Корейской войны.

Ссылки:
  • Обзор на ipmsusa2

  • Обзор на cybermodeler

Производитель: Minicraft

Индекс производителя: 14488

Технология: ЛВД

Модель B-29 с новыми декалями.

Ссылки:

Производитель: Minicraft

Индекс производителя: 14487

Технология: ЛВД

Модель B-29 с новыми декалями.

Производитель: Revell

Индекс производителя: 028

Технология: ЛВД

Первые стратегические бомбардировщики появились после войны

B-36 носили термоядерные и ядерные бомбы. А одна из модификаций предполагала ядерную силовую установку

Послевоенный мир развивался семимильными шагами: именно тогда на смену B-29 воздушные войска США начали получать колоссальные Convair B-36 с издевательским названием Peacemaker — «Миротворец».

Шестимоторные колоссы производства Convair получил дальность полета в 11 тысяч километров при высоте полета до 16.

Именно он считается первым «полноценным» стратегическим бомбардировщиком.

Он же стал первым реактивным, получив 2 внешних мотогондолы со спаренными турбореактивными двигателями J47 (на них же летали F-86 Sabre и ряд других самолетов).

B-52 активно эксплуатируются с момента выпуска, участвуя во всех локальных конфликтах

Компоновка B-36 легла в основу рекордсмена Boeing B-52 Stratofortress. Этот самолет, впервые взлетев в 1954 году, до сих пор в строю и обгоняет все известные типы по количеству рекордов.

Машины первых модификаций смогли совершить полет дальностью 27000 километров. Последующие неоднократно совершали кругосветные путешествия, облетая земной шар.

Боевой радиус действия B-52 позволял стратегическим силам НАТО в Европе при необходимости дотянуться до целей в европейской части СССР вплоть до Москвы с запасом до 31 тонны бомб в грузолюке.

Поздние модификации «Стратокрепости», в том числе стоящие на вооружении B-52H, летают на дальность до 17 тысяч километров при аналогичной высоте полета.

Симметричным ответом СССР должны были стать перспективные проекты Туполева и Мясищева, разрабатывавшиеся с 1948 года.

Работа привела к появлению проекта «95», первый опытный образец которого совершил полет в 1952 году. Уже через 2 года самолет пошел в серию под названием Ту-95.

Ту-95 на многие годы стал основой дальней авиации СССР и России. И не только

С тех пор он непрерывно модернизируется, продолжая находится на боевом дежурстве России численностью 68 самолетов (примерно столько же в войсках США находится B-52).

Несмотря на устаревшие технологии, недостаточные технические характеристики в сравнении с более современными машинами, оба самолета более чем достаточны для основной своей задачи — удаленной доставки ядерного заряда.

Старые, проверенные самолеты легко обслуживать и модернизировать, а большой парк машин на стоянке позволяет снимать целые узлы для проведения быстрого ремонта.

Патрульную модификацию легко узнать по локатору внизу и характерной антенне на “спине”

Однако, поздние модификации принципиально отличаются от первых: обновленная авионика позволяет B-52 и Ту-95 использовать современное высокоточное вооружение (включая крылатые ракеты).

Вот только даже их чуть не уничтожило собственное оружие: ракеты.

Version 0.1.7b — 24 March 2021

Added

  • A/G CCRP mode.
  • A/G Ripple Pulses (RP) and Impact Separation (IS)
  • UFCP, throttle handle and stick textures.
  • UFCP VV/VAH format.
  • UFCP VV/VAH now syncs with CMFD ADHSI.
  • Livery template (by Cubeboy)
  • Argentina liveries (by GOA -Max)
  • Several UFCP format placeholders
  • Livery pack (by Urbi, gheoss)
  • Cold start training mission (by Rudel_chw)
  • Pylons are now removable
  • New external 3d model with new animations
  • New propeller animation
  • New suspension parameters
  • New external lights (working with AI)
  • Speed break now working
  • Livery pack download link included

Changed

  • A/G Weapon selection order (External Pylons > Internal Pylons > Ventral Pylon. Left first.)
  • Roll rate reduced.
  • VV/VAH default state is now off.
  • Cold Start ECS switch default position to MAN.
  • Cold Start Avionics Master switch default position to Off.
  • Cold Start Emer Speed Break switch default position to Normal.
  • Cold Start Flaps switch default position to Down.
  • Cold Start Rec switch default position to Stop.
  • Cold Start UFCP Brightness knob default position to Max Brt.
  • Cold Start EGI switch default position to Off.
  • Hot Air/Ground EGI switch default position to Nav.
  • Gear drag increased.
  • SFM parameters according to pilot feedbacks (PaKo, Leno, Malamem, EDAV, and others).

Fixes

  • FYT 0 selected when no route is pre-loaded on mission.
  • Warn and Caut lights now turns off when pressed.
  • UFCP Increase Brightness knob rotation to CW.
  • UFCP power source is now avionics master main dc bus.
  • BFI power source is now the backup battery.
  • Rearm / Refuel now sets Fuel Init quantity.
  • Battery and generator voltages.
  • Gear down mapping now working.
  • SJ JET and A/A or A/G RDY overlap.
  • CHMD NAV A/C TRK no longer oscillates when stopped.
  • FYT out of screen side.
  • UFCP joystick interaction points.
  • E/W buttons for coordinates.

Производство

Заключению контракта с фирмой Боинг на крупносерийное производство бомбардировщика В-29 (проект «345») явилось свидетельством её высокого авторитета у ВВС США. Этот авторитет был обеспечен успешными довоенными проектами тяжёлых самолётов фирмы Боинг, доведенными до крупносерийного производства (В-17, В-307) и накопленным опытом вариантного проектирования многочисленных перспективных инициативных разработок, в соответствии с изменяющимися требованиями заказчика (ВВС). Авторитет фирмы подкреплялся положительными отзывами о вариантных разработках модификаций крупносерийного бомбардировщика В-17 в направлении непрерывного повышения его боевых характеристик и первыми успехами массированного боевого применения бомбардировщиков В-17 на Европейском театре.

В марте 1942 года, по инициативе командования армейских ВВС США, с учётом увеличения заказа более чем на 1000 ед., для окончательной сборки бомбардировщиков В-29, кроме старого завода Boeing в Уичита (штат Канзас) и нового завода Boeing в Рентоне (штат Вашингтон), были дополнительно привлечены два предприятия принадлежащих крупным авиастроительным корпорациям: завод Bell-Atlanta в Мариэтте (штат Джорджия) — компании «Bell Aircraft Company», и завод Martin в Омахе (штат Небраска) — компании «Glenn L. Martin. С Glenn L» . Для производства агрегатов планера (крыло, мотогондолы, фюзеляж, оперение, шасси), были привлечены предприятия фирм-смежников: Chrysler, Hudson, Goodyear, Briggs, Murray и Cessna. Кроме того, для производства и поставок всех прочих комплектующих деталей и узлов для В-29 были задействованы предприятия по всей территории США:

  • В 1944 году планировалось после сворачивания выпуска бомбардировщиков В-17 в Сиэтле, организовать там выпуск самолетов в модифицированном варианте В-29С-ВО (заказ 5000 ед. с завершением войны аннулирован).
  • Завод Boeing в Уичита — с сентября 1943 по октябрь 1945 года, всего выпустил 1620 ед. в варианте В-29;
  • Завод Boeing в Рентоне выпускал только в варианте В-29А;
  • Завод Bell-Atlanta в Мариэтте — с февраля 1944 по январь 1945 года всего выпустил 357 ед. в варианте В-29, и перешёл на выпуск модифицированного варианта В-29В;
  • Завод Martin в Омахе — с середины 1944 по сентябрь 1945 года всего выпустил 536 ед. в варианте В-29.

Всего на всех предприятиях собрали и выпустили 3627 ед. В-29 всех основных вариантов: ХВ-29 — 3 ед., YB-29 — 14 ед., В-29, В-29А и В-29В.

Заказанный в 1944 году компании Боинг (как оказалось — завершающий модифицированный вариант — B-29D-BN, с установкой новых, более мощных моторов) — выпускался серийно с 1947 года — только заводом Boeing в Рентоне, под обозначением — В-50А-BN.

Серийное производство самолётов В-29 было развёрнуто на заводах Боинга в Сиэтле и Уичито, а также на заводах Мартин (Glenn L. Martin Company) и Белл (Bell Aircraft Co.). Всего было построено 3970 самолётов В-29 всех модификаций.

Детальное знакомство с самолетом В-29 «Superfortress»

Впервые о дальнем бомбардировщике, способном покрывать большие расстояния и нести большую бомбовую нагрузку, в американских военных кругах заговорили еще в довоенный период, весной 1938 года. С началом военных действий в Европе спецификация на новый самолет получила реальное продолжение. Разработкой проекта занималась компания Boing, которая уже имела к началу 1940 году готовый проект, получивший производственный индекс «модель 341». Планер имеет схему центроплана со свободнонесущим крылом. Корпус самолета цельнометаллический, собранный из алюминиевых листов и профильных конструкций. В конструкции машины массово использованы плексиглас, бронестекло и бронеплиты.

B-29 схема

Первоначальный проект был со временем измен, потребовалось увеличить оборонительные возможности будущего самолета и увеличить его бомбовую нагрузку. Бытует мнением, что увеличение грузоподъемности самолета связано с подготовкой машины в качестве носителя ядерного боеприпаса. Максимально допустимая бомбовая нагрузка доработанной версии составила 9 тонн. Итогом изменений стала «модель 345, на которой уже планировалось установить более мощные двигатели «Дуплекс Циклон». Вооружение бомбардировщика стрелково-пушечное, представленное 12 12.7 мм пулеметами и 20 мм пушками.

Новшеством конструкции стали выдвижные кормовые орудийные и пулеметные башни дистанционного управления. Каждый стрелок мог управлять не только вверенным ему орудием, но и вести огонь из других огневых точек. В продолжение традиции, кабину пилотов сделали герметичной. Все гидравлические и пневматические системы управления самолетом стали электрическими. В августе 1940 года компания Boing получила заказ на изготовление первых двух экземпляров. Прототипы нового самолета, получившие индекс XB-29, были готовы к осени 1942 года. После длительных полетных испытаний, сопровождающихся авариями и поломками, компания Boing все же получила летом 1943 года заказ на изготовление первой малой партии в количестве 14 машин, получивших индекс YB-29.

Сборка на заводе

Отдельного внимания заслуживает кабина пилотов, которая была разделена на три отдельных герметических отсека. Носовую и заднюю кабину соединял туннель. Для экипажа машины численностью 10-14 человек такое новшество было очень своевременным. В носовой, передней кабине размещалась основная часть экипажа, включая командира воздушного судна, штурмана, бомбардира и радиста. Задняя кабина используется для стрелков и была оборудована дистанционной системой управления турелями. На самолете устанавливались три фотокамеры, облегчающие фиксацию результатов полета.

Герметичные кабины значительно упрощали управление самолетом, и облегчали пребывание членов экипажа во время длительных перелетов. Во время полета экипаж мог находиться без кислородных масок. Наддув, осуществляемые внутренними компрессорами, обеспечивал нормальное давление внутри кабины и комфортную температуру.

Кабина В-29

Бомбовое вооружение В-29 «Суперфортресс» было самым разнообразным. Самолет мог принять в обычном варианте до 4,5 тонн авиационных бомб различных типов. Во время военных действий основная бомбовая нагрузка «летающих суперкрепостей» была представлена осколочными, фугасными и зажигательными бомбами. Самолет также был приспособлен для доставки к цели четырех бетонобойных боеприпасов массой 1,8 тонны.

Лётно-технические характеристики

B-29 был самым совершенным тяжёлым бомбардировщиком в 40-е годы. Ни один самолёт, созданный до войны, с ним соперничать не мог, а после войны на смену поршневым машинам уже приходили реактивные. В Королевских ВВС до принятия на вооружение реактивных бомбардировщиков использовали именно арендованные «Суперкрепости», а в СССР B-29 просто скопировали (переведя в метрические единицы измерения) и выпускали как Ту-4.

B-17G Flying Fortress B-29 Superfortress
Боевая нагрузка, кг 2300 (нормальная),7800 (с перегрузкой) 4546 (нормальная), 9072 (максимальная)
Крейсерская скорость, км\ч 293 467
Боевой радиус, км 3219 3413
Потолок, м 10850 12070

Даже базовая модификация «Суперкрепости» «на голову» превосходила самый совершенный B-17. Почти в два раза выросла нормальная бомбовая нагрузка, значительно возросла крейсерская скорость, навигационное и прицельное оборудование дополнили радаром. Герметичные кабины улучшили условия работы экипажа.

То, что страны, имеющие стратегическую авиацию, до массового перехода на реактивные самолёты использовали варианты B-29, позволяет говорить о том, что он был и самым лучшим бомбардировщиком с поршневыми двигателями.

Конечно, в Америке ещё создадут и будут использовать титанический B-36, но это будет уже попытка создать стратегический самолёт новой эпохи, используя старые технологии. “Суперкрепость” же, оставаясь самолётом своего времени, была достаточно хороша, чтобы встретить и начало реактивной эры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector