Комитеты постоянные и специальные
Содержание:
Попытки реформ
Призывы к реформированию ООН звучат давно. Впервые вопрос расширения состава Совбеза ООН был включён в повестку 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1979 году. Во время 48-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1993-м было принято решение учредить Рабочую группу открытого состава для рассмотрения вопроса о расширении состава Совбеза, а также других вопросов, касающихся СБ ООН.
По итогам работы этой группы в 1998 году Генассамблея ООН одобрила резолюцию 53/30. Согласно документу, резолюции и решения по поводу представительства в СБ ООН и расширении его членского состава не могут быть приняты, если за это не будут поданы по крайней мере две трети голосов Генеральной Ассамблеи.
- Представитель США подписывает Устав ООН на конференции в Сан-Франциско
- Flickr
Германия не в первый раз заявляет о своём стремлении к членству в СБ ООН. Ранее большую активность в этом направлении проявлял канцлер ФРГ Герхард Шрёдер, которому удалось создать совместно с Японией, Индией и Бразилией группу G4, целью которой стало реформирование Совбеза.
О необходимости изменить работу ООН ранее говорил и турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, а также лидеры других государств — членов Организации Объединённых Наций.
Так, вопрос реформирования ООН обсуждался в 2018 году во время заседания Генассамблеи организации. Тогда большинство стран выступили за расширение Совбеза, а о своём стремлении получить постоянное членство в СБ заявили Бразилия, Индия, Япония и Германия.
Комментируя ранее инициативы по реформированию Совбеза ООН, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявлял, что какие-либо изменения в работе этой структуры можно принимать только по итогам консенсуса среди действующих постоянных членов Совета Безопасности.
В своём видеообращении, прозвучавшем на пленарном заседании юбилейной, 75-й Генеральной Ассамблеи ООН, президент России Владимир Путин отметил, что при всех хитросплетениях мировой политики ООН достойно выполняет свою главную миссию по сбережению мира. При этом происходящие в мире перемены оказывают своё влияние на Совет Безопасности ООН и на дискуссию на предмет его реформирования, добавил российский лидер.
Президент России пояснил, что это право пяти ядерных держав, победивших во Второй мировой войне, отражает сегодня реальный военно-политический баланс.
По словам российского лидера, право вето постоянных членов Совбеза ООН представляет собой «абсолютно необходимый и уникальный инструмент, который не допускает односторонних действий, чреватых прямым военным столкновением крупнейших государств».
При этом, как любая международная организация, ООН «не должна костенеть, а должна отражать в своём развитии динамику XXI века», чтобы адаптироваться к современным реалиям, заявил Путин.
Привилегии и иммунитеты
Документ, который регламентирует привилегии и иммунитеты, ООН был принят в 1946 году. При этом в Конвенции затрагивается вопрос как о самой организации, так и о сотрудниках
Если не брать во внимание сложную юридическую формулировку, все привилегии и иммунитеты можно описать следующим образом:
- На организацию и её имущество не влияют любые формы вмешательства суда. Исключением может послужить отказ ООН от данного пункта.
- Нельзя в помещениях организации проводить обыск, арест, конфискацию и прочее.
- Вся документация ООН является неприкосновенной.
- На организацию не действует система налогообложения, а также денежные переводы могут беспрепятственно направляться в любое государство.
- На организацию не действуют любые таможенные сборы, а также ограничения при импорте и экспорте.
- ООН имеет право использовать дипломатические связи, вплоть до шифров и личных курьеров.
Это то, что касается иммунитетов и привилегий для организации, а вот касательно сотрудников, здесь следует поделить данные правила на несколько групп. Генеральный секретарь и его семья могут использовать все существующие дипломатические привилегии. Должностные лица организации избавлены от судебной ответственности за то, что они совершили во время несения службы. Также эти люди избавлены от налогообложения, а вступив в должность, беспрепятственно могут ввозить имущество. Должностные лица ООН избавлены от государственной служебной повинности, в этом случае данным людям необязательно отдавать долг государству и отправляться в армию.
А третья группа состоит из экспертов, занимающихся командировками по делам организации. Они избавлены как от личного ареста, так и от конфискации багажа. Также иммунитет распространяется на судебно-процессуальные решения, но только в случае действий, совершенных во время службы. Для них доступно использование шифров и кодов, а их документы имеют статус неприкосновенности.
Своего иммунитета Генеральный секретарь может лишиться только в случае такового решения Совета Безопасности. А вот снимать привилегии и иммунитет с других сотрудников Генсек может любое время. В первом случае данный вопрос в истории не поднимался ни разу, а вот факт снятия полномочий с сотрудника ООН существовал в архиве. Один из переводчиков злоупотреблял служебным положением, также был пойман на взятке, а поэтому был осужден правительством США.
История [ править ]
Первоначальные постоянные члены Совета Безопасности ООН в 1945 году (темно-синий) с соответствующими колониями и другими владениями показаны (бледно-синий).
Лидеры пяти постоянных государств-членов на саммите в 2000 году. По часовой стрелке спереди слева: верховный лидер Китая Цзян Цзэминь , президент США Билл Клинтон , премьер-министр Великобритании Тони Блэр , президент России Владимир Путин и президент Франции Жак Ширак .
При основании ООН в 1945 году пятью постоянными членами Совета Безопасности были Французская Республика , Китайская Республика , Советский Союз , Великобритания и Соединенные Штаты. Там было два изменения места с тех пор, хотя они не были отражены в статье 23 этого Устава Организации Объединенных Наций , поскольку оно не было изменено соответствующим образом:
- Место Китая первоначально принадлежало националистическому правительству Китайской Республики (КР). Тем не менее, он потерял китайскую гражданскую войну и отступили на остров Тайвань в 1949 году Коммунистической партии Китая контроль вон из материкового Китая и основал Народную Республику Китай (КНР). В 1971 году резолюция 2758 Генеральной Ассамблеи ООН признала КНР законным представителем Китая в ООН и предоставила ей место в Совете Безопасности, которое принадлежало Китайской республике, которая была исключена из ООН. И Китайская Республика, и КНР продолжают утверждатьде-юре суверенитет над всем Китаем (включая Тайвань). Однако только 15 штатов продолжают официально признавать Китайскую республику в качестве единственного законного правительства Китая .
- После распада Советского Союза в 1991 году Россия была признана в качестве правового государства — правопреемника в Советском Союзе и поддерживали позицию последнего в Совете Безопасности.
Кроме того, Франция реформировала свое временное правительство во Французскую Четвертую республику в 1946 году, а затем во Французскую Пятую республику в 1958 году, оба под руководством Шарля де Голля . Франция сохранила свое место, поскольку не было изменений в ее международном статусе или признании, хотя многие из ее заморских владений в конечном итоге стали независимыми.
Пять постоянных членов Совета Безопасности были державами-победительницами во Второй мировой войне и с тех пор поддерживают самые мощные военные силы в мире. Они ежегодно возглавляют список стран с самыми высокими военными расходами ; в 2011 году они потратили более 1 триллиона долларов США на оборону, что составляет более 60% мировых военных расходов (только на США приходится более 40%). Они также входят в пятерку из шести крупнейших мировых экспортеров оружия (наряду с Германией ) и являются единственными странами, официально признанными «государствами, обладающими ядерным оружием » в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия. (ДНЯО), хотя есть и другие государства, о которых известно или считается, что они обладают ядерным оружием.
История создания
Идея создания подобной организации появилась еще в 1941 году. Тогда между СССР и Польшей была заключена Декларация, которая занималась бы укреплением и поддержанием мира. Этот документ содержал призыв к созданию такой организации, которая занималась бы обеспечением не просто мира, а справедливости. Поэтому в состав должны были входить только демократические страны.
Если создание подобной организации и случится, тогда решать все мировые конфликты должно международное право с привлечением военных сил участвующих стран. Но, несмотря на ситуацию в мире, тогда мало кто поддержал данную Декларацию.
Конкретно сама организация уже начала зарождаться на территории СССР. Именно тут было принято решение о формировании государств в единую организацию по защите мира во всем мире – Совет Безопасности ООН. Так как СССР внес огромный вклад в ликвидацию фашистского агрессора, то здесь в 1943 году была подписана Московская декларация при участии США, Китая, Великобритании и самих хозяев.
В уставе этого документа было сказано, что страны-лидеры понимают необходимость создания подобной организации, которая занималась бы урегулированием конфликтов. Основным принципом должен был стать суверенитет. Каждая из вышеуказанных стран брала на себя ответственность за другие государства.
При этом основатели могут между собой консультироваться, если это необходимо, а также брать во внимание мнение других членов организации. Также страны-лидеры обязались не использовать оружие на территории других государств, только в случае если это может решить поставленные цели организации
Позже исследователи зарождения ООН решили считать местом создания организации именно Москву, так как здесь был подписан основополагающий документ. После Московской конференции было собрано совещание в Тегеране, где и была подписана Декларация в 1943 году, 1 декабря.
В документе государства Совета Безопасности ООН указали на то, что они берут на себя ношу урегулирования мировых конфликтов и защиту стран таким способом, который удовлетворял бы подавляющую массу народа и который помог бы ликвидировать бедствия и войны.
Длительное время подготавливались все документы к утверждению данной организации. Несмотря на мощь будущего проекта, Рузвельт подчеркивал то, что данное формирование не является сверхгосударством со своими правами и полицией.
Непосредственно перед подписанием была проведена Ялтинская конференция, которая поднимала вопрос о привлечении других стран в данную организацию. А также главный принцип принятия решения – это единогласие. В свою очередь, СССР настоял на первоначальном принятии Белорусской и Украинской ССР в состав ООН.
История
Первоначальные постоянные члены Совета Безопасности ООН в 1945 году (темно-синий) с соответствующими колониями и другими владениями показаны (бледно-синий).
Лидеры пяти постоянных государств-членов на саммите в 2000 году. По часовой стрелке спереди слева: верховный лидер Китая Цзян Цзэминь , президент США Билл Клинтон , премьер-министр Великобритании Тони Блэр , президент России Владимир Путин и президент Франции Жак Ширак .
При основании ООН в 1945 году пятью постоянными членами Совета Безопасности были Французская Республика , Китайская Республика , Советский Союз , Великобритания и Соединенные Штаты. Там было два изменения места с тех пор, хотя они не были отражены в этого Устава Организации Объединенных Наций , поскольку оно не было изменено соответствующим образом:
- Место Китая первоначально принадлежало националистическому правительству Китайской Республики (КР). Тем не менее, он потерял китайскую гражданскую войну и отступили на остров Тайвань в 1949 году Коммунистической партии Китая контроль вон из материкового Китая и основал Народную Республику Китай (КНР). В 1971 году резолюция 2758 Генеральной Ассамблеи ООН признала КНР законным представителем Китая в ООН и предоставила ей место в Совете Безопасности, которое занимала Китайская республика, которая была полностью исключена из ООН. И Китайская Республика, и КНР продолжают де-юре заявлять о суверенитете над всем Китаем (включая Тайвань). Однако только 15 государств продолжают официально признавать в качестве .
- После распада Советского Союза в 1991 году Россия была признана в качестве правового государства — правопреемника в Советском Союзе и поддерживали позицию последнего в Совете Безопасности.
Кроме того, Франция реформировала свое временное правительство во Французскую Четвертую республику в 1946 году, а затем во Французскую Пятую республику в 1958 году, оба под руководством Шарля де Голля . Франция сохранила свое место, поскольку не было изменений в ее международном статусе или признании, хотя многие из ее заморских владений в конечном итоге стали независимыми.
Пять постоянных членов Совета Безопасности были державами-победительницами во Второй мировой войне и с тех пор поддерживают самые мощные военные силы в мире. Они ежегодно возглавляют список стран с самыми высокими военными расходами ; в 2011 году они потратили на оборону более 1 триллиона долларов США, что составило более 60% мировых военных расходов (только на США приходилось более 40%). Они также входят в пятерку из мировых (наряду с Германией) и являются единственными странами, официально признанными «государствами, обладающими ядерным оружием » в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), хотя есть и другие страны. государства, о которых известно или предполагается, что они обладают ядерным оружием.
Членство по годам
Постоянный
Год | Китайское сиденье | Французское сиденье | Советское / российское кресло | Британское место | Американское сиденье |
---|---|---|---|---|---|
1945 г. | республика Китай | Пров. Губернатор Франции | Советский союз | объединенное Королевство | Соединенные Штаты |
1946 г. | Французская Республика (4-е место) | ||||
1949 г. | республика Китай | ||||
1958 г. | Французская Республика (5) | ||||
1971 г. | Китайская Народная Республика | ||||
1992 – настоящее время | Российская Федерация |
Непостоянный (1946–1965)
Год | Латиноамериканские места | Место Содружества | Восточноевропейское и азиатское место | Ближневосточное место | Сиденье в Западной Европе | |
---|---|---|---|---|---|---|
1946 г. | Бразилия | Мексика | Австралия | Польша | Египет | Нидерланды |
1947 г. | Колумбия | Сирия | Бельгия | |||
1948 г. | Аргентина | Канада | Украина | |||
1949 г. | Куба | Египет | Норвегия | |||
1950 | Эквадор | Индия | Югославия | |||
1951 г. | Бразилия | Турция | Нидерланды | |||
1952 г. | Чили | Пакистан | Греция | |||
1953 г. | Колумбия | Ливан | Дания | |||
1954 г. | Бразилия | Новая Зеландия | Турция | |||
1955 г. | Перу | Иран | Бельгия | |||
1956 г. | Куба | Австралия | Югославия | |||
1957 г. | Колумбия | Филиппины | Ирак | Швеция | ||
1958 г. | Панама | Канада | Япония | |||
1959 г. | Аргентина | Тунис | Италия | |||
1960 г. | Эквадор | Цейлон | Польша | |||
1961 г. | Чили | Турция | Объединенная Арабская Республика | Либерия | ||
1962 г. | Венесуэла | Гана | Румыния | Ирландия | ||
1963 г. | Бразилия | Филиппины | Марокко | Норвегия | ||
1964 г. | Боливия | Кот-д’Ивуар | Чехословакия | |||
1965 г. | Уругвай | Малайзия | Иордания | Нидерланды |
Непостоянный (1966 – настоящее время)
Год | Африканская группа | Азиатско-Тихоокеанская группа | Группа Латинской Америки и Карибского бассейна (ГРУЛАК) | Западноевропейская и другие группы | Восточноевропейская группа | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
* Указывает арабских наций представитель | ||||||||||
1966 г. | Мали | Нигерия | Уганда | Япония | Иордания * | Аргентина | Уругвай | Нидерланды | Новая Зеландия | Болгария |
1967 | Эфиопия | Индия | Бразилия | Канада | Дания | |||||
1968 г. | Алжир * | Сенегал | Пакистан | Парагвай | Венгрия | |||||
1969 г. | Замбия | Непал | Колумбия | Финляндия | Испания | |||||
1970 г. | Бурунди | Сьерра-Леоне | Сирия * | Никарагуа | Польша | |||||
1971 г. | Сомали | Япония | Аргентина | Бельгия | Италия | |||||
1972 г. | Гвинея | Судан * | Индия | Панама | Югославия | |||||
1973 г. | Кения | Индонезия | Перу | Австралия | Австрия | |||||
1974 г. | Камерун | Мавритания | Ирак * | Коста-Рика | Белоруссия | |||||
1975 г. | Танзания | Япония | Гайана | Италия | Швеция | |||||
1976 г. | Бенин | Ливия * | Пакистан | Панама | Румыния | |||||
1977 г. | Маврикий | Индия | Венесуэла | Канада | Западная Германия | |||||
1978 г. | Габон | Нигерия | Кувейт * | Боливия | Чехословакия | |||||
1979 г. | Замбия | Бангладеш | Ямайка | Норвегия | Португалия | |||||
1980 г. | Нигер | Тунис * | Филиппины | Мексика | Восточная Германия | |||||
1981 г. | Уганда | Япония | Панама | Ирландия | Испания | |||||
1982 г. | Идти | Заир | Иордания * | Гайана | Польша | |||||
1983 г. | Зимбабве | Пакистан | Никарагуа | Мальта | Нидерланды | |||||
1984 г. | Буркина-Фасо | Египет * | Индия | Перу | Украина | |||||
1985 г. | Мадагаскар | Таиланд | Тринидад и Тобаго | Австралия | Дания | |||||
1986 г. | Конго | Гана | Объединенные Арабские Эмираты * | Венесуэла | Болгария | |||||
1987 г. | Замбия | Япония | Аргентина | Западная Германия | Италия | |||||
1988 г. | Алжир * | Сенегал | Непал | Бразилия | Югославия | |||||
1989 г. | Эфиопия | Малайзия | Колумбия | Канада | Финляндия | |||||
1990 г. | Кот-д’Ивуар | Заир | Йемен * | Куба | Румыния | |||||
1991 г. | Зимбабве | Индия | Эквадор | Австрия | Бельгия | |||||
1992 г. | Кабо-Верде | Марокко * | Япония | Венесуэла | Венгрия | |||||
1993 г. | Джибути | Пакистан | Бразилия | Новая Зеландия | Испания | |||||
1994 г. | Нигерия | Руанда | Оман * | Аргентина | Чехия | |||||
1995 г. | Ботсвана | Индонезия | Гондурас | Германия | Италия | |||||
1996 г. | Египет * | Гвинея-Бисау | Южная Корея | Чили | Польша | |||||
1997 г. | Кения | Япония | Коста-Рика | Португалия | Швеция | |||||
1998 г. | Габон | Гамбия | Бахрейн * | Бразилия | Словения | |||||
1999 г. | Намибия | Малайзия | Аргентина | Канада | Нидерланды | |||||
2000 г. | Мали | Тунис * | Бангладеш | Ямайка | Украина | |||||
2001 г. | Маврикий | Сингапур | Колумбия | Ирландия | Норвегия | |||||
2002 г. | Камерун | Гвинея | Сирия * | Мексика | Болгария | |||||
2003 г. | Ангола | Пакистан | Чили | Германия | Испания | |||||
2004 г. | Алжир * | Бенин | Филиппины | Бразилия | Румыния | |||||
2005 г. | Танзания | Япония | Аргентина | Дания | Греция | |||||
2006 г. | Гана | Конго | Катар * | Перу | Словакия | |||||
2007 г. | Южная Африка | Индонезия | Панама | Бельгия | Италия | |||||
2008 г. | Буркина-Фасо | Ливия * | Вьетнам | Коста-Рика | Хорватия | |||||
2009 г. | Уганда | Япония | Мексика | Австрия | Турция | |||||
2010 г. | Габон | Нигерия | Ливан * | Бразилия | Босния и Герцеговина | |||||
2011 г. | Южная Африка | Индия | Колумбия | Германия | Португалия | |||||
2012 г. | Марокко * | Идти | Пакистан | Гватемала | Азербайджан | |||||
2013 | Руанда | Южная Корея | Аргентина | Австралия | Люксембург | |||||
2014 г. | Чад | Нигерия | Иордания * | Чили | Литва | |||||
2015 г. | Ангола | Малайзия | Венесуэла | Новая Зеландия | Испания | |||||
2016 г. | Египет * | Сенегал | Япония | Уругвай | Украина | |||||
2017 г. | Эфиопия | Казахстан | Боливия | Италия | Швеция | |||||
2018 г. | Кот-д’Ивуар | Экваториальная Гвинея | Кувейт * | Перу | Нидерланды | Польша | ||||
2019 г. | Южная Африка | Индонезия | Доминиканская Респблика | Германия | Бельгия | |||||
2020 г. | Нигер | Тунис * | Вьетнам | Святой Винсент и Гренадины | Эстония | |||||
2021 г. | Кения | Индия | Мексика | Ирландия | Норвегия | |||||
2022 г. | Габон | Гана | Объединенные Арабские Эмираты * | Бразилия | Албания |
Сравнение стран
Государство-член СБ ООН | Китайская Народная Республика (Китай) | Французская Республика (Франция) | Российская Федерация (Россия) | Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Соединенное Королевство) | Соединенные Штаты Америки (Соединенные Штаты Америки) |
---|---|---|---|---|---|
Герб | |||||
Флаг | |||||
численность населения | 1 411 778 724 (2020) | 67 427 000 (2021 г.) | 146 171 015 (2021 г.) | 67 886 004 (2020) | 331 449 281 (2020) |
Площадь | 9 596 961 км 2 (3705 407 квадратных миль) | 640 679 км 2 (260 558 квадратных миль) | 17 125 242 км 2 (6 612 093 квадратных миль) | 242 495 км 2 (93 628 квадратных миль) | 9,833,520 км 2 (3,796,742 квадратных миль) |
Плотность населения | 145 построек на квадратный километр (375,5 квадратных миль) | 104,71 / км² (40,4 построек на квадратную милю) | 8,4 построек на квадратный километр (21,8 построек на квадратную милю) | 270,7 построек на квадратный километр (701,1 на квадратную милю) | 87 построек на квадратный километр (33,6 на квадратную милю) |
Часовые пояса | 1 | 12 | 11 | 1 | 11 |
ИЭЗ | 877 019 км 2 | 11 691 000 км 2 | 7,566,673 км 2 | 6 805 586 км 2 | 11 351 000 км 2 |
Столица | Пекин | Париж | Москва | Лондон | Вашингтон |
Крупнейшие города | Шанхай Пекин Чунцин Шэньчжэнь Гуанчжоу | Париж Марсель Лион Ницца Тулуза | Москва Санкт-Петербург Казань Екатеринбург Новосибирск | Лондон Манчестер Бирмингем Глазго Эдинбург | Нью-Йорк Лос-Анджелес Чикаго Хьюстон Даллас |
Континент | Азия | Европа Северная Америка / Южная Америка / Океания / Африка | Европа / Азия | Европа Северная Америка / Южная Америка / Океания / Африка | Северная Америка / Океания |
Правительство | Унитарная марксистско-ленинская однопартийная социалистическая республика | Унитарная полупрезидентская конституционная республика | Федеральная полупрезидентская конституционная республика | Унитарная парламентская демократическая конституционная монархия | Федеральная президентская конституционная республика |
Правящая политическая партия | Коммунистическая партия Китая | La République En Marche! | Единая Россия | Консервативная партия | демократическая партия |
Руководители государства | Си Цзиньпин Ли Кэцян | Эммануэль Макрон Жан Кастекс | Владимир Путин Михаил Мишустин | Королева Елизавета II Борис Джонсон | Джо Байден Камала Харрис |
Официальные языки | Стандартный китайский | французкий язык | русский | английский | Нет на федеральном уровне, но де-факто английский |
Экономический союз | БРИКС ШОС | ЕС G7 ОЭСР | БРИКС СНГ EEU ШОС | G7 ОЭСР | G7 ОЭСР |
Военный союз | ШОС | НАТО | ОДКБ ШОС | НАТО AUKUS | ANZUS НАТО AUKUS |
Подразделения с самым высоким ВВП | Гуандун $ 1,11 трлн (2014) | Иль-де-Франс 882 миллиарда долларов (2019) | Москва $ 340 млрд (2012) | Англия 2,69 триллиона долларов (2013) | Калифорния — 2,99 триллиона долларов (2020) |
ВВП на душу населения (номинальный) | $ 8 141 (73-е место) | $ 37 653 (21-е место) | $ 9 243 (64-е) | $ 43 902 (13-е) | 56 084 $ (6-е место) |
ВВП на душу населения (ППС) | $ 14340 (84-е) | $ 41 476 (26-е) | $ 25 965 (48-е) | $ 41 499 (25-е) | 56 084 $ (11-е) |
ВВП (номинальный) | $ 11,38 трлн (2016) (2-е место) | $ 2,422 трлн (2015) (6-е место) | $ 1,178 трлн (2016) (12-е место) | $ 2,679 трлн (2015) (5-е место) | $ 18,558 трлн (2016) (1-е место) |
ВВП (ППС) | $ 20,85 трлн (2016) (1-е место) | $ 2,647 трлн (2015) (10-е место) | $ 3,493 трлн (2016) (6-е место) | $ 2,849 трлн (2015) (9-е место) | $ 18,558 трлн (2016) (2-е место) |
Военные расходы | 145,8 миллиарда долларов (2015) (2-е место) | $ 46,8 млрд (2015) (7-е место) | 65,6 миллиарда долларов (2015) (4-е место) | 56,2 миллиарда долларов (2015) (5-е место) | $ 597,5 млрд (2015) (1-е место) |
Военнослужащие
Следующий список взят из журнала The Military Balance за 2018 год, который ежегодно публикуется Международным институтом стратегических исследований .
Страна | Активные военные | Резервные военные | Военизированные | Общий | На 1000 человек (всего) | На 1000 человек (активных) | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Китай | 2 035 000 | 510 000 | 1 500 000 | 4 045 000 | 2,9 | 1.5 | |
Франция | 202 700 | 72 300 | 103 400 | 378 400 | 5,6 | 3 | |
Российская Федерация | 1 013 628 | 2 572 500 | 2 310 859 | 5 896 987 | 41,5 | 7.1 | |
Объединенное Королевство | 146 650 | 44 250 | 190 900 | 2,9 | 2.3 | ||
Соединенные Штаты | 1 348 400 | 857 950 | 2 206 350 | 6,8 | 4.2 |
Формат совещаний и принятие решений
Совет осуществляет свою деятельность в следующих видах:
- Открытые и закрытые совещания;
- Совещания участников СБ;
- Беседы неофициального формата;
- Совещания по «формату Арии».
Важный факт
Совещания на основании «формулы Арии» имеют неформальный характер, проводятся в частном порядке. Их особенностью является взаимный обмен соображениями с использованием гибких процедурных границ, при участии всех сторон, которые, по решению Совета, необходимо заслушать.
Все решения Совета выносятся на голосование. Для положительного результата достаточно получить 9 голосов, включая мнения всех постоянных участников. Однако, стоит отметить, что каждый из главных членов имеет возможность воспользоваться правом вето по постановлению Совета.
Обратите внимание
Отказ постоянного члена от принятия участия в голосовании также рассматривается, как наложение вето. Однако, если он известит остальных членов о том, что воздержание с его стороны никоим образом не выражает несогласие в принятии соответствующего решения, то оно будет считаться принятым в случае набора достаточного количества голосов.
Сторона, которая принимает участие в конфликте или споре, в обязательном порядке воздерживается от голосования.
Все решения Совета закрепляются в виде резолюций.
История
Первоначальные постоянные члены Совета Безопасности ООН в 1945 году (темно-синий) с соответствующими колониями и другими владениями показаны (бледно-синий).
Лидеры пяти постоянных государств-членов на саммите в 2000 году. По часовой стрелке спереди слева: верховный лидер Китая Цзян Цзэминь , президент США Билл Клинтон , премьер-министр Великобритании Тони Блэр , президент России Владимир Путин и президент Франции Жак Ширак .
При основании ООН в 1945 году пятью постоянными членами Совета Безопасности были Французская Республика , Китайская Республика , Советский Союз , Великобритания и Соединенные Штаты. Там было два изменения места с тех пор, хотя они не были отражены в этого Устава Организации Объединенных Наций , поскольку оно не было изменено соответствующим образом:
- Место Китая первоначально принадлежало националистическому правительству Китайской Республики (КР). Тем не менее, он потерял китайскую гражданскую войну и отступили на остров Тайвань в 1949 году Коммунистической партии Китая контроль вон из материкового Китая и основал Народную Республику Китай (КНР). В 1971 году резолюция 2758 Генеральной Ассамблеи ООН признала КНР законным представителем Китая в ООН и предоставила ей место в Совете Безопасности, которое занимала Китайская республика, которая была полностью исключена из ООН. И Китайская Республика, и КНР продолжают де-юре заявлять о суверенитете над всем Китаем (включая Тайвань). Однако только 15 государств продолжают официально признавать в качестве .
- После распада Советского Союза в 1991 году Россия была признана в качестве правового государства — правопреемника в Советском Союзе и поддерживали позицию последнего в Совете Безопасности.
Кроме того, Франция реформировала свое временное правительство во Французскую Четвертую республику в 1946 году, а затем во Французскую Пятую республику в 1958 году, оба под руководством Шарля де Голля . Франция сохранила свое место, поскольку не было изменений в ее международном статусе или признании, хотя многие из ее заморских владений в конечном итоге стали независимыми.
Пять постоянных членов Совета Безопасности были державами-победительницами во Второй мировой войне и с тех пор поддерживают самые мощные военные силы в мире. Они ежегодно возглавляют список стран с самыми высокими военными расходами ; в 2011 году они потратили на оборону более 1 триллиона долларов США, что составило более 60% мировых военных расходов (только на США приходилось более 40%). Они также входят в пятерку из мировых (наряду с Германией) и являются единственными странами, официально признанными «государствами, обладающими ядерным оружием » в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), хотя есть и другие страны. государства, о которых известно или предполагается, что они обладают ядерным оружием.
Дисциплинарный подход
Следует отметить, что критика в адрес ООН звучит и со стороны американского руководства, притом что США являются постоянным членом Совбеза организации. Действующий глава Белого дома Дональд Трамп упрекал ООН в неэффективности ещё во время предвыборной кампании 2016 года.
«ООН имеет огромный потенциал, но сейчас это просто клуб, где люди могут собраться, поболтать и хорошо провести время. Это так печально!» — писал тогда Трамп в своём Twitter.
В 2018 году США вышли из Совета ООН по правам человека. Перед этим Белый дом активно критиковал структуру за её позицию по израильскому вопросу, расходящуюся с подходом действующей американской администрации.
- Майк Помпео
- Reuters
Как отмечают эксперты, Вашингтону свойственно рассчитывать на совпадение собственных интересов с позицией ООН. К примеру, 19 сентября 2020 года глава Госдепа Майк Помпео сделал заявление, в котором приветствовал восстановление ранее отменённых санкций ООН против Ирана. Основанием для этого, по мнению американской стороны, должно было стать уведомление о невыполнении Тегераном своих обязательств в рамках СВПД, которое ранее подали в Совбез ООН США.
Однако в Госдепе поспешили с анонсом антииранских санкций: генсек ООН Антониу Гутерреш сообщил, что не может приступить к возвращению рестрикций. Об этом говорилось в письме Гутерреша председателю СБ ООН. Гутерреш отметил, что такое решение не было поддержано Совбезом, большинство его участников выступили против американской инициативы.
Также по теме
«Больше нет механизмов контроля»: Генсек ООН заявил о возвращении холодной войны
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш заявил, что мир вернулся к состоянию холодной войны. Он также признал неэффективность…
В свою очередь, комментируя заявление Госдепа, официальный представитель МИД России Мария Захарова призвала американское руководство «перестать высказываться от имени СБ ООН» на тему антииранских санкций.
Говоря о роли и перспективах реформирования ООН, эксперты напоминают, что именно Вашингтон и НАТО не раз действовали в обход Совбеза, нарушая устав организации. Ярким примером стали бомбардировки силами Североатлантического альянса Союзной Республики Югославия в 1999 году. Совбез ООН не давал тогда разрешения на это вторжение, а Москва и Пекин — постоянные члены СБ — выступали категорически против действий альянса.
По мнению Андрея Манойло, Вашингтон на протяжении долгого времени вёл сознательную деятельность, направленную на подрыв авторитета ООН. Поэтому сегодня наряду с вопросом о реформировании организации было бы уместно поднять вопрос о том, чтобы её действующие члены не расшатывали её основы.
- Бомбардировки Югославии
- Reuters
«При этом, несмотря ни на что, ООН остаётся действующей структурой», — добавил эксперт.
Похожей точки зрения в этом отношении придерживается и Борис Межуев.
«Несомненно, США подорвали авторитет ООН своими действиями, очередным примером стало вторжение в Ирак. Итогом подобной политики Вашингтона стало превращение ООН из аналога третейского судьи в дискуссионный клуб, где каждая сторона высказывает своё мнение, а после делает то, что хочет. Поэтому в первую очередь следует поднять вопрос не о расширении ООН, а о том, чтобы нынешние члены Совбеза не действовали в обход организации», — подытожил эксперт.
Право вето
«Право вето» относится к праву вето, которым обладают только постоянные члены, что позволяет им предотвращать принятие любого «основного» проекта резолюции Совета, независимо от уровня международной поддержки этого проекта
Право вето не применяется к процедурному голосованию, что важно в том смысле, что постоянные члены Совета Безопасности могут голосовать против «процедурного» проекта резолюции, не обязательно блокируя его принятие Советом.. Право вето имеет место, когда любой постоянный член — так называемая «пятерка» — голосует «против» по «существенному» проекту резолюции
Воздержание или отсутствие при голосовании постоянного члена не препятствует принятию проекта резолюции.
Право вето имеет место, когда любой постоянный член — так называемая «пятерка» — голосует «против» по «существенному» проекту резолюции. Воздержание или отсутствие при голосовании постоянного члена не препятствует принятию проекта резолюции.
Расширение [ править ]
Страны G4 : Бразилия , Германия , Индия и Япония , которые поддерживают заявки друг друга на постоянные места в Совете Безопасности ООН.
Были предложения о введении новых постоянных членов. Обычно упоминаются кандидаты из Бразилии , Германии , Индии и Японии . Они составляют группу из четырех стран, известных как страны G4 , которые взаимно поддерживают заявки друг друга на постоянные места.
Этому типу реформ традиционно противостояла группа « Объединение ради консенсуса », которая состоит в основном из стран, которые являются региональными соперниками и экономическими конкурентами G4. Группу возглавляют Италия и Испания (против Германии ), Мексика , Колумбия и Аргентина (против Бразилии ), Пакистан (против Индии ) и Южная Корея (против Японии ), а также Турция , Индонезия и другие. С 1992 года Италияа другие члены совета вместо этого предложили полупостоянные места или увеличили количество временных мест. [ необходима цитата ]
Большинство ведущих кандидатов в постоянные члены регулярно избираются в Совет Безопасности своими соответствующими группами. Япония была избрана на одиннадцать двухлетних сроков, Бразилия — на десять, а Германия — на три срока. В общей сложности Индия избиралась в совет восемь раз, причем последняя выигравшая заявка была сделана в 2020 году .
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) , в 2013 году на долю членов P5 и G4 Совета Безопасности ООН приходилось восемь из десяти крупнейших мировых оборонных бюджетов .