Т-64 — вызов танкам nato

ДВИГАТЕЛЬ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

На Т-64БМ устанавливается пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объемом 13,6 л и мощностью 850 л.с. Он многотопливный — мо­жет работать на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции. По сравнению со старым 5ТДФ у нового двигателя на 21,4% возросла удель­ная мощность, достигнув величины 62,5 л.с./литр при тех же габаритах и массе (1040 кг). Модернизированный двигатель также значительно надежнее предшественника.

Установка 5ТДФМ требует замены штатного воздухо­очистителя новым и доработки выпускной системы. Кста­ти, благодаря ее конструктивным особенностям двигате­ли серии 5ТД/6ТД танков Т-64 имеют самый «холодный» выхлоп в мире. Так, например, танки семейства Т-72/Т-90 с двигателями серий В-84/В-92 более чем в 1,5 раза за­метнее на поле боя в инфракрасном диапазоне, чем танки Т-64БМ «Булат». Для маскировки также использу­ется связанная с двигателем термодымовая аппаратура (ТДА) и система «Туча», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат ЗД6. Пусковые установки расположены снаружи башни на лобовой ее части по шесть штук слева и справа от пушки.

Благодаря новому двигателю средняя скорость дви­жения танка по шоссе увеличилась на 7 км/ч, а запас хода (без учета дополнительных топливных баков) — примерно на 80 км. Для сохранения дорожного по­крытия гусеницы могут оснащаться асфальтоходными башмаками. Предусмотрена возможность установки на Т-64БМ и двигателя 6ТД-1 мощностью 1000 л,с.

ЗАЩИТА

Повышение уровня живучести танка достигнуто за счет установки дополнительной защиты на корпус и башню. Комплект дополнительной защиты предназ­начен для повышения уровня защиты от современных кумулятивных и бронебойных подкалиберных снарядов при минимально возможном увеличении массы танка. Комплект дополнительной защиты состоит из пассивной (накладной) броневой защиты и встроенной динамиче­ской защиты (ВДЗ) «Нож» украинской разработки. ВДЗ состоит из носового модуля и бортовых экранов, уста­новленных на корпусе танка, а также модульных секций, размещенных по внешнему периметру лобовых и борто­вых участков башни, и контейнеров, установленных на крыше башни. Установка комплекта ВДЗ на одном танке силами экипажа занимает около 6 часов. Элементы ВДЗ, установленные на танке, в процессе его эксплуатации в специальном обслуживании не нуждаются. Общая мас­са комплекта дополнительной защиты составляет 3,5 т.

Действие ДЗ «Нож» основывается на принципе воздействия на атакующие боеприпасы при помощи кумулятивной струи и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов — «кумулятивных ножей». Они разрушают и дестабилизируют ата­кующий кинетический боеприпас или кумулятивную струю. Комплекс «Нож» доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением широкой номенклатуры ОБПС калибра 125 мм, а также современных 120-мм бое­припасов производства западных стран, полностью подтвердив за­явленные разработчиком характеристики.

По данным производителя, после модернизации стойкость лобовой и бортовой проекций корпуса и баш­ни Т-64БМ относительно современ­ных противотанковых средств повы­шается примерно в 2 раза.

Создание

Всё началось со среднего экспериментального танка «Объект 430», созданного в 1957 году. Его особенностями были сильно дифференцированная бронезащита, новый дизельный оппозитный двигатель 5ТД и общие улучшения традиционной компоновки.

Чуть позже началась разработка Т-64, которая к 1964 году переросла в серийное производство. Его отличительной чертой стала очень плотная компоновка и маленький забронированный объём. Это стало возможным благодаря применению механизма заряжания, нового двигателя и трансмиссии.

Изначально Т-64 классифицировался как средний танк и выпускался вместе с Т-55 и Т-62, но в 1968 году появилась модификация под названием Т-64А, получившая пушку калибром 125 мм и улучшенную броню, что превратило её в симбиоз среднего и тяжёлого танка. Это привело к устареванию такой классификации и появлению понятия ОБТ.

Основные данные танков семейства Т-64

Тип танка

«Объект 430»

Т-64А

Боевая масса, т

35.48

38

Экипаж, чел.

4

3

Длима, мм

8785″

9225:’

Ширина, мм

3120

3415

Высога, мм

2160

2170

Клиренс, мм

435

450

Колея, мм

2570

Бронирование: мм

противоснарядное комбинированное

прот ивоснарядное комбинированное

Вооружение

нарезная 100-мм пушка Д-54ТС, 50 выстрелов;

нарезная 125-мм пушка Д-81. 50 выстрелов;

7,62-мм пулемёт СГМТ, 3000 патронов;

7,62-мм пулемёт СГМТ. 3000 патронов;

14,5-мм пулемёт КПВТ, 300 патронов

14,5-мм пулемёт КПВТ. 300 патронов

Двигатель

дизель 5ТД

дизель 5ТДФ

Мощность, л.с.

580

700

Максимальная скорость, км/ч

55

65

Запас хода, км

450 600

500

Преодолеваемые препятствия, м:

высота стенки

0,8

ширина рва

2.85

— глубина брода

1.4″

— угол подъёма, град

30

 Примечание: 1 — с пушкой вперёд, длина корпуса — 6540 мм; 2- с пушкой вперёд, длина корпуса — 6048 мм: 3-е ОПВТ -5м

В. БОРЗЕНКО

«Моделист-конструктор» № 5’2012

ВООРУЖЕНИЕ И СУО Т-64БМ

По сравнению с предыдущими модификациями Т-64 у «Булата» существенно выросли характеристи­ки боевой мощи, подвижности и защищенности. Ре­сурс модернизированного танка составляет 11000 км, а срок эксплуатации — 15 лет, как у вновь построенной машины.

Основным вооружением танка Т-64БМ является 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ украинского про­изводства. «Булат» способен вести огонь бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фу­гасными снарядами и ПТУР «Комбат» с полуактивной системой управления по лазерному лучу. Замена штат­ного КУРВ танка Т-64Б «Кобра» новым КУРВ «Комбат» повысило максимальную дальность стрельбы с 4000 до 5000 м, а бронепробиваемость за динамической защитой — с 600-700 мм до 750 мм.

Скорострельность Т-64БМ составляет до 8 выстре­лов/мин (7-12,5 с на заряжание одного выстрела). Го­ризонтальная скорость наведения после модерниза­ции возросла в 2 раза и составляет до 40 град/с (для сравнения — у Т-90А, Т-ЭОС 16-24 град/с). Также в два раза улучшена и точность прицеливания за счет нового стабилизатора основного вооружения 2Э42М. Он раз­работан киевским НИИ «Квант» и производится на ГП «Харьковский машиностроительный завод «ФЭД»».

СУО «Булата» — 1A45 «Иртыш» — обеспечивает существенно лучшую точность ведения огня по сравне­нию с Т-64Б за счет стабилизации поля зрения и авто­матического ввода углов прицеливания и упреждения. По своим характеристикам СУО «Булата» превосходит СУО танка Т-80У.

Ночной комплекс наводчика «Буран-Е» (Т01-К01ЕР) улучшает вдвое эффективность стрельбы и в 2-3 раза сокращает время на подготовку выстрела за счет за­мены механической связи головного зеркала с пушкой на электрическую, введения стабилизации поля зрения и автоматического ввода углов прицеливания и упрежде­ния. Эффективная дальность стрельбы снарядами по сравнению с Т-64Б повысилась ночью с 600 до 1500 м.

Прицельно-наблюдательный комплекс команди­ра «Агат» (ПНК-4СР) стабилизирован в вертикальной плоскости и обеспечивает дублирование стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемета зенитной установки днем и ночью. В перспективе планируется замена при­цельного комплекса ПНК-4 на ПНК-5, в состав которого введен собственный лазерный дальномер и устройство ввода бокового упреждения.

ТАНКИ Т-64Б1М: ВМЕСТО КОНГО – НА ДОНБАСС

В настоящее время потребность в боевых тан­ках так велика, что Украина даже расторгла кон­тракт с Демократической республикой Конго (ДРК), предполагавший поставку 50 модернизированных основных боевых танков Т-64Б1М. О подписании этого контракта стало известно в феврале 2014 года, правда, тогда заказчик не уточнялся. Сумма сделки составляла около 7,6 млн. долларов. Пред­ставители ДРК отнеслись с пониманием к решению украинских властей, однако заявили, что больше не будут заказывать военную технику у Украины. Ра­нее Украина регулярно занималась поставками ос­новных боевых танков и других видов вооружений и военной техники в ДРК. Так, согласно регистру ООН по поставкам обычных вооружений, в 2010 году Украина поставила в ДРК 100 танков Т-72 и 30 Т-55.

Машины, ранее предназначавшиеся для ДРК, пла­нируется передать Национальной гвардии Украины (НГУ), ведущей бои с сепаратистами на востоке стра­ны. Первые 10 танков Т-64Б1М были представлены 10 сентября 2014 года и переданы танковому батальону 1-й оперативной бригады НГУ. По словам на тот момент еще командующего НГУ С. Полторака, «полученные танки сейчас готовятся, на них завершают учебу военнослужащие, после этого техника будет направлена в зону антитеррористической операции… Экипажи пер­вой группы танков уже завершают учебу».

По своим боевым характеристикам Т-64Б1М уступа­ют Т-64БМ «Булат», но значительно превосходят более распространенные в ВСУ танки Т-64Б и Т-65БВ. Модернизация, выполненная на Харьковском заводе имени Малышева, в основном направлена на повышение бронезащиты.

Был проведен капитальный ремонт машин, а также на них было установлено новое оборудо­вание и дополнительная броня. Особого внимания заслуживают новая конструкция бортовых экранов, установка блоков динамической защиты, пусковые установки дымовых гранат. Нужно отметить хоро­шее прикрытие лобовой проекции башни и корпуса блоками ДЗ, а также усиленную защиту бортовой проекции — экраны защищают борта до МТО. В мо­дернизированной машине сохранено «родное» для Т-64Б СУО 1А33 с квантовым прицел-дальномером 1Г42. Для африканских условий этого было более чем достаточно.

Ходовая часть и двигатель

К этим вопросам харьковские инженеры тоже решили подойти нестандартно, установив на танк торсионную подвеску и оппозитный двигатель.

Ходовая часть состоит из ведущего колеса сзади, шести опорных катков, четырёх поддерживающих роликов и направляющего колеса спереди на каждой из сторон. Такая конструкция обеспечивает увеличенную проходимость и хорошую надёжность, но взамен приходится расплачиваться раскачкой танка, большой вероятностью потери гусеницы при резком повороте на пересечённой местности или недостаточном натяжении и большой сложностью транспортировки потерявшего гусеницу танка, поскольку опорные катки небольшого диаметра буквально закапываются в мягкий грунт.

Чтобы в очередной раз не спорить о том, какая конструкция лучше, и присущи ли перечисленные выше недостатки харьковской подвеске, попробуйте подумать сами, в каком количестве современных ОБТ применяется подобная подвеска и почему.

Ещё в 1946 году были начаты работы над созданием нового дизельного двигателя, который должен был иметь малые габариты и, особенно, высоту. Поэтому было принято решение расположить цилиндры горизонтально.

На Т-64 был установлен оппозитный 5ТДФ, имеющий мощность 700 л.с. Позже, на Т-64БМ, появился 6ТД мощностью 1000 л.с., а на Т-64Е 5ТДФЕ мощностью 900 л.с.

Трансмиссия представляет собой две бортовые планетарные механические коробки передач с сервоприводами, имеющих семь передач переднего хода и одну заднего.

Такая конструкция обеспечивает легкость и малые габариты двигателя, лёгкость замены и ремонта в полевых условиях. При этом двигатель имеет тяжёлый тепловой режим и высокие обороты, что негативно сказывается на возможности применения в условиях повышенной температуры и требует подогрев до запуска при температурах ниже 10°С.

Эпилог

Каким же получился основной боевой танк Т-64? Наверное, слишком дорогим и сложным для своих задач. Немного позже созданный Т-72 при сравнимой защите и огневой мощи имел меньшую цену, сложность и большую надёжность.

Кроме того, приверженность харьковских конструкторов к некоторым своим идеям вроде механизма заряжания и ходовой части вызывает небольшое удивление. Если о плюсах и минусах подвески действительно можно долго спорить, то механизм заряжания, фактически ставящий крест на спасении механика-водителя в некоторых ситуациях и не имеющих весомых преимуществ перед более простыми автоматами заряжания, кажется результатом упорного нежелания видеть свои ошибки.

Интересной кажется и судьба ОБТ в вооружённых столкновениях, в каждом из которых он не смог проявить себя по различным причинам. Эпизодическое применение в Приднестровье и на Украине брать в расчёт нет смысла. Сложно рассуждать о ни разу не повоевавшей машине, которая была создана для войны.

Модификации

Т-64А — первая из модификаций танка, произведённая в 1969 году и получившая множество нового оборудования и доработок, 125 мм орудие, дистанционно управляемый зенитный пулемёт и ставшая ОБТ.

Т-64Б — версия, получившая управляемые ракеты в качестве вооружения, СУО, усиленное бронирование, усовершенствованную подвеску. Появилась в 1976 году.

Т-64БМ — появился в 1983 году из-за решения поставить на ОБТ двигатель 6ТД мощностью 1000 л.с.

Т-64БВ — версия с навесной динамической бронёй, которая была продемонстрирована в Москве в 1985 году.

Т-64БМ «Булат» — украинская модификация, произведённая в 2005 году.

Т-64Е — украинская версия, получившая современный двигатель 5ТДФЕ мощностью 900 л.с. встроенную силовую установку, обновленную СУО, динамическую защиту «Нож-2», комплекс управляемого вооружения «Комбат» и спаренную зенитную пушку с дистанционным управлением калибром 23 мм.

Т-64Б1М — ещё одна современная украинская модификация 2014 года, получившая встроенную динамическую защиту и нишу для БК в задней части башни.

История создания Т-64

В 1950-е годы было решено разработать новый средний танк вместо уже устаревших Т-54 и Т-55. Работы вели во множестве конструкторских бюро, и их результатом стала принципиально новая машина – «Объект 430». Постепенно проект был доработан, и под именем «Объект 432» такой танк в 1966 году был принят на вооружение и обозначен Т-64.

Т-64 был очень хорош, однако прогресс не стоял на месте, и конструкторы нашли способ существенно его улучшить. В  итоге в 1968 году появился Т-64А- серьезная модификация Т-64 с толстой броней и мощной пушкой. Т-64А стал первым основным боевым танком, и в основном именно о нем обычно говорят, когда имеют в виду Т-64.

Т-64БМ «БУЛАТ» — ГЛУБОКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ Т-64Б/БВ

Характеристики танка Т-64БМ «Булат»

Для нужд украинской армии первоначально пред­полагалось модернизировать танки Т-64А и Т-64Б до уровня Т-64БМ2, то есть был выбран вариант ме­нее глубокой модернизации. И в 2001 году на параде в честь Дня независимости можно было увидеть деся­ток Т-64БМ2.

Однако позже Министерство обороны (МО) Украи­ны предпочло более глубокую модернизацию — Т-64У, в результате которой получало машину с лучшими характеристиками. Ей было присвоено наименование Т-64БМ «Булат». Один из проектов программы мо­дернизации танкового парка Украины предусматривал улучшение около 400 Т-64Б/БВ до уровня «Булат», од­нако впоследствии эти планы были существенно скорректированы — до 85 единиц. В 2004 году МО Украины выдало заказ на 85 «Булатов», к работе над которыми Харьковский завод имени Малышева приступил в том же году. Стоимость одного танка, по ценам на 2004 год, составляла около 470 тысяч долларов. Однако из-за политических и финансовых проблем выполнение за­каза растянулось на целых десять лет.

Официально Т-64БМ «Булат» был принят на во­оружение ВСУ в 2005 году. Первые 56 машин были преданы в войска в 2008 году. Следующая часть за­каза предусматривала поставку оставшихся 29 танков в период с 2010 по 2012 год. Первые 10 из этих 29 тан­ков были отправлены с завода осенью 2010 года, еще 10 машин — 28 декабря 2011 года, а оставшиеся 9 планировалось поставить в 2012 году. Однако от­править последние машины удалось только в марте 2014 года.

Таким образом, по состоянию на март 2014 года на вооружении ВСУ имелось 85 Т-64БМ «Булат». Основ­ная часть танков — 61 единица — стояла на вооруже­нии 1-й отдельной танковой бригады «Лесные волки» 8-го армейского корпуса, дислоцировавшегося в поселке Гончаровское Черниговской области. Десять машин было отправлено в 300-й учебный танковый полк и по нескольку машин в учебные роты Национального уни­верситета обороны Украины, Харьковского факультета танковых войск и Академии сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ) Т-64А

Общая информация

  • Классификация – основной боевой танк;
  • Боевая масса – 38,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы производства – 1963-1987;
  • Годы эксплуатации – с 1967;
  • Количество выпущенных – более 8000 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6540 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9225 мм;
  • Ширина корпуса – 3415 мм;
  • Высота – 2170 мм;
  • База – 4242 мм;
  • Колея – 3270 мм;
  • Клиренс – 500 мм.

Бронирование

  • Тип брони – комбинированная многослойная;
  • Лоб корпуса – 80+105 (СТБ) +20/68° мм/град;
  • Борт корпуса – 80 мм;
  • Лоб башни – 90+150 (алюминиевый сплав) +90 мм/град;

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 125-мм 2А46-1;
  • Тип пушки – гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола – 51 калибр (6350 мм);
  • Боекомплект пушки – 37;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – до 10 км;
  • Прицелы – ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5;
  • Пулемёты – 1 х 7,62-мм ПКТ, 1 х 12,7-мм НСВТ.

Подвижность

  • Тип  и марка двигателя – 5ТДФ 5-цилиндровый дизельный с наддувом с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 700 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40-50 км/ч, предельная – 60,5 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 500-600 км (700 км с доп. баками);
  • Запас хода по пересечённой местности – 225-360 км (310-450 км с доп. баками);
  • Тип подвески- независимая торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,84 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,85 м;
  • Преодолеваемый брод – 1 м.

Модификации

  • Т-64АК – командирский вариант танка с дополнительной радиостанцией;
  • Т-64Б – танк с комплексом управляемого вооружения, системой управления огнем, усиленным бронированием и другими существенными улучшениями;
  • Т-64БМ – машина с более мощным дизельным двигателем;
  • Т-64БВ – танк с навесной динамической защитой и усиленным бронированием лба корпуса;
  • Т-64БМ «Булат» – современная украинская модификация танка (2005 год);
  • Т-64Е – еще более современная  украинская модификация (2010 год).

Применение в бою

Немодифицированные Т-64 в боях участия практически не применяли, зато их активно использовали в различных парадах и на учениях. А вот Т-64А/Б и их модификации с успехом применялись в боевых операциях:

  • Т-64 участвовал в Афганской войне 1979-1989 года. В начале 1980 года его приняли на вооружение  40-й армии. Однако вскоре выяснилось, что в условиях высокогорья двигатель машины работает неудовлетворительно, и танк пришлось снять с вооружения, так что активного участия в сражениях он не принимал;
  • В 1992 году Т-64 в разных модификациях участвовал в бою у моста под Бендерами. Минимум два Т-64БВ были уничтожены в боях, однако своим огнем они смогли полностью подавить артиллерию Молдовы;
  • Т-64 до сих пор используется в современном конфликте на востоке Украины, причем эти машины есть как у украинской армии, так и у вооруженных сил ДНР и ЛНР. В основном в боях участвуют современные украинские модификации.

Память о танке

Сегодня Т-64 еще окончательно не ушел в прошлое, так как он до сих пор участвует в боевых действиях. Увидеть его как памятник или экспонат можно в нескольких местах:

  • В Омске, на территории кадетского корпуса;
  • В Павловском Посаде, на постаменте на Площади Революции;
  • В Рыбинске, в деревне Сретенье;
  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В Саратове, в Парке Победы, в Музее боевой славы.

Т-64 в различных модификациях можно увидеть во всех сериях игры STALKER. Они расположены во многих локациях игры, а также упоминаются в разговорах персонажей.

Т-64Е

Т-64Е

В 2010 году ГП «Харьковский бронетанковый ремонт­ный завод» предложил свой вариант модификации танка Т-64 до модели с индексом Т-64Е. Однако, по имеющим­ся данным, стоимость Т-64Е, по состоянию на 2011 год, была существенно выше стоимости «Булата» и состав­ляла 1,12 млн. долларов (в том же 2011 году модерниза­ция «Булата» стоила около 900 тысяч долларов).

Танк Т-64Е получил модернизированную СУ01А33-1 «Обь» с квантовым прицел-дальномером 1Г42М, бал­листическим вычислителем 1В517М и стабилизатором 2Э42. У наводчика был установлен панорамный при­цел с тепловизионным каналом, у командира — ПНК-3.

Танк может вести огонь из основного вооружения — 125-мм пушки КБАЗ — бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также ПТУР «Комбат» и «Рефлекс». Кроме того, на башне дополнительно могут устанавливаться различ­ные вынесенные, дистанционно управляемые боевые модули. Например, пушечно-пулеметный модуль ГШ-23, включающий двухствольную 23-мм пушку ГШ-23 с бое­комплектом из 300 снарядов и спаренный с ней 7,62-мм танковый пулемет, пулеметно-гранатометный боевой модуль «Блик-2», включающий гранатомет АГС-17, и пу­леметы НСВТ (12,7 мм) и ПКТ (7,62 мм). Может сохра­няться и «штатная» ЗПУ с 12,7-мм пулеметом «Утес».

Бронирование передней части башни и корпуса было доведено до 750 мм. Для усиления защищенности на машину устанавливается комплект ВДЗ «Нож» («Дуп­лет»), а также комплекс активной защиты «Заслон».

Улучшение подвижности обеспечивает модернизи­рованный двигатель 5ТДФ-М мощностью 850 л.с.

Т-64 с газотурбинным двигателем

19 апреля 1968 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании газотурбинных силовых установок для объектов бронетанковой техники» СКБ-2 при ленинградском Кировском заводе поручалось создать на базе танка Т-64 новой машины с газотурбинной силовой установкой. Разработать сам двигатель должно было также ленинградское авиадвигательное НПО им. Климова. Необходимо было сконструировать новый тип танковой установки — газовую турбину, до этого применявшуюся в авиа- и судостроении.

Газотурбинный двигатель (ГТД) сулил неоспоримые преимущества перед дизелем — при том же объёме получать гораздо большую мощность. Это позволило бы танку достичь более высоких скоростей, существенно поднять манёвренность на поле боя, улучшить управление самой машиной.

Опыт применения ГТД советские танкостроители уже имели, особенно на Кировском заводе. В 1948 г. здесь в СКБ турбинного производства под руководством главного конструктора А. Старостенко был выполнен проект тяжёлого танка с таким двигателем, но он остался на бумаге. Когда в 1955 г. Кировскому заводу поручили создание нового тяжёлого танка с двигателем 1000 л.е., массой до 55 т и с 130-мм пушкой, работы стали вести в двух направлениях: разрабатывались варианты и с дизелем («объект 277»), и с ГТД («объект 278»). Два опытных образца ГТД конструировали под руководством Г. Оглоблина.

В 1957 г. на ЛКЗ были изготовлены две опытные газотурбинные установки ГТД-1 для «объекта 278», создававшегося на базе танков ИС-7 и Т-10. Они должны были обеспечить образцу массой 53,5 т скорость свыше 57 км/ч. Но вскоре все работы, касавшиеся тяжёлых танков, в нашей стране по прямому распоряжению правительства прекратили «Объект 278» достроить не смогли. Всё же поиски в этом направлении на заводе продолжались. В 1960-х гг., например, испытывался «объект 288» на базе танка Т-64 с двумя вертолётными газотурбинными двигателями ГТД-350 мощностью 350 л.с каждый.

В 1963 г. в харьковском КБ № 60 А. Морозова разработали опытный вариант танка Т-64Т с газотурбинным двигателем ГТД-ЗТЛ мощностью 700 л.с. В 1964 г. на «Уралвагонза-воде» в Нижнем Тагиле под руководством Л. Карцева был создан «объект 167Т» на базе Т-62 также с ГТД-ЗТ мощностью 800 л.с.

В 1969 г. первый танк ленинградского Кировского завода с газотурбинным двигателем согласно требованиям постановления правительства от 19 апреля 1968 был изготовлен. Этот образец известен как «объект 219» на базе Т-64 с ГТД-1000 мощностью 1000 л.е., разработанный на НПО им. Климова. Однако установка мощного двигателя, увеличившаяся масса машины, возросшие требования к динамическим характеристикам заставили внести существенные изменения в конструкцию машины, особенно в её ходовую часть. Пришлось конструировать новые амортизаторы и торсионы, направляющие и ведущие колёса, катки, даже гусеницы с обрезиненны-ми дорожками. Башне придали новую форму, оптимизировав её конфигурацию. Но сохранили вооружение, автомат заряжания, боеприпасы, приборы наведения и наблюдения и т.д. Словом, машина, «сохраняя базовые конструкционные и компоновочные особенности предшественников, в полной мере могла считаться новой».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector