Самоходная артиллерийская установка сау м109 “палладин”: боевое применение и модификации
Содержание:
- Приоритет характеристик
- Двигатель и трансмиссия
- Краткая история модели
- Рама, колеса и внешний вид
- M109A6 Paladin artillery system operation
- Paladin artillery system upgrade
- 155 mm self-propelled howitzer
- Variants
- M109A6 Paladin artillery system operation
- 155 mm self-propelled howitzer
- Минусы модели
- Программа FCS MGV
- Гаубицы и мортиры | Швеция
- NATO’s universal mobile howitzer
- Модификации
- Боевое применение
- История создания САУ М109 «Палладин»
Приоритет характеристик
Представленные приоритеты характеристик основаны на сочетании данных из SimulationCraft, рейтингов, тестов, проводимых непосредственно в игре при активном участии реальных игроков. Понимание этого раздела поможет понять, что следует использовать в конкретной ситуации, оптимизировать возможности и разумно прокачивать персонаж.
Выносливость > Сила > Скорость (хаста) > Искусность > Универсальность > Рейтинг критического удара (крит)
Сила
Сила увеличивает силу атаки героя и наносимый им урон. Вдобавок для танка сила дает небольшой шанс провести Парирование.
Скорость (хаста)
В общем случае скорость увеличивает скорость атаки и заклинаний, увеличивает силу урона и благотворно влияет на способность исцеления (DoTs и HoTs), также уменьшает ГКД (глобальный кулдаун).
Искусность
Искусность дает пассивный бонус персонажу, основываясь на выбранной специализации. Искусность: священный оплот уменьшает урон от Освящение, когда персонаж находится в зоне его действия.
Универсальность
Универсальность увеличивает наносимый урон, исцеление и поглощение, а так же снижает воздействие полученного урона.
Рейтинг критического удара (крит)
Крит увеличивает шанс нанести повышенный урон во время атаки или заклинания, так же положительно отражается на восстановлении. Для специализация защита крит увеличивает вероятность парирования с помощью Отражение ударов.
Распределение весов характеристик
Выносливость (9,07) > Сила (7,57) > Скорость (6,07) > Искусность (4,57) > Универсальность (3,07) > Рейтинг критического удара (1,57)
Двигатель и трансмиссия
Характеристики Suzuki M109R просто отличные, что позволяет мотоциклу достичь высокой скорости примерно до 225 километров в час. Мощность при этом равна 125 лошадиных сил. Байк может совершенно спокойно разогнаться до 100 километров за очень короткое время — всего 3,9 секунд.
Двигатель сам по себе очень мощный и снабжен охлаждением, что позволяет мотоциклу неизменно работать при максимальной нагрузке.
Топливо расходуется не совсем экономно, поэтому объема бака в 19,5 л хватит для того, чтобы проехать только 300 километров.
Коробка скоростей у мотоцикла пятиступенчатая и с продолжительными передачами. Передача осуществлена при помощи кардана, который отлично превозносит все параметры этого байка.
Краткая история модели
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800K6.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800K7.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder; Suzuki Boulevard M109R2 / M1800R2 Intruder (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800K8; VZR1800NK8.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder; Suzuki Boulevard M109R2 / M1800R2 Intruder (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800K9; VZR1800NK9.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800L0.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800L1.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800L2.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800L3.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder + B.O.S.S. (Black Edition) (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800L4 + VZR1800BZL4.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder + B.O.S.S. (Black Edition) (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800L5 + VZR1800BZL5.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder + B.O.S.S. (Black Edition) (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800L6 + VZR1800BZL6.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder + B.O.S.S. (Black Edition) (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800L7 + VZR1800BZL7.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder + B.O.S.S. (Black Edition) (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800L8 + VZR1800BZL8.
Модель: Suzuki Boulevard M109R / M1800R Intruder + B.O.S.S. (Black Edition) (Европа, Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800L9 + VZR1800BZL9.
Модель: Suzuki Boulevard M109R B.O.S.S. (Black Edition) (Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800BZM0.
Модель: Suzuki Boulevard M109R B.O.S.S. (Black Edition) (Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800BZM1.
Модель: Suzuki Boulevard M109R B.O.S.S. (Black Edition) (Северная Америка, Австралия). Заводское обозначение: VZR1800BZM2.
Рама, колеса и внешний вид
Отзывы о подобной модели байка весьма позитивные. Как было сказано выше, двигатель Suzuki M109R очень мощный, но при этом он вызывает доверие не только этим. Рама мотоцикла, которая изготовлена из стали, поразила своей надежностью всех мотолюбителей.
Система тормозов выполнена в обычном стиле:
- 2 диска по 31 см с суппорами, которые снабжены четырьмя поршнями;
- диск 27,5 с двухпоршневым суппортом.
Если обратить внимание на подвеску, то можно заменить, что она далеко не своеобразна. Ведь впереди зафиксирована перевернутая вилка, в то время как сзади присутствует моноамортизатор, срастание которого можно откорректировать по желанию
M109A6 Paladin artillery system operation
The Paladin artillery system is operated by a crew of four, a commander, a driver, a gunner and a loader.
“Paladin is able to operate independently with no external technical assistance.”
The crew are able to receive mission data via a secure voice and digital communications system, compute the firing data, automatically unlock the cannon from the travel lock, point the cannon and fire, and move to a new location without external technical assistance. The M109A6 Paladin fires the first round from the move within 60 seconds. The ‘shoot and scoot’ capability protects the crew from counter-battery fire.
Paladin was used in support of Operation Iraqi Freedom in March / April 2003 and in the continuing operations in Iraq, including Operation Al Fajr in Fallujah in November 2004.
BAE Systems Land and Armaments supplied 219 modification kits for US Army Paladins, which enable the use of the modular artillery charge system (MACS) and the 155mm precision-guided extended-range XM92 Excalibur projectile being developed by Raytheon and Bofors Defense of Sweden (a BAE Systems subsidiary). Deliveries began in 2005.
Paladin artillery system upgrade
The US Army and BAE Systems signed a memorandum of understanding (MoU) for a partnership to upgrade the Paladin named the Paladin integrated management (PIM) programme.
The upgrade retains the space, weight, power cooling, main armament and cab structure but replaces the chassis with Bradley-common chassis. The engine and transmission were replaced with a Cummins 600hp diesel engine and L3 HMPT-500 automatic transmission, also fitted on the Bradley fighting vehicle. The suspension and steering system, as well as survivability, have been improved.
It has a new automated loader, electric gun drive, in line with the future combat systems non-line-of-sight cannon, NLOS-C, and air-conditioning powered by BAE Systems common modular power system (CMPS). The technologies developed under the Crusader and Non-Line-of-Sight Cannon programmes, such as a 600V on-board power system, and projectile ramming systems have been improved. The state-of-the-art digital and power-generation capabilities offer the potential for future payloads and accommodation of current network requirements on the battlefield.
The existing 39-calibre turret was replaced by a 58-calibre, 30ft-long gun barrel for doubling the firepower of the vehicle. The M109A7 is fitted with the extended-range cannon artillery (ERCA) to improve the rate of fire and artillery range. The company also developed precision guidance kits with anti-jamming capabilities (PGK-AJ), which are compatible with multiple firing platforms.
155 mm self-propelled howitzer
The US Army continues |
The M109A6
The M109A6
Some of the
The Paladin
Secondary
The M109A6 Armor
Vehicle is
The M109A6 Variants
|
Variants
M109 (1963)
The first original version produced in 1963 by the Cadillac Motor Car and Allison Divisions of General Motors Corp. and Chrysler Corp. It has the first M126 howitzer type (short barrel) on an M127 Howitzer Mount. It also had stabilization spades on each corner of the hull rear.
M109A1 (1973)
The main difference was the long barrel M126A1 howitzer to provide a far greater effective range. It shares however the same M127 mount and ammunition (still 28). For export solely an improved variant was designed on the M109A1 basis, with the M109A1B designation. It was one ton heavier (24 vs 23 tonnes).
M109A2 (1976)
Integrates 27 Reliability, Availability, and Maintainability (RAM) mid-life improvements. The most important were the replacement of the Howitzer by the M185 cannon and the M178 gun mount. other major improvements were the panoramic telescope ballistic protection, the counterbalanced travel lock, and optional M140 alignment device. Ammo stowage was raised from 28 to 36 rounds.
M109A4
Emphasis was put on protection with the NBC/RAM programme (Nuclear, Biological, and Chemical and Reliability Availability, Maintainability). Including air purifiers and heaters were installed as well as the Mission Oriented Protective Posture (MOPP) gear. The traverse mechanism goes to hydraulic rather than electric with a manual override. An additional hydraulic filter was also added. The Engine starter was also improved, allowing an emergency start.
M109A5 (1985?)
The A5 is the last cold war version of the M109, with a new M182 mount and 155 mm M284 39 cal. cannon for an effective max range of 23,5 km in standard, but 30 km with Rocket Assisted Projectiles (RAP Rounds). The main engine was also upgraded to a Detroit 440hp diesel. The A5+ was introduced in the 1990s with a wide range of improvements, notably electronics and more modern FCS (by BAE Systems), aimed at export. This was also proposed as a conversion for regular M109A5.
M109A6 Paladin (1992)
The modern version of the M109, manufactured by BMY Combat Systems and United Defense L.P. This one includes add-on armor, improved M284 cannon and M182A1 mount, safer internal ammo storage arrangement (and three more rounds), plus engine and suspension upgrades. For the first time, an inertial navigation system was introduced whereas the gun received sensors to detect the main gun alignment, improved wind and temperature sensors but also a fully automated laying system. There is also an encrypted digital communication system, with counter ECM (electronic warfare) system, grid location and data transmitted to the battery FDC. The Paladin is able to stop and fire within 30 seconds with the same accuracy as before but largely improved when properly set up. Survivability as a whole is much improved on a tactical level.BAE Paladin Integrated Management M109A7 upgrade (2013)
M109A7 (2013)
Due to the cancellation of new programs like the Crusader and Non-Line-of-Sight Cannon, the former M109A6 Paladin Integrated Management (PIM) was reactivated and extended to a full-blown modernization. A commonality of components with the Bradley IFV such as the engine, transmission, and tracks was part of this upgrade for costs-savings in production and maintenance personnel. The on-board power systems are completely overhauled with a much faster electric drive system for the turret traverse, better automatic rammer (1 rpm, max 4 rpm) and better accuracy overall.
There is also an additional power for future upgrades with a 600-volt on-board system. It is also 35 tonnes (4,5 tonne heavier) but the engine improvements meant it can travel 38 mph (61 km/h) and is more maneuverable, even than a Bradley. By 2013 after testing of prototypes, production was approved with a procurement of 580 M109A7 and M992A3 ammunition support vehicles. The FY 2014 budget called for $340.8 million ($14.4 million per vehicle) The test phase is not yet even closed. The full-rate production decision is therefore planned for February 2017. BAE started a low-rate delivery April 2015.
M109A6 Paladin artillery system operation
The Paladin artillery system is operated by a crew of four, a commander, a driver, a gunner and a loader.
“Paladin is able to operate independently with no external technical assistance.”
The crew are able to receive mission data via a secure voice and digital communications system, compute the firing data, automatically unlock the cannon from the travel lock, point the cannon and fire, and move to a new location without external technical assistance. The M109A6 Paladin fires the first round from the move within 60 seconds. The ‘shoot and scoot’ capability protects the crew from counter-battery fire.
Paladin was used in support of Operation Iraqi Freedom in March / April 2003 and in the continuing operations in Iraq, including Operation Al Fajr in Fallujah in November 2004.
BAE Systems Land and Armaments supplied 219 modification kits for US Army Paladins, which enable the use of the modular artillery charge system (MACS) and the 155mm precision-guided extended-range XM92 Excalibur projectile being developed by Raytheon and Bofors Defense of Sweden (a BAE Systems subsidiary). Deliveries began in 2005.
155 mm self-propelled howitzer
The US Army continues |
The M109A6
The M109A6
Some of the
The Paladin
Secondary
The M109A6 Armor
Vehicle is
The M109A6 Variants
|
Минусы модели
Как и везде, существуют некоторые недостатки, поэтому с ними также нужно ознакомиться.
- мотоцикл слишком тяжелый;
- неэкономично расходуется топливо;
- при ударе мотоцикла могут пострадать детали из пластика;
- не совсем надежное сцепление;
- передняя вилка не обладает силой.
Несмотря на недостатки, мотоцикл очень популярен и достоин самых лучших отзывов. Стоит отметить, что на рынках многих стран первое место принадлежит именно этой модели. Он смог покорить сердца мотоциклистов своей выносливостью и быстрой ездой
Ведь самое важное для мотолюбителей – это скорость и безопасность, о которой позаботились производители Suzuki M109R
К тому же, модель отвечает многим требованиям и в целом прекрасно подходит людям, которые приобрели большой опыт в езде на таком транспортном средстве. Конечно, мотоциклисты, имеющие недостаточно практики, тоже смогут приобрести необходимые навыки и почувствовать ритм быстрой езды этого замечательного байка, но на это нужно определенное количество времени.
Программа FCS MGV
Следующая попытка создания новой самоходки была предпринята в рамках печально известной программы Future Combat Systems (FCS). Программа предусматривала разработку большого количества новых образцов техники разного назначения, пригодных для постановки на вооружение в обозримом будущем. В 2009 г. FCS остановили ввиду отсутствия реальных перспектив. Закрытие программы привело к отказу от нескольких новых проектов техники, в т.ч. 155-мм самоходной гаубицы.
Одна из опытных САУ XM1203
Одним из представителей нового семейства техники должна была стать САУ XM1203 NLOS Cannon. Предлагалось построить среднюю по массе авиатранспортабельную самоходку с орудием калибра 155 мм. Для ускорения разработки и получения максимальных характеристик планировалось широко использовать наработки по теме Crusader. Получившийся образец должен был оснащаться различной автоматикой и получать современную СУО.
В 2008 г. компания BAE Systems завершила разработку машины XM1203 и построила первый опытный образец. В течение нескольких месяцев после этого из сборочного цеха вышли еще несколько таких машин. Всего в испытаниях задействовали восемь самоходок-прототипов.
В ходе тестовых стрельб XM1203 подтвердили способность использования различных 155-мм снарядов и показали высокую надежность автоматики заряжания и управления огнем. Основные характеристики соответствовали заявленным, но требовались доводка и совершенствование конструкции. В средней перспективе САУ могла поступить на вооружение.
Однако в 2009 г. проект NLOS Cannon закрыли вместе со всей программой FCS. Общая программа создания техники оказалась слишком сложной и дорогой. Разработка перспективной САУ тоже не отличалась простотой и малой стоимостью. В итоге было принято решение остановить проектирование всех новых образцов.
Несмотря на все успехи, под сокращение попала и самоходка XM1203. Ненужные опытные машины отправили на хранение и на разборку. Место основной САУ армии США на неопределенное время осталось за M109A6 Paladin. Вскоре после закрытия программы FCS появился заказ на проведение очередной модернизации M109. Ее результатом стала нынешняя самоходная гаубица M109A7.
Гаубицы и мортиры | Швеция
Гаубица 10,5-сm Haubits m/10
Гаубица «M/10» производилась в 1911-1919 гг. Орудия имело деревянные колеса и щит прирытия. К началу войны на вооружении находилось 149 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105 мм; длина ствола – 1,5 м; масса орудия в боевом положении – 1,1 т; масса снаряда – 14,6 кг; начальная скорость – 293 м/с; максимальная дальность – 5,8 км; расчет – 7 человек.
Гаубица 10,5-сm Haubits m/40
Гаубица «M/40» выпускалась в 1940-1944 гг. Существовали два варианта гаубицы, которые изготавливались по лицензии: «105-Н/37» (Финляндия, 140 шт.) и «Hb-10,5-сm» (Швейцария, 46 шт.).
Гаубица также использовалась в Эстонии (40 шт.) и Нидерландах (16 шт.). Первоначально орудие изготавливалось с колесами, покрытыми трубчатой резиной, позже с пневматическими колесами. Для перевозки использовалась, как конная тяга, так и механическая. Швецией всего было построено 400 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105 мм; длина – 5,3 м; масса орудия в боевом положении – 2 т; длина ствола – 1,9 м; масса снаряда – 15,5 кг; начальная скорость – 449 м/с; скорострельность – 40 выстрелов в час; максимальная дальность – 10,9 км; расчет – 7 человек.
Гаубица Bofors 12-cm M.14
Гаубица выпускалась до 1920 г. и поставлялась на экспорт. Она служила в Германии, Норвегии и Нидерландах. Захваченные Вермахтом орудия обозначались индексом «12-сm leFH-373 (H)». Орудие перевозилось шестеркой лошадей. К началу войны на вооружении находилось 52 орудия. ТТХ гаубицы: калибр – 120 мм; длина ствола – 1,7 м; масса в походном положении – 2,1 т, в боевом – 1,3 т; масса снаряда – 16,5 кг; начальная скорость – 317 м/с; высота линии огня – 1 м; скорострельность – 3 выстрела в минуту; максимальная дальность стрельбы – 6 км; расчет – 7 человек; толщина щита – 3,5 мм.
Гаубица Bofors 15-сm m/38
Орудие выпускалсь в 1940-1941 гг. на базе лафета пушки «10,5-сm Каnоn M/34» и предназначалась для горной местности. Всего было построено 16 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; длина ствола – 3,3 м; масса в боевом положении – 4.2 т; масса снаряда – 37 кг; начальная скорость – 190-503 м/с; высота линии огня – м; скорострельность – 6 выстрелов минуту; максимальная дальность стрельбы – 11,1 км; расчет – 9 человек; толщина щита прикрытия – 3,5 мм.
Гаубица Bofors 15-cm m/39
Гаубица производились 1941-1945 гг. Орудия буксировались тягачами. Всего было построено 113 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; длина – 7,3 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,1 м; длина ствола – 3,4 м; масса в транспортном положении — 5,2 т; в боевом – 2,2 т; масса снаряда — 41,5; начальная склрость снаряда – 580 м/с; скорострельность – 6 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,6 км; расчет – 9 человек.
Гаубица «15-cm Positionshaubits m/ 06»
Гаубица была разработана в 1906 г. Серийное производство по лицензии осуществляла . Шведская армия использовала 56 орудий. Орудие служило в финской армии под обозначением «150 H/06» (12 шт.). Первоначально гаубица перевозилась четверкой лошадей, позже мехтягой. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; длина ствола – 1,8 м; масса в походном положении – 3,3 т; в боевом — 2.1 т; клиренс – 360 мм; дальность стрельбы – 6,7 км, масса снаряда – 41 кг; начальная скорость — 300 м/с. Поделиться в:
NATO’s universal mobile howitzer
The M109 was, is and will be probably for years still, the most prolific self-propelled howitzer outside the Soviet Union. Although its first drawings and specifications dates back from 1959, it was upgraded to such extent that it is still today in service, upgraded time and again and integrating the best technologies each era had to offer. It was sold to about 40 countries worldwide, including several NATO’s members. Its best equivalent in popularity was the Soviet 2S1-2S3 family. It also left a durable imprint on the genre, a standard upon which other SPHs were compared in the Western bloc. A veteran of Vietnam, it saw action in the Yom Kippur War, Iran-Iraq war, the gulf war and invasion of Iraq until 2014.
Hello dear reader! This article is in need of some care and attention and may contain errors or inaccuracies. If you spot anything out of place, please let us know! |
Модификации
M109A2
Прототип М109А7.
- M109A1
M109A1 Hoveizeh — иранские M109A1.
— поступила на вооружение в 1973 году. Отличается увеличенной длиной ствола, усовершенствованными приводами наведения и усиленной подвеской. Возможно применение кассетных снарядов с донным газогенератором M864.
- M109A2 — поступила на вооружение в 1979 году. Изменена конструкция досылателя и противооткатных устройств. Боекомплект увеличен на 8 выстрелов.
- M109A3 — модернизированный вариант M109A1. Заменён орудийный станок. Оборудована системой удаления воздуха из топливной системы, усовершенствованной приборной панелью механика-водителя, системами контроля состояния боеукладки, торсионных валов, тормоза отката и накатника. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом увеличена до 18 км, активно-реактивным — до 24 км.
- M109A3G — модернизированный вариант, разработанный в ФРГ в 1983 году и производившийся с 1985 года. Отличается новым орудием со стволом от буксируемой гаубицы FH70 Rheinmetall, более совершенными противооткатными устройствами, новым клиновым затвором и введённым в боекомплект усиленным боевым зарядом (что позволило увеличить дальность стрельбы с 14,6 до 18 км и скорострельность — с 4 до 6 выстрелов в минуту). За счёт изменённой укладки боеприпасов количество выстрелов было увеличено с 28 до 34. Также на боевой машине были установлены новые, западногерманские прицелы и приборы наблюдения, средства связи, гусеницы, 7,62-мм зенитный пулемёт MG.3 и дымовые гранатомёты.
- M109A3GN — модернизированный вариант, разработанный в 1988 году и произведённый в 1988—1990 для M109, состоявших на вооружении армии Норвегии. Установлены новые стволы производства компании «Рейнметалл», что позволило увеличить дальность стрельбы. Заказ общей стоимостью 118 млн норвежских крон выполнен компанией «NFT».
- M109A4 — установлена система защиты от оружия массового поражения. Усовершенствованы механизмы горизонтального наведения орудия, внесены изменения в силовую установку.
- M109A5 — установлено новое орудие M284 (длина ствола 39 клб) на орудийном станке M182. Максимальная дальность стрельбы увеличена до 30 км. По требованию заказчика могут устанавливаться система GPS и автоматизированная система управления огнём.
- M109A6 Paladin — модификация разработана в рамках программы HIP, производство начато в 1990 году. Принята на вооружение в 1992 году. Установлена новая башня с улучшенной броневой защитой и внутренней обшивкой из кевлара. Орудие — M284 на станке M182A1. Оборудована новой радиостанцией, автоматизированной системой управления огнём (программно реализована на языке программирования приложений высокой надёжности Ada, среда разработки Aonix Object Ada, объединяет ИНС, датчики оружия, высоты и цифровую криптостойкую систему передачи данных, основанную на быстрой перестройке частоты, для противодействия РЭБ противника — СУО шлет на КП батареи (FDC — fire direction center) или батальона точные данные местоположения и высоты), бортовым баллистическим вычислителем и навигационной системой, обеспечивающими автоматическое наведение орудия, приёмником космической радионавигационной системой NAVSTAR. Все это позволяет вести огонь с короткой остановки (уже через 30 сек — с равной точностью предыдущим выстрелам). Это же позволяет применять тактику парной (а не батарейной) стрельбы, которая повышает выживаемость при контрбатарейной борьбе или атаке с воздуха. Были улучшены внутренние отсеки хранения выстрелов и амуниции (повышена их безопасность и емкость — с 36 до 39 выстрелов).
- М109А7 (бывший M109A6 PIM) 2012 год — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Модернизированная САУ оснащена цифровой системой управления огнём и усовершенствованной полуавтоматической системой заряжания. Также гидравлические системы управления орудия были заменены на электрический привод, что позволило увеличить боекомплект. Орудие представляет собой 155-мм M284 на станке M182A1. В САУ установлен автомат заряжания. Базовое шасси было заменено на улучшенное с элементами подвески и трансмиссией HMPT-800 от M2 «Брэдли». Масса выросла до 36 288 кг, при возможности наращивания до 50 т (при необходимости навешивания дополнительной брони). Вместо дизельного двигателя «Детройт Дизель» мощностью 440 л. с. на САУ установлен двигатель БМП M2 «Брэдли» («Камминс» V903 мощностью 675 л. с.). САУ обладает компьютерной системой слежения исправности оборудования установки.
- M109L — модернизированный вариант, производившийся в Италии.
Боевое применение
Кладбище американских M109 в Ираке
Применялись Израилем и Ливией в ходе Октябрьской войны. Есть информация что три ливийских M-109 были захвачены израильтянами в конце войны. Одна из захваченных израильских самоходок демонстрировалась на выставке трофейной техники в Каире.
В ходе ирано-иракской войны неизвестное количество иранских САУ M109 было захвачено иракцами. В ходе неудавшейся обороны Кувейта в 1990 году все из имеющихся 18 M109A1B были захвачены Ираком.
В ходе авиаударов НАТО по Ливии в 2011 году некоторое количество ливийских самоходок M109 было уничтожено.
Эффективность против легкобронированной техники
Точных данных по эффективности 155-мм снарядов против БМП нет, однако можно основываться на тактико-технических характеристиках снарядов и легкобронированной техники а также на применении аналогичных орудий в других странах (152-мм российский снаряд). Также важен факт что САУ предназначено для уничтожения танков, бронирование которых значительно больше даже на крыше корпуса и башни, не говоря уже о лобовой части. Разрыв снаряда М109 «Паладин», в нескольких метрах от БМП-1 или БМП-2 приводит к тяжелым повреждениям, вплоть до уничтожения. Урон достигается, в первую очередь, за счёт пробивания корпуса БМП крупными осколками. Прямое попадание ведет к полному уничтожению машины с отрывом башни и пожаром внутри остатков корпуса. Аналогичные по мощности 152-мм снаряды советского и российского производства наносят почти такой же урон легкобронированной технике. В боевых действиях на Востоке Украины были случаи уничтожения БМП тяжелой артиллерией калибра 122-мм и 152-мм.
История создания САУ М109 «Палладин»
В начале 50-х годов прошлого столетия предприятия американского ВПК имели серьезный опыт в производстве самоходных артиллерийских орудий. В тот период основными самоходными установками армии США были 155-мм САУ М44 и 105-мм САУ М52, созданные на базе танка М41.
Однако усиление напряженности между НАТО и Варшавским договором, увеличение числа региональных конфликтов и твердая уверенность в том, что в будущей войне точно не обойдется без ядерного оружия, заставили военное руководство США санкционировать разработку нового САУ.
Старые машины не устраивали по многим причинам: угол обстрела у них был ограничен, машины обладали небольшим запасом хода, они имели значительную массу, что затрудняло их транспортировку воздухом.
В 1952 году началась разработка новой машины – Т195, оснащенной 110-мм орудием. Немного позднее на основе этой машины решили создать и 156-мм гаубицу. В 1956 году было принято решение считать стандартом для НАТО калибр 155 мм, именно под такое орудие и продолжилась разработка самоходки. В 1959 году был готов первый прототип Т196, его отправили на испытания.
В 1961 году началось изготовление опытной партии самоходок, а в 1963 году был подписан контракт на начало серийного производства машин. В том же году самоходка начала поступать в войска и получила нынешний индекс – М109.
Первоначально М109 выпускались на заводе компании Cadillac Motor Car Division, с 1970 года производство было перенесено компании Bowen McLaughlin-York (United Defense).
Удивительная долговечность машины в первую очередь обусловлена большим модернизационным потенциалом, который изначально был заложен в ней. Всего было изготовлено более десяти модификаций этой самоходки.