Прокуратура рф: принципы организации и деятельности, система, структура

Специализированные прокуратуры

Работа специализированных прокуратур направлена на осуществление надзора за теми видами деятельности, которые не входят в полномочия территориальных органов. Также такие прокуратуры функционируют на определенных территориях. К числу специализированных органов прокуратуры относятся:

Военные прокуратуры

Формируются данные органы в соответствии с системой вооруженных сил Федерации. Высшим органом является Главная военная прокуратура. Это подразделение Генеральной прокуратуры. При этом Главный военный прокурор занимает должность заместителя Генерального прокурора.

В составе Главной военной прокуратуры организована работа управлений и отделов в их составе, а также канцелярии и приемной. В органе создается коллегия в которую входят: Главный военный прокурор, его заместители и другие работники согласно назначению.

Следующим звеном являются прокуратуры Западного, Восточного, Юго-Восточного и Центрального военных округов. К ним приравниваются: военные прокуратуры Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота, Ракетных войск стратегического назначения и Московская городская военная прокуратура.

Замечание 4

Наиболее многочисленными являются военные прокуратуры военных гарнизонов. Они организуют работу при военных частях или других военных формированиях.

Законом определено, что полномочия таких прокуратур распространяются не только на Вооруженные силы, но и на все органы в которых предусмотрена военная служба. Должностные лица выступают государственными обвинителями в военных судах, контролируют исполнение законов, а также выполняют другие функции, определенные законодательством. Органы военной прокуратуры, по распоряжению Генпрокурора, могут выполнять полномочия прокуратуры за пределами России, в местах нахождения войск, а также в местностях, где по исключительным обстоятельствам не действуют другие прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах

Они создаются для осуществления надзора за выполнением требований законов на режимных объектах, а также для выполнения функций государственного обвинения в уголовном процессе, если преступление было совершено на территории такого объекта.

Действуют такие прокуратуры на оборонно-промышленных предприятиях, атомных электростанциях, закрытых административно-территориальных единицах в случае соблюдения режима секретности. Могут выполнять полномочия районных прокуратур и прокуратур высшего уровня.

Прокуратуры по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях

Создаются в исправительных колониях и других учреждениях, которые занимаются исполнением уголовных наказаний. Имеют права межрайонных прокуратур и подчинены непосредственно прокуратурам субъектов Федерации. Их основными функциями выступает наблюдение за выполнением законов в исправительных учреждениях и государственное обвинение по преступлениям, совершенным на таких территориях.

Транспортные прокуратуры

Выполняют работу на всех предприятиях, которые организуют перевозки. Имеют несколько уровней: высший приравнен по правам к прокуратурам субъектов РФ, и низший уровень — на правах межрайонных органов. Выполняют полномочия государственного обвинения по всем уголовным преступлениям, которые были совершены в любых видах транспорта.

Природоохранные прокуратуры

Действуют в заповедниках, а также местностях, которые имеют особое значение и требуют усиленной защиты природных ресурсов. Подчиняются непосредственно прокуратурам субъектов РФ. Особый статус имеет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая осуществляет надзор за природоохранным законодательством на территории бассейна реки Волги. Она является прокуратурой высшего звена и подчинена непосредственно Генпрокуратуре России.

Должностные лица данных органов также выполняют роль государственных обвинителей по экологическим преступлениям.

Академия Генеральной прокуратуры

Подчинена напрямую высшему органу управления. В ее структуру входят: Юридический институт, Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих кадров, а также Санкт-Петербургский и Иркутский юридические институты.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

  1. Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
  2. Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
  3. Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
  4. Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
  5. Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
  6. Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.

Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Генеральная прокуратура — что это за ведомство

Генпрокуратура РФ — это надзорное ведомство, входящее в федеральную систему органов прокуратуры. Причем ведомство не относится ни к одной из ветвей власти, то есть, ни к законодательной, ни к судебной, ни к исполнительной.

Правовые основы деятельности ведомства регулируются Конституцией РФ, ГПК РФ, УК, УПК РФ и Законом РФ № 2202-1-ФЗ. Так, на основании ст. 1 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, Генпрокуратура РФ осуществляет прокурорский надзор за соблюдением властями, прокурорами и государственными инстанциями:

  1. Законодательства РФ.
  2. Конституции РФ.
  3. Свобод и гражданских прав гражданина РФ.

Какую роль играет в судебной системе

Генпрокуратура РФ обеспечивает защиту и является представителем интересов РФ в различных зарубежных органах и судах. Это:

  • межгосударственные органы, суды;
  • иностранные суды;
  • иностранные, международные третейские суды;
  • международный, иностранный арбитраж.

Кроме того, в зависимости от наименования Управления ведомства, Генпрокуратура РФ выполняет и другие функции в судебной системе. Это:

  1. Принятие участия в заседании суда по делу и прием жалоб от граждан — Управление Генпрокуратуры, занимающееся рассмотрением заявлений, обращений граждан.
  2. Рассмотрение ходатайств следователей и жалоб сторон судебных разбирательств по уголовным делам, а также принятие участия в заседаниях судов кассационной инстанции — Управление Генпрокуратуры по делам, относящихся к категории особо важных.
  3. Оказание юридической поддержки гособвинению в судебном заседании и обжалование незаконных судебных актов по уголовным делам, возбужденным по фактам коррупции, — Управление Генпрокуратуры по надзору за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ.
  4. Обобщение через решения ВС РФ судебной практики по делам, возбужденным по УК РФ, — Главное уголовно-судебное управление.

Генпрокуратура РФ оказывает практическую помощь региональным прокурорам и готовит проекты представлений о пересмотре незаконных актов судов. Этим занимается Управление по обеспечению участия работников прокуратуры в гражданском процессе и в арбитраже.

Пример жалобы в Генеральную прокуратуру

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

1.  Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

2.  Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.

3.  Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.

4.  Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

5.  Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

6.  Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

Компетенция Генерального прокурора

    1. координации деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов;
    2. образования, реорганизации и ликвидации органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции;
    3. назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации  (по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации);
    4. назначения на должность прокуроров городов и районов, прокуроров специализированных прокуратур;
    5. назначения на должность и освобождения от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей, а также руководителей филиалов научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей.

Еще по теме 14.8.3 Коллегия Генеральной прокуратуры РФ, порядок ее образования, состав, компетенция:

  1. 14.14 Военная прокуратура, ее функции, задачи, компетенция. Система органов военной прокуратуры, особенности ее
    структуры. Порядок назначения военных прокуроров. Взаимоотношения военной прокуратуры с военным командованием
  2. 6.3 Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов их состав, порядок образования, полномочия
  3. 8.5 Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Их состав, порядок формирования, полномочия
  4. § 6. Судебная компетенция «гражданских» коллегий в 1718-1724 гг.
  5. 6.1 Верховные суды республик. Краевые, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономной области и автономных округов, их место в судебной системе. Состав, структура этих судов, порядок формирования, компетенция
  6. 9.5.2.1 Президиум, судебные коллегии федерального арбитражного суда округа. Порядок их формирования, компетенция. Судебные составы федерального арбитражного суда округа
  7. 5.1 Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его состав. Порядок образования. Его полномочия и роль в судебной системе
  8. 2.1. Состав коллегий децемвиров
  9. 11.1 Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации, его место в судебной системе Российской Федерации. Состав, порядок образования, полномочия этого суда. Юридическое значение принимаемых им решений
  10. 12.3.3.1 Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей
  11. 6.2 Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, его состав, порядок образования и судебные полномочия
  12. 14.9 Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, объявленные юридическими лицами
  13. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ
  14. Состав семьи и образование родителей
  15. 12.3 Судейское сообщество и его органы. Порядок их образования и полномочия
  16. 8.3 Пленум Верховного Суда РФ. Состав, полномочия, порядок формирования Пленума. Разъяснения Пленума по вопросам судебной практики, их значение
  17. 8.1 Верховный Суд Российской Федерации — судебный орган, возглавляющий системы гражданских и военных судов общей юрисдикции. Состав и структура Верховного Суда РФ. Порядок формирования
  18. Прокуратура района (города). Организация работы прокуратуры района (города)
  19. Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Система органов прокуратуры в Российской Федерации

Прокуратура в Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующая иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. В структуру органов прокуратуры входит Следственный комитет при прокуратуре РФ.

Система органов прокуратуры построена по принципу: 1) административно-территориального и национально-государственного устройства РФ; 2) постоянной дислокации воинских частей и подразделений; 3) отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности.

Например, территориальные прокуратуры образовываются в субъектах РФ, а также в районах, составляющих административную структуру этого субъекта. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные прокуратуры, полномочия которых распространяются на несколько административных образований.

Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в некоторых иных государственных органах. Система этих прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РФ.

В основе создания специализированных прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих территориях, характерным для оборонно-промышленной отрасли.

Одним из важнейших признаков организации системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.

Структура Генеральной прокуратуры

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
На правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором.
Также действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

Генеральный прокурор — Чайка Юрий Яковлевич


Чайка Юрий Яковлевич

  • Первый заместитель —
  • Заместитель генерального прокурора
    1. — Главный военный прокурор (с 7 июля 2006 года)
  • Старший помощник генерального прокурора
  • Помощник генерального прокурора
  • Старший прокурор и прокурор

Функции и ключевые задачи, какие вопросы рассматривает

Основными задачами Генпрокуратуры РФ остаются борьба с коррупцией и преступностью, защита гражданских прав и законных интересов физлиц, а также, обеспечение единства правового пространства страны. В этих целях ведомство проводит прокурорскую проверку деятельности:

  • федеральных и региональных исполнительных органов власти;
  • СК РФ;
  • Законодательных собраний, региональных парламентов;
  • местных муниципалитетов;
  • Минобороны, Генерального штаба РФ;
  • контролирующих госорганов (Роспотребнадзора, Роскомнадзора);
  • наблюдательной общественной комиссии;
  • администраций и руководителей компаний и НКО.

Генпрокуратура РФ проверяет на законность правовые акты, оформляемые приведенными инстанциями. Кроме того, ведомство:

  1. Следит за соблюдением законодательства РФ силовыми ведомствами — ФСБ, МВД, ФСИН, ФТС и иными министерствами, к компетенции которых относится дознание, следствие, розыск.
  2. Проводит прокурорскую проверку соблюдения законодательства РФ администрациями пенитенциарных учреждений.
  3. Следит за работой сотрудников СК РФ и дознавателей на основании ст. 37 УПК РФ.
  4. Отвечает за координацию текущей деятельности органов правопорядка.
  5. Возбуждает административные дела.

На международном уровне Генпрокуратура РФ:

  • налаживает прямые связи и сотрудничает с зарубежными ведомствами и международными инстанциями;
  • оформляет международные соглашения о борьбе с преступностью и об оказании правовой помощи;
  • участвует в составлении международных договоров РФ.

К ключевым задачам Управления Генпрокуратуры РФ относятся организация и контроль деятельности региональных прокуратур по надзору за:

  • соблюдением Конституции РФ;
  • проведением предвыборной кампании и самих выборов;
  • исполнением законодательства РФ в сфере противодействия терроризму, экстремизму;
  • соблюдением законов о государственной и муниципальной службе (госслужащими и муниципальными служащими);
  • исполнением законодательства РФ в сфере занятости населения, оплаты труда, по выплатам и пособиям; соблюдением прав граждан-дольщиков;
  • соблюдением законодательства РФ в сфере ЖКХ и др.

На Генпрокуратуру РФ возложены и функции по ведению статистики. Причем она это делает в соответствии с Законом РФ № 282-ФЗ и Законом о прокуратуре. Так, согласно ст. 51 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, ведомство:

  1. Ведет статистику текущего состояния преступности.
  2. Собирает статистику сообщений о преступлениях, работе следователей, дознавателей и прокуроров.
  3. Проводит статистическое наблюдение на основе данных, предоставляемых госорганами.

Генпрокуратура РФ отвечает и за правовое просвещение граждан. Так, она выпускает специальные издания. Например, это могут быть:

  • памятки безопасности — о перевозке питомца в отпуске, о поведении пострадавших от беззакония коллекторов, о правах организаций (компаний, фирм), об экстремизме среди молодежи и др.;
  • листовки — «Нет вандализму», «Ответственность авиадебоширов» и др.;
  • книжные закладки для детей — так, о том, как вести себя на улице или в школе;
  • буклеты — «Дорога знаний для детей», «Защита прав предпринимателя» и др.;
  • брошюры — о защите прав ИП, детей-инвалидов и др.;
  • социальные ролики (так, «Алкоголь за рулем — смертельные последствия»);
  • наглядные материалы — «Баннер Скажите экстремизму нет!», «Плакат Откажись от наркотиков» и др.;
  • рубрика на сайте Генпрокуратуры «Прокурор разъясняет».

В соответствии со ст. 15.3 Закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ, Генеральная прокуратура РФ осуществляет и веб-надзор. Так, она отвечает за досудебную блокировку интернет-сайтов с материалами экстремистского характера, и призывами к участию в незаконных массовых мероприятиях.

Генпрокуратура РФ осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных ей организаций, в том числе санаториев и оздоровительных организаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector