Сторожевые корабли проекта 10410

Вооружение

Основное вооружение

Характеристики АК-630
ТТХ Значение ТТХ Значение
Скорострельность, выстр.\мин 4000-5000 Боевой расчет, чел. 1
Начальная скорость снаряда, м/с 1030 Масса установки, кг 3800
Дальность стрельбы, м 4000 Ресурс установки, выстр. 8000
Углы от −12° до +88° Углы 360°
Скорость ВН, °/с 50 Скорость ГН, °/с 70

Корабли проекта 22460 оснащены скорострельной шестиствольной 30-мм автоматической пушкой АК-630М. Разработанная в Тульском конструкторском бюро приборостроения, установка серийно выпускается предприятием «Туламашзавод». Пушка спроектирована для вооружения кораблей. Она может уничтожать противокорабельные ракеты, самолёты, вертолёты, , также эффективно поражать маломерные надводные цели и плавающие мины. Также пушка применяется для поражения сухопутных объектов: живой силы противника, укреплённых огневых точек.

Начальная скорость снаряда составляет 875 м/с, охлаждение стволов жидкостное, автономное. Разрабатывался проект 22460 и с возможностью размещения одной пушки А-220М, калибра 57 мм. При необходимости судостроители смогут выпустить корабль проекта 22460 в комплектации с пушкой А-220М вместо АК-630.

Дополнительное вооружение

В качестве дополнительного вооружения на патрульных кораблях проекта 22460 размещены два пулемёта «Корд» на одиночных станках по бокам боевой рубки. При необходимости экипаж может вооружаться переносными ракетно-зенитными комплексами «Игла». На корабле предусмотрено размещение четырёх противокорабельных ракет Х-35, однако в базовой комплектации они не устанавливаются.

Авиационное вооружение

Корабли проекта 22460 оснащены вертолётной площадкой, на которой может базироваться палубный вертолёт. С 2015 года холдинг «Вертолеты России» занимается модернизацией вертолёта Ка-226Т. Техническое задание предусматривает переоснащение вертолёта в палубный вариант. Одним из требований к вертолёту является наличие складывающихся лопастей винта.

Рассматривается возможность размещения на вертолёте крепежей для установки на них вооружения калибром до 7,62 мм, планируется оснастить экипажи вертолётов очками ночного видения.

На кораблях проекта 22460 не предусмотрено ангара для хранения вертолётов, винтокрылые машины будут базироваться на открытой вертолётной площадке.

Базовая модель вертолёта Ка-226, является развитием вертолёта Ка-26 и создана в 1996 году. Получив сертификат, модель серийно выпускается с 2003 года. Вертолёт Ка-226Т оснащён двигателем производства Франции — Arrius 2G. Данная модель вертолёта сертифицирована в 2010 году, дата начала производства неизвестна.

Тестовая модель Ка-226Т

Зеркальная антенна РЛС «Наяда»

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА КА-226 (КА-226Т)
Макс. взлетная масса, кг 3400 Размеры вертолета:
Двигатель (кол-во, тип, марка) 2 х Allison 250-C20R/2 или Arrius 2G Длина, м 8,1
Взлетная мощность, л.с. 2 × 460 или 2 × 670 Высота, м 4,19
Экипаж 1 Ширина, м 3,25
Нагрузка в транспортной кабине, кг 1046-1500 Диаметр несущего винта, м 13,0
Нагрузка на подвеске, кг 1300-1500
Макс. скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 197
Статический потолок, м 2000
Продолжительность полёта, ч 4,5
Дальность полёта, км 600
Практический потолок, м 5000

В случае необходимости, для выполнения различных задач, на корабле может базироваться БПЛА.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

  • Электронная противопожарная система SP-520M
  • «Наяда»
  • Радар «Балтика-М»
  • Система радиоразведки
  • Средства радиоэлектронной борьбы

Система береговой охраны существует

В настоящее время, с учетом концепции охраны государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа при тесном взаимодействии с таможенными органами, предлагается широкий спектр быстроходных кораблей и катеров, представляющих по существу систему кораблей и катеров береговой охраны водоизмещением от 10 до 2000 тонн.

Условно все корабли и катера, входящие в эту систему, могут быть разбиты на три группы. Первая группа – скоростные патрульные катера водоизмещением от 10 до 120 тонн для действий «по вызову» и несения дежурной службы в территориальных водах (сегодня это патрульные катера типа «Мангуст» проекта 12150, «Соболь» проекта 12200 и «Мираж» проекта 14310). Вторая группа – малые корабли типа «Светляк» проекта 10410 и его модификации, предназначенные для охраны закрытых морей и дальней прибрежной зоны (ПСКР типа «Спрут» проекта 6457С, типа «Рубин» проекта 22460 и типа «Пурга» проекта 22120). Третью группу представляют корабли открытого моря, водоизмещение таких кораблей – около 1600–1800 тонн.

Катера, обеспечивающие скорости хода около 50 узлов (проекты 10410, 12150, 12200, 14310, а также 20910 «Чилим»), позволяют по-новому строить систему патрулирования границы.

В настоящее время выполняется программа по развитию флота Пограничной службы ФСБ, корабли первой и второй групп постоянно поступают на вооружение морских пограничных частей. Ведутся работы и по кораблям открытого моря. Судя по годовому отчету ОАО «Северная верфь» за прошлый год, продолжаются в том числе проектные работы по сторожевому кораблю 1-го ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ проекта 22100 (шифр «Океан»), который предполагалось строить на этом судостроительном заводе. Сегодня альтернативы пограничным сторожевым кораблям 1-го ранга проекта 11351 («Воровский», «Дзержинский») нет, но и они не устраивают морских пограничников в полной мере. Хотя бы потому, что не являются кораблями ледового класса. Задачи по разработке проекта кардинально нового ПСКР поставили перед ЦМКБ «Алмаз». Соответствующие предложения были направлены проектантом Северо-Восточному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России.

В соответствии с эскизным проектом новый ПСКР, закладка которого запланирована на начало 2012 года, будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток. Современная энергетическая установка позволит увеличить дальность плавания корабля по сравнению с ПСКР 1135-го проекта в несколько раз. Кроме того, согласно проекту ПСКР сможет нести службу и в арктических широтах, преодолевая площади крупнобитого льда.

Еще один положительный момент – закрытые бак и корма корабля, благодаря чему новый ПСКР избежит обледенения. Будут предусмотрены катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт даже во время движения корабля-носителя. Вооружение – соответственно характеру выполняемых задач. На борту будет находиться вертолет.

Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек

Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.

Планируется, что головной пограничный сторожевой корабль нового проекта выйдет в море уже в 2015 году.

В то же время Северное ПКБ разрабатывает патрульный корабль открытого моря проекта 22160 водоизмещением 1300 тонн с энергетической установкой ДГТУ типа CODAG мощностью 25 000 киловатт. Еще в 2010 году Минпромторгом РФ был выбран головной исполнитель внешнеторгового контракта на поставку патрульного судна проекта 22160 для Малайзии.

А как будет изменяться корабельный состав морских частей Погранслужбы ФСБ России, покажет будущее. Пока просматриваются положительные тенденции.

Александр Карпенко,инженер

Конкуренты

Фактически тогда произошла смена эпох: ибо одновременно был поднят флаг на сторожевом катере типа «Светляк» (заводской номер 310). Морским пограничникам передали последний ПСКР 2-го ранга в серии из 10 единиц, построенных на «Алмазе». Катера этого проекта также строились в ОАО «Восточная верфь» и на Ярославском судостроительном заводе. Всего и Погранслужба ФСБ, и зарубежные заказчики закупили 36 «Светляков».

ПСКР «Светляк» был спроектирован в 80-х годах прошлого века и к началу XXI столетия уже не удовлетворял всем требованиям пограничников. К тому времени перед ними встали новые задачи: требовалось охранять экономическую зону, следить за порядком рыболовства и оберегать биоресурсы. Теперь понадобились более эффективные корабли, обладающие большей дальностью плавания и автономностью, с экипажами меньшей численности. Вместе с тем надлежало обеспечивать возросшие требования к обитаемости личного состава.

Как отметил руководитель Пограничной службы генерал армии Владимир Проничев, море активно используется трансграничными преступными группировками, в частности, для пиратства и нелегальной миграции. «Угрозы приобрели широкомасштабный характер, и для того чтобы противостоять им, необходимо создать эффективную систему береговой охраны», – сказал он.

Разработка и строительство новых ПСКР стали осуществляться в рамках Концепции развития корабельного состава пограничных органов Федеральной службы безопасности в целях унификации и создания для подразделений береговой охраны многофункционального корабельного состава с повышенной автономностью и дальностью плавания, скоростными характеристиками и улучшенными условиями жизнеобеспечения экипажа.

В 2006 году Северное ПКБ с проектом 22460 «Рубин» (главный конструктор Алексей Наумов) выиграло тендер Федеральной пограничной службы РФ на пограничный сторожевой корабль нового поколения. Одним из условий конкурса была небольшая стоимость постройки корабля, кроме того, по оценкам специалистов, победу обеспечил административный ресурс Северного ПКБ.

Основным конкурентом «Рубина» на тендере являлся ПСКР проекта 22100 ЦМКБ «Алмаз» с двумя газовыми турбинами. По новой программе предполагалось строительство патрульных кораблей для ФПС вести крупной серией и на нескольких предприятиях.

На тендере для ФПС имелось и другое предложение ПСКР от Северного ПКБ с вертолетом Ка-226 и 57-мм артиллерийской установкой (АУ) А-220М – развитие патрульного корабля проекта 22300. Это же бюро подготовило модификацию экспортного катера (патрульно-сторожевого корабля прибрежной зоны) ПС-500 с таким же составом вооружения. Модель одного из вариантов несколько раз демонстрировалась на выставке «Интерполитех» в Москве и Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. На основном варианте ПС-500 предусмотрена установка 100-мм корабельной арт-установки А-190Э, восьми ТПК с ракетами Х-35 (комплекс «Уран») и 30-мм автомата типа АК-630М.

ЦМКБ «Алмаз» для пограничников подготовило проект (обозначение – 12300П) патрульного корабля с вертолетом и одной 76-мм пушкой АК-176М, а также пулеметами. Базовый вариант – ракетно-артиллерийский корабль проекта 12300 «Скорпион» (главный конструктор Ю. В. Арсеньев) оснащен боевой информационно-управляющей системой «Сигма-12301», инерциальной системой навигации и стабилизации «Ладога-МЭ-12300», автоматизированным комплексом связи типа «Буран», изделием 6730-7 системы госопознавания, интегрированной навигационной системой «Горизонт-25». Набор этих средств типичный для российских кораблей малого водоизмещения. Основное вооружение «Скорпиона» – ракетный комплекс «Яхонт», 100-мм артустановка А-190 и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан».

Постройка и испытания

Схема сторожевого патрульного корабля проекта 22460

Корабль Заводской номер Верфь Заложен Спущен на воду Сдан заказчику
«Рубин» 501 «Алмаз» 3.09.2007 26.06.2009 13.11.2009
«Бриллиант» 502 «Алмаз» 12.05.2010 25.11.2011 26.06.2012
«Жемчуг» 503 «Алмаз» 22.12.2010 21.04.2012 21.09.2012
«Сапфир» 300 «Восточная верфь» 05.2012 6.08.2014 28.05.2015
«Изумруд» 504 «Алмаз» 21.09.2012 14.08.2013 27.07.2014
«Аметист» 505 «Алмаз» 2012 24.03.2014 3.10.2014
«Коралл» 301 «Восточная верфь» 05.2012 06.07.2015 17.12.2015
«Проворный» 506 «Алмаз» 27.06.2014 06.05.2016 11.11.2016
«Надёжный» 508 «Алмаз» 27.06.2014 26.05.2016 10.12.2016
«Преданный» 507 «Алмаз» конец 2014 07.04.2017 15.09.2017
«Дозорный» 302 «Восточная верфь» 12.2014 22.08.2017 25.05.2018
«Бдительный» 509 «Алмаз» 2015 21.04.2017 13.10.2017
«Безупречный» 510 «Алмаз» 24.05.2017 18.04.2018 10.10.2018
«Охотник» 511 «Алмаз» 4.09.2018 не спускался не сдавался

Схема дизельного судового двигателя MTU 16V4000, правая сторона

Стоимость строительства одного корабля в 2011 году составляла около 2,4 млрд. российских рублей. В такую стоимость обошлось строительство корабля «Сапфир» проекта 22460.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector