История появления и развития российской прокуратуры

Ключевые особенности профессии прокурор

Институт прокуратуры в Украине имеет несколько направлений:

  1. Государственный обвинитель. Прокурор выступает на стороне обвинения в суде, доказывая степень вины подозреваемого и требуя его наказания. Для этого ему необходимо собрать необходимые весомые улики, чтобы полностью представлять дело в суде. Прокурор анализирует собранные следователем доказательства, требует дополнительного расследования, если улики несущественны, проводит собственные следственные мероприятия, участвует в допросе свидетелей и потерпевших.
  2. Участие в судебных заседаниях. Сотрудник прокуратуры вправе обратиться в суд для защиты прав, свобод и законных интересов граждан, круга лиц и государственных образований. Принимает участие в судебных заседаниях, требующих обязательного присутствия прокурора (к таковым относятся дела о восстановлении на работе, дела с участием несовершеннолетних лиц и других социально уязвимых категорий граждан).
  3. Надзор за соблюдением и правильным выполнением законов на территории страны. Специалист контролирует соответствие издаваемых учреждениями, организациями, должностными лицами актов требованиям Конституции Украины и действующему закону. Ведет прием граждан и проводит проверки по подаваемым заявлениям. Проводит надзор за соблюдением закона в сфере экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни, внешнеэкономической деятельности. Контролирует деятельность исправительных учреждений.

Востребованность

Профессия является одной из элитных в Украине, но путь к ней долог и требует терпения. Начинать карьеру следует с должности следователя или помощника прокурора. Преданность делу, честное выполнение возложенных обязанностей, высокая компетентность послужат гарантией в скором будущем занять должность прокурора.

Кроме прокуратуры, специалисты с профильным юридическим образованием будут востребованы в судах, органах полиции, следственном комитете, в вузах и колледжах Украины в качестве преподавателя, в любой коммерческой или государственной организации.

Кому подходит

На должность прокурора могут претендовать как мужчины, так и женщины. Кандидаты должны иметь высокую мотивацию, высшее юридическое образование, хорошо разбираться в законодательстве Украины и иметь опыт работы следователем или помощником прокурора не менее 2 лет.

Главные преимущества

Деятельность прокурора имеет большое влияние на разные слои общества. Граждане видят в нем последнюю инстанцию, где может получить помощь и защитить свои права. Поэтому человек, занимающий такую должность, пользуется высокой степенью доверия у населения и имеет большой круг связей.

К достоинствам профессии относятся гарантии, закрепленные в законе «О прокуратуре»:

  • стабильная высокая заработная плата;
  • надбавки за классные чины, выслугу лет;
  • право бесплатно пользоваться всеми видами транспорта на территории Украины по служебному удостоверению;
  • обеспечение жилой площадью в первоочередном порядке;
  • 50% скидка на оплату коммунальных услуг;
  • право на первоочередное устройство детей в дошкольные учреждения;
  • защита семьи от неправомерных действий, полная компенсация при потере или повреждения имущества;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Задачи и функции органов прокуратуры

Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:

  • верховенства закона;
  • единства и укрепления законности;
  • защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.

Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:

  1. надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);
  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);
  5. надзор за исполнением законов судебными приставами.

Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:

  • уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
  • рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;
  • координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;
  • участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
  • издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

показать содержание

Участие прокурора в судебном разбирательстве

В ходе ведения слушания по уголовному делу сторону государства представляет прокурор. Это одна из его обязанностей. В такой момент он занимается выдвижением аргументов против лица, которое обвиняется в совершении преступления, приводя рассмотренные в ходе следствия аргументы.

В зале судебного заседания и в ходе рассмотрения дела по существу прокурор имеет право подавать прошения, ходатайства, заявления, отводы, которые могут стимулировать процесс. Пребывая в качестве стороны обвинения, сотрудник прокуратуры может допрашивать свидетелей, потерпевшего и обвиняемого в зале суда, а также проводить все меры, которые способствуют обеспечению законности, справедливости и обоснованности судебных решений. Также по окончании процесса слушания по делу прокурор обязан высказать свое мнение по всему вышеизложенному, а также предложить оптимальную меру наказания для совершившего преступление.

Кроме слушания в суде первой инстанции, прокурор обязан присутствовать на заседаниях, которые проводятся в рамках обжалования приговоров нижестоящих судов. В судах апелляционной инстанции данное должностное лицо имеет те же права, обязанности и полномочия, что и на слушаниях, которые проводятся в местных судах.

В том случае, если по результатам слушания в отношении конкретного уголовного дела прокурор считает вынесенное судьей решение несоответствующим законным требованиям, несправедливым или необоснованным, он имеет полное право подать прошение о пересмотре всего дела в суде надзорной инстанции, где все материалы должны быть вновь рассмотрены по существу, но уже под началом другого судьи.

Общие задачи прокуратуры

Задачи прокуратуры поставлены для достижения целей и вытекают из требований законодательства, а также из состояния законности, проблем, решить которые призваны задачи и  цели прокурорского надзора, иные функциональные возможности прокуратуры и направления ее деятельности.

Прокуратура ставит перед собой многоуровневые задачи. Они разделяются на общие, специальные и частные. Задачи могут быть закреплены в нормативных актах Генпрокуратуры РФ, Главного военного прокурора РФ, прокуратур субъектов РФ. К общим задачам можно отнести те, которые выполняются всеми органами прокуратуры без исключения, независимо от вида, специфики, функций и уровня. К таким задачам относятся:

  • достижение наибольшей эффективности в прокурорской деятельности;
  • формирование общественного неприятия фактов нарушения законности;
  • формирование образа работника прокуратуры как принципиального защитника прав и законных интересов государства, общества, человека конкретно.

Конституция РФ, Закон о прокуратуре, кодексы определяют общие задачи прокурорского надзора.

Замечание 2

Каждая отрасль прокуратуры России вносит свой вклад в решение задач общего характера.

Основные функции и задачи прокуратуры

Прокуратура не входит в судебную власть. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ­бы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов. Она призва­на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за­конности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда­ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя­ется на органы управления и руководителей коммерческих и не­коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель­ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак­тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот­ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу­альным законодательством РФ, координа­цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст­вом РФ участвуют в рассмотрении дел суда­ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово­ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату­ра принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол­номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложе­но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за­конами.

Структура прокуратуры СССР

На основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 года «Об образовании Народного Комиссариата юстиции СССР» всех органов прокуратуры выделили из системы народного комиссариата юстиции, завершив этим ее централизацию. В соответствии с постановлением ЦИК от 5 ноября 1936 года утвердили структуру Прокуратуры Союза ССР, в составе которой оставили:

  1. Главную военную прокуратуру;
  2. Главную прокуратуру железнодорожного транспорта;
  3. Главную прокуратуру водного транспорта;
  4. отделы общего надзора;
  5. уголовно-судебные отделы;
  6. гражданско-судебные отделы;
  7. следственные отделы;
  8. отделы, специализирующиеся на специальных делах;
  9. отделы по надзору мест заключения;
  10. другие подразделения, имеющие организационный и управленческий характер.

Большое значение для дальнейшего развития законодательной базы прокурорского надзора имело утвержденная на основании постановления Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05 декабря 1936 года Конституция (Основной Закон) СССР, в 113 стаьте которой на Генерального прокурора Союза ССР был возложен высший надзор точного исполнения законов в лице всех министерств и учреждений, которые являются их подведомственными, должностных лиц и граждан Союза ССР.

Прокуратуру выделили в качестве самостоятельной, единой, строго централизованной системой государственных органов, которая осуществляла свою деятельность вне зависимости от влияния местного органа власти и которая находилась в подчинении исключительно у Генерального прокурора Союза ССР.

Замечание 6

Принципы единства, централизации и того, что прокурорский надзор не зависит от местной власти были закреплены в Конституции.

Следующий этап развития законодательства прокурорского надзора – Положение о прокурорском надзоре в СССР, которые было утверждено в лице Президиума Верховного Совета СССР 24.05.1955 года. Оно было издано на базе Конституции СССР от 1936 года и конкретизировало функцию высшего надзора относительно его основных отраслей, определяя правовые средства для того, чтобы осуществлять прокурорский надзор.

На основании данного Положения все прокуроры были обязаны опротестовывать все приказы и правовые акты, которые противоречили закону, включая необоснованные приговоры, решения, определения и постановления судебных органов. В их обязанности также входило внесение в государственные и общественные организации представлений по поводу устранения нарушений закона и причин, которые могли способствовать данным нарушениям.

Допуск к особо секретным документам

В функции прокурора входит работа не только с обычными предприятиями. При предъявлении удостоверения, а иногда специального разрешения, он может проверить материалы, в которых содержится секретная информация или государственная (военная) тайна. Как выше было сказано, такими возможностями может обладать Генеральный прокурор РФ. При этом необходимо отметить, что сотрудником движет не праздный интерес, а его профессиональный долг. В связи с этим никаких препятствий не должно и не может создаваться для реализации данной задачи.

В ряде случаев право прокурора на беспрепятственный вход в помещение или на территорию подконтрольного объекта может быть ограничено пропускным режимом, ведомственными инструкциями и прочими факторами. При возникновении физических барьеров сотрудник может прибегнуть к просьбе о содействии ему полиции. При этом он также может возбудить производство об административном нарушении против виновных. Право на беспрепятственный вход предполагает возможность проникновения служащего к определенному лицу в назначенное место. Ведомственные инструкции, так же, как и прочие акты, которые могут ограничить доступ сотрудника, должны немедленно опротестовываться вышестоящим должностным лицом. В качестве него, например, может выступать прокурор республики.

Взаимодействие прокуратуры с законодательной властью

Достаточно большим числом обязанностей обладает столь важнейший орган, как прокуратура. Чем занимается прокуратура сегодня в области взаимодействия с ветками власти? Федеральным законом прописывается, что данная служба имеет право осуществлять контроль над исполнением нормативных актов, внося различного рода поправки с дополнениями в правовую отрасль. Генеральный прокурор России может участвовать на заседании Федерального собрания.

Чем занимается прокуратура в законодательных органах? Обычно речь идет о зачитывании докладов о правопорядке в нашей стране, а, кроме того, об информировании о работе, а также проводится обозначение основных проблем. Говоря об обратной связи, надо отметить, что Федеральное Собрание может обращаться в прокуратуру для решения ряда вопросов, которые входят в круг его компетенции. Правотворческая деятельность рассматриваемой службы раскрывается следующим образом:

  • Проведение подготовки нормативных и правовых актов.
  • Предоставление закона на рассмотрение разным веткам власти.
  • Активное участие в разных проектах.

Функции

Основные функции и направления деятельности прокуратуры также изложены в основном законе РФ, в котором регламентируются функции такого государственного органа. В нем указано, что главенствующие представители данного ведомства занимаются представлением стороны государства в ходе ведения судебного процесса. Особенно ярко данная роль заметна во время слушания дел, сутью которых являются совершенные уголовные преступления. В этом случае прокурор выступает в качестве обвиняющего со стороны государства. Также прокурор может представлять отдельных граждан в ходе проведения судебного слушания – данная практика очень широко распространена на просторах РФ.

Одно из основных направлений деятельности прокуратуры – это ведение надзора за тем, как другие государственные органы соблюдают законодательство, и правильно ли они его применяют в решении правовых вопросов. Надзор может быть проведен не только в отношении деятельности сотрудников полиции, а также над теми, кто занимается процедурой дознания, следствия в досудебном порядке, а также ведет оперативно-розыскную деятельность.

Еще одним из основных направлений деятельности прокуратуры РФ является надзор этого органа над тем, как применяется уголовное законодательство в конкретных случаях, как производится задержание заключенных под стражу или каким образом реализуются на практике другие виды наказаний за совершение преступлений. В процессе такой деятельности сотрудники оценивают справедливость применения данного вида наказания и его соразмерность содеянному в соответствии с законодательством.

Иные ограничения, связанные со службой

Проще сказать, что можно прокурору, чем перечислить, что ему запрещено. Но мы попробуем назвать основное:

  • получать денежные средства как за услуги, так и за работу, кроме того содержания, что предоставляется государством;
  • занимать должность в непосредственном подчинении у близкого родственника;
  • становиться депутатом любого уровня;
  • лично или через других лиц заниматься предпринимательством;
  • быть в составе управленческого органа коммерческой организации;
  • получать вознаграждение за выступления и публикации, которые он обязан проводить по службе.

Прокурор может заняться преподаванием, творчеством или наукой. За это ему разрешено брать оплату. Но ее придется декларировать и объяснять, откуда доход. Все очень серьезно. За нарушение человек может лишиться должности.

С судебной властью

Суть взаимодействия с судами заключается в том, что прокурор вправе принимать участие не только в уголовном процессе в качестве государственного обвинителя, но также и в гражданском.

Кроме этого надзорная инстанция может принять участие в рассмотрении дела на любой стадии и вносить акты реагирования.

Прокуратура, как надзорная инстанция, имеет право проверить любую структуру, независимо от формы собственности и подчиненности.

Закон позволяет прокурорским работникам получать беспрепятственный доступ к любой информации, необходимой для проведения проверки, по результатам которой выносится акт реагирования.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 755-83-41Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31

Полномочия прокурора

Прокурорами также осуществлялся надзор законности деятельности других государственных органов. Например, ими велось наблюдение интересов казны, осуществлялся надзор арестантских дел и мест, где заключенные содержались под стражей. У них было право на внесение предложений относительно устранения различных нарушений закона. Органы прокуратуры в РФ быль учреждены в качестве надзорного органа и строились как единая система, основываясь на принципах централизации.

Определение 1

Обязанностью прокуроров было осуществление надзора законности относительно деятельности государственных органов, должностных лиц и правовых актов, которые ими издавались.

После того, как умер Петр I, прокуратура не предпринимала никаких действий и не осуществляла свою деятельность в полной мере, особенно это касается периода царствования Анны Иоанновны. Первая попытка ее восстановления была предпринята императрицей Елизаветой Петровной, на основании Указа от 12.12.1711, и прокуратуру наделили теми же правами, которые у нее были во время того, как на престоле находился Петр I. Окончательное формирование в качестве органа надзорного типа произошло во время царствования Екатерины П., что и ознаменовало начало истории развития прокуратуры. Усилился прокурорский надзор законности в деятельности местных органов власти. Большая роль в этом принадлежит Учреждению о губерниях от 1775 года, закрепляющее задачи и полномочия губернских прокуроров.

На представителей губернской прокуратуры были возложены следующие задачи:

  1. сохранить «целостность власти установлений и интересов императорского величества»;
  2. наблюдать за тем, «чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал»;
  3. истреблять взяточничество;
  4. осуществлять надзор законности деятельности губернских и уездных органов, включая суды, а также проводить проверки того, соответствуют ли закону решения, которые ими принимаются.

В судах прокуратуры была обязательной охрана «лиц беспомощных», включая глухонемых, несовершеннолетний и других.

Замечание 2

На прокурора были возложены предупреждения по поводу нарушения закона, принятия мер пресечения нарушений, опротестования незаконных правовых актов.

Во время того, как на троне сидел Павел 1, просматривалась тенденция ослабления прокурорского контроля, сокращения органов прокуратуры в городах и губерниях. Несмотря на это, прокуратура, тем не менее, осталась государственным надзорным органом, активно осуществляющим свою деятельность.

После того, как в 1802 году было создано Министерство юстиции, министр юстиции также занял должность Генерал-прокурора, а губернских прокуроров внесли в штат органов юстиции в губерниях.

Генеральный прокурор РФ

Так называется должность человека, возглавляющего ведомство. Он назначается Советом Федерации. Там же определяют, кто станет его заместителями. Одним из них возглавляется военная прокуратура. У генерального есть помощники и советники. Кроме того, под его началом создаются управления и отделы, делящие между собой основные обязанности ведомства. То есть одно структурное подразделение контролирует соответствующую область ответственности.

Генеральный прокурор руководит всей системой. Он издает приказы, подписывает распоряжения, дает указания. Они обязательны для исполнения работниками системы. Получается, что человек, занимающий эту должность, отвечает за все, что делают органы прокуратуры. Ему вменяется разделение обязанностей, формирование структуры и штатов, распределение фонда оплаты труда, контроль за исполнением конституционных обязанностей. Понятно, что фигура это влиятельная, обладающая серьезной властью.

Цели проверки документов

Прокурора интересуют сведения о соответствии деятельности органа существующим юридическим предписаниям, об уже совершенных преступлениях и тех мерах, которые принимаются по их устранению и предупреждению, а также о привлечении виновных лиц к ответственности. При ознакомлении с необходимыми материалами сотрудник может установить конкретные факты преступлений, получить доказательную информацию, определить способы и формы получения недостающей информации. Изучая документы на месте, служащий имеет возможность сразу обратиться к должностным лицам за пояснениями, необходимыми справками. Также прокурор может сразу сопоставить реальную ситуацию и данные, отраженные в материалах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector