А были ли американцы на луне? самое простое и неоспоримое доказательство

Павший астронавт

В 1971 г экипаж «Аполлон 11» установил на поверхности Луны мемориал в честь погибших космонавтов. Однако имени Валентина Бондаренко на этом мемориале нет. В тот момент никто не знал о его трагической гибели. Обстоятельства смерти Валентина были раскрыты только 28 января 1986 года (в газете Известия).

Таблица. Погибшие космонавты

Теодор Фриман 31.10.1964 авиакатастрофа.
Чарльз Бассет 28.02.1966 авиакатастрофа
Эллиот Си-младший 28.02.1966 авиакатастрофа
Вирджилл Грисс 27.01.1967 пожар Аполлон 1
Роджер Чаффи 27.01.1967 пожар Аполлон 1
Эдвард Уайт 27.01.1967 пожар Аполлон 1
Комаров Владимир Михайлович 24.04.1967 отказ парашюта при посадке Союз1
Эдвард Гивенс 06.06.1967 автомобильная авария
Клифтон Уильямс 05.10.1967 авиакатастрофа
Гагарин Юрий Алексеевич 27.03.1968 авиакатастрофа
Беляев Павел Иванович 10.01.1970 болезнь
Добровольский Георгий 30.06.1971 возвращение Союз11
Пацаев Виктор Иванович 30.06.1971 возвращение Союз11
Волков Владислав Николаевич 30.06.1971 возвращение Союз11

Как видите, цена лунной гонки невероятно высока.

Эпоха покорения космоса

Несмотря на все тяготы ХХ века, начиная с 1950-х годов человечество приступило к освоению космического океана. Неудивительно, что мы начали с Луны – самого близкого к Земле небесного тела. Первые исследовательские аппараты отправились к спутнику нашей планеты в 1950-х годах. Но аэрокосмические технологии развивались так стремительно, что чуть больше чем через 10 лет в космос взмыл первый космический корабль, а следом первый человек ступил на поверхность Луны.

Но прежде чем оставить следы на лунной поверхности, нами был пройден большой путь – не могли же мы отправиться на Луну, ничего о ней не зная. Поэтому первыми посетителями спутника Земли стали роботы. Так, первым роботизированным аппаратом, удачно приземлившимся на Луну, стал советский аппарат Луна-2. Третья лунная экспедиция впоследствии запечатлела первые, размытые изображения темной стороны Луны. Два года спустя девять космических аппаратов NASA Ranger, запущенных в период с 1961 по 1965 годы, дали ученым возможность впервые близко рассмотреть поверхность Луны. А еще через два года Ranger-7 устремился к Луне и сделал более 4000 снимков за 15 минут прямо до того, как разбился о ее поверхность. Полученные изображения всех миссий «рейнджеров» позволили увидеть неровный рельеф Луны, а также разрешить потенциальные трудности в поисках места посадки.

Гонка вооружений в годы Холодной войны сделали путешествия в космос реальностью

В 1966 и 1967 годах NASA запустило пять лунных орбитальных миссий, которые были предназначены для облета Луны и составления карт ее поверхности – в рамках подготовки к последующим высадкам с экипажем. Эти орбитальные аппараты сфотографировали около 99% поверхности Луны. Таким образом, эти роботизированные зонды без экипажа проложили путь для гигантского скачка вперед в освоении космоса.

Взлет лунного модуля

Переодевшись, экипаж выбросил наружу обувь и другое снаряжение для уменьшения веса модуля. Баз Олдрин доложил в ЦУП, что кнопка запуска двигателей для взлета – сломана, вероятно один из астронавтов задел оборудование своим снаряжением. Было выявлено, что нажатие кнопки можно будет произвести при помощи фломастера, который был на борту лунного модуля. После приема пищи астронавты надели скафандры и начали разгерметизацию. Примечательно, что под их ногтями осталась лунная пыль, которую так и не удалось вычистить. Перед экипажем стояла задача выспаться перед взлетом, однако это было затруднительно по нескольким причинам: астронавты были в скафандрах, в кабине было мало места и холодно (+ 16°С), отвлекал шум работающих насосов модуля и свет Солнца, пробивающийся через занавески иллюминатора. И если Олдрин перерывами спал около двух часов, то Армстронг так и не уснул.

Спустя 21 час и 36 минут нахождения на Луне «Орел» начал взлет. Примечательно, что во время взлета Олдрин увидел в иллюминатор, что в результате работы реактивного двигателя установленный флаг упал. Через четыре с половиной часа после взлета, лунный и командный модули сблизились до 30-ти метров. После стыковки, астронавты Армстронг и Олдрин очистили свою одежду от реголита при помощи пылесоса, и перешли в командный модуль, где их ожидал Коллинз.

Полет и высадка американцев на Луну

Неудачные запуски ракет, которые, к сожалению, периодически возникают у всех космических стран, подогревают наши сомнения. Если даже сегодня мы не можем обеспечить безопасный старт то, как это можно было сделать в середине прошлого столетия?

Немного предыстории

Но ведь никто и не утверждает, что все полеты к Луне были успешными. Прежде чем американцы отправили свой экипаж, обе страны – участницы «лунной гонки» совершили по 3 десятка удачных и провальных запусков.

И если первые космические аппараты, достигающие Луны, разбивались о ее поверхность на огромной скорости, то в 1966 году удалось добиться мягкой посадки. Первыми посадить корабль без повреждений сумели советы. «Луна 9» пришвартовалась в Океане бурь31 января 1966 года. Менее чем через год Союз повторил свой успех. «Луна 13» совершила мягкую посадку 21 декабря 1966 года. Далее последовала череда неудач. 6 провальных запусков. Лишь в 1970 году «Луна 16» без проблем добралась до спутника, собрала образцы лунного грунта и успешно вернулась на Землю. Американцы же сумели мягко посадить свой «Сюрвейр 1» 30 мая 1966 г.

Как видим, обе страны шли буквально «ноздря в ноздрю». Сейчас сложно сказать, что позволяло разработчикам действовать практически синхронно. Была ли это эффективная работа спецслужб или, наоборот, недоработка контрразведки. А может ученые двух стран самостоятельно приходили к похожим умозаключениям. Мы никогда не узнаем этого.

Год полета американцев на Луну

Была ли лунная гонка частью холодной войны? Безусловно. Стремление доказать свое превосходство не покидало руководителей двух антиподных систем ни на минуту. Причем доказать свое превосходство необходимо было не только на Земле. Космос. Марс и Луна – вот что требовалось покорить в ближайшие годы. В первое время советские конструкторы уверенно лидировали в этом безумном состязании, но так не могло продолжаться постоянно. Американцам нужен был реванш, и они его получили. В июле 1969 года экипаж Аполлон 11 достиг поверхности Луны.

Исторический полет транслировали почти все телеканалы мира. Миллионы людей наблюдали за действами американских астронавтов в прямом эфире. К сожалению, советские и китайские граждане такой чести не удостоились. Союз и Китай отказались от показа по ТВ. Конечно, сотрудники космической отрасли СССР следили за одиннадцатым аполлоном непрерывно. Но основная часть населения такой возможности была лишена.

Экипаж Аполлон 11

  • Нил Армстронг – командир.
  • Майкл Коллинз – пилот командного модуля.
  • Базз Олдрин – пилот лунного модуля.

Для каждого из астронавтов это был второй и последний полет. Никто из них никогда больше не покидал Землю.

Теория «лунного заговора»

В 1974 году свет увидела книга американца Билла Кейзинга «Мы никогда не летали на Луну». Она стала началом распространения теории «лунного заговора». У Кейзинга были основания поднимать эту тему, так как он работал в компании «Rocketdyne», строившей ракетные двигатели для программы Apollo.

В качестве аргументов подтверждающих инсценировку полётов на Луну автор обращает внимание на казусы «лунных фотоснимков» – неровность теней, отсутствие звёзд, малый размер Земли. Кейзинг также ссылается на недостаточную технологическую оснащенность НАСА к моменту реализации лунной программы

Число сторонников «лунного заговора» быстро росло, как и увеличивалось количество разоблачений пилотируемого полёта на Луну. Так Дэвид Перси – член британского Королевского фотографического общества — сделал уже более подробный анализ фотоснимков, предоставленных НАСА. Он утверждал, что при отсутствии атмосферы тени на Луне должны быть абсолютно чёрными, а разнонаправленность этих теней дала ему повод предположить наличие нескольких источников освещения.

Скандал вокруг миссии «Аполлон-15»

Экипаж миссии вскоре после прибытия на Землю оказался в центре скандала. Выяснилось, что они без разрешения руководства миссией взяли с собой в полет на Луну и привезли обратно 398 конвертов с марками. Оказалось, что астронавты еще до полета договорились с частным лицом о продаже этих конвертов. По условиям сделки, 298 конвертов оставались у астронавтов, а оставшуюся сотню они должны были передать за вознаграждение покупателю. За услуги каждый астронавт получил по 7000 долларов. Вскоре это об этом узнали в NASA.

Конверты и марки, которые пытались продать астронавты

Поднялась большая шумиха. Дошло даже до Конгресса США. В результате, все 298 конвертов были конфискованы, а астронавты подвергнуты дисциплинарной ответственности и отстранены от подготовки к дальнейшим полетам, а позже вообще уволены из NASA.

«Сатурн 5»

Лунная программа финансировалась в размере 5% от
федерального бюджета. СССР таких расходов позволить себе не мог. Вернер фон
Браун, негласно соперничающий с С.П. Королевым, создал ракету «Сатурн V». Это самая мощная до
сегодняшнего дня ракета высотой 110 м и весом 3 тыс. тонн. 90% от ее массы –
топливо. «Сатурн» выдержал 13 успешных запусков, сейчас находится на мысе
Канаверал в музее.

С.П. Королев создал ракету Н-1, которая также
предназначалась для полетов на спутник Земли. Технологически она уступала
«Сатурну». На 4-х кратные испытания оказались провальными, ракета взорвалась. На
большее у русских не хватило финансирования. В 1988 году СССР построил аналогичные
«Сатурну» ракеты – «Энергия» и «Буран». Но полеты к Луне в то время уже были не
актуальны. Эти мощные аппараты оказались невостребованными и пользы советской
космонавтике никакой не принесли.

Американский космодром на мысе Канаверал расположен почти на
экваторе, и вращение Земли помогает при старте. Отработанные ступени падают в
Атлантический океан, сводя до минимума угрозу, что кто-то пострадает.

При полете космонавты находятся на самой вершине ракеты
«Сатурн 5». Система безопасности продумана – имеется большой шанс, что
астронавты спасутся, если возникнет аварийная ситуация. Спасательный модуль был
испытан, но ни разу не использован, поскольку никаких форс-мажоров так и не
возникло.

Предположения о несостоявшейся высадке американцев на Луну

Пресса начала активно интересоваться дальнейшей судьбой всех 33 участников программы «Аполлон». Было установлено, что треть астронавтов погибли в различных катастрофах. Подобные совпадения начали гулять в СМИ, а кадры стали объектом изучения почти каждого человека, проявлявшего интерес к космонавтике – в то время почти всех. Много вопросов вызывал флаг, который будто бы реял на ветру, хотя американцы на Луне вряд ли обнаружили бы воздух – атмосферы на спутнике нет. Теория инсценировки полета начала набирать обороты

Обращали внимание на подозрительно четкий оставленный отпечаток подошвы астронавтов, что не характерно для микрозернистой структуры лунной поверхности, на отсутствие звезд и, конечно, американский флаг

Возращение на Землю

Наступал четвёртый этап полёта, возвращение домой. Он довольно похож на то, что мы уже описывали ранее. На дальний от нас стороне Луны, двигатель служебного модуля включался на две с половиной минуты. Это позволяло вытянуть орбиту по нашу сторону от Луны. По аналогии такая орбита называется трансземной. Путешествие занимала ещё трое суток.

Не забывайте, что в служебном модуле находились топливные ячейки и электроника. Поэтому попасть в него было невозможно до конца пути. Все трое астронавтов находились в небольшом командном модуле. Просто кошмар для клаустрофобов.

Как только корабль возвращался на околоземную орбиту, необходимость в служебном модуле отпадала. Мы начинали с гигантской ракеты, а теперь на Землю возвращается лишь крошечная её часть.
Кульминацией миссии является вход в атмосферу Земли. До сих пор дно командного модуля была защищена служебным модулем, но теперь там остался лишь тепловой щит.

Вы наверняка знаете, что вход в атмосферу опасное занятие из-за трения, аппарат нагревается до огромных температур.
Тепловой щит защищает модуль от перегрева, в первые минуты входа в плотные слои атмосферы.
Внизу в океане, возвращение астронавтов ожидает авианосец, в 5 километров над поверхностью раскрываются парашюты, они позволяют замедлить аппарат ещё сильнее.

На этом самая сложная часть завершена, остаётся только ждать, астронавтам приводнения, а командному центру успешного обнаружения.

Два с половиной миллиона километров, одна высадка на Луну, одна сложнейшая миссия. Вот так побывали США на Луне.

Почему космонавты чувствуют себя так плохо?

Во всех этих рассуждениях и выводах есть два ключевых слова: «теснота» и «невесомость».

Естественные нужды

Необходимо отметить, что объёмы жилых помещений американских капсул были заметно меньше советских. Космонавт В. Быковский впервые смог осуществить дефекацию в состоянии невесомости только в 1963 году на Востоке 5. Ерунда скажите вы, вы только представьте пролежать 5 (пять!) суток в капсуле объёмом 1,6 куб. метра, испытывая перегрузки, да ещё и без всяких гигиенических условий.

Капсула американцев, она ещё меньше – 1,2 куб. метра. В ней астронавт находится неделю, в практически неподвижном состоянии и ходит под себя. И, они бодро выпрыгивают из капсулы и шествует на торжественные мероприятия.

Помимо размеров, было ещё одно преимущество «Союзов» перед «Джемини» и «Аполлонами». В «Союзе» был санузел для естественных нужд в отсутствии гравитации, а у американцев не было! Американским астронавтам предлагалось использовать памперсы и полиэтиленовые мешки. Можно представить, как к концу полёта члены экипажа дурно пахли, если бы эти полёты были реальными.

Вообще, проблема обеспечения жизнедеятельности людей в космосе, это отдельная большая тема, и, «туалетный» вопрос, это ещё один кирпичик в стене обмана американцев про полёты в космос.

Сравните американский и советский космический туалет.

Гиподинамия

Вернёмся к тесноте. Размеры капсул пилотов, таковы, что всякие движения очень ограничены. Невесомость и гиподинамия, на пару разрушали здоровье космонавтов. Ещё раз отметим, что в американских экипажах каждому члену отводилось в 3,5 раза меньше места, чем в советских «Союзах». И если после возвращения из космоса советские космонавты практически без сил, и не могут выйти из капсул без посторонней помощи, то каковы же должны быть последствия у американских космонавтов, проводящим полёт в ещё большей тесноте, и испытывающих гиподинамию в большей степени.

Как следствие тесноты в пилотируемых капсулах, в невесомости, гиподинамия развивается усиленными темпами, как ей противостоять в 60–70-х годах прошлого века никто не знал. Отсутствие физических нагрузок во время пребывания в космосе делало тела космонавтов совершенно не подготовленными к приземлению. А последней каплей, был именно спуск, когда на ослабленный организм, обрушивались многократные перегрузки.

Невесомость

В головном мозге, при отсутствии привычной гравитации, невесомости, наблюдается, пусть и небольшое, но ощутимое нарушение работы отделов мозга. Картина в целом напоминает сотрясение головного мозга на Земле: тошнота, координация движений нарушена, головная боль и так далее. Все эти симптомы обратимы, после нескольких дней покоя, человек с сотрясением мозга на Земле постепенно восстанавливается, и симптомы исчезают. Длительное пребывание в невесомости, а потом резкое приземление, и появление силы тяжести на Земле оказывают на головной мозг космонавта воздействие, схожее с сотрясением, и многократно усиленное перегрузками.

Посадка на Луну

На четвертый день «Аполлон-11» вошел в гравитационное воздействие Луны, которое уже превышало гравитационную силу Земли. Корабль оказался на окололунной орбите. В это время было выполнено несколько снимков лунной поверхности, а также проведена видеосъемка. После выбора места посадки астронавты Армстронг и Олдрин вновь перешли в лунный модуль и на 13-м витке, над обратной стороной Луны, командный и лунный модуль отделились друг от друга. «Колумбия» продолжила движение по окололунной орбите вместе с Майклом Коллинзом, в то время как «Орел» начал спуск на Луну. Коллинз заметил с борта «Колумбии», что лунный модуль летит вверх ногами, на что Нил Армстронг ответил: «Кто-то из нас летит вверх ногами».

За 460 метров до посадки астронавт Армстронг заметил, что автопилот направил лунный модуль на край кратера, который был окружен множеством 2-3-хметровых валунов. По этой причине командир лунного модуля взял управления двигателями ориентации на себя и сменил траекторию корабля. Вскоре появилось уведомление о том, что осталось всего 8% топлива, позже – 5%, начался обратный отсчет. По истечении 94-х секунд у экипажа будет 20 секунд для посадки модуля, либо для прерывания посадки и последующего взлета.

В момент посадки модуля пульс астронавта Армстронга поднялся до 150-ти ударов в минуту. За 21 секунду до окончания топлива для посадки, лунный модуль «Орел» прилунился на поверхность спутника.

Пятая высадка на Луну – «Аполлон-16»

Слева направо: Томас Маттингли, Джон Янг, Чарльз Дьюк.

Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими астронавтами, которым удалось посетить лунную поверхность. Томас Маттингли ждал их на орбите спутника. К слову, эта миссия могла не состояться. Когда корабль вышел на лунную орбиту в двигателе контрольно-обслуживающего модуля возникли неполадки. Задержка посадки составила 6 часов. За это время корабль успел совершить 11 витков вокруг спутника. Проблема в итоге была решена и «Аполлону-16» разрешили продолжить запланированную посадку. После прилунения оказалось, что посадочный модуль находится на возвышенности и немного наклонен.

На Луне астронавты провели 71 час, с 21 по 23 апреля 1972 года. В течение этого времени они совершили три выхода на поверхность общей продолжительностью 20 часов и 14 минут, а также накатали 26,7 километров на луноходе. Более того, они установили рекорд скорости передвижения по Луне на лунном автомобиле — 18 км/ч.

На лунную поверхность были доставлены: детектор космических лучей и ультрафиолетовая фотокамера и сейсмометры.

А еще астронавты провели серию взрывов для проверки установленных сейсмических датчиков. Для этого использовалось два десятка зарядов взрывчатки, а также миномет! Этот эксперимент рассказал ученым о подповерхностной структуре лунного грунта (реголита), а также о скорости распространения звука в нем.

Один из зарядов.

На фото — миномет для активного сейсмического эксперимента.

В ходе миссии «Аполлон-16» астронавты собрали и доставили на Землю 96,7 килограммов образцов лунного грунта. Кроме того, астронавты привезли на Землю 3793,5 м фото- и кинопленки, отснятой на Луне и окололунной орбите.

На Луне

В течение первых двух часов пребывания на Луне Нил Армстронг и Эдвин Олдрин занимались имитацией предстартовой подготовки на случай, если по каким-либо причинам возникла бы необходимость досрочно прервать пребывание на Луне. Астронавты смотрели в иллюминаторы и рассказывали Хьюстону о своих первых впечатлениях.

Перед выходом на Луну Олдрин, как старейшина пресвитерианской церкви, провёл краткую частную церковную службу, совершив Евхаристию (в переводе с греческого «благодарение»). Свято́е Прича́стие — христианский обряд, заключающийся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении.

Держась правой рукой за лестницу, Армстронг левой ногой ступил на лунную поверхность (правая оставалась на тарелке) и произнёс: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Всё ещё продолжая держаться рукой за лестницу, Армстронг шагнул на грунт и правой ногой. По его словам, мелкие частицы грунта походили на порошок, который можно легко подбросить вверх. Они прилипали тонкими слоями к подошвам и бокам лунных ботинок, как измельчённый древесный уголь. Ноги утопали в нём совсем немного, не более чем на 0,3 см. Но Армстронг мог видеть свои следы на поверхности. Астронавт сообщил, что двигаться на Луне совсем несложно, в действительности это даже проще, чем во время имитаций 1/6 земного притяжения на Земле. По наблюдениям Армстронга, двигатель посадочной ступени не оставил никакого кратера на поверхности, лунный модуль стоял на очень ровном месте. Олдрин передал Армстронгу фотокамеру, и тот начал снимать первую лунную панораму. Хьюстон напомнил ему об аварийном образце лунного грунта (на случай, если пребывание на Луне пришлось бы в экстренном порядке прервать). Армстронг собрал его с помощью специального приспособления, похожего на небольшой сачок, и положил в мешочке в набедренный карман скафандра. Масса аварийного образца составила 1015,29 г. Он состоял из реголита и четырёх небольших камней примерно по 50 г каждый. Через 15 минут после того, как Армстронг сделал первый шаг на Луне, из кабины начал спускаться и Олдрин. Они снимали окрестности места посадки, Олдрин поставил экран коллектора солнечного ветра (он представлял собой лист алюминиевой фольги шириной 30 см и длиной 140 см и предназначался для улавливания ионов гелия, неона и аргона. Потом оба астронавта установили флаг США.

Пока Армстронг готовил инструменты для сбора образцов лунного грунта, Олдрин опробовал различные способы передвижения. Он сообщил, что прыжки с одновременным отталкиванием двумя ногами, наподобие кенгуру, получаются хорошо, но для перемещения вперёд традиционный способ всё-таки предпочтительнее.

Собрав образцы грунта, астронавты начали размещать комплект научных приборов: пассивный сейсмометра и уголковый отражатель для лазерной локации Луны.

Ночь они провели на Луне, в кабине модуля в скафандрах, шлемах и перчатках, чтобы дышать чистым кислородом, а не лунной пылью (внутри лунного модуля всё было сильно ею испачкано). Кабину не удалось полностью затемнить: шторки на иллюминаторах оказались не совсем светонепроницаемыми, сквозь них была видна линия горизонта, а через телескоп оптического визирования проникал яркий свет Земли. Кроме того, в кабине было +16, и астронавты мерзли, так что поспать им почти не удалось.

Взлет с Луны

После подъёма астронавты начали готовиться к взлёту. Они пробыли на Луне в общей сложности 21 час 36 минут 21 секунду. Первые 10 секунд «Орёл» поднимался строго вертикально. Через 7 минут «Орёл» вышел на промежуточную орбиту. Примерно через час после взлёта, когда оба корабля находились над обратной стороной Луны, Армстронг включил двигатели системы ориентации. Лунный модуль перешёл на почти круговую орбиту. В результате ещё нескольких последовательных манёвров через три с половиной часа после взлёта «Орёл» и «Колумбия» сблизились до расстояния 30 м и зависли неподвижно относительно друг друга. Далее Коллинз вручную произвёл окончательное сближение и стыковку. Затем он надул переходной туннель, открыл люк и передал Армстронгу и Олдрину пылесос. Они, насколько было возможно, почистили скафандры и всё, что предстояло перенести в командный модуль. Коллинз стал третьим человеком, увидевшим лунный грунт. Армстронг, не открывая, показал ему пакет с аварийными образцами. Вскоре после того, как Армстронг и Олдрин перешли в командный модуль, взлётная ступень «Орла» была сброшена. Она осталась на орбите, но со временем должна была упасть на Луну. Коллинз 7-секундным включением двигателей системы ориентации отвёл «Колумбию» на безопасное расстояние. Когда манёвр был завершён, Армстронг и Олдрин сняли свои скафандры, которые были надеты на них с предыдущего дня. 24 июля корабль приводнился в 3 км от расчётной точки и в 24 км от авианосца «Хорнет».

На Луне

Итак, США на Луне, первые два часа астронавты в посадочном модуле были заняты предстартовой подготовкой, так как если бы им действительно нужно было взлетать, не выходя на поверхность. Это было необходимо в целях безопасности, думаю вы уже догадались, но всё прошло удачно.
Так что пора опустить лестницу, произнести историческую фразу, воткнуть флаг, собрать немного образцов грунта и провести несколько опытов.

К слову до непосредственно исторического шага на поверхность первый астронавт должен был тщательно проверить сможет ли он забраться на ступень лестницы с поверхности. Активировать телекамеру и выбросить собравшийся в модуле мусор.

Первый выход на поверхность продлился всего 2 часа 31 минуту и 40 секунд. Астронавты на Луне не отходили от посадочного модуля более чем на 60 метров.

Возвращением в модуль завершился второй важный этап миссии. Первых астронавтов ждала бессонная ночь, а последних, отдых перед предстоящими выходами на поверхность, но в итоге всех её ждал третий этап, взлёт с Луны и стыковка с командным модулем.

Что после колонизации?

Базовыми целями колонизации станут изучение лунной топографии, геоморфологии, химии, геологии и возможность наблюдения за космосом. Многие технологии, которые испытывают применительно к лунным программам, найдут применение и на нашей планете: в энергетике, строительстве, транспорте, добыче ресурсов.

После того, как на Луне появятся города со своей экосистемой, отдаленно напоминающие те, что были показаны в фильме «К звездам» (Ad Astra), человечество, скорее всего, будет готово к следующему шагу. Одна из идей программы Artemis заключается в том, чтобы превратить Луну в полигон для испытания технологий и смоделировать предстоящий полет на Марс. Затем лунные базы станут отправной точкой для миссий на Красную планету — ведь это обойдется в разы дешевле, чем запуск с Земли.

Строительство первых баз

Планы NASA по освоению планеты на данный момент связаны с районом в окрестностях кратера Шеклтона на Южном полюсе Луны диаметром 20,9 км и глубиной 4,2 км. Исследования начнет луноход VIPER. Он будет искать ресурсы, которые понадобятся для колонии, в первую очередь воду. Когда ученые получат данные от лунохода, они смогут скорректировать свои планы.

Перед созданием полноценной базы Lunar Surface Asset NASA планирует организовать малый лагерь Artemis Base Camp, который будет состоять только из трех частей.

  • Двухместного негерметичного вездехода (Lunar Terrain Vehicle). Астронавты смогут перемещаться в нем на небольшие расстояния (до 20 км) в новых скафандрах Exploration Extravehicular Mobility Unit.
  • Высокотехнологичного фургона, который называют «мобильной обитаемой платформой» (Habitable Mobility Platform). Он будет герметичным, с системами жизнеобеспечения. Люди смогут проводить в нем до 45 дней. Предназначен для дальних поездок за пределы лагеря.
  • Неподвижной платформы (Foundation Surface Habitat), которая сможет разместить до четырех астронавтов для жизни на Луне по несколько месяцев.

С каждой новой миссией базовый лагерь будет разрастаться. Конечный вид не определен — он зависит от технологий и результатов исследований. Инициатива Lunar Surface Asset предполагает раскопки и производство энергии, а значит размещение техники, солнечных батарей и реакторов.

Концепт базового лагеря на Южном полюсе Луны

(Фото: NASA)

В лагере и его окрестностях будет много исследовательских роботов-помощников, похожих на миниатюрный хоппер Micro-Nova, который разрабатывает Университет Аризоны, и специальной техники по типу робота-экскаватора RASSOR, умеющего копать в условиях, близких к невесомости. Российско-китайская программа тоже делает ставку на рои мини-роботов (группы машин, объединенные одной задачей), прыгающих роботов, планетоходы.

Со временем в базовом лагере может появиться управляемый грузовик, который будет доставлять грузы по всей Луне. Европейское космическое агентство (ESA) разрабатывает многофункциональный грузовой модуль, который сможет спускать с орбиты до 1,5 тонны груза (этап исследования закончится в 2022 году). В планах — установка радиотелескопа на «заднем дворе», пишет NASA, имея в виду обратную сторону Луны. Им будут управлять удаленно.

Фото: ESA

Есть и другие идеи, как развивать инфраструктуру на Луне — они касаются вопросов логистики. Так, в октябре 2021 года группа ученых из Международного космического университета предложила использовать многоразовый корабль SpaceX Lunar Starship, разработанный компанией Илона Маска, и его систему приземления HLS в качестве фундамента лунной базы. Преимущество проекта в том, что он позволит астронавтам относительно быстро (за 180 дней) развернуть полноценный жилой модуль объемом 2500 м³ (в 2,5 раза больше МКС).

Концепт лунного модуля

(Фото: Foster + Partners)

Не исключено, что к 2050 году появятся не только базы на поверхности, но и подземные станции. В 2010 году на Лунной конференции в Пекине группа ученых представила план многомодульной станции с научным центром и теплицей для выращивания овощей и зерновых. Слой реголита над модулями будет защищать людей от солнечной радиации. План может быть проще в реализации, если строить станцию в уже существующих на Луне пещерах и лавовых трубах, которые возникли там в результате древней вулканической активности.

Одну такую пещеру в 2017 году обнаружил японский аппарат SELENE, она образовалась 3,5 млрд лет назад, имеет высоту 100 м и глубину 50 км. Европейское космическое агентство планирует в будущем исследовать другие перспективные пещеры с помощью шарообразного зонда и роя роботов.

Газета Wall Street Journal также предрекает строительство дорог («базовой технологии человечества»), но это скорее всего случится лишь через десятки лет.

Новая гонка за Луну

В 2020 году NASA представила многоэтапный план Artemis, названный в честь Артемиды — богини охоты, плодородия и Луны. Программа стартует с участием роботов (первый запуск намечен на февраль 2022 года). Сначала две миссии доставят на Луну научные грузы, включая луноход Volatiles Investigating Polar Exploration Rover (VIPER). В 2025 году начнется этап с участием людей. Четыре человека прилетят на корабле Orion к космической станции на орбите Луны Gateway (аналог МКС, главным подрядчиком по доставке грузов которой будет SpaceX Илона Маска).

После этого люди, наконец, высадятся на поверхность спутника и пробудут там неделю. Они разобьют базовый лагерь, а к 2028 году на Луне появится небольшая станция Lunar Surface Asset — первая база с постоянным экипажем.

Основной конкурент NASA в лунной гонке — Россия и Китай с совместной программой IRLS (Международная лунная исследовательская станция). Дорожную карту «Роскосмос» и Китайское национальное космическое управление представили летом 2021 года на форуме GLEX.

В рамках IRLS запланировано 14 миссий. В 2021 году начался этап разведки, к 2025 году ученые выберут место для лунной базы, строительство которой пройдет с 2026 по 2035 гг., с 2036 года начнется полноценная работа с участием людей. Поддерживать базу, как и у NASA, будет орбитальная станция в окололунном пространстве, через которую будет происходить сообщение между Землей и ее естественным спутником.

Как устроиться в астронавты NASA?

Если вам всегда хотелось увидеть своими глазами Луну или Марс, ваше время пришло: впервые за несколько лет NASA начало принимать заявки будущих кандидатов в астронавты всемирно известного космического агентства. Однако поторопитесь: начинающие исследователи Луны и Марса должны успеть подать долгожданную заявку до 31 марта.

Как показывает практика, призыв большого количества астронавтов происходит как раз в то время, когда NASA готовится к совершению очередной грандиозной миссии. В этот раз организация намерена осуществить новый набор ввиду активной подготовки новой миссии под названием “Артемида”, подразумевающей возвращение астронавтов на Луну спустя почти пятидесятилетний перерыв.

Для того, чтобы ваша заявка в астронавты была одобрена, вам будет необходимо пройти строгий отбор, определяющий ряд важных качеств для успешного выполнения миссии, а также суметь обойти остальных конкурентов. Так, во время отбора в 2015 году было зарегистрировано рекордное число заявок в астронавты — 18300, однако после почти двухлетней интенсивной подготовки лишь 11 астронавтов смогли закончить обучение в школе NASA.

Миссия “Артемида” доставит на Луну двоих астронавтов — мужчину и женщину

Хотя становление астронавтом может показаться кому-то довольно трудной задачей, Стив Кернер, директор по полетным операциям NASA, считает, что настоящему энтузиасту все может быть по плечу. Те, кто подаст заявку, скорее всего, будут соревноваться с тысячами тех, кто мечтал и работал над полетом в космос столько, сколько они себя помнят. Однако среди всех претендентов предпочтение будет отдаваться тем, кто действительно будет готов для выполнения сложных миссий по освоению космоса.

Как вы могли уже догадаться, наиболее предпочтительными кандидатами для совершения космических полетов будут являться те специалисты, чьи профессиональные навыки могут помочь в случае возникновения внештатных ситуаций. Основные требования в этом случае будут включать в себя наличие степени магистра в областях, связанных с инженерией, биологическими, физическими, математическими и компьютерными науками, владение которыми может быть доказано дипломом, полученным в аккредитованном учреждении. Требование к получению степени магистра также может быть удовлетворено путем наличия законченной степени доктора медицины.

Завершение отбора астронавтов планируется к июню 2021 года, а весь обозначенный период времени кандидаты должны будут проходить обучение в школе NASA, одновременно с этим улучшая свою физическую подготовку к длительному космическому полету. После завершения обучения новые астронавты отправятся на МКС, где они смогут принять участие в экспериментах, направленных на подготовку к полету на Луну и Марс.

Известно, что после возвращения на Луну в 2024 году, NASA планирует отправлять астронавтов на поверхность спутника один раз в год при помощи космического корабля “Орион”. После создания на Луне постоянно обитаемой базы, ученые надеются установить круглосуточный режим исследования Луны к 2028 году. Полученный в результате проведения данной миссии опыт подготовит NASA к отправке первых людей на Марс в середине 2030-х годов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector