Флагману черноморского флота полным ходом готовят замену

Боевые характеристики фрегатов проекта 22350

Достойно внимания то, что в составе ВМС США тоже произошли изменения. Главной ударной силой по-прежнему остаются тяжёлые авианосцы, но на смену старым фрегатам «Оливер Перри» пришли «литоральные» сторожевые корабли проектов «Freedom» и “Independence”.В качестве другого конкурента «Горшкова» рассмотрим уже не новый, но широко распространённый немецкий фрегат семейства MEKO.

Проект 22350 Littoral Combat Ship MEKO 200
Водоизмещение, тонн 5400 3100 3400
Длина, метров 135 127 118
Ширина, метров 16 32 14,8
Скорость хода, узлов 30 44 32
Артиллерийское вооружение 1 x 130мм 1 х 57мм, 2 х 30 мм 1 х 127мм
Ракетное вооружение 16 установок пуска ракет «Оникс» и «Калибр» 24 ракеты “Hellfire” 8 ракет “Harpoon”
Зенитное вооружение 2 х ЗАК «Палаш», 4 х ЗРК «Редут» 1 х ЗРКSeaRAM ЗРК SeaSparrow, ЗАК Phalanx
Противолодочное вооружение ПЛР 91Р2, 2 торпедных аппарата 2 торпедныхаппарата Мк32
Авиационное вооружение Вертолёт Ка-27 Вертолёт MH-60, БПЛА MQ-8 Вертолёт S-70
Экипаж, человек 210 75 220

Сопоставляя тактико-технические характеристики, можно прийти к выводу: «Горшков», если и не является «суперфрегатом», то совсем не уступает по боевым возможностям своим аналогам. И вполне способен стать достойным конкурентом немецким фрегатам, если корабли проекта будут экспортироваться.

А вот характеристики новейшего американского сторожевика заставляют задуматься об уместности сравнения. Слишком сильно «литоральный боевой корабль» отошёл от сложившейся концепции фрегата. Калибр артиллерийского орудия вдвое меньше, зенитное вооружении слабее, противолодочное ограничено бортовым вертолётом. А лёгкие ракеты”Hellfire” – совсем не конкурент противокорабельным «Ониксам».

Если бы на их месте были хотя бы ракеты «Harpoon» — это сблизило бы возможности. Возможно, дополнительные боевые модули смогут значительно изменить боевые качества LCS. Внимания заслуживают высокая скорость и малая численность экипажа «американцев».

«Создавался буквально с нуля»

Разработчик «Адмирала Касатонова» — Северное проектно-конструкторское бюро (СПКБ). Корабль, который стал вторым по счёту представителем проекта 22350, был построен на предприятии «Северная верфь» (Санкт-Петербург). Головной корабль «Адмирал флота Советского Союза Горшков» вошёл в состав Северного флота 28 июля 2018 года.

Фрегаты проекта 22350 способны выполнять широкий спектр задач в дальней морской зоне. В частности, они предназначены для охраны судов, коммуникаций, проведения контртеррористических и миротворческих операций. Арсенал фрегатов позволяет им обеспечивать противовоздушную оборону других кораблей, поддержку десанту, наносить удары по различным наземным и морским целям, осуществлять противолодочную оборону.

Также по теме


«Эффективное оружие сдерживания»: как гиперзвуковая ракета «Циркон» усилит возможности ВМФ России

Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников» и многоцелевая атомная подлодка проекта 949А «Иркутск» в результате…

Помимо ракетного вооружения, фрегат проекта 22350 оснащён 130-мм артиллерийской установкой А-192М «Армат», зенитной системой 3М89 «Пальма» («Палаш»), противолодочным комплексом 91Р2 и противоторпедным комплексом «Пакет-НК».

Полное водоизмещение корабля составляет 5,4 тыс. т, длина — 135 м, ширина — 16 м, максимальная скорость — 29 узлов, дальность плавания — до 4,5 тыс. миль, автономность — 30 суток, экипаж — более 170 человек.

«Высокие эксплуатационные характеристики и боевые возможности фрегата, заложенные при его создании учёными-кораблестроителями, позволяют кораблю решать задачи в любом районе мирового океана, не уступая зарубежным аналогам», — говорится в материалах Минобороны РФ.

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что фрегаты проекта 22350 способны «проецировать российскую военную мощь в океанской зоне». По его словам, они существенно превосходят по боевым возможностям другие отечественные корабли аналогичного класса (например, проекта 11356) и совершенно не уступают иностранным образцам.

В разговоре с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев обратил внимание на мощное зенитное вооружение фрегата 22350. Так, комплекс ПВО дальнего радиуса «Полимент-Редут» способен поражать все типы воздушных объектов на расстоянии до 150 км, а в будущем, с появлением новой ракеты, — до 400 км

  • Сторожевой корабль проекта 22350 «Адмирал Касатонов» во время репетиции парада в честь Дня ВМФ России в Санкт-Петербурге
  • РИА Новости

Боеприпасы «Полимент-Редута» оснащены активной головкой самонаведения (ГСН), которая позволяет уничтожать цель без получения данных от радиолокационной станции (РЛС). Ракеты этого ЗРК отличаются высокой манёвренностью, точностью и относительно небольшими габаритами.

Также по теме


Облегчённый арсенал: на что будут способны российские БПЛА с новыми малогабаритными боеприпасами

Российские ударно-разведывательные беспилотники получат малогабаритные авиационные боеприпасы массой от 50 до 100 кг. Об этом сообщил…

За оборону фрегата 22350 также отвечает комплекс ближнего радиуса действия «Пальма», который может перехватывать цели на дальности до 10 км и на высоте до 5 км. Главным образом «Пальма» предназначена для защиты корабля от крылатых ракет. Как утверждает разработчик («КБточмаш им. А.Э. Нудельмана»), эта зенитная система позволяет обеспечить эффективную противовоздушную оборону.

«Средства ПВО ближнего и дальнего радиуса необходимы такому солидному кораблю, как фрегат 22350, для самообороны и прикрытия других кораблей в дальней морской зоне. Собственно, это, по сути, одна из важнейших функций сторожевых кораблей», — пояснил Корнев.

По прогнозу эксперта, в ближайшей перспективе фрегаты 22350 могут стать носителями гиперзвуковых ракет 3М22 «Циркон». По его словам, новые сторожевые корабли оснащены универсальным стрельбовым комплексом, который может запускать зенитные, крылатые и гиперзвуковые ракеты.

Это будет очень грозное оружие, которое невозможно перехватить», — подчеркнул Корнев.

Фрегат «Адмирал Касатонов»

Фрегат «Адмирал флота Касатонов» — российский многоцелевой фрегат с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны проекта 22350.

В рамках подготовки к Главному военно-морскому параду 2020 года, пришел в Неву.

С 30 декабря 2020 года выполняет дальний морской поход, в ходе которого совершил деловые заходы в Алжир, Грецию и Египет.

Командиры корабля:

  • капитан 1 ранга Крохмаль И. М. (2017—2018),
  • капитан 1 ранга Рогатин И. В. (2018—2020),
  • капитан 2 ранга Рябоштан А.В. (с 2020).

Основные характеристики:

Водоизмещение (т): 5000;

Длина (м): 120;

Ширина (м): 14;

Осадка (м): 4;

Скорость полного хода (узлов): 29;

Автономность (сут.): 30;

Экипаж (чел.): 180;

Силовая установка: дизель-газотурбинная.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

Спущенный на воду в 1979 году крейсер к моменту постановки в док на ремонт (в январе 2016 года) находился в весьма плачевном состоянии: корабль к тому моменту фактически утратил ход по причине серьёзного износа главной энергетической установки (ГЭУ), в том числе газотурбо­генераторов, редукторов, топливной аппаратуры, газоходов маршевых газотурбинных двигателей и других элементов ГЭУ. Ветераны флота полагали, что вместе с необходимым капитальным ремонтом на корабле проведут модернизацию, аналогичную той, что ранее была осуществлена на однотипном РКР «Маршал Устинов». Но в высоких кабинетах зазвучали совсем иные мнения.

Небоеготовая «Москва» в Севастопольской бухте, 03.07.2018 г. Источник фото: Erne

Так, в открытую печать в тот момент начали просачиваться точки зрения о нецелесообразности ремонта и модернизации корабля по причине его возраста: если работы продлятся пять с половиной лет (как это было в случае с «Устиновым»), он выйдет из ремонта уже 40-летним. Фактически судьба крейсера висела на волоске, и только непримиримая позиция адмирала Витко, командовавшего на тот момент ЧФ, спасла крейсер от списания.

К слову, крейсер «Москва» уже переживал подобный кризис в 90-х годах, когда за отсутствием денег на ремонт корабля его вовсю готовили к списанию. Лишь обращение командования ЧФ к правитель­ству Москвы с просьбой взять над крейсером шефство уберегло флагман от преждевременного вывода из состава флота. Щедрое финансирование позволило в тот момент не только осуществить капитальный ремонт, но и модернизацию корабля, с заменой главного калибра — ракетного комплекса «Базальт» на самый дальнобойный комплекс флота «Вулкан». Однако ни в 2016 году, ни позже у правительства Москвы с его раздутыми триллионными бюджетами не нашлось денег на поддержку подшефного корабля.

По итогу, после долгих метаний на тему того, что делать с неходовой «Москвой» в июле 2018 г. было принято поистине «соломоново решение»: корабль восстановить, произвести средний ремонт корабля с постановкой его на ход в 13 СРЗ. Однако ни о какой модернизации речи уже не шло. Собственно, с учётом окончания ремонтных работ на корабле и отсутствия новостей о каких-либо планируемых работах на крейсере в ближайшее время, можно с изрядной долей уверенности говорить о том, что модернизации ГРКР «Москва» не будет вообще.

Стоит ли говорить, что необходимость обновления крейсера всё же давно назрела. Достаточно взглянуть на прошлогоднее фото во время визита РКР «Маршал Устинов» в севастопольскую бухту «Голландия», где оба крейсера стоят рядом. Сразу же бросается в глаза разница между оснащением кораблей: на «Устинове» произведена замена всех аналоговых устройств на цифровые, корабль получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберёзовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с ФАР; модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения, в том числе и средств РЭБ.

ГРКР «Москва» и РКР «Маршал Устинов» в севастопольской бухте Голландия. Источник фото: Forums.airbase.ru, Артём Балабин

Специалистами также указывается на острую необходимость установки современной пожарной сигнализации, которой на «Москве» в отличие от «Устинова» нет вообще. Отсутствие системы обнаружения пожара самым существенным образом влияет на живучесть крейсера, это уже само по себе приводит к невозможности соответствия «Москвы» статусу современного корабля и серьёз­нейшей уязвимости ГРКР в части пожарной безопасности (ТАВКР «Кузнецов», БПК «Маршал Шапошников» и БПК «Керчь» — яркое тому подтверждение).

Не помешала бы флагманскому кораблю и замена некоторых систем вооружения: в первую очередь устаревших ЗРК «Оса-МА» и древних 533-мм торпедных аппаратов на современные ЗРАК «Панцирь-М» и МПТК «Пакет-НК». В противном случае корабль остаётся очень уязвим в плане ПВО ближней зоны. Такая проблема является особенно острой с учётом наличия на крейсере только одной РЛС наведения ракет 3Р41 «Волна»: ЗРК «Форт» может быть задействован для отражения воздушной атаки только с одного направления одновременно, и в случае выхода единственной РЛС 3Р41 «Волна» из строя дальняя ПВО корабля окажется полностью парализованной. Отсутствие же комплексов антиторпедной защиты в свете общей слабости противолодочных возможностей ЧФ представляется недопустимым.

Создания проекта 22350 и программа строительства

В соответствии со старой классификацией новый корабль создавался как сторожевой корабль, рассчитанный на плавание вдали от основных мест дислокации. Как и прежде разработкой проекта занималось Северное ПКБ – одно из ведущих в данном направлении отечественных предприятий. В 2003 году после доработок и соотношения проектных параметров с техническим заданием проект под номером 22350 был утвержден Высшим военно-морским руководством страны.

Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 по условиям тендера выиграло ПАО ССЗ «Северная верфь», на мощностях которого был 01 февраля 2006 года заложен головной корабль серии фрегат «Адмирал Горшков». Проблемы с техническим оснащением нового корабля и долгий выбор оптимальной для кораблей этого класса системы вооружения, привели к тому что «Адмирал Горшков» строился более 4-х лет. Спуск корабля состоялся в 29 октября 2010 года, после чего Министерство Обороны подписало с питерскими судостроителями еще два контракта, в 2010 и в 2011 году на постройку 7 кораблей этого проекта.

«Северная верфь» выбрана в качестве единственного и головного предприятия-поставщика кораблей проекта 22350 для отечественного флота. Все заказанные для постройки суда должны вступить в строй не ранее 2020 года. В дальнейшем планируется вести строительство кораблей по усовершенствованному проекту 22350М.

Ввод в строй фрегата «Адмирал Горшков» сильно затянулся. До сегодняшнего дня корабль проходит государственные испытания. С этого момента в истории программы строительства боевых судов этого класса начинаются интересные моменты. Первый корабль серии фрегат «Адмирал Касатонов» заложили в 2009 году, однако его окончательная достройка затянулась еще больше. Только в 2020 году корабль спустили на воду. Ввод в строй корабля ожидался только в 2020 году при условии точного соблюдения всех условий контракта.

На форуме в интернете в те годы активно велась полемика на тему того, что послужило основной причиной такой затяжки ввода в строй новых кораблей. На этот счет имеются расхожие мнения, однако вероятнее всего, основной фактор такого длительного строительства обоих кораблей кроется в неудовлетворенном техническом состоянии основных корабельных узлов и агрегатов.

Сегодня можно найти информацию на форумах, где сообщается, что на головном корабле фрегате «Адмирал Горшков» в ходе заводских испытаний вышла из строя основная двигательная установка. Вместо ремонта на корабль было решено установить аналогичный газотурбинный двигатель, снятый со второго корабля. Вышедший из строя двигатель планировалось отправить на ремонт и доработку, после чего его хотели установить на корабль донор.

Разработка аналогов украинского изделия начата на НПО «Сатурн» и должна полностью вытеснить украинские компоненты из конструкции российских боевых кораблей.

Последние новости за 2020-2016 год сообщают, что головной фрегат проекта 22350 совершил испытательный переход с Балтики на Белое море, пройдя самостоятельно более 2 тыс. морских миль. На полигоне с корабля были осуществлены боевые пуски противокорабельных ракет, проведены испытания зенитно-ракетных комплексов. Ожидается принятие окончательного решения о принятии корабля в состав действующего флота.

Второй корабль из многострадальной серии фрегат «Адмирал Головко» заложили в 2012 году. Судно получило название в честь известного советского флотоводца Арсения Григорьевича Головко и должно продолжить боевые традиции своего предшественника, ракетного крейсера проекта 58 «Адмирал Головко».

Этот боевой корабль, исключенный из состава флота в 2002 году, продолжал нести боевую службу на Черном море более 30 лет. По водоизмещению и типу вооружения эти корабли больше всего напоминают современные фрегаты. На ракетные крейсера, однотипные с «Адмиралом Головко», возлагалась задача выполнения боевых задач и демонстрация флага в разных регионах.

Спуск нового корабля с одноименным названием планируется на 2020 год. Последние новости со стапеля свидетельствуют о том: корабль имеет готовность только 50%. К тому же поставка газотурбинной двигательной установки НПО «Сатурн» в указанные сроки находится под вопросом.

Третий корабль серии «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» заложен на Северной верфи в ноябре 2013 года. Как и с предыдущими судами проекта 22350 вопрос своевременного ввода боевой единицы в строй находится под вопросом.

Фрегат «Адмирал Горшков» передан ВМФ России

Внимание! Добавлен фоторепортаж!

Сегодня в Санкт-Петербурге на судостроительном произошло событие, которого так долго ждали все, кто интересуется флотом — на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был торжественно поднят Андреевский флаг!

Приказом главкома ВМФ новейший фрегат зачислен в состав 43-й дивизии ракетных кораблей Краснознамённого Северного флота.

+30 фото! (кликабельно)

Фрегаты проекта 22350 — первые по-настоящему многоцелевые корабли ВМФ России, способные успешно уничтожать воздушные, надводные и подводные цели, а также наносить удары по наземным целям крылатыми ракетами большой дальности.

Проект корабля разработан ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» (Санкт-Петербург).

Технические характеристики:

Водоизмещение: стандартное — 4500 т, полное — 5400 т.

Главные размерения: длина — 135 м, ширина — 16 м, осадка — 4.5 м.

Максимальная скорость хода: 29 узлов

Дальность плавания экономическим ходом: 4000 миль

На корабле имеется взлётно-посадочная площадка и ангар для вертолёта.

Вооружение:

2х8 ПУ УКСК РК «Калибр»

4х8 ПУ ЗРК «Редут» (32 ЗУР 9М96)

одна 130-мм артустановка А192М с СУО «Пума»

два 30-мм зенитных артиллерийских комплекса «Палаш» (2x6x30-мм)

две 14,5-мм пулемётные установки МТПУ

2х4 330-мм ПУ ПТЗ «Пакет-НК»

1 вертолёт Ка-27

Фоторепортаж.

Первый раз фрегат «Адмирал Горшков» я увидел в года в Мурманске — проходящий испытания корабль готовился к очередному выходу в море.

Второй раз в Кронштадте в года — «Адмирал Горшков» шёл в кильватерной колонне кораблей ВМФ России во время генеральной репетиции Главного военно-морского парада.

И вот наша третья встреча — фрегат стоит у достроечной набережной «Северной верфи», и скоро начнётся торжественная церемония передачи нового корабля ВМФ России!

1. В этот раз мы не только увидим корабль, но и побываем на его борту:

2. Рота почётного караула подчёркивает значимость предстоящей церемонии:

3. Экипаж фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков»:

4. На юте фрегата адмирал Виктор Викторович Чирков — главком ВМФ России с 2012 по 2021 год:

5. Возможно, адмирал вспоминает, какими долгими и сложными были испытания корабля:

А мы вспомним, что во время командования флотом адмиралом Чирковым было восстановлено постоянное присутствие кораблей ВМФ России в Средиземном море, появился так называемый «Сирийский экспресс», а Черноморский флот обеспечил возвращение Крыма в состав России!

6. На кормовом флагштоке фрегата ещё развивается государственный флаг России:

7. Заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук поздравляет экипаж фрегата с окончанием государственных приёмо-сдаточных испытаний, справа стоит командир фрегата «Адмирал Горшков» капитан 1-го ранга Игорь Крохмаль:

8. Зачитывается приказ о передаче корабля ВМФ и включении его в состав Северного флота:

9. Флаг Военно-Морского флота Российской Федерации:

10. Вручается командиру фрегата «Адмирал Горшков»:

11.

12. 13. Под звуки государственного гимна на корабле поднимается Андреевский флаг:

14. Выступает президент Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов:

15. Выступает адмирал Виктор Чирков:

16. Командир тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 11434 капитан 1-го ранга Евгений Соломенцев:

17. Перед собравшимися выступает Татьяна Дрофа — внучка Сергея Георгиевича Горшкова:

18. Генеральный директор «Северного проектно-конструкторского бюро» Андрей Дьячков:

19. Генеральный директор судостроительного Игорь Пономарёв:

20. Вице-адмирал Виктор Бурсук награждает моряков «Адмирала Горшкова» и сотрудников завода, отличившихся во время испытаний фрегата:

21. Боевой модуль зенитно-артиллерийского комплекса «Палаш» правого борта:

22. 23. 24. Боевой модуль зенитно-артиллерийского комплекса «Палаш» левого борта:

25. Ограждение газоходов:

26. Радиоэлектронное вооружение фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков»:

27. Пусковая установка комплекса выстреливаемых помех КТ-308

28. 130-мм универсальная артиллерийская установка А-192М:

29. Фрегат «Адмирал Горшков» сдан флоту, следующий на очереди фрегат «Адмирал Касатонов»:

30. Спасибо пресс-службе «Северной верфи» за возможность увидеть историческое событие!

Мощное оружие

Главная энергетическая установка корабля — дизель-газотурбинная (два форсажных газотурбинных двигателя мощностью по 27,5 тыс. лошадиных сил каждый и два маршевых дизельных двигателя мощностью по 5,2 тыс. л. с.).

На первом и втором фрегатах проекта 22350 — «Адмирале Горшкове» и «Адмирале Касатонове» — установлены российские дизели, однако в качестве форсажных двигателей используются газотурбинные установки производства украинского предприятия «Зоря-Машпроект». В 2014 году сотрудничество с этой компанией было прекращено, что привело к проблемам с завершением работ на остальных фрегатах проекта. Изготовление и поставку дизель-газотурбинных агрегатов для остальных серийных кораблей ведет ПАО «ОДК-Сатурн» в Ярославской области.

Что касается вооружения, то главный калибр — известный и прошедший уже неоднократно успешную проверку Сирией ударный ракетный комплекс «Калибр-НК». При этом размещенные 16 универсальных пусковых установок 3С14 подходят для использования и сверхзвуковых ракет «Оникс», и перспективных гиперзвуковых крылатых ракет «Циркон» разработки реутовского НПО машиностроения.

Пуск крылатой ракеты «Калибр» с фрегата «Адмирал Горшков» Минобороны РФ/ТАСС

Сообщалось, что в начале 2020 года фрегат «Адмирал Горшков» первым из кораблей флота применил «Циркон», выстрелив им из акватории Баренцева моря по береговой мишени на дальность более 500 км.

Заложенные новые фрегаты, в отличие от предшественников, будут нести не два, а три универсальных корабельных стрельбовых комплекса на 24 ракеты. Предполагается, что на проектах 22350М будет шесть универсальных корабельных стрельбовых комплексов на 48 ракет. По мнению специалистов, такой боекомплект имеет смысл для борьбы с авианосными многоцелевыми группировками.

Watch this video on YouTube

Кроме этого, фрегат обладает противолодочным торпедным комплексом «Пакет-НК», артиллерийской установкой А-192М калибра 130 мм (дальность стрельбы — до 22 км, скорострельность — 30 выстрелов в минуту). Также на корабле может базироваться вертолет Ка-27 разной модификации в зависимости от боевых задач. Сообщалось, что его место может занять новейший морской вертолет «Минога», разрабатываемый холдингом «Вертолеты России».

Однако самым технологически продвинутым и сложным вооружением фрегата является система противовоздушной обороны большой дальности «Полимент-Редут». Этот корабельный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) с установкой вертикального пуска может применять ракеты разных типов. По данным из открытых источников, ЗРК способен применять ракеты с максимальной дальностью поражения воздушных целей до 150 км. Они в состоянии перехватывать цели на скорости 4800–5000 м/с и на высоте до 35 км.

Фрегат «Адмирал Горшков» Петр Ковалев/ТАСС

В состав ЗРК входит радиолокационная станция «Полимент» с четырьмя фазированными решетками, способная отслеживать до 16 целей одновременно. Дальность обнаружения целей — 200 км.

В состав флота из сопоставимых по ударному оружию надводных кораблей сегодня входят тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий» с 20 противокорабельными сверхзвуковыми ракетами «Гранит» и крейсера проекта 1164 с 16 крылатыми ракетами каждый. Больший комплект ударных ракет на борту, чем у проекта 22350, смогут получить находящийся в модернизации однотипный «Петру Великому» крейсер «Адмирал Нахимов», разрабатываемые эсминцы типа «Лидер» или фрегаты проекта 22350М.

По словам главкома ВМФ адмирала Николая Евменова, флот делает ставку на фрегаты этого проекта как на основные надводные корабли океанской зоны. В перспективе они будут совершенствоваться. «Корабли этого проекта подтверждают заложенные в них проектантом и изготовителем тактико-технические характеристики. Проект 22350, имеющий большой модернизационный запас, получит дальнейшее развитие касательно ряда корабельных систем и вооружения», — отмечал в интервью газете «Красная звезда» главком.

В конце 2019 года гендиректор «Северной верфи» Игорь Пономарев сообщал, что флот нуждается как минимум в десяти и более фрегатах этого проекта.

Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

Обложка: Фрегат «Адмирал Касатонов»  EPA-EFE/ANATOLY MALTSEV

Современный фрегат для отечественного флота

Появление фрегата в составе российского флота, как класса боевых судов, явление не новое. Начиная с эпохи парусного флота, на корабли этого класса ложился самый большой объем работы. Русские фрегаты несли боевое дежурство и разведку на ближних подступах к береговым объектам, принимали участие в сражениях в составе линейных сил. С началом эры парового флота фрегаты, как класс боевых судов были вынуждены уйти в тень. Их место заняли крейсера. Почти на 50 лет фрегаты исчезли из поля зрения. Только после окончания Второй Мировой войны снова пришел черед этим кораблям появиться на просторах мирового океана. Новые корабли прочно заняли свою нишу в боевом составе иностранных флотов, заняв место в боевом строю между эсминцами и крейсерами.

В Советском Союзе, в отличие от флотов других стран, кораблей класса фрегат не было, так как была принята классификация судов по назначению. Функции фрегата выполняли сторожевые корабли. По своим функциональным качествам и боевому оснащению советские сторожевики представляли собой полноценные боевые суда, способные не только действовать в прибрежной зоне, но и выполнять широкий круг задач на значительном удалении от собственных баз. После распада СССР в российском ВМФ была произведена реформа, коснувшаяся классификации боевых судов. Все сторожевики Большие Противолодочные корабли, находящиеся в составе флота, были переквалифицированы во фрегаты.

Вводимые в строй новые фрегаты проекта 22350 должны восполнить брешь, которая возникла после списания ракетного крейсера проект 58 «Адмирал Головко». Именно этот корабль стал последним представителем класса боевых судов, которые по своим тактико-техническим характеристикам больше напоминали фрегаты. Современные отечественные фрегаты должны стать, мощным ударным элементом флота, усилив своим присутствием боеготовность российского флота в любой точке мирового океана.

В соответствии со своим тактико-техническими характеристиками корабли проекта 22350 должны иметь запас хода более 4 тыс. миль и автономность плавания 30 суток. По водоизмещению и составу вооружения новые корабли немного уступают ракетными крейсерам типа «Слава», превосходя последние по уровню защиты, электронно-технического оснащения и управления огнем. В планах военно-морского руководства создать из новых фрегатов проекта 22350 новое мощное ядро флота открытого моря.

Изначально планировалось новыми боевыми единицами усилить все российские флоты. Однако в дальнейшем было принято решение сконцентрироваться на оснащении новыми судами Черноморского флота.

Вооружение

Ракетное вооружение

Основным ударным вооружением корабля проекта 22350 является ракетный комплекс «Калибр» с универсальной 16-контейнерной вертикальной пусковой установкой (УВПУ) 3С-14 с возможностью размещения крылатых ракет морского базирования, противокорабельных ракет и противолодочных управляемых ракет. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой.

Дальняя зона ПВО корабля обеспечивается ЗРК «Полимент-Редут», ближняя – зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Палаш». ЗРК «Полимент-Редут» имеет одну 32-зарядную вертикальную пусковую установку (32 ЗУР 48Н6Е2, или 128 9М96Е, или 512 РВВ-АЕ-ЗРК в любых сочетаниях). ЗРАК «Палаш» представлен двумя боевыми модулями (2х4 ПУ ЗУР с боекомплектом из 32 ракет и 2х6 30-мм автоматических пушки).

Средства связи, обнаружения и управления

Радиоэлектронное вооружение корабля представлено средствами обнаружения воздушных, подводных и надводных целей, выдачи целеуказания корабельному оружию, а также радиоэлектронного подавления и борьбы, работа которых скомплексирована при помощи БИУС «Сигма-22350».

Для обнаружения воздушных и надводных целей, а также управления огнем ЗРК применяется РЛС с ФАР 5П20К «Полимент». РЛС работает в Х-диапазоне, способна обнаруживать и сопровождать более 200 целей на дальности до 200 км и одновременно обеспечивать обстрел 16 из них. Антенный пост станции «Полимент» представлен 4-х сторонней АФАР.

В качестве станции общего обнаружения воздушных и надводных целей используется РЛС 5П27 «Фурке» (производство НПО «Правдинский радиозавод»).

Для целеуказания ПКР используется РЛС 34К1 «Монолит».

Для выдачи целеуказания и управления огнем АУ А-192 применяется система 5П-10 «Пума» (разработки и производства НИИ «Полюс») с лазерным дальномером и ТВ-каналом.

Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в интересах обороны корабля, обеспечения навигационной безопасности и для контроля взлета и посадки корабельных вертолетов применяется многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс МТК-201М с малогабаритной гиростабилизированной камерной установкой секторного обзора МТК-201М-С7 (разработки и производства Уральского оптико-механического завода УОМЗ).

Для освещения подводной обстановки и выдачи целеуказания противолодочному оружию используется ГАК «Заря-3» (по неподтвержденным данным на головной СКР зав. №921 установлен ГАК «Звезда») и буксируемая ГАС «Виньетка-М».

Задачи радиоэлектронной борьбы и противодействия электронным средствам противника решаются при помощи комплекса РЭБ «Просвет-М» (2 ПУ КТ-308 и
8 ПУ КТ-216).

Средства связи корабля дополнены комплексом спутниковой связи «Центавр-НМ», антенные посты которого размещены на кормовой надстройке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector