Т-64бм «булат»
Содержание:
- ЗАЩИТА
- Разбор недостатков
- Тактико-технические характеристики танка (ТТХ) Т-64А
- Модернизация вторая. Основные характеристики
- ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Т-64 ДЛЯ ВС УКРАИНЫ
- Силовая установка
- ТАНКИ Т-64Б1М: ВМЕСТО КОНГО – НА ДОНБАСС
- Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (добавлены фото)
- Двигатель
- Т-64Е
- Технические характеристики
- Какие танки состоят на вооружении Украины
- Постсоветская история
- Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (добавлены фото)
- Заключение
ЗАЩИТА
Повышение уровня живучести танка достигнуто за счет установки дополнительной
защиты на корпус и башню. Комплект дополнительной защиты предназначен для
повышения уровня защиты от современных кумулятивных и бронебойных подкалиберных
снарядов при минимально возможном увеличении массы танка. Комплект
дополнительной защиты состоит из пассивной (накладной) броневой защиты и
встроенной динамической защиты (ВДЗ) «Нож» украинской разработки. ВДЗ состоит из
носового модуля и бортовых экранов, установленных на корпусе танка, а также
модульных секций, размещенных по внешнему периметру лобовых и бортовых участков
башни, и контейнеров, установленных на крыше башни. Установка комплекта ВДЗ на
одном танке силами экипажа занимает около 6 часов. Элементы ВДЗ, установленные
на танке, в процессе его эксплуатации в специальном обслуживании не нуждаются.
Общая масса комплекта дополнительной защиты составляет 3,5 т.Действие ДЗ
«Нож» основывается на принципе воздействия на атакующие боеприпасы при помощи
кумулятивной струи и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов —
«кумулятивных ножей». Они разрушают и дестабилизируют атакующий кинетический
боеприпас или кумулятивную струю. Комплекс «Нож» доказал свою эффективность в
ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением широкой номенклатуры ОБПС
калибра 125 мм, а также современных 120-мм боеприпасов производства западных
стран, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики.По
данным производителя, после модернизации стойкость лобовой и бортовой проекций
корпуса и башни Т-64БМ относительно современных противотанковых средств
повышается примерно в 2 раза.
Разбор недостатков
В сети на сегодняшний день такое количество «песнопений», которые посвящены «новому» танку, что хотелось бы устроить минутку объективности, поговорив о его недостатках.
Во-первых, вес и мощность двигателя. «Булат» весит 45 тонн при мощности двигателя 850 л/с. «Устаревший и неэффективный российский танк Т-72» имеет массу в 44,5 тонны и двигатель, чья мощность составляет 1000 л/с. О какой такой «высочайшей подвижности» (рекламные буклеты Харьковского завода) здесь вообще может идти речь? На Т-72 в случае необходимости можно повесить еще пару тонн брони, в то время как для Т-64 для этой цели придется менять движок.
И вот тут-то и «зарыта собака». Еще в «лохматых» 70-х годах были попытки дальнейшего развития Т-64 путем установки на него двигателя на 1000 л/с. Проблема была в том, что ходовая старой машины не выдерживала таких испытаний, начиная буквально рассыпаться на ходу. Из-за этого к 1987 году руководство СССР уже окончательно отказалось от дальнейшего развития Т-64.
Пушка. Танк «Булат», характеристика которого нами рассматривается, комплектуется моделью КБА3 (обычная 2А46М-1). Производитель заявляет, что она «намного лучше орудий Т-72 и Т-90». Интересно, чем же лучше? На российских танках установлена пушка 2А24М-4/М-5, которая дает на 17% меньше рассеивания при стрельбе на ходу и обеспечивает улучшение на 15-20% точности стрельбы (как раз-таки в сравнении со старой 2А46М-1). Парадокс, не иначе.
Что же касается реальной дальности стрельбы, то с этим все еще интереснее. Если судить по официальным, советским еще данным, то пушка «украинца» обеспечивает реальную дальность поражения цели в 1,5 км (что для тех времен было нормой). У «тагильцев» же эта величина равняется 2,3-2,5 км. И где здесь «улучшения»? Снова непонятно.
Что же касается пассивной и динамической брони, то здесь история вообще туманная. Ни одного (!) полноценного Государственного испытания «Булат» со всем этим «обвесом» не проходил. Все данные – исключительно из официальных харьковских источников. Наверняка все теми же доводами руководствуются и международные заказчики: их интересует Т-72, Т-80, Т-90 и тот же «Оплот», но почему-то им совершенно неинтересен «Булат».
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод. Харьковская модификация, безусловно, улучшает качественные характеристики старого Т-64, но в супероружие она его точно не превращает. Модернизация достаточно добротная, отвечает нуждам современной украинской армии, которая не избалована нормальным финансированием. Но все же чудес не бывает: машина из 60-х годов, пусть даже с новым двигателем и динамической защитой, современным танкам не ровня.
Тактико-технические характеристики танка (ТТХ) Т-64А
Общая информация
- Классификация – основной боевой танк;
- Боевая масса – 38,5 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 3 человека;
- Годы производства – 1963-1987;
- Годы эксплуатации – с 1967;
- Количество выпущенных – более 8000 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6540 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 9225 мм;
- Ширина корпуса – 3415 мм;
- Высота – 2170 мм;
- База – 4242 мм;
- Колея – 3270 мм;
- Клиренс – 500 мм.
Бронирование
- Тип брони – комбинированная многослойная;
- Лоб корпуса – 80+105 (СТБ) +20/68° мм/град;
- Борт корпуса – 80 мм;
- Лоб башни – 90+150 (алюминиевый сплав) +90 мм/град;
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 125-мм 2А46-1;
- Тип пушки – гладкоствольная пушка;
- Длина ствола – 51 калибр (6350 мм);
- Боекомплект пушки – 37;
- Углы ГН – 360 градусов;
- Дальность стрельбы – до 10 км;
- Прицелы – ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5;
- Пулемёты – 1 х 7,62-мм ПКТ, 1 х 12,7-мм НСВТ.
Подвижность
- Тип и марка двигателя – 5ТДФ 5-цилиндровый дизельный с наддувом с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 700 л.с.;
- Скорость по шоссе – 40-50 км/ч, предельная – 60,5 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 500-600 км (700 км с доп. баками);
- Запас хода по пересечённой местности – 225-360 км (310-450 км с доп. баками);
- Тип подвески- независимая торсионная;
- Удельное давление на грунт – 0,84 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
- Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
- Преодолеваемый ров – 2,85 м;
- Преодолеваемый брод – 1 м.
Модификации
- Т-64АК – командирский вариант танка с дополнительной радиостанцией;
- Т-64Б – танк с комплексом управляемого вооружения, системой управления огнем, усиленным бронированием и другими существенными улучшениями;
- Т-64БМ – машина с более мощным дизельным двигателем;
- Т-64БВ – танк с навесной динамической защитой и усиленным бронированием лба корпуса;
- Т-64БМ «Булат» – современная украинская модификация танка (2005 год);
- Т-64Е – еще более современная украинская модификация (2010 год).
Применение в бою
Немодифицированные Т-64 в боях участия практически не применяли, зато их активно использовали в различных парадах и на учениях. А вот Т-64А/Б и их модификации с успехом применялись в боевых операциях:
- Т-64 участвовал в Афганской войне 1979-1989 года. В начале 1980 года его приняли на вооружение 40-й армии. Однако вскоре выяснилось, что в условиях высокогорья двигатель машины работает неудовлетворительно, и танк пришлось снять с вооружения, так что активного участия в сражениях он не принимал;
- В 1992 году Т-64 в разных модификациях участвовал в бою у моста под Бендерами. Минимум два Т-64БВ были уничтожены в боях, однако своим огнем они смогли полностью подавить артиллерию Молдовы;
- Т-64 до сих пор используется в современном конфликте на востоке Украины, причем эти машины есть как у украинской армии, так и у вооруженных сил ДНР и ЛНР. В основном в боях участвуют современные украинские модификации.
Память о танке
Сегодня Т-64 еще окончательно не ушел в прошлое, так как он до сих пор участвует в боевых действиях. Увидеть его как памятник или экспонат можно в нескольких местах:
- В Омске, на территории кадетского корпуса;
- В Павловском Посаде, на постаменте на Площади Революции;
- В Рыбинске, в деревне Сретенье;
- В Бронетанковом музее в Кубинке;
- В Саратове, в Парке Победы, в Музее боевой славы.
Т-64 в различных модификациях можно увидеть во всех сериях игры STALKER. Они расположены во многих локациях игры, а также упоминаются в разговорах персонажей.
Модернизация вторая. Основные характеристики
Преимущества
► Т-64 оборудовали современными ночными приборами наблюдения.
► Кроме того, прицельный комплекс пополнился тепловизором, который в любое время суток и при любых погодных условиях мог обнаруживать и распознавать противника. А если же он использует специальные помехи в инфракрасном диапазоне, для новенького Т-64 это не становилось преградой.
Т-64 на параде ко Дню Независимости
► На этом харьковчане не остановились и добавили еще систему спутниковой навигации, которая позволяет обмениваться зашифрованными данными в режиме онлайн.
► Обновленная цифровая радиостанция защищала связь от помех и перехвата на расстоянии до 70 километров.
ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Т-64 ДЛЯ ВС УКРАИНЫ
Танк Т-64БМ на полигоне |
Производство «шестьдесятчетверок» завершилось в 1987 году, всего было выпущено более 8 тысяч танков различных модификаций. После распада СССР Украина унаследовала значительное количество танков Т-64. На 1995 год ВСУ имели на вооружении 2354 машины различных модификаций. Хотя большинство из них уже не соответствовали современным требованиям, однако недостаток финансирования не позволял заменить их новыми танками. В таких условиях единственной возможностью существенно повысить боеспособность войск стала капитальная модернизация. Соответственно, в начале 90-х годов в ХКБМ начались работы по усовершенствованию Т-64. Основные усилия были сосредоточены на повышении огневой мощи за счет усовершенствования системы управления огнем, а также на повышении защищенности от современных противотанковых средств и на повышении мобильности за счет установки более мощного двигателя. Было разработано несколько вариантов модернизации Т-64, которые бы подтянули их до уровня более современных танков Т-80УД и Т-84, отличавшихся уровнем использовавшихся компонентов и, соответственно, стоимостью.
Модернизация системы управления огнем предлагалась в двух вариантах: первый, более простой, вариант предусматривал установку дневного прицельного комплекса 1А43У «Рось» и ночного прицельного комплекса наводчика ТО1-КО1Э, а также комплекса управляемого вооружения 9К119 с соответствующим механизмом заряжания 6ЭЦ43. 64БМ2 Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) (объект 447АМ-2); второй, более продвинутый, вариант заключался в установке системы управления огнем 1А45 «Иртыш» (унифицированной с танками Т-80УД и Т-84) в полном объеме. В состав этой СУО входят дневной прицельный комплекс 1А43У «Рось», ночной — ТО1-КО1Э и прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4СУ. Прицельный комплекс 1А43У включает в себя прицел-дальномер прибор наведения 1Г46М «Проминь» и танковый баллистический вычислитель 1В528-1. Ночной прицельный комплекс ТО1-КО1Э состоит из ночного инфракрасного прицела ТПН-4Э «Буран-Э» и осветителя Л-4. Прицельный комплекс ПНК-4СУ размещен перед местом командира машины и совместно с приводом наведения 1ЭЦ29 позволяет командиру брать на себя управление вооружением танка.
Для усиления защищенности оба варианта модернизированного танка оснащались встроенной динамической защитой украинской разработки. А для улучшения подвижности предназначался модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью 850 л.с. (форсированная модификация двигателя 5ТДФ).
Танк первого, более простого, варианта модернизации получил обозначение Т-64БМ2 (объект 447АМ-2), а второго — Т-64У (объект 447АМ-1). Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой, а также по виду зенитной пулеметной установки (ЗПУ): у Т-64БМ2 она осталась прежняя, а у Т-64У — такая же, как на Т-80УД.
Впервые модернизированные танки Т-64 были продемонстрированы широкой публике в ходе военного парада в честь Дня независимости Украины 24 августа 1999 года. По Крещатику прошли шесть капитально отремонтированных на 115-м танкоремонтном заводе (ныне ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод») танков Т-64 с макетом встроенной динамической защиты и два танка, модернизированных до стандарта Т-64БМ2. Еще один Т-64У был оставлен в запасе и по Крещатику не шел.
Силовая установка
Логично, что для повышения подвижности в моторное отделение устанавливается совершенно новый дизельный двигатель. Как и в случае с предшественником, на эту роль был выбран мотор 5ТДФМ, мощность которого составляет 850 лошадиных сил. В принципе, это дальнейшее развитие довольно старого дизеля 5ТДФ, над которым поработали инженеры.
Чтобы в старое моторное отделение уместить новый 5ТДФМ, потребовалось не только полностью заменить старый и неэффективный воздухоочиститель, но и переработать выпускную систему, которая также не отвечает никаким современным требованиям. Чтобы украинский танк «Булат» (еще раз напоминаем, созданный на базе старого Т-64) не портил дороги также чудовищно, как и его предшественник, в Харькове разработали специальные накладки на гусеницы, предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
Во всяком случае, асфальтовое шоссе после движения колонны машин, которые оборудованы такими устройствами, не превратится в танковый полигон. Преимущество такой схемы еще и в том, что каких-то дополнительных доработок самой гусеницы производить не требуется. Асфальтоходные башмаки и крепежи завод (вроде бы) поставляет отдельно, по требованию заказчика.
Вообще, украинские танки «Булат» и «Оплот» на всем протяжении своей эксплуатации активно сопровождаются производителем, что вызывает определенное уважение.
ТАНКИ Т-64Б1М: ВМЕСТО КОНГО – НА ДОНБАСС
В настоящее время потребность в боевых танках так велика, что Украина даже расторгла контракт с Демократической республикой Конго (ДРК), предполагавший поставку 50 модернизированных основных боевых танков Т-64Б1М. О подписании этого контракта стало известно в феврале 2014 года, правда, тогда заказчик не уточнялся. Сумма сделки составляла около 7,6 млн. долларов. Представители ДРК отнеслись с пониманием к решению украинских властей, однако заявили, что больше не будут заказывать военную технику у Украины. Ранее Украина регулярно занималась поставками основных боевых танков и других видов вооружений и военной техники в ДРК. Так, согласно регистру ООН по поставкам обычных вооружений, в 2010 году Украина поставила в ДРК 100 танков Т-72 и 30 Т-55.
Машины, ранее предназначавшиеся для ДРК, планируется передать Национальной гвардии Украины (НГУ), ведущей бои с сепаратистами на востоке страны. Первые 10 танков Т-64Б1М были представлены 10 сентября 2014 года и переданы танковому батальону 1-й оперативной бригады НГУ. По словам на тот момент еще командующего НГУ С. Полторака, «полученные танки сейчас готовятся, на них завершают учебу военнослужащие, после этого техника будет направлена в зону антитеррористической операции… Экипажи первой группы танков уже завершают учебу».
По своим боевым характеристикам Т-64Б1М уступают Т-64БМ «Булат», но значительно превосходят более распространенные в ВСУ танки Т-64Б и Т-65БВ. Модернизация, выполненная на Харьковском заводе имени Малышева, в основном направлена на повышение бронезащиты.
Был проведен капитальный ремонт машин, а также на них было установлено новое оборудование и дополнительная броня. Особого внимания заслуживают новая конструкция бортовых экранов, установка блоков динамической защиты, пусковые установки дымовых гранат. Нужно отметить хорошее прикрытие лобовой проекции башни и корпуса блоками ДЗ, а также усиленную защиту бортовой проекции — экраны защищают борта до МТО. В модернизированной машине сохранено «родное» для Т-64Б СУО 1А33 с квантовым прицел-дальномером 1Г42. Для африканских условий этого было более чем достаточно.
Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (добавлены фото)
Основное предназначение бронированной машины – транспортировка личного состава специальных и воинских подразделений. Дополнительные возможности – установка различного вида вооружения и техники. Бронемашина способна выполнять поставленные задачи на любых дорогах и местности. Возможно использование «Булата» как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких пустынных условиях.
Бронированная машина создана на базе КАМАЗ с использованием агрегатов и узлов от КамАЗ-5350. Бронезащиту получили: периметр салона, крыша, днище, двигательный отсек, кабина (многослойное защитное стекло).
Кузов СБА «Булат» спроектирован московскими инженерами ЗАО «Защита» с использованием улучшенной брони, обеспечивающей защиту от 7.62мм пуль, имеющих термоупрочненный сердечник. Класс брони VI по ГОСТу Р 50963–96. Днище машины многослойного типа совместно с особой формой кузова обеспечивают бронированной машине противоминную защиту при подрыве мины со взрывчатым веществом, равным четырем килограммам в тротиловом эквиваленте.
Для повышения живучести личного состава, находящегося в автомобиле, конструкторы разработали фирменную конструкцию кресел. Принцип работы кресел при подрыве мины отделения сидящего в нем человека от последствий взрыва мины. Десантный модуль вмещает в себя до десяти человек в полной экипировке.
Задняя балансирная и передняя зависимая подвески — рессорного исполнения. Коробки передач и раздаточная — механического типа. Тормоза барабанные, пневматические с АБС.
С начала июня 2012 года один экземпляр СБА-60-К2 «Булат» передан сахалинскому подразделению ОМОН, находящемуся на Северном Кавказе в командировке руководством УМВД РФ Сахалинской области, где он и проходит различные испытания. На данный момент эксплуатация бронированной машины проходит довольно успешно, о чем сообщают сотрудники сахалинского ОМОН.
Основные характеристики бронемашины «Булат»:
— длина – 8 метров; — ширина – 2.5 метра; — высота – 2.6 метра; — клиренс – 38.5 сантиметров; — формула колес – 6Х6; — база колес – 3.34 (+1.32) метра; — колесная колея – 2 метра; — вес полный/макс – 12.8/15.8 тонны; — полезная нагрузка до 2-х тонн; — вместимость – 2 + 8/10; — турбированный дизельный двигатель с мощностью 260 л.с; — скорость 90 (до 110) км/ч; — дальность хода до 800 километров; — вместимость топливных баков 250 литров;
Оборудование и агрегаты базового варианта бронеавтомобиля:
— аварийные люки; — дополнительные запоры дверей механического типа; — петли дверей усиленного исполнения; — фара-искатель; — оборудование видеонаблюдения; — кондиционер и отопитель в десантном отделении; — оборудованные места для крепления личного оружия; — стандартный комплект средств безопасности.
Максимальная комплектация дополнительно включает:
— навигационную спутниковую систему «GLONASS/GPS»; — тепло/шумо изоляцию; — радиостанцию; — систему очистки воздуха; — дверные запоры электромеханического исполнения; — устройство внутренне-внешней связи; — вставки для колес типа «RunFlat»; — громкоговорящее светосигнальное устройство; — любая аудиосистема и сигнализация; — окрас машины по выбору; — иное дополнительное оборудование согласно условий заказчика.
Источники информации: https://www.zashchita.ru/production/hiddenarmored/Bulat/ https://bmpd.livejournal.com/265196.html https://sdelanounas.ru/blogs/18660/
Двигатель
В бронеавтомобилях «Булат» используется капотное размещение силового агрегата. В отличие от обычных армейских КамАЗов, в случае наезда на мину ударная волна приходится на двигательный отсек, а кабина получает наименьшие повреждения.
Двигатель закрыт бронированным капотом, оснащенным гидравлическим подъемником. Отсек, в котором располагается силовая установка и трансмиссия, получил круговую защиту класса 5 и надежно защищен от подрыва.
Конструкция подкапотного пространства допускает монтаж двигателей от 240 до 360 л. с. Силовая установка оснащена внешним воздухозаборником, что позволяет технике преодолевать водные преграды глубиной до 1,7 м
Т-64Е
В 2010 году ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод» предложил свой
вариант модификации танка Т-64 до модели с индексом Т-64Е. Однако, по имеющимся
данным, стоимость Т-64Е, по состоянию на 2011 год, была существенно выше
стоимости «Булата» и составляла 1,12 млн. долларов (в том же 2011 году
модернизация «Булата» стоила около 900 тысяч долларов).Танк Т-64Е получил
модернизированную СУ01А33-1 «Обь» с квантовым прицел-дальномером 1Г42М,
баллистическим вычислителем 1В517М и стабилизатором 2Э42. У наводчика был
установлен панорамный прицел с тепловизионным каналом, у командира — ПНК-3.
Т-64Е
Танк может вести огонь из основного вооружения — 125-мм пушки КБАЗ —
бронебойно-подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также
ПТУР «Комбат» и «Рефлекс». Кроме того, на башне дополнительно могут
устанавливаться различные вынесенные, дистанционно управляемые боевые модули.
Например, пушечно-пулеметный модуль ГШ-23, включающий двухствольную 23-мм пушку
ГШ-23 с боекомплектом из 300 снарядов и спаренный с ней 7,62-мм танковый
пулемет, пулеметно-гранатометный боевой модуль «Блик-2», включающий гранатомет
АГС-17 Пламя, и пулеметы
НСВ-12,7 Утёс и
ПКТ. Может сохраняться и «штатная» ЗПУ с
НСВ-12,7 Утёс.Бронирование передней части башни и корпуса
было доведено до 750 мм. Для усиления защищенности на машину устанавливается
комплект ВДЗ «Нож» («Дуплет»), а также комплекс активной защиты «Заслон».
Улучшение подвижности обеспечивает модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью
850 л.с.
Технические характеристики
Новые танки Украины в сравнении с аналогичными образцами бронетехники России выглядят вполне достойно. Но если заявления украинской стороны о примерном соответствии «Булата» по боевым возможностям танкам Т-90А вызывают обоснованные сомнения экспертов, то танк «Оплот» оценивается как весьма серьёзная машина, по совокупности характеристик уступающая лишь новейшим версиям Т-90СМ. Для «Булата» более объективным выглядит сопоставление с Т-72Б-3.
Двигатель и трансмиссия
На танке «Булат» установлен многотопливный, пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что делает данную боевую машину менее уязвимой для оружия, наводящегося по тепловому следу.
Танк «Оплот» получил в оснащение шестицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с., с наддувом, прямоточной продувкой и непосредственным впрыском топлива. Благодаря компактности силового агрегата и особенностям его конструкции, он размещается соосно с бортовыми КПП. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО.
Коробка передач
Оба новых танка оснащены коробкой передач планетарного типа с 7 передачами вперёд. В то же время «Оплот», помимо автоматического переключения передач, обладает редкой для танка способностью 4-скоростного регулирования передач назад. Комплексная система управления движением этого танка работает при помощи штурвала вместо рычагов.
Запас и расход топлива
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Запас топлива во внутренних баках | 730 л | 575 л |
Запас топлива в наружных баках | 540 л | 570 л |
Расход на 100 км | 406 л | 300-370 л |
Запас хода | 385 км | 350-400 км |
На корме корпуса танков могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки, вмещающие 380 литров топлива.
БМ «Оплот»
Стоимость танков
По состоянию на 2004 год стоимость модернизации одного Т-64Б/БВ до уровня танка «Булат» оценивалась в 470 тысяч долларов. Осенью 2014 года эта сумма заявлялась уже на уровне 1 миллиона долларов за танк.
Габариты и вес
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Боевая масса | 45 тонн | 51 тонна |
Длина корпуса, мм | 6540 мм | 7075 мм |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9295 мм | 9720 мм |
Ширина, мм | 3560 мм | 3400 мм |
Высота, мм | 2184 мм | 2285 мм |
Клиренс, мм | 500 мм | 470-500 мм |
Габариты БМ «Оплот» в боевом положении увеличиваются: ширина по съёмным защитным экранам — до 4176 мм, высота по командирскому прицелу — до 2800 мм.
Какие танки состоят на вооружении Украины
Вооружённые силы Украины (ВСУ) унаследовали от СССР колоссальное количество бронетехники, находившейся на вооружении Киевского, Прикарпатского и Одесского военных округов. По размеру танкового парка в 1992 году (около 7 тысяч единиц) Украина в Европе уступала только России и совсем немного Германии. Основу украинских танковых сил составили весьма современные танки Т-64, Т-72 и Т-80 в достаточно современных на то время модификациях.
Излишки танкового парка широко распродавались Украиной по всему миру, а бремя содержания собственных танковых частей стабильно снижалось за счёт их периодических сокращений. К 2014 году страна располагала около 700 танками в составе вооружённых сил (причём многие из них были небоеспособными) и примерно 1450 машинами на базах хранения.
С целью унификации основным танком ВСУ признан Т-64, причём не только в силу его количественного преобладания. «Шестьдесятчетвёрки» в различных модификациях и их «прямые наследники» Т-80, как и двигатели к ним, производились в Харькове, танковые пушки — в Сумах. Танки семейства Т-72 на Харьковском заводе не собирались, их изначально имелось относительно небольшое количество.
Т-64БМ «Булат» ВСУ, подбитый в районе Луганского аэропорта
После событий 2014 года и активных боевых действий в районе Донбасса украинская сторона безвозвратно потеряла как минимум 230 танков. Множество остальных машин получили основательные повреждения либо оказались сильно изношены. Командованию ВСУ для компенсации потерь пришлось проводить масштабные изъятия с баз хранения бронетехники, существенная часть которой уже представляла собой фактически металлолом.
В итоге к настоящему времени ВСУ располагает 680 танками, согласно штатному оснащению своих частей, хотя значительная часть из них и сейчас находится в небоеспособном состоянии. По типам машины распределяются следующим образом:
- 475 танков Т-64Б, Т-64БВ, Т-64БМ;
- 143 танка Т-72АВ, Т-72Б1;
- 62 танка Т-80БВ, Т-80УД.
Боевые возможности всех украинских танков считаются достаточно высокими. Восстановление, ремонт и пополнение действующего танкового парка Украины применительно к Т-64 производится по стандартам так называемой «модернизации образца 2021 года», в рамках которой танки по своим параметрам представляют собой версию Т-64БВ с более новыми тепловизорами, цифровыми радиостанциями, средствами спутниковой навигации и модулями динамической защиты. По данным Укроборонпрома, подобная модернизация технiки к настоящему времени проведена для более чем 150 танков, а с начала 2021 года аналогичные системы начали устанавливать на танки Т-80.
Постсоветская история
«Шестьдесятчетверка» начала выпускаться на заводе имени Малышева с 1963 года (Харьковский танковый завод). Выпуск продолжался четверть века, причем за это время с конвейера успели спустить около 5,5 тысяч этих машин, которые были передовыми для своего времени.
Сразу после развала СССР Харьковский танковый завод был быстро прибран к рукам независимой Украиной (вместе со всей техникой, уже оплаченной). Неудивительно, что «иностранный» Т-64 быстро перестал интересовать Министерство Обороны, а потому оставшиеся на территории России танки быстро «переквалифицировали» в учебные машины, на которых курсанты отрабатывали самые немыслимые упражнения, попросту расходуя их ресурс.
Сравнительно недавно (в 2011 году) было издано официальное предписание отправить все оставшиеся танки на переплавку. Если говорить о делах нынешних, то эта маленькая деталь сослужила добрую службу: нынешние украинские власти не могут обвинять Россию в поставках этих танков на Донбасс. Официально их у нас нет.
Так как вся база проекта была на руках специалистов с Украины, они все же решили до конца не разваливать предприятие. Было принято решение о начале модернизации старой техники с установкой сравнительно нового вооружения, приборов наблюдения и прочего. Под маркой Т-64Е машина в настоящее время активно (хоть и малыми партиями) поставляется в государства наподобие Южного Судана и Сомали, у которых попросту нет денег на нормальную, современную бронетехнику.
Так откуда появился тот самый «Булат»? Танк является дальнейшим развитием этой старой линейки.
Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (добавлены фото)
Основное предназначение бронированной машины – транспортировка личного состава специальных и воинских подразделений. Дополнительные возможности – установка различного вида вооружения и техники. Бронемашина способна выполнять поставленные задачи на любых дорогах и местности. Возможно использование «Булата» как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких пустынных условиях.
Бронированная машина создана на базе КАМАЗ с использованием агрегатов и узлов от КамАЗ-5350. Бронезащиту получили: периметр салона, крыша, днище, двигательный отсек, кабина (многослойное защитное стекло).
Кузов СБА «Булат» спроектирован московскими инженерами ЗАО «Защита» с использованием улучшенной брони, обеспечивающей защиту от 7.62мм пуль, имеющих термоупрочненный сердечник. Класс брони VI по ГОСТу Р 50963–96. Днище машины многослойного типа совместно с особой формой кузова обеспечивают бронированной машине противоминную защиту при подрыве мины со взрывчатым веществом, равным четырем килограммам в тротиловом эквиваленте.
Для повышения живучести личного состава, находящегося в автомобиле, конструкторы разработали фирменную конструкцию кресел. Принцип работы кресел при подрыве мины отделения сидящего в нем человека от последствий взрыва мины. Десантный модуль вмещает в себя до десяти человек в полной экипировке.
Задняя балансирная и передняя зависимая подвески — рессорного исполнения. Коробки передач и раздаточная — механического типа. Тормоза барабанные, пневматические с АБС.
С начала июня 2012 года один экземпляр СБА-60-К2 «Булат» передан сахалинскому подразделению ОМОН, находящемуся на Северном Кавказе в командировке руководством УМВД РФ Сахалинской области, где он и проходит различные испытания. На данный момент эксплуатация бронированной машины проходит довольно успешно, о чем сообщают сотрудники сахалинского ОМОН.
Основные характеристики бронемашины «Булат»:
— длина – 8 метров; — ширина – 2.5 метра; — высота – 2.6 метра; — клиренс – 38.5 сантиметров; — формула колес – 6Х6; — база колес – 3.34 (+1.32) метра; — колесная колея – 2 метра; — вес полный/макс – 12.8/15.8 тонны; — полезная нагрузка до 2-х тонн; — вместимость – 2 + 8/10; — турбированный дизельный двигатель с мощностью 260 л.с; — скорость 90 (до 110) км/ч; — дальность хода до 800 километров; — вместимость топливных баков 250 литров;
Оборудование и агрегаты базового варианта бронеавтомобиля:
— аварийные люки; — дополнительные запоры дверей механического типа; — петли дверей усиленного исполнения; — фара-искатель; — оборудование видеонаблюдения; — кондиционер и отопитель в десантном отделении; — оборудованные места для крепления личного оружия; — стандартный комплект средств безопасности.
Максимальная комплектация дополнительно включает:
— навигационную спутниковую систему «GLONASS/GPS»; — тепло/шумо изоляцию; — радиостанцию; — систему очистки воздуха; — дверные запоры электромеханического исполнения; — устройство внутренне-внешней связи; — вставки для колес типа «RunFlat»; — громкоговорящее светосигнальное устройство; — любая аудиосистема и сигнализация; — окрас машины по выбору; — иное дополнительное оборудование согласно условий заказчика.
Источники информации: https://www.zashchita.ru/production/hiddenarmored/Bulat/ https://bmpd.livejournal.com/265196.html https://sdelanounas.ru/blogs/18660/
Заключение
Украинская оборонная промышленность не стоит на месте. Боевые действия в зоне АТО стимулировали застоявшуюся за 20-летний период независимости военную науку. Для создания новой техники задействованы не только грамотные специалисты, но и добровольцы, и школьники, которые проектируют современные танки Украины для киевской хунты.
Но если деньги для проведения ОКР в державе находятся, то производство может финансироваться только зарубежными заказчиками. Будем надеяться, что тот богатый опыт, который украинское танкостроение накопило со времен Великой Отечественной войны, будет и дальше развиваться во благо украинско-российских отношений.