Тяжёлая самоходно-артиллерийская установка ису-152: в чём заключалась её устрашающая мощь
Содержание:
- Советские САУ: создание и назначение
- Легендарная самоходная советская артустановка
- ТТХ ИСУ-152К
- Советы
- История создания
- Чем была обеспечена бронезащита?
- Описание конструкции
- Как играть на ИСУ-152К
- Немного о локациях
- Обучение экипажа
- Достоинства и недостатки
- Экипаж:
- Боеприпасы
- Зачем именно ИСУ?
- Начало создания САУ
Советские САУ: создание и назначение
В начальный период Великой Отечественной войны Красная армия практически не имела самоходных артиллерийских установок. Задачи прорыва вражеской обороны и подавления огневых точек вполне могли выполнить танки. Однако, с появлением все более совершенных противотанковых средств потребность в самоходных установках постоянно возрастает.
Чем советские САУ периода Великой Отечественной войны отличались от танка? В силу унификации и удешевления производства все советские САУ создавались уже на базе танков. Легкие СУ-76 на базе танков Т-70, средние — на базе «тридцатьчетверок», а тяжелые — на базе танков КВ и позднее ИС. В отличие от танка орудие советских САУ располагалось в открытой (СУ-76) или закрытой рубке. Подобные машины были проще в производстве, чем танки, могли нести артиллерию более крупного калибра.
СУ-152, созданная на базе КВ, неплохо себя зарекомендовала как в борьбе с огневыми точками, так и в уничтожении вражеской бронетехники в сложном 1943 г. Но производство КВ-1С, на базе которого выпускались самоходки, осенью 1943 г. было свернуто, а вскоре начался выпуск новых тяжелых САУ уже на базе танка ИС.
ИСУ-152, зима 1944 г. (war-book.ru)
Новая самоходка ИСУ-152 получила следующие характеристики. Масса 46 тонн, скорость движения по шоссе 40 км/ч. Лобовая броня достигала 90 мм. Экипаж состоял из пяти человек. В рубке САУ была установлена гаубица-пушка МЛ-20, адаптированная к САУ. Это уникальное орудие оказалось эффективным не только при проведении массированных артиллерийских подготовок, но и в качестве вооружения САУ — на дистанции 1000 метров шестидюймовый снаряд МЛ-20С пробивал 120 мм броню.
Выпуск самоходных орудий ИСУ-152 шел с большими трудностями и, хотя план выполнялся, качество первых САУ вызывало замечания у военной приемки и жалобы, поступающие из действующей армии. Количество брака оставалось очень высоким до самого конца 1944 г. Основное производство ИСУ-152 было сосредоточено на Челябинском Кировском заводе. Кроме того, небольшое количество этих САУ выпустил и Ленинградский Кировский завод. В ходе производства в конструкцию ИСУ-152 был внесен ряд изменений. Появилось и вспомогательное вооружение. Так если изначально самоходка не имела пулеметного вооружения, то с конца 1944 г. на ИСУ-152 стал устанавливаться 12,7 мм крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, предназначенный как для стрельбы по низколетящим самолетам, так и поражения живой силы противника. Всего было выпущено 2815 единиц ИСУ-152 — больше, чем любых других тяжелых самоходок периода Великой Отечественной войны. Организационно ИСУ-152 входили в состав тяжелых самоходных артиллерийских полков. Всего было сформировано 56 таких полков, имевших в своем составе четыре батареи по пять САУ.
ИСУ-152 в Бреслау, апрель 1945 г. (war-book.ru)
Основным назначением тяжелых САУ стало подавление вражеских огневых точек, а также разрушение укреплений при прорыве обороны противника. ИСУ-152, как правило, располагались в 200−300 метрах за танками и в ходе атаки подавляли обнаруженные огневые точки и узлы сопротивления, постоянно меняя позицию. В ряде случаев САУ могли провести обстрел вражеских порядков перед непосредственной атакой танков и пехоты. Чаще всего самоходки действовали на дистанциях, превышающих дальность эффективного огня противотанковой артиллерии противника. К крайне печальным последствиям приводили попытки использовать САУ вместе с танками, когда менее маневренные и весьма заметные самоходки уничтожались противотанковыми средствами. Применение ИСУ-152 в уличных боях являлось сложным, рискованным и при этом эффективным средством подавления обороны противника. Успех зависел от конкретной обстановки и грамотного взаимодействия с собственной пехотой. Так, самоходная артиллерия использовалась во время уличных боев в Будапеште, Бреслау, Берлине и Кенигсберге.
Легендарная самоходная советская артустановка
ИСУ-152 «Зверобой» представляет собой одну из наиболее тяжелых советских самоходно-артиллерийских установок. Многие часто путают эту боевую машину с СУ-152, при создании ходовой части которой были использованы катки танка КВ-1С. ИСУ-152 «Зверобой» конструкторы оснастили катками от советского тяжелого танка ИС-2. Поскольку на его базе сконструирована самоходная артустановка (СУ), было решено к ней добавить первую букву названия танка. Под индексом 152 указан калибр боеприпасов, которые использует основное вооружение данной боевой машины. Танк предназначался для уничтожения таких немецких аналогов, как «Тигр» и «Пантера».
В исторических и многих других литературных источниках представлено ставшее популярным жаргонное название легендарной советской боевой машины — «Зверобой». Танк ИСУ-152 солдаты вермахта называли Dosenoffner («консервным ножом»).
ТТХ ИСУ-152К
Разберемся подробнее с основными параметрами машины.
Огневая мощь
ИСУ-152К вооружена как следует из ее названия 152 мм орудием с наибольшим разовым уроном на 8 уровне 750 единиц. Бронепробитие базовым бронебойным снарядом аж 286 мм. Кстати, больше только у шведской STRV S1, но у нее подкалиберы, которые сильнее теряют в пробое с расстоянием. А вот специальный снаряд у «Исухи» как раз-таки подкалибер.
Кстати, на осколочно-фугасных снарядах пробитие 90 мм, так что можно будет найти им применение.
Характеристика боекомплекта:
У бронебойного скорость полета невысокая, но голдовыми подкалиберами будет уже удобнее стрелять на упреждение.
А вот стабилизация орудия оставляет желать лучшего. Сводится пушка аж 3,5 секунды, а точность на 100 метров 0,43 (кстати, у TS-5 точность немного хуже). УГН на 2 градуса лучше, чем у прокачиваемой -10…+10°. Что касается УВН, то здесь ситуация похуже -5…+11°.
Перезарядка со 100% экипажем занимает 18,22 секунды, что позволяет произвести в минуту 3,22 выстрела с потенциальным уроном 2470 единиц. Это средний ДПМ для ПТ-САУ 8 уровня, но это не та машина, на которой стоит ориентироваться на этот показатель. Тут все же игра от альфы.
Живучесть
Запас прочности небольшой 1200 единиц. В плане бронирования ситуация такова: оно точно такое же, как у прокачиваемой ИСУ. В лобовой проекции 90 мм номинальной брони под углом 30°, поэтому приведенки там будет около 105 мм. Поэтому рикошеты могут быть только от некоторых СТ и ЛТ.
При этом в отличие от прокачиваемой, нет стыков между ВЛД и НЛД, поэтому меньше шансов на случайный рикошет.
Схема бронирования ИСУ-152К
Зато выдающая вперед орудийная маска может поглощать без урона даже снаряды некоторых «десяток». Поэтому старайтесь занимать позиции так, чтобы была прикрыта левая часть машины, а виднелось только орудие.
Мобильность и разведка
Масса машины 47,18 тонны, что при ее двигателе обеспечивает удельную мощность 12,72 л.с./т. Это очень мало, поэтому максимальную скорость 40 км/ч она будет набирать медленно. При этом из-за низкой скорости поворота шасси будут проблемы с маневренностью. Коэффициент незаметности один из наименьших среди ПТ-САУ. Ощутимо портит картину радиус обзора 350 метров. Справедливости ради отметим, что у прокачиваемой точно такой же.
Советы
Я проведу краткий обзор по ПТ 10 для того чтобы вы знали что делать при виде того или иного соперника и чем он опасен.
Об. 268:
Плюсы танка:
- Очень быстрый
- Пушка со средним уроном 850
- Хорошее пробитие
- Частые рикошеты
- Имеет сам точную пушку среди ПТ10
Минусы танка:
- Относительно плохая броня
- Плохие углы наводки
Старайтесь стрелять только в НЛД, в противном случае могут быть рикошеты и непробития. Построен на базе ИС-8.
ЯгдПз Е-100:
Плюсы танка:
- Хорошее пробитие
- неплохая точность
- непробиваемая рубка и маска пушки
- средний урон 1100
Минусы танка:
- Относительно медлителен
- большой силуэт
- долгая перезарядка
- светится как елка
- картонный НЛД
- большой приоритет при стрельбе у арты
ПТ может спокойно вас сваншотить, не подставляйтесь под удар, бейте точно в НЛД
Т110Е3:
Плюсы танка:
- Хорошая броня
- большая маска
- хорошее пробитие и урон.
Минусы танка:
- Относительно медлителен
- плохие углы наводки
Стреляйте только в НЛД (корпус от Т110Е5)
Т110Е4:
- Плюсы танка:
- Хорошая броня
- наличие башни
- хорошее пробитие и урон
Минусы танка:
- Относительно медлителен
- башня поворачивается только на 90 градусов
- очень плохие углы наводки и долго сводится.
Стреляйте только в НЛД (корпус от Т110Е5)
Франц ПТ10:
Плюсы танка:
- Хорошая динамика
- хорошая лобовая броня
- барабан на 3 снаряда по 850 урона каждый.
Минусы танка:
Долго перезаряжается
Стреляйте только в НЛД или приборы наблюдения.
История создания
Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.
Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.
Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.
Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.
Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.
Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.
Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.
Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.
Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.
Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».
Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.
Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.
Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие
Чем была обеспечена бронезащита?
Лобовые части первых ИСУ-152 отливались. Затем броневая отливка была заменена сварной конструкцией. Для этого в производстве корпусов и рубок применялись бронированные катанные плиты, которые обеспечивали танку дифференцированную противоснарядную защиту. Их толщина составляла 2, 3, 6, 7, 9 см и 5 мм. При их монтаже учитывались рациональные углы наклона. В результате это отразилось на показателях высоты и объема бронерубки в ИСУ-152 «Зверобой».
Характеристики степени защищенности бортов данного танка, по сравнению с СУ-152, были несколько ниже. Но конструкторам это удалось компенсировать за счет утолщения брони. Для защиты противооткатных устройств применялись неподвижные литые бронированные кожухи и подвижные литые сферические бронемаски, которые использовались еще и как уравновешивающий элемент.
Описание конструкции
СУ-152 – это полностью бронированная СУ с броневой рубкой, расположенной с передней стороны, основой для создания послужил танк КВ-1С. Боевое и отделение управления совместили в единое целое. Экипаж насчитывал 5 человек. Механик-водитель размещался в отделении управления слева впереди, за ним — наводчик, за наводчиком — заряжающий. Командир машины размещался в правой стороне от орудия впереди, за ним — замковый. Поле боя обозревалось через перископ ПТК-4, дававший обзор по кругу и пять зеркальных призменных смотровых приборов, размещённых на крыше бронерубки и крышках левого и кормового люков. Лючок для сигнализации устанавливался в крышке правого люка. Смотровой лючок со стеклоблоком механика-водителя закрывался броневой крышкой со смотровой щелью. Экипаж попадал внутрь через два люка, закрываемых бронекрышками. Первый круглый, размещенный в передней части крыши справа и второй прямоугольный двухстворчатый люк, размещённый в кормовой части крыши и кормовом листе рубки. Аварийный люк размещался в днище корпуса.Для панорамы Герца предназначался левый круглый люк, закрывавшийся бронекрышкой.
Главным орудием служила 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С с затвором-поршнем, предохранителем инерционного типа и щелево-дульным тормозом, установленная в рамке на лобовом бронелисте броневой рубки. Длина ствола МЛ-20С была 28,8 калибра, высота линии огня — 1800 мм. Гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник использовались в конструкции противооткатных устройств. Ручные секторные механизмы служили для наводки орудия. Они давали углы вертикальной наводки от -5 до +18 градусов, по горизонтали — в секторе плюс-минус 12 градусов. На цель орудие наводили: подъемно-поворотный механизм секторного типа и прицелы: телескопические СТ-10 или КТ-5 — при огне прямой наводкой и панорама Герца — при огне с закрытых позиций ведения боя. В тёмное время суток шкала прицела, панорамы и прицельная и орудийная стрелки имели фосфорную подсветку. Прямая наводка позволяла вести огонь на дальность 3800 м. Пушка-гаубица стреляла со скоростью 2 выстрела/мин. Для облегчения перезарядки орудия устанавливался откидной лоток, который устранял задевание ведущего пояска снаряда за срез трубы ствола. Боекомплект СУ-152 составлял 20 выстрелов гильзового-раздельного заряжения.
Как играть на ИСУ-152К
Прежде, чем мы перейдем к тактике в бою, давайте посмотрим на итоговую конфигурацию. Как и обещал, привожу два варианта сборок с обычным и трофейным (уже налаженным) оборудованием:
В первом случае ставка делается на обзор, но учитывая точность и время сведения, эффективность стрельбы на дальней дистанции будет очень сомнительна. Во втором случае все направлено на максимальное повышение комфорта стрельбы. Заметно ощутима разница в точности и ДПМ. Так что если первоочередная цель не фарм, а пофаниться в рандоме, то можно сделать очень опасную машину на средней дистанции, так как обзора для хватит только для 408 метров.
И я вас уверяю, даже при таком фарше с 400 метров вы иногда будете промахиваться, попадать в землю или гусеницы, ничего уже не говоря про «Исуху» с обычным оборудованием. Поэтому я делаю ставку на повышение огневой мощи и стрельбу по чужому засвету.
Теперь перейдем к геймплею в рандоме. Лучше всего это машина проявит себя в защите направлений или поддержке союзников на средней дистанции. Незаметность слабенькая, поэтому после выстрела не дожидайтесь срабатывая «лампочки», а сразу откатывайтесь назад или в укрытие.
Помните, что орудийную маску практически невозможно пробить даже 10-м уровням, поэтому можно выставлять ее из-за укрытия, но обязательно прячьте другую половину корпуса.
Примите во внимание длинный корпус машины, который не всегда получится спрятать за домами
Динамики вполне достаточно, чтобы вначале боя занять ключевую позицию, но если направление будет проиграно, шансов спастись немного. В любом случае, выбирайте позицию так, чтобы было прикрытие от арты и рядом находились кусты, которые немного снизят заметность машины.
Из-за низкого обзора и плохой маневренности ИСУ-152К — один в поле не воин, зависит от союзников. Поэтому в ваших интересах, чтобы они жили подольше. Выбирайте тяжелобронированные цели, которые не по зубам большинству танков 8 уровня, чтобы принести максимальную пользу команде.
Орудие Бл-10 — грозная сила, с которой будут считаться даже «десятки». Так как альфа в 750 единиц ощутима для любого, а одноуровневую технику можно будет убивать с двух выстрелов. Также удобно добирать «подранков», что пригодится при выполнении некоторых ЛБЗ.
Немного о локациях
Между Яновским затоном, выселенными микрорайонами Припяти и Рыжим лесом всё ещё работают объекты нефтебазы. У восточного забора одного из них живописно врастает в землю массивный силуэт, который мгновенно узнает любитель военной истории.
(Фото: KRANZ)
Если присмотреться к соседней свалке техники ликвидаторов, найдётся ещё одна САУ. В гораздо худшем состоянии, с развороченным моторно-трансмиссионным отделением и без ствола. Орудие вырвали не сталкеры в поисках хабара и не охотники за радиоактивным черметом. Именно в таком виде машина с бортовым номером100» и прибыла к ещё дымящейся Чернобыльской АЭС в мае 1986‑го.
(Фото: KRANZ)
Была ещё одна. Со стволом и бортовым номером129». Она чаще других встречается на фотографиях времён ликвидации — но дальнейшая её судьба не совсем понятна.
По одной из версий, она застряла и была брошена в окрестностях села, а ныне урочища Корогод — пустоши в 12 километрах к юго-западу от Припяти, невдалеке отпсихотронно выжигающей мозги» РЛСДуга». По некоторым утверждениям, именно здесь базировался импровизированный взвод инженерных войск на ИСУ.
(Источник фото)
Как говорят очевидцы, у разваливающихся домов и ферм Корогода табун лошадей Пржевальского встретить можно, а вот с САУ129» всё сложно. То ли она есть, то ли её нет, то ли она была, но потом исчезла. Фотографий этой машины после завершения работ по ликвидации в Сети не видно, в отличие от еёколлег» на нефтебазе.
Обучение экипажа
Экипаж состоит из пяти человек, здесь два заряжающих, а у командира совмещенная специализация с радистом. Если у вас будут новые танкисты, то рассмотрим подробнее какие навыка качать для ИСУ-152К.
В первую очередь необходимо снизить заметность машины, поэтому качаем Маскировку. Командиру потом ее сбросим на Шестое чувство
На втором уровне важно улучшить стабилизацию орудия комбинацией перков Плавный поворот башни и Плавный ход. Заряжающим в это время качаем Ремонт
Набрав 2,5 уровня навыков, рекомендую сделать сброс, чтобы выбрать всем танкистам Боевое братство. Далее за счет командира повышаем обзор: Радиоперехват + 10,5 метров и Орлиный глаз + 7 метров. Наводчику пригодится Снайпер, чтобы чаще критовать вражескую технику. Как вариант на 5 уровне взять Мастер-оружейник, если часто критуют орудие, при попытке танковать. Или же взять Ремонт, если хочется действовать более агрессивно.
Мехводу берем Виртуоза и Короля бездорожья, чтобы улучшить подвижность. Одному из заряжающих качаем Бесконтактную боеукладку для повышения прочности модуля, а второму Отчаянного, чтобы ускорить перезарядку, когда запас прочности будет ниже 120 единиц. Потом снова берем заряжающим Ремонт и уже от безысходности навык Интуиция.
Достоинства и недостатки
уступала в эффективности специализированным противотанковым САУ
Бронебойный Зверобой! Чаще всего ИСУ-152 использовалась в уничтожении укреплений врага. Калибр 152 мм не оставлял шансов ни одному кирпичной или бетонной кладке.Достоинства:
- Универсализм.
- Мощная лобовая броня.
- Ремонтопригодность, без отправки глубоко в тыл.
- Быстрое освоение даже необученными экипажами.
- Необязательное точное попадание по цели фугасным снарядом для ее поражения, в том числе и фатального.
Недостатки:
- Относительно малый боекомплект, которого хватало не более, чем на 15 минут активного боя (2/3 его составляли осколочно-фугасные снаряды).
- Относительная долгая (45 минут) загрузка нового боекомплекта.
- Из-за долгого разворота уязвимость для поражения сбоку и сзади. Приходилось отражать атаки вражеской бронетехники, расположив несколько самоходок веером.
- Недостаточная точность панорамного прицела, когда стрельба велась на дистанции более одного километра.
Экипаж:
- Командир экипажа (Радист);
- Наводчик;
- Механик-водитель;
- Заряжающий;
- Заряжающий.
Изучение дополнительных умений и навыков для экипажа:
Экипаж стандартный
1 | 2 | 3 | 4 |
На первый слот изучаем всем членам экипажа умение «Маскировка», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Маскировка» уменьшит общую заметность танка, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником.Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.
- Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
- Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
- Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
- Заражающему изучаем навык «Отчаянный», который уменьшает время перезарядки, когда остается меньше 10% прочности; и навык «Интуиция», который создает вероятность того, что при смене типа снарядов нужный уже заряжен.
- Заряжающему изучаем навык «Бесконтактная боеукладка», который увеличивает прочность боеукладки; и навык «Интуиция», который создает вероятность того, что при смене типа снарядов нужный уже заряжен.
Боеприпасы
В отличие от буксируемого орудия МЛ-20С, для танковой пушки было предусмотрено только два вида снарядов:
- Бронебойно-трассирующие. Весил такой боеприпас почти пятьдесят килограммов. Он способен был развить максимальную скорость до 600 м/с. Данный тип мог быть заменен бронебойно-трассирующими тупоголовыми снарядами, содержащими баллистические наконечники.
- Осколочно-фугасные. Масса снаряда составляла 44 кг. Боеприпас обладал начальной скоростью 650 м/с.
Дополнительно к боекомплекту прилагались бетонобойные пушечные снаряды. Танковая гаубица была приспособлена для стрельбы снарядами различных типов.
Зачем именно ИСУ?
В Припяти в составе сил инженерного отдела 90-й оперативной группы в основном работали инженерные машины ИМР и ИМР-2. Вскоре прибыли и специально переоборудованные ИМР‑2Д.
Они были дороже, чем ИСУ и БТТ, но мощнее, современнее, с манипулятором на корпусе и системой защиты от оружия массового поражения. Дополнительное экранирование свинцом позволило им действовать даже в зонах высокого радиационного заражения у руин четвёртого энергоблока.
(Источник фото)
Вот только наличие манипулятора исключало их использование для сноса тараном высоких зданий, при котором сверху будет падать бетон и ломать ценное оборудование.
Однако БТТ-1 в таком качестве были бы ещё лучше.
Только вот у них, в отличие от ИСУ-152К, нет орудия МЛ-20С, которое может стрелять бетонобойными и кумулятивными боеприпасами длявскрытия» бункеров и прочих укреплённых построек.
Начало создания САУ
Дебют самоходных артустановок состоялся уже в первую мировую. Но широкого применения в те годы они не получили. Однако потребность в мощных артиллерийских системах ощущали все враждующие стороны, особенно Германия и Советский Союз. За небольшой промежуток времени между Первой и Второй мировыми войнами оружейными конструкторами и инженерами этих двух государств интенсивно разрабатывались варианты мощных самоходных артиллерийских орудий.
Советскими оружейниками для этой цели использовалась танковая основа таких моделей, как Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были завершены. В 1941 году конструкторские работы были снова активизированы. Причиной стали многочисленные просьбы к советскому руководству от действующей армии, которая для штурма вражеских укреплений в наступлении под Сталинградом особенно нуждалась в артиллерийской поддержке. Проблема заключалась в том, что на то время Красная армия имела только буксируемую артиллерию, что отрицательно отражалось на ее мобильности, делало уязвимой.
В 1942 году были начаты конструкторские работы по СУ-152. В 1943-м советские войска уже получили первую партию — двенадцать боевых машин. Однако их серийное изготовление длилось недолго.
Производство данного танка оказалось слишком дорогостоящим, а его эффективность – небольшой. По воспоминаниям очевидцев, эти боевые машины были недостаточно надежными. Именно технические неисправности, а не огонь противника являлись причиной того, что танки часто приходилось оставлять на поле боя.
В том же году модель, используемую для создания ходовой части в САУ — КВ-1С — сняли с вооружения, а саму установку было решено доработать. СУ-152 так же, как и танк, была снята с конвейера. Ее место занял ИСУ-152 «Зверобой». История создания этой боевой машины начинается в 1943 году. В качестве танковой основы вместо КВ-1С теперь использовался ИС-2. На его базе и собран ИСУ-152 «Зверобой».
Производство новой самоходной артустановки не было массовым. Всего было выпущено не более 670 единиц. Все работы по проектированию и созданию были выполнены в максимально короткий срок. Уже через 25 дней был готов первый ИСУ-152 «Зверобой». Фото боевой машины представлено в статье.