Внутренние помещения сторожевого корабля проекта 22100

Назначение

Корабль изначально предназначен для решения задач береговой охраны (БОХР), а не представляет собой переделку проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ в пограничный. Отсюда и новые возможности ПСКР по охране морских границ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

ПСКР проекта 22100 предназначены также для патрулирования дальних морских и океанских зон. Возможно использование кораблей этого типа для борьбы с пиратами и террористами, незаконной миграцией и оборотом наркотических средств, для пресечения контрабанды, участия в аварийно-спасательных операциях и тушения пожаров на судах. Как явствует из шифра проекта, район плавания ПСКР — океанский, то есть неограниченный. Его автономность — 60 суток. Сторожевик может ходить в тропиках и арктических водах, преодолевая лед толщиной до 80 см. По совокупности технических характеристик (скорость – 20 узлов, ледовый класс, дальность плавания – до 12 000 миль, автономность – 60 суток) «Океан» не имеет аналогов.

Дизайн [ править ]

Проект 22100 включает в себя современную малозаметную конструкцию, водоизмещение 2700 тонн и максимальную скорость до 21 узла. Корабли этого класса вооружены одной 76-мм пушкой АК-176М на носу и двумя 14,5-мм пулеметами по бортам. 76-мм пушка может использоваться для поражения надводных и воздушных целей, а также для поражения целей на суше. Эти многофункциональные суда также могут работать в арктических и неарктических районах замерзания Российской Федерации благодаря усиленному корпусу, что дает им некоторые ледокольные возможности. Для работы в воздухе на корме имеется вертолетный ангар и вертолетная площадка для одного вертолета Ка-27 .

Корабли оснащены новейшими электронными системами, в том числе навигационно-тактическим комплексом «Мателот-22100» разработки ОАО «Кронштадтская группа». Основными особенностями «Мателот-22100» являются: интегрированная мостиковая система, подсистема отображения видеоинформации, подсистема обработки и трансляции навигационной информации, система управления полетом для работы на палубе, комплексная система управления техническим оборудованием и информационная система для центрального командного пункта корабля. Кроме того, корабли оснащены электронной картографической системой NEX-4PV, разработанной специально для пограничников. Система наблюдения корабля взрывозащищена.

Вооружение

Основное вооружение

Характеристики АК-630
ТТХ Значение ТТХ Значение
Скорострельность, выстр.\мин 4000-5000 Боевой расчет, чел. 1
Начальная скорость снаряда, м/с 1030 Масса установки, кг 3800
Дальность стрельбы, м 4000 Ресурс установки, выстр. 8000
Углы от −12° до +88° Углы 360°
Скорость ВН, °/с 50 Скорость ГН, °/с 70

Корабли проекта 22460 оснащены скорострельной шестиствольной 30-мм автоматической пушкой АК-630М. Разработанная в Тульском конструкторском бюро приборостроения, установка серийно выпускается предприятием «Туламашзавод». Пушка спроектирована для вооружения кораблей. Она может уничтожать противокорабельные ракеты, самолёты, вертолёты, , также эффективно поражать маломерные надводные цели и плавающие мины. Также пушка применяется для поражения сухопутных объектов: живой силы противника, укреплённых огневых точек.

Начальная скорость снаряда составляет 875 м/с, охлаждение стволов жидкостное, автономное. Разрабатывался проект 22460 и с возможностью размещения одной пушки А-220М, калибра 57 мм. При необходимости судостроители смогут выпустить корабль проекта 22460 в комплектации с пушкой А-220М вместо АК-630.

Дополнительное вооружение

В качестве дополнительного вооружения на патрульных кораблях проекта 22460 размещены два пулемёта «Корд» на одиночных станках по бокам боевой рубки. При необходимости экипаж может вооружаться переносными ракетно-зенитными комплексами «Игла». На корабле предусмотрено размещение четырёх противокорабельных ракет Х-35, однако в базовой комплектации они не устанавливаются.

Авиационное вооружение

Корабли проекта 22460 оснащены вертолётной площадкой, на которой может базироваться палубный вертолёт. С 2015 года холдинг «Вертолеты России» занимается модернизацией вертолёта Ка-226Т. Техническое задание предусматривает переоснащение вертолёта в палубный вариант. Одним из требований к вертолёту является наличие складывающихся лопастей винта.

Рассматривается возможность размещения на вертолёте крепежей для установки на них вооружения калибром до 7,62 мм, планируется оснастить экипажи вертолётов очками ночного видения.

На кораблях проекта 22460 не предусмотрено ангара для хранения вертолётов, винтокрылые машины будут базироваться на открытой вертолётной площадке.

Базовая модель вертолёта Ка-226, является развитием вертолёта Ка-26 и создана в 1996 году. Получив сертификат, модель серийно выпускается с 2003 года. Вертолёт Ка-226Т оснащён двигателем производства Франции — Arrius 2G. Данная модель вертолёта сертифицирована в 2010 году, дата начала производства неизвестна.

Тестовая модель Ка-226Т

Зеркальная антенна РЛС «Наяда»

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА КА-226 (КА-226Т)
Макс. взлетная масса, кг 3400 Размеры вертолета:
Двигатель (кол-во, тип, марка) 2 х Allison 250-C20R/2 или Arrius 2G Длина, м 8,1
Взлетная мощность, л.с. 2 × 460 или 2 × 670 Высота, м 4,19
Экипаж 1 Ширина, м 3,25
Нагрузка в транспортной кабине, кг 1046-1500 Диаметр несущего винта, м 13,0
Нагрузка на подвеске, кг 1300-1500
Макс. скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 197
Статический потолок, м 2000
Продолжительность полёта, ч 4,5
Дальность полёта, км 600
Практический потолок, м 5000

В случае необходимости, для выполнения различных задач, на корабле может базироваться БПЛА.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

  • Электронная противопожарная система SP-520M
  • «Наяда»
  • Радар «Балтика-М»
  • Система радиоразведки
  • Средства радиоэлектронной борьбы

Строительство


Директор ФСБ России Александр Бортников на церемонии подъёма флага на головном корабле береговой охраны «Рубин» проекта 22460 на ОАО «Судостроительная «. Россия, Санкт-Петербург Общее количество кораблей в серии ожидается около 30. Директор ФСБ России Александр Бортников на торжественной церемонии подъёма флага кораблей, судов и плавсредств БО ПС ФСБ на ПСКР «Рубин» 12 мая 2010 года, заявил, что запланировано построить только в Санкт-Петербурге не менее 25 кораблей этого проекта.

Первый корабль «Рубин» (зав. № 501) проекта 22460 базируется на Чёрном море. Принял участие в обеспечении безопасности во время проведения Олимпиады 2014 года в Сочи.

25 ноября 2011 года ПСКР «Бриллиант» проекта 22460 (зав. № 502), второй в серии или первый серийный корабль, был спущен на воду. После достройки и прохождения испытаний был принят в состав Каспийского погрануправления ФСБ РФ.

В мае 2012 года на Восточной верфи были заложены два ПСКР для Северо-Восточного погрануправления ПС ФСБ РФ — «Сапфир» (зав. № 300) и «Коралл» (зав. № 301). Тем самым Восточная верфь стала вторым предприятием, где строятся корабли проекта.

В период до 27 июля 2014 года были построены и вошли в строй ещё два ПСКРа постройки Санкт-Петербургского — «Жемчуг» (зав. № 503) и «Изумруд» (зав. № 504).

В декабре 2014 стало известно о заключении контракта стоимостью 2,374 миллиарда рублей с ОАО «Восточная верфь» на постройку еще одного ПСКР для Северо-Восточного погрануправления ПС ФСБ РФ (зав. № 302).

По состоянию на 8 ноября 2014 года Федеральная служба безопасности России разместила заказ на строительство очередных трех пограничных сторожевых кораблей проекта 22460 с заводскими номерами 509—511.

Примечания

  1. РИА Новости. [www.ria.ru/defense_safety/20120604/664685156.html Состоялась закладка пограничного корабля для ФСБ России] (рус.). [www.webcitation.org/6BlIbLJ1f Архивировано из первоисточника 29 октября 2012].
  2. 12 [russian-ships.info/pogran/22100.htm Пограничный сторожевой корабль Проект 22100, шифр «Океан»]
  3. [www.business-gazeta.ru/article/104062/ ФСБ всерьез взялась за завод им. Горького]
  4. [www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2012/0605/22148680/print.shtml Курсом в океан]
  5. [www.zdship.ru/press-center/news-events/1137/ Головной сторожевой корабль «Океан» торжественно спущен на воду. 21.5.2014]
  6. [zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1770236131415000251 Информация о контракте № 1770236131415000251]
  7. 12 [ria.ru/defense_safety/20150403/1056418596.html#ixzz3WFaF5rq5 ФСБ заказала поставку двух пограничных сторожевых кораблей «Океан»]
  8. [zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1770236131415000252 Информация о контракте № 1770236131415000252]
  9. 12 Ошибка в сносках: Неверный тег ; для сносок autogenerated3 не указан текст

Служба и перспективы

Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 (шифр «Охотник») с 2010 года несет службу на просторах Черного моря. В 2014 году он принимал участие в охране береговых вод во время Олимпийских игр в Сочи. По последним данным пограничной службы ФСБ России, проект 22460 будет реализован минимум 25 сторожевыми судами. Вслед за головным «Рубином» были построены еще несколько судов проекта. Первым из них стал «Бриллиант». Он был спущен на воду 25 ноября 2011 года. После ряда испытаний и достройки корабль отправился нести службу в составе Каспийского пограничного управления.

В мае 2012 года было заложено два судна по данному проекту – «Сапфир» и «Коралл». На этот раз строительство было организовано на предприятии «Восточная верфь». Тем временем к июлю 2014 года построил еще два корабля – «Жемчуг» и «Изумруд». На данный момент идет строительство еще нескольких суден в рамках государственного заказа «Проект 22460 «Охотник»». Разработчики и строители судна «Рубин» и последующих кораблей проекта уверены, что судна будут с честью носить свои имена.

«В суровых полярных условиях»

В комментарии RT контр-адмирал в отставке Герой России Всеволод Хмыров заявил, что строительство кораблей проекта 23550 позволит силовым ведомствам РФ выполнять широкий спектр задач в Заполярье. По его мнению, корабли под шифрами «Ермак» и «Арктика» расширяют возможности мореплавания и демонстрации силы в арктических морях.

«Корабли ледового класса, оснащённые ударным вооружением, имеют возможность прикрывать береговые объекты, действовать в составе соединений надводных сил, обеспечивать безопасность прохода подводных лодок. Также они смогут заниматься проводкой судов, принимать участие в аварийно-спасательных операциях», — говорит Хмыров.

  • Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 (шифр «Арктика») у причала завода «Адмиралтейские верфи»
  • РИА Новости

Аналогичной точки зрения придерживается и Мозговой. По его словам, заложенный в Выборге корабль станет эффективной платформой для выполнения длительных миссий в высоких широтах. 

«Такие корабли, безусловно, нужны нашей стране, так как они приспособлены для выполнения боевых и патрульных задач в суровых полярных условиях. Думаю, что имеет смысл построить как минимум четыре корабля ледового класса для ФСБ и аналогичное количество для ВМФ», — рассуждает Мозговой.

Как отметил аналитик, строительство кораблей под шифрами «Ермак» и «Арктика» продиктовано необходимостью реагировать на потенциальные риски для региона и экономической деятельности РФ в Заполярье. Источником возможных угроз являются западные государства, входящие в блок НАТО, считает Мозговой.

«Американские подлодки регулярно плавают под полярными льдами. Кроме того, в Штатах разворачивается программа строительства военных ледоколов для береговой охраны. Помимо них, к Арктическому региону присматриваются Канада, Норвегия, Дания, Исландия. Угрозы могут исходить и от этих стран. По этой причине Россия принимает меры по укреплению военного присутствия в северных широтах», — подчеркнул Мозговой.

Назначение

Корабль изначально предназначен для решения задач береговой охраны (БОХР), а не представляет собой переделку проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ в пограничный. Отсюда и новые возможности ПСКР по охране морских границ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

ПСКР проекта 22100 предназначены также для патрулирования дальних морских и океанских зон. Возможно использование кораблей этого типа для борьбы с пиратами и террористами, незаконной миграцией и оборотом наркотических средств, для пресечения контрабанды, участия в аварийно-спасательных операциях и тушения пожаров на судах. Как явствует из шифра проекта, район плавания ПСКР — океанский, то есть неограниченный. Его автономность — 60 суток. Сторожевик может ходить в тропиках и арктических водах, преодолевая лед толщиной до 80 см. По совокупности технических характеристик (скорость – 20 узлов, ледовый класс, дальность плавания – до 12 000 миль, автономность – 60 суток) «Океан» не имеет аналогов.

Конструкция

Корпус


Строящийся «Коралл» на Восточной верфи 09.09.2014 Корабли проекта 22460 отличаются от своих предшественников не столько вооружением, сколько кораблестроительными качествами, говорил в 2008 году Генеральный директор Северного ПКБ Владимир Спиридопуло. Так, корабль сможет нести службу при волнении моря в 6 баллов, при этом свободно маневрировать. У них новая форма корпуса и повышенная мореходность — скорость на спокойной воде до 30 узлов. Внешние обводы корабля разработаны с применением элементов стелс-технологии. В кормовой части судна имеется слип для спуска быстроходного катера жестко-надувного типа или другого оборудования. ПСКР проекта 22460 оборудуются опреснительной установкой. Для улучшения обитаемости есть сауна и небольшой бассейн. Судно соответствует классу РРР РФ «О 2.0» (лёд 20 см).

Вооружение

  • 1 × 6 × 30-мм автоматическая артиллерийская установка АК-630
  • 2 × 1 × 12,7-мм пулемет «Корд»

Также возможно размещение пусковых установок ПКР «Уран» и артустановок А-220М.

В кормовой части корабля смонтирована взлетно-посадочная площадка, которая может быть оборудована складным палубным ангаром-убежищем для одного легкого вертолёта типа Ка-226 или «Ансат». Также на кораблях получат прописку БПЛА Gorizont G-Air S-100.

Внешние ссылки [ править ]

Советские и российские корабельные классы после 1945 года
Авианосцы
  • Москва
  • OREL X
  • Киев
  • Кузнецов
  • Ульяновск X
  • Проект 23000Э П
  • Проект LMA P
Линейные крейсеры
  • Кронштадт X
  • Сталинград X
  • Киров
Крейсеры
  • Свердлова
  • Kynda
  • Креста I
  • Креста II
  • Кара
  • Слава
  • Проект 22350МК П
  • Проект 21956МК П
  • Пр.23560МК П
Разрушители
  • Скорый
  • Неустрашимый
  • Котлин
  • Кильдин
  • Крупный
  • Канин
  • Кашин
  • Современный
  • Удалой
  • Проект 22350М
  • Лидер П
  • Проект 21956 П
Фрегаты
  • Кола
  • Рига
  • Петя
  • Мирка
  • Кони
  • Буревестник
  • Гепард
  • Неустрашимый
  • Новик Икс
  • Адмирал Григорович
  • Адмирал Горшков
  • Русич-1
Корветы
  • Поти
  • Паук
  • Пархим
  • Нанучка
  • Тарантул
  • Бора
  • Гриша
  • Муха
  • Буян
  • Стерегущий
  • Гремящий
  • Каракурт
  • Проект 20386
  • Бриз П
  • Русич-1500 П
P / M / T лодки
  • Кронштадт
  • Комар
  • Оса
  • Шершен
  • Стенька
  • Турья
  • Шмель пр.1204
  • Жук
  • Муха
  • Матка
  • Муравей Б.Г.
  • Саранча
  • Светляк Б.Г.
  • Рубин Б.Г.
  • Проект 22160
  • Пр.23550
  • Раптор проекта 03160
  • Бриз П
  • Океан Проект 22100
  • Русич-2400 П
  • Антарес РА
  • Пр 21980 Грачонок
  • Пр 12260 Ястреб
  • Пр 14310 Мираж
  • Пр 12150 Мангуста
  • Пр 02800 ДШЛ
Тральщики
  • MT
  • T43
  • T58
  • Юрка
  • Натя
  • Горя
  • Саша
  • Ваня
  • Женя
  • Соня
  • Евгения
  • Александрит
Десантные корабли
  • Иван Рогов
  • Аллигатор
  • Ропуча
  • Полночный
  • Дюгон
  • Ондатра
  • Серна
  • Проект 11780 Х
  • Иван Грен
  • Проект 23900
Шпионские корабли
  • Мома
  • Маршал Крылов
  • Приморье
  • Бальзам
  • Вишня
  • Юрий Иванов
Ремесла на воздушной подушке
  • Гас
  • Лебедь
  • Цапля
  • Аист
  • Зубр
  • Czilim BG
Патрульные ледоколы
  • Иван Сусанин Б.Г.
  • Пурга Б.Г.
  • Пр.23550
Другие суда
  • SSV-33
  • Дон
  • Югра
  • Смольный
  • Дунай
  • Лун
Икс
Отменено
BG
Пограничная служба
п
Проект

Представители

Название Изготовитель Заводской № Заложен Спуск на воду Дата подписания приёмного акта Место службы Состояние
«Полярная звезда» Зеленодольский судостроительный завод им. Горького 111 30 мая 2012 21.5.2014 2016 (план) Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России [www.zdship.ru/upload/information_system_18/1/1/3/item_1137/05.jpg Фото после спуска].
112 15 июня 2015 1 декабря 2020 (план) Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке.
113 15 июня 2015 1 декабря 2020 (план) Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке.
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018

Назначение

Корабль изначально предназначен для решения задач береговой охраны (БОХР), а не представляет собой переделку проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ в пограничный. Отсюда и новые возможности ПСКР по охране морских границ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

ПСКР проекта 22100 предназначены также для патрулирования дальних морских и океанских зон. Возможно использование кораблей этого типа для борьбы с пиратами и террористами, незаконной миграцией и оборотом наркотических средств, для пресечения контрабанды, участия в аварийно-спасательных операциях и тушения пожаров на судах. Как явствует из шифра проекта, район плавания ПСКР — океанский, то есть неограниченный. Его автономность — 60 суток. Сторожевик может ходить в тропиках и арктических водах, преодолевая лед толщиной до 80 см. По совокупности технических характеристик (скорость – 20 узлов, ледовый класс, дальность плавания – до 12 000 миль, автономность – 60 суток) «Океан» не имеет аналогов.

Представители

Название Изготовитель Заводской № Заложен Спуск на воду Дата подписания приёмного акта Место службы Состояние
«Полярная звезда» Зеленодольский судостроительный завод им. Горького 111 30 мая 2012 21.5.2014 2016 (план) Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России [www.zdship.ru/upload/information_system_18/1/1/3/item_1137/05.jpg Фото после спуска].
112 15 июня 2015 1 декабря 2020 (план) Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке.
113 15 июня 2015 1 декабря 2020 (план) Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке.
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018

Система береговой охраны существует

В настоящее время, с учетом концепции охраны государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа при тесном взаимодействии с таможенными органами, предлагается широкий спектр быстроходных кораблей и катеров, представляющих по существу систему кораблей и катеров береговой охраны водоизмещением от 10 до 2000 тонн.

Условно все корабли и катера, входящие в эту систему, могут быть разбиты на три группы. Первая группа – скоростные патрульные катера водоизмещением от 10 до 120 тонн для действий «по вызову» и несения дежурной службы в территориальных водах (сегодня это патрульные катера типа «Мангуст» проекта 12150, «Соболь» проекта 12200 и «Мираж» проекта 14310). Вторая группа – малые корабли типа «Светляк» проекта 10410 и его модификации, предназначенные для охраны закрытых морей и дальней прибрежной зоны (ПСКР типа «Спрут» проекта 6457С, типа «Рубин» проекта 22460 и типа «Пурга» проекта 22120). Третью группу представляют корабли открытого моря, водоизмещение таких кораблей – около 1600–1800 тонн.

Катера, обеспечивающие скорости хода около 50 узлов (проекты 10410, 12150, 12200, 14310, а также 20910 «Чилим»), позволяют по-новому строить систему патрулирования границы.

В настоящее время выполняется программа по развитию флота Пограничной службы ФСБ, корабли первой и второй групп постоянно поступают на вооружение морских пограничных частей. Ведутся работы и по кораблям открытого моря. Судя по годовому отчету ОАО «Северная верфь» за прошлый год, продолжаются в том числе проектные работы по сторожевому кораблю 1-го ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ проекта 22100 (шифр «Океан»), который предполагалось строить на этом судостроительном заводе. Сегодня альтернативы пограничным сторожевым кораблям 1-го ранга проекта 11351 («Воровский», «Дзержинский») нет, но и они не устраивают морских пограничников в полной мере. Хотя бы потому, что не являются кораблями ледового класса. Задачи по разработке проекта кардинально нового ПСКР поставили перед ЦМКБ «Алмаз». Соответствующие предложения были направлены проектантом Северо-Восточному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России.

В соответствии с эскизным проектом новый ПСКР, закладка которого запланирована на начало 2012 года, будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток. Современная энергетическая установка позволит увеличить дальность плавания корабля по сравнению с ПСКР 1135-го проекта в несколько раз. Кроме того, согласно проекту ПСКР сможет нести службу и в арктических широтах, преодолевая площади крупнобитого льда.

Еще один положительный момент – закрытые бак и корма корабля, благодаря чему новый ПСКР избежит обледенения. Будут предусмотрены катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт даже во время движения корабля-носителя. Вооружение – соответственно характеру выполняемых задач. На борту будет находиться вертолет.

Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек

Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.

Планируется, что головной пограничный сторожевой корабль нового проекта выйдет в море уже в 2015 году.

В то же время Северное ПКБ разрабатывает патрульный корабль открытого моря проекта 22160 водоизмещением 1300 тонн с энергетической установкой ДГТУ типа CODAG мощностью 25 000 киловатт. Еще в 2010 году Минпромторгом РФ был выбран головной исполнитель внешнеторгового контракта на поставку патрульного судна проекта 22160 для Малайзии.

А как будет изменяться корабельный состав морских частей Погранслужбы ФСБ России, покажет будущее. Пока просматриваются положительные тенденции.

Александр Карпенко,инженер

Особенности

Основная отличительная черта судна «Рубин» – наличие взлетно-посадочной площадки для нетяжелого вертолета. Для него же на судне может быть оборудован ангар. Удивительно, что все это помещается на корабле водоизмещением до 700 тонн. К примеру, аналогичное по водоизмещению шведское судно Visby, долгое время считавшееся самым малым боевым судном, может похвастаться только наличием на борту вертолета, без ангара.

Важнейшей особенностью корабля является то, что в его кормовой части находится наклонный слип, на который можно установить быстроходный надутый катер. Такие катера применяются, например, для доставки досмотрщиков на судно, нарушившее те или иные правила. 2 катера и вертолет на борту в значительной мере расширяют возможности судна.

Сторожевой корабль проекта 22460 отличается также высоким уровнем модернизационного ресурса. Благодаря применению технологий трехмерного моделирования на всех стадиях проектирования, разработчикам удалось максимально рационально разместить механизмы и системы в корпусе. Это обеспечивает высокую ремонтопригодность и возможность быстрой модернизации. Судно «Проект 22460» выглядит очень современно. В его внешнем виде воплощены технологии stealth. Заметность во всех диапазонах излучения минимальна, как и уровень физических полей.

Конструкторы учли, что судно будет эксплуатироваться в разных климатических условиях. Максимум, на что оно способно, – работа в битом льду толщиной не более 200 мм.

Буксир, ледокол и патрульный корабль

В своём выступлении на церемонии закладки нового патрульного корабля Владимир Кулишов сообщил, что детище ВСЗ будет оснащено самым современным вооружением, навигационным и радиоэлектронным оборудованием. По его словам, «Пурга» сможет совершать походы дальностью до 12 тыс. миль (свыше 22 тыс. км).

Корабль для ФСБ разработан в стенах ЦМКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург) по проекту 23550, получившему шифр «Ермак». В настоящее время два судна проекта 23550, но под шифром «Арктика» («Иван Папанин» и «Николай Зубов») строятся на «Адмиралтейских верфях» по заказу Минобороны РФ.

  • Макет корабля проекта 23550

Оба корабля войдут в состав флота в первой половине 2020-х годов. Военные считают, что проект 23550 воплощает в себе «лучшие достижения военного кораблестроения».

Как уточнили эксперты, «Пурга» будет обладать такими же характеристиками (внешний облик, параметры, тоннаж), что и корабли ВМФ под шифром «Арктика». Отличия будут заключаться в основном в наборе вооружений.

«С виду корабль для ФСБ будет практически таким же, как и корабли для ВМФ. Но, скорее всего, у «Пурги» не будет ракетного вооружения, которым оснащены «Иван Папанин» и «Николай Зубов» (на кораблях для флота установлены контейнеры для пуска «Калибров» и «Уранов». — RT)», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Александр Мозговой.

«Пурга» станет первым крупнотоннажным судном ледового класса в составе береговой охраны погранслужбы ФСБ.

В настоящее время флот этого ведомства включает патрульные корабли ледового класса проекта 22120 и проекта 22100 водоизмещением 1,16 тыс. т и 2,7 тыс. т соответственно.

«Пурга» будет значительно тяжелее платформ, стоящих сейчас на вооружении ФСБ. Водоизмещение корабля проекта 23550 составляет почти 9 тыс. тонн, длина — более 100 м, ширина — около 20 м, скорость — до 16 узлов, автономность плавания — около 60 суток. Массивный корпус судна способен раскалывать лёд толщиной до 1,5 м.

Также по теме


«Парировать любые провокации»: как Северный флот обеспечивает защиту арктических рубежей России

1 июня в России отмечается день Северного флота (СФ) — самого крупного оперативно-стратегического объединения ВМФ. На его вооружении…

На корабле проекта 23550 предусмотрено размещение вертолётов, БПЛА и двух патрульных катеров типа «Раптор». Важным преимуществом этого судна военные называют универсальность — оно совмещает в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.

Как предполагает Александр Мозговой, на борту «Пурги» роль основного средства огневого поражения будет играть 9-тонный артиллерийский комплекс АК-176МА, которым оснащены «Иван Папанин» и «Николай Зубов».

Данный образец ударного вооружения превосходит предшественников по кучности стрельбы и скорости горизонтального и вертикального наведения. Внешний облик АК-176МА выполнен по геометрии «стелс» с целью снижения радиолокационной заметности. Артиллерийская установка заслужила высокие оценки военных.

«АК-176МА оснащена цифровой системой управления и новой оптико-электронной станцией, позволяющей обнаруживать и поражать цели в любую погоду на большой дальности. Высокая плотность огня даёт возможность артустановке уничтожать даже бронированные объекты», — говорится на сайте Минобороны РФ.

Текущее состояние и перспективы

Торжественные мероприятия, посвященные церемонии спуска на воду первого корабля «Рубин» (заводской номер 501), состоялись в ОАО «СФ «Алмаз» 26 июня 2009 года, а ранее, в 2008-м генеральный директор Северного ПКБ Владимир Спиридопуло отмечал, что сторожевик этого проекта отличается от своих предшественников не столько вооружением, сколько кораблестроительными качествами.

Корабль, например, сможет нести службу при волнении моря в шесть баллов и при этом свободно маневрировать. У сторожевика новая форма корпуса, повышенная мореходность. Скорость на спокойной воде – 30 узлов.

Примечания

  1. РИА Новости. [www.ria.ru/defense_safety/20120604/664685156.html Состоялась закладка пограничного корабля для ФСБ России] (рус.). [www.webcitation.org/6BlIbLJ1f Архивировано из первоисточника 29 октября 2012].
  2. 12 [russian-ships.info/pogran/22100.htm Пограничный сторожевой корабль Проект 22100, шифр «Океан»]
  3. [www.business-gazeta.ru/article/104062/ ФСБ всерьез взялась за завод им. Горького]
  4. [www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2012/0605/22148680/print.shtml Курсом в океан]
  5. [www.zdship.ru/press-center/news-events/1137/ Головной сторожевой корабль «Океан» торжественно спущен на воду. 21.5.2014]
  6. [zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1770236131415000251 Информация о контракте № 1770236131415000251]
  7. 12 [ria.ru/defense_safety/20150403/1056418596.html#ixzz3WFaF5rq5 ФСБ заказала поставку двух пограничных сторожевых кораблей «Океан»]
  8. [zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1770236131415000252 Информация о контракте № 1770236131415000252]
  9. 12 Ошибка в сносках: Неверный тег ; для сносок autogenerated3 не указан текст

Примечания

  1. РИА Новости. [www.ria.ru/defense_safety/20120604/664685156.html Состоялась закладка пограничного корабля для ФСБ России] (рус.). [www.webcitation.org/6BlIbLJ1f Архивировано из первоисточника 29 октября 2012].
  2. 12 [russian-ships.info/pogran/22100.htm Пограничный сторожевой корабль Проект 22100, шифр «Океан»]
  3. [www.business-gazeta.ru/article/104062/ ФСБ всерьез взялась за завод им. Горького]
  4. [www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2012/0605/22148680/print.shtml Курсом в океан]
  5. [www.zdship.ru/press-center/news-events/1137/ Головной сторожевой корабль «Океан» торжественно спущен на воду. 21.5.2014]
  6. [zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1770236131415000251 Информация о контракте № 1770236131415000251]
  7. 12 [ria.ru/defense_safety/20150403/1056418596.html#ixzz3WFaF5rq5 ФСБ заказала поставку двух пограничных сторожевых кораблей «Океан»]
  8. [zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1770236131415000252 Информация о контракте № 1770236131415000252]
  9. 12 Ошибка в сносках: Неверный тег ; для сносок autogenerated3 не указан текст

История проектирования


Навал «Беззаветного» на крейсер США Йорктаун


Пограничный СКР «Имени XXVII съезда КПСС» (затем «Орел»), морские части погранвойск, 1 марта 1987 года Проект 1135 был разработан в 1964—1966 годах в Северном проектно-конструкторском бюро. В соответствии с техзаданием, руководство ВМФ ВС СССР планировало получить большой противолодочный корабль II ранга — океанский корабль на базе проектов 1134-А и 1134-Б, но с существенно уменьшенным водоизмещением. Новый проект должен был решать широкий круг задач по противолодочной и противовоздушной обороне соединений кораблей, быть способным проводить конвои через районы локальных боевых действий.

Уменьшение водоизмещения привело к отказу от вертолёта, гидроакустическое оснащение было идентичным проекту 1134-Б, но недостаточным для стрельбы ракетами главного калибра на полную дальность, поэтому предполагалось действие кораблей поисково-ударными парами.

Первоначально основным вооружением корабля был ракето-торпедный комплекс «Метель», предназначенный для уничтожения подводных лодок. При модернизациях он заменялся на «Раструб-Б», способный поражать также и надводные цели.

Представители

Название Изготовитель Заводской № Заложен Спуск на воду Дата подписания приёмного акта Место службы Состояние
«Полярная звезда» Зеленодольский судостроительный завод им. Горького 111 30 мая 2012 21.5.2014 2016 (план) Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России [www.zdship.ru/upload/information_system_18/1/1/3/item_1137/05.jpg Фото после спуска].
112 15 июня 2015 1 декабря 2020 (план) Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке.
113 15 июня 2015 1 декабря 2020 (план) Заказано в апреле 2020 года, стоимость — 8,66млрд. руб. Готовится к закладке.
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018
Строительство отложено. Планируется подписать контракт в 2017-2018

Из таможенников в пограничники

Другой участник церемонии – скоростной многоцелевой патрульный корабль береговой охраны ледового класса (иногда используется обозначение ПС) проекта 22120 (шифр «Пурга»). Чтобы он мог нести вахту во льдах, его корпус оснащен ледовым подкреплением. Это позволяет кораблю преодолевать льды толщиной более полуметра. Первая «Пурга» (заводской номер 050) была заложена в эллинге завода «Алмаз» в 2007 году по заказу Федеральной таможенной службы РФ.

Проект разработан петербургским ПКБ «Петробалт» (главный конструктор И. В. Щербаков).

Примерно в то же время встал вопрос о необходимости создания пограничного сторожевого корабля ледового плавания для использования в арктической зоне в целях защиты интересов нашей страны в высоких широтах. На тот момент ни Российская Федерация, ни другие государства, «положившие глаз» на природные ресурсы данного региона планеты, такими кораблями не располагали.

В ту пору Северное ПКБ совместно с Пограничной службой ФСБ работало над определением концепции такого корабля. Предполагалось объявить тендер от ФСБ на разработку с участием СПКБ и других предприятий. По замыслу сторожевое судно ледового плавания должно самостоятельно идти во льдах толщиной как минимум до полутора метров и не должно оказаться «слабее» тех гражданских судов с ледовым усилением, которые возят грузы по Северному морскому пути (СМП). По мнению специалистов, двух типоразмеров таких судов вполне достаточно для обеспечения экономических интересов России и охраны ее морских границ по всему побережью Северного Ледовитого океана в пределах как минимум морской экономической зоны России.

Вероятно, в силу этих обстоятельств после отказа ФТС от финансирования дальнейшей постройки проектом 22120 заинтересовалась Пограничная служба, для нее и было продолжено строительство. Уже 24 декабря 2009 года состоялась церемонии спуска на воду первого патрульного судна этого проекта для ПС ФСБ РФ.

Патрульное судно водоизмещением около 1023 тонн предназначено для охраны и защиты 200-мильной экономической зоны государства и контроля за рыболовством. Главная энергетическая установка корабля состоит из двух дизелей ABC 16M VZDC-1000-180 мощностью по 5440 лошадиных сил. Вооружение судна может включать 30-мм скорострельные пушки АК-306М и один легкий вертолет. 29 апреля текущего года на корабле ПС-581 был торжественно поднят флаг Морской пограничной службы ФСБ России. Внутри – современное оборудование слежения и контроля. Это позволит выполнять главную задачу – охранять территориальные воды России от браконьеров. Особенно остро эта проблема стоит на Дальнем Востоке, где и проходит службу первый корабль (в городе Невельске – административном центре Невельского района Сахалинской области). Несмотря на небольшое водоизмещение и размеры, ПС-581 способно действовать во льду толщиной до 0,8 метра: с верфей патрульное судно пришло в Невельск подзабытым СМП самостоятельно, без сопровождения.

25 ноября состоялась закладка второго патрульного (заводской номер 051). По мнению судостроителей, уже через год судно будет передано заказчику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector