Французский истребитель dassault rafale

История создания

Rafale, французский боевой самолёт, появился благодаря расхождениям военных доктрин западных стран: Германия и Англия хотели видеть в Еврофайтере-2000 могучее средство ПВО, новейший перехватчик, а Франция предпочла разработку самолёта, который смог бы заменить штурмовые «Миражи» серии «2000 D/N» или Étendard, Этандер (также разработанный ).

Новейший истребитель и штурмовик должен был использоваться не только в обороне, но и для завоевания господства в воздухе, штурмовых ударов по наземным целям, завоевания воздушного превосходства.

Сжато историю появления одной из лучших многоцелевых воздушных машин современности можно представить так:

  • 1983, начинает разработки многоцелевого истребителя на базе «Тактического Военного Самолета»;
  • 1985, проекту присваивается название «АСХ»;
  • 1986, «Avion de Combat Experimentale» совершает первый пробный полёт;
  • 1987, проект получает название Rafale-А и турбореактивный двигатель французского же ;
  • 1990, разработан и испытан одноместный Rafale C (от «Сhasseur», «охотник», как во Франции называют истребители) и Rafalе-В (двухместный);
  • 1991, испытательные полёты с посадкой на авианосец истребителя Rafale М с усиленным стойками шасси от «Бугатти» (Messier-Bugatti).

Где-то в районе 91-95 годов многоцелевой Rafale всё же перестал быть полностью французским, появилась небольшая, но важная импортная деталь: кресло для катапультирования Martin-Baker Mk.16 (US16E), этот разработанные на «Локхиде» образец был лучше любых французских аналогов.

С 1996 года началось масштабное производство Dassault Rafale сразу и для ВВС, и для военно-морских сил Франции, в 2004 (ВМС) и 2006 (ВВС) годах самолёт поступает на вооружение Пятой республики.

Вооружение

Основное вооружение — автоматическая револьверная авиационная пушка типа «Nexter DEFA 791B» с боезапасом всего 125 патронов. Но пользуются ею крайне редко. Зато ракетное вооружение позволяет «Шквалу» как можно дольше не прибегать к этому «последнему доводу».

Может нести ракеты «воздух-воздух» типов:

  • французская ракета для малых дистанций MICA;
  • американская Сейндаундер или AIM-9 с инфракрасной головкой наведения;
  • американские же Хлопушки (Slammer) средней дальности AIM-120;
  • английские самонаводящиеся на инфракрасное излучение ASRAAM (AIM-132) для ближней дальности;
  • ультрасовременные ракеты Magique-II или Meteor.

Это вооружение для воздушных боев и достижения господства в воздухе. Для штурмовки наземных объектов могут быть установлены:

  • англо-французские авиационные крылатые ракеты Storm Shadow («Штормовая угроза»);
  • ракеты «воздух-поверхность» типа Апач, AM-39 или ASMP, причем на последние может быть установлена ядерная боеголовка.

В боевой вылет многоцелевой истребитель способен взять 12 бомб и от 8 до 12 (в зависимости от типа) ракет.

Как и было задумано, Dassault Rafale прекрасно вооружен как для воздушных боев, так и для штурмовки и подавления наземных объектов.

Конструкция

Конструкция произведена по схеме «бесхвостка» с дополнительным передним высокорасположенным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвосте фюзеляжа и треугольным среднерасположенным крылом с корневыми наплывами.

Спереди крыла находится поворотное переднее горизонтальное оперение. Это сделано для большей маневренности. Силовая установка является двухдвигательной. Однокилевой. Можно использовать взлетно-посадочную полосу с длиной 0,4 км.

Самолет оборудован радиолокационной станцией RBE/RBE2 с фазированной антенной решеткой/активной фазированной антенной решеткой, ОПС и системой предупреждения SPECTRA. Последняя включает в себя: предупреждения о радиолокационном и лазерном облучениях и систему предупреждения о ракетной атаке DDM-NG, которая в свою очередь состоит из двух пассивных инфракрасных датчиков, расположенных на киле. DDM-NG в соответствующем диапазоне может давать сферическую картинку.

Каналы воздухозаборников произведены в форме буквы S и обеспечивают экранирование лопаток компрессора, создавая уменьшение эффективной площади рассеяния истребителя.

Радиолокационная станция

РЛС обеспечивает следующие режимы работы: “воздух—воздух”, “воздух—море” и “воздух—земля”. Она будет способна осуществлять одновременно поиск до восьми воздушных целей в верхней и нижней полусферах, их опознавание, сопровождение и обеспечивать залповый пуск четырех управляемых ракет “Мика”.

Требуемая дальность обнаружения составляет ПО км при поиске по скорости и 93 км при поиске по дальности в верхней полусфере.

Дальность обнаружения в нижней полусфере составляет также 93 км в переднем секторе и 55 км во всех других секторах. В режиме обзора нижней полусферы РЛС будет способна обнаруживать цели с эффективной поверхностью рассеивания от 0,1 м2. Зона обзора составляет ±70° по углу возвышения и ±60° по азимуту.

Большое внимание при проектировании “Шквала” уделено проблеме взаимодействия летчика и самолета. Будет установлено четыре многофункциональных индикатора: голографический индикатор лобового стекла с полем зрения 30х220, коллиматорный индикатор в верхней части приборной доски и два цветных сбоку

Система включает искусственный интеллект, осуществляющий выбор параметров дня индикации. Летчик управляет самолетом с помощью двух мини-ручек, на которых расположены тумблеры и переключатели управления основными бортовыми системами.

Предполагается применить речевую систему управления, а также нашлемный индикатор и прицел. Для ослабления воздействия больших перегрузок летчик будет одет в противоперегрузочный костюм с регулируемым наддувом, а спинка его кресла отклонена назад на 32° (на боевом самолете — 29°).

Дассо Рафаль Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Многоцелевой истребитель Дассо Авиасьон «Рафаль» должен в XXI веке стать основой ВВС Франции. Программа по его созданию началась с полетов демонстрационного самолета «Рафаль» А, впервые поднявшегося в воздух 4 июля 1986 г. Эти испытания определили, что будущий истребитель должен иметь аэродинамическую схему с ПГО, высокие летные характеристики, ЭДСУ и широкое применение композиционных материалов. Последовавший затем опытный истребитель «Рафаль» D («Discret», т. е. «малозаметный») уже был создан под требования французских ВВС и отличался меньшими размером и взлетной массой.

История создания

Разработка машины началась еще в 1983 году. Военные хотели получить новый единый боевой самолет, который мог бы выполнять широкий спектр задач, бороться с наземными, воздушными и надводными целями. В тот момент ситуация была такова, что «Дассо Авиасьон» могла и не спешить с разработкой новой машины: Франция располагала большим количеством новых и современных самолетов.

За два года до этого французы вышли из программы создания европейского истребителя FEFA. Причина была очень проста: Франция хотела получить легкий самолет (до 9 тыс. кг), который можно было бы размещать на палубе авианосца, остальные участники программы хотели разработать тяжелый истребитель.

Французским военным нужен был компактный истребитель с небольшим весом и низкими эксплуатационными затратами, который мог бы заменить целых семь разнообразных самолетов, состоявших на вооружении ВВС и ВМФ Франции в то время. Именно поэтому Rafale можно смело назвать уникальным самолетом.

При создании истребителя Rafale конструкторы использовали сорокалетний опыт работы над самолетом «Мираж». В «Рафале» очень легко увидеть черты этого истребителя.

В 1986 году свой первый полет совершил Rafale а, который называют опытно-демонстрационной модификацией самолета. По сути, это был прототип самолета, на котором отрабатывали различные конструктивно-технологические решения будущего истребителя.

В 1991 году в воздух поднялась следующая модификация «Рафаля» — Rafale С. Это был прототип одноместного истребителя-перехватчика. В том же году взлетел и Rafale М – самолет, созданный для размещения на авианосцах. Этот «Рафаль» отличался увеличенной массой и усиленной конструкцией шасси.

Данные модификации были приняты на вооружение ВМС Франции в 2004 году, а ВВС – в 2006. В 2009 году французские военные заказали еще 60 истребителей Dassault Rafale.

В 2011 году министр обороны Франции заявил о прекращении производства «Рафалей», но в начале следующего года выиграла крупный тендер на поставку 126 самолетов «Рафаль» для ВВС Индии.

По одной информации сумма контракта, подписанного с «Дассо Авиасьон», составляла 10,4 млрд долларов, а согласно другим данным, французская сторона должна была получить более 15 млрд долларов, включая деньги за обучение пилотов и обслуживание самолетов.

Восемнадцать первых машин должна была передать индусам в 2020 году, а остальные – изготовить на месте. В прошлом году появилась информация, что контракт отменен. Причиной этого стало значительное увеличение стоимости истребителей, а также отказ производителя передавать заказчику технологии производства машин.

Также появилась информация, что сейчас Индия рассматривает российские самолеты Су-30 в качестве дешевой замены французским машинам.

Модификации Dassault Rafale

Самолет может осуществлять посадку с пробегом 300 м без использования тормозного парашюта, взлет с разбегом 400 м в варианте перехватчика.

Боевые самолеты “Рафаль-Э” (наземного базирования) и “Рафаль-М” (корабельного базирования) разрабатываются как всепогодные, способные поражать наземные цели на малой высоте с преодолением противодействия средств объектовой ПВО противника, выполнять перехват на различных удалениях от аэродрома вылета.

На них планируется установка цифровой электродистанционной системы управления полетом (ЭДСУ) с трехканальной схемой резервирования, которая обеспечит оптимальное управление рулями. ЭДСУ позволяет ослабить воздействие турбулентности на малых высотах, способствует подавлению флаттера, повышает точность приземления, уменьшает маневренные нагрузки на конструкцию, обеспечивает полет на больших углах атаки.

“Рафаль-О” будет иметь шасси обычной конструкции, а “Рафаль-М” — с “прыжковой” передней стойкой для “вздыбливания” самолета в момент покидания палубы авианосца.

Ссылки[ | ]

Самолёты Дассо Ависьон (Dassault Aviation)
Числовое обозначение MD.303 · MD.311 · MD.312 · MD.315 · MD.316 · · MD.410 · MD.415 · MD.450 · MD.452 · MD.453 · MD.454 · MD.455 · MD.550
Военные Alpha Jet · · Étendard II · Étendard IV · Flamant · Mirage III · Mirage IIIV · Mirage IV · Mirage 5 · Mirage 50 · Mirage F1 · Mirage F2 · Mirage G · Mirage 2000 · Mirage 4000 · Mystère I · Mystère II · Mystère III · Mystère IV · nEUROn · Ouragan · Rafale

· Spirale · Super Étendard · Super Mystère

Гражданские Communauté · · Mercure · Mystere 10 · Mystere 20 · Falcon 10 · Falcon 20 · Falcon 30 · Falcon 50 · Falcon 100 · Falcon 200 · Falcon 900 · Falcon 2000 · Falcon 7X ·

Происшествия

  • 6 декабря 2007 истребитель модификацииРафаль B (сер. номер 316, истребительной эскадрильи 1/7 «Прованс» (фр. l’escadron de chasse 1/7 “Provence”) ВВС Франции), взлетевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, разбился в 18:30 по местному времени, вблизи населенного пункта Невик, в центральной части Франции. Самолёт выполнял тренировочный полёт. Причина — сбой в электродистанционной системе управления полётом. Пилот — капитан Эммануэль Морьюзе (фр. Le capitaine Emmanuel Moriuser) погиб.
  • 24 сентября 2009 два истребителя модификацииРафаль M (сер. номера 22 и 25, 12-й флотилии ВМС Франции), упали в Средиземное море в 30 км от города Перпиньян, в результате столкновения. Катастрофа произошла в 18:10 по местному времени, при возвращении самолётов на авианосец «Шарль де Голль». Согласно информации из Бюро расследований происшествий при министерстве обороны (фр. Bureau enquetes accident de la Defense), причиной катастрофы явился человеческий фактор. Пилот одного из истребителей, капитан 3-го ранга Жан Бофиль (фр. Capitaine de corvette Yann Beaufils) катапультировался. Пилот второго истребителя, капитан 2-го ранга Франсуа Дюфло (фр. Capitaine de fregate François Duflot) погиб.
  • 28 ноября 2010 истребитель модификацииРафаль M (сер. номер 18, 12-й флотилии ВМС Франции) упал в Аравийское море, возвращаясь на авианосец «Шарль де Голль» после выполнения боевого задания по поддержке коалиционных сил в контртеррористической операции в Афганистане. Авария произошла в 100 км от побережья Пакистана. Причина — техническая неисправность. Пилот катапультировался и был подобран спасательным вертолётом.
  • 2 июля 2012 — французский палубный истребительРафаль M (сер. номер 24, 12-й флотилии ВМС Франции) разбился во время учений. Инцидент случился в Средиземном море с самолетом, базировавшимся на авианосце «Шарль де Голль». Пилот успел катапультироваться и остался в живых, спустя некоторое время его подобрал американский вертолёт. В Средиземноморье проходили совместные учения авианосцев Франции и США.

Интересные факты

https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: В Пушкинском музее выставлены работы Рафаэля Санти (https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafc)

  1. Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
  2. До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
  3. Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
  4. В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как “вдова Рафаэля”. Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине “Форнарина”, реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах “Форнарины” и “Донны Велаты” также свидетельствует о замужестве.
  5. Болезненное голубоватое пятно на груди “Форнарины” дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
  6. В 2020 г. исполнится 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием “Рафаэль. Поэзия образа” было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
  7. Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из “Черепашек ниндзя” в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец. 

Сравнительные ТТХ и ЛТХ по данным индийского салона 2012

Успешный многоцелевой «Dassault Rafale» прочно вошел в историю авиастроения и развития мировых Военно-Воздушных Сил. Это было доказано, в частности, победой конструкторов из «Дассо Авиасьон» над американскими производителями военных воздушных судов из «Локхида» и «Боинга», также как и над российским бюро «МиГ» на коммерческой выставке в Индии в 2012 году.

Подробная таблица данных по Индийскому авиасалону 2012, технические и летные характеристики Rafale в сравнении с другими, тоже очень известными марками воздушных боевых машин подобного класса:

Страна Франция США США Россия Другие
Название Dassault Rafale F-16 Fighting Falcon F/A-18E/F Super Hornet МиГ-35 Еврофайтер Тайфун
Длина, м. 15,30 15,03 18,31 18,31 15,96
Размах крыла, м. 10,90 10,00 13,62 12,00 10,95
Площадь крыла, кв.м. 45,7 27,9 46,5 30,0 50,0
Боевая нагрузка, кг. 9500 7800 8050 7000 7500
Вес (пустой самолёт), кг. 10000 9979 14552 11000 11000
Подвески с вооружением 14 (5 для тяжелого вооружения) 11 11 10 13
Максимальная тяга на форсаже, кН. 2х75 1х144 2х98 2х88,3 2х90
Максимальная тяга, кН. 2х50 1х84 2х62 2х53 2х90
Макс. скорость на высоте, М. 1,8 2,0 1,8 2,25 2,25
Боевой радиус, км. 1389 550 722 1000 1390
Практический потолок, м. 15.240 18.000 15.000 17.500 19.812
Стоимость (на год проведения салона, $млн.) 85-124 50 55 45 120

При сличении цифр даже без калькулятора видно, что создатели Rafale сумели добиться золотой середины между массой самолета, его вооруженностью и летно-техническими характеристиками. И в отличие от МиГ-35 или Fighting Falcon, к которым возникли претензии, Rafale cмог подтвердить все проектные характеристики на испытательных полетах.

Ход конём

— Тем не менее ОАЭ берут сегодня машины французов. И тут вскрывается истина, что ОАЭ думают о том, как противостоять Ирану. Мир опять разделяется на полярные зоны

20 лет оружие фактически не имело родины, то есть неважно, где использовали «Калашников»:

  • в Афганистане,
  • Саудовской Аравии и т. д.

А тут выясняется, что если мы будем воевать против Ирана, то брать Checkmate не будем, а F-35 мы брать не хотим, потому что он «сырой».

Французы выбрали свою партию. Они как страна НАТО вооружают ОАЭ. Иран, конечно, враждебно отнесётся к тому, что ОАЭ, проведя переговоры с «Ростехом», неожиданно берут то, что брать не собирались.

Насколько такой истребитель эффективен в современной войне? Он принимал участие в вооружённых конфликтах в Афганистане, Ливии. Но там у другой стороны не было ВВС (военно-воздушных сил). То есть, когда эти страны говорят: «Самолёт принимал участие» или «Танк принимал участие» — надо смотреть, принимал участие или просто громил туземцев сверху.

Я недаром говорил о беспилотниках, которые вроде бы не входят в поколение, но постоянно роем летают рядом. То есть один такой суперистребитель столкнулся с роем беспилотников — и всё, плакали ваши денежки.

Получается, что американцы утрачивают зону влияния, и ОАЭ хотят выйти из-под них. Американцы-то утратили, но мы не смогли приобрести. Включается логика холодной войны: мы к чему-то готовимся в районе Ирана. Мы, скорее всего, сможем продать Checkmate Ирану. Это будет хорошо для нас: всё-таки Checkmate будет летать не только в России, но и за рубежом.

Редактор: Марина Севастьянова, Куратор: Александр Артамонов

Примечания

  1. (недоступная ссылка). Дата обращения 21 ноября 2009.
  2. Иноземцев А. А., Сандрацкий В. Л. Газотурбинные двигатели. Пермь, 2006, ОАО «Авиадвигатель», стр. 121
  3. M88 – 2 E4: Advanced New Generation Engine for Rafale Multirole Fighter // AIAA/ICAS International Air and Space Symposium and Exposition: The Next 100 Years. — Dayton, Ohio : American Institute of Aeronautics and Astronautics, 14–17 July 2003. — ISBN 978-1-56347-601-3.
  4. Мировая авиация. Полная энциклопедия. Выпуск 103: Dassault Rafale. Файл 1010, лист 09
  5. . Lenta.ru (13 ноября 2009). Дата обращения 12 августа 2010.
  6. ↑ The Military Balance 2017
  7. (недоступная ссылка). Дата обращения 30 июля 2021.
  8. . The Washington Post (7 декабря 2017). Дата обращения 8 декабря 2021.
  9. (недоступная ссылка). Дата обращения 14 января 2021.
  10. , FR: Dassault, https://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1>.
  11. , Eurofighter, https://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp>.
  12. , DE: Luftwaffe, https://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp>.
  13. ↑ , Blogspot, https://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh1k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
  14. , SE: Saab, https://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/>.
  15. , NL, 8 Aug, https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011..
  16. ↑ , JSF Nieuws, с. 5, https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf>.
  17. , RU: MiG Aravia, https://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm>.
  18. , Deagel, https://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx>.
  19. , Bharat-Rakshak, https://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html>.
  20. , AT: Air Power, https://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm>.

Особенности

Современное авиастроение — одна из самых науко- и капиталоемких отраслей промышленности, оставившая далеко позади такие затратные отрасли, как танкостроение, кораблестроение и многие другие. В связи с этим разработка и производство современного истребителя в условиях одной отдельно взятой страны вызывает огромные трудности и на сегодня является редкостью. Несмотря на это французским специалистам удалось не только разработать, но и наладить серийное производство своего истребителя без внешней помощи. При этом Dassault Rafale является относительно простой и дешевой боевой машиной, эффективность и надежность которой были доказаны в ходе боевых действий в Афганистане и Ливии.

Dassault Rafale, вид спереди. Каналы воздухозаборников двигателей, расположенные под «брюхом» фюзеляжа, имеют S-образную форму, что позволяет скрыть лопатки двигателя от радиолокационного излучения

Кроме того, особенность данной модели заключается в том, что, как и американский истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II, она в нескольких вариантах была принята на вооружение ВВС и ВМС Франции.

Модификации

Сегодня компания Dassault Aviation предлагает следующие варианты многоцелевого истребителя Dassault Rafale.

  • Dassault Rafale A — опытно-демонстрационная модель.
  • Dassault Rafale В — самолет для ВВС, двухместный, наземного базирования.
  • Dassault Rafale С — самолет для ВВС, одноместный, наземного базирования.
  • Dassault Rafale М — самолет для ВМС, одноместный, авианосного базирования.
  • Dassault Rafale N — самолет для ВМС, двухместный, авианосного базирования.

В настоящее время готовится к производству новая модификация самолета, которая будет оснащена новыми БРЛС RBE2 и двигателями М88-3, что, без сомнений, поднимет французский истребитель на качественно новый уровень и позволит ему соперничать с моделями пятого поколения.

Первый модернизированный истребитель Rafale M для ВВС Франции

Dassault Rafale — многоцелевой истребитель

Разработка самолета была начата в 1983 году, за два года до официального выхода Франции из программы по созданию перспективного европейского истребителя FEFA, получившего позже название Eurofighter 2000.

Dassault Rafale — многоцелевой истребитель / Фото: upload.wikimedia.orgКак и Eurofighter, самолет Rafale предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя-бомбардировщика, способного выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным объектам.Первый полет экспериментального истребителя Rafale А состоялся в июле 1986 года. Первый опытный самолет в варианте одноместного истребителя-перехватчика Rafale С поднялся в воздух в мае 1991 года, а первый опытный палубный самолет, предназначенный для вооружения французских авианосцев, Rafale М взлетел в декабре 1991 года. Планами серийного производства предусматривается поставка ВВС и ВМС Франции 235 и 86 самолетов соответственно.

Фото: upload.wikimedia.orgМодификации:• Rafale A: прототип самолета Rafale. Он был несколько больше и тяжелее, чем самолет Rafale C/M и оснащен двумя двигателями F404-GE-400 тягой 6800 кг (16000 фунтов), на базе которых был разработан двигатель М88. • Rafale B: опытный экземпляр, заказанный как двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Rafale C, но сохранивший все функциональные возможности. • Rafale C: два опытных экземпляра, заказанные как одноместные многоцелевые боевые самолеты. Первый самолет, заказанный в апреле 1988 г., совершил полет в феврале 1991 г. Первоначально имел обозначение Rafale D — французский термин для самолета-невидимки технологии «стелс», но в 1990 г. был переименован в Rafale C. ВВС Франции затребовали 250 самолетов в одноместном и двухместном вариантах. • Rafale M: два опытных экземпляра, заказанные для ВМС Франции как палубный одноместный многоцелевой самолет с обозначением Rafale M. Схож с самолетом Rafale C, но оснащен посадочным крюком и модифицированной носовой стойкой изменяемой длины. ВМС затребовали 86 машин.

Фото: upload.wikimedia.orgТактико-технические показатели

Технические характеристики
Экипаж, чел 1-2
Размах крыла, м 10,8
Длина самолета, м 15,3
Высота самолета, м 5,34
Площадь крыла, кв.м 46
Масса, кг: пустого — 10500 максимальная взлетная — 24500
Топливо, кг: внутреннее — 4500 ПТБ — 7500
Двигатель 2 ТРД SNECMA M88-3
Максимальная тяга, кгс 2 x 8870
Максимальная скорость, км/ч: крейсерская — 1100 максимальная боевая — 1390 максимальная на высоте 11000 — 2125
Скороподъемность, м/мин 3700
Практический потолок около, м 20000
Боевой радиус действия, км: в роли ударного самолета — 1100 в роли перехватчика — 1800
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9

Вооружение:1 30-мм пушка GIAT M30/719B. Боевая нагрузка — 9500 кг на 14 узлах подвески. 1 х 900 кг ядерная ракета ближнего действия ASMP (100-150 килотонн). В роли перехватчика:

Балансировка элементов управления

Тормоза истребителя пневматические, воздух к которым подается из цилиндра емкостью примерно 14 литров. Расположенный за сиденьем пилота цилиндр снабжен редукционными и распределительными клапанами и управляется педалями. На самолете установлены двойные ручные тормоза, которые регулируются с помощью рычага на рукоятке тормоза. Тормоза управляются правой рукой, и распределение воздуха на левую и правую стороны осуществляется с помощью педалей.

На изученном вражескими специалистами истребителе Lagg-3 все поверхности управления имеют металлический силовой набор и полотняную обшивку. Фиксированные поверхности хвостового оперения – киль (составляет единое целое с фюзеляжем) и стабилизатор (присоединен к специальному лонжерону в задней части фюзеляжа) – изготовлены из дерева. Элероны имеют стандартную конструкцию с частичным щелевым эффектом и балансировкой передней кромки с помощью свинцовых грузов; элероны имеют дифференциальное управление.

Рули высоты оснащены триммерами, которые также действуют как сервоприводы и, подобно элеронам, управляются стержнями, работающими на сжатие. Руль направления также оснащен триммером и управляется тросами, проходящими через деревянные ролики на левой стороне фюзеляжа.

Поскольку на трех захваченных противником самолетах расположение балансировки различается, то высказывается предположение, что имеются некоторые трудности с её работоспособностью.

В первом варианте два маятниковых груза из системы балансировки руля высоты установлены позади пилота и непосредственно перед хвостовым колесом. Эти грузы – один массой 10 кг (22 фунта) и другой от 12 до 13 кг (26,4-28,6 фунтов) – соединены между собой; задний более тяжелый груз должен поднимать руль высоты, а более легкий передний опускать его.

Во втором варианте, схема которого приведена ниже, передний груз заменен на пружинный механизм. В третьем варианте маятниковые грузы и пружины были удалены, а все отклоняющиеся поверхности получили весовую и динамическую балансировку.

различные варианты балансировки: (вверху) грузами; (в центре) пружинным устройством (A); роговая и весовая компенсация

Что касается балансировки руля направления, то здесь также были применены несколько вариантов. В первом случае используется 7 кг (15,4 фунтов) свинцовый груз в верхней роговой компенсации, в то время как во втором случае свинцовые весовые компенсаторы каплевидной формы весом 2 и 8 кг (4,4 и 17,6 фунтов) отстоят на 20 мм (0,78 дюйма) выше и ниже руля направления и размещены на длинных выступающих вперед рычагах.

Личная жизнь

https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Паола Волкова. Мост над бездной. РАФАЭЛЬ САНТИ (https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFE)

Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.

Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для “Амура и Психеи”. Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.

Советуем посетить экскурсию: погружение в Трастевере

Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:

  • “Сикстинская мадонна” (“Madonna Sistina”), Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), Дрезден (Dresden), Германия, 1514 г;.;
  • “Донна Велата” (“La Velata”), Палатинская галерея (Galerie Palatine), Палаццо Питти (Palazzo Pitti), Флоренция, 1515 г.;
  • “Форнарина” (“La Fornarina”), палаццо Барберини (Palazzo Barberini), Рим, 1519 г.;

После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.

Колоссальные инвестиции

Несмотря на срыв запланированных сроков ОКР по самолёту, эксперты отмечают, что Dassault Rafale смогла создать одну из лучших машин четвёртого поколения, обладающую к тому же значительным модернизационным потенциалом. По словам военного эксперта Юрия Кнутова, у французского истребителя хорошая динамика разгона, превосходная электроника и надёжный прицельный комплекс, но стоимость машины чрезмерно высока — даже с учётом всех этих достоинств.

  • Пара Dassault Rafale в небе над авиабазой Сен-Дизье
  • Reuters

В 1980-е годы Минобороны Франции планировало вложить в разработку нового истребителя 155 млрд франков (около €24 млрд), но в итоге к концу 1990-х годов инвестиции в этот проект достигли 320 млрд франков (€50 млрд).

Слишком высокой оказалась и цена одной серийной машины. Так, в СМИ встречается информация, что в 2000-е годы за один Dassault Rafale Минобороны Франции платило от $85 млн до $124 млн — в зависимости от модификации.

С учётом колоссальных инвестиций в Dassault Rafale, французы надеялись окупить проект за счёт экспортных контрактов. Однако в 2000-е Dassault Aviation не смог договориться о поставках своего детища в Швейцарию, Ливию, ОАЭ и Бразилию. В декабре 2011 года Жерар Лонге, занимавший тогда пост министра обороны Франции, заявил, что серийное производство истребителей будет закрыто, если до 2018 года Dassault Aviation не получит заказ от иностранного государства.

В январе 2012 года Dassault Aviation выиграла стартовавший ещё в 2007 году конкурс Минобороны Индии на поставку 126 лёгких многофункциональных боевых самолётов (MMRCA). В последующие годы Dassault Aviation заключила несколько контрактов с Египтом и Катаром по продаже Rafale.

Также по теме


«Серьёзные рычаги влияния»: как работа Шанахана на посту временного главы Пентагона может сказаться на закупках F-35

Временно исполняющего обязанности министра обороны США Патрика Шанахана заподозрили в лоббировании интересов корпорации Boeing, в…

Каир согласился приобрести 24 самолёта за €5,2 млрд, Доха — 36 машин за €6,7 млрд. Таким образом каждый французский истребитель обошёлся Египту в €216 млн, а Катару — в €241 млн. По словам Кнутова, астрономическая сумма сделок объясняется тем, что французы всегда включают в контракты расходы на сервисное обслуживание.

Реализация сделки с Индией обернулась большими проблемами для обеих сторон. Согласно требованиям конкурса, Дели должен получить 126 самолётов за сумму в пределах $12 млрд. Кроме того, обязательным условием была сборка 108 машин в Индии на мощностях Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

После победы в конкурсе Dassault Aviation между двумя контрагентами возникли серьёзные разногласия по вопросам стоимости и производственной кооперации. В итоге в 2016 году глава правительства Индии Нарендра Моди одобрил заключение с французами контракта на покупку 36 самолётов Rafale за $8,7 млрд. Детали сделки были засекречены.

Решение Моди подписать контракт с Dassault Aviation вызвало в Индии политический скандал

Оппозиция обратила внимание на очевидное несоблюдение условий конкурса, а также на завышенную стоимость французских истребителей

Боевое применение

Дассо Рафаль, наряду с устаревшими «Миражами» и другими западными самолетами авианосного базирования, проверил собственные силы в боевой операции западных союзников в Афганистане (первое боевое крещение «Шквала» наземного базирования типа «D») и во вторжении объединенных сил альянса в Ливию.

Во время последней боевой операции произошло разрекламированное западными СМИ событие: в составе боевой авиации сил западных союзников, многоцелевые истребители Rafale M авианосного базирования уничтожили шесть двадцать третьих МиГов и два «Крокодила» (вертолеты МИ-35).

Позднее появилась информация, что эти перехватчики и ударные вертолеты нашего производства действительно были уничтожены Рафалями, но при штурмовке аэродрома, а не в воздухе. Так что реального и серьезного воздушного противника (впрочем, как и новейшим российским или американским многоцелевым самолетам) Рафалю пока встретить не удалось.

Любопытно, что в качестве штурмовиков на «Шарле де Голле» используются все же … те самые «общеевропейские» Супер-Этандеры, от работы над которыми Франция в своё время отказалась, а не Рафаль.

Интересен тот факт, что, несмотря на четыре катастрофы, в которых было безвозвратно утрачено пять Дассо Рафаль (в одном из инцидентов столкнулись два таких истребителя), сообщений о том, что какой-либо «Шквал» был сбит в боевой обстановке, как наш Су-24 в 2015-ом году, не поступало.

Все аварии с французскими «небесными ястребами» происходили из-за технических неполадок, или из-за невнимательности пилота, как последняя катастрофа на совместных франко-американских учениях 2012-го года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector