Гвардейская многоцелевая атомная подводная лодка «гепард» 971 проекта
Содержание:
- Поведение
- «Фактор внезапности»
- История создания
- Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации
- Сборка:
- Как «Барс» стал самым красивым кораблем
- Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»
- Версии
- «Гепард»
- Вооружение кораблей и навигационное оборудование
- Гвардейская многоцелевая атомная подводная лодка «Гепард»
- Предназначение
- Проектирование
- Описание конструкции
- Пистолет-пулемет «Калико»
Поведение
Ягуары и леопарды по своей сути являются одиночками. Они постоянно находятся в движении, перемещаются. Свой участок обязательно помечают. Строение лап позволяет хищникам лазить по деревьям и плавать.
На охоту ягуар выходит в сумеречное время, предпочитая нападать из засады. Пищей ему служат: аллигаторы, олени, черепахи, домашний скот. Удар по добыче наносит преимущественно с боковой стороны или с позвоночника, опрокидывая жертву на землю. Мощные челюсти позволяют легко прокусить ее череп. Ягуар начинает поедать тушу с головы, если не получается съесть сразу, то остается рядом, чтобы потом доесть.
Мертвечиной не питается. Был занесен в Красную книгу, поэтому охотиться на него нельзя. В Бразилии можно производить отстрел по специальной лицензии. Людей не ест и на них не бросается. Случается такое очень редко, если его спровоцировали.
Леопард охотится ночью. Большая его сила позволяет нападать на крупных животных. Очень хорошо лазает по деревьям, где атакует обезьян, предпочитает расслабляться или устраивать засаду, выслеживая добычу. Убитых зверей иногда уносит наверх, не позволяя добраться до них другим хищникам.
Встречаются случаи людоедства — это обычно больные, старые особи или пострадавшие от охотников. Раненый леопард всегда нападет на человека. Из-за красивой шкуры был нанесен вред его популяции, поэтому охотиться в некоторых странах на леопарда запрещено.
https://youtube.com/watch?v=N8-KZk6JaoA
Гепард своим поведением сильно выделяется среди других кошачьих. Охотится он в дневное время, не устраивает засаду, а гонится за добычей.
Уникальное строение тела дает возможность ему развивать исключительную скорость, достигая 115-130 км/ч. Не догнав добычу, быстро перестает ее преследовать. Двигается большими скачками: в длину — до 8 м, прыжок в высоту — до 4 м.
https://youtube.com/watch?v=EyUV-pYWH3I
Нападая, использует преимущество своего движения — скорость. Мужские особи объединяются в группы, при их охоте вместе (втроем) добычей становятся даже страусы. Падалью не питаются.
«Фактор внезапности»
По словам аналитиков, в своё время использование гибридных кораблей было вынужденной мерой.
«В годы Второй мировой войны подводные лодки не могли долго находиться под водой — им нужно было всплывать для подзарядки аккумуляторов, поэтому на них ставили серьёзное вооружение, например крупнокалиберные пушки, которые позволяли наносить урон боевым кораблям», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.
По его словам, в наши дни эта концепция может использоваться, но уже для других целей.
«У гибридной идеи есть значительные достоинства. Например, если корабль находится в надводном положении и ему необходимо спастись, он может уйти под воду, нырнув. К тому же благодаря возможности размещения ракетного оружия данный корабль может использовать фактор внезапности и первым поражать цель», — считает аналитик.
ЦКБ «Рубин»
В свою очередь, полковник в отставке Виктор Литовкин полагает, что у гибридной концепции есть и свои недостатки.
«Идея гибридного корабля пока массового применения не нашла, потому что любые подобные многопрофильные корабли по характеристикам всегда хуже, чем специализированные: они не могут полноценно выполнять задачи ни надводных, ни подводных машин», — отметил эксперт в разговоре с RT.
Аналитики полагают, что о проекте «Страж» пока известно слишком мало подробностей, чтобы можно было говорить о его перспективах. Вместе с тем они не исключили, что в случае успеха этого проекта такие суда могут не только поставляться за рубеж, но и использоваться в России.
История создания
Изучив опыт второй мировой войны, Советские адмиралы пришли к выводу, что тактика волчьих стай более не способна обеспечить победу в крупномасштабном конфликте. В случае начала Третьей мировой войны, Советские командиры должны были использовать ударные АПЛ для перехвата вражеских кораблей и подводных ракетоносцев в местах их дислокации, то есть возле океанских портов, удары по которым следовало наносить, как обычным, так и ядерным оружием.
В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.
Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.
Для постройки нового подводного крейсера, решено было использовать маломагнитную сталь вместо титана.
Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.
В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.
Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.
Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».
На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.
К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у компании «Toshiba». Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.
Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.
Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает — «Усовершенствованная Акула».
Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации
Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан» — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.
Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).
С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток
Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях
Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.
Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).
При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.
Сборка:
Как всегда, начал работать с корпусом. Собрать три детали корпуса в единое целое оказалось непросто, но победил этот момент. Далее пошли доработки:
срезал имитацию швартовных шпилей – у меня будут в убранном положении. Соответственно, показал их расшивкой на корпусе;
высверлил АСБ и изготовил его из пластикового прутка 5 мм. Предварительно на корпусе сделал под него посадочную площадку;
срезал штатную имитацию кнехтов. Изготовил их из прутка 0,88 мм и листового пластика 0,2 мм;
доработал водозаборники, изготовив из пластика 0,2 мм их приемные части. Также понадобились двухкомпонентная и обычная шпаклевка, пару вечеров работы шкуркой и получилось что то более-менее похожее на прототип;
доработал все кормовое оперение, разделив плоскости рулей на малую и большую плоскости, изготовив кронштейны их навески и переделал форму нижнего ВР;
на НГР также показал малые плоскости (расшивкой) и сделал из пластика 0,2 мм торцевые шайбы;
на верхнем ВР отрезал заостренный обтекатель и сделал отверстие для выпуска гибкого тела буксируемой антенны;
с гребного винта срезал пластиковые лопасти и сточил ступичные гребни. Гребни сделал заново из пластика 0,13 мм, лопасти смонтировал травленые от 671 проекта;
на рубке сделал поручни из проволоки 0,25 мм, рубочные двери по левому борту (не уверен, что они есть на прототипе, четких фото этого момента не нашел), ходовые огни из пластикового прутка и закрытия отверстий ВУ на крыше рубки из листового пластика 0,2 мм;
все ВУ, кроме перископов сделал заново из медицинских игл, пластиковых прутков и прочих запасов;
из латунных трубочек сделал датчики на днище лодки.
Как «Барс» стал самым красивым кораблем
- Дата закладки: 22 февраля 1985 года.
- Дата подписания приемного акта: 29 декабря 1988 года.
- 6 апреля 1990 года совершил погружение на предельную глубину — 600 м.
Рассказывает Владимир Пастухов, сдаточный механик АПЛ «Барс», генеральный директор «Севмаша» с 2004 по 2007 год.
Владимир Пастухов и АПЛ «Барс»
Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»
«Звериная» серия кораблей была чем-то новым для корабелов «Севмаша». Проект «Малахита» разительно отличался от уже привычных проектов конструкторского бюро «Рубин» (там были спроектированы самые большие в мире подлодки проекта 941 «Акула», а также подводные крейсеры третьего поколения проектов 949 «Гранит», 949А «Антей» и современные «стратеги» проекта 955 «Борей» — прим. ТАСС).
Первый головной корабль строился на Дальнем Востоке. Поэтому пришлось ехать в далекий Комсомольск-на-Амуре перенимать опыт. Ведь за плечами был опыт сдачи кораблей второго поколения и головного третьего поколения «Гранита». Северодвинцы не просто успешно справились с освоением нового проекта, но и внесли свои новаторские решения при постройке и испытании лодок. Серия получилась очень удобной и боевой. Все как один — красавцы!
Самым длительным циклом было испытание навигационного комплекса, его надо было начинать в строго определенные сроки и проводить тоже долго. Придумали несколько изменить объем постройки: построить отдельно систему охлаждения и сам навигационный комплекс. В дальнейшем этот тип постройки был применен официально, что позволило все остальные корабли, если посмотреть на сроки всей серии (кроме «Гепарда» — это отдельная песня), выводить из цеха весной. И до конца года корабли успевали пройти испытания и предъявлялись госкомиссии.
Строительство АПЛ «Барс» в цехе «Севмаша»
Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»
Комплексные испытания у нас прошли без особых приключений. В сентябре начались ходовые испытания. Мне как-то везло с командирами, с личным составом. Народ был служивый и творческий. Испытания корабля — это проверка многих режимов, которые потом, возможно, никогда и не придется применять. Первый большой выход закончился приходом домой, сумели обкатать всю программу, несмотря на сложности. Ну и повезло с погодой. Как сейчас помню: мы заканчивали государственные испытания в начале декабря, на полигоне идут торпедо-ракетные стрельбы, а на море нет льда и полный штиль. Мы отстрелялись в лучшем виде, не потеряв ни одного изделия.
Строительство АПЛ «Барс» в цехе «Севмаша»
Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»
У 971-го проекта многое по энергетической части схоже с «Гранитами», а по общекорабельной — сильно отличается. Это касается и начинки, и вооружения, и достижений инженерной мысли. На тот момент это был самый современный корабль. Если «Гранит» — это крылатые ракеты, уничтожитель авианосцев, то этот — охотник, все оружие в торпедных аппаратах.
По габаритам он был несколько поменьше, чем «Гранит» и «Акула». И это позволило нам при творческом подходе проводить некоторые режимы, не переходя на глубокие места. Это тоже экономило время и давало возможность глубокие дифферентовки, например для отстрела торпедных аппаратов по воздуху, проводить прямо у дебаркадера. Это впервые было сделано, у нас был достаточно большой риск.
Удобства для экипажа были сделаны по всем канонам — достаточно кают, а также зона отдыха с птичками, рыбками и кино. Внешне «Барс» отличался в лучшую сторону, потому что больше был похож подлодку. Изящный, красивый, обтекаемый. Если «Акула» производила впечатление как гигантский, страшный корабль, а «Гранит» называли в шутку батоном — такой приплюснутый, то этот — красавец!
К сожалению, «Барс» — единственный, который на сегодняшний момент утилизирован.
Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»
Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.
Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».
Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».
Версии
Как и в случае со многими советскими / российскими кораблями, информация о статусе подводных лодок класса «Акула» в лучшем случае скудна. Информация, предоставленная источниками, сильно различается.
Проект 971 ( Акула I )
Четыре известные версии класса Акула
Известно, что из семи оригинальных Акулы только три все еще находятся в эксплуатации. Эти лодки оснащены гидроакустической системой MGK-500 Skat (по классификации НАТО Shark Gill). Головная лодка этого класса, К-284 « Акула», была списана в 2001 году, по всей видимости, для того, чтобы сэкономить деньги нуждающемуся в средствах российскому флоту. К-322 Кашалот и К-480 Барс [ныне Ак Барс ] находятся в резерве. К-480 Барс был переведен в резерв в 1998 году и демонтировался в феврале 2010 года. Pantera вернулась в строй в январе 2008 года после капитального ремонта. Все они были оснащены гидродинамическими датчиками СОКС. Все подводные лодки до К-391 « Братск» имеют черпаки для теплоносителя реактора, аналогичные тем, что у ПЛАРБ класса «Тайфун» , длинные и трубчатые. Братск и последующие подводные лодки имеют черпаки для теплоносителя реактора, аналогичные коротким на Oscar II (в классах « Тайфун» , « Акула» и « Оскар» используется аналогичный реактор ОК-650).
Проект 971 и 971И (Улучшенный Акула I )
Считается, что все шесть Акулы этого класса находятся в эксплуатации. Они тише оригинальных Akula s. Гидролокатор МГК-500 модернизирован до МГК-501 Скат-МС. Источники также расходятся во мнениях относительно того, было ли приостановлено строительство этого класса, или планируется ли строительство еще двух блоков.
Улучшенные корпуса Акула I : К-328 Леопард , К-461 Волк , К-154 Тигр , К-419 Кузбасс , К-295 Самара и К-152 Нерпа . Эти подводные лодки намного тише, чем ранние подводные лодки класса Akula, и все они имеют гидродинамические датчики SOKS, кроме Leopard . В Akula я Усовершенствованные ПЛА шесть 533 мм приманку спусковых труб, как и последующие субмарины. У них другое расположение передних отверстий на внешнем корпусе, чем у островов Акула . Подводные лодки « Нерпа» и « Ирибис» (не завершены) имеют в парусе другую спасательную камеру, которую можно отличить по большому куполу на верхней поверхности.
Проект 971У ( Акула II )
К-157 Вепрь — единственный завершенный Акула II (см. Таблицу ниже). Akula II составляет 3 метра (9,8 фута) больше и вытесняет около 700 тонн (подводное) более чем Akula I . Дополнительное пространство было использовано для дополнительных мер по успокоению. Гидролокатор MGK-501 Skat на Akula I заменен новым гидролокатором MGK-540 Skat-3. К-157 « Вепрь» стала первой российской подводной лодкой, которая была тише последних американских ударных подводных лодок того времени — улучшенного класса « Лос-Анджелес » (SSN 751 и более поздние). Две из этих подводных лодок использовались для создания ПЛАРБ типа « Борей» .
Проект 971М ( Акула III )
К-335 « Гепард» — 14-я подводная лодка этого класса и единственная завершенная Акула III (см. Таблицу ниже), построенную для ВМФ России. Это была первая подводная лодка, введенная в строй в составе ВМФ России после катастрофы « Курск », поэтому ее сдача в эксплуатацию стала важным подъёмом боевого духа военно-морского флота России с присутствием президента Владимира Путина. У Akula III нет классификации НАТО . Он длиннее и имеет большее водоизмещение по сравнению с Akula II , а также у него увеличенный парус и другой распределитель буксируемой группы на вертикальном стабилизаторе. Опять же, было использовано больше методов снижения шума. До ввода в строй подводных лодок типа « Северодвинск» и « Борей» « Гепард» была самой совершенной российской подводной лодкой .
Советские достижения в области шумоподавления вызвали серьезную озабоченность Запада, поскольку акустика долгое время считалась самым значительным преимуществом в подводных технологиях США по сравнению с Советами.
В 1983–1984 годах японская фирма Toshiba продала Советам сложное девятиосевое фрезерное оборудование вместе с компьютерными системами управления, разработанными норвежской фирмой Kongsberg Vaapenfabrik . Представители ВМС США и конгрессмены заявили, что эта технология позволяет советским строителям подводных лодок производить более точные и тихие гребные винты.
Из-за распада Советского Союза в 1991 году производство всех Akula замедлилось.
1999-2000 издания боевых кораблей Джейна отображались первым Akula III , как Viper (фактическое название «Вепрь», «дикий кабан» на русском языке ), заказанный 25 ноября 1995 Гепарда (Cheetah), был запущен в 1999 году и введен в эксплуатацию 5 декабря 2001 г.
«Гепард»
Пистолет-пулемёт «Гепард» является экспериментальным образцом оружия, созданным на базе автомата Калашникова. Особенностью пистолета-пулемета «Гепард» является возможность использования различных боеприпасов калибра 9мм без замены ствола и магазина. Только для использования патрона — 9Х30 «Гром» предусмотрена замена сменного патронника. Все остальные патроны можно применять без предварительной наладки механизмов и даже «вперемешку» снаряжая их в один магазин, при этом оружие сохраняет способность стрелять не только одиночными выстрелами, но и очередями. В настоящее время экспериментальные образцы отстреляны различными патронами более чем 15 наименований. В каждом случае удавалось добиваться заданного темпа стрельбы, обеспечивать хорошую управляемость оружия в ходе стрельбы очередями и высокую точность попаданий. Вместе с тем, для оптимального функционирования оружия с различными боеприпасами предусмотрена возможность использования различных стреляющих механизмов, работающих на разных принципах: «свободный затвор», «полусвободный затвор», «система с отводом газов из канала ствола и запирание за счет поворотной личины затвора» и др. Со всеми этими стреляющими механизмами может использоваться также специальная балансирная система, существенно снижающая отдачу оружия за счет движения и взаимодействия инерционных тел. Оружие также может снабжаться различными ствольными насадками, в том числе — компенсаторами-пламегасителями, глушителями и др. Другие особенности этого оружия: специальная рамка, позволяющая улучшить условия удержания оружия, использовать различные новые приемы стрельбы; расположение рукояти управления огнем в районе центра масс, что также повышает управляемость оружия, дает возможность в необходимых случаях стрелять одной рукой; магазины различной ёмкости, вставляемые в рукоять; два предохранителя: предохранитель-переводчик типа АК, обеспечивающий надежное предохранение при транспортировке оружия и автоматический предохранитель на спусковом крючке, предотвращающий случайные выстрелы в боевых условиях и др. ТАКТИКО — ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Калибр, мм 9 Применяемый патрон 9х17, 9х18 ПМ, 9х18 ПММ, 9х19, 9х21, 9х30 Вес, кг 2 Длина в разложенном состоянии, мм 640 Длина со сложенным прикладом, мм 420 Длина ствола, мм 235 Ёмкость магазина, патронов 22 (40) Эффективная дальность стрельбы, м 100 — 200 Темп стрельбы, в/м 650 — 700 З.ы. Инфу надыбал на сайте handgun .Впечатлил……интересно узнать насколько эта игрушка надежна ,и испывалась ли в войсках.
Вооружение кораблей и навигационное оборудование
Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.
С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».
Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.
На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.
Гвардейская многоцелевая атомная подводная лодка «Гепард»
строительство
АПЛ «Гепард» покидает док
ходовые испытания подводной лодки «Гепард»
АПЛ «Гепард» на страже рубежей
Атомная подводная лодка «Гепард» (К-335) была заложена 23 сентября 1991 года на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске, а спущена на воду 17 сентября 1999 года. Одиннадцатая по счету субмарина класса «Барс» (шифр «Щука-Б») вступила в состав ВМС РФ 4 декабря 2001 года.
Подводный корабль воплотил в себе множество элементов новых технологических решений, поэтому «Гепард» первая подводная лодка нового тысячелетия, хоть и завершила серию АПЛ 971 проекта.
Недаром в международной классификации ее называют «Akula-II». Они настолько отличаются от «предшественниц», что акустические характеристики превышают в три раза. Добиться этого удалось за счет уникальных инженерных решений. Например, на АПЛ применили двухкаскадную амортизацию источников шума, т. е. оборудование размещено на подрессоренных палубных блоках, которые получили название «этажерки». В носовых отсеках размещено минимально необходимое количество работающих механизмов. Кроме того внешний легкий корпус субмарины имеет противоакустическое покрытие. Он выложен идеально подогнанными покрытиями из специальной резины. По имеющимся данным АПЛ «Гепард» по малошумности превосходит американские субмарины класса «Los Angeles», не говоря уже о подводных лодках «Огайо» с ракетами «Трайдент». Более того эксперты высказывают предположения, что «Гепард» по этим показателям сравним с последней подводной лодкой ВМС США «Sea Wolf», таких субмарин четвертого поколения у американцев всего три.
АПЛ «Гепард» может выполнить множество разнообразных задач, поэтому относится к классу многоцелевых подводных лодок ВМФ РФ. Она предназначена как для борьбы с подводными лодками, так и с надводными кораблями противника. Для этой цели у субмарины есть грозное ракетно-торпедное вооружение. Торпедно-ракетный комплекс, включает суммарный боекомплект более 40 единиц средств поражения. Кроме того, субмарина может производить постановки обычных мин.
Боевые походы АПЛ проекта 971 показали, что Советский Союз достиг очень многого в техническом уровне этих кораблей. По свидетельствам командиров подводных лодок этого класса они впервые почувствовали себя на равных с американцами и даже более того.
АПЛ «Гепард» не только новейшая, но и самая засекреченная подводная лодка ВМФ Российской Федерации, хотя на ней есть места, которые ничем не напоминают о том, что люди находятся под водой. В жилых помещениях подводной лодки есть специальные телевизоры, выполненные на особой подпружиненной платформе. Коридоры и каюты жилой палубы больше похожи на интерьеры вагонов купе класса «СВ». После вахты подводники могут отдохнуть в комнате психологической разгрузки. Рядом с ней отделанная сосновыми досками сауна. Внутри вмонтированное искусственное замороженное подсвечивающее окошко, создающее иллюзию зимнего вечера. Рядом — небольшой спортивный зал с современными тренажерами. Борьба с шумом ведется на субмарине «Гепард» постоянно, поэтому во всех помещениях, включая спортзал — даже гири обтянуты футбольными мечами.
АПЛ «Гепард» — это двухкорпусная субмарина с высоким кормовым оперением, в котором установлен обтекатель. В своеобразном буе расположена буксируемая антенна, выдвигающая на расстояние до нескольких сотен метров.
Подводное пространство — самый настоящий гидрокосмос. Это опасная и враждебная среда. Кроме того подводный крейсер не прогулочное судно, поэтому на крайний случай он оснащен всплывающим спасательным модулем — в случае аварии это последняя надежда подводников. В относительно небольшом пространстве модуля может поместиться весь экипаж субмарины.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971 находятся в составе Северного флота и Тихоокеанского флота, а атомоход «Гепард» единственная гвардейская подводная лодка в составе 12 эскадры Северного флота ВМФ РФ.
На сегодняшний день строительство АПЛ проекта 971 остановлено, но на предприятии «Севмаш» уже создали многоцелевую подводную лодку следующего — четвертого поколения, серия которых придет на смену субмарин класса «Барс».
Их черные силуэты похожие на древних рептилий и с акульими мощными спинами бесшумно выскальзывают из-за полярных фьордов и уже на просторе исчезают на месяцы в своей родной стихии — в ледяных водах Северного Ледовитого океана. Именно с АПЛ «Гепард» начался отсчет субмарин XXI века.
многоцелевая подводная лодка четвертого поколения «Нерпа»
Предназначение
«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:
- Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
- Исполнения задач при конвоировании;
- Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
- Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
- Установки минных заграждений;
- Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
- Поддержания морских операций;
- Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.
Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.
Проектирование
По «Программе спешного усиления Балтийского флота» 1912 г. предстояло построить двенадцать подводных лодок для Балтийского моря.21 июня и.о. начальника ГУК контр-адмирал П.П. Муравьев на Техническом совете в ГУК предложил рассмотреть вопрос: «какой тип из ныне строящихся лодок первой серии следует избрать». Выслушав мнение отдельных лиц на совещании решило окончательно остановить свой выбор на лодках типа инженера Бубнова, а именно — на лодках типа «Морж». Основные элементы подводных лодок типа «Морж» в 650 т водоизмещения, как они именовались в документах, изложенные в технических условиях и спецификации, были следующими:
Основные элементы,технические условия, спецификация ПЛ типа «Морж»
Продольный разрез и план внутреннего расположения |
- Водоизмещение, 650 т;
- Главные размерения:
- длина 67,96м;
- ширина 4,47м;
- осадка 3,94м;
- Скорость хода:
- в надводном положении 18уз;
- в подводном положении (в течение 3 ч ) 10уз;
- Автономность, сут 14уз;
- Запас плавучести составлял 20%. ;
- Запас топлива определялся из расчета плавания 10-узловым ходом 2250 миль и плюс еще 30% от этого количества;
- Количество и мощность гребных электродвигателей 2 х 450 л. с., дизелей 2 х 1300 л. с. (частота вращения 320 об/мин);
- Количество аккумуляторов 240 ± 20% при емкости одной батареи 2200 кВт/ч;
- Вооружение подводной лодки включало 4 трубчатых торпедных аппаратов Джевецкого (в нишах палубы).
Вся серия из 18 подводных кораблей программы 1912 году по названию головной лодки Балтийского завода стала именоваться подводными лодками типа «Барс».
Описание конструкции
Лодки проекта 971 выполнены по классической для отечественного кораблестроения двухкорпусной схеме. Прочный корпус атомоходов изготовлен из высокопрочной стали и разделен переборками на шесть отсеков. Он позволяет боевому кораблю погружаться на глубину до 600 метров. Легкий корпус подлодок этого проекта покрыт специальным противорадиолокационным слоем.
АПЛ проекта 971 имеет вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором расположена буксируемая антенна. Также имеются выдвижные носовые горизонтальные рули и два подрулюющих устройства. Хвостовое оперение плавно сопряжено с корпусом, что способствует уменьшению шума во время движения. Корабли этой серии имеют малошумный семилопастный винт с уменьшенной частотой вращения.
Второй отсек разделен на четыре палубы. На первой находится главный пост и аппаратура боевой управляющей системы. Остальные три палубы отведены под жилые, медицинские помещения, также в них расположена часть оборудования общекорабельных систем.
Третий отсек также имеет четыре палубы, здесь находятся механизмы и аппаратура. Включая дизель-генераторную установку, компрессоры, холодильные установки, насосы, часть подъемно-мачтовых устройств.
Четвертый отсек занимает реактор.
Пятый отсек турбинный, в нем находится паротурбинная установка с турбогенераторами и холодильными машинами.
Ограждения выдвижных устройств расположено над вторым и третьим отсеком. Рубка выполнена в виде всплывающей спасательной камеры. Здесь же находится основной вход в субмарину. Благодаря высокой степени автоматизации экипаж подлодок проекта 971 удалось сократить до 73 человек.
Энергетическая установка субмарин этого проекта состоит из водо-водяного реактора ОК-650Б мощностью 190 МВт с четырьмя парогенераторами, а также паровой одновальной паротурбинной установкой ОК-9В. Имеются два турбогенератора переменного тока (по 3200 кВт) и двух дизель-генераторов с запасом топлива на 10 суток хода. В первом отсеке расположены две группы аккумуляторных батарей.
Вооружение подлодок проекта 971 из четырех 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц. Через торпедные аппараты также возможна установка мин.
Также на «Щуках-Б» установлен комплекс обнаружения кораблей противника по кильватерному следу «Тукан». Следует отметить навигационный комплекс «Симфония-У», и систему спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ», а также радиолокационный комплекс «Радиан».
Пистолет-пулемет «Калико»
Пистолет-пулемет «Калико» пошел еще дальше — в нем возможно применение 100-зарядного магазина барабанного типа. Довольно экзотическое оружие, главным потребителем которого тоже стали в основном различные спецподразделения. Модернизируется и такое известное оружие спецназа, как МР-5. Его новая модификация разработана под патроны 45-го калибра, не типичного для европейского оружия.
На этом фоне отечественные варианты типа ПП 90М, ОЦ-39М или «Вереска» выглядят весьма интересными и перспективными разработками. Эти образцы практически вплотную подошли к другому типу оружия спецназа — малогабаритным автоматам. Основное отличие такого оружия идет главным образом не по тактике применения или своеобразию конструкции, а по используемому патрону.