Топ 10 лучших танков второй мировой войны

Carro CV3/33 «Гроб»

Несмотря на то, что итальянские инженеры окрестили это «творение» легким танком, я бы назвал его скорее танкеткой. Броня лба не превышала 15 миллиметров, вращающейся башни не было, а вместо пушки использовались несколько пулемётов.

Танкетка Carro CV3/33. Фото автора Madaki

Порядка 60 таких машин итальянцы привезли с собой на Восточной фронт. Боюсь представить, как на это отреагировали немецкие союзники.

На мой взгляд, если не воспринимать Carro CV3/33 в качестве танка, это была вполне неплохая боевая машина. Её можно было использовать для разведки, эвакуации раненых, поддержки пехоты

Carro CV3/33 в Греции. 1943 год.

Танк Panzerkampfwagen V «Пантера»

Немецкая «Пантера» весом в 44 тонны превосходила Т-34 в подвижности. На шоссе этот «хищник» мог разгоняться чуть ли не до 60 км/ч. Вооружался он 75 мм пушкой KwK 42, у которой длина ствола насчитывала 70 калибров. «Пантера» могла «плюнуть» бронебойным подкалиберным снарядом, пролетающим за первую секунду километр. Благодаря этому немецкая машина могла подбить практически любой танк противника на расстоянии, превышающем пару километров.

Если лоб «Пантеры» защищался бронелистом толщиной от 60 до 80 мм, то на бортах броня была тоньше. Поэтому советские танки старались поразить «зверя» именно в то слабое место.

Всего Германия успела создать около 6 тысяч «Пантер». Любопытно вот еще что: в марте 1945 года сотни этих танков, оснащенных приборами ночного видения, пошли в атаку на советские войска под Балатоном. Но и эта техническая уловка не помогла.

20-е годы

Обвинять довоенных сторонников конницы в безграмотности и ретроградном мышлении долгое время считалось делом беспроигрышным. К таковым, безусловно, относили Буденного и Ворошилова, а к «прогрессистам» столь же схематично причисляли пострадавших от Сталина Тухачевского, Блюхера, Уборевича и даже Якира. На деле же и у сторонников «конной» теории, безусловно, были свои, причем вполне весомые аргументы. В начале 30-х годов бронетанковая техника была, мягко говоря, несовершенной. Броня противопульная, иначе машину с места маломощный карбюраторный автомобильный мотор и сдвинуть не мог. Вооружение также в большинстве случаев находилось на уровне прославленной «тачанки-ростовчанки». Возникала логистическая проблема доставки горюче-смазочных материалов, машина – не лошадь, ее травой не покормишь. И все же уже в двадцатые годы появились первые танки СССР. Фото этих образцов сегодня не впечатляют, да и технические характеристики тоже. В большинстве случаев они копировали зарубежные аналоги и ничем особым не выделялись.

Танк воюет не в одиночку

Если представить себе картину из 1941 года, когда рота советских КВ встречается с немецким лёгкими танками, то исход, казалось бы, один: немцы обречены. Их пушки броню КВ не пробьют даже с близкого расстояния, и советские танкисты могут расстреливать немецкие машины как в тире. Но это если судить по кинофильмам, и считать, что немцы пойдут атаковать в лоб.

В реальности немецкие танки просто уйдут, воспользовавшись преимуществом в скорости. А ещё они вызовут авиацию, и в роли мишеней уже окажутся советские танки, которым бороться с пикирующими на них «Юнкерсами» просто нечем.

В вермахте была не просто отличная во всех отношениях техника, но и налаженное взаимодействие между различными родами войск.

А если бы погода была нелётная, то борьбой с танками занялась противотанковая артиллерия. Конечно, противотанковые пушки 1941 года не могли бороться с КВ, но и в этом случае опять выручали люфтваффе, правда, уже не пикирующие бомбардировщики, а зенитные пушки (они находились в подчинении авиационного командования). Впервые использовать 88-мм зенитные орудия немцы стали,  столкнувшись с толстой броней французских танков. На Восточном фронте этот опыт пригодился.

Всё вышеперечисленное позволяло немецким танкистам, сражаться в меньшинстве и одерживать победы. В пользу качества немецких танков говорит тот непреложный факт, что на Восточном фронте их в целом всегда было в три-четыре раза меньше, а казалось, что наоборот.

Описание конструкции танка.

Общая компоновка Т-60 аналогична таковой у танка Т-40:

  • отделение управления танка Т-60 -в передней части машины;
  • боевое — средней части корпуса;
  • трансмиссия — в передней части бронекорпуса по правую сторону по ходу;
  • двигательное отделение -в вдоль средней части правого борта
  • баки — в корме.

Т-60 управлял экипаж из 2х танкистов, который размещался в передней части (мех.вод), а также башне и подбашенном пространстве(командир). В средней части бронекорпуса впродоль правой его стороны находился мотор ГАЗ-202. Его ведущие колеса передней части корпуса.

Корпус танка Т-60 делали из катанного гомогенного броневого листа (20, 15, 13,10,6 мм). Начиная с 1942 года часть боевых машин приобрела корпуса и башни, экранированные (20-35 мм), а феврале производство освоило выпуск бронекорпуса из 20-35 мм листа. Листы лба броневого корпуса соединялись под большим наклоном. Борта корпуса делались из 2х листов соединенных сваркой. Верх корпуса состоял из подбашенного листа, съемного заднего листа, листа над МТО.

Днище танка состояло из 3х листов. В нем находились: аварийный люк- под местом мехвода, лючки слива масла и топлива.

Мехвод располагался в середине малой бронерубки, закрытой откидным лобовым щитком. Над его головой входной люк. Наблюдение — посредством прибора «триплекс».

Башня сварной конструкции, восьмигранная усеченная к верху. Толщиной 25 мм, позднее — в конце февраля месяца — 35 мм. Часть Т-60 имела, экранированные 10-мм бронелистами башни, а часть машин выпуска ГАЗ и зав. № 38 снабжались башнями конической формы, типу таковых у Т-40. Борта башни оборудованы револьверными портами и наблюдательными приборами. Лобовая часть башни спереди закрыта сварной маской амбразурами для прицела, ТНШ, ДТ.

В крыше башни обустроен люк, в котором прорезано сигнальное отверстие. Часть машин имела там же вентиляционное отверстие под броневой крышкой.

На танке Т-60 ставился 4х тактный, 6 цилиндровый бензиновый мотор ГАЗ-202. Пуск мотора осуществлялся электрическим стартером либо заводной рукоятью в случае отказа.

Мотор питался авиабензином Б-70 либо КБ-70. Оба бензобака совместной емкостью 320 л в кормовом отсеке слева по борту и были выгорожены бронепергородко. Справа от баков радиатор и вентилятор охлаждения двигателя.

Вооружение танка в башне и заключалось в 20-мм ТНШ и спаренного 7,62-мм ДТ. Ствол орудия — 82,4 калибра. Для простоты эксплуатации пушка смещена в правую сторону от продольной оси. ДТ устанавливался в шаровой установке и при необходимости легко снимался. УВН оружия от -7 до +25°.

Для нацеливания орудия использовались телескопичный прицел ТМФП, и так же прицел прямой наводки механического типа. Дальность стрельбы по прицелу из Т-60 — 2500 м, темп огня ТНШ -до 750 в/мин. В боекомплект ТНШ входили — БЗТ, ОЗТ, ОЗ выстрелы.

Боекомплект включал в себя :

  • 754 20 мм унитарных выстрелов (158 выстрелов уложенных в 13 коробок);
  • 945 винпатронов к ДТ (набитых в 15 дисков.

Трансмиссия состояла:

  • главная передача;
  • КПП автомобильного типа — четыре передачи вперед и одна назад;
  • бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;
  • 2х однорядных бортовых редукторов;
  • бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;

Ходовая — торсионная. Мелкозвенчатая гусеница 260 мм шириной и шагом трака в сто миллиметров.

Ранние танки Т-60 оборудовали светосигнальной связью между экипажем, но от нее очень позднее отказались. Для борьбы с огнем – 2 тетрахлорных ручных огнетушителя.

ТТХ танков Т-60.

ТТХ танков Т-60

Т-60 Т-60 усил.брон.
Длина,мм. 4100 4100
Ширина, мм. 2290 2290
Высота, мм. 1750 1750
Колея, мм. 1660 1660
Ширина гученицы, мм. 260 260
Боевая масса,м. 5800 6200
Экипаж, чел. 2 2
Бронирование, корпус. мм/град.
ВЛД 15/65 15/65
ПЛД 20/70 35/70
НЛД 10/15 10/15
Борта 15/90 15/90
ВКЛ 13/76 15/76
НКЛ 13/30 25/30
Крыша 13/0 15/0
Днище 6-10/0 6-10/0
Бронирование, башня. мм/град.
Лоб 20/90 35/90
Борта 15/25 25/25
Корма 25/25 25/25
Вооружение 1х20-мм ТНШ обо.1941 г.

1х7,62 ДТ

1х20-мм ТНШ обо.1941 г. 1х7,62 ДТ

ТТХ танков Т-60 (продолжение).

ТТХ танков Т-60 (продолжение)

Т-60 Т-60 усил.брон.
Боекомплект, шт. 780 снарядов

945 патронов

780 снарядов 945 патронов
Углы наведения

оружия, град.

-7/+25 -7/+25
Приборы наведения ТМФП ТМФП
Средства связи Флажки Флажки
Двигатель ГАЗ-202 ГАЗ-202
Мощность, л.с 70 70
Максимальная скорость, км/ч.
по бездорожью 25 25
по шоссе 45 45
Запач хода, км.
по бездорожью 285 280
по шоссе 300 300
Преодолеваемый брод, мм. 900 900
Максимальный угол подъема, град. 29 29

Загадочная машина Гротте

Непосвященные в тонкости истории танков могут счесть название этого советского образца иностранным. В каком-то смысле это так.

Параллельно с Т-28 и Т-29 в СССР велись работы по осуществлению еще оного секретного проекта. Став коммунистом, немецкий конструктор Эдвард Гротте создавал в нашей стране свою машину, применяя необычные и даже революционные подходы. Некоторые его достижения в дальнейшем использовались советскими инженерами (сварные технологии, например), другие же его идеи не нашли продолжения (спиральные подвески катков и многоярусное размещение вооружений). Увы, танк немецкого инженера Гротте страдал излишней сложностью, был дорог в производстве и ненадежен.

Советские танки

Впервые танки советской разработки появились в 1919 году. Это был Танк-М, созданный по французской модели “Рено FT-17”, захваченный Красной Армией во время войны с Деникиным. Вскоре на этой основе начали создавать танки Т-16, Т-17 и Т-18. В 1930-е выпустили еще 4 модели “Т”.

Кроме этого, активно разрабатывался “боевой трактор”, например “Фордзон” или “ХТЗ-16”, выпускаемый на Харьковском тракторном заводе. Но после опыта участия в Гражданской войне в Испании, в оккупации Польши в 1939 и войне с Финляндией, советское руководство начало разработку новых танков. Именно этот танк стал самой успешной машиной Второй мировой и стал одним из секретов победы СССР над Германией.

Речь, конечно же, о Т-34. С начала 1940 года Харьковский завод имени Малышева получил приказ готовиться к серийному выпуску новой модели танка. Еще в 1938 году в Москве был представлен проект Харьковского конструкторского бюро. Автором проекта был конструктор Михаил Кошкин.

Т-34 с литой шестигранной башней.

В 1939 году были дописаны последние рекомендации, например о дополнительных пулеметах и толщине броневого листа. Вскоре на Харьковском заводе выпустили первые танки Т-34, а затем их отправили на показ в Москву.

Кстати, во время этого пробега один из танков застрял в снегах и его помогал вытаскивать лично главный создатель Кошкин. По прибытию в Москву у него сильно поднялась температура. Вскоре началась пневмония, а в сентябре 1940 года он умер, так и не узнав о том, какую роль сыграет его танк в будущей войне.

К моменту нападения Германии было выпущено более тысячи танков Т-34: в Харькове, Нижнем Тагиле, Сталинграде и Горьком. Вскоре большую часть производства перенесли на Урал. Один из создателей этого танка, Александр Морозов вспоминал:

Сборка Т-34 на заводе №183 в Нижнем Тагиле.

Кроме огневой мощи Т-34 дал возможность массового производства на многих машиностроительных заводах, в то время как “Тигр” или “Пантера” требовали большего времени, ресурсов и специальных рабочих.

Но история Т-34 не была закончена. В будущем он станет основой для других моделей “Т” в СССР. А еще Т-34 до сих пор имеется на вооружении у более чем 8 стран мира, например во Вьетнаме и на Кубе.

Национальные интересы

В небольшой армии Швеции немного танков. К тому же и танки здесь нужны особенные, учитывая, что на протяжённом побережье Швеции невозможно организовать сплошную линию обороны. Шведские инженеры разработали необычный танк береговой обороны. Предполагая, что противник должен наступать только с одного направления (с моря), на танк решили не ставить поворотную башню. Это уменьшило его высоту. В корпусе жёстко установили три пулемёта, пушку и автомат перезаряжания орудия, что повысило скорострельность до 15 выстрелов в минуту!

Один из самых необычных танков – Strv-103 – получился и самым низким танком в мире. От его лобовой брони с большим углом наклона рикошетируют все снаряды. Управлять оружием может и командир, и механик-водитель. Радист сидит лицом назад. В момент опасности он управляет танком, выводя его задним ходом с огневой позиции. В настоящее время этот необычный танк снят с вооружения – ведь он не может вести огонь с хода.

В танке Strv-103 наведение оружия на цель осуществляется за счёт изменения положения в пространстве ходовой части

Иной танк потребовался армии Израиля, которой приходилось вести бои и с регулярными армиями соседних государств, и с палестинскими повстанцами. Во время «наведения порядка» именно танкам приходилось превращаться в опорные пункты. В таких ситуациях высокая скорость, маневренность и большой запас хода не нужны. На границе танки основное время стояли неподвижно, повернувшись носом в сторону вероятного противника. Израильским солдатам нужен был не танк, а хорошо защищённый стальной дом, вокруг которого обычно и велась жизнь мобильного патруля или блокпоста. Вот почему в Израиле создали необычный танк «Меркава» (в переводе с иврита «колесница»). Исходя из специфических особенностей Израиля, шасси танка приспособили для условий горно-пустынной местности.

Вооружён танк «Меркава» 105- или 120-мм пушкой, тремя пулемётами и 60-мм миномётом

При создании «Меркавы» во главу угла поставили защищённость экипажа и пехотинцев (в танке есть отсек для 10 десантников!). Требование сохранения жизни экипажа появилось по той причине, что каждый солдат этой маленькой страны, особенно хорошо подготовленный танкист, на счету. «Меркава» получила многослойную броню, а броневые листы корпуса и башни спереди установили под большим углом. На последних модификациях танка поверх основной брони могут устанавливаться дополнительные броневые модули. Двигатель установлен спереди, что стало дополнительной преградой на пути бронебойных снарядов. В освободившейся кормовой части появилась просторная «бытовка», которая может превратиться в каземат для боеприпасов или в лазарет.

Сегодня «Меркава» – один из самых тяжёлых танков в мире. Её вес превышает 60 т. «Меркава» выделяется и большими размерами. Такова плата за высокую защищённость и наличие «обитаемого» отсека.

Боевые машины для Советского Союза от германских конструкторов

В начале 1930-х годов на территории Советского Союза, а именно в разнообразных военных учебных заведениях под Казанью, проходили обучение германские солдаты и офицеры. В свою очередь, военные Советского Союза ездили в генеральный штаб Германии также для того, чтобы обучаться.

Vickers Medium Mark II — один из английских танков, которые закупали для СССР

В те времена страны тесно сотрудничали между собой в военной сфере. В марте 1930 года было заключено специальное соглашение, согласно которому немецкие специалисты должны были прибыть в Советский Союз для того, чтобы разрабатывать новые перспективные танки и боевые машины для СССР. Из Германии прибыла делегация инженеров, в которой Эдвард Гроте, знаменитый конструктор во всем мире, был назначен главным.

Были созданы специальные комиссии, которые должны были покупать иностранные боевые машины для Советского Союза. Например, в этих годах для Красной армии на вооружение были поставлены английские танки Виккерс Мk.II, а также многие другие. На тот момент конструкторское бюро СССР с помощью немецких специалистов уже производили разнообразные отечественные танки средней и тяжелой категории. Именно в 1931 году массово на территории Советского Союза начали производиться боевые машины. Выпускались танкетки Т-27.

Если вспомнить самые интересные танки по своей конструкции, то таким является образец Т-28, который имел три башни. Уже через год был создан танк Т-35, который имел уже пять башен. В 1931 году на территории Советского Союза уже делали танки на четырех заводах. Немецкие специалисты помогли своим советским коллегам разработать разные типы подобной военной техники.

Тяжелый танк Т-35

На вооружение Красной армии в те года поставлялись плавающие, легкие, колесно-гусеничные, тяжёлые, средние и другие разновидности боевых машин.

Вооружение танка

На фото танков Второй мировой войны, которые вы найдете в этой статье, можно увидеть, что основу вооружения Т-34 составляла 76-миллиметровая пушка, которую в 1940 году заменили на пушку того же калибра, но нового образца.

Орудие располагалось в лобовой части башни, было спарено с пулеметной установкой. Для наведения на цель применялся специальный телескопический прицел, также экипаж располагал перископическим панорамным прицелом, что повышало меткость Т-34.

В 1940-1942 годах в боекомплект входили 77 снарядов, которые помещались на полу боевого отделения в особых чемоданах. После 1942 года стали выпускать танк Т-34 с улучшенной башней, боекомплект удалось увеличить до 100 выстрелов.

Немецкий «Тигр»

Мощными танками обладали и немецко-фашистские войска, которые фактически развязали саму Вторую мировую войну. Один из самых известных немецких танков Второй мировой войны (1939-1945) — это Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, известный также как «Тигр». При его создании конструкторы ставили перед собой только одну цель — смять противника и обратить его как можно скорее в бегство. В связи с этим Гитлер распорядился сделать танк с лобовым бронелистом толщиной в 100 миллиметров. По бокам и сзади боевая машина была защищена бронелистом в 80 миллиметров.

А одним из главных ее преимуществ было орудие — 88-миллиметровая пушка, которая создавалась на основе зенитных орудий. Этот танк Второй мировой войны, который отличался последовательными попаданиями, а также рекордной по тем временам скорострельностью. Даже в боевых условиях «Тигр» мог выдавать по восемь снарядов в минуту.

Немецкий сверхтяжелый танк «Маус»Хтоническое «чудо-оружие»

Во время Второй мировой немцы изобрели много изощренных вещей, которые должны были стать супероружием окончательной победы: ракеты, реактивные двигатели для самолетов, да и ядерное оружие. Среди прочего, сумрачным германским гением был создан мегатанк «Маус».

В 1942 году Адольф Гитлер одобрил создание огромного танка с двумя башенными пушками — 150-мм и 75-мм — и огнеметом. В итоге от огнемета отказались, а калибр основной пушки снизили до 128-мм (но и это все равно титанический масштаб).

Работающий образец танка «Маус» (то есть «Мышонок») весил 188 тонн, был длиной более девяти метров, а высотой более трех. По шоссе он двигался со скоростью до 20 км в час. Но самая монструозная часть этой махины — броня толщиной 200-240 мм почти по всему танку.

Даже сами немцы понимали, что такую громадину крайне сложно использовать в бою, и предполагали, что это будет скорее передвижной дот, чем танк. Было собрано всего два работающих образца, но оба они были взорваны немцами при отступлении. Из них потом собрали одного целого кадавра и выставили в музее Кубинка для забавы потомкам. Танк был скорее психологическим ходом генштаба, чудо-оружием, призванным в момент постройки — а это уже 44-45 годы — показать населению, что все не так плохо, а поражения на фронте временны.

Сейчас каждый из этих танков смотрится в лучшем случае странно, в худшем — сумасбродно. Но нужно понимать, что это были не ублюдочные плоды эволюционного древа, а его альтернативные, просто менее жизнеспособные, ветви. Как и в случае с эволюцией, выжила самая оптимальная схема. Но времена меняются, и однажды она тоже не сможет пройти проверку временем. Тогда кто-нибудь из этих «уродцев» вполне может вдохновить конструкторов будущего.

«Тридцатьчетвёрка» ХХI столетия

Легендарная «тридцатьчетвёрка» времён Великой Отечественной войны была не самым мощным, не самым быстрым, не самым защищённым танком в мире. Однако всё в этом танке было так сбалансировано, что по комплексу боевых свойств Т-34 на порядок превзошёл все остальные танки мира. Таким же танком в последней четверти ХХ в. считался советский Т-72. Если поставить в один ряд Т-34, Т-44, Т-54, Т-62 и Т-72, то можно проследить развитие отечественных боевых машин. Кажется, что это один и тот же танк, который за десятилетия своей жизни «раздался в плечах» и прижался к земле, став менее заметным на поле боя. Однако Т-72 – это танк революционный. От своих предшественников он отличается так же, как и Т-34 в своё время отличался от БТ.

К концу ХХ в. Т-72, один из самых популярных танков в мире, приняли на вооружение более 20 стран

На Т-72 применили новую комбинированную трёхслойную броню (сталь – стеклотекстолит – сталь). В связи с этим ввели термин «эффективная толщина брони» (толщина брони в пересчёте на обычную броневую сталь). К примеру, у Т-72 эффективная толщина брони башни – 50 0 мм. Это равнозначно стальной броне полуметровой толщины. Для защиты от кумулятивных снарядов танк прикрывался противокумулятивными экранами и навесной динамической защитой, состоявшей из уложенных поверх брони плоских коробок с взрывчатым веществом. Коснувшись коробки, противотанковая ракета разрушалась направленным взрывом. Огневая мощь Т-72 возросла. На нём установили гладкоствольное 125-мм орудие.

В середине 1970-х гг. это было самое мощное танковое орудие в мире. Т-72 мог стрелять оперёнными снарядами и управляемыми ракетами. Главная «изюминка» – система управления огнём и автомат заряжания пушки. Подача снаряда в ствол и выброс поддона гильзы производился без участия человека. У Т-72 возросла плавность хода и скорость передвижения за счёт новой ходовой части с дополнительными роликами, поддерживающими гусеницу. Максимальная скорость составляла 60 км/ч.

Появление новых наступательных и оборонительных систем расширило боевые возможности танков. Так появился Т-90 с комплексом оптико-электронного противодействия вражеским противотанковым средствам. Инфракрасные прожекторы помогают подавлять системы наведения вражеских управляемых ракет. Система защиты предупреждает экипаж о лазерном облучении. Она обеспечивает выброс из специального гранатомёта устройства, создающего аэрозольное облако, непроницаемое для лазерных лучей. Это сбивает наведение ракет, управляемых с помощью лазера.

Защищённость Т-90С повышена за счёт встроенной динамической защиты нового поколения

Российский танк Т-80, в отличие от дизельных Т-72 и Т-90, оснащается более мощным газотурбинным двигателем, что повышает его динамику и обеспечивает максимальную скорость до 70 км/ч – выдающееся значение для боевой машины весом в 46 т.

Т-80У — первый в мире танк со встроенной (вместо навесной) динамической защитой. В Чечне был зафиксирован случай, когда «восьмидесятка» выдержала в бою восемь попаданий от РПГ

Рейд Т-28 через Минск

30-е годы были временем экспериментов в танкостроении. Одним из плодов этих экспериментов было появление многобашенных танков. Сначала такие машины появились на Западе. А затем и в СССР появились трёхбашенный Т-28 и пятибашенный Т-35. «Сухопутные линкоры», как тогда их называли, эффектно выглядели на парадах, но вскоре стало ясно, что для реальной войны они годятся плохо. Огромные размеры делали танки отличной мишенью, а броню из-за больших размеров нельзя было сделать толстой. Выпуск многобашенных танков был прекращён, но к началу войны часть танков всё ещё находилась на вооружении Красной Армии.

Т-28

Большая часть многобашенных танков была потеряна в самом начале войны, но с одним Т-28 связана поистине удивительная история. 26 августа старший сержант Дмитрий Иванович Малько вернулся в Минск, на склад, которым он заведовал. Здесь оставались 2 броневика и один танк Т-28, только что прошедший капитальный ремонт. В городе полным ходом шла эвакуация, прорвавшие фронт немецкие части уже подходили к Минску. У танка не было экипажа, поэтому его было положено подорвать, но Малько стало жалко танк, и он добился разрешения забрать его с собой. Усевшись на место механика-водителя, он двинулся с отступавшими советскими частями на восток. По дороге танк пришлось ремонтировать, и из-за этого, а также из-за нескольких других происшествий Малько опоздал. Оказалось, что двигаться дальше некуда — дорога на восток уже перерезана немцами. Но Малько всё равно не стал бросать танк. По дороге он встретил майора и 4 молодых солдат, которые и пополнили экипаж танка. Все вместе решили реализовать поистине безумную идею — вернуться назад и прорваться к своим через уже оккупированный немцами Минск. В брошенном военном городке пополнили запасы топлива и боеприпасов, а затем двинулись к Минску.

Был уже полдень 3 июля 1941 года, немцы уже несколько дней находились в городе. У них даже не возникло мыслей о том, что появившийся на дороге Т-28 — не какой-нибудь трофей, а танк с советскими танкистами. Возможно, двигаясь без шума, действительно можно было проехать через Минск и вернуться к своим на танке, но у танкистов были другие планы.

Первую цель экипаж Т-28 нашёл у ликёроводочного завода. Рядом с ним немцы сгружали в грузовик ящики со спиртным. Но попробовать его немцам не удалось — около 20 фашистов погибли под пулемётным огнём. Двинувшись дальше, танкисты увидели двигавшуюся навстречу колонну мотоциклистов. Вскоре вся она была раздавлена и расстреляна пулемётным огнём.

Но самое худшее ожидало фашистов в центре города. Доехав туда, танкисты увидели, что улица забита вражескими солдатами и техникой. Т-28 открыл шквальный огонь из всех башен. Немцы в панике разбегались, вражеские машины были объяты пламенем. Проехав дальше, танк расстрелял немецкую технику и солдат в парке. Снаряды почти закончились, но уже близко была окраина города, а позади танка остались сотни трупов фашистов.

Однако прорваться танкистам всё же не удалось. Уже на самой окраине Минска танк встретила противотанковая батарея. Несколько снарядов срикошетили от брони, но один-таки пробил её, попав в моторное отделение. Танк остановился, немцы открыли огонь из автоматов. Из шести человек экипажа трое погибли, один попал в плен к немцам, но двоим удалось спастись, в т. ч. и Дмитрию Ивановичу Малько. Более того, ему удалось перебраться через линию фронта и вернуться к своим. Он продолжил воевать на танке и встретил победу в звании старшего лейтенанта, заместителем командира танковой роты. Более подробно всю историю о Минском рейде, рассказанную героем от первого лица, можно прочитать тут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector