«ясень» и «борей»

Построенные корабли

Сравнительная оценка

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень», частично будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами.

«Сивулф» «Ясень» «Вирджиния» «Барракуда» «Астьют»
Годы постройки 1989 год—2004 год 1993 год—н.в. 1999 год—н.в. 2007 год—н.в. 2001 год—н.в.
Годы службы 1997 год—н.в. 2013 год—н.в 2004 год—н.в. 2010 год—н.в.
Построено 3 1 (8 план) 11 (30 план) 0 (6 план) 2 (7 план)
Водоизмещение надводное (т) 7460 8600 7080 4755 6500
Водоизмещение подводное (т) 9130 13800 7925 5300 7800
Число ТА / ПУ ракет 8 / — 10 / 8(32) 4 / 12 4 / — 6 / —

Представители проекта

Название Проект Зав. № Закладка Спуск В строю Флот Состояние Примечения
К-560 «Северодвинск» 855 160 21.12.1993 15.06.2010 17.06.2014 КСФ В строю
К-561 «Казань» 885М 161 24.07.2009 2016 год 2016 год н/д В постройке По данным на 7.05.2014 готовится к началу электромонтажных работ намеченных на конец 2014 года
К-573 «Новосибирск» 885М 161 26.07.2013 2017-2019(прогноз) н/д В постройке На 21.08.2014 успешно проведены гидравлические испытания прочного корпуса
«Красноярск» 885М 163 27.07.2014 2020(прогноз) н/д В постройке
н/д 885М н/д 2015-2016(прогноз) н/д Принято решение о строительстве.

В 50-м цехе Севмаша есть место только для закладки еще 2-х АПЛ, а в 55-м цеху место освободится не раньше 2016 года.

Описание конструкции

Планируемый облик лодки существенно отличается в различных источниках.

Лодка имеет полуторакорпусную конструкцию с лёгким корпусом только в носу и c надстройкой в районе ракетных шахт. Материал корпуса — маломагнитная сталь. На корпус нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность лодки и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов. В носовой части размещен гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной. По другим данным, АПЛ оснащена гидроакустическим комплексом «Аякс» с дополнительными антеннами по всему корпусу АПЛ. Занявшая всю носовую часть антенна не позволила традиционно расположить в носу торпедные аппараты, что является одной из наиболее заметных отличительных особенностей проекта.

Спасательная камера на лодке одна; в ней может поместиться весь экипаж. Численность экипажа, согласно данным из разных источников, составляет от 85 до 93 человек.

Назначение отсеков

расположение отсеков

Подводные лодки класса «Ясень» имеют прочный корпус, разделенный на отсеки, этим они не отличаются от всех прочих. Их девять, вот их список: 1-й – ЦКП. Кроме центрального командного поста здесь размещены спасательная камера, в которой в случае надобности корабль сможет покинуть экипаж, гидроакустический пост и выход в рубку. Торпедные аппараты, в отличие от предыдущих проектов, находятся позади этого отсека, уступив место главным «глазам» и «ушам» корабля – антенне, принимающей даже самые слабые сигналы и дающей исчерпывающую информацию об окружающей обстановке. Подводные лодки проекта 885 «Ясень» — самые «зрячие» корабли своего класса. 2-й – торпедный, отсюда заряжаются ТА, сами подводные снаряды, а также вспомогательное оборудование и электроприводы внешних выдвижных устройств. 3-й, четырехпалубный, насыщен приборами, оборудованием общекорабельного назначения (генераторами, охладителями, балластными насосами и пр.) 4-й – бытовой, здесь расположены кубрики и каюты экипажа, кают-компания, столовые, медпункт и другие помещения, обеспечивающие нормальные условия во время долгих дальних походов. 5-й отсек называется ракетным. Помимо грозного оружия, как указано выше, здесь есть и балластные цистерны. 6-й — реакторный, помимо энергоустановки, снабжен вспомогательной цистерной для компенсации пускового импульса. 7-й отсек называется турбинным. Это место, в котором раскаленный пар отдает свою энергию валу гребного винта. Еще здесь расположены 5 ЦГБ. В 8-м сосредоточено механическое оборудование, а также есть люк аварийно-спасательного назначения. 9-й отсек называется румпельным. В переводе с морского языка это означает, что здесь происходит управление горизонтальными и вертикальными рулями посредством гидравлических приводов.

Реактор

В шестом отсеке находится «сердце» корабля, атомный реактор. Именно здесь выделяется огромное количество тепловой энергии, разогревающей пар, вращающий турбины. Подводные лодки проекта «Ясень» оснащены особой энергетической установкой, построенной по интегрально-моноблочной схеме. Благодаря этому все тепловыделения, происходящие в первом контуре (непосредственно контактирующем с тепловыделяющими элементами) локализованы, и длинные трубопроводы вести никуда не нужно. Установка компактна, ее мощность составляет двести мегаватт, и она меньше «фонит» (это уже вопрос скрытности). Реактор очень надежен, это требование диктуется затрудненным доступом к его зонам, срок гарантированной эксплуатации установлен временем не менее тридцати лет.

ТТХ Проект 885 «Ясень»

ПЛ «Северодвинск»

10.12.1993 г. зачислена в списки кораблей ВМФ.
21.12.1993 г. заложена в торжественной обстановке.
1995 г. есть данные о спуске на воду.
1996 г. приостановление всех видов работ.

Тактико-технические характеристики Проект 885 «Ясень»

Водоизмещение нормальное, т.  8600
Водоизмещение полное , т. 13000
Длина, м 139,2
Ширина, м 13
Осадка, м 9,4
Скорость в подводном положении, узлов 28–33
Глубина погружения рабочая, м 520
Глубина погружения предельная, м 600
Экипаж, чел. 85-93

Вооружение ракетное: 24 ПКР «Оникс» (3 ракеты в шахте), возможно применение СКР, ЗУР подводного пуска, сверхмалых ПЛ-роботов.
Вооружение торпедное: 8 ТА калибра 533 и 650 мм. 30 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин.

«Ясень» VS «Вирджиния»

Российская АПЛ серии «Ясень-М» в целом сопоставима с американской атомной подлодкой четвертого поколения класса Virginia SSN-774. Поэтому интересно рассмотреть преимущества или недостатки отечественной субмарины на фоне заокеанского конкурента. Первое, что отмечают специалисты, – «Ясень» явно выигрывает у «американца» по параметру «цена-качество». По предварительным оценкам, серийный «Ясень-М» будет обходиться бюджету в 50 млрд рублей ($1,6 млрд), тогда как «Вирджиния» стоит $2,8 млрд.

«Ясень-М» – типичный перехватчик, который, развивая скорость в 31 узел, способен настичь даже самые быстрые эсминцы, крейсеры и авианосцы. Скорость подводного хода «Вирджинии» выше – 34 узла, однако ее больше интересуют не надводные суда – она предназначена для борьбы с субмаринами и для прибрежных операций. В глубине погружения выигрывает «Ясень» с его 600 метрами, «Вирджиния» не дотягивает до этого показателя 110 метров.

АПЛ «Ясень» гораздо крупнее своего «штатовского» визави: почти 14 000 тонн подводного водоизмещения против 8000 тонн, габариты – 130 х 13 метров против 115 х 10.5 метров. Однако если российская подлодка вмещает до 90 членов экипажа, то американская – до 134.

О гидроакустике «Ясеня» нет достоверной информации. По некоторым данным, на российской подлодке установлен гидроакустический комплекс МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055», по другим – в носу субмарины смонтирована антенна гидроакустического комплекса «Лира». В любом случае он способен засечь подводный корабль противника в радиусе 320 км. «Вирджиния» заметит подлодку если она находится не дальше 160 километров.

Американская подлодка оснащена 14-ю высокоточными крылатыми ракетами «Томагавк», которые уже показали свои боевые качества во многих военных конфликтах с участием США. Их главное достоинство – умение менять цель непосредственно в полете. Кроме того, на вооружении «Вирджинии» значатся противокорабельные ракеты «Гарпун» с осколочно-фугасной боевой частью, способные настигнуть любую цель на расстоянии до 220 километров и дистанционно управляемые торпеды Mark 48, от которых крайне сложно уклониться.

Главная огневая мощь «Ясеней» – 40 сверхзвуковых крылатых ракет П-800 «Оникс», среди достоинств которых – загоризонтная дальность стрельбы, полная автономность боевого применения и малозаметность для РЛС противника. По заявлению военных, модернизированная российская субмарина также способна будет применять перспективные гиперзвуковые ракеты «Циркон» и новые сверхзвуковые ракеты «Калибр» с дальностью полета 4500 километров. Эксперты считают, что одним залпом «Ясень-М» способен пустить ко дну любой авианосец.

Полтора корпуса – это как?

Обычная ПЛ, атомная или дизельная, построенная по классической компоновке, состоит из прочного корпуса, содержащего все необходимое для выполнения боевых задач, и легкой оболочки, прикрывающей балластные цистерны. Есть, конечно, и многокорпусные подводные крейсера («Акула», например), но они очень большие и дорогие, поэтому их использование узкоспециализировано, а задача состояла как раз в создании многоцелевого корабля. По оригинальной схеме построен проект «Ясень». Подводная лодка имеет полтора корпуса. Что это значит? Разумеется, урезать прочный корпус нельзя, в нем находятся все вооружения, механизмы и машины, приборы управления, атомный реактор, и много всего другого, включая экипаж. А вот с внешней оболочкой инженеры из КБ «Малахит» поступили смело. Им прикрыта только носовая часть корабля, не считая надстройки над ракетными шахтами. Передняя цистерна главного балласта расположена в межкорпусном пространстве, еще десять распределены следующим образом: 5 ЦГБ расположены в седьмом отсеке и 4 (плюс дополнительная, предназначенная для быстрого погружения) в пятом, ракетном. Емкости, заполняемые воздухом или водой, занимают кольцевое пространство, окаймляя оборудование и вооружения. Но особенностями компоновки корабелы не ограничились.

«Уникальная конструкция»

Проект «Ясень» был разработан в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина. История его создания была непростой.

В конце 1970-х годов советское руководство поставило перед оборонным комплексом задачу разработать концепцию подводной лодки четвёртого поколения. Соответствующее задание получили конструкторские бюро (КБ) «Малахит», «Рубин» (Санкт-Петербург) и «Лазурит» (Нижний Новгород).

При этом все три КБ пошли разными путями. «Рубин» сконцентрировался на создании субмарины с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» занимался разработкой противолодочной АПЛ. КБ «Малахит», в свою очередь, предложил концепцию многоцелевой подводной лодки.

Впоследствии было принято решение объединить все три проекта в один на базе наработок «Малахита». Так и родился проект «Ясень».

Опытно-конструкторские работы были завершены в начале 1990-х, а в 1993 году на «Севмаше» был заложен головной корабль проекта 885 — «Северодвинск».

Однако из-за экономических трудностей того периода его строительство растянулось на долгие 20 лет. В 1996 году работы над «Северодвинском» и вовсе были заморожены, несмотря на то что как раз к этой дате его планировалось спустить на воду.

  • Атомная подводная лодка «Северодвинск»

«Прежде всего это связано с трудностями, которые испытывало государство в те годы. Не было средств на развитие этого проекта. Сегодня все проблемы преодолены, есть государственная программа вооружений, в рамках которой выделяются достаточно серьёзные средства, для того чтобы Россия наверстала упущенное и компенсировала провал, который был в 1990—2000-х годах», — рассказал в интервью RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.

В свою очередь, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков отметил, что на сроки повлияла также и сложность проекта.

Также по теме


«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

«Подводная лодка имеет уникальную конструкцию, позволяющую ей погружаться на большую глубину. Также на ней размещены новейшие радиоэлектронные средства, уникальные водомётные движители, которые обеспечивают малошумное движение. Чтобы добиться таких параметров, необходимо проделать серьёзную и большую работу. Быстро это осуществить нельзя», — пояснил Сивков в интервью RT.

Работы над проектом возобновились лишь в начале 2000-х. К тому моменту часть оборудования подлодки уже успела устареть, поэтому в проект пришлось вносить серьёзные изменения, что также сдвинуло сроки окончания строительства.

Помимо этого, возникли проблемы и с производством комплектующих, так как часть выпускавших их заводов после распада СССР оказались на территории независимых государств.

В результате «Северодвинск» был спущен на воду только в 2010 году — на 14 лет позднее запланированного срока. Ещё четыре года длились испытания и доработка лодки, после которых в июле 2014 года она была принята в состав Северного флота.

После завершения работ по строительству «Северодвинска» все последующие корабли, включая «Казань», создавались по обновлённому проекту 885М или «Ясень-М». От исходной версии он отличается доработанным и более современным оборудованием, изменённой формой обводов корпуса и пониженным уровнем шумности, что, как отмечают эксперты, для подлодок критически важный параметр.  

Также стоит отметить, что все подводные лодки этого проекта оснащаются исключительно российскими комплектующими — от кооперации с заводами, которые остались на территории постсоветских республик, было решено отказаться.

26 июля 2013 года на стапелях «Севмаша» была заложена третья лодка проекта «Ясень-М» — «Новосибирск». Её строительство ведётся в интересах Тихоокеанского флота РФ. Спуск на воду данной субмарины был осуществлён 25 декабря 2019 года.

  • Церемония спуска на воду АПЛ «Новосибирск»

В 2014—2017 годах были заложены ещё четыре подводные лодки такого класса: «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

В 2020 году началось строительство сразу двух субмарин проекта 885М — «Воронеж» и «Владивосток». За торжественной церемонией закладки новых судов в режиме видеоконференции наблюдал президент России Владимир Путин

В своём выступлении он отметил исключительную важность Военно-морского флота в обеспечении безопасности России и поблагодарил корабелов за добросовестный труд

Очередная ошибка планирования?

Прочитав эти строчки, уважаемый читатель, наверное, совершенно уверен в том, что автор сейчас в который уже раз обрушится с критикой на МО РФ. Но… не в этом случае.

Во-первых, у нас, по всей видимости, и выбора-то никакого не было. Как уже говорилось ранее, универсальную МАПЛ стали разрабатывать еще в СССР и к моменту его распада это был наиболее современный проект из имеющихся. Создание нового проекта в 2000-х годах обещало затянуться если не до бесконечности, то очень надолго, в то время как «дикие 90-е» и финансирование флота «в год по чайной ложке» в период 2000-2010 гг. привели к обвальному сокращению МАПЛ в составе ВМФ РФ. Ждать еще, ничего не делать до разработки оптимального для ВМФ проекта, было просто нельзя и граничило с преступлением. Мы и так уже «дореформировались» до состояния, когда на весь Тихоокеанский флот в какой-то момент осталась всего 1 (ОДНА) многоцелевая АПЛ типа «Щука-Б».

Во-вторых, многие новинки, которые получил «Ясень-М», следовало бы испытать в металле, прежде чем браться за создание более продвинутых аналогов для новейшей МАПЛ.

В-третьих, в 2011-2020 гг. РФ предстояло реанимировать производственные мощности по постройке подводного флота. Если мы вообще хотели (а мы хотели) сохранить эту отрасль, требовалось заказывать многоцелевые АПЛ, причем – срочно. И единственным проектом, который можно было оперативно «довести до ума» и до закладки как раз и был «Ясень-М».

В-четвертых, появление «белых слонов» — то есть строительство ограниченной серии атомных подводных «суперкрейсеров» предельных характеристик, по крайней мере в теории, неплохо вписывается в концепцию ВМФ РФ.

История

Подводные лодки типа «Ясень» проектировало Центральное конструкторское бюро « Малахит» , созданное на базе СКБ-143 и ЦКБ-16. Работы по первоначальному проекту планировалось начать в 1977 году и завершить в 1985 году. «Малахит» — один из трех советских / российских центров проектирования подводных лодок, наряду с ОКБ «Рубин» и ЦКБ «Лазурит» .

Строительство первой подводной лодки началось 21 декабря 1993 года, ее спуск на воду намечен на 1995 год, а ввод в эксплуатацию — на 1998 год. Однако реализация проекта была отложена из-за финансовых проблем, и в 1996 году выяснилось, что работы на подводной лодке полностью прекратились. В некоторых сообщениях говорилось, что по состоянию на 1999 год подводная лодка была укомплектована менее чем на 10 процентов. В 2003 году проект получил дополнительное финансирование, и работы по доводке лодки продолжились.

В 2004 году сообщалось, что работа над подводной лодкой продвигается, но из-за приоритета, отданного новым ПЛАРБ класса «Борей» , головная часть класса « Северодвинск» будет готова не раньше 2010 года. Военно-промышленная комиссия Владислав Путилин заявил, что две подводные лодки типа «Ясень» должны поступить в состав ВМФ до 2015 года.

24 июля 2009 года начались работы на второй подводной лодке « Казань» . 26 июля командование ВМФ России объявило, что с 2011 года будет закладываться по одной многоцелевой подводной лодке ежегодно, хотя и не обязательно этого класса.

В августовском отчете Управления военно-морской разведки США за 2009 год подводные лодки класса «Ясень» были оценены как самые тихие или наименее обнаруживаемые из современных российских и китайских атомных подводных лодок, но при этом говорилось, что они все еще не так тихи, как современные подводные лодки ВМС США (например, Seawolf и классы Вирджинии ).

В апреле 2010 года сообщалось, что спуск на воду первой лодки 7 мая был отложен по «техническим причинам». Тогда на сентябрь 2011 года были запланированы спуск первой подлодки и начало ходовых испытаний.

Церемония спуска российской подводной лодки » Северодвинск» .

К-329 « Северодвинск» отправился в свой первый рейс в сентябре 2011 года для проведения ходовых испытаний.

9 ноября 2011 года Россия подписала контракт на поставку еще четырех подводных лодок класса «Ясень» до 2016 года.

26 июля 2013 года была заложена третья подводная лодка « Новосибирск» .

30 декабря 2013 года Северодвинск был передан ВМФ России. Церемония поднятия флага прошла 17 июня 2014 года по случаю ввода его в состав ВМФ России.

В октябре 2014 года один из высших офицеров подводных лодок ВМС США контр-адмирал Дэйв Джонсон, руководитель программы (PEO) командования подводных лодок военно-морского флота, сказал: «Мы столкнемся с серьезными потенциальными противниками. Достаточно только взглянуть на «Северодвинск» , российская версия атомной подводной лодки с управляемыми ракетами (ПЛАРБ) . Я настолько впечатлен этим кораблем, что попросил Кардерока построить модель на основе несекретных данных «.

Согласно 60 Minutes , неназванные представители Пентагона заявили, что Северодвинск во время своего первого развертывания «ускользнул в Атлантический океан и в течение нескольких недель уклонялся от всех попыток найти ее» летом 2018 года.

Ходили слухи, что Казань будет активна вместе с пятью другими атомными подводными лодками в северной части Атлантического океана весной 2020 года, однако, возможно, она действительно находилась на ходовых испытаниях с тех пор, как была введена в эксплуатацию в мае 2021 года.

4 октября 2021 года в Северодвинске были произведены два испытательных пуска ракеты «Циркон» с надводной и подводной позиции. Спуски прошли из Белого в Баренцево море и прошли успешно.

Сравнительная оценка

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень» частично будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами.

«Сивулф» «Ясень» «Вирджиния» «Барракуда» «Астьют»
Внешний вид
Годы постройки 1989 год—2004 год 1993 год—н.в. 1999 год—н.в. 2007 год—н.в. 2001 год—н.в.
Годы службы 1997 год—н.в. 2013 год—н.в. 2004 год—н.в. 2010 год—н.в.
Построено 3 1 (7 план) 16 (30 план) 0 (6 план) 3 (7 план)
Водоизмещение надводное (т) 7460 8600 7080 4755 6500
Водоизмещение подводное (т) 9130 13800 7925 5300 7800
Число / ПУ ракет 8 / — 10 / 8(32) 4 / 12 4 / — 6 / —

Единицы

Курсивом указаны оценки

# Имя Проект Положил Запущен Введен в эксплуатацию Флот Положение дел Примечания
К-560 Северодвинск 885 21 декабря 1993 г. 15 июня 2010 г. 30 декабря 2013 г. Северный Активный
К-561 Казань 885M 24 июля 2009 г. 31 марта 2017 г. 5 мая 2021 г. Северный Активный Акт приемки подписан 5 мая 2021 года, церемония вручения состоится 7 мая 2021 года.
К-573 Новосибирск 885M 26 июля 2013 г. 25 декабря 2019 г. 4 квартал 2021 года Тихоокеанский регион В ходовых испытаниях 21 августа 2014 года завершились гидравлические испытания корпуса. Ходовые испытания судостроителя начались в июле 2021 года.
К-571 Красноярск 885M 27 июля 2014 г. 30 июля 2021 г. Конец 2022 г. Тихоокеанский регион Отделка 23 января 2017 года он успешно завершил гидравлические испытания корпуса.
К-564 Архангельск 885M 19 марта 2015 г. К 2021 году? 2022 г. Северный В разработке
К-ххх Пермь 885M 29 июля 2016 г. К 2021 году? 2023 г. Тихоокеанский регион В разработке
К-ххх Ульяновск 885M 28 июля 2017 г. 2024 г. Северный В разработке
К-ххх Воронеж 885M 20 июля 2020 г. 2027 г. Северный В разработке Оборудовать крылатыми ракетами « дальностью 4500 км .
К-ххх Владивосток 885M 20 июля 2020 г. 2028 г. Тихоокеанский регион В разработке Оборудовать крылатыми ракетами «Калибр-М» дальностью 4500 км.

«Великий уравнитель»

Намерение России оснастить гиперзвуковыми ракетами морского базирования свои новейшие подводные лодки и корабли привлекло внимание западных военно-политических СМИ. Так, портал Military.com отметил, что американские ПРО морского базирования не смогут перехватить «Цирконы» на пути к цели

Military.com также указывает, что вооружённые такими ракетами малые ракетные корабли типа «Буян» смогут нести до 25 «Цирконов» и будут представлять серьёзную угрозу для авианосцев ВМС США.

«На то, чтобы потопить даже самый современный американский авианосец, такой как USS Gerald R. Ford, потребуется менее полудюжины этих ракет», — пишет издание.

В свою очередь, издание The National Interest в своём материале назвало ракету «Циркон» «великим уравнителем».

  • Материал The National Interest «Великий уравнитель. Знакомьтесь: российская гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон»

«Нести пусковую установку будет, по всей видимости, российская АПЛ, предназначенная для запуска крылатых ракет, усовершенствованная подлодка проекта «Ясень» — самая современная и продвинутая в ВМФ России. Корпус усовершенствованной подлодки проекта «Ясень» изготовлен из немагнитной или маломагнитной стали, что значительно уменьшает или совершенно убирает её магнитную сигнатуру», — пишет The National Interest.

Напомним, что подлодки проекта «Ясень» и его новейшей модернизации «Ясень-М» являются многоцелевыми АПЛ четвёртого поколения, предназначенными для поражения боевых надводных кораблей, транспортных средств, подводных лодок и наземных объектов противника. «Ясени» оснащены вертикальными пусковыми установками, которые обеспечивают возможность залповой стрельбы высокоточными крылатыми ракетами.

АПЛ «Казань» проекта 885М «Ясень-М», о которой упомянул контр-адмирал Александр Заренков, вошла в состав российского флота в мае 2021 года. 

Также по теме


Универсальный корабль: как усилилась боевая мощь фрегата «Маршал Шапошников» после модернизации

Фрегат ВМФ России «Маршал Шапошников» завершил заводские испытания после модернизации и вошёл в состав сил постоянной готовности…

The National Interest также отмечает, что вооружённые «Цирконами» новейшие российские подлодки будут представлять большую опасность для любых кораблей и целей потенциального противника.

«Считается, что боевой нагрузкой «Циркона» будут обычные взрывчатые вещества, но это едва ли имеет значение. При скорости 5 Махов и более кинетическая энергия такова, что, будь боеголовка даже залита бетоном, она создаст масштабный взрыв при попадании в землю или пробьёт огромную дыру при попадании в авианосец», — заключает издание.

Как отметил военный эксперт Алексей Леонков, появление в ВМФ России подлодок, оснащённых гиперзвуковыми ракетами морского базирования, обеспечит защиту России от так называемого мгновенного глобального удара, заложенного в военную доктрину США.

«Как известно, основными силами в стратегии глобального мгновенного удара являются Военно-морские силы США и блока НАТО, поэтому чем дальше эти силы будут находиться от российских границ, тем лучше. Как раз такое сдерживание обеспечивает ракета «Циркон» с дальностью поражения цели до 1000 км», — отметил эксперт.

На момент её создания учитывались все факторы возможного противодействия со стороны сил вероятного противника, в частности их комплексы противовоздушной и противоракетной обороны, подчеркнул Алексей Леонков.

«Это оружие было разработано на основе ракет «Оникс» и стало следующей ступенью их эволюционного развития. Для этих ракет используются универсальные пусковые установки, которые могут запускать как ракеты «Циркон», так и противокорабельные ракеты «Оникс» и «Калибр». Такими установками будут оснащаться все новые корабли, подводные лодки 885М «Ясень-М», а также корабли Военно-морского флота России, которые в ближайшее время пройдут модернизацию», — рассказал Леонков.

Оснащение подлодок 885М «Ясень-М» с пониженной заметностью гиперзвуковым оружием на несколько порядков повысит боевые возможности российского флота, пояснил в беседе с RT военный эксперт, директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов.

Это достаточно серьёзная угроза, которую невозможно решить системами ПВО и ПРО, подчеркнул Юрий Кнутов.

«Это прорывные технологии, которые позволяют России за счёт небольшого количества ультрасовременных подводных лодок, вооружённых высокоточным оружием пятого поколения, сдерживать вражеский флот на большом расстоянии от российских берегов», — заключил эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector