Танк т-34: подробности внутреннего устройства
Содержание:
- Снаружи и внутри
- Заокеанские рекомендации
- «Монту» — египетский бог из Советского Союза
- Историческая справка
- Прочее оборудование
- Две версии одной «легенды»
- История создания танка Т-34
- Оценка проекта и след в истории
- Вооружение танка Т-34
- Модификации и машины, созданные на базе Т-34
- Создание
- Трудное начало славного пути
- Как атаковал
- Выводы
Снаружи и внутри
Помните, каково это – сидеть в эконом-классе самолета между двумя соседними пассажирами? Вот в Т-34 было еще хуже. Каким бы легендарным ни был Т-34, кроме этого он был и максимально некомфортным для людей. Внутреннее пространство кабины «тридцатьчетверки» делилось на две части: одна – для атаки и вторая – для управления машиной. Боевая часть располагалась под башней – в ней сидели заряжающий и командир, а впереди них, практически «в носу» танка, умещались механик-водитель и стрелок-радист. Командир танка был вынужден делать несколько дел одновременно – он управлял орудием, наводил прицел, следил за внешней обстановкой на поле боя и руководил действиями всего экипажа. Места в кабине танка не хватало, все ютились в тесноте и не могли эффективно управлять машиной. А ведь позже танк стал и вовсе пятиместным: чтобы освободить командира от части задач, к экипажу присоединился наводчик.
Танки, построенные на разных заводах и в разные периоды войны, могли отличаться в деталях, но основа всегда была одна: броневой корпус, ходовая гусеничная часть, средства вооружения и двигатель. Чтобы обеспечить прочную противоснарядную защиту танка, его покрывали стальными плитами толщиной 45 мм в лобовой части и 40 мм в кормовой. Крыша над моторно-трансмиссионным отделением имела 16 мм в толщину, а над подбашенной коробкой – 20 мм. Дно танка в разных местах было от 13 до 40 мм. На многих корпусах остались послания: солдаты выцарапывали свои инициалы или памятные слова. По бокам танка располагались топливные баки, спереди приварены клаксон и фара, а сзади – трансмиссия, выхлопные трубы и буксировочные крюки. Чтобы что-то отремонтировать, сначала приходилось справиться с задачей «открыть люк» – они были плотно завинчены на болты или закрыты на штыри.
Башня танка могла быть разной – это также зависело от производителя и года выпуска, но она всегда была двухместной. В начале производства башню сваривали из нескольких плит и листов, а к концу 1940 года начали отливать целиком. С начала 1942-го башня стала шире, объемнее и немного изменила форму, став похожей на шестиугольник, из-за чего ее прозвали «шестигранником» или «гайкой». Несмотря на увеличение пространства, она все еще была довольно тесной для двух человек. Ведь кроме людей, в ней хранились все вооружение, приборы наблюдения и прицела, механизм поворота башни, часть боекомплекта, радиостанция и аппараты ТПУ (танковое переговорное устройство). По бокам башни были отверстия для стрельбы из личного оружия и щеколды для обзора – кроме того что солдаты атаковали танковой пушкой, они еще должны были стрелять из своих автоматов. Случалось, что командир танка просто-напросто не мог воспользоваться нужными ему приборами, поскольку возможности до них дотянуться не было. В итоге страдали управляемость танка и слаженность действий экипажа.
В не боевое время командир наблюдал за обстановкой, полностью высунувшись из верхнего люка наружу.
В наше время у любого возникнет резонный вопрос: «Почему все сделали так неудобно и не для людей?» Сейчас проблемы стесненности кажутся легко разрешимыми – просто сделайте танк пошире, но в условиях вынужденного наращивания объемов производства это было невозможно. Все новшества (улучшение эргономики и параметров башни) требовали серьезных изменений в конструкции, и сделать это, не останавливая производство, можно было только поэтапно. Так, например, и поступили с башней, когда в 1942 году изменили ее форму на шестигранную.
Заокеанские рекомендации
Из-за неудовлетворительных технически характеристик Т-34 советское руководство обратилось за помощью в модернизации танка к США. В декабре 1941 года танк Т-34 был передан американцам для всесторонних испытаний и разработки рекомендаций по усовершенствованию.
Еще более удивила американских экспертов трансмиссия. Как оказалось, она была в точности скопирована с устаревшей американской конструкции, разработанной еще в 1920-е годы. Общий вывод звучал безапеляционно: «Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего такую трансмиссию в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».
А ведь в США был отправлен не рядовой танк, а один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34. В результате американцы предложили СССР множество собственных технологий для модернизации Т-34.
С весны 1943 года на Т-34 начали устанавливать модернизированную КПП, что существенно облегчило работу механика-водителя. В том же году на все танки стали устанавливать вполне современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.
Танк М4 «Шерман». Около 7 тыс. таких танков СССР получил по ленд-лизу
«Монту» — египетский бог из Советского Союза
ИС-3 не успел на Вторую мировую, но поучаствовал в параде в честь её окончания 7 сентября 1945 года в Берлине. Новый советский тяжёлый танк произвёл сильное впечатление на западных военных.
ИС-3 производился до 1946 года и имел все шансы ни разу не поучаствовать в боевых действиях — началась холодная война, когда масштабные танковые сражения только планировались. Однако во время арабо-израильских войн СССР оказал сильную поддержку антиизраильской коалиции, и несложный в освоении танк ИС-3 оказался как нельзя кстати. Об истории этого танка на Ближнем Востоке расскажет новый стиль «Монту».
Историческая справка
Буквенно-цифровое сочетание «Т-34» используется компанией Wargaming.net в общеупотребимом значении для указания на реальные танки и прототипы Второй мировой войны и послевоенного времени. Компания Wargaming.net не использует буквенно-цифровое сочетание «Т-34» в качестве товарного знака для индивидуализации каких-либо конкретных товаров, работ или услуг, не является его лицензиатом и не связана договорными или иными отношениями с его правообладателями (АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», Баженский Михаил Юрьевич). Подробнее здесь
-
Основная статья: История Т-34-85
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34 и легкобронированные легкие танки Т-60 и Т-70. При этом, основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действий противотанковой артиллерии, от мин и т. д.
Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием, более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн, что привело к незначительному снижению динамических характеристик.
С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков, (образцы 1940÷1943 гг.), получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53 (ЗиС-С-53), имел трехместную башню увеличенного размера (диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм), что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.
Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.
Вторая мировая война
Несмотря на ряд очень серьёзных усовершенствований Т-34, его боевые характеристики во второй половине войны нельзя было признать полностью удовлетворительными на фоне улучшения немецких танков и противотанковых средств.
Малоуязвимый в 1941 году для практически любых немецких танков и противотанковых средств (даже в старом варианте, более слабо вооружённом и бронированном), Т-34 в конце войны уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам и штурмовым орудиям (которые, впрочем, всё же имели далеко не абсолютное преимущество во всех ситуациях боя, не говоря уже о том, что относились к другому классу по массе, дороговизне производства, часто проигрывали в подвижности, не говоря уже об их количественном недостатке и технологических сложностях конца войны, сказавшихся, например, на качестве их брони). Т-34 оказался недостаточно защищён и от средств немецкой пехотной ПТО, включавшей к тому времени новейшие реактивные противотанковые гранатомёты, хотя немецкие танки не в меньшей степени страдали от огня гранатомётов типа «базуки» американского производства. В результате в 1945 году примерно 90 % попаданий в Т-34 приводило к пробитию брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением, причем ведущая роль в борьбе с танками противника перешла в заметной мере к тяжелым танкам, таким, как ИС-2, и САУ; тем не менее Т-34, оставаясь советским основным танком, сыграл неоценимую положительную роль во второй половине войны, что отчасти объясняется улучшением управления танковыми войсками, лучше налаженным взаимодействием с другими родами войск, особенно с авиацией, а также очень хорошей мобильностью и остававшимися всё же довольно достойными бронированием и огневой мощью. Не последнюю роль играла и увеличившаяся к этому времени надежность танка, и, конечно же, массовость производства. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР.
После 1945 года
После Второй мировой войны Т-34-85 активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Легендарные 34ки оставались на вооружении некоторых стран вплоть до конца XX века, и принимали участие во вьетнамской войне.
Прочее оборудование
Бинокулярный прицел TZF-12 первых “Пантер” имел фиксированную кратность – 2.5х при поле зрения в 30°. Упрощённый (за счёт упразднения левой трубы и превращения в монокулярный) прицел TZF-12A получил переменную кратность – от 2,5× до 5×, поле зрения при этом составляло 30° или 15°.
В 1944 году произвели 63 “Пантеры” с приборами ночного видения. Инфракрасный прожектор и прибор наблюдения на командирской башенке дали возможность ночью наблюдать местность на расстоянии до 200 м.
Для ведения ночного боя цели предполагалось подсвечивать мощным инфракрасным прожектором на шасси бронетранспортёра. С сентября 1943 года на танки наносилось покрытие «циммерит», защищающее от магнитных мин. Через год такая практика прекратилась.
Две версии одной «легенды»
Необходимо заметить, что под легендарной «тридцатьчетверкой», дошедшей до Берлина, подразумевается танк Т-34-85, и именно эта версия установлена в виде мемориала на многих постаментах в городах и селах. Однако Т-34-85 начали серийно производить лишь в 1944 году, а в войну с Германией Советский Союз вступил с танком Т-34-76, который и принял на себе основную тяжесть жестоких боев, в том числе и на Курской дуге. От Т-34-85 этот танк отличался меньшей башней, менее мощным вооружением, а также множеством инженерных и производственных дефектов.
Танк Т-34-76, который выпускался советской промышленностью с 1940 по 1944 год. Оснащен 76-миллиметровым орудием
Если говорить о технической стороне Т-34-76, то среди важнейших достоинств — высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, мощное (на то время) вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт. Сюда же можно добавить простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.
В первой версии «тридцатьчетверки» не было вращающегося основания, поэтому заряжающий при повороте башни вынужден был семенить ногами по боеукладке. Отсутствие радиосвязи между советскими танками приводило к уменьшению эффективности применения самого танка. Если к началу войны большинство немецких танков было радиофицировано, то советские машины либо имели только приёмники (передатчик был лишь на командирском танке), либо не имели радиосвязи вовсе.
Отвратительно была выполнена и трансмиссия. Коробка перемены передач поначалу не имела синхронизации с ведущим валом, поэтому для переключения передачи приходилось использовать кувалду (которая находилась под рукой механика-водителя), либо регулировать скорость изменением оборотов двигателя.
Танк Т-34-85, в отличие от ранней версии, обладает более мощным орудием, кроме того, значительно расширена башня
В Т-34 был установлен прогрессивный высокоэкономичный дизель авиационного типа В-2. Применение дизельного двигателя должно было обеспечить меньшую пожароопасность в сравнении с бензиновым. Но как показали боевые действия, пары солярки под воздействием высоких температур, возникающих при попадании снаряда, взрываются и горят не хуже бензина.
Кроме того, снова сыграла свою негативную роль инженерная «близорукость». Дело в том, что на Т-34 топливные баки были расположены прямо в боевом отделении, что приводило к неизбежности пожара при попадании туда снаряда. В то же время на германском T-III топливные баки разместили в моторном отсеке, который был отделен от боевого отделения противопожарной перегородкой.
История создания танка Т-34
История создания Т-34 тесно связана с историей создания А-20.
После того, как основой для будущего танка был выбран А-32, ему приказали увеличить броню до 45 мм. Но металл зря расходовать не стали и сначала проверили его ходовые характеристики, просто погрузив балласт, соответствующий массе дополнительных бронелистов.
Новый танк с возросшей броней получил заводское обозначение А-34. В октябре-ноябре 1939 года весь завод трудился не покладая рук. Правительство жестко поставило задачу построить 2 образца танка к 7 ноября, чтобы они смогли принять участие в параде. Однако танки так и не построили вовремя. Основные трудности заключались в изготовке броневых листов. При сгибе в определенных местах появлялись трещины. Большие размеры (по тем временам) цельных бронелистов также значительно усложняли работу над ними.
Схема Т-34 обр. 1940Т-34 обр.1940 расп. экипажа
Тем временем 19 декабря закончились испытания догруженного А-32. В этот же день вышло постановление “О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г.
Выписка из этого постановления про А-32 (Т-32):
Позже одним из условий принятия этого танка на вооружение стало преодоление 2000-километрового пробега. Первый А-34 (будущий Т-34) сошел с конвейера завода в январе 1940 года, а второй в феврале. И тут же они были отправлены на заводские испытания пробегом. Однако уже после 250 км у первого сломался двигатель, что еще замедлило “наматывание” пробега.
К концу февраля первая машина прошла 650 км, а вторая – 350. Стало ясно, что к марту “намотать” 2 тыс. км каждой машине не удастся, а ведь именно на март назначены гос.испытания. Было созвано экстренное собрание на заводе, на котором решили, что танки отправятся своим ходом в Москву. Так они и километраж “намотают”, и успеют вовремя. Главой экспедиции был назначен главный инженер и конструктор машины – Михаил Ильич Кошкин.
В ночь на 5-ое и 6-ое марта колонна отправилась в путь. В нее входили 2 танка А-34 и два тягача “Ворошиловец”, один из которых был оборудован под спальные места, а другой – для множества запасных частей и топлива. Маршрут был строго “секретным”, обходил все населенные пункты и мосты.Первая поломка была уже примерно через 80 км после начала пробега. У одного из танков сломался фрикцион, что делало движение танка невозможным. Кошкин решил не ждать, пока танк починят, а принял решение двигаться дальше, предварительно вызвав с завода бригаду для ремонта.
Сталин лично одобрил машину и сказал обеспечить всем необходимым ХТЗ для серийного производства танка. Танк был принят на вооружение 7 июня 1940 года и выпускался до 1958 года. В Российской Федерации официально танк сняли с вооружения лишь в 1993 году. Некоторые модификации танка до сих пор состоят на вооружении ряда стран Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Оценка проекта и след в истории
Если составлять мнение о “Пантере” по отзывам танкистов, можно сделать следующий вывод. Очень удачный проект подвела реализация. В авральных условиях конструкторы создавали новый, современный танк, почти не имеющий преемственности с освоенными в производстве машинами. Да ещё и насыщенный передовыми по тем временам техническими решениями. В такой обстановке большое количество “детских болезней” – ожидаемый результат.
Дополнительные проблемы создал ставший к 1943 году ощутимым недостаток сырья, а всеобщая мобилизация, лишая предприятия квалифицированных рабочих, вынудила использовать труд военнопленных и рабочих из оккупированных стран.
По сей день мнения о ценности “Пантеры” расходятся. Согласно одной гипотезе, немцам стоило выпускать больше “Пантер”, отказываясь от производства разорительного для экономики “Королевского Тигра”. По другой версии – от самих “Пантер” следовало отказаться в пользу отработанных и неприхотливых Pz. IV.
При всём новаторстве конструкции «Пантеры» на послевоенное танкостроение влияния она почти не оказала. Некоторое сходство с ней имел французский танк AMX-50, но в серию он не пошёл.
До пятидесятых годов они стояли на вооружении в Румынии. Во Франции «Пантеры» использовали до 1947 года, пока не было восстановлено собственное производство танков. После этого оставшиеся «Пантеры» остались только на полигонах и в музеях. Гораздо большее распространение, чем в жизни, танк получил в компьютерных играх на тему танковых сражений. В первую очередь это, конечно, WarThunder и WorldofTanks.
Вооружение танка Т-34
Так как первоначальную пушку Л-11 достаточно быстро сменила Ф-34, остановимся на характеристиках именно Ф-34.
Масса орудия, кг – Около 1700
Боекомплект, сн. – 77
Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, – 662
Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, – 950
Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, – 680
Прицельная дальность, м, – 1500
Углы вертикальной наводки, град.: -5° +28°
Бронепробиваемость:
Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. – 84/90°
Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. – 69/90°
Подкалиберный, На расстоянии 500 м, мм/град. – 100+/90°
Скорострельность, выстр./мин – до 5
Дополнительное вооружение:
Два пулемета ДТ. Один спарен с орудием, второй – курсовой.
Модификации и машины, созданные на базе Т-34
Т-34М – Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.
Т-34-57 – Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.
Т-34-57 на испытаниях
Т-34-76 обр.1941 г. – Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений – это установка новой 76-мм пушки Ф-34.
Т-34-76 обр 1941 – первый справа
Т-34-76 обр.1942 г. – Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.
Т-34-76 обр 1942
Т-34-76 обр.1943 г. – Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.
Т-34-76 обр 1943
ПТ-34 – минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.
ПТ-34
Т-34-85 – Смотреть основную статью.
Т-34-100 – Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.
Т-34-100 зимой 1945
Прочая техника на на базе Т-34:
ОТ-34 – Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.
ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34
СУ-122 – Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.
СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943
Т-43 – Смотреть основную статью.
СУ-85 – Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.
Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.
СУ-100 – Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.
СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.
СУ-101 и СУ-102 – Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 – 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.
СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.
Т-34Т – Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.
СПК-5 – Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.
ТМ-34 – Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.
Т-100 – Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.
Т-100 в Египетском музее.
Type 65 (Не точно) – ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.
Type 65
Создание
Базовая конструкция была опробована впервые в 1938 на A-32, будучи зарожденной на БТ-7, который, в свою очередь, был эволюцией американского танка Кристи.
Предшественниками Т-34 можно считать БТ-ИС, А-20, БТ-СВ и А-32 — танки с наклонной броней, первые из проектов которых появились в 1936 году, то есть, задолго до начала войны.
Главный инженер, Михаил Кошкин, обещал Сталину заменить серию БТ лучшим и более универсальным танком.
Он должен был обладать следующими чертами:
- корпус с наклонной броней;
- мощный и неприхотливый дизельный двигатель V-12, менее чувствительным к качеству топлива и условиям эксплуатации, чем высокооктановые бензиновые двигатели;
- большая дальность действия;
- меньшая пожароопасность, чем БТ-5 и БТ-7, которые показали свою горючесть во время Советско-Японской войны в Маньчжурии.
Первый опытный образец являлся улучшенным А-32 с утолщенной броней. Он успешно закончил свои испытания в Кубинке, после чего его конструкцию упростили для массового производства. Всё это произошло уже в начала 1939 года, во время перевооружения СССР.
Первые два опытных образца приняли участие в пробеге от своего завода в Харькове до Москвы и назад в 1940 году, под патронажем Сергея Орджоникидзе. С апреля до мая они подвергались большому количеству трудных испытаний, проехав в общей сложности около 2000 км от Харькова до линии Маннергейма в Финляндии и назад, на фабрику, через Москву.
Трудное начало славного пути
История советского танка Т-34 – это страницы, написанные кровью и потом. Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев представление о легендарном танке сформировано на базе машины Т-34-85 с длиной и мощной пушкой, основная тяжесть боев и сражений Второй Мировой вынесла на себе машина самой первой модификации. Именно с этой машиной Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну. До 1944 года основным танком Красной Армии была машина Т-34-76. На этих танках советские танкисты воевали в 1941 году под Москвой, участвовали в кровопролитных боях под Сталинградом летом-зимой 1942 года. Немало испытаний выпало на долю «тридцатьчетверок» первой модификации в сражения на Курской дуге в 1943 году.
Советские Т-34 стали самыми массовыми танками за всю историю войны. С 1940 по 1947 годы машину в различных модификациях выпускало в СССР сразу 7 заводов. Позже, уже после окончания Второй Мировой войны советские танки Т-34-85 стали собирать на заводах в Чехословакии и Польши. Перед войной новую машину в основном выпускали Сталинградский тракторный завод, Харьковский завод №75 и Кировский завод в Ленинграде. В последствии с началом Великой Отечественной войны к производству «тридцати четвертых» подключились заводы «Красное Сормово» в Горьком, омский завод №174, танковый завод в Нижнем Тагиле и завод №183 в Челябинске.
В первый период войны, с лета 1941 года по лето 1942 года, советская танковая промышленность переживала самый трудный период, связанный с масштабной эвакуацией предприятий на Восток. Новые танковые заводы в Нижнем Тагиле, в Омске и в Горьком только набирали необходимые мощности. Старые советские танковые заводы в европейской части страны продолжали работать в тяжелых прифронтовых условиях. Кировский завод в Ленинграде продолжал выпускать танки КВ и Т-34 в условиях блокады. Харьковский завод был потерян в результате стремительного наступления немцев весной 1942 года. Столь необходимые фронту танки Т-34, Сталинградский тракторный завод выпускал до самого последнего момента, когда в городе уже шли уличные бои.
В целом, можно говорить о том, что 1941 год для танка Т-34 стал знаковым. Роль «тридцатьчетверки» в самый тяжелый и трудный период для Красной Армии трудно переоценить, даже при условии, что за первые месяцы боев на фронте было потеряно до 80% новых машин, имеющихся в войсках по состоянию на 22 июня 1941 года.
Тяжелая ситуация с оснащением советских войск современной и боеспособной бронетехникой, сложившаяся во второй половине 1941 года, неизбежно сказалась на прочности обороны Красной Армии. Противник наращивал силу своих ударов, применяя на основных направлениях ударные танковые соединения. Этому натиску советские войска не могли ничего противопоставить, сказывалось отсутствие в войсках необходимо количества современных и мощных танков.
Советская танковая промышленность не успевала восполнить потери бронированной техники в войсках, оборонная промышленность на востоке страны только набирала свои мощности. В боях под Москвой советское командование использовало в основном старые, морально устаревшие легкие танки БТ-7 и Т-26. Немного облегчало ситуацию появление на фронте в небольшом количестве легких танков Т-50 и Т-60. Доля современных советских танков Второй Мировой войны Т-34 и КВ в войсках после разгромных первых месяцев 1941 года была незначительная.
Только через год во время контрнаступления советских войск под Сталинградом ситуация стала меняться в лучшую сторону. Ударные советские танковые корпуса были оснащены новыми «тридцатьчетверками» в достаточном количестве. Начиная с весны 1942 года советские танкисты стали получать новенькие Т 34, сходившие с конвейеров уральских заводов. Уже к началу 1943 года советская танковая промышленность по объему выпуска танков превзошла результаты работы танковых заводов Германии и оккупированной Европы. Только танков Т 34 советские заводы в 1943 году выпустили 15889 машин. С 1944 года начался выпуск более совершенной машины, в которой была заменена башня и основным оружием являлась уже 85-мм пушка ЗИС-С-53.
Как атаковал
Главным «аргументом» всех Т-34 была пушка. В первые годы производства (1938–1939) Л-11 была 76-мм и длиной 30,5 калибра (2324 мм), а бронебойный снаряд из нее вылетал со скоростью 612 м/с. Позже, в 1941 году, пушку (теперь уже Ф-34) удлинили до 41,5 калибра (3162 мм), и скорость снаряда достигала 662 м/с. Все было нацелено на улучшение атаки. Солдат управлял пушкой сам, вручную. Несмотря на всю сложность этого процесса, в танке было много подсказок – например, механизмы управления башней и орудием красились в белые и зеленые цвета, чтобы в боевой суматохе их не перепутать.
Боекомплект танка Т-34-85. Фото: Роман Кривов, www.topwar.ru
На подмогу пушке в трудные времена приходили два 7,62-мм пулемета ДТ, разработанные конструктором Василием Дегтяревым. Один «спаренный» пулемет размещался с пушкой в одной установке, имея с ней даже один угол наведения, а второй «курсовой» пулемет крепился на верхней лобовой плите брони танка. Чтобы «поймать» цель, на танках с пушкой Л-11 использовали телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6 для наблюдения из укрытия. Боекомплект орудий у обеих пушек Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый – 76-мм унитарные артиллерийские выстрелы: тип с калиберным бронебойным снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350БСП); тип с подкалиберным снарядом (БР-354П); тип с осколочно-фугасными гранатами (ОФ-350, ОФ-350А, ОФ-350В, ОФ-354). Выстрелы размещались в чемоданах на дне боевого отделения и на его стенах. Сначала резерв составлял 77 выстрелов, но позже, на танках 1942–1944 годов, боекомплект увеличили до 100 выстрелов.
Артиллерийский выстрел включает в себя несколько боеприпасов для выстрела: снаряд, пороховой метательный заряд и средство воспламенения заряда. Унитарный выстрел, какие были на Т-34, значит, что заряжение происходит едино – все компоненты «вставляются» в пушку сразу.
Из-за частых изменений в устройстве Т-34, пусть и небольших, экипаж не успевал переподготавливаться. В своих воспоминаниях советский военный деятель Михаил Ефимович Катуков отмечал: «Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких – приход танкового пополнения. Получила армия, правда, в небольшом количестве, новые „тридцатьчетверки“, вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые „тридцатьчетверки“, пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой».
Таким и был Т-34. На тематических форумах и сайтах его любят сравнивать с другими средними танками времен войны и даже с современными. О нем говорят: «Нет английской рациональности, нет американского комфорта. Да ничего нет, если подумать. Но есть нечто такое, что сделало Т-34 одним из лучших танков мира. Простота оружия, что ли. Т-34 – машина для реального боя».
Выводы
Если бы “Пантера” была создана в мирное время – у неё были бы все шансы стать основой танковых сил Германии на многие годы вперёд. Появись этот танк чуть раньше, когда немецкая промышленность ещё могла обеспечивать качество продукции – и в его боевой ценности никто бы не усомнился.
Возможно, ей удалось бы стать предком нового семейства бронетехники. Но случилось так, как случилось. «Пантера» не смогла переломить ход ни одной из битв Второй Мировой.
После войны немногочисленные эксплуатанты избавлялись от этих танков при первой возможности. В конечном итоге, “Пантера” осталась в истории, как сильный и опасный враг. Но надёжного и незаменимого союзника из неё не получилось.