Российская подводная лодка нерпа (к-152)

Аренда в Индию

ИНС Чакра ВМС Индии

Чакра в открытом море, знамя ВМС Индии

В 2008 году Россия ожидала соглашения с Индией на сумму 2 миллиарда долларов по аренде « Нерпы» и еще одной подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» . Из них К-152 «Нерпа» будет сдана в аренду на 10 лет Индии по ориентировочной стоимости 670 миллионов долларов США. Подводная лодка была передана Индии 30 декабря 2011 года. После передачи ВМС Индии она была введена в эксплуатацию как INS Chakra . Нерпа — это русское слово для обозначения байкальской нерпы , а Чакра — это оружие индуистского бога Вишну .

Экипажи индийских военно-морских сил, ранее обучавшиеся работе с подводной лодкой недалеко от Санкт-Петербурга, и еще одна группа моряков должна была прибыть во Владивосток в конце 2008 года для ходовых испытаний. Подготовка экипажа рассматриваются как решающее значение для собственной программы атомной подводной лодки Индии, известной как Arihant -класса .

После аварии 2008 года были противоречивые сообщения о статусе аренды. Представитель российской оборонной промышленности опроверг информацию о переговорах с Индией о поставке атомной подводной лодки. «Россия не начала переговоры по контракту на поставку Индии атомной подводной лодки« Нерпа »». Генерал армии Николай Макаров заявил, что Россия введет в эксплуатацию « Нерпу» и что она присоединится к семи другим подводным лодкам класса « Акула» к Тихоокеанскому флоту России . «Сумма в 650–780 миллионов долларов, о которой« Рособоронэкспорт »и Амурский судостроительный завод долгое время договаривались с министерством обороны Индии, теперь будет найдена в России», — сказал он.

В мае 2009 года представители Министерства обороны России и Индии подтвердили, что « Нерпа» войдет в состав ВМС Индии к концу 2009 года, после того как президент России Владимир Путин посетил верфь и объявил о немедленном выделении 1,2 миллиарда рублей на строительство подводной лодки.

28 декабря 2009 года « Нерпа» была сдана в строй и вошла в состав ВМФ России. В феврале 2010 года подводная лодка подверглась дальнейшим настройкам. К августу 2010 года Россия готовила экипаж ВМС Индии для отправки лодки в Индию в соответствии с соглашением об аренде. Ожидается, что INS Chakra будет введена в состав ВМС Индии до октября 2011 года. 1 июля 2011 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заявил, что индийский экипаж в настоящее время полностью готов к эксплуатации подводной лодки , которая будет находиться на 10-м корабле. год аренды.

23 января 2012 года судно было сдано в эксплуатацию на Большом Камне под командованием капитана П. Ашокана. Она отправилась в обратный путь под контролем Индии из российского порта Владивосток к своей индийской базе в Висакхапатнам. Официальное российское объявление о переводе еще не было сделано. INS Chakra был зачислен в ВМС Индии 4 апреля 2012 года.

Нерпа был возвращен в Россию в июне 2021 года , в преддверии истечения 10 лет аренды в, из — за « все более ненадежные вопросы силовой установки и технического обслуживания» , кроме общего состояния судна , которое широко используются ВМС Индии для поездных бригад на передовом атомные подводные лодки. Согласно другим источникам, основной причиной досрочного возвращения стал взрыв баллона с воздухом высокого давления весной 2020 года. Баллон находился между двумя корпусами, и его взрыв убил члена экипажа и повредил электронное оружие, гидрораспределитель. акустическое оборудование и корпуса.

Же названием Chakra был Чарли I класса подводных лодок в аренду Индии из России с 1988 по 1992 год.

2019 г.

Лошарик огонь

1 июля 2019 года в результате пожара на так называемой российской глубоководной исследовательской подводной лодке, обследовавшей морское дно недалеко от Арктики, погибло 14 моряков. Российские официальные лица столкнулись с обвинениями в попытке скрыть все подробности аварии, а некоторые российские СМИ раскритиковали то, что, по их словам, было отсутствием прозрачности, и провели параллели с нехваткой официальной информации во время аварии на советском ядерном реакторе в Чернобыле. 1986. Днем позже российское правительство официально раскрыло инцидент на подводной лодке « Лошарик» и признало, что на борту судна был ядерный реактор.

2021 г.

КРИ Нанггала (402) тонет

21 апреля 2021 года официальный представитель ВМС Индонезии Джулиус Виджохоно объявил, что КРИ Нанггала не явился на брифинг после маневра после учений с боевой стрельбой по торпедам в Балийском море у побережья Сурабая , примерно в 95 км (51 морская миля). ) к северу от Бали , в районе, где глубина воды составляет 700 метров (2300 футов). Подводная лодка была объявлена ​​потопленной 24 апреля 2021 года в 18:00 (GMT + 7) командующим Национальными вооруженными силами Индонезии Хади Тьяджанто на глубине 700–800 метров ниже уровня моря.

На пресс-конференции, состоявшейся 25 апреля 2021 года, было подтверждено, что 53 члена экипажа были потеряны после того, как подводная лодка была обнаружена на глубине 839 метров (2752 фута) ниже уровня моря индонезийским военным кораблем KRI Rigel , разбитым на три части. Были обнаружены обломки, в том числе защитная форма, которую, возможно, носил экипаж. Сингапур ВМС RSSV судно MV Swift спасение «s ROV заняло первое изображение подводной лодки.

Строительство

«Нерпа» была заложена на Комсомольском-на-Амуре в 1993 году, но ее завершение затянулось почти на десятилетие из-за нехватки средств, вызванной экономическим кризисом начала 1990-х годов. Частично построенное судно было законсервировано до 2004 года, когда Роспром (Федеральное агентство по промышленности) подписало соглашение с правительством Индии о завершении строительства подводной лодки и сдаче ее в аренду ВМС Индии. Строительство судна планировалось завершить к 2007 году, но возникли дальнейшие задержки. В 2007 году он был переведен на завод Восток в закрытом городе в Большом Камне , Приморском крае , для достройки. Он был спущен на воду в октябре 2008 года для ходовых испытаний, после чего должен был быть передан Минобороны России. Сообщения в индийских СМИ предполагают, что возобновление строительства было обеспечено индийским финансированием.

Стандарт конструкции судна подвергся критике со стороны ряда комментаторов. Александр Гольц, редактор журнала » Ежедневный журнал» по обороне , сказал, что в 80-е годы на Амурском судостроительном заводе подводные лодки производились «одна за другой, как блины», а с 1993 по 2008 год выпускалась только одна. «Старые специалисты ушли, а новым не хватило профессионализма». Неназванный рабочий Амурского судостроительного завода сообщил « Комсомольской правде», что были «вопросы о качестве металла, использованного при постройке атомной подводной лодки», часть которого была закуплена в Китае, и заявил, что «при первых испытаниях атомной подводной лодки. подводная лодка проводилась вода просачивалась между швами! Поэтому неудивительно, что работы затянулись ».

Сообщалось, что в мае 2009 года ремонт был почти завершен, и новые ходовые испытания были запланированы на 15–20 июня. К октябрю 2009 года работы так и не были завершены из-за отключения электроснабжения верфи. Начальник верфи Николай Повзык пожаловался, что им не выплатили 1,9 миллиарда рублей (63,8 миллиона долларов), причитающихся за работы, проведенные на « Нерпе» .

Проект «Щука-Б» как он есть

Главной отличительной чертой нового боевого корабля должен был стать уменьшенный не менее чем пятикратно, по сравнению с существующими отечественными и зарубежными АПЛ, уровень шумности. Ведь известно: в подводной войне, как правило, победителем выходит тот, кто первым услышит противника. Поэтому виброакустические характеристики (ВАХ) любого военного корабля относятся к числу его важнейших параметров. Конструкторам удалось выполнить поставленную задачу — ВАХ не превышают требуемого уровня благодаря комплектации корабля только малошумными механизмами, а также внедрением оригинального метода так называемой двухкаскадной амортизации основных агрегатов — турбины, генераторов и т. п. Новая АПЛ оснащена комплексом автоматического управления всеми механизмами и оружием, имеет развитую гидроакустику (чтобы, оставаясь бесшумной, прослушивать океан во всех направлениях). Торпедно-ракетный комплекс АПЛ включает в себя 8 торпедных аппаратов калибром 533 и 650 мм и 40 единиц боезапаса. АПЛ начали серийно строиться сразу на двух заводах — в Северодвинске (СМП) и Комсомольске-на-Амуре (завод имени Ленинского Комсомола — ныне Амурский судостроительный — АСЗ). Головной корабль К-284 был заложен на берегах Амура в 1983 году и вошёл в строй в декабре 1984 года. В Северодвинске с 1989 по 2001 год по проекту 971 было построено девять АПЛ, одновременно на Амуре вслед за головной были переданы флоту ещё семь лодок, последней из которых стала будущая «Нерпа».

2004 г.

HMCS Chicoutimi огонь

С 5 октября 2004 года канадской подводной лодки HMCS  Chicoutimi пострадал от двух пожаров после выхода Фаслейн гавани для Галифакса гавани . Один офицер, лейтенант канадских вооруженных сил (ВМС) Крис Сондерс, скончался на следующий день, когда его доставили на вертолете в больницу в Ирландии . Следователи канадских сил пришли к выводу, что причиной пожаров стала плохая изоляция некоторых силовых кабелей. Следующая комиссия по расследованию установила, что пожар был вызван серией событий, которые вызвали электрическую дугу в кабельных соединениях из-за проникновения морской воды в соединения.

Обостряющие факторы

По словам выживших, пострадавшие от выброса газа были застигнуты врасплох и, возможно, не были предупреждены вовремя из-за того, что сирена сработала только после того, как газ уже начал поступать. Сообщалось, что некоторые из пострадавших не могли дышать. комплекты до того, как они задохнулись.

Игорь Курдин, бывший командир подводной лодки класса « Тайфун» и нынешний глава Санкт-Петербургского клуба подводников, объяснил большое количество потерь присутствием на подводной лодке большого количества гражданских специалистов в момент аварии. Из 20 погибших в результате аварии 17 человек — мирные жители. Он отметил, что гражданские наблюдатели не будут обучены правильно реагировать на выброс пожарного газа на лодке, которому будет предшествовать особый световой и звуковой сигнал, после чего все находящиеся на борту должны надеть кислородные маски.чтобы позволить им выжить в течение 30-минутного периода, необходимого для вентиляции отсеков, прежде чем их можно будет снова открыть. Кроме того, поскольку авария произошла в 20:30, многие из гражданских специалистов и членов экипажа, вероятно, спали и не могли вовремя надеть кислородные маски. Авария является самой серьезной в стране со времен скандального затопления 12 августа 2000 года российской атомной подводной лодки « Курск» .

Михаил Барабанов, главный редактор Moscow Defense Brief , сказал, что вероятность случайного срабатывания системы пожаротушения на российских подводных лодках не является чем-то необычным, но такие инциденты обычно не приводят к человеческим жертвам. Однако « Нерпа» нес на борту то, что он назвал «толпой мирных жителей». Присутствие гражданских судостроительных подрядчиков, помимо военного экипажа, привело к тому, что судно стало «переполненным». Его оценка событий, которые усугубили гибель людей, заключалась в следующем: «Пожарная сигнализация не сработала, поэтому пассажиры не осознавали, что газ начал вытеснять кислород в пораженных отсеках». Некоторые предположили, что не было достаточно дыхательных комплектов для большего, чем обычно, количества людей на борту, или что гражданские лица не были должным образом обучены их использованию. Выжившие заявили, что некоторые дыхательные аппараты не работали или вышли из строя всего через несколько минут; Сообщается, что некоторые из погибших все еще были в своих дыхательных аппаратах.

2007 г.

Столкновение авианосца USS Newport News с японским танкером Mogamigawa

8 января 2007 года военный корабль США «  Ньюпорт-Ньюс» проходил под водой в Ормузском проливе, когда он столкнулся с японским танкером « Могамигава» . Она работала в составе авианосной ударной группы 8 (CSG-8), организованной вокруг авианосца USS  Dwight D. Eisenhower и отправленной в Индийский океан для поддержки операций в Сомали .

HMS Неутомимый

21 марта 2007 года члены экипажа два из Королевского флота «s Трафальгарского -класса подводной лодки, HMS  Неутомимый были убиты в результате взрыва , вызванных оборудованием очистки воздуха в носовой части подводной лодки. Подводная лодка находилась на вооружении в Северном Ледовитом океане и должна была выйти на поверхность сквозь паковые льды . Третий член экипажа, получивший «не опасные для жизни» травмы, был доставлен по воздуху в военный госпиталь на базе ВВС Эльмендорф недалеко от Анкориджа, Аляска . По данным Королевского военно-морского флота, авария не повлияла на ядерный реактор корабля, и корабль получил лишь поверхностные повреждения.

2001 г.

Столкновение Эхиме Мару и USS Greeneville

Гринвиль в сухом доке в Перл-Харборе 21 февраля 2001 года после того, как сбил и потопил Эхиме Мару .

9 февраля 2001 года американская подводная лодка USS  Greeneville случайно сбила и потопила японское учебное рыболовное судно средней школы Ehime-Maru , убив девять из тридцати пяти японцев на борту, включая четырех студентов, в 10 милях (16 км) от побережья. из Оаху . Столкновение произошло, когда представители общественности находились на борту подводной лодки и наблюдали за аварийными надводными учениями.

Военно-морское расследование показало, что авария была результатом плохо выполненного гидролокатора , неэффективного перископического поиска капитана подводной лодки, командира Скотта Уоддла , плохой связи между экипажем и отвлекающих факторов, вызванных присутствием 16 гражданских гостей на борту подводной лодки.

Военно-морской флот и командование Гринвилля подверглись критике за то, что не предприняли немедленных попыток помочь японцам на Эхиме Мару, которые пережили первоначальное столкновение. Погодные условия создавали волны высотой от 8 до 12 футов (2,4–3,7 м), а частично надводная поверхность подводной лодки не позволяла открывать люки на палубе. Они были названы причинами, по которым капитан подводной лодки решил держаться подальше и оставаться рядом. В то время как береговая охрана США напрямую отреагировала, оставшиеся в живых прибегли к автоматически развернутым спасательным плотам с Эхиме Мару .

Долгострой

Подводные лодки проекта «Щука-Б» относятся к классу многоцелевых атомных субмарин с преимущественно торпедным вооружением. Решение об их строительстве приняли в конце 1970-х в ответ на активную разработку в США АПЛ типа «Лос-Анджелес», отличавшихся повышенной скрытностью. Головную лодку — «Акулу» — передали военным в декабре 1984-го, а всего построили восемь лодок этого типа.

Российская атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б»

Самая молодая из них, «Нерпа», была «проблемным ребенком» для ВМФ с самого начала. Заложенную в 1991-м на стапелях Амурского судостроительного завода (АСЗ) лодку планировали построить, испытать и передать флоту в течение четырех-пяти лет. Однако распад страны, катастрофическое сокращение расходов на оборону и приватизация АСЗ в 1992-м едва не похоронили К-152 в младенчестве. Свернув программу атомного судостроения на Дальнем Востоке, лодку планировали утилизировать. Решение о ее достройке в октябре 1999-го принял премьер-министр Владимир Путин. Работы над «Нерпой» возобновились, но шли медленно: сказывалась нехватка финансирования и утеря АСЗ многих ценных кадров в «лихие девяностые».

С мертвой точки ситуация сдвинулась лишь в 2004-м, после поездки министра обороны Сергея Иванова в Индию. Там он подписал соглашение о сдаче К-152 в аренду за 650 миллионов долларов сроком на десять лет. Специалисты АСЗ взялись за дело, и уже 24 июня 2006-го спустили «Нерпу» на воду. Передача атомохода ВМС Индии планировалась на август 2007-го, но из-за накладок срок сдвинули на 2008-й, а потом и дальше. Случившаяся в ноябре 2008-го авария, несомненно, стала одной из основных причин отсрочки. В итоге лодка сменила гражданство лишь 23 января 2012-го.

Новые «Щуки»


В 1976 году было принято решение о проектировании и постройке новых субмарин. Задание было поручено небезызвестному предприятию «Малахит», на который всегда рассчитывал атомный флот страны. Особенность нового проекта в том, что при его разработке были полностью использованы наработки по «Барракудам», а потому стадия эскизного проектирования и многие расчеты были пропущены, что существенно удешевило сам проект и ускорило проводимые в его рамках работы. В отличие от «предков» семейства 945, проект 971, по предложению инженеров из Комсомольска-на-Амуре, не предполагал использования титана в производстве корпусов. Это было связано не только с огромной стоимостью и дефицитом этого металла, но и с чудовищной трудоемкостью работ с ним. Фактически потянуть подобный проект мог только «Севмаш», мощности которого и так были полностью загружены. На стапели уже были отправлены первые комплектующие… как разведкой были предоставлены сведения о новой американской подлодке типа «Лос-Анджелес». Из-за этого проект 971 был срочно отправлен на доработку.

Уже в 1980 году она была полностью завершена. Еще одной особенностью новых «Щук» было то, что большая часть работ по их проектированию и созданию велась в Комсомольске-на-Амуре. До того тихоокеанские верфи находились на положении «бедного родственника» и выполняли только функции ведомых.

2008 г.

HMS Superb

С 26 мая 2008 года Королевский флот «s Swiftsure -класса подлодка HMS  Superb ударила подводную рок вершину в северной части Красного моря, в 80 милях (130 км) к югу от Суэца, вызывая повреждение гидролокатора оборудования. Подводная лодка была выведена из эксплуатации несколько раньше запланированного срока из-за повреждений.

Утечка российского газа К-152 Нерпа

8 ноября 2008 г. не менее 20 человек погибли от удушья в результате утечки газа на борту российской атомной подводной лодки К-152 « Нерпа» во время испытаний в Японском море. Подводная лодка была сдана в аренду ВМС Индии в 2011 году и официально принята на вооружение как INS Chakra в 2012 году.

История создания

Изучив опыт второй мировой войны, Советские адмиралы пришли к выводу, что тактика волчьих стай более не способна обеспечить победу в крупномасштабном конфликте. В случае начала Третьей мировой войны, Советские командиры должны были использовать ударные АПЛ для перехвата вражеских кораблей и подводных ракетоносцев в местах их дислокации, то есть возле океанских портов, удары по которым следовало наносить, как обычным, так и ядерным оружием.

В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.

Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.

Для постройки нового подводного крейсера, решено было использовать маломагнитную сталь вместо титана.

Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.

В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.

Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.

Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».

На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.

К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у компании «Toshiba». Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.

Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.

Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает — «Усовершенствованная Акула».

2012 г.

USS Miami поджог

23 мая 2012 года во время планового технического ремонта авианосец «  Майами» получил серьезные повреждения в результате пожара, который, как позже выяснилось, был частью серии пожаров, умышленно начатых гражданским рабочим верфи, искавшим свободное от работы время. Военно-морской флот решил, что ремонтировать подводную лодку будет неэкономично, и вместо этого решили списать и утилизировать ее.

Столкновение USS Montpelier с USS San Jacinto

USS  Montpelier и крейсер Aegis USS  San Jacinto столкнулись у берегов северо-восточной Флориды 13 октября 2012 года во время учений, когда подводная лодка была погружена на перископную глубину. Ни на одном из кораблей пострадавших не было. Первоначальная оценка ущерба заключалась в том, что на борту « Сан-Хасинто» произошла полная разгерметизация купола гидролокатора . Расследование показало, что основной причиной столкновения стала человеческая ошибка, плохая совместная работа вахтенной группы Montpelier и несоблюдение командиром установленных процедур для подводных лодок, работающих на перископической глубине. Кроме того, расследование выявило способствующие факторы, связанные с различными штабами командования и управления, которые обеспечивают обучение и оперативный надзор в Командовании сил флота.

2002 г.

USS Dolphin: крупное наводнение и пожар

В мае 2002 года исследовательская подводная лодка ВМС США USS  Dolphin испытала сильное наводнение и пожары у побережья Сан-Диего, штат Калифорния. Корабль покинули экипаж и гражданские лица ВМС, которых спасли находящиеся поблизости военные корабли. Никто не пострадал. Хотя лодка была серьезно повреждена, ее отбуксировали обратно в Сан-Диего для капитального ремонта.

Столкновение авианосца » Оклахома-Сити» с танкером

13 ноября 2002 г. к востоку от Гибралтарского пролива произошло столкновение авианосца «  Оклахома-Сити» с танкером для перевозки сжиженного природного газа Leif Hoegh Norman Lady . Никто ни на одном из судов не пострадал, утечек масла из топливных баков и угрозы окружающей среде не было, однако на подводной лодке были повреждены перископ и зона парусов, и она была отправлена ​​в Ла-Маддалена, Сардиния, для ремонта. Ее командир, командир Ричард Вотер, был освобожден от своего командования 30 ноября. Еще один офицер и двое рядовых членов экипажа также были наказаны за неисполнение служебных обязанностей.

HMS Trafalgar

В ноябре 2002 года Королевского флота «S Трафальгарской подводная -класса , HMS  Trafalgar , сел на мель недалеко от Ская, в результате чего £ 5 миллионов долларов ущерба для ее корпуса и ранив трех матросов. Он двигался на глубине 50 метров (160 футов) под поверхностью со скоростью более 14 узлов (26 км / ч), когда капитан-лейтенант Тим ​​Грин, студент Курса управления подводными лодками , приказал изменить курс, в результате чего он оказался на скалах у Фладды. -chain , небольшой, но хорошо обозначенный островок.

В отчете, опубликованном в мае 2008 года, говорилось, что калька (используемая для защиты навигационных карт) скрывала важные данные во время учений. Кроме того, офицер, проводивший учения, не отслеживал местоположение подводной лодки с использованием всего доступного оборудования. Командиры Роберт Фэнси и Ян Макги предстали перед военным трибуналом и получили выговор за инцидент.

Описание конструкции

Лодки проекта 971 выполнены по классической для отечественного кораблестроения двухкорпусной схеме. Прочный корпус атомоходов изготовлен из высокопрочной стали и разделен переборками на шесть отсеков. Он позволяет боевому кораблю погружаться на глубину до 600 метров. Легкий корпус подлодок этого проекта покрыт специальным противорадиолокационным слоем.

АПЛ проекта 971 имеет вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором расположена буксируемая антенна. Также имеются выдвижные носовые горизонтальные рули и два подрулюющих устройства. Хвостовое оперение плавно сопряжено с корпусом, что способствует уменьшению шума во время движения. Корабли этой серии имеют малошумный семилопастный винт с уменьшенной частотой вращения.

Второй отсек разделен на четыре палубы. На первой находится главный пост и аппаратура боевой управляющей системы. Остальные три палубы отведены под жилые, медицинские помещения, также в них расположена часть оборудования общекорабельных систем.

Третий отсек также имеет четыре палубы, здесь находятся механизмы и аппаратура. Включая дизель-генераторную установку, компрессоры, холодильные установки, насосы, часть подъемно-мачтовых устройств.

Четвертый отсек занимает реактор.

Пятый отсек турбинный, в нем находится паротурбинная установка с турбогенераторами и холодильными машинами.

Ограждения выдвижных устройств расположено над вторым и третьим отсеком. Рубка выполнена в виде всплывающей спасательной камеры. Здесь же находится основной вход в субмарину. Благодаря высокой степени автоматизации экипаж подлодок проекта 971 удалось сократить до 73 человек.

Энергетическая установка субмарин этого проекта состоит из водо-водяного реактора ОК-650Б мощностью 190 МВт с четырьмя парогенераторами, а также па­ро­вой од­но­валь­ной па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­кой ОК-9В. Имеются два турбогенератора переменного тока (по 3200 кВт) и двух дизель-генераторов с запасом топлива на 10 суток хода. В первом отсеке расположены две группы аккумуляторных батарей.

Вооружение подлодок проекта 971 из четырех 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц. Через торпедные аппараты также возможна установка мин.

Также на «Щуках-Б» установлен комплекс обнаружения кораблей противника по кильватерному следу «Тукан». Следует отметить навигационный комплекс «Симфония-У», и систему спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ», а также радиолокационный комплекс «Радиан».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector