Боевой реактивный самолёт panavia tornado (германия)
Содержание:
- Технические характеристики (Tornado F3) [ править ]
- Tornado GR 1 interdictor strike aircraft
- Описание конструкции самолёта «Tornado» IDS
- Tornado-IDS
- Самолеты на дисплее
- Страны-пользователи
- Продукция
- Производство
- Обязательства
- РЛС
- Серфинг в сети
- Вооружение и электронные системы:
- Боевое применение
- Tornado F3 air defence variant (ADV)
- Обзор моделей
- Тактико-технические характеристики
- Автоматизация, точность и мощь
- Варианты
Технические характеристики (Tornado F3) [ править ]
Места крепления Tornado ADV.
Данные Jane’s All The World’s Aircraft 1993–94,
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 18,68 м (61 фут 3 дюйма)
- Размах крыла: 13,91 м (45 футов 8 дюймов) при стреловидности 25 °
-
-
-
- 8,6 м (28 футов) при стреловидности 67 °
-
-
- Высота: 5,95 м (19 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 26,6 м 2 (286 кв. Футов)
- Пустой вес: 14 500 кг (31 967 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 27 986 кг (61699 фунтов)
- Двигатель: 2 × Турбо-Союз RB199-34R дожигания 3-золотниковый турбовентиляторных , 40,5 кН (9100 фунт — сила) тяги каждый сухой, 73,5 кН (16500 фунт — сила) с форсажной камерой
Спектакль
Максимальная скорость: 2400 км / ч (1500 миль / ч, 1300 узлов) / M2.2 на высоте 9000 м (29528 футов)
-
-
-
- 1482 км / ч (921 миль / ч; 800 узлов) около уровня моря
-
-
Боевая дальность: 1853 км (1151 миль, 1001 нм) дозвуковая
-
-
-
- > 556 км (345 миль) сверхзвуковой
-
-
- Перегоночная дальность: 4265 км (2650 миль, 2303 морских миль) с четырьмя внешними баками
- Выносливость: 2 часа боевого воздушного патрулирования на расстоянии 560–740 км (348–460 миль) от базы
- Практический потолок: 15 240 м (50 000 футов)
Вооружение
-
Пушки
1 × 27-мм (1,063 дюйма) револьверная пушка Маузер БК-27 с 180 патронами
-
Узлы подвески : всего 10 (4 полуутопленных под фюзеляжем, 2 под фюзеляжем, 4 поворотных под крылом), выдерживающих до 9000 кг (19800 фунтов) полезной нагрузки, два внутренних пилона крыла имеют плечевые пусковые планки для 2 человек. × AAM ближнего действия (SRAAM) каждый
- 4 × AIM-9 Sidewinder или ASRAAM
- 4 × British Aerospace Skyflash или AIM-120 AMRAAM (установлены на 4 полуутопленных узлах подвески под фюзеляжем)
-
Другие
До 2-х десантных танков для увеличения дальности / времени ожидания. До 4-х спускных баков для парома (за счет 4 Skyflash / AMRAAM).
:
Авионика
GEC-Marconi / Ferranti AI.24 радар Foxhunter
Tornado GR 1 interdictor strike aircraft
“The Tornado was manufactured by Panavia, a consortium of BAE Systems, EADS (formerly Daimler-Chrysler Aerospace) and Alenia Aeronautica.”
Tornado GR 1 interdictor strike (IDS) aircraft are in service with the German Air Force and Navy (290), Italian Air Force (90), UK Royal Air Force (186) and the Royal Saudi Air Force (96).
The aircraft is equipped with an advanced sensor and defensive aids suite for low-level, deep-penetration missions in all weathers by day and by night.
The aircraft is fitted with two 25mm cannons on each side of the fuselage. The aircraft is equipped with a wide range of weapons. For close air support and interdiction, the aircraft is typically equipped with iron bombs, cluster bombs and laser-guided bombs. In the defence suppression role, it is equipped with anti-radar missiles.
German Air Force Tornado aircraft will be armed with the IRIS-T infrared-guided air-to-air missile, being developed by BGT.
The comprehensive suite of navigation equipment includes a Raytheon Systems terrain-following, ground-mapping radar, Decca Doppler Type 72 radar and BAE Systems FIN1010 three-axis digital inertial navigation system.
Tornado has a multimode APFD auto pilot and flight director from BAE Systems. The aircraft’s TACAN (tactical air navigation) system is the AD2770 from BAE Systems or the Alcatel SEL AG Sector-TACAN. The instrument landing system is the Cossor.CILS75/76.
In July 2002, the Italian Air Force signed a contract with Panavia to provide a mid-life upgrade (MLU) for 18 Tornado IDS aircraft. The MLU included: a new Litef GPS satellite system, a radio, Galileo Avionica radar altimeter and Thales TACAN and the ability to deploy GPS and laser-guided munitions, as well as the Storm Shadow stand-off cruise missile.
The first was delivered in July 2004 and deliveries concluded in 2007. A contract for the upgrade of a further 15 aircraft was signed with Alenia Aeronautica in November 2007, for delivery in 2009-2011. Four upgraded aircraft were deployed to Afghanistan in November 2008.
In September 2006, BAE Systems was awarded a contract to upgrade 80 Tornado fighters of the Saudi Arabian Air Force.
Описание конструкции самолёта «Tornado» IDS
Самолёт «Tornado» IDS представляет собой двухместный цельнометаллический моноплан с высокорасположенным крылом изменяемой геометрии, оснащённый двумя турбореактивными двигателями.
Фюзеляж самолёта балочно-стрингерной конструкции состоит из трёх секций: носовой, центральной и хвостовой. В носовом отсеке размещены радиолокационная станция, герметическая кабина экипажа, под которой находится ниша носовой стойки шасси, отсек радиоэлектронного оборудования и две пушки. В центральном отсеке фюзеляжа размещены интегральные топливные баки-отсеки, ниши основных стоек шасси, каналы воздуховодов двигателей. К центральной секции фюзеляжа сверху крепился центроплан с приводами поворотных частей крыла, к бортам фюзеляжа крепились регулируемые боковые воздухозаборники совкового типа. В хвостовой части фюзеляжа размещались отсек силовой установки с двумя двигателями и задние фюзеляжные топливные баки. К хвостовому отсеку крепилось хвостовое оперение.
Читать: Итальянский истребитель Reggiane Re.2005 “Sagittario”
Крыло изменяемой геометрии, с диапазоном углов стреловидности 240 — 650, состояло из трёх частей: центроплана и двух консолей – поворотных частей крыла. Консоли крыла оснащены секционными предкрылками, двухщелевыми закрылками и интерцепторами. Под крылом установлены ориентируемые в полёте пилоны для подвески вооружения и дополни-тельных топливных баков.
Хвостовое оперение классической схемы состоит из киля с рулём направления и среднерасположенного цельноповоротного стабилизатора. Киль кесонной конструкции содержит топливный бак-отсек.
Шасси самолёта трёхопорное с управляемым носовым колесом. Все стойки шасси убираются против полёта в ниши, расположенные в фюзеляже. Самолёт оснащается тормозным гаком.
Силовая установка самолёта состояла из двух двухконтурных турбореактивных двигателей Rolls-Royce/MTU RB. 199-34 4R Mk.103 с осевыми вентилятором и компрессорами низкого и высокого давления тягой на взлёте по 4380 кГс (7675 кГс на форсаже). Самолёт оснащался вспомогательной газотурбинной силовой установкой, размещённой в отсеке силовой установки с правой стороны.
Истребитель вооружался двумя 27-мм пушками Mauser IWKA с боекомплектом 360 снарядов, размещённых в нижней части носового отсека фюзеляжа, бомбы и ракеты общим весом 8100 кг.
Читать: Бомбардировщик Нортроп Грумман B-2 «Спирит» — стратегический «невидимка»
Tornado-IDS
Тактические истребители «Tornado» предназначены для непосредственной авиационной поддержки и изоляции района боевых действий, борьбы с авиацией противника на земле и за господство в воздухе, перехвата воздушных целей и обеспечения ПВО, нанесения ударов по морским целям, ведения разведки. Вариант самолета, оптимизированный для действий по наземным и морским целям, получил условное обозначение IDS (Interdiction Strike), вариант ПВО — ADV (Air Defense Variant), разведки и РЭБ — ECR (Electronic Combat Reconnaissance). Серийное их производство началось в 1977 году, всего построено более 850 самолетов. В боевом составе ВВС ФРГ имеется 36 «Tornado-IDS», 35 «Tornado-ECR», 144 «Tornado-ADV».
Самолеты этого типа также находятся на вооружении ВВС Великобритании, Италии и Саудовской Аравии.
Все самолеты «Торнадо» имеют идентичную базовую конструкцию и различаются главным образом бортовым оборудованием. На с.1 обложки изображено звено тактических истребителей «Торнадо» в варианте IDS (на внутренних подкрыльевых узлах подвески они несут подвесные топливные баки).
Истребитель выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом изменяемой геометрии и боковыми двухмерными воздухозаборниками. Крыло изготовлено в основном из алюминиевых сплавов, а несущие кессоны консолей — из титановых. Поворотные части консолей имеют максимальные и минимальные углы стреловидности по передней кромке соответственно 67 и 25°, а корневые — 60°. Механизация включает трехсекционные предкрылки по всему размаху поворотных частей консолей, двухщелевые четырехсекционные закрылки и спойлеры.
Элероны отсутствуют. Хвостовое оперение включает обычный киль с рулем направления и стабилизатор с поворотными консолями из стеклопластика.
Самолет «Торнадо-IDS» имеет основные характеристики: экипаж два человека, максимальная взлетная масса 24 500 кг (пустого — 12 700 кг), максимальная скорость полета у земли 1 350 км/ч (М = 1,1), практический потолок 15 000 м, перегоночная дальность 3 900 км, тактический радиус действия 550-1 200 км (в зависимости от боевой нагрузки и профиля полета), длина 16,7 м, высота 5,95 м, размах крыла 13,9 м, площадь крыла 26,6 м2. Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбовентиляторных двигателей RB199-34R-OH максимальной тягой по 3 600 кгс (на форсаже — 7 260 кгс).
Истребитель вооружен двумя 27-мм встроенными пушками «Маузер» (боекомплект 125 патронов).
Подвесное вооружение размещается на семи наружных узлах подвески, из которых центральный подфюзеляжный и четыре подкрыльевых являются однозамковыми, а два боковых подфюзеляжных — трехзамковыми. На них могут быть размещены УР AIM-9, «Аспид-1А», «Скайфлэш» и AIM-120 класса «воздух — воздух», «Мейверик» и AS-30 класса «воздух — земля», ПКР «Корморан» и «Си Игл», противорадиолокационные УР AGM-88A HARM, ALARM, управляемые авиабомбы (калибр до 2 000 фунтов), кассеты MW-1, BL.755 и JP233, зажигательные бомбы (до 750 фунтов), обычные бомбы и бомбы замедленного падения (до 500 фунтов), неуправляемые авиационные ракеты.
Максимальная боевая нагрузка составляет 7 250 кг.
Самолеты «Торнадо» являются носителями ядерного оружия.
Зарубежное военное обозрение 2004 №5, С. 51
Самолеты на дисплее
Несмотря на то, что все еще находятся в эксплуатации, публике представлен ряд старых самолетов:
- Прототип XX946 Tornado P02 на выставке в Королевском военно-воздушном музее Косфорда (en) в Англии.
- Прототип XX947 Tornado P03 на выставке в аэропорту Шорхэм , Англия.
- XX948 Прототип Tornado на выставке в Хермескайле, Германия.
- Экспозиция XZ631 Tornado GR1 в Йоркширском музее авиации (in) , Элвингтон, Англия.
- ZA319 Tornado GR1T у входа в Министерство обороны, Бистер, Англия.
- ZA354 Tornado GR1 на выставке в Йоркширском музее авиации, Элвингтон, Англия.
- ZA362 Tornado GR1 на выставке в Музее авиации Хайленд в Инвернессе, Шотландия.
- ZA374 Tornado GR1 на выставке в Национальном музее ВВС США в Райт-Паттерсоне, штат Огайо, США.
- ZA457 Tornado GR1 на выставке в RAF Museum , Хендон, Англия.
- ZA465 Tornado GR1 на выставке в Имперском военном музее в Даксфорде, Англия.
- ZE934 Tornado F3 в Национальном музее полетов (in) , Ист-Форчун, Шотландия.
- MM7210 Tornado F3 на выставке в Историческом музее авиации в Винья-ди-Валле , Италия.
- 43 и 74 Tornado IDS ВМС Германии, Marinefliegergeschwader 1 в Музее авиации и космонавтики Пима , Тусон, Аризона.
- 43 и 96 Портал Tornado IDS на немецкой авиабазе в Ягеле, недалеко от Шлезвига, в земле Шлезвиг-Гольштейн, Германия.
- 44 и 97 Tornado IDS Einsatzgeschwader (силы вмешательства) Mazâr-e Charîf в Немецком музее Flugwerft Schleissheim в Обершлайсхайме, Германия.
- IDS Tornado на выставке в Luftwaffenmuseum der Bundeswehr (en) в Берлине, Германия.
- Tornado IDS на выставке в Техническом музее в Шпейере , Германия.
- Tornado ADV F3 на выставке в Королевском музее саудовских ВВС в Эр-Рияде, Саудовская Аравия.
- IDS Tornado на выставке в Королевском музее саудовских ВВС в Эр-Рияде, Саудовская Аравия.
Страны-пользователи
-
Германия
Всего в ВВС Германии поступило 247 самолетов, в том числе 35 ECR. Первый Торнадо был доставлен29 июля 1979 г.заменить F-104 Starfighter . Первоначально на этих самолетах было 5 истребительно-бомбардировочных эскадрилий, одна тактическая переоборудование и четыре передовых эскадрильи. В 1994 году, с расформированием эскадрильи Marineflieger , Люфтваффе приобрело несколько Tornado IDS для замены своих RF-4E Phantom II в разведывательной эскадрилье. Немецкий Торнадо испытать их боевое крещение во время бомбардировки Боснии и Герцеговины НАТО в 1995 году против армейских позиций Республики Сербской Боснии . Эта операция также стала первой боевой задачей Люфтваффе после Второй мировой войны. Немецкий Торнадо также будет использоваться в 1999 году , во время войны в Косово , а затем в Афганистане , с 2007 по 2010 г. В 2015 г. Люфтваффе имели в своем инвентаре в общей сложности 29 Tornado ECR и 94 IDS. По состоянию на конец 2016 года в сети было 85 человек. Последние немецкие Tornado, как ожидается, не будут выведены из эксплуатации до 2030 года.
(123)
-
Италия
ВВС Италии получили в общей сложности 100 Tornado IDS и 16 самолетов затем были преобразованы в конфигурацию ECR. Первый итальянский Tornado ECR будет доставлен27 февраля 1998 г.. С 1995 по 2004 год Aeronautica Militare также арендовала 24 ПВО Tornado ADV для Королевских ВВС, чтобы восполнить нехватку самолетов, вызванную выводом стареющих Lockheed F-104 Starfighter и задержкой программы Eurofighter Typhoon . В 1991 году , во время войны в Персидском заливе , итальянский Tornado был сбит , а его пилот был захвачен иракскими войсками. Aeronautica Militare Торнадо также участвовал в войне в Косово в 1999 году, в войне в Афганистане в 2010 году, в 2011 военном вмешательстве в Ливии, и , наконец, война против исламского государства в Сирии и Сирия. Ирак с ноября 2014 года в рамках разведывательных миссий. В 2015 году в Италии было 60 IDS и 16 ECR.
(76)
-
Саудовская Аравия
Королевские ВВС Саудовской Аравии -25 сентября 1985 г.Соединенное Королевство и Саудовская Аравия подписали контракт Al Yamamah I , который включал, среди прочего, продажу 48 штурмовиков Tornado IDS и 24 самолетов ADV для противовоздушной обороны. Тогда первый полет Saudi Tornado IDS состоялся26 марта 1986 г., а первый ADV был поставлен на 9 февраля 1989 г.. ВИюнь 1993 г.подписан контракт Al Yamamah II, предусматривающий приобретение 48 дополнительных IDS. В 1991 году Саудовская Аравия задействовала свой Торнадо в войне в Персидском заливе против войск Саддама Хусейна . В 2006 году Королевские ВВС Саудовской Аравии заменили все свои Tornado ADV (всего 22) на Eurofighter Typhoons , а в следующем году списанные самолеты были куплены Королевскими ВВС . Изноябрь 2009 г., Саудовская Tornados осуществлять воздушные налеты во время мятежа Хути в Йемене . Впервые после операции «Буря в пустыне» в 1991 году Королевские ВВС Саудовской Аравии приняли активное участие в военной операции на враждебной территории. В 2015 году 81 система IDS Tornado все еще находилась в эксплуатации.
(81)
Бывший пользователь
Немецкий флот Tornado приземлился на базе ВВС Mildenhall в 1984 году.
-
Германия
Немецкая военно-морская авиация. Чтобы заменить свой F-104 Starfighter, состоящий на вооружении двух эскадрилий, германский флот получил с 1982 года 112 Tornado IDS в их военно-морской версии. Эти самолеты были способны нести ПКР As.34 Kormoran , который был первым завершено к бомбы неуправляемых бомб и BL755 кассетных боеприпасов, а затем с помощью анти-излучения ракет AGM-88 HARM . « Торнадо» также были оснащены панорамной камерой для выполнения разведывательных задач. Окончание холодной войны и подписание договора об обычных вооруженных силах в Европе вНоябрь 1990 г., вынудил немецкий флот сократить свой флот истребителей, удалив одну из двух своих эскадрилий с Торнадо вянварь 1994. Эти самолеты переданы в дар Люфтваффе для замены « Фантомов» разведывательной эскадрильи. Вторая эскадрилья была распущена в 2005 году, и ее самолеты также были переданы Люфтваффе . С тех пор у Marineflieger больше нет истребителей-бомбардировщиков.
-
Великобритания
Royal British Air Force — версии IDS и ADV . После сокращения бюджета в середине 2011 года на Tornado GR4 имеется только три фронтовых эскадрильи и одна учебная эскадрилья, всего 81 самолет. Виюль 2018, 40 самолетов остаются в двух эскадрильях, снятых с вооружения на 1 — й апреля +2019.
(81)
Продукция
Следует отметить, что в отличие от аналогичных брендов, каталог Tornado достаточно разнообразный. В нем можно найти следующие велики:
- детские,
- подростковые,
- дорожные,
- горные,
- и даже BMX.
Детские и подростковые велики самые распространенные. В каталоге можно найти боле 80 моделей для различного возраста и пола. В ассортименте синглспиды и скоростные, без амортизаторов и с ними, на колесах 16, 20, 24 дюйма. Что касается ребенка или подростка, то среди всего ассортимента Торнадо получится подобрать подходящий.
Поскольку дорожные байки не требуют применения современных технологий, они у Tornado тоже вышли неплохие. На великах этого бренда можно смело ездить по улицам города. В ассортименте есть как велосипеды с корзинами и задними багажниками, так и скоростные байки с амортизационной вилкой.
Горные же байки низкого качества. На них устанавливается навесное оборудование, которое будет требовать постоянной регулировки, а со временем и она не спасет. Несмотря на наличие в каталоге двухподвесов, делать выбор все же желательно в пользу хардтейлов, поскольку они прослужат немного больше.
Многие могут удивиться, но компания Tornado поставляла еще и BMX. Практически все эти велосипеды изготавливались из стали. Подобные байки будут очень тяжелые и вряд ли подойдут для выполнения экстремальных трюков.
Двухподвес Titan Tornado
Производство
Производство различных компонентов самолета распределяется следующим образом:
- Передняя часть фюзеляжа и оперение — Великобритания ;
- Центральный и задний фюзеляж от Западной Германии ;
- Крылья Италии .
Каждая страна отвечала за окончательную сборку предназначенных для нее самолетов. Поставки в боевые части начались вЯнварь 1982 г.для Соединенного Королевства ,Июль 1983 г.для Германии иИюнь 1984 г.для Италии . Из-за задержек с разработкой радара FoxHunter поставки версии ADV не начались доИюль 1986 г..
В Сентябрь 1985 г., Саудовская Аравия размещает первоначальный заказ на 48 Tornado IDS и 24 ADV, за которыми последуют еще 48 IDS. Общий объем производства наконец достиг 977 экземпляров, в том числе 100 для Италии , 120 для Саудовской Аравии , 359 для Германии и 398 для Великобритании .
Различные программы по улучшению, обновлению и продлению жизни Торнадо были реализованы отдельно каждой страной-пользователем.
Обязательства
RAF Vickers VC-10 заправляет Panavia Tornado в 2005 году.
Торнадо участвовал в нескольких конфликтах, часто одновременно между несколькими разными военно-воздушными силами:
- Война в Персидском заливе (1990–1991) стала боевым крещением для британских, саудовских и итальянских Торнадо. Всего во время конфликта было сбито 7 IDS (6 Tornado GR.1 от Королевских ВВС и 1 Tornado IDS от Aeronautica Militare );
- Операция Обеспечение (1991-1996) в северном Ираке , где британцы совершают полдюжины Торнадо Gr.1;
- Операция Southern Watch (1992-2003) на юге Ирака, где Торнадо Gr.1 затем Gr.4 из ВВС , расположенный на авиабазе Ali Al Salem в Кувейте , будет участвовать в применении бесполетной зоны над Ирак;
- Бомбардировки НАТО Боснии и Герцеговины в 1995 году , в течение которого 6 Немецких и 8 системы IDS ECRs участвовали в Люфтваффе первой боевой операции после Второй мировой войны;
- В Косовской войне (1999 г.) одновременно участвовали британские, итальянские и немецкие «Торнадо»;
- Война в Ираке (2003–2011 гг.) Была отмечена после вторжения в Ирак в 2003 г. британского «Торнадо». В22 марта 2003 г., американская ракета земля-воздух MIM-104 Patriot вызвала дружественный огонь по самолету Royal Air Force Panavia Tornado . Последний Торнадо покинул территорию Ирака вИюнь 2009 г. ;
- Во время войны в Афганистане (2001–2014 гг.) Многие немецкие, британские, а затем и итальянские «Торнадо» будут развернуты в регионе по мандату НАТО : 6 немецких самолетов-разведчиков с 2007 по 2010 г., а также 8 британских штурмовиков (усиленных двумя дополнительными самолетами). устройств в 2010 году) с 2009 по 2014 год. После возобновления насилия, вызванного выборами в законодательные органы Афганистана в 2010 году , Италия также задействовала в регионе 4 системы IDS Tornado;
- Во время первой гражданской войны в Ливии (2011 г.) британский Tornado GR.4 и итальянский ECR Tornado были задействованы в Ливии из20 марта 2011 г.до октября 2011 года в рамках резолюции 1973 ООН ;
- С сентябрь 2014, То война против исламского государства в Ираке позволило англичанам, но и немецкий, итальянский и Саудовской Tornados еще раз участвовать в военных операциях по Ираку.
- В апрель 2018, четыре истребителя Tornado GR.4, взлетевшие с базы Акротири на Кипре, приняли участие в бомбардировке предполагаемого химического завода к западу от Хомса , Сирия . Они выпустили несколько ракет » Штормовая тень » .
- Во время гражданской войны в Йемене . Саудовский Торнадо с 2015 года участвует в коалиции в поддержку правительства в его борьбе с повстанцами-хуситами. Торнадо потеряно с14 февраля 2020 г. (повстанцы утверждают, что сбили его, а саудовцы упоминают технический инцидент).
РЛС
В носовой части Tornado IDS GR1 стоят две радиолокационные станции фирмы Texas Instruments — GMR (радар воздух-земля с функцией картографирования земной поверхности) передает изображение в заднюю кабину, используется для применения оружия воздух-земля и навигации и TFR — радар для следования рельефу местности, выводится на экран в передней кабине а также дает данные на автопилот.
В носовой части ADV F2 (построено 17 машин) не было радара из за того что он не был готов во время производства данных самолетов. Самолеты летали с балластом известным как Blue Circle.
Tornado ADV F3 (поставлялся с ноября 1985 года) снабжался доведенным радаром FoxHounter Stage 3 AI.24 для работы по воздушным целям, дальность обнаружения истребителя до 80 км а бомбардировщика до 180 км. Позволяет сопровождать на проходе до 12 целей и применять ракеты SkyFlash (улучшенную копию американской ракеты AIM-7E) а также рассчитывать упреждение для стрельбы из пушки.
Серфинг в сети
Благодаря простоте и понятности, и отсутствии требований и особых знаний в программировании и шифровании «Торнадо» сможет воспользоваться любой пользователь смартфона. Подключение к «TOR» выполняется в автоматическом режиме при включении плагина, после чего, в среднем в течение минуты, приложение готово к полноценному использованию. Кроме «Тор» клиента в Торнадо, по сути, ничего и нет, никаких особых функций или возможностей. Минималистичный интерфейс, и топорная реализация системы вкладок даже удивляет. Но альтернативой для Торнадо может быть разве что Orfox на базе клиента Orbot, который хоть удобнее, но не так хорош в соблюдении анонимности пользователя.
Вооружение и электронные системы:
Пушечное вооружение: 2 х 27мм пушки «Маузер» Точек подвески: 7 Ракетное вооружение: до 9 противорадиолокационных ракет ALARM (Air Launched Anti-Radiation Missile). Эти ракеты засекают излучение, генерируемое радарными системами противника и поражают его источники. Также, самолеты могут оснащаться ракетами «воздух-воздух» ASRAAM небольшого радиуса действия. Ракеты «Бримстон» (Brimstone) и «Шторм Шэдоу» (Storm Shadow). Бомбы: улучшенные «Пэйввэй 2» (Enhanced Paveway II) и «Пэйввэй 3», 1000-фунтовые бомбы «Пингвин» Лазерная система целеуказания: контейнер «Litening» (Litening Laser Designator Pod) Комплекс разведывательных систем и систем наблюдения (включая видеосистемы высокого разрешения).
Предполагается планомерная модернизация части боевых машин с целью сохранения их в составе ВВС вплоть до 2025-2030гг.
Боевое применение истребителей «Торнадо»
Самолеты «Торнадо» успешно участвовали во многих операциях Британский ВВС начиная с 1990-х гг. За их плечами «Война в Заливе» (1991г.), в которой принимал участие 41 самолет, компания в Ираке (1998 — 2011гг.), Косово (1999г.), Конфликт в Ливии в 2011г. и война в Афганистане, которая длится по сей день (2012г.).
Боевое применение
Война в Персидском заливе (1991)
В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов.
3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо». Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром.
Война в Югославии (1999)
40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям.
По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо». О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.
Война в Ираке
Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли.
Война в Сирии
3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway.
14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие.
Tornado F3 air defence variant (ADV)
The F3 air defence variant (ADV) Tornado is armed with short-range and medium-range air-to-air missiles. A typical weapons payload would include four Sidewinder short-range missiles and four Skyflash medium-range missiles.
Tornado F3 aircraft were the first aircraft to be fitted with the short-range MBDA ASRAAM air-to-air missile which entered service in January 2001 and was declared ready for operational deployment in September 2002.
In all, 100 RAF F3 Tornadoes have been upgraded to carry AIM-20 AMRAAM air-to-air missiles, a Raytheon IFF 4810 SIFF (successor identification friend or foe) system and Honeywell laser inertial navigation system.
The aircraft is equipped with a BAE Systems Foxhunter radar, which provides long-range search capability and enables the aircraft to engage targets at beyond visual range.
A Tornado F3 in training flight crashed on 2 July 2009 at Glen Kinglas in Argyll, Scotland. The RAF Tornado F3 fleet was retired in March 2011 and replaced with the Eurofighter Typhoon.
Обзор моделей
CTB Lady
Неплохой женский велосипед для неспешных прогулок по городу. Он оборудован передним и задним багажниками. Благодаря специальной женской геометрии дамам будет легко садиться на этот велосипед и спешиваться с него. Установлены дюралевые обода диаметром 28 дюймов. Этот размер колес считается самым оптимальным для классических ситибайков.
NOVUS Arrow
Дорожная модель 2008 года. Позиционирует себя еще и как туристический велосипед, хотя уровень оборудования очень низкий. Трансмиссия от Shimano начального уровня Tourney. Общее количество скоростей – 18. Его можно использовать для прогулок по городу и паркам. В дальние путешествия на нем все же лучше не отправляться.
Beibg 20
Бейбг – детская модель 2020 года. Это синглспид, но с амортизационной вилкой, которая будет сглаживать неровности и снижать нагрузку на руки ребенка. На велик установлены ободные передние и задние тормоза. Из-за того, что рама выполнена из стали, вес велосипеда немного великоват для детского и составляет 10 кг. Хотя дети на улице на это не обращают никакого внимания.
Тактико-технические характеристики
Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-Гатов
Tornado GR4 ВВС Великобритании
Tornado ECR
Tornado ECR ВВС Италии
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4):
Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.
- Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Грузоподъёмность: 9000 кг
- Длина: 16,72 м
- Размах крыла: 8,60 м — 13,91 м (в зависимости от угла стреловидности)
- Высота: 5,95 м
- Площадь крыла: 26,60 м² (при угле стреловидности 25°)
- Масса пустого: 14 100 кг
- Нормальная взлётная масса: 20 400 кг
- Максимальная взлётная масса: 27 200 кг (с наружными подвесками)
- Масса топлива во внутренних баках: 4650 кг + 440 кг (килевой бак)
- Силовая установка: 2 × ТРДДФ Turbo-Union RB199 (англ.) (рус.
- Бесфорсажная тяга: 2 × 4380 кгс
- Форсажная тяга: 2 × 7620 кгс
- Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 2340 км/ч (Маха=2,2)
- Максимальная скорость: 1480 км/ч (Маха=1,2) — на малой высоте без подвесок
- Крейсерская скорость: 1112 км/ч (Маха=0,9) — на малой высоте с подвесками
- Боевой радиус: 1390 км
- Перегоночная дальность: 3890 км
- Практический потолок: 15 000 м
- Скороподъёмность: 165 (IDS GR1), 203 (ADV F3) м/сек
- Длина разбега: 760 м
- Длина пробега: 370 м
- Максимальная перегрузка: +7,5 g
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.) (рус.
- Боезапас: 2 х 180 патронов
- Скорострельность: 1600 выстрелов/мин
- Точки подвески: 7
- Боевая нагрузка: 9000 кг
- Управляемые ракеты: 2 × УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, 6 × AGM-65 Maverick, 12 × Brimstone, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
- Бомбы: GBU-15, BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177
Автоматизация, точность и мощь
«Торнадо-С» — это глубоко модернизированная версия РСЗО «Смерч», разработанной во второй половине 1980-х годов. В 2015 году новейший комплекс прошёл государственные испытания. В 2016 году система была принята на вооружение российской армии.
В начале этого года ВС РФ получили первый бригадный комплект «Торнадо-С». В апреле расчёты РСЗО приняли участие в учениях на полигоне Капустин Яр (Астраханская область). В Минобороны РФ, артиллеристы провели «первые боевые пуски».
Как утверждает разработчик, «Торнадо-С» полностью соответствует «основным тенденциям ведения современного боя». В частности, конструкторы сделали акцент на повышении автоматизации процессов управления. У военнослужащих появилась возможность управлять стрельбой дивизиона и одновременно рассчитывать данные по новым целям.
- Реактивная система залпового огня «Смерч»
- РИА Новости
Как пояснил в беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, важное достоинство «Торнадо-С» заключается в том, что артиллеристы могут проводить необходимые для нанесения удара расчёты с любой огневой позиции. При этом развёртывание системы на местности занимает буквально несколько минут
«Торнадо-С» заметно превосходит «Смерч» по дальности стрельбы. Новейшая система может поражать цели на расстоянии до 120 км против 70—90 км у советского предшественника. Это стало возможным благодаря разработке новых осколочных и кумулятивно-осколочных боеприпасов.
Генеральный директор «Техмаша» Владимир Лепин заявил, что современные снаряды способны выполнять широкий круг задач, фактически превращая «Торнадо-С» в высокоточное оружие. По его словам, каждый из 12 боеприпасов РСЗО может получать индивидуальные данные полётного задания.
Также по теме
Тульский «Панцирь»: почему российский комплекс ПВО считается одним из лучших в мире
Расчёты зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь» провели в Крыму учения, в ходе которых было уничтожено более 100…
«Созданы они (новые боеприпасы. — RT) на базе корректируемых 300 мм реактивных снарядов РСЗО «Смерч» за счёт блока системы управления, построенной на бесплатформенной инерциальной навигационной системе с поддержкой бортовой аппаратуры спутниковой навигации», — цитирует пресс-служба «Ростеха» Лепина.
Управляемые боеприпасы для «Торнадо-С» используют навигационную систему ГЛОНАСС, которая позволила значительно увеличить точность.
Все эти новшества позволяют отечественной артиллерийской системе эффективно уничтожать одиночные цели. Вместе с тем «Торнадо-С», как и «Смерч», сохранила способность площадного поражения, превратившись в универсальное оружие, отмечают эксперты.
«Типовыми площадными целями являются, например, пункты управления. Они часто располагаются на обширной территории в несколько гектаров. Величина рассеивания боеприпасов «Торнадо-С» программируется во время залпа», — пояснил Мураховский.
- Выставочный экспонат РСЗО «Торнадо-С»
На «Мотовилихинских заводах» «Торнадо-С» называют чрезвычайно мощным оружием. По мнению генерального конструктора предприятия Виталия Хомёнка, разрушительная сила отечественной реактивной системы залпового огня уступает только ядерным боеголовкам.
«Полный залп этой системы соизмерим и является вторым по показателям после применения ядерного оружия. «Торнадо-С» доставляет к цели несколько тонн взрывчатого вещества, и полный залп накрывает площадь 67,6 гектара, где практически не остаётся ничего способного сопротивляться», — рассказал ранее Хомёнок.
В январе 2019 года замминистра обороны РФ Алексей Криворучко заявил, что появление «Торнадо-С» и других комплексов расширило боевые возможности реактивной артиллерии России. Он подчеркнул, что отечественным конструкторам удалось повысить точность, дальность стрельбы и могущество боеприпасов.
Варианты
Торнадо существует в трех основных версиях:
- IDS ( Interdictor / Strike ) запрета и истребителя / бомбардировки, с двумя орудиями и электроникой, оптимизированными для задач проникновения на малой высоте и высокой скорости в любую погоду;
- ADV ( Air Defense Variant ) / ПВО перехвата, с одинарным стволом, удлиненным двухметровым корпусом, более мощными турбореактивными двигателями иоптимизированным для перехвата воздух-воздухрадаром foxhunter (ru) ;
- ECR ( Electronic Combat / Reconnaissance ) радиоэлектронной борьбы и разведки, без оружия, но способный нести противорадиолокационные ракеты HARM .
Каждая из трех основных версий имеет вариант привода с двойным управлением и разделена на несколько подверсий, подробности которых приведены ниже.
Версии IDS
Пользователи Панавиа Торнадо.
Британский торнадо F.3.
Саудовский торнадо.
RAF Tornado GR4 (ZA597) во время демонстрации с воздуха в Англии с частично сложенными крыльями.
- GR.1 : обозначение английской Tornado IDS, первоначальная версия (228 экземпляров + 96 для Саудовской Аравии );
- GR.1A : английская IDS, без орудий, но способная выполнять разведывательные задачи;
- GR.1B : английская IDS, способная нести противокорабельные ракеты Sea Eagle ;
- GR.4 : программа модернизации и модернизации GR.1 и GR.1B (142 модифицированных самолета);
- GR.4A : программа модернизации и модернизации GR.1A;
- Версия для ВМС Германии : способна вести огонь противокорабельными ракетами «Корморан» (112 шт.);
- Версия для ВВС Германии (212 экз.);
- Итальянская версия (100 экз.).
Версии ADV
- F.2 : начальный вариант без РЛС для обучения (18 экземпляров);
- F.3 : серийная версия (152 экз. + 24 для Саудовской Аравии ).
Версии ECR
- Немецкий вариант: (35 экземпляров);
- Итальянский вариант: без разведывательных возможностей, (16 модифицированных самолетов).