«осажденная крепость» с открытыми воротами. новая стратегия национальной безопасности рф

Угрозы

Все опасности делятся на три вида:

  1. Внешние:
    • Размещение военнослужащих (людей и техники) рядом с государственными границами РФ и союзников.
    • Наличие претензии r целостности границы и возможные сепаратистские настроения.
    • Действия, направленные на внутреннюю политику со стороны представителей мирового сообщества.
    • Провокации с использованием военного вооружения и техники как рядом с границей, так и внутри иных стран (при наличии в них объектов, являющихся частью России).
    • Мероприятия, лишающие возможность РФ получить доступ к важным коммуникациям.
  2. Внутренние:
    • Изменение политического строя путем внешнего вмешательства.
    • Действия, направленные на изменение функционирования государственных органов и структур.
    • Поддержка незаконных вооруженных формирований.
    • Распространение вооружения внутри госграниц.
    • Создание системы организованной преступности.
  3. Трансграничные:
    • Подготовка боевых групп в других странах для последующей и транспортировки в Российскую Федерацию.
    • Мероприятия, направленные на поддержку экстремистских банд.
    • Организованная преступность, касающаяся интересов нескольких государств.
    • Информационная война.
    • Международный терроризм.

Вызовы и риски международной политики

Данная угроза в последнее время является наиболее актуальной в связи с активной деятельностью Российской Федерации на международной арене. Из-за этого все чаще наблюдаются различные провокации в тех странах, где действуют на законных основаниях российские военнослужащие. Также корпорации РФ встречают большое количество препятствий на пути развития различных стран.

Биотерроризм

Данный тип опасности остается актуальным в связи с возможным нанесением ущерба людям, продовольственным или природным ресурсам, а также взятием данных ресурсов под свой контроль. Биотерроризм можно разделить на следующие типы:

  • Экономический.
  • Продовольственный.
  • Природный.
  • Генетический.

Раздел VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности

В разделе указывается, что основные характеристики состояния национальной безопасности, используемые при оценке её состояния, включают:

  • уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
  • децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения);
  • уровень роста потребительских цен;
  • уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
  • уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Основные различия между Стратегией и Концепцией национальной безопасности[ | ]

«Стратегия национальной безопасности» 2009 года имела ряд преимуществ перед «Концепцией национальной безопасности», которую она сменила.

Во-первых, в «Концепции» формулировалось лишь направление деятельности государства в обеспечении национальной безопасности и уточнялся порядок выявления угроз. В «Стратегии» же в первую очередь определялись стратегические национальные приоритеты, формировался механизм реализации совместных усилий государства и общества и давалась оценка их результативности. В результате, главным отличием «Стратегии» стало то, что в ней были сформулированы критерии, по которым определяется состояние национальной безопасности Российской Федерации.

Во-вторых, в «Стратегии» была определена цель политики России — возвращение статуса мировой державы, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета.

В-третьих, «Концепция» не учитывала все направления безопасности, идеологию государства, проработанность правовой базы, чёткое распределение деятельности субъектов обеспечения безопасности, взаимосвязь жизненно важных интересов личности, общества и государства, отсутствовал анализ роли и места России в современном мире. Непроработанность Концепции придавала ей декларативный характер и препятствовала эффективному решению задач обеспечения национальной безопасности.

В-четвертых, в «Стратегии» признавалось использование Россией её энергетических ресурсов в качестве орудия политического влияния и допускалось возникновение военных конфликтов у её границ, при этом отмечалась незавершённость оформления государственной границы. Документ объединил внешнюю политику, политику в области безопасности и военную политику с вопросами внутреннего развития — это подтверждалось положением о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

В-пятых, особенностью «Стратегии» является её выраженная социальная и социально-политическая направленность: национальная безопасность обеспечивается высоким уровнем социально-экономического развития России, а именно повышением качества жизни граждан, экономическим ростом, наукой, новыми технологиями, повышением качества образования, здравоохранения и культуры, сохранением экологии и развитием рационального природопользования.

Структура

В состав нацбезопасности входят следующие части:

  • Государственная – оборона страны от различных опасностей.
  • Общественная касается оберегания социума и отдельных граждан.
  • Техногенная.
  • Экологическая.
  • Энергетическая.
  • Личности.
  • Информационная.
  • Гражданская.

Обеспечение нацбезопасноти – совокупность различных действий, цель которых – обеспечить нормальную жизнь и деятельность страны, а также предотвращение всевозможных опасностей. Данный термин включает в себя:

  • Создание и развитие комфортного финансового состояния жителей относительно друг друга.
  • Защита государства и общества.
  • Оборона государственных границ, а также политического и финансового суверенитета.
  • Борьба с преступностью.

Уровни системы

Система нацбезопасности в Российской Федерации состоит из пяти уровней, которые взаимодействуют друг с другом по строгой иерархии. Национальная безопасность может быть направлена на:

  • Государство в целом.
  • Отдельные регионы страны.
  • Конкретные субъекты.
  • Отдельные подсистемы.
  • Составляющие подсистемы

В управленческой системе имеется четыре уровня:

  • Включает в себя главу государства, совет нацбезопасности, правительство и госдуму.
  • Главы регионов.
  • Главы отдельных субъектов.
  • Должностные лица, обязанностью которых является работа в данной сфере.

«Единый смысловой контур»

В беседе с RT директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберёзкин заявил, что обновление Стратегии национальной безопасности РФ носит плановый характер. По его словам, в документе закреплён весь спектр актуальных угроз и ряд новых приоритетов госполитики.

«Стратегия национальной безопасности — это базовый документ, который фиксирует вызовы, проблемы и задачи государственной политики

Естественно, ключевое внимание уделено геополитической ситуации — именно она сейчас является основным источником угроз. В ответ Россия укрепляет армию и прилагает усилия по импортозамещению критически важных технологий», — пояснил Подберёзкин

  • Военнослужащие ВС РФ на учениях
  • Facebook

С точки зрения эксперта, помимо необходимости совершенствования обороноспособности и развития экономики РФ, в документе особый акцент сделан на важности сохранения духовно-нравственных ценностей. «В стратегии поднимается вопрос идеологического лидерства в мире и значения традиционных ценностей, без сохранения которых немыслимо развитие любого цивилизованного общества», — сказал Подберёзкин

«В стратегии поднимается вопрос идеологического лидерства в мире и значения традиционных ценностей, без сохранения которых немыслимо развитие любого цивилизованного общества», — сказал Подберёзкин.

Как считает эксперт, главное отличие нынешней Стратегии нацбезопасности от документа 2015 года заключается в сведении в «единый смысловой контур» вопросов внутренней и внешней политики.

Также по теме


«Создание очагов напряжённости»: в Чёрном море начались учения ВМС США и Украины Sea Breeze 2021

В акватории Чёрного моря стартовали военно-морские манёвры Sea Breeze 2021 с участием США и Украины. В них будут задействованы 32…

«Социально-экономические задачи очень тесно переплетаются с ситуацией внешнего геополитического прессинга. Россия доказала, что способна отстоять свой суверенитет, но без дальнейшей защиты от вмешательства в наши дела и без прогресса в решении внутренних проблем противостоять внешнему давлению будет сложно. В стратегии это чётко прописано», — подчеркнул Подберёзкин.

В свою очередь, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин отметил, что в Стратегии национальной безопасности РФ обозначились новые приоритеты государственной политики.

«С конца 2015 года произошли серьёзные изменения в формировании единой системы публичной власти в стране, изменились и приоритеты. Прежде всего я имею в виду сохранение суверенитета, независимости в принятии решений, повышение социального статуса граждан. Этими обстоятельствами и были продиктованы изменения, которые мы увидели в стратегии», — сказал Мухин в комментарии RT.

По мнению эксперта, обновлённая Стратегия нацбезопасности адекватно отражает текущую геополитическую ситуацию, которая характеризуется обилием угроз, исходящих главным образом от стран — членов НАТО.

«Речь идёт не только о санкциях и жёсткой риторике, обращённой к России. Уместно говорить, и стратегия это делает, о конкретных военных угрозах: приближении военной инфраструктуры НАТО к границам РФ, регулярных бездоказательных обвинениях в адрес Москвы, провокациях и кибератаках», — пояснил Мухин.

В такой ситуации, как отметил эксперт, Москве приходится фиксировать в стратегии меры военного сдерживания НАТО, информационного противодействия Западу и защиты от кибератак.

Раздел II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития

В данном разделе были изложены основные стратегические интересы России в современном мире и потенциальные проблемы. Указывалось, что Россия будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.

Отмечалось обострение межгосударственных противоречий, связанных с неравномерностью развития и углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, и формирование качественно новой геополитической ситуации в результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния.

Указывалось, что переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности России по укреплению её влияния на мировой арене. При этом негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации могут оказывать противоречия между участниками мировой политики, рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, распространение оружия массового поражения, противоправная деятельность в кибернетической и биологической областях и сфере высоких технологий, усиление глобального информационного противоборства, развитие националистических настроений, ксенофобии, экстремизма, обострение демографической ситуации, проблемы окружающей среды, незаконной миграции, наркоторговли, торговли людьми, эпидемии, дефицит пресной воды, борьба за обладание энергоресурсов, неконтролируемое распространение вооружений. При этом последствия финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по ущербу с масштабным применением военной силы. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены попытки решения возникающих проблем с применением военной силы — при этом может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и её союзников.

Организацию Объединённых Наций и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает как центральный элемент стабильной системы международных отношений, в основе которой — уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. В документе указывалось, что Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие в многосторонних форматах (Группа восьми, Группа двадцати, БРИК), развивать многостороннее сотрудничество с государствами-участниками СНГ, будет способствовать укреплению Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, взаимодействовать с Европейским союзом и США. Определяющим фактором в отношениях с НАТО останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к её границам.

Стратегия

Стратегия национальной безопасности – специальный документ, в котором четко прописывается порядок действий, а также мероприятия для ее осуществления. Согласно Конституции, не реже каждых шести проводятся специальные собрания для ее пересмотра. После обсуждения выходит соответствующий указ, подписанный главой государства.

2009

В стратегии, разработанной в данном году, был определен порядок развития, а также основные приоритеты работы. Обозначился механизм совместной работы правительства и социума, а также порядок их оценки. При этом был разработан ряд четких критериев и основная цель внешней политики. Последняя заключалась в возвращении Российской Федерации статуса мировой державы.

2015

В конце 2015 года главой государства был подписан новый документ. Это был значимый шаг для укрепления целостности страны и переходу к новому этапу развития. Основную действующую роль заняли все элементы системы, контролировал их работу лично глава государства. Координацией работы занимался совет Нацбезопасности. Владимир Владимирович Путин лично отвечал за реализацию всех мероприятий.

2020

Видоизмененный документ обозначил новые цели и задачи в данной сфере. Они касались защиты всех интересов страны и общества, а также мероприятия по их достижению. Результаты видно по активной внешней политике России, направленной на работу на территории различных государств.

2030

В 2021 году вышла новая стратегия, в которой был обозначен новый порядок действий. Основной целью стало создание устойчивой системы отношения на международной арене в связи с большой геополитической напряженностью. При этом упор делается именно на внешнюю политику и взаимодействие совета безопасности с организацией объединенных наций.

Что это

Национальная безопасность – возможность государства решать задачи, которые требуются для самосохранения, самовосстановления и улучшения с минимальной вероятностью получить ущерб. Второе определение термина – комплекс всех взглядов на задачи и разработанную стратегию для защиты от самых разных угроз. При этом учитываются все имеющиеся возможности и ресурсы страны.

Специалист в сфере политологии Косолапов Н.А. говорит, что нацбезопасность – длительная возможность поддерживать стабильность и уверенно защищаться от существующих угроз.

В Конституции Российской Федерации и различных указах Президента написано, что нацбезопасность – состояние защищенности страны, социума и каждого индивидуума от всевозможных угроз

При этом особое внимание уделяется сохранности всех прав и свобод граждан и поддержание достойного уровня жизни

Изменения

Оценить эффективность национальной безопасности измеряемыми величинами достаточно сложно. Намного легче выделить причины, по которым на данную сферу может уделяться меньше внимания. Среди них могут быть:

  • Небольшое количество агрессивных соседей (как на границах РФ).
  • Маленькое число организованных преступных группировок.
  • Развитая система по ликвидации последствий различных техногенных и экологических катастроф.
  • Отсутствие сепаратистских группировок и развитых бандитских формирований.

Измерить эффективность нацбезопасности можно, исходя из функций данной сферы деятельности. Критериями можно считать силу армии (количество кадровых военных, доступной техники и вооружения, а также их мощь), количество преступлений в государстве, уровень развития министерства чрезвычайных ситуаций (оснащенность кадрами и техникой) и так далее.

В настоящее время большее внимание уделяется информационной безопасности и защите важных государственных систем от посягательств извне

Виды

Выделяется несколько видов национальной безопасности, зависящих от той сферы, в которую направлены силы:

  • Общественная – защита социума и его представителей для сохранности и поддержания стабильности.
  • Военная – защита всех представителей государства от опасностей, связанных с использованием военной силы или при угрозе их применения.
  • Политическая – сохранение конституционных основ и работы всех государственных структур.
  • Экономическая включает себя кроме защиты также обеспечение активного развития и независимости от государств-соперников.
  • Информационная – сохранение в целостности информационного пространства с параллельным его развитием.
  • Экологическая включает в себя предотвращение и ликвидацию возможных последствий от природных действий на экологию.

Время действовать: от Стратегии к реальной политике

Исходя из анализа положений новой Стратегии и позиции представителей российского и зарубежного экспертного сообщества, можно сделать вывод о том, каким образом будет развиваться политика безопасности РФ в ближайшие годы. Стоит констатировать, что руководство России переходит к созданию уникальной стратегической конструкции. Это уже больше не дом, двери которого открыты для всех, как это было в 1990-е гг. и даже в начале 2000-х гг. Однако это и не классическая «осажденная крепость», которая вынуждена отражать атаки врагов извне со всех направлений, а внутри осуществлять постоянный поиск представителей «пятой колонны», для того чтобы поступить с ними, что называется, по законам военного времени. Хотя многие либеральные эксперты в последние годы пытаются представить Россию именно такой. Скорее, это нечто среднее — крепость, которая приготовилась к длительной обороне и отражению многочисленных атак в военно-политической, экономической, энергетической, технологической, информационной и гуманитарной сферах с Запада. На всех других направлениях ворота остаются открытыми, просто усиливается контроль. Внутри этой крепости не вводится комендантский час, не начинается пресловутая «охота на ведьм», а лишь предпринимаются отдельные меры для наведения определенного порядка, для того чтобы не допустить хаоса и формирования сил, которые могут действовать в интересах тех, кто пытается деморализовать население и защитников крепости (террористические и экстремистские организации, иностранные спецслужбы).

Стоит понимать, что отгораживание от Запада не будет вечным. Как показывает история, отношения России с западными государствами всегда восстанавливались даже после самых серьезных потрясений. Можно ли считать, что сегодня обида РФ и Запада друг на друга сильнее, чем после Крымской войны, Первой Мировой войны и, что мы понимаем друг друга хуже, чем в годы холодной войны? Представляется, что ответ на каждый из этих вопросов должен быть все же отрицательным. Конечно же, сближение рано или поздно произойдет. Оно будет обусловлено и политическими, и экономическими, и гуманитарными причинами. Поэтому главное сейчас не дойти до состояния вооруженного конфликта, что могло бы обернуться катастрофой для всех и существенно замедлить восстановление полноценного сотрудничества на основе взаимного уважения.

России же в настоящий момент принципиально важно подумать не только о внешних угрозах, но и о своих внутренних проблемах. К сожалению, мы сейчас опять начинаем серьезно отставать в технологическом плане в целом ряде областей

Задача остается всё той же, какой ее обрисовал И. Сталин в 1931 г. в своем знаменитом выступлении — в короткие сроки ликвидировать возникшее отставание, исходя из логики «либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Пусть и большой ценой, но тогда этого удалось добиться, о чем наглядно свидетельствует победа в Великой Отечественной войне и успехи СССР в освоении космоса. Сейчас это сделать будет даже сложнее, а риски от невыполнения такой стратегической задачи, возможно, будут даже выше, чем в 1930-е гг. Значит, нужно начинать действовать.

С учетом всего вышесказанного, очевидно, что принципиальным вопросом является то, как будет реализовываться Стратегия. К сожалению, в отечественной истории неоднократно бывали ситуации, когда руководство страны принимало важные документы, содержащие справедливые оценки положения дел в государстве и в мире, верно формулировало цели развития и приоритеты государственной политики, но все это оставалось на бумаге. Следовательно, перед Россией стоит задача в ближайшие годы превратить грамотную по своей сути военно-политическую стратегию в успешную политику на стратегических направлениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector