Tiger i

Преимущества и недостатки танка Тигр

Положительные качества

  • бронирование не потеряло актуальности даже на поздних этапах войны. Считается, что Тигр один из самых безопасных для экипажей танков;
  • благодаря своим размера, боевое отделение машины было просторным. В нем с комфортом размещались все члены экипажа;
  • 8,8-см орудие редко не могло пробить вражеские танки. Пожалуй, только лобовая деталь корпуса ИС-2 могла с близких дистанций выдержать калиберный снаряд пушки Т-6;
  • отличные средства визуального наблюдения. Оптика “Цейсс” имела высокое качество, а сама фирма существует до сих пор.

Недостатки танка Тигр

  • несмотря на тех.характеристики танка Тигр и установку 700-сильного двигателя подвижность машины оставалась на низком уровне. Впрочем, это не мешало оперативно перебрасывать бронетехнику по всей линии фронта;
  • самый главный недостаток Pz. 6 – это высокая себестоимость и сложность производства. Ряд историков считает, что серийное производство этого танка было ошибкой;
  • сложность конструкции и большой вес танка Тигр-1 зачастую вынуждал оставлять подбитые машины на поле боя. Впрочем, немцам удавалось иногда оттаскивать их с помощью эвакуационных машин.

«Тигры» в Красной армии

Несмотря на то, что первые «Тигры» были захвачены еще в январе 1943 года, их использование в Красной армии носило эпизодический характер. Причин у этого было несколько. Во-первых, в более-менее пригодном для дальнейшего применения состоянии немцы бросали эти танки редко, стараясь подорвать машины, которые было невозможно эвакуировать или отремонтировать на месте. Во-вторых, не стоит забывать, что «Тигров» было не так уж и много. К тому же советские танкисты стремились не повредить, а именно уничтожить немецкий тяжелый танк, что практически гарантировало высокую награду. С учётом всего этого не стоит удивляться, что первый достоверный случай применения трофейного «Тигра» в бою был зафиксирован только в самом конце 1943 года.

Первым, достоверно использовавшим «Тигр» в бою, стал экипаж под командованием гвардии лейтенанта Н.И. Ревякина из 28-й гвардейской танковой бригады. 27 декабря 1943 года один из «Тигров» 501-го танкового батальона застрял в воронке, его экипаж убежал, а сам танк стал трофеем. На следующий день танк был зачислен в состав 28-й бригады. Ревякина назначили командиром трофейного тяжёлого танка по той причине, что он уже имел большой боевой опыт и боевые награды – два ордена Отечественной войны 1-й степени и орден Красной Звезды. 5 января трофейный танк с нанесенными на бортах башни красными звездами и с именем собственным «Тигр» пошел в бой. Эксплуатация этой машины выглядела достаточно типично для немецких тяжёлых танков: практически всегда эта машина требовала ремонта. Дело изрядно осложнялось отсутствием запчастей. Позже в составе 28-й гвардейской танковой бригады оказался еще один «Тигр».

Можно вспомнить и эпизод использования «Тигра» 17 января 1944 года. Экипаж Т-34 под командованием лейтенанта А.С. Мнацаканова из 220-й танковой бригады умудрился захватить в ходе боя исправный «Тигр». Используя трофейный танк, экипаж Мнацаканова разгромил вражескую колонну. За этой бой Мнацаканов стал Героем Советского Союза.

Ситуация изменилась к весне 1944 года. В этот период произошло несколько операций, по итогам которых «Тигры» были захвачены Красной армией, что называется, в товарных количествах. Например, 61-я гвардейская танковая бригада 6 марта 1944 года на станции Волочиск захватила 2 «Тигра», а 23 марта в их руках оказалось аж 13 «Тигров» и «Пантер», захваченных в Гусятине. 25 числа был захвачен еще 1 «Тигр». Самое интересное, что бригада этими трофеями воспользовалась: по состоянию на 7 апреля 1944 года в ее составе находилось 3 «Тигра». Правда, провоевали они на них всего пару дней. Вероятнее всего, трофеями 61-й бригады стали «Тигры» 503-го тяжелого танкового батальона, который известен тем, что за время боев конца 1943 – начала 1944 года безвозвратно потерял всего один «Тигр».

Состояние матчасти 51 ОМЦП на 5 июля 1944 года. Наиболее массово «Тигры» использовались именно в этой части

История имела продолжение: «Тигры» отправились на ремонт. Куда именно – неизвестно, но в переписке ГБТУ КА за весну 1944 года есть жалоба на то, что для ремонта трофейных немецких тяжелых танков не хватает прицелов и другой оптики. Так или иначе, из этого следует, что на ремонт эти танки попали. Известно и то, что часть из них отправилась в войска.

Пока что удалось достоверно определить только одну воинскую часть, которая получила трофейные «Тигры», прошедшие ремонт. Ею оказался 51-й отдельный мотоциклетный полк. Обычно в состав советского мотоциклетного полка входили 10 Т-34, но 51-й ОМЦП оказался особенным. В его состав включили роту трофейных тяжелых танков, куда входило 5 «Тигров» и 2 «Пантеры». Все они были отремонтированными, полученными с заводов. К началу Львовско-Сандомирской операции число «Тигров» сократилось до 4. Периодически в документах полка 1–2 машины данного типа указывались как требующие ремонта.

21 июля 1944 года состоялся бой, в ходе которого ОМЦП потеряла 6 Т-34–85. Ответным огнем было уничтожено 2 вражеских «Тигра», 3 самоходных орудия и 2 бронетранспортера. Не исключено, что вражеские танки были подбиты именно огнем трофейных «Тигров». Всего же за период с 20 по 22 июля 1944 года полком было уничтожено 7 «Тигров» при потере 7 Т-34–85. Далее 51-й ОМЦП получил пополнение: по состоянию на 28 июля в его составе имелось 9 Т-34–85 и 4 «Тигра». Из числа последних 3 требовали среднего ремонта, но оставались на ходу. К 19 августа 3 «Тигра» в том же состоянии всё еще находились в составе полка. Далее полк передали НКВД для действий против отрядов ОУН, при этом танки из его состава изъяли.

В общей же сложности можно говорить о не менее чем 10 трофейных «Тиграх», действовавших в разное время в тех или иных советских частях.

Источник — https://warspot.ru/9797-tyazhyolyy-trofey

Башня

Башня имела тяжело бронированную, прямоугольную маску орудия и сильно закругленные борта. Задняя часть также была округой и без наклона (в отличии от Пантеры, имеющей большинство листов брони под наклоном). Главное орудие, KwK36 калибра 88 мм была расположено по центру башни и выступала за корпус. Ствол имел 3 четко разделенные секции и дульный тормоз двухкамерного типа на конце для компенсации отдачи. Командир, наводчик и находились в башне, оснащенной гидроприводом горизонтального наведения. Наводчик сидел спереди слева, заряжающий справа, за ними, по центру, командир. Большая казенная часть орудия делила башню пополам, поэтому командир имел свою круглую командирскую башенку с люком, которым мог пользоваться и наводчик, а заряжающий имел свой прямоугольный люк. Ранние Тигры имели командирские башенки с прорезями для наблюдения, а поздние получили башенки из литой стали, подобные тем, что устанавливались на Пантеры и имевшие перископ. Наводчик также управлял спаренным с пушкой пулеметом MG34 калибра 7.92. Вдоль каждой стороны башни было установлено 3 дымовых гранатомета для постановки дымовых завес при отступлении или скрытном перемещении. Толщина лобовой брони башни составляла 100 миллиметров, достигая 200 миллиметров около основания ствола и скрепляясь в том месте сваркой. В других частях она имела толщину 82 миллиметра за исключением крыши толщиной в 26 миллиметров. Гидропривод находился на дне корпуса и отбирал мощность у двигателя. Так же, как и в Пантере, наводчик использовал ручной привод башни для точного наведения непосредственно перед стрельбой по цели. Ведение огня требовало полной остановки из-за отсутствия на танке стабилизирующих систем орудия. Функция ручного наведения так же могла быть применена как аварийная, в случаях отказа основного гидропривода. Две щели для применения личного оружия были размещены в задней части башни, хотя, с февраля 1943 года, осталась только одна. Также был добавлен аварийный люк на задней правой стенке башни, который мог выполнять коммуникационный функции между командиром танка и пехотой.

Характеристика

Выше упоминалось, что конструкторы получили задание спроектировать танк в сорок пять тонн, тем не менее готовое изделие имело боевую массу в пятьдесят семь тонн. Тяжелый танк по классификации, рассчитанный на пять человек, за годы службы (а их всего лишь три) он был выпущен в размере более чем тысяча триста экземпляров. А масштабы его впечатляли: более шести метров в длину (и еще два с небольшим – 88-миллиметровая пушка), почти четыре — ширина, три — высота. Немаленькая махина! Да еще и поражало цель на расстоянии до двух километров! «Тиграм» не было надобности подъезжать к противнику вплотную, чтобы расстрелять его, как это делали другие танки. По прямой хорошей дороге «Тигр» мог развивать скорость до сорока четырех километров в час (вдвое медленнее он ехал по бездорожью). Один такой танк обходился Германии в несколько раз дороже любого другого более раннего производства (ну и менее мощного, конечно же). Впоследствии на базе «Тигров» переоборудовались и другие машины.

Фильм по книге

И вот здесь самое время вернуться к снятому Шахназаровым кино. Оно не слишком противоречит литературному произведению, положенному в основу ленты, однако нужно сказать отдельно о двух финалах, специально снятых режиссером, и о том, какую мысль ими он хотел донести до зрителя.

В первом финале на замечание о конце войны Иван роняет фразу о том, что война не кончится до тех пор, пока жив покореженный, но не побежденный танк «Белый тигр», который может ждать несколько десятков лет, прежде чем покажется вновь, и если не убить его, он принесет немало страданий и горя людям. Во втором финале — монолог Гитлера, который по большому счету повторяет то же самое, но другими словами — дескать, все были против евреев, а немцы помогли наладить массовое их истребление. Мысль режиссера Шахназарова, который сам выражает свое отношение к истории про танк «Белый тигр» словами «Во время войны много легенд ходило», предельно ясна: танк олицетворяет собой не просто мистический призрак, но дух зла, способный нести боль и смерть, и всякий раз, когда он будет появляться, жители Земли станут страдать — а появляться он будет, поскольку жить в любви, терпимости, милосердии, доброте, уважении люди еще не очень научились.

Первый бой и закат

Под конец лета 1942 года в Ленобласти выгрузился танковый батальон, в составе которого были и Тигры. Уже во время первых реальных испытаний появились проблемы: у двух боевых машин недолго прослужила трансмиссия, в третьем танке внезапно возгорелся моторный отсек из-за перегрева. Ремонтировали танки целый месяц, после чего их вновь отправили вместе со второй ударной армией Волховского фронта. Большая часть машин была задействована именно на Восточном фронте, где Гитлер планировал летнюю компанию 1943 года с участием новейших боевых машин. Наибольшее число Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 зафиксировали в ходе операции «Цитадель», которая развернулась 5 июня 1943 года. В ней приняли участие одновременно 45 экземпляров тяжелого танка. Согласно данным Германии, в ходе этой операции немецкая сторона потеряла всего три танка.

Можно сказать, что именно на Восточном фронте для Тигров были оптимальные условия для демонстрации своих сильных качеств. А вот проявить себя в полной мере на Западном фронте грозной боевой машине Гитлера не удалось. Во многом это связано с характером местности и союзнической авиацией, имевшее превосходство в воздушном пространстве. Это привело к тому, что на Восточном фронте в 1944 году Гитлер сосредоточил 317 экземпляров тяжелого танка, когда на Западном их было всего 84. Уже к 1945 году из произведенных в общей сложности 1354 Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 в строю находились только 322 машины. Наступал закат эпохи одного из самых коварных и опасных «хищников» на полях боя Второй мировой войны.

Общая характеристика

Карабин Тигр появился конце 70-х. Опытные образцы карабина были созданы под руководством Е.Ф.Драгунова в 1969 году. Базовой моделью явилась знаменитая отечественная снайперская винтовка Драгунова — СВД. Основные отличия карабина Тигр от винтовки СВД:

  • ствол имеет длину 530 мм, или 620 мм;
  • приклад имеет мягкий резиновый затыльник;
  • газовая трубка не имеет регулятора;
  • пламегаситель короткий с внутренним конусом;
  • магазин на 5 патронов, с возможностью установки магазина на 10 патронов;
  • затвор имеет подпружиненный ударник для исключении инерционного накола капсюля патрона.

Стремление использовать для охотничьего карабина уже отработанную систему было вполне оправдано. Тем более что патрон 7,62×53 уже занял место в арсенале 0X0 ты (КО-44, СВТ-40), а сама СВД зарекомендовала себя работой в различных климатических условиях и обладая хорошей кучностью стрельбы: на дальности 1000 м срединное отклонение попаданий не превышает 260 мм. К тому же самозарядную СВД отличает плавная работа автоматики, надежная система предохранителя, неплохой баланс.

До 1992 года Тигр выпускался по заказам. Серийный выпуск карабина начат в конце 1992 года на АО Ижмаш. Первые серийно выпускавшиеся Тигры отличались от СВД только укороченной на 90 мм длиной ствола. В дальнейшем в соответствии с требованиями Закона «Об оружии», экспертно-криминалистического центра и традиций оружейного дизайна карабин приобрел черты, при сущие только охотничьему оружию: — ортопедический приклад с резиновым амортизатором отдачи.

Длина ствола 530 мм. В стволе 4 нареза с шагом 240 мм. Для повышения коррозионной стойкости и долговечности канала ствола и патронник хромированы, а детали механизмов изготовлены из высокопрочных материалов. Запирание канала ствола осуществляется на три боевых упора поворотом затвора вокруг оси под воздействием продольно-скользящей затворной рамы. При этом конструктивно обеспечивается невозможность выстрела при неполном запирании канала ствола, а отпирание начинается после того, как пуля покинет ствол. Указанная система автоматики и запирания, заимствованная с СВД, отличается высокой степенью надежности и безотказности. Во время стрельбы при израсходовании патронов в магазине затворная рама с затвором специальным устройством удерживается в заднем положении, сигнализируя об отсутствии патронов.

Как и у базовой модели, перезаряжание карабина при стрельбе происходит автоматически за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола в газовую камеру, и энергии возвратных пружин. Для очередного выстрела необходимо отпустить спусковой крючок и затем снова нажать на него. Дульная часть карабина оснащена несъемным пламегасителем щелевого типа (Тигр-1). Газовый регулятор на патрубке газовой камеры отсутствует. Предохранитель в положении «П» (предохранение) блокирует спусковой крючок и делает невозможным отведение затворной рамы назад.

Открытый прицел (мушка и целик) градуирована от 100 до 300 м с дискретностью 100 м, мушка охотничьего типа без регулировки по вертикали.

Карабин комплектуется двумя отъемными магазинами на 5 патронов и на 10 (в последнем проспекте завода упоминается лишь магазин на 5 патронов). Прицельная дальность стрельбы с открытым прицелом 300 м. При продаже карабина с оптическим прицелом (ПСО-1, ПСО-1М2, П04х24, П04х34) он комплектуется быстросъемным кронштейном, конструкция которого позволяет вести стрельбу с открытого прицела, не снимая оптического.

Согласно паспорту, рассеивание пуль при стрельбе на 100 м составляет 56 мм.

Приклад может изготавливаться из ореха, бука либо многослойной бакелитовой фанеры. При комплектации карабина ореховым прикладом накладные цевья облицовываются ореховым шпоном. Накладки цевья в последние годы изготавливаются из полиамида и могут иметь разную конструкцию — с продольными выступающими ребрами на переднем конце и шестью вентиляционными отверстиями, либо гладкие без отверстий.

Технические характеристики

Модель Тигр Тигр-1
Калибр, мм 7,62 7,62
Начальная скорость пули, м/сек 730 730
Прицельная дальность с открытого прицела, м 300 300
Вместимость магазина, шт. патронов 5 5
Масса карабина, кг 3,9 4,1
Длина карабина, мм 1090 1150
Оптический прицел ПСО-1 ПО4х34
Дульный тормоз нет нет

Производитель в настоящее время разработал вариант карабина с новым прикладом, форма и размер которого подобны прикладу карабина Лось-7 с соответствующим смещением назад спускового крючка и скобы.

Особенности конструкции.

После начала серийного производства Pz.Kpfw VI танковой 88-мм пушке присвоили индекс 8.8 cm KwK 36. Всего за время производства изготовили 1335 танков «Тигр» вооруженных этим орудием. Длина ствола составляла 5,1 метров.

Танковый вариант пушки снабжен затвором с вертикальным клином, вместо горизонтального, который использовался в зенитном варианте орудия. Ствол оборудован дульным тормозом, снижающим длину отката. Баллистика орудия осталась без изменений.

Длина ствола оказывает значительное влияние, как на точность стрельбы танкового орудия, так и позволят снаряду набрать большую скорость, более полно предавая ему энергию пороховых газов. Как известно, что способность пробивать броню снарядом пропорциональна квадрату его скорости.

Так как танки антигитлеровской коалиции, вооружались орудиями с относительно небольшими начальными скоростями снаряда, то по своей кучности и бронепробиваемости они значительно уступали танкам «Тигр» и позднее появившейся танку «Пантера».

Отличительной особенностью 8.8 cm KwK 36 был электроспуск, тогда как 8,8 cm FlaK спуск был ударный. Принцип действия электрического и механического спуска разные. При электрическом спуске пороховой заряд воспламеняется под действием раскаленного электрическим током элемента, тогда как при механическом спуске боек разбивает капсюль.

Электроспуском оборудованы все немецкие танки Второй мировой войны. Выстрел происходил после нажатия наводчиком специальной кнопки установленной за маховиком вертикального наведения. Когда замок орудия открыт или закрыт не полностью, электроспуск блокируется. В случае неисправности либо при нужде, блокировку можно было обойти и произвести выстрел вручную.

К такому способу прибегали в случае, когда танк «Тигр» лишался хода, а его буксировка была невозможной. В таком случае с противооткатного устройства сливали жидкость и производили выстрел. Данный способ гарантированно выводил орудие из строя.

К казеннику крепился специальный желоб из латуни, прикрытый сверху брезентом. После выстрела туда падала стреляная гильза и отправлялась с латунный же короб вместимостью 6 гильз. Задача следить и опустошать при необходимости короб лежала на заряжающем. Поначалу он делал это через круглый люк в борту башни. Довольно быстро этот лючок заменили эвакуационным люком и задача наводчика осложнилась, выбрасывать гильзы пришлось через люк в крыше, что было нелегко.

Ствол 8,8 cm KwK 36 оборудован двухкамерным дульным тормозом. ЧТО существенно уменьшило откат орудия, снижая размеры и необходимую эффективность противооткатных устройств. Но это решение имеет и существенный недостаток, ДТ поднимает пыль либо снега с земли и затрудняет прицеливание и наблюдение. На желобе крепили индикатор хода ствола при штатном откате .

Вначале орудие уравновешивалось посредством пружины, работающей на сжатие. Пружину крепили справа от орудия в передней части башни, впоследствии ее перенесли за сиденье командира в левую часть.

Откатник и накатник крепили к орудийным цапфам. Противооткатные устройства танковой пушки установлены горизонтальной плоскости, тогда как у зенитного орудия в вертикальной.

Задача противооткатных устройств- постепенно поглотить энергию отката, снизив опасные нагрузки на узлы и механизмы пушки. Поскольку 8,8 cm KwK 36 имела значительную мощность и должна была размещаться в ограниченном пространстве башни, то противооткатные приспособления должны быть не только мощные, но еще компактные.

Противоотканые устройства танковой пушки танка «Тигра» по свой конструкции типичны для немецких танков Второй мировой. Она состояла из:

  • гидропневматического накатника;
  • гидравлического тормоза отката.

Нормальный откат орудия танка «Тигр» был около шестидесяти сантиметров.

Советский танк меняет все

До момента появления нового Т-34 такие машины вермахта как Пз-3 и Пз-4 вполне хорошо справлялись со своими обязанностями. Немцы, постоянно пытавшиеся создать все более совершенное оружие, еще в 1937 году начали работы по проекту, который смог бы заменить в будущем Пз-4, однако отменили его из-за слишком медленного развития и низкого приоритета. К тому же, после встречи с британскими матильдами и французскими Чар Б1, немцы поверили, что их техника на голову сильнее вражеских.

Так и было до момента встречи с новой советской разработкой. Т-34 буквально потряс Вермахт, поскольку превосходил Пз-4 буквально во всем, имея рикошетную и прочную броню, хорошее орудие и отличную подвижность, а, главное, их количество постоянно росло. После захвата нескольких образцов Т-34, он был внимательно изучен специалистами, и высокими чинами, после чего было решено, что необходим новый танк.

Немедленно немцы приступили к разработке «противотанка» для Т-34. Проекты были представлены несколькими фирмами — Даймлер-Бенц, МАН и Хеншель , позже, в 1939 году, к ним присоединился Порше. Проект Ман в конечном счете станет превосходным средним танком под названием Пантера, вобравшим в себя все сильные стороны Т-34 в виде широких гусениц, наклонной толстой брони и мощной 75 миллиметровой пушки. Проекты Порше станут VK3001 и VK4501.

Изначально Хеншель и Порше были выбраны для представления своих проектов, ограниченных весом до 35 тонн. Каждая фирма показала свой опытный образец, под названиями VK3001 (H) и VK3001 (P) соответственно («H» для Хеншель и «P» для Порше). Они не прошли отбор, однако продолжили своё развитие, после чего был представлен VK4501 . Он уже был в весовой категории тяжелых танков, имел около 45 тонн и мощную 88 мм зенитную пушку. Это орудие создавалось для борьбы с воздушными целями, однако показало свою исключительную удачность, после чего было переделано и в противотанковое. Фирме Крупп поставили задачу обеспечить поставки главной пушки и монтаж башни.

Pz Kpfw VI Tiger I

Произведено 1 359 танков Pz Kpfw VI «Тигр»
с июля 1942 года по август 1944 года.

Рис. В.Иванова

Начатое в 1937–1938 годах в третьем рейхе, конструирование
тяжелых танков ускорилось после нападения на СССР и первых боевых столкновений с советскими тяжелыми танками
КВ (лучшими тяжелыми танками в мире в тот период).  Немецкая компания «Хеншель» и австрийский инженер
Фердинанд Порше,  имевший собственное конструкторское бюро, получили задание управления вооружений
вермахта создать тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой.  В марте 1942 года компания «Хеншель»
создала новый тяжелый танк под руководством главного конструктора танкового отдела компании З. Адерса. Этот
танк и танк Порше в апреле того же года прошли испытания.  Лучшим был признан танк Адерса.  Этот
танк под обозначением Pz Kpfw VI Tiger Ausf H1 (Sd Kfz 181) — «Тигр» —
пошел в производство на заводе компании «Хеншель» с июля 1942 года.  Планировалось, что к 12 мая 1943 года
— началу летнего наступления (операция «Цитадель») — будет построено 285 танков «Тигр».  В 1944
году после принятия на вооружение танка Tiger II
Королевский тигр») название «Тигра» было изменено на
Pz Kpfw VI Tiger Ausf E, или Pz Kpfw
Tiger I.  Пять танков «Тигр»,  которые выпустила фирма Порше в июле 1942 года, в дальнейшем
использовались для обучения танковых экипажей.

В чем заключалась мощь Тигра?

Часто «Тигр» называют лучшим тяжелым танком в истории. Он действительно способен навести страх на противника, ведь его преимущества превосходили имевшиеся отрицательные качества. Специалисты отмечают мощное вооружение Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, надежную бронезащиту, что в совокупности с опытом экипажа боевой машины представляло собой грозную силу. Командир танка Т-34 Николай Дубровин охарактеризовал встречу с «Тигром» следующими словами:

«Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он наводил ужас всего одним своим видом. Мне приходилось встретиться с ним на расстоянии нескольких сотен метров. Мы встретились лоб в лоб, и дважды наш снаряд отскочил от его брони. Дальше выстрелил он – у нас двое погибших, а меня лишь чудом вышвырнуло из танка»

«Тигр» выигрывал на поле боя за счет своей феноменальной скорострельности: когда советские танкисты тратили вплоть до 20 секунд на подготовку к выстрелу, немцам требовалось всего 8-10 секунд для этой же работы. Это позволяло им скорректировать наводку и успеть сделать более точный второй выстрел. «Тигр» отличался и лучшей подвижностью: его способность быстрей выходить на выгодную боевую позицию давало ощутимое превосходство в танковой схватке. К тому же Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 мчался со скоростью 20-25 км/ч по пересеченной местности, когда, к примеру, ИС-2 передвигался со скоростью всего 15 км/ч

Но здесь важно подчеркнуть, что воспользоваться всеми превосходствами немецкой боевой машины на поле сражений мог разве что опытный экипаж. Когда тяжелым танком управлял экипаж без опыта, фактически всего его достоинства сводились на нет

Одним из главных недостатком «Тигра» являлась высокая стоимость его производства. Чтобы произвести один экземпляр боевой машины, требовалось порядка 800 000 рейхсмарок, что в два раза дороже любого танка тех времён. Плюс практически абсолютная неремонтопригодность на поле боя, например, в случае повреждения снарядом трансмиссии, накладывала дополнительный отпечаток на финансовых затратах. Советские боевые машины обходились гораздо дешевле, поэтому тот же ИС-2 произвели в несколько раз больше.

Танк Тигр

Танк Тигр

Танк Тигр

Останки PzKpfw. VI «Тигр» №142 из 501-го танкового батальона

Броня

Конструкция тигра была весьма типичной для своего времени. Интересно, что его бронелисты были расположены преимущественно под прямым углом, в отличии от Пантеры, имевшей хороший наклон брони. Лобовая деталь имела 100 миллиметров в тощину и была установлена практически вертикально, под наклоном 80 градусов, в неё был установлен курсовой пулемет и прибор видения для механика-водителя. Выше был расположен горизонтальный лист брони толщиной 63 миллиметра, под углом 10 градусов. Нижняя лобовая делать имела толщину 100 миллиметров и обратный наклон в 66 градусов. Они соединялись между себя популярным в Германии способом «Ласточкин хвост». Стык башни и корпуса был открыт и являлся одним из самых уязвимых мест Тигра. На поле боя много машин вышло из боя, получив клин башни одним попаданием или даже осколками. Позже было добавлено специальное бронекольцо для защиты. Крыша корпуса имела 30 миллиметров. Боковое бронирование составляло 80 миллиметров без наклона.

Интересные факты о танках

  1. Одиннадцатое сентября в нашей стране – день танкиста.
  2. Немецкие танкисты во время войны имели особую традицию, приносящую им удачу – надо было переехать танком верблюжий помет (дело было в Северной Африке). Вызнав эту особенность, союзники стали уничтожать немцев, маскируя мины под навоз.
  3. А в нашей стране работали над созданием летающего танка. Испытания прошли успешно – он поднялся в воздух на целых сорок сантиметров. Однако вскоре разработку проекта пришлось закрыть.

Как бы то ни было, до сих пор точно неизвестно, что же такое на самом деле танк «Белый тигр» — миф или реальность. Возможно, когда-нибудь данная загадка разрешится и в этой истории будет поставлена точка?.. Поживем — увидим.

Презентация танка А.Гитлеру

Первая презентация разработок была приурочена к именинам Адольфа Гитлера. Фирма «Хеншель» реализовала в своём проекте такую же компоновочную схему, как и в «Панцеркампфваген IV», добавив на него разработку Г. Книпкампа – расположение в шахматном порядке опорных катков в 2 ряды. До этого такое расположение было только у тягачей и бронетранспортёров. Этим инженеры добились увеличения плавности хода и таким образом точность стрельбы на ходу существенно увеличилась.

Разработка Ф. Порше существенно отличалась своей дороговизной, так как требовало значительное количество меди для электрической трансмиссии. Однако кое-что от танков Порше все-таки взяли — башню, так как башни «Хеншель» так до конца разработаны не были.

Был ли танк «Белый тигр»

Итак, есть такие варианты. Первый: танк «Белый тигр» действительно существовал/существует и на самом деле связан с мистикой. Второй: танк существует, но мистика ни при чем — танк более чем реален, являясь высокотехнологичным роботом. Третий: танк «Белый тигр» — миф, выдумка, призванная запугать советских солдат, заставить их потерять голову. Точных доказательств, стопроцентно свидетельствующих за ту или иную версию, ни одна из них не имеет. Те же сведения, что есть, постараемся изложить и обдумать, а дальше пускай каждый решает для себя сам, «а был ли мальчик», то есть — существовал ли танк «Белый тигр».

Историческая справка

Основная статья: История Tiger (P)

Разработкой тяжёлого танка в Германии до 2МВ занимались две фирмы: Henschel und Sohn и Porsche, но ничего конкретного так и не было сделано. Porsche начал проектирование ещё осенью 1940 и к моменту принятия так называемой “Tigerprogram” уже имел определённый прогресс.

26 мая 1941 на заседании посвящённом перспективам проектирования и создания нового оружия, на котором присутствовал Адольф Гитлер, фирмам Henschel и Porsche было поручено закончить создание тяжёлого танка к лету 1942. На Круппа возлагалась обязанность обеспечить прототипы орудием с башнями.

Porsche устремил взор на свою наработку: VK 30.01 (P), Leopard. Новая машина должна была иметь вес 45 тонн и 88мм орудие KwK L/56. В отличии от прототипа Хеншеля, машина Porsche имело по 6 опорных сдвоенных катков на борт, а не по 24 катка в три ряда. Башня была смещена в переднюю часть корпуса, что нарушало равномерное распределение веса и сильно затрудняло ведение боя в городе или на холмистой местности.
В кормовой части машины находились два бензиновых двигателя с воздушным охлаждением, разработанные Porsche – Type 101/1. Бензиновые двигатели вращали 2 электрогенератора, от которых электрический ток поступал к двум электромоторам, по одному на каждую гусеницу. Вместо коробки передач на прототипе Porsche стояли электрические реостаты, которыми регулировалась скорость хода. Это, безусловно, упрощало управление танком.
Прогрессивность идей д-ра Порше очевидна неоспорима, однако, передовые решения были явно недодуманы. Электрическая система требовала большого количества меди, которая была стратегическим металлом и в военное время являлась дефицитом. 19 апреля 1942 на станцию возле Растенбурга, в Восточной Пруссии прибыли прототипы Henschel и Porsche. Оттуда они двинулись на ставку Гитлера «Вольфшанце», постоянно ломаясь на своём 11-километровом пути.

20 апреля 1942, в день рождения фюрера, для него организовали смотрины новых танков. В 10:30 возле машин начали собираться нацистские бонзы, а к 11 часам подошёл и фюрер. Гитлер провёл около 20 минут возле прототипа своего любимца д-ра Порше. На творение же инженеров Хеншеля фюрер кинул лишь беглый взгляд. К тому же танк Henschel имел башню, позаимствованную у Porsche из-за того, что первоначальная башня Henschel проектировалась под другое орудие и имело уже погон. Когда наконец началась демонстрация ходовых качеств танков, то оказалось, что машина Porsche явно уступает прототипу Henschel в манёвренности. Симпатии наблюдавших склонялись не в пользу VK 4501(P).

Основные испытания запланировали на июле 1942 в танковой школе в Berka, в Германии. Эти испытания окончательно отдали пальму первенства машине VK 4501(H).

VK 4501(P) оказался маломанёвренным, проваливался на мягком грунте и требовал помощи эвакуационных машин, чтобы выбраться, система управления постоянно ломалась и нуждалась в длительной доводке, к тому же танк Porsche был длиннее танка Henschel.

В июле 1942 прототип VK 4501(H) был принят на вооружение и пущен в серию

К июлю 1942 на заводах Nibelungenwerke закончили 5 машин.

Д-р Порше был настолько уверен в своей победе над конкурентом, что ещё до официального решения начал серийный выпуск корпусов VK 4501(P) и до прекращения производства успел выпустить 90 машин.

Изготовленные машины стремились хоть как-то использовать и по-возможности реабилитировать их качество. В начале сентября 1942 танками Porsche решили вооружить два PzAbt для действий в Северной Африке. Немалую роль сыграл двигатель с воздушным охлаждением. Но творение Porsche ждал очередной провал. Для испытаний и учёбы 5 танков Porsche направили в Dollersheim, в Австрии, где с августа по сентябрь 1943 три машины переделали в ремонтные Bergepanzer Tiger (P).

Впрочем, один Tiger (P) таки понюхал пороху в качестве командирского танка Panzerbefehlswagen VI(P) в sPzAbt 653 в первом полугодии 1944 на Восточном Фронте.

Стремясь максимально полезно использовать 90 уже готовых корпусов VK 4501(P), 22 сентября 1942 их решили конвертировать в тяжёлые самоходные орудия Ferdinand.

Однако бои в Сталинграде оказали влияние на немецкое руководство и приказом Гитлера от 22 ноября 1942 предписывалось сделать один Rammtiger («таранный тигр») для разрушения баррикад и оборонительных сооружений. Танк должен был иметь наклонные бронеплиты и своеобразный нож-отвал, чтобы таранить укрепления врага. Rammtiger вооружался одним MG.

К 7 декабря 1943 Порше подготовил техническую документацию, а 5 января 1943 Гитлер надумал переделать три VK 4501(P) в Rammtigger. Чем закончилась эта интересная идея неизвестно, но какое-либо упоминание о боевом применении этих машин не сохранилось в анналах истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector