Подводные лодки проекта 885 «ясень»

«Уникальная конструкция»

Проект «Ясень» был разработан в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит» имени академика Н.Н. Исанина. История его создания была непростой.

В конце 1970-х годов советское руководство поставило перед оборонным комплексом задачу разработать концепцию подводной лодки четвёртого поколения. Соответствующее задание получили конструкторские бюро (КБ) «Малахит», «Рубин» (Санкт-Петербург) и «Лазурит» (Нижний Новгород).

При этом все три КБ пошли разными путями. «Рубин» сконцентрировался на создании субмарины с противокорабельными крылатыми ракетами, «Лазурит» занимался разработкой противолодочной АПЛ. КБ «Малахит», в свою очередь, предложил концепцию многоцелевой подводной лодки.

Впоследствии было принято решение объединить все три проекта в один на базе наработок «Малахита». Так и родился проект «Ясень».

Опытно-конструкторские работы были завершены в начале 1990-х, а в 1993 году на «Севмаше» был заложен головной корабль проекта 885 — «Северодвинск».

Однако из-за экономических трудностей того периода его строительство растянулось на долгие 20 лет. В 1996 году работы над «Северодвинском» и вовсе были заморожены, несмотря на то что как раз к этой дате его планировалось спустить на воду.

  • Атомная подводная лодка «Северодвинск»

«Прежде всего это связано с трудностями, которые испытывало государство в те годы. Не было средств на развитие этого проекта. Сегодня все проблемы преодолены, есть государственная программа вооружений, в рамках которой выделяются достаточно серьёзные средства, для того чтобы Россия наверстала упущенное и компенсировала провал, который был в 1990—2000-х годах», — рассказал в интервью RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.

В свою очередь, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков отметил, что на сроки повлияла также и сложность проекта.

Также по теме


«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

«Подводная лодка имеет уникальную конструкцию, позволяющую ей погружаться на большую глубину. Также на ней размещены новейшие радиоэлектронные средства, уникальные водомётные движители, которые обеспечивают малошумное движение. Чтобы добиться таких параметров, необходимо проделать серьёзную и большую работу. Быстро это осуществить нельзя», — пояснил Сивков в интервью RT.

Работы над проектом возобновились лишь в начале 2000-х. К тому моменту часть оборудования подлодки уже успела устареть, поэтому в проект пришлось вносить серьёзные изменения, что также сдвинуло сроки окончания строительства.

Помимо этого, возникли проблемы и с производством комплектующих, так как часть выпускавших их заводов после распада СССР оказались на территории независимых государств.

В результате «Северодвинск» был спущен на воду только в 2010 году — на 14 лет позднее запланированного срока. Ещё четыре года длились испытания и доработка лодки, после которых в июле 2014 года она была принята в состав Северного флота.

После завершения работ по строительству «Северодвинска» все последующие корабли, включая «Казань», создавались по обновлённому проекту 885М или «Ясень-М». От исходной версии он отличается доработанным и более современным оборудованием, изменённой формой обводов корпуса и пониженным уровнем шумности, что, как отмечают эксперты, для подлодок критически важный параметр.  

Также стоит отметить, что все подводные лодки этого проекта оснащаются исключительно российскими комплектующими — от кооперации с заводами, которые остались на территории постсоветских республик, было решено отказаться.

26 июля 2013 года на стапелях «Севмаша» была заложена третья лодка проекта «Ясень-М» — «Новосибирск». Её строительство ведётся в интересах Тихоокеанского флота РФ. Спуск на воду данной субмарины был осуществлён 25 декабря 2019 года.

  • Церемония спуска на воду АПЛ «Новосибирск»

В 2014—2017 годах были заложены ещё четыре подводные лодки такого класса: «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».

В 2020 году началось строительство сразу двух субмарин проекта 885М — «Воронеж» и «Владивосток». За торжественной церемонией закладки новых судов в режиме видеоконференции наблюдал президент России Владимир Путин

В своём выступлении он отметил исключительную важность Военно-морского флота в обеспечении безопасности России и поблагодарил корабелов за добросовестный труд

Представление участников

С американской стороны: атомная подводная лодка типа «Вирджиния». Субмарины этого типа делают для ВМС США с 1999 года, головная — SSN-774 Virginia — вошла в строй в 2004 году. За прошедшие 13 лет флоту передали 15 лодок трёх серий, четыре находятся на разных стадиях постройки. В общей сложности планируется построить 48 субмарин, 33 из них — до 2030 года. Они должны полностью заменить в составе флота подлодки типа «Лос-Анджелес» и «усовершенствованный Лос-Анджелес» 1970-1990-х годов.


USS Virginia (SSN-774)

«Вирджиния» — многоцелевая подлодка, но её основное назначение — борьба с подводными целями и проведение специальных операций.

С российской стороны: атомная подводная лодка проекта 885 (шифр «Ясень»). Головной «Ясень» был заложен ещё в 1993 году, но работы практически сразу встали из-за недофинансирования. Строительство возобновилось уже во второй половине 2000-х годов после коренной переработки проекта под новое оборудование и вооружение. Атомный подводный крейсер К-560 «Северодвинск» спустили на воду в 2010 году и передали флоту в 2014-м. Заложенная в 2009 году АПЛ К-561 «Казань» в настоящее время проходит испытания. Ещё пять субмарин, заложенные в 2013-17 гг., находятся на различных стадиях постройки — их передадут флоту в 2019–2023 годах.


К-560 «Северодвинск» (фото: Олег Кулешов)

«Ясень» — тоже многоцелевая лодка, но её главная задача — борьба с надводными кораблями противника и уничтожение наземных целей крылатыми ракетами разных типов.

Сравнивать участников конкурса будем по нескольким основным параметрам: скрытность, ударные возможности, мобильность и энерговооружённость, уровень бортовых систем, способность выполнять различные задачи, комфорт для экипажа и, конечно, серийность.

Поехали.

Универсальное судно

АПЛ К-572 «Новосибирск», представляющая уже четвертое поколение российских атомных подводных лодок, стала третьей субмариной проекта 885 «Ясень», спущенной на воду. 15 июня 2010 года на воду была спущена АПЛ К-560 «Северодвинск», 31 марта 2017 года – АПЛ К-561 «Казань». Модернизация «Ясеня» началась уже с «Казани», которая первая в наименовании проекта получила букву «М». Однако «Новосибирск», по замыслу военных, будет первой подлодкой проекта 885 «Ясень-М», переданной в ВМФ. Информация о том, чем модернизированные образцы будут отличаться от «Северодвинска» не раскрывается, известно лишь что новые подлодки на 9 метров короче предшественницы.

Изначально планировалась постройка 30 субмарин этой серии, впоследствии пришли к решению, что на верфях «Севмаша» будет заложено лишь восемь АПЛ «Ясень-М». Все они начнут поступать на вооружение ВМФ РФ со второй половины 2020 года. Министерство обороны России рассчитывает, что группировка этих подлодок станет основой новых ударных сил подводного флота России.

«Ясени» должны заменить несколько серий АПЛ, поостренных в 1970-80-х годах: это проекты 705(К) «Лира», 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Первые свои очертания АПЛ четвертого поколения получили еще в 1977 году. В планах было создание многоцелевого подводного крейсера, способного решать максимально широкий спектр задач. Проектировщиком новой серии АПЛ выступило Ленинградское конструкторское бюро «Малахит», главным конструктором стал Владимир Николаевич Пялов, известный специалист в области подводного кораблестроения.

Работа над четвертым поколением АПЛ шла тяжело, с большими перерывами: сначала проект замораживали в 80-х, потом в 90-х. Вернулись к работам лишь в 2004 году, но уже ориентируясь на значительно переработанный вариант. В нем впервые увидели свет многие технические решения, до тех пор не применявшиеся в отечественном судостроении.

Универсальные АПЛ «Ясень-М» созданы исключительно из российских комплектующих. Известны следующие параметры подводных крейсеров: длина составляет 130 м, наибольшая ширина – 13 м, высота – более 9 м. Надводное водоизмещение судна 8600 т, подводное – 13 800 т. Мощность водяного атомного реактора «ОК-650В» – 190 МВт. Субмарина способна развивать скорость до 60 км/ч и плавать на глубине до 600 метров. Численность экипажа 90 человек, длительность автономного плавания – около 100 суток.

По заверениям разработчиков, атомный реактор нового поколения сможет значительно повысить надежность работы энергосистемы подлодки. Срок его службы без перезарядки достигает 25-30 лет, что сопоставимо с периодом жизни самой субмарины. Особенность силовой установки в том, что проводка теплоносителя первого контура расположена в корпусе реактора – это многократно снижает вероятность аварии и радиоактивного облучения экипажа. Созданная специально для АПЛ 885 проекта информационно-управляющая система контроля уровня радиоактивного излучения оповестит экипаж в случае превышения нормы.

На атомоходах серии «Ясень-М» размещены 8 торпедных аппаратов (на серии «Ясень» их 10) 553-мм калибра. На вооружении модернизированного варианта подлодки стоят новейшие крылатые ракеты «Калибр» (50 единиц) и «Оникс» (40), а в дальнейшем планируется оснастить субмарину гиперзвуковым оружием – 40 ракетами «Циркон». Кроме того, «Ясень-М» вооружен глубоководными тепловыми самонаводящимися торпедами (30), вместо которых возможно размещение на борту глубоководных мин.

Оценивая свое детище, генеральный директор Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев отметил, что «этот корабль носит универсальный характер, он позволяет успешно бороться с надводными кораблями, с группировками надводных кораблей, с подводными лодками, позволяет наносить удары по береговым объектам».

Важной отличительной чертой подлодок серии «Ясень-М» является их малошумный ход. Это возможно самая малошумная субмарина в мире

Ее корпус изготовлен из маломагнитной стали (требования к такому материалу связаны с ужесточением норм по вопросам безопасности, надежности и экологичности) – в носовой части он словно вложен в футляр из специального легкого сплава. Тем самым конструкторы усилии обтекаемость лодки и уменьшили ее подводный шум. В дополнение корпус «Ясеней» обложен шумогасящей резиной, которая мешает гидролокаторам противника обнаружить довольно габаритное подводное судно.

Радиоэлектроника и гидроакустика

В этом вопросе обе лодки близки.

Цифровые интегрированные системы боевого управления открытой архитектуры с графическими интерфейсами, гидроакустические комплексы с носовыми антеннами большой площади, протяжённые конформные антенны по бортам, буксируемые антенны и т. д, и т. п, и др.

Оборудование обоих типов лодок регулярно совершенствуется, при этом оно уже доказывало работоспособность, причём не только на испытаниях. Есть и свои фишки — например, «Вирджиния» не имеет традиционного перископа. Вместо этого на подлодке установили штангу с видеокамерами. Видеокамеры есть и у «Ясеня», но оптический канал остался. Кроме того, управление лодкой в целом на «Ясене» значительно более автоматизировано — что традиционно для отечественных атомных субмарин начиная с 1960-70-х годов.

Рейтинг:

«Ясень» — 5 «Вирджиния» — 4,5

Серийность

Здесь-то собака и пороется.

Как уже сказано,Вирджиний» американцы хотят наклепать 48 штук.Ясени» ограничат семью корпусами к 2022-23 году(хотя могут добавить заказ ещё на три-четыре лодки). Впрочем, в большом количестве их и не собирались делать. Массово будут строить многоцелевую лодку следующего поколения, более компактную и не столь впечатляющую по арсеналу. Какой она окажется? Когда узнаем — напишем новый сравнительный отчёт.

Рейтинг:

Ясень» — 3Вирджиния» — 5

Итоговый рейтинг:

Ясень» — 31,5Вирджиния» — 29,5

Близко? Как посмотреть. Главное достоинство американской лодки — массовость, и здесь, конечно,Ясень»Вирджинии» не конкурент. С другой стороны, должен ли люксовый седан быть таким же массовым, как малолитражка? Свою крупносерийную лодку ВМФ России ещё получит, и, конечно, её мы тоже оценим.

Спорить будем?

История

Подводные лодки типа «Ясень» проектировало Центральное конструкторское бюро « Малахит» , созданное на базе СКБ-143 и ЦКБ-16. Работы по первоначальному проекту планировалось начать в 1977 году и завершить в 1985 году. «Малахит» — один из трех советских / российских центров проектирования подводных лодок, наряду с ОКБ «Рубин» и ЦКБ «Лазурит» .

Строительство первой подводной лодки началось 21 декабря 1993 года, ее спуск на воду намечен на 1995 год, а ввод в эксплуатацию — на 1998 год. Однако реализация проекта была отложена из-за финансовых проблем, и в 1996 году выяснилось, что работы на подводной лодке полностью прекратились. В некоторых сообщениях говорилось, что по состоянию на 1999 год подводная лодка была укомплектована менее чем на 10 процентов. В 2003 году проект получил дополнительное финансирование, и работы по доводке лодки продолжились.

В 2004 году сообщалось, что работа над подводной лодкой продвигается, но из-за приоритета, отданного новым ПЛАРБ класса «Борей» , головная часть класса « Северодвинск» будет готова не раньше 2010 года. Военно-промышленная комиссия Владислав Путилин заявил, что две подводные лодки типа «Ясень» должны поступить в состав ВМФ до 2015 года.

24 июля 2009 года начались работы на второй подводной лодке « Казань» . 26 июля командование ВМФ России объявило, что с 2011 года будет закладываться по одной многоцелевой подводной лодке ежегодно, хотя и не обязательно этого класса.

В августовском отчете Управления военно-морской разведки США за 2009 год подводные лодки класса «Ясень» были оценены как самые тихие или наименее обнаруживаемые из современных российских и китайских атомных подводных лодок, но при этом говорилось, что они все еще не так тихи, как современные подводные лодки ВМС США (например, Seawolf и классы Вирджинии ).

В апреле 2010 года сообщалось, что спуск на воду первой лодки 7 мая был отложен по «техническим причинам». Тогда на сентябрь 2011 года были запланированы спуск первой подлодки и начало ходовых испытаний.

Церемония спуска российской подводной лодки » Северодвинск» .

К-329 « Северодвинск» отправился в свой первый рейс в сентябре 2011 года для проведения ходовых испытаний.

9 ноября 2011 года Россия подписала контракт на поставку еще четырех подводных лодок класса «Ясень» до 2016 года.

26 июля 2013 года была заложена третья подводная лодка « Новосибирск» .

30 декабря 2013 года Северодвинск был передан ВМФ России. Церемония поднятия флага прошла 17 июня 2014 года по случаю ввода его в состав ВМФ России.

В октябре 2014 года один из высших офицеров подводных лодок ВМС США контр-адмирал Дэйв Джонсон, руководитель программы (PEO) командования подводных лодок военно-морского флота, сказал: «Мы столкнемся с серьезными потенциальными противниками. Достаточно только взглянуть на «Северодвинск» , российская версия атомной подводной лодки с управляемыми ракетами (ПЛАРБ) . Я настолько впечатлен этим кораблем, что попросил Кардерока построить модель на основе несекретных данных «.

Согласно 60 Minutes , неназванные представители Пентагона заявили, что Северодвинск во время своего первого развертывания «ускользнул в Атлантический океан и в течение нескольких недель уклонялся от всех попыток найти ее» летом 2018 года.

Ходили слухи, что Казань будет активна вместе с пятью другими атомными подводными лодками в северной части Атлантического океана весной 2020 года, однако, возможно, она действительно находилась на ходовых испытаниях с тех пор, как была введена в эксплуатацию в мае 2021 года.

4 октября 2021 года в Северодвинске были произведены два испытательных пуска ракеты «Циркон» с надводной и подводной позиции. Спуски прошли из Белого в Баренцево море и прошли успешно.

Субмарина IV поколения

Многоцелевая
атомная подводная лодка «Казань» стала
вторым кораблем, построенным по проекту
885 (шифр «Ясень»). В июне 2014 года в состав
ВМФ России была принята головная
субмарина этого типа — «Северодвинск».
В состав сил постоянной готовности
Северного флота она вошла только в марте
2016 года. По некоторым данным, два года
ушло на устранение недочетов в конструкции
и оборудовании, выявленных в ходе
испытаний.

«Казань»
была построена уже по модернизированному
проекту 885М. Конструкторы и судостроители
учли выявленные недостатки и замечания
военных. Передача атомохода флоту
запланирована на 2018 год.

Российский
подводный флот переживает ренессанс.
Впервые в истории ВМФ России на стапелях
«Севмаша» строится сразу четыре атомных
подлодки одного проекта — 885М. Это
субмарины «Новосибирск», «Красноярск»,
«Архангельск» и «Пермь». Всего к 2023 году
планируется сдать флоту семь «Ясеней».

Атомные
подводные лодки типа «Ясень» спроектированы
Санкт-Петербургским морским бюро
машиностроения (СПМБМ) «Малахит».
Относятся они к четвертому поколению
многоцелевых атомных субмарин. В них
было заложено все лучшее от предшественниц
— удачной серии субмарин третьего
поколения проекта 971 (шифр «Щука Б»).

Фото: пресс-служба Минобороны РФ

В проекте 885 отразилась эволюция взглядов отечественного флота на применение атомных подводных сил. Главной задачей многоцелевых атомных подводных лодок проекта 971 была борьба с морскими силами противника. В них была заложена возможность ударов по сухопутных целям крылатыми ракетами «Гранат», запускаемых из торпедных аппаратов. Однако эта функция была второстепенной, да и сама система «Гранат» развития не получила.

«Ясени» стали первыми отечественными по-настоящему многоцелевыми атомными
подлодками. Они с одинаковой эффективностью
могут быть и морскими истребителями, и
наносить высокоточные ракетные удары
по сухопутным целям, находящимся за
тысячи километров.

«Великий уравнитель»

Намерение России оснастить гиперзвуковыми ракетами морского базирования свои новейшие подводные лодки и корабли привлекло внимание западных военно-политических СМИ. Так, портал Military.com отметил, что американские ПРО морского базирования не смогут перехватить «Цирконы» на пути к цели

Military.com также указывает, что вооружённые такими ракетами малые ракетные корабли типа «Буян» смогут нести до 25 «Цирконов» и будут представлять серьёзную угрозу для авианосцев ВМС США.

«На то, чтобы потопить даже самый современный американский авианосец, такой как USS Gerald R. Ford, потребуется менее полудюжины этих ракет», — пишет издание.

В свою очередь, издание The National Interest в своём материале назвало ракету «Циркон» «великим уравнителем».

  • Материал The National Interest «Великий уравнитель. Знакомьтесь: российская гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон»

«Нести пусковую установку будет, по всей видимости, российская АПЛ, предназначенная для запуска крылатых ракет, усовершенствованная подлодка проекта «Ясень» — самая современная и продвинутая в ВМФ России. Корпус усовершенствованной подлодки проекта «Ясень» изготовлен из немагнитной или маломагнитной стали, что значительно уменьшает или совершенно убирает её магнитную сигнатуру», — пишет The National Interest.

Напомним, что подлодки проекта «Ясень» и его новейшей модернизации «Ясень-М» являются многоцелевыми АПЛ четвёртого поколения, предназначенными для поражения боевых надводных кораблей, транспортных средств, подводных лодок и наземных объектов противника. «Ясени» оснащены вертикальными пусковыми установками, которые обеспечивают возможность залповой стрельбы высокоточными крылатыми ракетами.

АПЛ «Казань» проекта 885М «Ясень-М», о которой упомянул контр-адмирал Александр Заренков, вошла в состав российского флота в мае 2021 года. 

Также по теме


Универсальный корабль: как усилилась боевая мощь фрегата «Маршал Шапошников» после модернизации

Фрегат ВМФ России «Маршал Шапошников» завершил заводские испытания после модернизации и вошёл в состав сил постоянной готовности…

The National Interest также отмечает, что вооружённые «Цирконами» новейшие российские подлодки будут представлять большую опасность для любых кораблей и целей потенциального противника.

«Считается, что боевой нагрузкой «Циркона» будут обычные взрывчатые вещества, но это едва ли имеет значение. При скорости 5 Махов и более кинетическая энергия такова, что, будь боеголовка даже залита бетоном, она создаст масштабный взрыв при попадании в землю или пробьёт огромную дыру при попадании в авианосец», — заключает издание.

Как отметил военный эксперт Алексей Леонков, появление в ВМФ России подлодок, оснащённых гиперзвуковыми ракетами морского базирования, обеспечит защиту России от так называемого мгновенного глобального удара, заложенного в военную доктрину США.

«Как известно, основными силами в стратегии глобального мгновенного удара являются Военно-морские силы США и блока НАТО, поэтому чем дальше эти силы будут находиться от российских границ, тем лучше. Как раз такое сдерживание обеспечивает ракета «Циркон» с дальностью поражения цели до 1000 км», — отметил эксперт.

На момент её создания учитывались все факторы возможного противодействия со стороны сил вероятного противника, в частности их комплексы противовоздушной и противоракетной обороны, подчеркнул Алексей Леонков.

«Это оружие было разработано на основе ракет «Оникс» и стало следующей ступенью их эволюционного развития. Для этих ракет используются универсальные пусковые установки, которые могут запускать как ракеты «Циркон», так и противокорабельные ракеты «Оникс» и «Калибр». Такими установками будут оснащаться все новые корабли, подводные лодки 885М «Ясень-М», а также корабли Военно-морского флота России, которые в ближайшее время пройдут модернизацию», — рассказал Леонков.

Оснащение подлодок 885М «Ясень-М» с пониженной заметностью гиперзвуковым оружием на несколько порядков повысит боевые возможности российского флота, пояснил в беседе с RT военный эксперт, директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов.

Это достаточно серьёзная угроза, которую невозможно решить системами ПВО и ПРО, подчеркнул Юрий Кнутов.

«Это прорывные технологии, которые позволяют России за счёт небольшого количества ультрасовременных подводных лодок, вооружённых высокоточным оружием пятого поколения, сдерживать вражеский флот на большом расстоянии от российских берегов», — заключил эксперт.

Очередная ошибка планирования?

Прочитав эти строчки, уважаемый читатель, наверное, совершенно уверен в том, что автор сейчас в который уже раз обрушится с критикой на МО РФ. Но… не в этом случае.

Во-первых, у нас, по всей видимости, и выбора-то никакого не было. Как уже говорилось ранее, универсальную МАПЛ стали разрабатывать еще в СССР и к моменту его распада это был наиболее современный проект из имеющихся. Создание нового проекта в 2000-х годах обещало затянуться если не до бесконечности, то очень надолго, в то время как «дикие 90-е» и финансирование флота «в год по чайной ложке» в период 2000-2010 гг. привели к обвальному сокращению МАПЛ в составе ВМФ РФ. Ждать еще, ничего не делать до разработки оптимального для ВМФ проекта, было просто нельзя и граничило с преступлением. Мы и так уже «дореформировались» до состояния, когда на весь Тихоокеанский флот в какой-то момент осталась всего 1 (ОДНА) многоцелевая АПЛ типа «Щука-Б».

Во-вторых, многие новинки, которые получил «Ясень-М», следовало бы испытать в металле, прежде чем браться за создание более продвинутых аналогов для новейшей МАПЛ.

В-третьих, в 2011-2020 гг. РФ предстояло реанимировать производственные мощности по постройке подводного флота. Если мы вообще хотели (а мы хотели) сохранить эту отрасль, требовалось заказывать многоцелевые АПЛ, причем – срочно. И единственным проектом, который можно было оперативно «довести до ума» и до закладки как раз и был «Ясень-М».

В-четвертых, появление «белых слонов» — то есть строительство ограниченной серии атомных подводных «суперкрейсеров» предельных характеристик, по крайней мере в теории, неплохо вписывается в концепцию ВМФ РФ.

Построенные корабли

Сравнительная оценка

Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень», частично будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами.

«Сивулф» «Ясень» «Вирджиния» «Барракуда» «Астьют»
Годы постройки 1989 год—2004 год 1993 год—н.в. 1999 год—н.в. 2007 год—н.в. 2001 год—н.в.
Годы службы 1997 год—н.в. 2013 год—н.в 2004 год—н.в. 2010 год—н.в.
Построено 3 1 (8 план) 11 (30 план) 0 (6 план) 2 (7 план)
Водоизмещение надводное (т) 7460 8600 7080 4755 6500
Водоизмещение подводное (т) 9130 13800 7925 5300 7800
Число ТА / ПУ ракет 8 / — 10 / 8(32) 4 / 12 4 / — 6 / —

Представители проекта

Название Проект Зав. № Закладка Спуск В строю Флот Состояние Примечения
К-560 «Северодвинск» 855 160 21.12.1993 15.06.2010 17.06.2014 КСФ В строю
К-561 «Казань» 885М 161 24.07.2009 2016 год 2016 год н/д В постройке По данным на 7.05.2014 готовится к началу электромонтажных работ намеченных на конец 2014 года
К-573 «Новосибирск» 885М 161 26.07.2013 2017-2019(прогноз) н/д В постройке На 21.08.2014 успешно проведены гидравлические испытания прочного корпуса
«Красноярск» 885М 163 27.07.2014 2020(прогноз) н/д В постройке
н/д 885М н/д 2015-2016(прогноз) н/д Принято решение о строительстве.

В 50-м цехе Севмаша есть место только для закладки еще 2-х АПЛ, а в 55-м цеху место освободится не раньше 2016 года.

Многозадачность

Обе лодки приспособлены к выполнению самых разных задач.


К-560 «Северодвинск»

Достоинство «Ясеня», которое определяется его вооружением, — способность бороться в том числе с авианосными соединениями. «Вирджинию» они интересуют мало — за практическим отсутствием их у потенциальных оппонентов (на тех, что есть, хватит и собственных авианосцев ВМС США). «Противокорабельные» возможности для неё сочли излишними.

На «Ясене», в свою очередь, с этим не заморачивались. Для специальных операций у ВМФ России есть свой набор специальных лодок. Например… Впрочем, эээ… замнем.

Рейтинг:

«Ясень» — 4 «Вирджиния» — 4

Царский выход

В январе американский журнал National Interest представил ТОП-5 самых опасных и мощных в мире подводных лодок. Три из этих военных машин — российские. В рейтинге оказались подлодки проекта 955 «Борей», субмарины проекта 885М «Ясень-М» и проекта 667БДРМ «Дельфин».

Сейчас в распоряжении ВМФ России три корабля базового проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

В конце прошлого года первый модернизированный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А» успешно прошел испытания в Белом море.

Еще четыре новейших «Борея», разработанных санкт-петербургским конструкторским бюро «Рубин», строятся на «Севмаше».

Девятую и десятую атомные подлодки модернизированного проекта 955А («Борей-А») планируют заложить в день 75-летия Победы 9 мая 2020 года. В строй они войдут в 2026 и 2027 году.

Подводный корабль «Князь Владимир» стал первым в истории ракетным подводным крейсером стратегического назначения четвертого (последнего) поколения.

Среди его главных преимуществ — высокая скрытность, которая достигается за счет максимально сниженного уровня шумности. Помимо этого, субмарина обладает улучшенной маневренностью и удержанием на глубине, а также новыми системами управления оружием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector