Швак

Технические характеристики

По своим боевым характеристикам авиапушка ШВАК уступала большинству одноклассников. Исключением была немецкая авиапушка MG-FF, но и её скоро сменили более совершенные образцы вооружения. Английским же 20 мм Испанам ШВАК уступала полностью.

Характеристика ШВАК(крыльевой вариант, без доп устройств) MG/FF Hispano Mk.I
Масса, кг 38 28 46
Длина ствола, мм 1255 820 1714
Начальная скорость снаряда, м/сек 750-800 580-600 (700 М-g) 860-900
Скорострельность, выстр/мин 700-850 560-600 600-640
Магазин/лента Лента рассыпного типа Магазин или лента, в зависимости от исполнения Магазина на 60 выстрелов
Патрон, тип 20х99R 20х80RB 20х110
Масса патрона, гр 183 160-183
Масса снаряда, гр 96-99 82-115 140-160
Масса ВВ, гр 5-6 3-4 (M-g 22 гр.) 12-20

К недостаткам ШВАК как пушки, можно отнести слабость заряда, не очень хорошие баллистические характеристики, но все компенсировалось высоким темпом стрельбы, вместо 1-2 снарядов Испаны, советский истребитель успевал всадить в противника 4-6 снарядов, что зачастую становилось достаточным для выхода врага из боя.

К тому же нужно отметить и стиль ведения огня, в отличие от западных пилотов советские истребители открывали огонь с расстояния, на котором было «видно заклёпки на борту самолёта противника». Это компенсировало слабую баллистику патронов ШВАК.

Но-5. Япония

У японцев был свой путь. Впрочем, как всегда, на грани понимания.

В японских ВВС перед войной пушки были. Но-1 и Но-2. Сказать, что они были неудовлетворительные – ничего не сказать, их создали на базе противотанковых ружей Тип 97. 

Это были довольно громоздкие системы, с ужасно низкой скорострельностью, не превышавшей 400 выстр/мин. И уже в 1941 году японское командование начало решать задачи по разработке новых авиапушек.

Причем в Японии в 1937 году было налажено лицензионное производство швейцарских «Эрликонов». Но «Эрликоны» так и остались морскими зенитками, армия же отказалась от них под тем предлогом, что они не могут синхронизироваться с двигателем. Но если серьезно, скорее всего дело в извечном противостоянии армии и флота, которое вредило и довело японские вооруженные силы до итогового поражения.

Были поставки немецких пушек от «Маузера», которые устанавливались на японские истребители. Но «немок» нельзя было назвать удачными пушками, поэтому японцы выбрали третий путь.

Армия сделала ставку на своего гения Киджиро Намбу. Генерал-конструктор перед войной очень удачно передрал американский «Браунинг» образца 1921 года, да так, что сами американцы диву давались. Но-103 показал темп стрельбы на 30% выше, чем оригинал, ничем не уступая в надежности. 

В общем, генерал Намбу не стал заморачиваться, учитывая, что время реально поджимало. Он просто взял и пропорционально увеличил канал ствола и систему подачи патрона. Что самое интересное – помогло!

Пушка Но-5 по ТТХ превзошла все современные ей импортные образцы. И не только пушек, но и некоторых крупнокалиберных пулеметов. На момент начала 1942 года лишь одна авиационная пушка в мире не уступала Но-5 в практической скорострельности. Это была советская ШВАК, но при этом она была почти на 10 кг тяжелее ее и значительно сложнее технологически.

До самого конца войны американские самолеты получали от японских коллег «приветы», выпущенные из скопированных американских пулеметов и пушек.

Достоинства: надежность, скорострельность, практичность.Недостатки: низкая скорострельность в синхронном варианте

В производстве и на службе

Уже 28 марта 1935 года К. Е. Ворошилов писал наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе: «Опытное самолетное строительство и серийное производство мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 году все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами». Интересный штрих: если введенный в 1936 году нагрудный знак для выпускников военной школы летчиков и летнабов содержал силуэты авиабомбы и пулемета ДА, то знак выпускников школ летнабов и штурманов 1938 года – бомбы и пулемета ШКАС. Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933-м их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934-м – 2476, в 1935-м – 3566, то в 1937-м – 13 005, в 1938-м – 19 687. Когда в июле 1939 года из состава Тульского оружейного завода был выделен Тульский станкостроительный завод (завод № 66 НКВ, впоследствии – Тульский машиностроительный завод), ему передали производство станкового пулемета «Максим» и авиационного ШКАС. В 1940 году выпуск ШКАСов составил 34 233 штук. ШКАС стал еще и одним из первенцев в изготовлении отечественного автоматического оружия по принципу массового, поточного производства.

Впервые ШКАСы приняли участие в воздушных боях на советских истребителях в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные ШКАСами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в Советско-финляндской войне.

Оценки[ | ]

Пулемёт ШВАК оказался довольно эффективным оружием благодаря своей надёжности, унаследованной от ШКАСа, и крупному калибру. Патрон 12,7×108R показал отличную бронепробиваемость и эффективное зажигательное действие. Однако эффективность разрывных пуль была признана недостаточной, что и привело к созданию 20-миллиметровой пушки ШВАК. Сама конструкция пулемёта также не была лишена недостатков. Чрезвычайно большая сложность устройства отдельных узлов, особенно механизма питания и экстракции стреляной гильзы, создавала проблемы при обслуживании. Этот же факт усложнил его производство. Особенно велика была трудоёмкость изготовления механизма питания и ствольной коробки. В случае неполадок доступ к механизмам был крайне затруднён — в отдельных случаях для устранения задержек в стрельбе требовалась частичная или полная разборка пулемёта, что невозможно сделать в полёте.

1. История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было неясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на летно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

ШВАК. СССР

ШВАК… Пожалуй, немного в мире оружия моделей, вокруг которых было столько легенд и вымыслов.

Начнем с того, что даже сегодня толком невозможно понять и определить, когда конкретно начались работы по этой пушке. По ряду документов, разработка пушки велась параллельно с одноименным 12,7-мм пулеметом и все это было в рамках создания некоей бикалиберной системы с весны 1932 года, то есть, практически параллельно с 7,62-мм пулеметом ШКАС.

По другим данным, старт работ над 20-мм вариантом ШВАК относится к началу 1934 года, когда Шпитальный решил переработать 12,7-мм пулемет под более мощный патрон.

Учитывая, что творилось в 30-40 годы прошлого века в среде советских конструкторов, истина, наверное, где-то посередине. Возможно, у Шпитального действительно была идея об унифицированном оружии под разные калибры. Иначе зачем надо было городить такой тяжелый, сложный и дорогой пулемет под 12,7-мм калибр? 

Впрочем, кто сказал, что в Советском Союзе сложности кого-то пугали? Наоборот, даже стимулировали.

И Шпитальный сделал. Реализовав в пушке ШВАК свою наработку в виде барабанного 10-позиционного механизма поэтапного извлечения патрона из ленты. Этим достигалась та самая сумасшедшая скорострельность ШКАСа, да и ШВАК медленным не назовешь.

Первым советским самолетом, где установили пушку ШВАК, был истребитель Поликарпова И-16. В июле 1936 года на экспериментальной версии истребителя — ЦКБ-12П (пушечный) были установлены две крыльевые пушки ШВАК. Уже в следующем, 1937 году эта модификация под обозначением тип 12 стала выпускаться серийно на заводе №21.

А в самом конце 1936 года удалось расположить ШВАК в развале цилиндров двигателя М-100А в истребителе И-17.

Синхронная версия появилась изрядно позже, поскольку дело было, в отличие от европейских КБ, совершенно новое. Но справились и с этим, установив в 1940 году на И-153П сразу два синхронных ШВАКа.

С началом войны ШВАК начал выпускать и массово устанавливать на все советские истребители. 

С бомбардировщиками было сложнее. Единственным серийным самолетом, где штатно устанавливались турели со ШВАК, был тяжелый бомбардировщик Пе-8. Но этот бомбардировщик нельзя назвать многочисленным. Скорее, штучное производство. 

А когда был снят с производства И-16, а на Ил-2 начали ставить пушки ВЯ, то отпала необходимость и в крыльевой версии ШВАК. Правда, была небольшая серия в 1943 году, для замены пулеметов на «Харрикейнах».

Говоря о роли ШВАК в войне, стоит сказать о количестве. С учетом предвоенного выпуска, пушка ШВАК была выпущена количеством более 100 тысяч экземпляров. По факту это одна из самых массовых авиапушек своего класса и в плане количества уступает лишь пушке «Испано», о которой сказано выше.

Как оценить ШВАК, чтобы все было честно? Недостатков было много. И откровенно слабый снаряд, и неважная баллистика, и сложность конструкции и обслуживания. Но первые два недостатка с лихвой компенсировались скорострельностью.

Тем не менее, пушка ШВАК Шпитального и Владимирова явилась основным оружием ВВС РККА в борьбе с Люфтваффе. И даже слабых снарядов ШВАК было достаточно, чтобы разносить все имеющиеся в распоряжении Люфтваффе самолеты. Тот случай, когда количество и скорострельность решали.

Конечно, если бы у немцев появились тяжелые и хорошо вооруженные бомбардировщики по типу американских «крепостей», нашим летчикам пришлось бы очень непросто. Но оставив сослагательное наклонение, скажем так: в поединке с немецкими пушками ШВАК явно вышла победителем.

Достоинства: скорострельность.Недостатки: сложная конструкция, слабый снаряд с плохой баллистикой.

Авиация ШВАК (пушка) — Боекомплект

Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение гильзы после выстрела начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки, что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах, за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом.

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.

Снаряды 20×99 мм R

Советская номенклатура снарядов Американская номенклатура снарядов Масса пули Дульная скорость Описание
ОЗ HEI 96.0 770 с головным взрывателем , 2.8 г. взрывчатого вещества + 3.3 г. зажигательного
ОЗТ HEI-T 96.5 770 с головным взрывателем , 2.8 g взрывчатого вещества + 3.3 g зажигательного, трассер
ОФ HE-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем , 6.7 g HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗ HEI-Frag. 91.0 790 с головным взрывателем, 0.8 г. взрывчатого вещества + 3.8 г. зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗ API-HC 96.0 750 твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2.5 г. зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке
БЗ API-HC 99.0 750 как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ API 96.0 750 сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТ API-T 96.0 750 как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУ TP 96.0 770 гремучая смесь в взрывчатой оболочке
ПУТ TP-T 96.5 770 цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости
ШВАК (пулемёт) ШКАС >>>
Авиация по странам Авиамоделизм Авиапочта Авиасалоны Авиасимуляторы Авиационная инфраструктура Авиационная медицина Авиационная метеорология Авиационно-космические системы Авиационные документы Авиационные научные учреждения Авиационные происшествия Авиационные профессии Авиационные работы Авиационные СМИ Авиационные термины Авиационные учебные заведения Авиационный спорт

САМОЛЁТ ПРОТИВ ТАНКА

Не остались в стороне и советские конструкторы. Уже к началу войны была создана мощная 23-мм пушка ВЯ. Большие габариты и сильная отдача не позволили поставить орудие на истребитель. Но и в качестве вооружения штурмовика Ил-2 пушка, придающая 200-граммовому снаряду скорость 900 м/с, не оправдала надежд. Даже против лёгких танков её пробивная способность оказалась недостаточной. При штурмовке же автоколонн и батарей 20-мм пушки ШВАК показывали себя не хуже.

Первоначальное решение Ильюшина строить Ил-2 одноместным оказалось неверным. Потери модифицированных двухместных Ил-2 оказались ниже благодаря возможности отстреливаться.

В результате уже в конце 1942 года каждый двадцатый «Ильюшин» стали вооружать парой 37-мм пушек ШФК-37, а затем НС-37. 740-граммовые, вылетающие со скоростью 890 м/с снаряды действительно оказались способны поражать лёгкие и средние танки. Но результат боевых вылетов оказался неудовлетворительным. Лётчик на Ил-2 попросту не мог толком прицелиться из ШФК-37: отдача крыльевых установок раскачивала самолёт, сбивая наводку.

Вскрылось и ещё одно неприятное обстоятельство. Достойную 37-мм бронебойных снарядов цель ещё требовалось найти! Палить же не дающими осколков болванками по пехоте и грузовикам было бессмысленно. В результат средний расход боекомплекта за вылет был весьма низок — не более 40%.

Аналогичные проблемы возникли и у немцев с их противотанковыми штурмовиками Junkers Ju.87G и Heinkel Hs.129b-2/Wa, вооружёнными 37-мм пушками ВК 3.7. При равном с НС-37 весе последние имели вчетверо меньшую скорострельность. И хотя отчёты штурмовых асов Люфтваффе содержат свидетельства бесчисленных побед, испытания трофейной техники, проведённые впоследствии в СССР, показали: ВК-3.7 броню Т-34 вообще не пробивала.

Носовая пушка Ш-37 стала прототипом легендарной НС-37. На рисунке — занимательная схема установки авиапушки прямо внутри V-образного авиадвигателя М-105.

Для борьбы с катерами, малоуязвимыми для пулемётов и легко уклоняющимися от бомб и торпед, применялся морской штурмовик North American B-25G/H Mitchell с 75-мм короткоствольной пушкой.

Более удачным советским самолётом оказался появившийся в 1943 году Як-9Т, у которого одна НС-37 с 32 снарядами располагалась в развале мотора. Отдача мощного орудия распространялась вдоль центральной оси машины, и точность стрельбы от неё не страдала.

Буква «Т» в обозначении самолёта обозначала «танковый»: машина создавалась специально для охоты на танки и катера. Правда, как раз в этом качестве она никак себя не зарекомендовала. Зато конструкторам удалось в полной мере сохранить манёвренность Яка-9, позволяющую ему вести воздушный бой против вражеских истребителей, чем «танковый» Як, обладающий весом секундного залпа 4,1 кг и отличной дальностью стрельбы, с успехом и занимался.

Опыт был признан удачным, и послевоенные советские МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 вооружались одной 37-мм и двумя 23-мм пушками. Американцы же ограничивались более скромным калибром. По весу секундного залпа МиГ-15 и вооружённый шестью 12,7-мм пулемётами North American F-86 Sabre были равны. Но советский истребитель мог обстреливать тяжёлые и хорошо бронированные бомбардировщики, оставаясь за пределами досягаемости их турелей. Для этого он и был создан. Sabre же предназначался только для боя с машинами равного класса.

Устройство

152-мм пушка-гаубица Д-20 содержит полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, который относится к механическому типу. Несмотря на то что в Д-20 и Д-74 используется одинаковый лафет, в обоих артиллерийских орудиях он имеет разные диаметры передней обоймы и профили веретена тормозного отката. В Д-20 он гидравлический, оснащенный пружинным компрессором. Наполнителем для тормоза стал стеол-М, который также предусмотрен и для гидропневматического накатника. Для крепежа тормозных цилиндров разработаны специальные ствольные обоймы, которые откатываются одновременно с самим стволом.

152-мм пушка-гаубица установлена на сварных коробчатых станинах. При помощи подхоботовых катков осуществляется перекатывание артиллерийского орудия на небольшие дистанции. В качестве основных используются колеса грузовых автомобилей ЯАЗ.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b Широкорад, стр. 74-75
  2. ^ a b c Борцов А.Ю. «Пятилинейный», Мастер-ружье выпуск 110, май 2006 г. , стр. 56-62
  3. ^ Чинн, стр. 93
  4. ^ Чинн, т. 2. С. 178-180.
  5. ^ а б Широкорад, с. 75
  6. ^ Чинн, стр. 72 для обозначений; Вес и длина для трех из четырех вариантов приведены в Shirokorad, стр. 75-76.
  7. ^ Чинн, стр. 85-86
  8. ^ а б Чинн, стр. 85
  9. ^ а б Чинн, стр. 82
  10. ^ Чинн, стр. 82-84
  11. ^ а б Широкорад, с. 77
  12. ^ Маслов М. А. (2008). Истребитель И-16. Норовистый «ишак» сталинских соколов(на русском). Яуза / Коллекция / ЭКСМО. С. 55–57. ISBN 978-5-699-25660-0.
  13. ^ http://www.airwar.ru/enc/fww2/i28.html
  14. Широкорад, с. 77 упоминает все вышеперечисленное, кроме Як-3.
  15. Широкорад, с. 77; хотя опускает Ил-2
  16. Широкорад, стр. 76-77
  • Широкорад А.Б. (2001) История авиационного вооружения Харвест (Широкорад А.Б. (2001) История авиационного вооружения Harvest. ISBN 985-433-695-6 ) ( История авиационного вооружения
  • Колл, Кристиан (2009). Советская пушка — всестороннее исследование советского оружия и боеприпасов калибрами от 12,7 мм до 57 мм . Австрия: Колл. п. 117. ISBN 978-3-200-01445-9.
  • Чинн, Джордж М. Пулемет, Том II, Часть VII. Военно-морское ведомство США, 1952 год.

Историческая справка

Трех пушечный Ла-7

Пушка Б-20 была создана М.Е.Березиным путем переделки своего 12,7-мм пулемета УБ под патрон 20-мм ШВАКа для конкурса. Б-20 была принята на вооружение постановлением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегчённой авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» от 10 октября 1944 года. Известно, что с марта 1945 до конца войны было выпущено 368 «трёхпушечных» Ла-7, все на заводе № 381. Но уже после установки выяснилось, что пушка не удовлетворяет требованиям надежности. На испытаниях в НИИ ВВС осенью 1945 года пушка из трёх «трёхточечных» самолётов Ла-7 (на каждом по три Б-20), принимавших участие в испытаниях, ни на одном не удалось достичь требуемого показателя в 5000 снарядов, отстрелянных с одного самолёта без отказов – в среднем этот показатель составил 3200 снарядов с самолёта. По данным Широкорада за весь период войны было выпущено 9515 экземпляров Б-20, а за все время 15352 экземпляра. По воспоминаниям Новикова, основным производителем пушек был Ковровский завод № 2 им. Киркижа, который во время войны выпустил около 9 тысяч пушек. По данным же А. С. Яковлева, только за время войны было изготовлено аж 32 тысячи пушек.

Модификации пушки:

  • Б-20М – мотор-пушка (для установки в развале блока цилиндров).
  • Б-20С – вариант с синхронизатором (для стрельбы через воздушный винт).
  • Крыльевой вариант пушки, но данных о ней нет (не подтверждено).
  • Б-20Т-Э – использовалась в составе ААУ (Авиационная артиллерийская установка) ВУ-9 на серийных Ил-10 с августа 1945.
  • Б-20Э (электрифицированная) – использовалась в качестве оборонительного вооружения на стратегическом бомбардировщике Ту-4.
  • В 1951 году на заводе № 23 выпускались бомбардировщики Ту-2С с пушками Б-20ЭН. В следующем году эти пушки устанавливались на штурмовики Ил-10М в составе авиационной артустановки ВУ-9М – модификации ВУ-9 с электроприводом.

Установки [ править ]

Три самолета Поликарпов И-16 , выпущенные в январе 1939 года, были вооружены винтовой синхронизацией 12,7-мм ШВАК; этой короткой серии было присвоено обозначение И-16 Тип 16. Три истребителя успешно прошли заводские испытания и были доставлены на ВВС для боевых испытаний. Отмененный Яценко И-28 также планировалось использовать 12,7-мм ШВАК в синхронизированной паре, но несколько опытных образцов, которые летали летом 1939 года, сделали это без вооружения, потому что синхронизатор для их двигателя не был разработан.

20-мм ШВАК устанавливался в крыло, в носу или синхронно на истребителях: Поликарпов И-153 П и И-16 , МиГ-3 Микояна-Гуревича , Яковлев Як-1 , Як-3 , Як-7 и Як-9 , ЛаГГ-3 , Лавочкин Ла-5 и Ла-7 , ночной истребитель Петляков Пе-3 и советские доработанные самолеты Hawker Hurricane . Он также устанавливался на крыло бомбардировщика Туполев Ту-2 и некоторых штурмовых модификациях Петлякова Пе-2.У бомбардировщика он также был установлен в неподвижной опоре. Некоторые ранние версии штурмовика Ильюшин Ил-2 также несли его, но на нем был заменен 23-мм штурмовиком Волков-Ярцев ВЯ-23 . Гибкая установка ШВАК использовалась в бомбардировщиках Петляков Пе-8 и Ермолаев Ер-2 .

Вариант танка устанавливался на лёгкие танки Т-38 и Т-60 .

Укрупнение калибра

Работа над крупнокалиберными авиационными пулеметами началась еще до принятия ШКАСа на вооружение. В 1931 году в Коврове на основе пулемета ДК изготовили опытный 12,7-мм пулемет с увеличенным темпом стрельбы, а ПКБ Тульского оружейного завода получило задание на разработку 12,7-мм авиапулемета по образцу пулемета Шпитального. К 28 мая 1932 года в тульском ПКБ изготовили 12,7-мм пулемет, созданный на основе ШКАСа Семеном Владимировичем Владимировым (1895–1956). Пулемет не был механически «увеличенным» ШКАСом – при разработке перекомпонована система автоматики (газовая камера и шток поршня переместились под ствол), усовершенствованы механизм вращения зубчатки и затвор с автоматическим спуском ударника.

В 1934 году принят на вооружение «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова, ШВАК» (Шпитальный – Владимиров – авиационный – крупнокалиберный). Система питания, аналогичная ШКАСу, потребовала выпуска специально для ШВАКа 12,7-мм патрона с теми же пулями и пороховым зарядом, что и у патрона «наземного» пулемета ДК, но с выступающей закраиной гильзы. В связи с организацией производства ШВАКов на заводе № 2 Владимиров переехал в Ковров. Здесь заменой ствола он создал 20-мм автоматическую пушку ШВАК – так появился один из первых серийных образцов бикалиберного авиационного оружия.

Тип пулемета Турельный ШКАС Крыльевой ШКАС Синхронный ШКАС
Масса тела пулемета (кг) 10,6 9,8 11,1
Темп стрельбы (выстр/мин) 1800 1800 до 1650
На каких самолетах ставился ТБ-3, Ил-4, Пе-8, Ер-2, СБ, ДБ-3, Су-2, По-2, Ли-2, МБР-2, Бе-2 И-16, Р5-ССС, Ил-2, Бе-2 И-16, И-153, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-7

В 1935 году на заводе № 2 изготовили 92 пулемета ШВАК и 7 опытных пушек ШВАК, а в 1936-м, когда 20-мм пушка ШВАК запущена в серийное производство – 159 пулеметов ШВАК и 300 пушек. 12,7-мм ШВАК вскоре с производства сняли.

Выстрелы к пушке ШВАК были созданы на основе той же гильзы, но поскольку гильза стала цилиндрической, небольшой пороховой заряд ограничил мощность патрона. Правда, для авиационной пушки она была достаточной. Масса ШВАК составляла: в крыльевом варианте – 40 кг, в турельном – 42 кг, а в варианте мотор-пушки – 44,5 кг. ШВАК ставились на истребители И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8, патрульный самолет-бомбардировщик МТБ-2. На бомбардировщике Пе-8, например, устанавливали два ШКАСа на носовой турели НЭБ-42, пушки ШВАК на кормовой турели КЭБ-42 и верхней турели ТУМ-5 – причем все эти турели имели электрический привод. Синхронная установка ШВАК для истребителя И-16 разработана под руководством А. Г. Ротенберга. На И-16 (И-16П) ШВАК и получили первое боевое крещение над Халхин-Голом в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны 20-мм ШВАК и 7,62-мм ШКАС были основным и самым массовым вооружением самолетов ВВС РККА. Кроме того, ШКАС и ШВАК ставили на торпедные катера Г-5 и Д-3.

Что касается крупнокалиберного авиационного пулемета, то в 1939 году к производству приняли 12,7-мм синхронный пулемет БС системы М. Е. Березина, а уже 22 апреля 1941 года – его же универсальный 12,7-мм УБ.

ШВАК 12.7 мм авиационный пулемёт

ШВАК 12.7 мм авиационный пулемёт (в расшифровке по буквам читается Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный) — первый авиационный пулемёт крупного калибра, спроектированный в СССР к 1931 году советским оружейником С. В. Владимировым. Хотя данный образец авиационного крупнокалиберного вооружения был первой системой принятой на вооружение ВВС СССР под официальным названием 12,7-мм авиационный пулемёт калибра 12.7 мм системы Шпитального и Владимирова, увековечив имена своих создателей, он применялся и на других устройствах, вплоть до тачанок на конной тяге..


Шпитальный Борис Гавриилович История создания пулеметаШВАК стала зарождаться в связи с развитием вооружения для военной авиации в конце 1920-х годов и напрямую связана с временем когда увеличение скорости, дальности полёта самолётов и веса носимой полезной нагрузки, возникла острая необходимость в новом более мощном вооружении. Зимой 1931 года вышло очередное постановление советского правительства о обязательной разработке абсолютно нового авиационного пулемёта, адаптированного под калибр 12,7 мм стандартного патрона 12,7-мм армейского пулемёта ДК (расшифровка Дегтярёв крупнокалиберный).

Семен Владимиров.

Заказанный пулемёт был быстро спроектирован С. В. Владимировым, опытным конструктором пулемётного КБП, находящегося в Туле на принципе устройства 7,62 мм пулемёта ШКАС. Данный опытный пулемёт был представлен государственной комиссии на испытания в начале лета 1932 года, которые показали отличные результаты. В дальнейшем новый образец авиационного вооружения был принят к серийному производству, который был был начат в начале 1935 года.

Принцип действия и особенности конструкции работы автоматики полностью основывались на применении силы энергии пороховых газов выстрела, отводимых из канала ствола через специальное отверстие. Запирание ствола осуществлялось перекосом затвора. В общем, принцип работы, основные детали конструкции, подобны работе автоматики пулемёта ШКАС. Можно сказать это получился его крупнокалиберная версия, учиттывая то, что во время создания ШВАКа Владимиров подверг часть деталей существенной переработке и модернизации.

Питание боеприпасами 12,7-мм пулемёта ШВАК производилось специально модернизированными под него патронами размерами 12,7×108R, отличавшихся от штатных патронов к пулемёту ДК обязательным наличием на гильзе специальной выступающей закраины, что было очень кстати из-за особой системы экстракции патронов из ленты: с помощью специального винтового паза расположенного на ствольной коробке, в который попадали фланцы гильз. Номенклатура патронов и типы пуль у патронов к новому пулемету абсолютно совпадали с боеприпасами с ДК. Обычные пули пробивали с легкостью броню толщиной не менее 20 мм на расстоянии до 350 м, а патроны с пулями бронебойно-зажигательно-трассирующими — били ее на дальности дальности до 300 м и имели очень высокую дальность горения трассера до полутора километров.


После всех испытаний и проверок пулемёт ШВАК выпускался в четырёх вариантах: турельном, крыльевом, синхронном (для ведения огня через винт самолёта) и новом на то время моторном месте, когда стрельба велась внутри оси винта самолётов с одним мотором.<Пулемёт ШВАК оказался очень эффективным видом вооружения благодаря своей исключительной надёжности, унаследованной от от своего старшего брата ШКАСа, и крупному калибру применяемых боеприпасов. Патрон номенклатуры 12,7×108R показал отличную бронепробиваемость и прекрасное зажигательное действие. Стоит признать — эффективность разрывных пуль была признана слабой, что и привело в дальнейшем к созданию 20-миллиметровой пушки ШВАК.


Сама конструкция и сборка пулемёта также не была полностью избавлена от недостатков. Чрезвычайно сильная сложность устройства некоторых узлов, особенно механизма подачи и извлечения стреляной гильзы, создавала серьезные проблемы при обслуживании. Данный факт кроме того, усложнил его производство. .

Особенно заметна была трудоёмкость сборки и изготовления механизма питания и ствольной коробки. В целой серии неполадок доступ к указанным механизмам был практически невозможен — в отдельных, особо сложных случаях, для устранения задержек при ведения огня требовалась разборка пулемёта частичная или полная, которую невозможно сделать во время полёта. Также этот пулемет применялся в наземных боях, он оснащался треногой или мог вести огонь со станка или на колесном ходу, использовался как зенитный пулемет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector