Танк т-34 в годы второй мировой войны: устройство, технические характеристики, вооружение, действия экипажа
Содержание:
- Бой вслепую
- Историческая справка
- В чем Т-34 лучший?
- Неуязвимый танк
- Технические характеристики Т-34 76 в сравнении с аналогами
- Весенний или зимний?
- Заокеанские рекомендации
- Недостатки
- История создания Т-34
- От войны до войны
- Нереализованный проект T-34М
- История создания танка Т-34
- Приказ веселиться и ставить ели
- Историческая справка
Бой вслепую
Но один из самых главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. А ведь кто раньше увидел врага — тот быстрее поразил цель. Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир. Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.
В воспоминаниях немецких танкистов такая проблема Т-34 упоминается достаточно часто, поскольку на поле боя она приводила к катастрофическим последствиям для советских танков. Об этом можно судить из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), воевавшего на T-IV под Прохоровкой.
Немецкий танк, находившийся в самой гуще советских танков, вел по ним огонь, подбив при этом 14 целей, но так и не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моей роты оказались на удивление невысокими. Полностью были потеряны лишь те две машины, гибель которых я видел в самом начале боя. В двух остальных ротах полностью потерянных машин не было. В нашей полосе обороны было больше сотни подбитых русских танков».
Удивительно, но о том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней,военные знали еще до войны. В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Но дело тормозилось проблемами с отработкой дизеля. При том что и дизель В-2 в Т-34 был крайне надежен.
Небольшой ресурс хода приводил к тому, что до войны танки Т-34 ставили в консервацию, стараясь сохранить ресурс, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26. В результате к началу войны было подготовлено не более 150 экипажей для танков Т-34. После начала войны обучиться в короткий срок на новую машину не предоставлялось возможным. Поэтому высокие потери Т-34 обусловлены, в том числе, и неумелыми действиями экипажа.
Т-34 внутри. Слева — рабочее место механика-водителя, справа — стрелка-радиста
Через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г. Жукову в августе 1943 года: «…Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня…».
Историческая справка
Буквенно-цифровое сочетание «Т-34» используется компанией Wargaming.net в общеупотребимом значении для указания на реальные танки и прототипы Второй мировой войны и послевоенного времени. Компания Wargaming.net не использует буквенно-цифровое сочетание «Т-34» в качестве товарного знака для индивидуализации каких-либо конкретных товаров, работ или услуг, не является его лицензиатом и не связана договорными или иными отношениями с его правообладателями (АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», Баженский Михаил Юрьевич). Подробнее здесь
-
Основная статья: История Т-34-85
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34 и легкобронированные легкие танки Т-60 и Т-70. При этом, основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действий противотанковой артиллерии, от мин и т. д.
Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием, более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн, что привело к незначительному снижению динамических характеристик.
С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков, (образцы 1940÷1943 гг.), получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53 (ЗиС-С-53), имел трехместную башню увеличенного размера (диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм), что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.
Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.
Вторая мировая война
Несмотря на ряд очень серьёзных усовершенствований Т-34, его боевые характеристики во второй половине войны нельзя было признать полностью удовлетворительными на фоне улучшения немецких танков и противотанковых средств.
Малоуязвимый в 1941 году для практически любых немецких танков и противотанковых средств (даже в старом варианте, более слабо вооружённом и бронированном), Т-34 в конце войны уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам и штурмовым орудиям (которые, впрочем, всё же имели далеко не абсолютное преимущество во всех ситуациях боя, не говоря уже о том, что относились к другому классу по массе, дороговизне производства, часто проигрывали в подвижности, не говоря уже об их количественном недостатке и технологических сложностях конца войны, сказавшихся, например, на качестве их брони). Т-34 оказался недостаточно защищён и от средств немецкой пехотной ПТО, включавшей к тому времени новейшие реактивные противотанковые гранатомёты, хотя немецкие танки не в меньшей степени страдали от огня гранатомётов типа «базуки» американского производства. В результате в 1945 году примерно 90 % попаданий в Т-34 приводило к пробитию брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением, причем ведущая роль в борьбе с танками противника перешла в заметной мере к тяжелым танкам, таким, как ИС-2, и САУ; тем не менее Т-34, оставаясь советским основным танком, сыграл неоценимую положительную роль во второй половине войны, что отчасти объясняется улучшением управления танковыми войсками, лучше налаженным взаимодействием с другими родами войск, особенно с авиацией, а также очень хорошей мобильностью и остававшимися всё же довольно достойными бронированием и огневой мощью. Не последнюю роль играла и увеличившаяся к этому времени надежность танка, и, конечно же, массовость производства. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР.
После 1945 года
После Второй мировой войны Т-34-85 активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Легендарные 34ки оставались на вооружении некоторых стран вплоть до конца XX века, и принимали участие во вьетнамской войне.
В чем Т-34 лучший?
Еще одно серьезное достоинство Т-34 – дешевизна производства. За все время выпустили порядка 65 тысяч экземпляров танка, а это считается Мировым рекордом. То есть, это самая массовая боевая машина вообще в истории. Во многих рейтингах «тридцать четвертый» фигурирует на первой строчке, Эту позицию объясняют технологичностью советской разработки. Даже банальное повреждение ходовой части «Тигра» делало его беспомощным. В свою очередь доступность агрегатов и продуманность конструкции трансмиссии позволяли произвести большинство ремонтных работ без возврата танка на завод.
По совокупности характеристик «тридцать четвертый» по праву считается лучшим и революционным. Несмотря на конструктивную простоту и технологичность, немцам так и не удалось создать собственную копию Т-34. Гитлер преследовал целью разработки и выпуска «супероружия», поэтому мощные, вооруженные и хорошо бронированные «Тигры» и «Пантеры» сразу бросали на поле боя, даже в «сыром» состоянии. Это были достойные, но затратные в производстве, а главное – практически неремонтируемые на поле боя танки.
Танкист
Сборка танков Т-34-76 в Нижнем Тагиле. 1943 год.
Танк Т-34-85
Танк Т-34-85. Восточная Пруссия. 1944 год.
Освобождение Севастополя.
Неуязвимый танк
Немецкие солдаты рассматривают советский танк Т-34, уничтоженный взрывом боеукладки| Фото: Военный альбом.
К началу войны Т-34 считался практически неуязвимым. Немецкие противотанковые пушки того времени не могли справиться с броней «тридцатьчетверок». Однако вскоре немцы научились обеззараживать советские танки, используя различные тактики: горючими смесями «выкуривали» экипаж танка наружу, а на дула танков подвешивались связки гранат, которые при взрыве деформировали его. К концу 1941 году в Третьем Рейхе стали использовать мощные 88 мм. зенитные пушки, в дальнейшем ставшие частью вооружения немецких «Тигров».
Конечно, с Т-34 связано еще много интересных фактов. Например, советский танк настолько хорошо зарекомендовал себя в бою, что до сих пор стоит на вооружении Лаоса.
Технические характеристики Т-34 76 в сравнении с аналогами
Конечно, главными противниками Т-34 76 на полях сражений были немецкие танки. Самые массовые из них — средние Т-III и Т-IV. Американский же «Шерман» считается очень похожим на советский танк, но с рядом собственных решений.
Т-34 76 | Pz.Kpfw.IIIAusf.J | Pz.Kpfw.IVAusf.F2 | M4A2 Sherman | |
Длина, м | 5,92 | 5,495 | 5,89 | 5,918 |
Ширина, м | 3 | 2,95 | 2,88 | 2,616 |
Высота, м | 2,41 | 2,5 | 2,5 | 2,68 2,743 |
Вес, т | 25,6 | 21,6 | 23,6 | 31,87 |
Лобовая броня, мм | 45, поздние версии – 52 | 30+20 | 50 | 51 |
Вооружение | Пушка 76 мм и 2 пулемета ДТ, 7,62 мм | Пушка 50 мм и 2 пулемета Mg-347,92 мм | Пушка 75 мм и 2 пулемета Mg-34, 7,92 | Пушка 76 мм, 1 пулемет 12,7 мм и 2 пулемета 7,62 мм |
Двигатель, мощность, л.с. | 500 | 285 | 250 | 375 |
Максимальная скорость, км/ч | 55 | 40 | 40 | 48 |
Дальность хода, км | 300 | 155 | 210 | 241 |
Экипаж, чел. | 4 | 5 | 5 | 5 |
Главным козырем Т-34 и отечественные, и зарубежные эксперты считают удачную пушку, которая отличалась оптимальным сочетанием надежности, пробивной силы и скорострельности.
Также советская машина обладала удачными габаритами и меньшей броней, чем аналоги, отчего оставалась маневренной на поле боя. Хороших слов заслужил двигатель, который из-за своей экономичности и тяги позволял развивать большую скорость.
Весенний или зимний?
На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.
В то же время в канун привычного нам зимнего Нового года на Руси отмечали Васильев день. К этому празднику было принято готовить разнообразные блюда из свинины – считалось, что так святой Василий Кесарийский обязательно увеличит поголовье скота в каждом хозяйстве и обеспечит безбедную жизнь. Для того, чтобы получить богатый урожай, в этот день совершали еще и обряд «посевания». Рано утром дети обходили дома и рассыпали там яровую пшеницу, которую затем тщательно собирали и хранили до весны – периода настоящего сева. За совершение обряда дети получали сладкие подарки и складывали их в самодельные разноцветные рукава.
Заокеанские рекомендации
Из-за неудовлетворительных технически характеристик Т-34 советское руководство обратилось за помощью в модернизации танка к США. В декабре 1941 года танк Т-34 был передан американцам для всесторонних испытаний и разработки рекомендаций по усовершенствованию.
Еще более удивила американских экспертов трансмиссия. Как оказалось, она была в точности скопирована с устаревшей американской конструкции, разработанной еще в 1920-е годы. Общий вывод звучал безапеляционно: «Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего такую трансмиссию в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».
А ведь в США был отправлен не рядовой танк, а один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34. В результате американцы предложили СССР множество собственных технологий для модернизации Т-34.
С весны 1943 года на Т-34 начали устанавливать модернизированную КПП, что существенно облегчило работу механика-водителя. В том же году на все танки стали устанавливать вполне современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.
Танк М4 «Шерман». Около 7 тыс. таких танков СССР получил по ленд-лизу
Недостатки
Т-34 не был настолько идеальным танком, насколько он казался в то время немцам. Сборка низкого качества, ненадежные и выходящие из строя детали, много других дефектов, вызванных очень тяжелыми производственными условиями и низкоквалифицированным персоналом, низкие навыки экипажей, ошибки командования привели к большим потерям в каждой дивизии, оснащенной Т-34. В некоторых из них небоевые потери были чуть ли не больше боевых, забирая техническими проблемами больше половины боевых единиц.
Дизели были очень чувствительны к пыли и песку, в то время как первые версии фильтров на них отличались низкой эффективностью, что приводило к частым поломкам. Коробка передач и сцепление часто вызывали сильные вибрации, заклинивали при переключениях и даже иногда разрушались.
Было вполне привычно увидеть танк, несущий везде, где только возможно, запасные передачи и прочие запчасти, например, между дополнительными топливными баками, рядом с брезентом, лопатой, топором, буксировочным тросом и, конечно, запасными секциями гусениц.
Ставшие привычной картиной Т-34, быстро перемещающиеся со взводами на своих корпусах, на самом деле проходили очень небольшие расстояния, или же вообще делали это для чистой пропаганды. Скудное материальное обеспечение сделало подобное применение Т-34, по крайней мере вначале, крайне нерациональным.
Конвейеры, из-за быстрого продвижения немецкой армии, были перемещены далеко на восток, в Дзержинский Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле и Челябинский тракторный завод, получивший позже название «Танкоград», где были далеко не лучшие условия для работы, например, производство начиналось под открытым небом, еще до создания крыши над ним. Но до окончания 1942, самым большим производством оставалось производство в восточной части Сталинграда. Оттуда Т-34 шли в бой чуть ли не из заводских ворот.
История создания Т-34
Начиная с 1931 года на вооружении Советского Союза стали появляться колесно-гусеничные танки по типу БТ. Эти машины считались быстроходными, имели практический военный опыт в Испании, куда были поставлены в количестве 50 экземпляров. Военные руководители и командиры-танкисты сетовали на печальный опыт применения БТ в Испании, ссылаясь на недостаточно надежную ходовую часть. Но были и те, кто считал иначе. Так возникло противоречие, которое состояло в том, насколько вообще нужна боевому танку ходовая часть в двух ипостасях. Колесный движитель необходим преимущественно для передвижения машины на высокой скорости по хорошей дороге, а такая возможность в полевых условиях – настоящая редкость. Впрочем, начальство выступило за колесно-гусеничный движитель, и, вероятно, на это были производственные, эксплуатационные и политические причины.
Фактически история Т-34 начинается с боевой машины БТ-20. Так Харьковскому паровозостроительному заводу была поставлена задача разработать проект и создать танк, который в будущем сможет полностью заменить БТ. Под руководством Кошкина проектирование было начато в 1937 году. Получился танк массой свыше 18 тонн, в связи с чем с каждой стороны предусмотрели по три ведущих колеса. Конструкция стала заметно сложней, в качестве двигателя был предложен дизельный силовой агрегат В-2. Также согласно проекту новый танк должен был получить пушку 45 мм и броню 30 мм. Особенно интересно смотрелся новый двигатель В-2, который отличался наличием непосредственного впрыска топлива и 4 клапанов на каждый цилиндр. Массовая сборка движка В-2 была налажена в 1939 году на заводе под руководством Кочеткова.
Конструкция опытного танка А-20 оказалось слишком сложной, поэтому было принято решение создание аналога, но только на гусеничном ходу. Благодаря этому решению удалось снизить общую массу боевой машины, что в свою очередь позволяло «нарастить» бронирование. Так были созданы два танка по указанию Сталина, чтобы в боевых действиях проверить их эффективность. Более ста сотрудников работали над проектированием машин, дабы сдать их точно в срок. В 1939 году высшему военному начальству представили оба варианта А-32 и А-20, и боевые машины отправились на испытания.
От войны до войны
С началом военных действий стало очевидно, что вести войну силами одной только бронетехники невозможно: без сопровождения пехоты такое наступление обречено на провал, а пехота по определению на сможет развить высокий темп наступления. В итоге основной задачей танков стала огневая поддержка пехоты, уничтожение укреплений противника и его бронетехники. Параметр скорости уже не являлся качеством, а вот броневая защита стала важна, так как должна была выдерживать не только попадания пуль и осколков. Всё это легло в основу концепции среднего танка, в котором все вышеперечисленные показатели были бы сбалансированы.
Советская бронетехника, созданная на базе БТ Кристи, принимала участие в ряде военных конфликтов, в частности, воевала в Испании в 1936-1939 годах. Именно эта кампания выявила ряд принципиальных недостатков машины, с которыми нужно было что-то делать.
К началу военных действий 1941 года на вооружении СССР стоял средний танк Т-28: высокая и потому хорошо заметная на поле боя трёхбашенная машина, не отличавшаяся высокой манёвренностью и хорошей бронёй, зато в меру быстроходная. Буквально в первые же месяцы стало очевидным: танк не соответствует требованиям и армия нуждается в его адекватной замене.
Нереализованный проект T-34М
Танк Т-44| Фото: Альтернативная История.
Работа над созданием оригинального Т-34 велась под руководством Михаила Кошкина с 1937 года. В 1939 году первый опытный образец был готов, и вскоре танк запустили в серийное производство. Идея о модификации Т-34 была предложена высшему руководству сразу же после смерти создателя в 1940 году.
Проект получил название Т-34М. В модифицированной версии танка планировалось кардинально изменить ходовую часть, бронирование, башню и улучшить вооружение. Однако в последний момент проект отклонили из-за внезапно развернувшейся войны. Впрочем, в 1942 году работа над Т-34М все же началась и завершилась в 1944 году. Это был тот же Т-34М только вышел он под другим названием — Т-44.
История создания танка Т-34
История создания Т-34 тесно связана с историей создания А-20.
После того, как основой для будущего танка был выбран А-32, ему приказали увеличить броню до 45 мм. Но металл зря расходовать не стали и сначала проверили его ходовые характеристики, просто погрузив балласт, соответствующий массе дополнительных бронелистов.
Новый танк с возросшей броней получил заводское обозначение А-34. В октябре-ноябре 1939 года весь завод трудился не покладая рук. Правительство жестко поставило задачу построить 2 образца танка к 7 ноября, чтобы они смогли принять участие в параде. Однако танки так и не построили вовремя. Основные трудности заключались в изготовке броневых листов. При сгибе в определенных местах появлялись трещины. Большие размеры (по тем временам) цельных бронелистов также значительно усложняли работу над ними.
Схема Т-34 обр. 1940Т-34 обр.1940 расп. экипажа
Тем временем 19 декабря закончились испытания догруженного А-32. В этот же день вышло постановление “О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г.
Выписка из этого постановления про А-32 (Т-32):
Позже одним из условий принятия этого танка на вооружение стало преодоление 2000-километрового пробега. Первый А-34 (будущий Т-34) сошел с конвейера завода в январе 1940 года, а второй в феврале. И тут же они были отправлены на заводские испытания пробегом. Однако уже после 250 км у первого сломался двигатель, что еще замедлило “наматывание” пробега.
К концу февраля первая машина прошла 650 км, а вторая – 350. Стало ясно, что к марту “намотать” 2 тыс. км каждой машине не удастся, а ведь именно на март назначены гос.испытания. Было созвано экстренное собрание на заводе, на котором решили, что танки отправятся своим ходом в Москву. Так они и километраж “намотают”, и успеют вовремя. Главой экспедиции был назначен главный инженер и конструктор машины – Михаил Ильич Кошкин.
В ночь на 5-ое и 6-ое марта колонна отправилась в путь. В нее входили 2 танка А-34 и два тягача “Ворошиловец”, один из которых был оборудован под спальные места, а другой – для множества запасных частей и топлива. Маршрут был строго “секретным”, обходил все населенные пункты и мосты.Первая поломка была уже примерно через 80 км после начала пробега. У одного из танков сломался фрикцион, что делало движение танка невозможным. Кошкин решил не ждать, пока танк починят, а принял решение двигаться дальше, предварительно вызвав с завода бригаду для ремонта.
Сталин лично одобрил машину и сказал обеспечить всем необходимым ХТЗ для серийного производства танка. Танк был принят на вооружение 7 июня 1940 года и выпускался до 1958 года. В Российской Федерации официально танк сняли с вооружения лишь в 1993 году. Некоторые модификации танка до сих пор состоят на вооружении ряда стран Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Приказ веселиться и ставить ели
Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.
Предписания Петра Великого на этом не заканчивались. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века.
Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.
Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом. Здесь Петр Великий вновь отверг древние традиции, и не шел вслед за представителями духовенства в богатом облачении. Вместо этого он надел мундир и остался на берегу Москвы-реки в окружении солдат Семеновского и Преображенского полков, наблюдая за процессией.
С тех пор празднование Нового года постоянно проводилось в ночь с 31 декабря на 1 января. В начале двадцатого столетия у праздника появился еще один символ – Дед Мороз, «прообразом» которого считают то языческого колдуна по имени Трескун, то святого Николая Чудотворца. В годы Первой мировой войны Новый год отмечали уже не так пышно, как желал Петр I – многим не хотелось повторять традиции немцев.
После Октябрьской революции новогодние празднества то запрещали, то разрешали вновь. Окончательное возрождение Нового года случилось в 1930-х: главный зимний праздник все же был реабилитирован, он вернулся ярким, шумным, волшебным. И таким остался до наших дней. А нерабочим днем 1 января объявили только в 1947 году.
Историческая справка
-
Основная статья: История Т-34 экранированный
Решением этого вопроса занималась особая группа сотрудников НИИ-48 и завода № 112 под общим руководством инженера-полковника И. Бурцева.
Проект экранировки Т-34 заводом № 112
В ходе выполнения работ была разработана схема экранировки 10- и 16-мм броневыми листами высокой твердости, причем лобовая часть танка была свободна от экранов. а борта и корма корпуса и башни защищались наклонно установленными листами брони (над т.н. «надкрылками» или «подкрылками» корпуса) и листами брони, свисавшими за пределами ходовой части (зашита вертикальных бортов корпуса). Экран планировалось устанавливать на расстоянии 70-150 мм от основной брони. Кроме того, уголковым экраном была защищена также балка носа Т-34. пробивавшаяся бронебойным 37-мм и 50-мм снарядом. Подобное экранирование увеличивало массу Т-34 на 3-3.5 т.
Макет экранированного корпуса в натуральную величину был изготовлен и испытан в начале 1943 г. и показал хорошие результаты. Но экранированные в опытном порядке танки, брошенные в бой, встретили совершенно новые противотанковые орудия – 75-мм РаК 40. против которых экраны оказались неэффективными. Указанные орудия вели огонь бронебойными снарядами. которые сбивали экраны и пробивали даже лобовую броню танка, прежде практически неуязвимую от огня 37-мм и 50-мм противотанковых пушек.»
Ну во-первых, не опытные, а вполне себе серийная партия из 46 Т-34, изготовленная согласно постановлению ГКО №2594. На 1 марта 1943 года изготовлено 23 танка, а окончательно построено все 46 машин к маю, отправлены в Костерево, где из выдали 41 ТБр и 21 июля 1943 года отправлены в составе 5 ТК.
Во-вторых, не Pak 40. Как раз ее экраны выдержали, но засада в том, что 41 ТБр нарвалась на перфоратор пострашнее:
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1727, стр.215, 216, 220.