Глава v: совет безопасности (статьи 23–32)

Функции (полномочия) Совета Безопасности:

  1. рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности в области обороны, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
  2. проведение стратегической оценки на основе анализа информации:о ходе реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;о социально-политической и об экономической ситуации в стране;о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в РФ;о состоянии правопорядка и законности в стране, об эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму и экстремизму;о военной опасности и военной угрозе;о разработке, производстве и внедрении современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения национальной безопасности;о ходе реализации государственной антинаркотической политики;о состоянии военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, а также международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;о состоянии информационной безопасности РФ и о развитии информационного общества в РФ;о деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обеспечения национальной безопасности;о координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопасности;
  3. разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
  4. осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности;
  5. участие в реализации основных направлений государственной внешней и военной политики, государственной политики в области оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;
  6. рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности;
  7. подготовка проектов нормативных правовых актов Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны и осуществления контроля деятельности в области обеспечения безопасности;
  8. организация разработки федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
  9. организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов по обеспечению национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
  10. рассмотрение ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности РФ Президенту РФ о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;
  11. рассмотрение ежегодного Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ;
  12. рассмотрение ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  13. организация научных исследований по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности.

Статус, основные задачи

Совет безопасности РФ — конституционный совещательный орган при президенте России. Его основная задача заключается в формировании и координации государственной политики в области национальной безопасности, подготовке соответствующих решений для главы государства. Правовую основу деятельности Совета безопасности составляют Конституция РФ, федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О безопасности», а также положение о Совете безопасности, утвержденное указом президента РФ Владимира Путина от 6 мая 2011 года.

В компетенцию Совета безопасности РФ входит:

— формирование основных направлений государственной политики в области национальной безопасности, а также государственной внешней и военной политики, координация деятельности госорганов РФ в этих сферах;

— подготовка проектов законов и федеральных целевых программ в области безопасности;

— прогнозирование и анализ угроз национальной безопасности России, в том числе в области социально-экономической политики, выработка мер по их нейтрализации;

— стратегическое планирование в сфере безопасности, разработка концептуальных и доктринальных документов, в том числе Стратегии национальной безопасности РФ;

— организация научных исследований по вопросам своей компетенции и др.

Совет готовит предложения главе государства:

— по проблемам организации обороны, развития Вооруженных сил, оборонного производства, военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

— о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

— о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

— о координации и оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности и др.

История

Первоначальные постоянные члены Совета Безопасности ООН в 1945 году (темно-синий) с соответствующими колониями и другими владениями показаны (бледно-синий).

Лидеры пяти постоянных государств-членов на саммите в 2000 году. По часовой стрелке спереди слева: верховный лидер Китая Цзян Цзэминь , президент США Билл Клинтон , премьер-министр Великобритании Тони Блэр , президент России Владимир Путин и президент Франции Жак Ширак .

При основании ООН в 1945 году пятью постоянными членами Совета Безопасности были Французская Республика , Китайская Республика , Советский Союз , Великобритания и Соединенные Штаты. Там было два изменения места с тех пор, хотя они не были отражены в этого Устава Организации Объединенных Наций , поскольку оно не было изменено соответствующим образом:

  • Место Китая первоначально принадлежало националистическому правительству Китайской Республики (КР). Тем не менее, он потерял китайскую гражданскую войну и отступили на остров Тайвань в 1949 году Коммунистической партии Китая контроль вон из материкового Китая и основал Народную Республику Китай (КНР). В 1971 году резолюция 2758 Генеральной Ассамблеи ООН признала КНР законным представителем Китая в ООН и предоставила ей место в Совете Безопасности, которое занимала Китайская республика, которая была полностью исключена из ООН. И Китайская Республика, и КНР продолжают де-юре заявлять о суверенитете над всем Китаем (включая Тайвань). Однако только 15 государств продолжают официально признавать в качестве .
  • После распада Советского Союза в 1991 году Россия была признана в качестве правового государства — правопреемника в Советском Союзе и поддерживали позицию последнего в Совете Безопасности.

Кроме того, Франция реформировала свое временное правительство во Французскую Четвертую республику в 1946 году, а затем во Французскую Пятую республику в 1958 году, оба под руководством Шарля де Голля . Франция сохранила свое место, поскольку не было изменений в ее международном статусе или признании, хотя многие из ее заморских владений в конечном итоге стали независимыми.

Пять постоянных членов Совета Безопасности были державами-победительницами во Второй мировой войне и с тех пор поддерживают самые мощные военные силы в мире. Они ежегодно возглавляют список стран с самыми высокими военными расходами ; в 2011 году они потратили на оборону более 1 триллиона долларов США, что составило более 60% мировых военных расходов (только на США приходилось более 40%). Они также входят в пятерку из мировых (наряду с Германией) и являются единственными странами, официально признанными «государствами, обладающими ядерным оружием » в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), хотя есть и другие страны. государства, о которых известно или предполагается, что они обладают ядерным оружием.

Межведомственные комиссии, Научный совет

Основным рабочим органом в структуре Совбеза являются межведомственные комиссии, задача которых состоит в разработке решений по отдельным направлениям деятельности Совета. В зависимости от возлагаемых задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. На данный момент, согласно официальному сайту СБ РФ, действует семь комиссий:

— по проблемам Содружества Независимых Государств;

— по военной безопасности;

— по общественной безопасности;

— по безопасности в экономической и социальной сфере;

— по информационной безопасности;

— по экологической безопасности;

— по проблемам стратегического планирования.

Руководство и структура

Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ, президент «формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации». В состав Совбеза входят председатель, секретарь, постоянные члены (11 человек) и члены совета (18). Решения о назначении должностных лиц в СБ РФ принимает президент России по представлению секретаря Совбеза.

При голосовании в СБ РФ постоянные члены имеют равные права, члены Совета безопасности в принятии решений не участвуют, так как обладают лишь правом совещательного голоса. Решения Совбеза принимаются на заседании постоянными членами простым большинством голосов и вступают в силу после утверждения председателем.

Заседания СБ РФ как правило проводятся раз в три месяца. В целях обсуждения вопросов текущей политики, председатель Совбеза проводит оперативные совещания с его постоянными членами, как правило, один раз в неделю.

Помимо главы государства, постоянными членами Совета безопасности РФ являются директор ФСБ Александр Бортников, руководитель Администрации президента РФ Антон Вайно, председатель Госдумы Вячеслав Володин, спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, и.о. главы МВД Владимир Колокольцев, и.о. главы МИД Сергей Лавров, председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, и.о. председателя правительства Дмитрий Медведев, директор СВР Сергей Нарышкин, секретарь Совбеза Николай Патрушев, и.о. министра обороны РФ Сергей Шойгу.

Совет безопасности РФ в 1993-1999 годах

До сентября 1993 года Совет безопасности РФ оставался коллегиальным органом, в состав которого по должности входили представители исполнительной и законодательной власти. После упразднения Конституции РСФCР 1978 года и ликвидации Верховного совета указом Бориса Ельцина от 21 сентября 1993 года формирование персонального состава Совбеза стало исключительной прерогативой президента РФ. Такое положение дел было официально закреплено указом главы государства от 24 декабря 1993 года. В составе Совета безопасности остались три постоянных члена: президент Борис Ельцин, председатель правительства Виктор Черномырдин и новый секретарь Совета Олег Лобов. Под руководством последнего к 1994 году в структуре Совбеза было завершено формирование межведомственных комиссий, задача которых заключалась в разработке решений по отдельным направлениям деятельности.

Летом 1994 года решением Ельцина в состав Совета были включены главы обеих палат российского парламента, 10 января 1995 года они получили статус постоянных членов СБ.

В 1990-х годах в Совете безопасности РФ принимались основные решения по вопросам борьбы с чеченским сепаратизмом. 30 ноября 1994 года Совбез постановил ввести российские войска на территорию Чечни. 31 августа 1996 года секретарь Совета безопасности Александр Лебедь и президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Аслан Масхадов подписали Хасавюртовские соглашения, которыми завершилась Первая чеченская война 1994-1996 годов. С 1995 по 1998 годы секретарь Совета одновременно занимал пост полномочного представителя президента РФ в Чеченской Республике. После Олега Лобова эту должность последовательно занимали Александр Лебедь и Иван Рыбкин.

2 октября 1996 года секретарь Совета безопасности был лишен права назначать работников аппарата Совбеза. Эти полномочия перешли руководителю администрации президента РФ.

В 1998 году прошла реорганизация Совета безопасности. Указом главы государства от 6 марта 1998 года в его состав были включены Совет обороны, действовавший при президенте РФ с 25 июля 1996 года, и Главная военная инспекция при президенте. На Совбез были возложены задачи по подготовке решений главы государства в области военного строительства, координации и контроля деятельности Вооруженных сил и др.

Привилегии и иммунитеты

Документ, который регламентирует привилегии и иммунитеты, ООН был принят в 1946 году. При этом в Конвенции затрагивается вопрос как о самой организации, так и о сотрудниках

Если не брать во внимание сложную юридическую формулировку, все привилегии и иммунитеты можно описать следующим образом:

  1. На организацию и её имущество не влияют любые формы вмешательства суда. Исключением может послужить отказ ООН от данного пункта.
  2. Нельзя в помещениях организации проводить обыск, арест, конфискацию и прочее.
  3. Вся документация ООН является неприкосновенной.
  4. На организацию не действует система налогообложения, а также денежные переводы могут беспрепятственно направляться в любое государство.
  5. На организацию не действуют любые таможенные сборы, а также ограничения при импорте и экспорте.
  6. ООН имеет право использовать дипломатические связи, вплоть до шифров и личных курьеров.

Это то, что касается иммунитетов и привилегий для организации, а вот касательно сотрудников, здесь следует поделить данные правила на несколько групп. Генеральный секретарь и его семья могут использовать все существующие дипломатические привилегии. Должностные лица организации избавлены от судебной ответственности за то, что они совершили во время несения службы. Также эти люди избавлены от налогообложения, а вступив в должность, беспрепятственно могут ввозить имущество. Должностные лица ООН избавлены от государственной служебной повинности, в этом случае данным людям необязательно отдавать долг государству и отправляться в армию.

А третья группа состоит из экспертов, занимающихся командировками по делам организации. Они избавлены как от личного ареста, так и от конфискации багажа. Также иммунитет распространяется на судебно-процессуальные решения, но только в случае действий, совершенных во время службы. Для них доступно использование шифров и кодов, а их документы имеют статус неприкосновенности.

Своего иммунитета Генеральный секретарь может лишиться только в случае такового решения Совета Безопасности. А вот снимать привилегии и иммунитет с других сотрудников Генсек может любое время. В первом случае данный вопрос в истории не поднимался ни разу, а вот факт снятия полномочий с сотрудника ООН существовал в архиве. Один из переводчиков злоупотреблял служебным положением, также был пойман на взятке, а поэтому был осужден правительством США.

Создание Совбеза, история в начале 1990-х годов

Законодательная подготовка к созданию Совета безопасности в России началась вместе с учреждением поста президента РСФСР в 1991 году. Принятый 24 апреля 1991 года закон «О Президенте РСФСР» предусматривал, что глава республики возглавляет Совет безопасности, «структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР». Конституционный статус новый государственный орган получил 24 мая 1991 года, когда положение о Совбезе было включено в Конституцию РСФСР.

5 марта 1992 года Верховный совет РФ принял закон «О безопасности», которым были определены функции и полномочия Совета безопасности РФ и порядок его формирования. 3 апреля того же года указом президента РФ Бориса Ельцина секретарем Совбеза был назначен Юрий Скоков, а 22 мая он был утвержден в этой должности Верховным советом РФ.

В полном составе Совет безопасности РФ был сформирован 3 июня 1992 года, согласно указу главы государства. Право решающего голоса в СБ РФ получили пять человек: президент РФ (он же — председатель Совбеза), вице-президент РФ, первый заместитель председателя Верховного совета, председатель Совета министров и секретарь Совбеза. При этом четыре постоянных члена входили в состав Совета по должности, а секретарь назначался главой государства (затем его кандидатуру утверждал Верховный совет) и подчинялся непосредственно президенту. Также распоряжением Бориса Ельцина от 3 июня 1992 года была утверждена структура аппарата СБ РФ, который вошел в состав администрации президента.

7 июля 1992 года глава государства подписал указ «О порядке реализации решений Совета безопасности Российской Федерации». Этот документ по сути предоставлял секретарю СБ РФ Юрию Скокову право координировать работу органов исполнительной власти в процессе реализации решений Совета и превращал Совбез в контрольный институт государственной власти. Согласно указу, руководители федеральных и местных органов власти были обязаны «принимать исчерпывающие меры по выполнению решений Совета безопасности РФ в части их касающейся, оформляя соответствующие распорядительные документы в двухдневный срок после получения решений СБ РФ». В период своей работы в Совете Юрий Скоков решал проблемы урегулирования взаимоотношений РФ с государствами СНГ в сфере внутренних дел, разведки, деятельности спецслужб. Кроме того, он занимался организацией перевозки в Россию ядерных объектов и материалов, которые оставались на территории бывших союзных республик.

В марте 1993 года Юрий Скоков отказался подписать проект указа президента РФ Бориса Ельцина о введении «особого порядка управления страной», который фактически приостанавливал действие конституции и ограничивал полномочия парламента. Вскоре после этого Скоков был снят с должности секретаря Совбеза.

Совет безопасности в 2000-е годы

С начала 2000-х годов Совет безопасности РФ работал над подготовкой для главы государства целого ряда стратегических документов. В 2000-2003 годах президентом РФ Владимиром Путиным были утверждены Концепция внешней политики РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Морская доктрина РФ на период до 2020 года, Экологическая доктрина РФ, Основы государственной политики в области развития науки и технологий и др.

В период с 2008-го по 2012 год президент РФ Дмитрий Медведев принял разработанные Совбезом Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Доктрину продовольственной безопасности РФ. В 2014 году глава государства Владимир Путин утвердил Военную доктрину России, 31 декабря 2015 года была утверждена разработанная Совбезом Стратегия национальной безопасности РФ.

История создания

Идея создания подобной организации появилась еще в 1941 году. Тогда между СССР и Польшей была заключена Декларация, которая занималась бы укреплением и поддержанием мира. Этот документ содержал призыв к созданию такой организации, которая занималась бы обеспечением не просто мира, а справедливости. Поэтому в состав должны были входить только демократические страны.

Если создание подобной организации и случится, тогда решать все мировые конфликты должно международное право с привлечением военных сил участвующих стран. Но, несмотря на ситуацию в мире, тогда мало кто поддержал данную Декларацию.

Конкретно сама организация уже начала зарождаться на территории СССР. Именно тут было принято решение о формировании государств в единую организацию по защите мира во всем мире – Совет Безопасности ООН. Так как СССР внес огромный вклад в ликвидацию фашистского агрессора, то здесь в 1943 году была подписана Московская декларация при участии США, Китая, Великобритании и самих хозяев.

В уставе этого документа было сказано, что страны-лидеры понимают необходимость создания подобной организации, которая занималась бы урегулированием конфликтов. Основным принципом должен был стать суверенитет. Каждая из вышеуказанных стран брала на себя ответственность за другие государства.

При этом основатели могут между собой консультироваться, если это необходимо, а также брать во внимание мнение других членов организации. Также страны-лидеры обязались не использовать оружие на территории других государств, только в случае если это может решить поставленные цели организации

Позже исследователи зарождения ООН решили считать местом создания организации именно Москву, так как здесь был подписан основополагающий документ. После Московской конференции было собрано совещание в Тегеране, где и была подписана Декларация в 1943 году, 1 декабря.

В документе государства Совета Безопасности ООН указали на то, что они берут на себя ношу урегулирования мировых конфликтов и защиту стран таким способом, который удовлетворял бы подавляющую массу народа и который помог бы ликвидировать бедствия и войны.

Длительное время подготавливались все документы к утверждению данной организации. Несмотря на мощь будущего проекта, Рузвельт подчеркивал то, что данное формирование не является сверхгосударством со своими правами и полицией.

Непосредственно перед подписанием была проведена Ялтинская конференция, которая поднимала вопрос о привлечении других стран в данную организацию. А также главный принцип принятия решения – это единогласие. В свою очередь, СССР настоял на первоначальном принятии Белорусской и Украинской ССР в состав ООН.

Состав

По состоянию на 9 сентября 2021 г .:

Председатель Совета Безопасности — Владимир Путин как Президент России ( по должности )

Постоянные члены
Имя Почта
Дмитрий Медведев Заместитель Председателя Совета Безопасности
Николай Патрушев Секретарь Совета Безопасности
Михаил Мишустин Председатель правительства
Антон Вайно Менеджер Администрации Президента
Сергей Иванов Спецпредставитель Президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта
Валентина Матвиенко Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Вячеслав Володин Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Сергей Шойгу Министр обороны
Сергей Лавров Министр иностранных дел
Владимир Колокольцев Министр внутренних дел
Александр Бортников Директор Федеральной службы безопасности
Сергей Нарышкин Директор Службы внешней разведки
Непостоянные члены
Имя Почта
вакантный Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Константин Чуйченко Министр юстиции
Антон Силуанов Министр финансов
Валерий Герасимов Главный из Генерального штаба Вооруженных Сил и первого заместителя министра обороны
Виктор Золотов Директор Федеральной службы войск национальной гвардии и главнокомандующий войсками национальной гвардии
Владимир Булавин Менеджер Федеральной таможенной службы
Игорь Краснов Генеральный прокурор
Сергей Собянин Мэр Москвы
Александр Беглов Губернатор Санкт-Петербурга
Игорь Щеголев Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе
Александр Гуцан Полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе
Владимир Устинов Полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе
Юрий Чайка Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе
Игорь Комаров Полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе
Владимир Якушев Полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе
вакантный Полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе
Юрий Трутнев Полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе и председатель правительства заместителя
Рашид Нургалиев Заместитель Секретаря Совета Безопасности
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector