Как изнутри выглядит заброшенная советская подводная лодка

Список построенных ПЛ проекта

  • Б-92 (1958) с 1960 К-96, в 1969 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-96
  • Б-40 (1959) с 1960 К-72, в 1972 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-372
  • Б-41 (1959) с 1960 К-79, в 1968 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-79
  • Б-42 (1959) с 1960 К-83, с 1977 Б-83, с 1979 — БС-83 и переоборудована по пр. 629Р
  • Б-45 (1960) с 1960 К-88, в 1966 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-183
  • Б-29 (1960) с 1960 К-61, в 1976 переоборудована по пр. 629Р и с 1977 БС-167
  • Б-146 (1960) с 1960 К-113, в 1977 переоборудована по пр. 629Н и переименована в БС-113, с 1978 РЗС-97, с 1992 ПЗС-65
  • Б-26 (1961) с 1960 К-36, в 1967 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-106
  • Б-48 (1961) с 1960 К-91, в 1967 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-91
  • К-93 (1961) в 1971 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-93
  • К-110 (1961) с 1977 БС-110
  • К-142 (1961) достроена по пр. 629Б, с 1977 Б-142
  • Б-93 (1958) с 1960 К-126, в 1969 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-126
  • Б-103 (1959) с 1960 К-129, в 1967 модиф. по пр. 629А, погибла на боевом дежурстве 8 марта 1968
  • Б-109 (1959) с 1960 К-136, с 1977 БС-136
  • Б-113 (1960) с 1960 К-139, в 1970 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-139
  • Б-46 (1961) с 1960 К-75, в 1971 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-575
  • Б-51 (1961) с 1960 К-99, в 1967 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-99
  • К-163 (1962) в 1972 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-163
  • К-107 с 1960 К-107, с 1977 Б-107 и переоборудована по пр. 629Р, с 1978 — БС-107
  • К-118 (1960) с 1977 Б-118, переоборудована по проекту 601; с 1987 РЗС-439
  • К-102 (1959) в 1970 переоборудована по проекту 605, с 1977 Б-102
  • К-153 (1961) с 1977 БС-153, в 1979 переоборудована по проекту 619

Модификации

Лодки проекта 629 модернизировались для оснащения различными новыми типами ракет и, таким образом, послужили полигоном для отработки всех типов БРПЛ, которые стояли на вооружении в 1960—2000 годах.

Проект 629А

Модель ПЛ проекта 629А

В июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки проекта 629 по проекту 629А, предусматривающему установку ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21. Проект был разработан с условием минимизации объёма работ по модернизации. Основные изменения претерпел 4-й отсек и его межкорпусное пространство. Устанавливались новые ракетные шахты и дополнительные балластные цистерны для предотвращения всплытия лодки после стрельбы.

Проект 629Б

Проект 629Б

Шестнадцатый корабль серии, К-142, был построен по изменённому проекту и предназначался для отработки твердотопливного ракетного комплекса Д-6 и жидкотопливного Д-4 с ракетой Р-21. После 27 запусков ракеты Р-21 она была принята на вооружение в составе комплекса Д-4.

Проект 629Р

Проект 629Р

В 1971—1972 годах на базе лодки типа 629 был разработан проект подводной лодки-ретранслятора 629Р, предназначенной обеспечивать устойчивую связь командования флота с надводными и подводными кораблями, находящимися в любой точке Мирового океана. Проект предусматривал демонтаж ракетного комплекса, кормовых торпедных аппаратов и навигационного комплекса «Плутон-629» для размещения антенн, радиооборудования и навигационного комплекса «Мост-У». Устойчивая одновременная работа на приём и на передачу обеспечилась путём разнесения приёмных и передающих антенн и дополнительной защитой приёмников от помех. Предусматривалось переоснащение четырёх лодок проекта 629: К-83, К-107, K-61 и К-113. Впоследствии от модификации К-113 отказались. Переоснащённые корабли получили названия БС-83, БС-107, БС-61. Все три корабля вошли в строй к 1978 году.

Проект 605

Проект 605

Лодка К-102 при переоборудовании была оснащена ракетным комплексом Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К (4К-18, SS-NX-13), предназначенными для поражения точечных целей на берегу и авианосцев соответственно. Первоначально планировалась установка шести ракет, однако в связи с ограничениями, чтобы не размещать два комплекта управляющей аппаратуры, ограничились четырьмя ракетами. Проект был разработан в 1968—1969 годах, переоборудование корабля завершилось к сентябрю 1973 года. Испытания ракеты прошли с 11 сентября 1973 года по 15 августа 1975 года. Другие корабли проекта 629 под эту ракету не переоборудовались. Ракетным комплексом Д-5 оснащались субмарины проекта 667А «Навага».

Проект 601

Проект 601

Лодка К-118 проекта 629 была модернизирована для испытания ракетного комплекса Д-9 с 6 ракетами типа РСМ-40 (Р-29). Проект требовал существенной переработки корабля, было заменено около 70% лёгкого корпуса и больше половины отсеков прочного корпуса. Испытания были начаты с 1976 года. После проведённых испытаний комплекс Д-9 поступил на вооружение. Им оснащались АПЛ проекта 667Б «Мурена». Планируется, что модификация этого комплекса, Д-9РМУ2, будет находиться на вооружении по крайней мере до 2020 года.

Проект 619

Модель проекта 619

Лодка К-153 была переоборудована для испытания ракетного комплекса Д-19 и получила наименование БС-153. Переоборудование было выполнено на «Северном машиностроительном предприятии», лодка была оснащена одной шахтой для запуска девяностотонной трёхступенчатой ракеты типа РСМ-52 (Р-39). Испытания прошли на Чёрном море в 1979 году, было выполнено семь запусков бросковых макетов. Впоследствии комплекс Д-19 устанавливался на самые большие лодки в мире — ТРПК СН (тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 941 «Акула». В дальнейшем планировалось использовать для испытания ракетного комплекса Д-19УТТХ (Р-39УТТХ «Барк»).

Основные характеристики новых подлодок

Ответственными за проектирование сделали небезызвестных конструкторов С.А. Егорова и З. А. Дерибина. Корпус их разработки отличается малой седловатостью, а также заметно скошенным, «усеченным» форштевнем. Последнее было сделано для того, чтобы максимально улучшить мореходные качества подлодки в надводном положении. Лодки этого проекта также отличаются выраженными обтекателями в носовой части, которые служат для размещения различной радиолокационной и прочей аппаратуры.

Кроме того, там также были жилые каюты и дополнительные блоки аккумуляторов. Пятый отсек — дизельный, в следующем расположены электрические движки, а в последнем, то есть седьмом, базируются резервные торпедные аппараты.

Внешний облик лодок этого типа характеризуется еще и очень высоким ограждением вокруг рубки. Оно настолько «монументально», что над ним ничего не возвышается. Кроме того, в обтекателе на носу, о котором мы уже говорили выше, располагается не только электронная аппаратура, но также газоотвод и оборудование, обеспечивающее возможность работы дизельного двигателя под водой.

Новое время – иные требования

Ко второй половине 50-х годов прошлого века стало понятно, что «старушки» проекта 611 новым требованиям уже совершенно не соответствуют. Американцы в то время уже интенсивно налегали на проекты атомных подлодок, но в СССР делали важную ставку и на классические проекты, причем небезосновательно.

Дело здесь в том, что дизель, каким бы парадоксальным это ни казалось, значительно тише атома: проблема последнего в вибрациях, шуме от работы парогенераторов и конденсационных установок. Дизельные же подлодки в подводном положении идут исключительно на электричестве, а потому шумность у них чрезвычайно низкая.

История, уходящая на слом: внутренности подводной лодки проекта 641

Хотели бы вы побывать на настоящей подводной лодке? Думаем, ответ будет положительным. Уверены, что вы знаете адреса окончательной швартовки подводных лодок-музеев, разбросанных по разным городам России, всего таких насчитывается в нашей стране на данный момент восемь штук:

  • Подводная лодка С-189 (Санкт-Петербург);
  • Подводная лодка Д-2 «Народоволец» (Санкт-Петербург);
  • Подводная лодка К-21 (Мурманск);
  • Подводная лодка Б-413 (Калининград);
  • Подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» (Москва);
  • Подводная лодка С-56 (Владивосток);
  • Подводная лодка Б-307 (Тольятти);
  • Подводная лодка М-261 (Краснодар).

Но при посещении некоторых из этих подлодок экскурсант может столкнуться с рядом несоответствий действительности. Так, не все выставленные подлодки аутентичны — например, в угоду посетителям с ограниченной подвижностью в некоторых из этих лодок расширяют проемы и убирают часть переборок между отсеками, изменяют интерьер и убирают некоторое оборудование для более удобного размещения экскурсионных групп и музейных экспозиций.

В итоге получается интересно, но не слишком реалистично. Уходит какая-то нотка оригинальности, какое-то еле уловимое дуновение истории.

И вот мы нашли рассказ хоть и о недоукомплектованной, доживающей свои последние дни (ее уже отправили на слом), но все же несколько более реалистичной подлодке, которая начала свой карьерный путь в 1965 году, служила на Северном флоте, в водах Балтики и Средиземного моря и несколько лет даже базировалась в Египте.

Ее посетили любители заброшек и сделали 15 фотоснимков. 15 снимков советской подводной лодки, которая уже стала историей, легендарной историей! Пройдемся по отсекам и узнаем о подлодке немного больше…

Чем были вооружены подлодки этого типа?

Основное вооружение – шесть носовых торпедных аппаратов, которые дополняют ещё четыре кормовые. Но все же основные – носовые, так как только они оснащены специальной системой быстрой перезарядки. Общий боезапас – 22 торпеды. В их число входили и первые «телеметрические» модели, управляемые по проводам. Но на практике в боевые походы нередко брали до 1/3 мин, заменяя ими торпеды. За управление процессом стрельбы отвечал комплекс «Ленинград-641».

Субмарины имели на вооружении торпеды с ядерной боевой частью, но предназначены они были исключительно для атак на надводные корабли противника.

Основные недостатки, сведения об эксплуатации

Уже в начале строительства инженеры установили, что запаса прочности для модернизации у стандартного проекта практически нет. А потому при закладке последних субмарин этой серии они заново проектировались практически на ходу. В результате таких изменений был полностью переоснащен и заново скомпонован пятый отсек, конструкторы заменили дизельные моторы на более надежные, замене подверглись также стандартные аккумуляторные батареи.


На западе эти подлодки быстро получили название Foxtrot. Это был один из первых проектов субмарин, которые массово передавались союзникам по варшавскому договору, а также иным, просоветски настроенным странам. Например, две подлодки сразу после постройки были переданы Польше, а для Индии вообще закладывались особенные субмарины, имевшие множество серьезных отличий от первоначального проекта.

Так, туда ставились иные АКБ, имевшие больший ресурс при работе в условиях высоких температур, в четвертом отсеке были убраны сразу две каюты, за счет чего на подлодке удалось разместить систему кондиционирования воздуха, а также были значительно увеличены штатные емкости для пресной воды. Как в этом нуждалась наша подводная лодка Б-28 641 проекта, вынужденная в свое время долго укрываться от американцев в условиях тропиков!

Постройка и испытания

Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство ПЛ проекта 629. В 1959 году советский ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки проекта 629 с дизель-электрической энергетической установкой.
К началу 1960 года Северный флот получил пять ракетных лодок, а Тихоокеанский флот — две. Всего же их построили 23 единицы. До принятия на вооружение ракет Р-13, три лодки, сданные к тому времени, несли по три Р-11ФМ. Была построена одна лодка по проекту 629Б. Она создавалась и строилась в качестве опытовой для отработки новой ракетной техники и после вступления в строй входила в состав Северного флота.
К испытаниям ракеты Р-13 привлекалась лодка проекта 629. С ноября 1959 года по август 1960 года c борта подводной лодки Б-92, входившей в состав Северного флота, выполнили 13 запусков (11 успешных), после чего 13 октября 1961 года ракета была принята на вооружение ВМФ.
С одной из лодок этого типа — К-102 — 20 октября 1961 года впервые на Новоземельском полигоне была запущена морская баллистическая ракета с термоядерным зарядом мегатонного класса.
Как и Р-11ФМ, ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения. Время старта первой ракеты после всплытия составляло 4 минуты, что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок.

Характеристики двигателей


Сердцем субмарины являются сразу три дизеля модели 37Д. Они оснащены газотурбонаддувом, ограждены от основных отсеков массивной звукоизоляционной переборкой. Как мы уже говорили, за подводный ход отвечают два электрических мотора марки ПГ-101. Мощность каждого составляет 1350 л. с. Имеется резервный мотор ПГ-102, мощность которого сразу 2700 л.с. Есть также экономичный 140-сильный ПГ-104. Используется он в случаях, когда необходимо экономить ресурсы, «сидит» на одном валу с ПГ-102. Для движения лодка может использовать три гребных винта, шаг которых может произвольно изменяться экипажем. В надводном положении для движения используются дизели, которые одновременно заряжают аккумуляторные батареи.

История создания

Эскизное проектирование, выполненное под руководством главного конструктора лодки Н. Н. Исанина, выявило полную несостоятельность требований тактико-технического задания 1954 года, что особенно проявилось в разделе, посвященном ракетному вооружению. 11 января 1956 года было утверждено новое техническое задание на подводную лодку и ракетный комплекс Д-2, содержавшее радикально переработанные требования. Чтобы ускорить ввод в строй новых ракетных лодок, Н. Н. Исанин предложил проектировать субмарину под комплекс Д-1, но заложить возможности для дальнейшей модернизации под более мощные ракеты. Такой путь позволял не ждать результатов завершения испытаний ракетного вооружения, а развернуть работы немедленно. Предложение было принято.
Архитектура подводной лодки проекта 629 отличалась рядом особенностей, обусловленных, в первую очередь, необходимостью разместить ракетные шахты в специальном отсеке. Для понижения центра тяжести и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии, прочный корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме восьмерки, в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров. Длинное, высокое и широкое ограждение кроме прочной рубки и выдвижных устройств закрывало и верхние части шахт. Конструктивно подводной лодки делилась на восемь отсеков. Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство подводной лодки проекта 629.

Предшественники

Советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 611

Советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641

В мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 (Центральное проектное бюро № 16 «Волна», ныне ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения „Малахит“») тактико-техническое задание на разработку технического проекта ракетной подводной лодки. Оно предусматривало максимум унификации с торпедными ПЛ проекта 611 и более современными — проекта 641. Последний проект и была взят в качестве базового.

Предпосылки к созданию

Во второй половине 50-х гг., когда настала пора заменить первые послевоенные корабли проекта 611, началась разработка новой большой дизельной подводной лодки. В то время уже разворачивалось строительство атомоходов, но, в отличие от американцев, отдавших предпочтение ядерным силовым установкам, в Советском Союзе не пренебрегали и классическими. Хотя бы потому, что гребные электродвигатели обладают существенным преимуществом: они менее шумны, нежели турбозубчатые агрегаты атомных лодок. Новые большие лодки предназначались, как и их предшественницы, для борьбы с потенциальным противником на дальних коммуникациях, минных постановок, разведки, прикрытия своего судоходства. Однако должны были обладать большими автономностью, дальностью плавания, глубиной погружения, новыми торпедами и минами, улучшенными условиями для службы и жизни экипажей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector