Главные органы
Содержание:
- ООН планы на будущее
- Понятие, классификация, правовая природа и структура международных организаций
- Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН
- Кто входит в состав ООН: страны
- ООН высказалась, что религия — источник раздоров
- Что такое Совет Безопасности ООН?
- Государства, не являющиеся членами или наблюдателями ООН
- Список стран-членов ООН
- Чем занимается Организация Объединенных Наций?
- Преграды и развитие
- Структура ООН
- Привилегии и иммунитеты ООН
- Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы
ООН планы на будущее
Без сомнения, ООН является наиболее значительным политическим нововведением ХХ века.
Однако, если ООН хочет и дальше выполнять свою уникальную и жизненно важную глобальную роль в 21 веке, она должна заново изобрести себя, чтобы соответствовать меняющимся и растущим чаяниям ее составных членов.
К счастью, надежда есть. В 2011 году Генеральный секретарь объявил о назначении старшего должностного лица ООН.
Которое возглавит Группу управления преобразованиями и возглавит усилия, направленные на реализацию ориентированной на реформы программы.
Это было направлено на оптимизацию и повышение эффективности всемирной организации в целом.
ООН признает необходимость таких изменений и работает над их достижением.
Понятие, классификация, правовая природа и структура международных организаций
Международная организация — организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин «международные организации» употребляется применительно и к межгосударственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.
Международная межправительственная организация — объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. Международные межправительственные организации можно классифицировать:
а) по предмету деятельности — политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;
б) по кругу участников — универсальные и региональные;
в) по порядку приема новых членов — открытые или закрытые;
г) по сфере деятельности — с общей или специальной компетенцией;
д) по целям и принципам деятельности – правомерные или противоправные;
е) по количеству членов — всемирные или групповые.
Признаки международных межправительственных организаций.
- Членство не менее трех государств.
- Постоянные органы и штаб-квартира.
- Наличие учредительного договора.
- Уважение суверенитета членов-государств.
- Невмешательство во внутренние дела.
- Установленный порядок принятия решений.
Международные неправительственные организации создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц. Международные неправительственные организации бывают:
а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные;
б) женские, по охране семьи и детства;
в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;
г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.
Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются государствами. Процесс создания международной организации включает три стадии:
- принятие учредительных документов организации;
- создание ее материальной структуры;
- созыв главных органов — начало функционирования.
Структуру международной организации составляют органы международной организации — ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов международной организации. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органом международной организации является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на:
- межправительственные;
- межпарламентские (характерно для Европейского союза, состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);
- административные (из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации);
- состоящие из лиц в личном качестве и др.
Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН
Генеральная Ассамблея — наиболее представительный орган ООН, обладает самой широкой компетенцией. Генеральная Ассамблея — демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Генеральной Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства — не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный секретарь.
Компетенция Генеральной Ассамблеи.
- Обсуждает любые вопросы или дела в пределах Устава.
- Дает рекомендации членам ООН в ее органам (за исключением вопросов, отнесенных к ведению Совета Безопасности).
- Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принцип разоружения, и дает соответствующие рекомендации.
- Рассматривает любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира.
- Рекомендует меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами.
- Содействует международному сотрудничеству в политической области и прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
- Формирует органы ООН, получает от них доклады об их деятельности.
- По рекомендации Совета Безопасности принимает в члены ООН и исключает из своих членов.
- Совместно с Советом Безопасности избирает члена Международного суда.
Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных — Россия, Китай, Франция, Великобритания, США — и 10 непостоянных — избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени государств — членов ООН и является главным исполнительным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По остальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.
Компетенция Совета Безопасности.
- Контроль за исполнением государствами принципов ООН.
- Подготовка планов регулирования вооружений.
- Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.
- Выносит рекомендацию или принимает меры по принуждению правонарушителя.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) — несет ответственность за выполнение функций, изложенных в главе IX Устава ООН. Состоит из 5 членов, избираемых ежегодно Генеральной Ассамблеей сроком на три года.
Компетенция Экономического и социального совета.
- Предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и аналогичных областях.
- Дает рекомендации ООН по вышеизложенным вопросам.
- Заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность, получает от них доклады.
- Осуществляет связь с неправительственными международными организациями.
Кто входит в состав ООН: страны
Изначально в ООН входило 50 стран. Постепенно в организацию принимали все больше государств. На сегодняшний день в ООН официально вступило уже 193 государства.
В связи с этим возникает вопрос: почему же в организацию не приняли все 256 стран? Все дело в уставе ООН. Он гласит, что стать ее членом может лишь страна, которая получала международное признание.
Полный список стран-членов (193 страны) ООН на 2020 год выглядит следующим образом:
- Австралия;
- Австрия;
- Азербайджан;
- Албания;
- Алжир;
- Ангола;
- Андорра;
- Антигуа и Барбуда;
- Аргентина;
- Армения;
- Афганистан;
- Багамские Острова;
- Бангладеш;
- Барбадос;
- Бахрейн;
- Беларусь;
- Белиз;
- Бельгия;
- Бенин;
- Болгария;
- Боливия (Многонациональное Государство);
- Босния и Герцеговина;
- Ботсвана;
- Бразилия;
- Бруней-Даруссалам;
- Буркина-Фасо;
- Бурунди;
- Бутан;
- Вануату;
- Венгрия;
- Венесуэла (Боливарианская Республика);
- Вьетнам;
- Габон;
- Гаити;
- Гайана;
- Гамбия;
- Гана;
- Гватемала;
- Гвинея;
- Гвинея-Бисау;
- Германия;
- Гондурас;
- Гренада;
- Греция;
- Грузия;
- Дания;
- Демократическая Республика Конго;
- Джибути;
- Доминика;
- Доминиканская Республика;
- Египет;
- Замбия;
- Зимбабве;
- Израиль;
- Индия;
- Индонезия;
- Иордания;
- Ирак;
- Иран (Исламская Республика);
- Ирландия;
- Исландия;
- Испания;
- Италия;
- Йемен;
- Кабо-Верде;
- Казахстан;
- Камбоджа;
- Камерун;
- Канада;
- Катар;
- Кения;
- Кипр;
- Кирибати;
- Китай;
- Колумбия;
- Коморские Острова;
- Конго;
- Корейская Народно-Демократическая Республика;
- Коста-Рика;
- Кот-д’Ивуар;
- Куба;
- Кувейт;
- Кыргызстан;
- Лаосская Народно-Демократическая Республика;
- Латвия;
- Лесото;
- Либерия;
- Ливан;
- Ливия;
- Литва;
- Лихтенштейн;
- Люксембург;
- Маврикий;
- Мавритания;
- Мадагаскар;
- Малави;
- Малайзия;
- Мали;
- Мальдивские Острова;
- Мальта;
- Марокко;
- Маршалловы Острова;
- Мексика;
- Микронезия (Федеративные Штаты);
- Мозамбик;
- Монако;
- Монголия;
- Мьянма;
- Намибия;
- Науру;
- Непал;
- Нигер;
- Нигерия;
- Нидерланды;
- Никарагуа;
- Новая Зеландия;
- Норвегия;
- Объединенная Республика Танзания;
- Объединенные Арабские Эмираты;
- Оман;
- Пакистан;
- Палау;
- Панама;
- Папуа-Новая Гвинея;
- Парагвай;
- Перу;
- Польша;
- Португалия;
- Республика Корея;
- Республика Молдова;
- Российская Федерация;
- Руанда;
- Румыния;
- Сальвадор;
- Самоа;
- Сан-Марино;
- Сан-Томе и Принсипи;
- Саудовская Аравия;
- Северная Македония;
- Сейшельские Острова;
- Сенегал;
- Сент-Винсент и Гренадины;
- Сент-Китс и Невис;
- Сент-Люсия;
- Сербия;
- Сингапур;
- Сирийская Арабская Республика;
- Словакия;
- Словения;
- Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии;
- Соединенные Штаты Америки;
- Соломоновы Острова;
- Сомали;
- Судан;
- Суринам;
- Сьерра-Леоне;
- Таджикистан;
- Таиланд;
- Тимор-Лешти;
- Того;
- Тонга;
- Тринидад и Тобаго;
- Тувалу;
- Тунис;
- Туркменистан;
- Турция;
- Уганда;
- Узбекистан;
- Украина;
- Уругвай;
- Фиджи;
- Филиппины;
- Финляндия;
- Франция;
- Хорватия;
- Центральноафриканская Республика;
- Чад;
- Черногория;
- Чешская Республика;
- Чили;
- Швейцария;
- Швеция;
- Шри-Ланка;
- Эквадор;
- Экваториальная Гвинея;
- Эритрея;
- Эсватини;
- Эстония;
- Эфиопия;
- Южная Африка;
- Южный Судан;
- Ямайка;
- Япония.
В мире существует много непризнанных государств, на территории которых претендуют другие субъекты международного права, но де-факто там существует собственные институты власти. Например, Сомалиленд, где местные кланы посчитали, что больше не хотят входить в состав Сомали и объявили территорию своего проживания независимой страной.
В ООН подобные страны не принимают потому, что это породило бы еще больше конфликтов. Ведь если непризнанное государство станет членом организации, то это вызовет возмущение той страны, которая считает его территории своими.
Хотя ООН провозглашает равенство всех участников при решении важных вопросов, некоторые государства все же имеют больший авторитет в данной организации. В их число входит:
- Франция;
- Англия;
- Китай;
- США;
- Россия.
Перечисленные страны являются постоянными членами ООН и имеют право наложить вето на некоторые резолюции.
ООН высказалась, что религия — источник раздоров
В Интернете не раз появлялись слухи о том, что якобы ООН официально признала религию источником конфликтов. Иногда сплетни дополняются неким проектом резолюции от 2004-го года. В нем говорится, что членам ООН предлагается упразднить все религии, чтобы в будущем избежать столкновений между представителями разных конфессий.
Впрочем, в последних докладах ООН все же указывается, что религиозные институты иногда становятся причиной ущемления прав граждан. К примеру, девушки в некоторых странах выходят замуж по принуждению и после свадьбы находятся под полной властью мужа. Представители ООН считают, что религиозные обычаи не должны ставиться выше прав человека.
Что такое Совет Безопасности ООН?
Для реализации главной задачи по поддержанию мира на планете периодически организуются миротворческие миссии. Именно этим и занимается Совет Безопасности, являющийся одним из наиболее важных органов ООН. В него входит 15 государств.
Миротворческие миссии, организуемые Советом Безопасности, необходимы в следующих случаях:
- Установление причины возникшего военного конфликта и содействие переговорам между враждующими сторонами. Главная задача – решение проблемы дипломатическим путем и недопущение крупномасштабной войны;
- Контроль над выполнением договоренностей при временном перемирии;
- Помощь в организации порядка на территориях с высокой военной напряженностью;
- Доставка гуманитарных грузов.
Главная цель ООН не меняется со дня ее основания. Усилия международной организации по-прежнему направлены на предотвращение военных конфликтов. Впрочем, ООН также решает и другие глобальные проблемы, помогая развивать демократические институты в разных странах и организуя гуманитарные операции.
Государства, не являющиеся членами или наблюдателями ООН
Есть и другие образования, которые имеют статус наблюдателя, но не признаны государствами, например, Суверенный военный Мальтийский орден.
Другой интересный случай — предоставление Европейской комиссии статуса наблюдателя, а затем и полных прав, хотя ей не разрешается выдвигать кандидатов во время голосования.
Другие территории и регионы, такие как Западная Сахара в Африке и Острова Кука и Ниуэ в Новой Зеландии, являются спорными регионами.
Хотя Западная Сахара не признана ООН и не является членом каких-либо органов ООН, последние острова являются членами специализированных учреждений ООН.
Список стран-членов ООН
А | ||
Австралия | ||
Австрия | ||
Азербайджан | ||
Албания | ||
Алжир | ||
Ангола | ||
Андорра | ||
Антигуа и Барбуда | ||
Аргентина | ||
Армения | ||
Афганистан | ||
Б | ||
Багамы | ||
Бангладеш | ||
Барбадос | ||
Бахрейн | ||
Беларусь | ||
Белиз | ||
Бельгия | ||
Бенин | ||
Болгария | ||
Боливия | ||
Босния и Герцеговина | ||
Ботсвана | ||
Бразилия | ||
Бруней | ||
Буркина-Фасо | ||
Бурунди | ||
Бутан | ||
В | ||
Вануату | ||
Великобритания | ||
Венгрия | ||
Венесуэла | ||
Вьетнам | ||
Г | ||
Габон | ||
Гаити | ||
Гайана | ||
Гамбия | ||
Гана | ||
Гватемала | ||
Гвинея | ||
Гвинея-Бисау | ||
Германия | ||
Гондурас | ||
Гренада | ||
Греция | ||
Грузия | ||
Д | ||
Дания | ||
Джибути | ||
Доминика | ||
Доминиканская Республика | ||
Е | ||
Египет | ||
З | ||
Замбия | ||
Зимбабве | ||
И | ||
Израиль | ||
Индия | ||
Индонезия | ||
Иордания | ||
Ирак | ||
Иран | ||
Ирландия | ||
Исландия | ||
Испания | ||
Италия | ||
Й | ||
Йемен | ||
К | ||
Кабо-Верде | ||
Казахстан | ||
Камбоджа | ||
Камерун | ||
Канада | ||
Катар | ||
Кения | ||
Кипр | ||
Киргизия | ||
Кирибати | ||
Китай | ||
Колумбия | ||
Коморские острова | ||
Конго, Демократическая Республика | ||
Конго, Республика | ||
Коста-Рика | ||
Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости) | ||
Куба | ||
Кувейт | ||
Л | ||
Лаос | ||
Латвия | ||
Лесото | ||
Либерия | ||
Ливан | ||
Ливия | ||
Литва | ||
Лихтенштейн | ||
Люксембург | ||
М | ||
Маврикий | ||
Мавритания | ||
Мадагаскар | ||
Малави | ||
Малайзия | ||
Мали | ||
Мальдивы | ||
Мальта | ||
Марокко | ||
Маршалловы острова | ||
Мексика | ||
Микронезия | ||
Мозамбик | ||
Молдова | ||
Монако | ||
Монголия | ||
Мьянма (ранее Бирма) | ||
Н | ||
Намибия | ||
Науру | ||
Непал | ||
Нигер | ||
Нигерия | ||
Нидерланды | ||
Никарагуа | ||
Новая Зеландия | ||
Норвегия | ||
О | ||
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) | ||
Оман | ||
П | ||
Пакистан | ||
Палау | ||
Панама | ||
Папуа — Новая Гвинея | ||
Парагвай | ||
Перу | ||
Польша | ||
Португалия | ||
Р | ||
Россия | ||
Руанда | ||
Румыния | ||
С | ||
Сальвадор | ||
Самоа | ||
Сан-Марино | ||
Сан-Томе и Принсипи | ||
Саудовская Аравия | ||
Сент-Винсент и Гренадины | ||
Северная Корея | ||
Северная Македония(бывшая Македония) | ||
Сейшельские острова | ||
Сенегал | ||
Сент-Китс и Невис | ||
Сент-Люсия | ||
Сербия | ||
Сингапур | ||
Сирия | ||
Словакия | ||
Словения | ||
Соединенные Штаты Америки | ||
Соломоновы острова | ||
Сомали | ||
Судан | ||
Суринам | ||
Сьерра-Леоне | ||
Т | ||
Таджикистан | ||
Таиланд | ||
Танзания | ||
Тимор-Лешти | ||
Того | ||
Тонга | ||
Тринидад и Тобаго | ||
Тувалу | ||
Тунис | ||
Туркменистан | ||
Турция | ||
У | ||
Уганда | ||
Узбекистан | ||
Украина | ||
Уругвай | ||
Ф | ||
Фиджи | ||
Филиппины | ||
Финляндия | ||
Франция | ||
Х | ||
Хорватия | ||
Ц | ||
Центрально-Африканская Республика | ||
Ч | ||
ЧадРеспублика Чад | ||
Черногория | ||
Чехия | ||
Чили | ||
Ш | ||
Швейцария | ||
Швеция | ||
Шри-Ланка | ||
Э | ||
Эквадор | ||
Экваториальная Гвинея | ||
Эритрея | ||
Эсватини (ранее Свазиленд) | ||
Эстония | ||
Эфиопия | ||
Ю | ||
Южная Африка | ||
Южная Корея | ||
Южный Судан | ||
Я | ||
Ямайка | ||
Япония |
Чем занимается Организация Объединенных Наций?
ООН не зря была основана практически сразу после окончания Второй мировой войны. Именно чудовищные последствия агрессивной политики Третьего рейха стали причиной создания такой организации, которая могла бы предупреждать разрушительные мировые конфликты.
Помимо проведения миротворческих операций, у организации есть и ряд других задач:
- Создание условий для сокращения оружия массового поражения;
- Объединение усилий всех стран для решения важных глобальных проблем в сфере здравоохранения, экологии, борьбы с терроризмом и т. д. Для этого организуются масштабные форумы с обсуждением различных вопросов;
- Принятие важнейших конвенций. Это особые международные документы, которые не обязательны, но рекомендованы для принятия участниками ООН. К примеру, в Конвенции о правах ребенка закрепляется право детей на бесплатное начальное образование;
- Предоставление гуманитарной помощи странам, пострадавшим от серьезных природных или техногенных катастроф. В большинстве случаев страны сами устраняют последствия крупных пожаров, наводнений и других бедствий. Но в некоторых случаях масштаб катастрофы настолько огромен, что государству не по силам справиться с ее последствиями. В этом случае ООН может собраться на заседание и обсудить план гуманитарной помощи пострадавший стране. К примеру, в 2004-м году огромное цунами накрыло прибрежные территории сразу нескольких стран, включая Индию, Таиланд и Сомали. Это привело к гибели 217 тыс. человек, а еще 500 тыс. лишились крова. Стараниями ООН была организована доставка в регионы бедствия продовольствия, созданы условия для оказания медицинской помощи пострадавшим, оказано содействие в восстановлении инфраструктуры и экономики пострадавших государств. В итоге для устранения последствий катастрофы затрачено 977 млн. долларов. Мобилизация такой крупной суммы в короткие сроки и последующая скоординированная помощь пострадавшему населению стала возможной именно благодаря усилиям ООН.
Преграды и развитие
Сразу после основания структура ООН столкнулась с двумя препятствиями. Первым было разделение больших государств, вызванное началом холодной войны (1945-1989). Более того, несмотря на финансовое истощение и большой спрос на деколонизацию в международном сообществе после 1945 года, западноевропейцы не отказались от своих сфер влияния за пределами Европы. Франция намеревалась обновить контакты и свой статус великой державы в Индокитае и Северной Африке, в то время, как Нидерланды настаивали на повторном введении своего правления в послевоенной Индонезии.Частые разногласия в Совете Безопасности были чем-то вроде шока для первого генерального секретаря ООН, норвежца Трюгве Хальвдан Ли (1896-1968). Положения устава не могли решить два основных вопроса:
- о необходимом объеме военных сил ООН, которые должны быть назначены при Совете Безопасности;
- о введении новых участников, если они были прозападными или прокоммунистическими.
В настоящее время в ООН насчитывается 117 000 миротворцев, которые помогают поддерживать мир в 15 операциях на четырех континентах. В марте 1946 года Иран обратился в ООН с жалобой на продолжительное присутствие советских войск на своей территории. Но Совет Безопасности, столкнувшись с нежеланием Советского Союза обсуждать этот вопрос, был вынужден отложить решение и рассмотрение возможных функций. Кроме того, право на применение вето ограничивало способность Совета Безопасности разрешать вооруженные конфликты, когда в них фактически участвовал один из постоянных членов. Например, во время Суэцкого кризиса и восстания в Венгрии в 1956 году, войны во Вьетнаме (1946-1975) и Китайско-Вьетнамской войны 1979-го.
Советский Союз
Во время начала Корейской войны в 1950 году Советский Союз отсутствовал в Совете Безопасности в знак протеста против продолжающегося представительства Китая националистическими китайцами (правительство Тайваня, как Китайской Республики, входило в ООН до 1971 года). Такое положение дел позволило Совету обсудить этот вопрос и рекомендовать резолюции, исключающие вмешательство в Корею под руководством США и под эгидой нашумевшей аббревиатуры ООН. Но с возвращением Советского Союза в Совет с его правом вето США вынуждены были призвать Генеральную Ассамблею действовать по основным вопросам кратко в соответствии с резолюцией “Единство в пользу мира”.
Ирак
19 августа 2003 года в Багдадском канале, где находилась штаб-квартира миссии ООН в Ираке, взорвалась бомба. Расшифровка показала, что 22 человека, большинство из которых были сотрудниками ООН, умерли, и более 150 человек получили ранения. Среди погибших был тогда Специальный представитель Генерального секретаря Аннана в подавленной войной нации. Это статистические данные, сколько жертв было на самом деле – не известно. Аннан отозвал всех сотрудников в ожидании результатов независимой комиссии, которой было поручено изучить процедуры обеспечения безопасности. В докладе группы, опубликованном в октябре 2003 года, было обнаружено общее пренебрежение протоколами безопасности и плохое управление входящими вооруженными силами.Между тем, террористическая организация, созданная рожденным в Иордании Абу Мусабом аз-Заркави (1966-2006 годы), взяла на себя ответственность за нападение, осудив ООН как “друзей угнетателей и агрессоров”.
Рис. 3. Заседание в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке
Двадцать первый век
Меняющийся характер конфликта в XXI веке представляет для ООН довольно сложную задачу. Организация служит примером дипломатической традиции мирных переговоров между суверенными государствами.Традиционная дипломатия не работает в таких странах, как Сомали, по той простой причине, что нет правительства, с которым можно вести переговоры. Организация Объединенных Наций отчаянно занимается новыми методами разрешения насильственных и анархических конфликтов, за что в 2001 году была удостоена Нобелевской премии мира.
Структура ООН
ООН состоит из пяти основных органов: Генеральной Ассамблеи ООН, Секретариата ООН, Международного Суда, Совета Безопасности ООН и Экономического и Социального Совета ООН. Шестой орган, Совет по опеке ООН, бездействует с 1994 года.
Генеральная Ассамблея ООН
Это главный совещательный орган ООН, где все члены имеют равное представительство. Его штаб-квартира находится в Нью-Йорке, и в его обязанности входит составление бюджета ООН, назначение чередующихся членов Совета Безопасности и принятие необязательных резолюций, в которых выражается мнение международного сообщества.
Секретариат ООН
Секретариат ООН — это исполнительное крыло ООН, отвечающее за реализацию политики, установленной его совещательными органами. Его глава, Генеральный секретарь, является высшим должностным лицом ООН. Секретариат, расположенный в Нью-Йорке, включает Департамент операций по поддержанию мира, который направляет солдат ООН, известных как «голубые береты/каски», на миссии, санкционированные Советом Безопасности.
Международный суд
Международный Суд находится в Гааге и выполняет две основные функции: урегулирование споров, представленных государствами-членами в соответствии с международным правом, и вынесение консультативных заключений по правовым вопросам, представленным агентствами ООН.
США, Россия и Китай не присоединились к суду, поэтому их граждане не подчиняются его решениям, если Совет Безопасности не проголосует за их принятие. Поскольку все три страны имеют право вето в Совете Безопасности, это практически невозможно. Большинство громких дел суда касалось глав африканских государств, что привело к тому, что несколько африканских государств вышли из-под его юрисдикции или пригрозили сделать это.
Совет Безопасности ООН
Совет Безопасности ООН отвечает за поддержание международной безопасности. Он санкционирует миссии по поддержанию мира, принимает новых членов ООН и утверждает изменения в уставе ООН. Структура Совета Безопасности позволяет нескольким влиятельным государствам-членам доминировать в ООН: Россия, Великобритания, Франция, Китай и США занимают постоянные места в Совете и пользуются правом вето. Остальные 10 мест в Совете Безопасности меняются каждые два года, по состоянию на 2021 год они заняты Вьетнамом, Индией, Ирландией, Кенией, Мексикой, Нигером, Норвегией, Сент-Винсентом и Гренадином, Тунисом и Эстонией.
Экономический и Социальный Совет ООН
Экономический и Социальный Совет ООН координирует деятельность 15 специализированных агентств ООН. К ним относятся Продовольственная и сельскохозяйственная организация, которая возглавляет усилия по повышению продовольственной безопасности, Международное агентство по атомной энергии, которое пытается обеспечить соблюдение соглашений о нераспространении ядерного оружия, Международная организация труда (МОТ), которая продвигает интересы трудящихся; а также Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ), два Бреттон-Вудских учреждения, которые были созданы для поддержания международной финансовой стабильности.
Привилегии и иммунитеты ООН
- на неприкосновенность помещений, собственности, архивов, документов и корреспонденции;
- свободу сношений, включая право пользования шифрами, кодом, курьерами и вализой, фискальный иммунитет;
- иммунитет от юрисдикции, таможенные привилегии, право на эмблему, флаг и т.д.
Кроме того, в силу своей специфики ООН пользуется некоторыми дополнительными привилегиями. Она располагает собственной радиосетью и ведет передачи, выпускает почтовые марки и содержит собственную службу безопасности на территории своих учреждений.
Местные власти не могут осуществлять на территории учреждений ООН никакие процессуальные действия (аресты, обыски и т.п.) без согласия Генерального секретаря ООН.
Важнейшим компонентом режима территории учреждений ООН, определяемого соглашениями о месторасположении этих учреждений, заключаемыми Организацией с различными государствами, является обязательство стран пребывания таких учреждений не препятствовать въезду на территорию учреждений и выезду с нее представителей и членов делегаций государств — членов Организации, сотрудников ООН и других официальных лиц и беспрепятственно выдавать им соответствующие визы.
Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН
Организация Североатлантического договора (НАТО). Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций, одной из которых явилась НАТО. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.
Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.
Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. В настоящее время в НАТО входят 16 государств. Но с каждым годом организация планирует расширение, в частности в перспективе планируется принятие ряда государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН и ее решения.
Организация американских государств. В нее входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США.
Учредительными документами Организации американских государств являются три акта:
- Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г.;
- Устав Организации американских государств (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.);
- Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 г.
В соответствии с Уставом целями Организации американских государств являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях.
Высшим органом Организации американских государств является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства-члены.
Консультативное совещание министров иностранных дел уполномочено рассматривать проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государства — члены Организации американских государств. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.
Под руководством Генеральной ассамблеи работают три совета: Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет, Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, представляющие собой исполнительные органы, наделенные весьма широкими полномочиями.
Административным органом Организации американских государств является Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы
В 1975 г. было образовано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое в 1994 г. решением Будапештского совещания было преобразовано в организацию (ОБСЕ). Таким образом, ОБСЕ превратилось из конференции в организацию.
В настоящее время ОБСЕ представляет собой формирующуюся международную региональную организацию. Ее учредительными документами являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г., Хартия для новой Европы и Дополнительный документ к ней, принятые в Париже в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г. Эти документы определяют основные цели ОБСЕ: решительно использовать нормы и стандарты для создания общества общей безопасности; обеспечить реализацию всех обязательств ОБСЕ; служить форумом консультаций, принятия решений по сотрудничеству; усилить превентивную дипломатию; повысить способность в урегулировании споров и конфликтов и в осуществлении мирных операций; упрочивать безопасность путем контроля за вооружениями, за разоружением; развивать деятельность в области прав человека.
Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации принципов, являющейся составной частью хельсинкского Заключительного акта.
Начиная с 1990 г. происходит становление и развитие структуры ОБСЕ. Было определено, что встречи глав государств и правительств должны проводиться регулярно раз в два года. На них устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.
Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств.
Управляет организацией и принимает решения Совет министров иностранных дел государств-участников. Совет ОБСЕ является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Он состоит из министров иностранных дел, должен собираться не реже одного раза в год для рассмотрения вопросов, имеющих отношение к ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Председателем каждого заседания Совета ОБСЕ должен быть представитель принимающий страны.
Руководящий совет обсуждает и формирует политику, решает общие вопросы бюджета.
Постоянный совет — постоянный действующий орган политических консультаций и принятия решений.
Председатель Постоянного совета — главное исполняющее лицо. При нем находится «тройка» представителей.
Генеральный секретарь ОБСЕ — главное административное лицо.
При ОБСЕ существует должность верховного комиссара по национальным меньшинствам, Бюро демократических учреждений и прав человека.
ОБСЕ имеет все признаки международной организации, за исключением одного: оно образовано не договором государств, а политическим соглашением. Это чисто политическое образование, не обладающее международной правосубъектностью. В настоящий момент ОБСЕ как международная организация находится в процессе становления.
показать содержание