Новости флота

Навстречу гостям

Нагрузка на Черноморский флот в ближайшее время будет возрастать, объяснил необходимость усиления ЧФ экс-замглавы МИД РФ Сергей Орджоникидзе. Корабли США, Англии, Франции и других стран НАТО, не имеющих выхода к Черному морю, заходят в его акваторию на регулярной основе и будут это делать в дальнейшем, заявил он «Известиям». Так, 14 декабря в Черное море прошел французский ракетный фрегат Auvergne. Российское военное ведомство уже заявило, что ЧФ взял его под контроль.

— Деятельностью кораблей НАТО в Черном море руководит США. Америка в рамках военного альянса взяла руководство на себя и распределила роли всех его участников. Об этом говорит хотя бы то, что интересов у таких стран, как Греция или Испания, в Черноморском регионе нет, но они регулярно посылают туда корабли, — отметил Сергей Орджоникидзе. — Параллельно Великобритания и Франция ведут свою игру. Президент Франции Эммануэль Макрон накануне выборов хочет показать величие страны и тем самым набрать себе дополнительные очки. Великобритания демонстрирует, что она якобы остается владычицей морей.

Морское судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» перед церемонией приема в состав Военно-морского флота России

Источник изображения: Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

Действительно, весь 2021 год флот НАТО наращивала свое присутствие в Черном море. Так, 23 января туда для участия в совместных учениях с итальянским фрегатом Carlo Margottini и ВМС Болгарии прибыл ракетный эсминец ВМС США Donald Cook. На следующий день для его обеспечения в акваторию зашел американский танкер-заправщик Laramie.

В марте проводились военно-морские учения НАТО Sea Shield 2021. В них приняли участие 18 военных кораблей из восьми стран НАТО. Также участвовали ВМС США — Monterey и эсминец Thomas Hudner, ракетный фрегат ВМС Испании Mеndez Nunez и ударный катер греческих ВМС Roussen HS Ypoploiarchos Daniolos.

Дизельная подводная лодка «Краснодар» на базе в Севастополе

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Василий Батанов

Во время проведения учений Sea Breeze 2021 в Черном море находились британский эсминец Defender, который нарушил границу РФ в районе мыса Фиолент. Всего в тех маневрах принимали участие 40 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов.

Черноморский флот следил за вошедшими в Черное море американским экспедиционным судном Yuma, испанским патрульным кораблем Rayo, за фрегатом ВМС Италии Virginio Fasan, катером греческих ВМС Roussen HS Ypoploiarchos Daniolos, ракетным фрегатом ВМС Испании Mеndez Nunez. Два последних судна принимали участие в учениях Sea Shield 2021.

30 октября в рамках совместных военных учений США и НАТО в Черное море зашел ракетный эсминец ВМС США USS Porter, оснащенный крылатыми ракетами Tomahawk, следом за ним отправился флагман Шестого флота США — штабной корабль Mount Whitney, а также танкер-заправщик John Lenthall.

Для проведения совместного маневрирования с американскими кораблями в черноморской акватории также были задействованы фрегаты «Горди» ВМС Болгарии, Yavuz ВМС Турции и румынский Marasesti. Также участие принимали украинские суда — патрульный катер «Славянск» и десантный корабль «Юрий Олефиренко». А 25 ноября Черное море посетил американский ракетный эсминец USS Arleigh Burke, который вошел в акваторию для продолжения совместных операций с союзниками по НАТО.

Богдан Степовой

«Бореи» и «Ясени»

Подводные лодки проекта 955 «Борей» должны заменить субмарины проекта 667БДРМ «Дельфин», которые составляют основу российской ядерной триады. Подводное водоизмещение субмарины «Борей» составляет 24 тыс. т, длина — 170 м, а ширина — 13,5 м.

  • Первая многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) проекта «Ясень» К-560 «Северодвинск» у причала оборонной судоверфи «Севмаш» в Северодвинске
  • РИА Новости

Ракетоносец может развивать скорость до 29 узлов, погружаться на глубину до 400 м и находиться в автономном плавании до 90 суток. Подлодки «Борей» могут нести на себе до 16 твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-30 «Булава».

Кроме этих подводных крейсеров, в ВМФ также поступают субмарины проекта 885 «Ясень». Так, 20 марта глава «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) Алексей Рахманов сообщил, что третья атомная подлодка проекта 885 будет передана флоту в 2020 году.

Подлодки «Ясень» оснащены гидроакустическими комплексами нового поколения и ядерными реакторами ОК-650В повышенной надёжности. Основу арсенала этих АПЛ составляют крылатые ракеты «Калибр» и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс». Основная задача подводных лодок «Ясень» — отслеживание иностранных подводных крейсеров стратегического назначения.

Новое пополнение

Помимо уже упомянутых подлодок и фрегатов, в ближайшие годы ВМФ России должны пополнить корабли ближней морской зоны — корветы. Так, в июле начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО по ТОФ Николай Воскресенский сообщил, что в 2020 году в состав Тихоокеанского флота войдёт корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», а в 2021-м — корвет «Резкий». Это представители проекта 20380. На их вооружении будут находиться крылатые ракеты (в том числе хорошо зарекомендовавший себя при ударах по террористам в Сирии «Калибр»), системы ПВО, артиллерии и противолодочной обороны.  

Модернизированный корвет проекта 20385 «Гремящий» должен быть передан ВМФ в текущем году. 28 июля он принимал участие в военно-морском параде в Санкт-Петербурге.

В 2022-м году на вооружение российского флота должен поступить первый корвет новейшей серии 20386 — «Меркурий». Его определяющая особенность — принцип модульности, предусматривающий возможность временной установки разных комплексов вооружения. Это позволит расширить список выполняемых кораблём задач.

Также в 2019 году ВМФ России планируется передать большой десантный корабль «Пётр Моргунов» проекта 11711. Первый корабль этой серии — «Иван Грен» — поступил на Северный флот в прошлом году.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • РИА Новости

Российский ВМФ должен пополнить и один из трёх фрегатов проекта «Буревестник» — «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», которые пока стоят на верфях в Калининграде. Ранее поступали сообщения, что корабли могут отправиться в Индию. Однако 31 марта в интервью газете «Военно-промышленный курьер» командир 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота контр-адмирал Олег Криворог заявил, что сейчас на флоте идёт формирование экипажа для «Адмирала Бутакова».

Между тем заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин сообщил, что до 2025 года Тихоокеанский флот получит шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка». Как ожидается, до 2021 года в состав ВМФ войдут две другие неатомные подводные лодки проекта 677 «Лада» — «Кронштадт» и «Великие Луки». До 2021 года «Объединённая судостроительная корпорация» по заказу Минобороны должна разработать технический проект неатомных подлодок нового поколения «Калина».

История создания

История подводного флота России берет свое начало еще в 18 веке, когда русский инженер-самоучка сделал чертеж «потаенного судна», скрытого под водой. Внешний вид субмарины напоминал бочку и должен был производиться из досок и медных листов. Однако эта идея так и не смогла воплотиться в реальность.

Только спустя 100 лет при царствовании Николая I была спущена на воду субмарина. Она была небольшого размера, но уже имела вооружение – одну мину и ракеты.  В конце 19 века разные кораблестроительные заводы выпускали экспериментальные варианты подводных конструкций.

Уже в I Мировую Войну разные страны, в том числе подводный флот отечества, активно использовали подлодки в сражениях. В те годы наша страна насчитывала 75 лодок различных конфигураций. Во Вторую Мировую Войну Советский морской флот включал 212 субмарин. История знает много героических сражений, где бригада подводных лодок нашего государства показала себя с героической стороны.

Важным этапом развития данного вооружения стали 50-е годы ХХ века. Подлодки стали включать в себя ядерные энергетические установки, благодаря которым получили возможность плавать в автономном режиме, без необходимости дозаправки.

Если провести сравнение России и США, то первая подобная субмарина под названием «Наутилус» появилась у США в 1954 году. Через 5 лет СССР спустил на воду его аналог – проект 627. Спустя короткий промежуток времени появились атомные подлодки второго поколения (проект 667) под названием «Мурена», которые были оснащены разделяющимися боеголовками.

Следующим этапом развития АПЛ стало наличие бесшумных гребных винтов, обеспечивающих тихое движение. Так, в 1980 году появились субмарины третьего поколения, которые выполняли ряд стратегических задач и содержали крылатые ракеты. Всего же в период существования СССР было построено 243 атомные подводные лодки. А если считать общее количество подводных лодок, то оно превышало 1000 единиц.

В последние годы руководство страны уделяет большую часть сил и средств на модернизацию подводного флота. При этом с одной стороны перевооружается подводный ядерный щит времен Советского Союза до уровня, отвечающего современным требованиям военного дела. В то же время проектируются и производятся новые ракетоносцы таких классов как «Борей» и «Ясень».

На сегодняшний день по официальным данным Россия насчитывает 13 АПЛ с баллистическими ракетами, 27 АПЛ с ракетно-торпедным вооружением, 19 дизельных подлодок, 8 АПЛ специального назначения и 1 дизельную ПЛ специального назначения.  Много это или мало? Для сравнения, США насчитывает порядка 60 действующих АПЛ, при этом у них в строю числятся только атомные субмарины. А вот Великобритания и Франция имеют всего по 10 атомоходов. Строительство одной современной торпеды оценивается в 1 миллиард долларов.

Долгий путь

30 октября в ВМФ сообщили, что два корвета проекта 20380, которые сейчас находятся на стадии строительства, войдут в состав 114-й бригады надводных кораблей командования сил и войск на северо-востоке России. И.о. гендиректора Амурского судостроительного завода Михаил Боровской рассказал, что предприятие стоит номером один в списке тех, где будут заложены новые корабли — контракт на них был заключен на форуме «Армия-2020» с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). В настоящее время решается вопрос о том, сколько корветов из 10 заказанных будет построено на этом заводе.

Военное кораблестроение — вещь циклическая, впрочем, как и процесс создания любого вида военной техники. Пока конструкторы на компьютерах рисуют проект корабля, судостроители строят новый, а моряки эксплуатируют современный, устаревший тем временем готовят к утилизации. Первые два этапа наиболее сложные. Если бы не распад Советского Союза, сейчас в составе ВМФ России были бы совсем другие боевые корабли и подводные лодки. 1990-е годы нанесли серьезный удар по отечественному военному кораблестроению. Только чудом можно назвать то, что оно в это время выжило, помогли экспортные заказы для Китая и Индии.

Торжественная встреча из дальнего трехмесячного похода в Азиатско-Тихоокеанском регионе отряда боевых кораблей «Громкий» и «Совершенный» на военном причале Тихоокеанского флота на Корабельной набережной во Владивостоке

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

В начале XXI века остро возник вопрос замены корабельного состава российского флота. Было принято решение идти от простого к сложному: сперва разрабатываем и строим небольшие боевые корабли (корветы), далее фрегаты, затем эсминцы.

Так, для действий в ближней морской зоне, охраны водного района и конвоев, патрулирования и других задач появился корабль проекта 20380. Он стал первым постсоветским проектом для морской зоны. Уже в ходе создания корвета ВМФ и оружейники поставили на него практически всё мыслимое современное оружие и радиоэлектронное оснащение. Но выяснилось, что развал производства в стране после 1990-х был больше, чем представляли. В итоге строительство и освоение личным составом первых четырех кораблей серии затянулись.

Изначально планировали, что будет построено четыре корвета по проекту 20380, затем четыре — по проекту 20385, а после них приступят к инновационной серии — 20386. Корабли проекта 20385 больше и лучше вооружены, чем представители серии 20380. Вместо противокорабельного комплекса «Уран» на них стоит универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК), который может использовать разнообразные ракеты, включая «Калибр» и «Оникс». 20386 — еще более инновационный проект с так называемой трансформирующейся кормой — на ней размещаются те или иные дополнительные системы или комплексы оружия.

Транспортно-спусковой док «Зея» с корветом проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» в бухте Золотой Рог в акватории Владивостока

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Однако планы пришлось пересматривать. Головной корвет «Совершенный» строился 11 лет. После вмешательства государства второй корвет «Громкий» был построен уже за шесть лет, а третий — «Алдар Цыденжапов» — за пять. Его ввод в состав Тихоокеанского флота ожидается уже в этом году. В 2021-м состав ТОФ пополнит и корвет «Резкий». С учетом их Тихоокеанский флот пополнится уже шестью корветами. Это обеспечит безопасность развертывания базирующихся на Камчатке АПЛ с баллистическими ракетами на борту и даст возможность проводить операции в северной части Тихого океана, не привлекая силы Приморской флотилии из Владивостока.

Санкции на поставку техники, которая может быть использована в военных целях, также сыграли свою роль. В результате пришлось ограничиться строительством всего двух корветов проекта 20385 — «Гремящий» и «Проворный». В этих кораблях был заложен большой процент импортных комплектующих. В итоге вместо двух 20385 были заказаны еще два корвета проекта 20380.

Блицкрига не будет

Прежде всего военным ученым и ветеранам необходимо понять, что возврата к бывшему ВМФ СССР не будет. Другой век, другая геополитическая и самое главное – экономическая ситуация. Другое государство, другой социально-политический строй. Деиндустриализация государства свершилась, и нынешней промышленности очень многое из того, что производилось раньше, просто не под силу. А значит, требуются другие взгляды на формы и способы применения Вооруженных сил.

Вполне возможно, что между МО РФ и ВМФ существует не антагонизм на почве генетической несовместимости, а всего лишь отсутствие ясного понимания о месте и роли флота в будущей войне. Как ВМФ может применяться в сетецентрической, энергетически оснащенной войне? Будут ли морские сражения, операции флотов по уничтожению авианосных ударных групп (АУГ), отрядов боевых кораблей (ОБК), противодействие воздушно-космическому нападению или мгновенному глобальному удару?

Одной из главных задач ученых АВН совместно с военно-морской академией и научными организациями, ветеранами является активная работа над восстановлением целостности управления силами ВМФ как боевой системы

Учитывая разобщенность морских театров и важность сохранения единства управления оперативно-стратегическими объединениями, сегодня неизмеримо возрастает необходимость развития инфраструктуры базирования, оперативного оборудования ТВД, ведения боевой и оперативной подготовки под единым руководством главкомата ВМФ

Все это требует научного поиска и обоснования, но, на мой взгляд, современная военная наука отстала от реалий времени и осталась теоретически исторической, где-то в годах битвы при Каннах. Попытки ученых АВН понять будущее развитие форм и способов ведения войны требуемой ясности пока не внесли.

Например, вопрос так называемых блицкригов (молниеносных или скоротечных войн), судя по всему, остался не до конца понятым военной наукой. Тем не менее весь ход подготовки современных Вооруженных сил ведется применительно к возможности скоропалительной мировой войны. Исторический опыт показывает – эти постулаты несостоятельны. Тем не менее средства массовой информации государства, все военные СМИ под оглушительный звон литавр вещают об учениях, пусках и стрельбах, небывало успешных в истории России, скатываясь в риторику предвоенной книги Николая Шпанова «Первый удар».

А что, если война продлится дольше, чем планируют наши стратеги? Особенно если учесть заявленный президентом в Послании 2019 года удар по центрам принятия решений? Какой уж там блицкриг, однозначно сразу же мировая война!

Но в стране даже в отличие от 30–40-х годов почему-то не слышно ни о гражданской обороне и подготовке населения, ни о мобилизационной подготовке промышленности, регионов и экономики. А территориальную оборону, видимо, путают с деятельностью ОМОНа и Росгвардии по поддержанию общественного порядка. Не думаю, что всем чиновникам в руководстве страны и Минфина известны расчеты боевых потерь на какой-либо период военных действий. За счет какого «подготовленного резерва» мы собираемся их восполнять?

Вспомним, вошли в Афганистан на неделю – остались на 10 лет. В Сирии начали разгонять банды боевиков – задержались более чем на пять лет. Где тут блицкриг? Почему у военной науки нет точных прогностических оценок? Не по этой ли причине начальнику Генштаба недавно пришлось взять на себя функцию еще и непосредственного руководства деятельностью АВН?

Нужны ли авианосцы

Думаю, следует напомнить ветеранам военной науки и о существовании весьма важного критерия военного строительства «эффективность – стоимость». Для оперирования им необходимо понимание реального состояния промышленности и в целом экономического положения государства

Надо прекратить мечтания на темы значительного увеличения корабельного состава, строительства авианосцев (без одновременного строительства корабельной группы и полноценного авиакрыла, инфраструктуры базирования). Достаточно вспомнить более чем десятилетний опыт строительства и доведения до ума французского авианосца «Шарль де Голль».

Военным экономистам-ученым АВН пора уже внятно и доказательно обосновать руководству государства подрывную функцию НДС (налог на добавленную стоимость) на военную продукцию. Абсурд: государство (Минфин) берет налог с оружия, изготовленного для защиты самого себя! При этом многократно вздувает цены на ВВТ, лицемерно обвиняя ОПК в завышении цены на вооружение. А фактически этот налог выглядит перекладыванием денежек из левого в правый карман или наоборот. Любой вид военной техники является продуктом многократного передела. И с каждого передела взимается НДС. Поэтому в цене конечного продукта (в зависимости от его сложности) количество НДС может возрасти на порядок. Отсюда почти вся его стоимость уходит в этот придуманный налог. Видимо, давно назрела пора Министерству обороны совместно с ВМФ поставить перед правительством вопрос об изменении структуры ценообразования на продукцию военного назначения, исключения НДС для ОПК.

В целом же создается впечатление незаинтересованности государства в строительстве кораблей, что проявляется в проблемах с финансированием предприятий, выполняющих ГОЗ, отсутствии беспроцентного кредитования банками с участием государства (ВТБ, Агросельхозбанк, Сбербанк и др.). Да и пойдет ли на это совет директоров «Сбера», почти полностью состоящий из иностранцев?

Командование ВМФ, на мой взгляд, делает все возможное в существующем положении. Принято решение о наращивании подводных сил флотов не атомными ПЛ. Идет поиск и определение возможности строительства эффективного корабельного состава надводного флота. Проработку авианосного флота и кораблей океанской зоны необходимо также продолжить, но сейчас надо наращивать их состав прежде всего недорогими судами. Для этого полагаю возможным рассмотреть целесообразность закупки надводных кораблей дальней морской зоны у Китая (Кореи), а также самолетов ДРЛО взамен наших поставок энергоносителей, леса. Хотя бы в минимально ограниченном количестве для Тихоокеанского флота.

Можно подумать над снижением излишне высоких и затратных проектов. Взять дорогостоящий и весьма габаритный (многотонный) навигационный комплекс «Симфония» и близкий по характеристикам, но меньший по габаритам и цене навигационный комплекс (морская интегрированная малогабаритная система навигации и стабилизации МИМСНиС) «Кама-НС-В». При весе около 130 килограммов это, по мнению авторитетных «штурманов», самый лучший вариант для неатомных и сверхмалых лодок. С некоторыми доработками возможно применение его на атомных многоцелевых и ударных АПЛ.

Хватит уже закрывать глаза и стыдливо замалчивать проблемы ВМФ. Например, уже долгое время не решается задача целеуказания по морским целям, как и обеспечения флота подводным оружием. Нынешние восторги прессы по поводу скорого вступления в строй системы МКРЦ (морской космической разведки и целеуказания) «Лиана», разработка которой начата еще в 1993-м, – очередные обещания «типа после 2030 года наступит всеобщее благоденствие и счастье».

Сверхзвуковые и сверхточные

Кроме субмарин, ВМФ получит новые образцы высокоточного ракетного оружия, которые будут развёрнуты на российских фрегатах и корветах.

Новейший пример такого оружия — гиперзвуковая ракета морского базирования «Циркон», о которой рассказал президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию в феврале этого года.

«Цирконами» могут быть вооружены новые корабли разного класса, например такие, как корветы проекта 20385, получившие названия «Гремящий» и «Проворный». Построенные в рамках реализации программы развития флота, эти корабли являются модификациями проекта 20380, разработанного Центральным МКБ «Алмаз». Самый известный из них — корвет «Стерегущий», который несёт службу в составе Балтийского флота ВМФ России.

  • Корвет «Гремящий»

Суда проекта 20385 вместо противокорабельного комплекса «Уран» будут вооружены крылатыми ракетами «Калибр» а в дальнейшем перевооружены «Цирконами». Это позволит им эффективно действовать как против кораблей противника, так и наносить точечные удары по наземным целям.

В конструкции новых корветов использованы композитные материалы, что позволило снизить вес надстроек корабля и показатели кругового рассеивания радиолокационного фона, повысить их незаметность для радаров противника.

Для того чтобы восполнить нехватку судов дальней морской зоны, российские верфи развивают проекты многоцелевых сторожевых кораблей. Ещё до начала программы перевооружения в состав Черноморского флота вошли три фрегата проекта 11356 «Буревестник» — «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Сейчас на калининградском заводе «Янтарь» достраиваются ещё три судна: «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».

В 2020 году «Северная верфь» должна завершить строительство многоцелевых фрегатов дальней морской зоны проекта 22350 «Адмирал Касатонов», а в 2022 году — кораблей «Адмирал Исаков» и «Адмирал Головко».

Программа вооружения

О принятии новой Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2018—2027 годы в январе прошлого года сообщил президент России Владимир Путин. По его словам, она обеспечит «стабильную и ритмичную» работу оборонно-промышленного комплекса и вдобавок повысит долю гражданской продукции на предприятиях ОПК.

На реализацию программы выделено 20 трлн рублей, из которых 19 трлн пойдёт на производство и закупки, ремонт и разработку вооружений и военной техники, а 1 трлн — на строительство и модернизацию инфраструктуры.

  • Пуски крылатых ракет «Калибр» с фрегата «Адмирал Эссен»

Для ВМФ России в программу было включено строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей» и кораблей, оснащённых новыми образцами высокоточного оружия. Также флот пополнится двумя вертолётоносцами с новейшими морскими вертолётами Ка-52К «Катран».

Военный эксперт Виктор Литовкин в беседе с RT отметил, что новыми кораблями и подводными крейсерами будут усилены Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты.

Схожее мнение выразил и военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

«В отличие от американского флота, в России есть корабли морской и океанской зоны. В основном будут усилены Северный и Тихоокеанский флоты, частично Балтийский и Черноморский. Обновят надводные и подводные корабли, десантные корабли. Сейчас флотом востребованы фрегат проекта 22350, подводная лодка проекта 885 «Ясень», — отметил Леонков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector