Функции и полномочия совета федерации федерального собрания рф
Содержание:
- Общие сведения
- Общие сведения
- Организация работы
- Назначение членов СФ
- Законодательная деятельность
- Общие сведения
- Дополнительно
- Последний этап
- Законодательная инициатива
- Деятельность СФ
- Характеристика
- Поправки в Конституцию создали новую реальность в практике парламентской работы
- Второй этап
- Организация деятельности Совета Федерации
- Особенности заседаний
- Особенности заседаний СФ
- Документальное оформление
- Третья стадия
- Совместные заседания
- Специфика деятельности
- Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы
- Обязательные вопросы
- Историческая справка
- Формирование СФ в 2002-2012 гг.
- Заключение
Общие сведения
Федеральное Собрание, в соответствии со ст. 95 Конституции, состоит из Госдумы и Совета Федерации. Первая палата выступает в качестве представительного органа всего населения страны. Порядок формирования Совета Федерации таков, что в него входят высшие должностные лица от каждого субъекта. СФ призван выражать региональные, местные мнения. Вместе с этим, он является и государственным органом всей страны (это подтверждает его порядок формирования). Компетенция Совета Федерации распространяется не отдельно на тот или иной субъект. Его волеизъявления и решения адресуются всей России, всему государству в целом.
Общие сведения
В ст. 95 Конституции определен количественный состав палат ФС. Госдума включает в себя 450 депутатов. Численность членов СФ определяется по количеству регионов в стране. В Совете Федерации присутствует по два представителя от каждого субъекта РФ. Всего в него входит 178 членов. В 102 статье Конституции устанавливаются вопросы, относящиеся к исключительному ведению этой палаты.
Основные функции Совета Федерации
К ведению СФ относятся следующие вопросы:
- Утверждение изменений границ регионов.
- Решение вопроса об использовании ВС за пределами государства.
- Назначение судей ВАС, ВС и КС, Генпрокурора, Председателя и 50% аудиторов Счетной палаты.
- Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного, военного положения.
- Назначение выборов Главы страны и снятие его с должности.
Организация работы
Заседание СФ будет считаться правомочным, если на нем находится не меньше 2/3 от общего количества членов палаты. Руководит обсуждениями Председатель. Он не имеет права высказывать свое мнение по вопросам повестки, комментировать выступление спикеров, давать им характеристику. Работа палаты осуществляется на официальном языке государства – русском. Члены СФ могут выступать с докладами, заключительным словом, содокладом, предоставлять справки, заявления и так далее. Принятие решений осуществляется тайным или открытым голосованием. Постановление будет считаться утвержденным, если за него проголосовало больше 50% от общего количества членов. Принятие конституционных законов осуществляется также голосованием. Однако для утверждения необходимо не меньше 3/4 от общего числа членов.
Назначение членов СФ
Представитель законодательного органа госвласти от субъекта выбирается этим же органом на срок его полномочий. Кандидатура вносится председателем. Группой депутатов, численность которой не меньше 1/3 общего количества членов законодательного органа, может быть внесено предложение о рассмотрении альтернативных кандидатур. Представитель исполнительной ветви власти региона назначается лицом, занимающим высшую должность в субъекте. Согласно Закону, регламентирующему порядок формирования Совета Федерации, решение законодательного органа об избрании члена СФ принимается путем тайного голосования.
Результаты оформляются соответствующим постановлением. При выдвижении от двухпалатного законодательного органа принимается соответствующий нормативный акт от обеих палат. Решение, принятое высшим должностным лицом о назначении члена СФ, оформляется Указом. Как гласит закон, устанавливающий порядок формирования Совета Федерации, документ вступает в действие, если на внеочередном либо плановом заседании законодательного органа 2/3 от общего количества депутатов не проголосует против кандидата. Принятый указ исполнительной власти должен быть направлен на рассмотрение в течение трех дней. По закону, определяющему порядок формирования Совета Федерации, решения о назначениях членов направляются в СФ в течение 5-ти дней со вступления их в действие.
Законодательная деятельность
В функции Совета Федерации Федерального Собрания входит одобрение или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это органу отводится 14 дней. По ст. 105, ФЗ будет считаться одобренным, если в течение указанного периода СФ его не рассмотрел. В ст. 106 Конституции приведен перечень вопросов, нормативные акты по которым должны обязательно обсуждаться в Совете Федерации. Среди них законы о:
- Государственном бюджете.
- Таможенном, кредитном, финансовом, валютном налоговом регулировании.
- Денонсации и ратификации международных соглашений.
- Войны и мира.
Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает и федеральные конституционные нормативные акты.
Общие сведения
Для начала посмотрим СФ как структурную единицу.
· На настоящий момент Совет Федерации состоит из 178 представителей.
· В него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти), то есть численность Совета Федерации зависит от количества регионов в стране. А также СФ включает в себя представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, числом не более 10% общего числа представителей СФ.
· Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.
· В Конституции определен количественный состав палат Совета Федерации, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности.
Дополнительно
Организационное, правовое, документационное, аналитическое, финансовое, информационное, материально-техническое, медицинское, транспортное, хозяйственное, социально-бытовое обеспечение возлагается на аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Эта единица работает на постоянной основе. Расходы, штат, структура определяются главой Сената. Сотрудники наделяются статусом госслужащих. В соответствии со 101-й статьей Конституции создаются комитеты и комиссии при Госдуме и Совете Федераций. Они также постоянно действующие.
Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решают конкретные вопросы, отнесенные к их компетенции. В частности они проводят подготовку, предварительное рассмотрение проектов законов, организуют парламентские слушания, созываемые палатами. В их компетенцию входит решение вопросов, касающихся их собственной деятельности. Комитеты также могут заниматься другими проблемами, относящимися к ведению палат. По законам, принятым Госдумой, они подготавливают заключения. Своей деятельностью комитеты Сената способствуют реализации конституционных положений, норм законодательства. Совет Федерации может формировать временные комиссии. Их деятельность ограничена определенным периодом либо конкретными задачами.
Функции комиссии, срок, в течение которого она будет работать, штат, а также полномочия определяются в нормативных актах Сената. СФ образует также и постоянно действующую комиссию. Она занимается вопросами, связанными с парламентскими процедурами и регламентом. Аналогичные единицы создаются и в Госдуме. Они также решают конкретные задачи в рамках своей компетенции. При необходимости комиссии и комитеты обеих парламентских палат проводят совместные заседания. На них может присутствовать и глава государства.
Последний этап
В декабре 2012 г. вступил в действие новый закон, которым закреплялся порядок создания Сената. В нормативном акте определены требования для кандидатов в представители от регионов. В настоящее время членом Совета может стать гражданин:
- Достигший 30 лет.
- Имеющий безупречную репутацию.
- Проживающий на одном месте в пределах РФ постоянно не менее пяти лет.
В качестве представителя от законодательного института региональной власти может выступать только его депутат. Кандидатуры вносит председатель фракции или группа однопартийцев. Принятие решения осуществляется большинством. Что касается представителя от исполнительной властной структуры, то его кандидатура определяется заранее. В ходе избрания высшего лица в регионе каждый кандидат предоставляет список, в который включается три человека. В случае получения необходимого числа голосов, первый в этом списке станет представителем СФ. Второй или третий человек может стать сенатором только при досрочном завершении полномочий предыдущего. Решение о наделении лица соответствующим статусом принимает избранный гражданин после вступления на свой пост (на следующий день).
Законодательная инициатива
Совет Федерации обладает достаточно широкими возможностями. Так, орган обладает правом вносить в Госдуму проекты ФЗ или конституционных положений, предложений о пересмотре и внесения поправок в последние. В данном случае стоит также учесть, что аналогичная возможность имеется и у представительных органов регионов. Из 723 субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, больше 1/3 представляют интересы территориальных единиц России на федеральном уровне. Такое представительство в мировой практике отмечается крайне редко. Еще одним проявлением законодательной инициативы выступает возможность вносить поправки в текст проекта ФЗ в процессе его рассмотрения Госдумой.
Деятельность СФ
Порядок функционирования Совета Федерации установлен Конституцией, соответствующими Федеральными Законами, Регламентом и решениями, принятыми СФ. В органе высшим лицом выступает Председатель. Он избирается из состава Совета Федерации. В ведении заместителей Председателя находится внутренний распорядок палаты. Они также проводят заседания СФ. Советом Федерации создаются комиссии и комитеты, проводятся слушания, касающиеся вопросов его деятельности. В СФ запрещено образование парламентских объединений и фракций. Заседания СФ проводятся в Москве. С целью обеспечения коллегиального и оперативного рассмотрения неотложных вопросов, связанных с деятельностью Совета Федерации, его функционированием, создается Совет палаты. Он выступает в качестве постоянного коллегиального органа. В его составе присутствуют Председатель СФ, заместители, главы комиссий, в числе которых отдел по парламентским процедурам и регламенту, и комитетов.
Характеристика
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выступает в качестве «Палаты субъектов». Он представляет интересы всех регионов на высшем уровне. Структура Совета отражает федеративный принцип устройства России. Сенат выступает как институт интеграции и консолидации субъектов. Он обеспечивает баланс общегосударственных и региональных интересов в процессе принятия разных решений, направленных на достижение стратегических целей и развитие страны. Органы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создаются по непартийному принципу. Представители регионов не образуют фракций и иных политических объединений. Совет Федерации – орган, действующий на постоянной основе. Сенат не может распускаться президентом (в отличие от Госдумы). Заседания СФ созываются при необходимости. Однако они должны организовываться не реже двух раз в месяц. Все члены Совета наделены неприкосновенностью на период действия их полномочий. Они не могут подвергаться личному досмотру, задержанию, к ним не допускается применять меры пресечения. Исключение составляют случаи, прямо установленные законодательством.
Поправки в Конституцию создали новую реальность в практике парламентской работы
фото: Юрий Магас / ПГ
«В связи с вступлением Конституции в силу, я вас поздравляю с высоким историческим званием сенатора Российской Федерации», — обратилась к коллегам Валентина Матвиенко, открывая в среду 8 июля заседание верхней палаты российского парламента. Ранее этот термин, который, впрочем, и так регулярно использовался, не был закреплён в законодательстве. Теперь он закреплён поправками в Основной закон страны, поддержали 78 процентов участников общероссийского голосования. Как рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, данная норма, хоть и потребует внесения поправок в федеральные законы, уже может применяться в практике парламентской работы.
— Вячеслав Степанович, планируется, что в связи с поправками в Конституцию изменения будут вноситься в порядка ста законов. Сколько это займёт времени?
— Основной массив работы мы планируем завершить к концу текущего года — будем работать активно, затягивать процесс никто не намерен. Но при этом действовать будем без спешки, и если понадобится больше времени, то используем такую возможность
— На пленарном заседании 8 июля Валентина Матвиенко приветствовала вас и других коллег как сенаторов — это понятие введено в Конституцию новыми изменениями. Термин «сенатор» уже официально вступил в силу?
— Да, это норма прямого действия и она вступила в силу вместе с указом Президента от 4 июля. Конечно, нам надо будет вносить изменения в ряд законов, в регламент палаты — это довольно большой массив юридико-технической работы. Но уже с 4 июля парламентарии в Совете Федерации могут официально именоваться сенаторами — это корректно с точки зрения действующего права.
С 4 июля парламентарии в Совете Федерации могут официально именоваться сенаторами — это корректно с точки зрения действующего права
Что же касается таких поправок в Конституцию, как порядок рассмотрения в Совете Федерации кандидатур на пост руководителей отдельных ведомств, силовых структур, прокуроров в регионах, или, скажем, наделения «пожизненными» сенаторскими полномочиями видных деятелей, включая бывших президентов России, то здесь нам надо будет прописать в законах механизм всех указанных процедур. Без этого они не смогут быть реализованы на практике.
— Госдума готовится принять пакет из двух законов по реформе системы госконтроля. В основе реформы лежит так называемый риск-ориентированный подход — он позволит добросовестным предпринимателям избегать избыточных проверок, а также поможет выстроить систему, когда бизнес будут проверять, чтобы предупредить нарушения, а не покарать за них. Ко второму чтению законы были существенно доработаны — в основном за счёт предложений из Совета Федерации. Назовите наиболее важные из них?
— Прежде всего, нам удалось внести поправку о том, чтобы новый закон о госконтроле и надзоре в РФ вступит в силу не с 1 января 2021 год, а на полгода позже. Это очень хорошее решение, потому как оно появилось из-за опасений предпринимателей, что не везде успеют к январю полностью перейти на электронный документооборот. А это необходимо для отказа от старых норм надзора.
Крайне важной является норма о том, что правила, по которым осуществляются проверки на уровне региона и муниципалитета, будут не разбросаны по отраслевым документам, а отражены в базовых законах. А именно — в законах о местном самоуправлении и о работе органов госвласти субъектов РФ
Мы рассчитываем, что эти нормы будут окончательно приняты Госдумой и одобрены Советом Федерации до конца июля.
Второй этап
Он приходится на период с января 1996-го по декабрь 2001 г. Учитывая не совсем удовлетворительный опыт работы первого созыва, было решено реформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Состав Сената претерпел ряд изменений. В частности был утвержден закон, согласно которому губернаторы, а также главы заксобраний регионов входили в СФ по своей должности. Каждый член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации работал на непостоянной основе. Представители регионов приезжали в Москву на регулярные заседания. Они также участвовали в работе комиссий и комитетов. В качестве главы Сената в этот период выступал Строев. Он был избран Председателем в 1996 г., 23 января.
Организация деятельности Совета Федерации
Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата может проводить закрытые заседания.
В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений, а также организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий.
Совет Федерации может выступать соучредителем средств массовой информации, учреждаемых в целях информирования общественности о работе Федерального Собрания — парламента РФ по исполнению его конституционных полномочий.
Основной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются их заседания, которые считаются правомочными, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание Совета Федерации также правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено. Каждому члену Совета Федерации отводится в зале заседаний Совета Федерации постоянное место, которое, в частности, оформляется табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта РФ, который он представляет. Особые места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации.
Специальные места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц страны.
По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации.
Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и другие должностные лица, перечисленные в Регламенте (ст. 52), вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.
Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на открытых заседаниях только по специальному разрешению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.
Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 30 человек. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. Председательствующий на заседании информирует членов Совета Федерации и присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, субъекта РФ либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета Совета Федерации или субъекта РФ должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.
Особенности заседаний
Слушания организуются с 16.09 по 15.07. Заседание считается правомочным, если явилось больше половины от всего количества представителей. Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации являются обязательными для исполнения. В качестве первоочередных вопросов, подлежащих обсуждению, выступают:
- Послания и обращения главы государства.
- Изменения в главах 3-8 Конституции, законопроектах, утвержденных Госдумой и подлежащих обязательному рассмотрению.
- Проекты постановлений Сената по вопросам, отнесенным к его ведению.
- Предложения о пересмотре положений, закрепленных главами 9 и 1, 2.
- Законы, утвержденные Госдумой по денонсации и ратификации международных договоров.
- Предложения о направлении в КС запросов.
К числу ФЗ, принятых в Госдуме и подлежащих обязательному рассмотрению, относят нормативные акты, касающиеся:
- Федеральных сборов, налогов.
- Кредитного, таможенного, финансового, валютного регулирования, а также денежной эмиссии.
- Статуса и защиты госграницы.
- Федерального бюджета.
- Войны и мира.
Как правило, Сенат рассматривает большую часть законов, принятых в нижней палате. Как указывает 105-я статья Конституции (ч. 4), ФЗ признается одобренным, если за него проголосовало больше половины от выбранных членов Совета либо он не обсуждался 14 дней. В случае отклонения ФЗ палаты могут образовать согласительную комиссию. С ее помощью осуществляется урегулирование разногласий, появившихся в процессе принятия нормативного акта. Утвержденные законы передаются президенту в пятидневный срок для подписания и обнародования.
Особенности заседаний СФ
Слушания проводятся с 16-го сентября по 15-е июля. Заседание признается правомочным, если явилось больше половины общего кол-ва членов, которое составляет 178 человек. Первоочередными вопросами для рассмотрения являются:
- Обращения и послания Президента.
- Поправки к главам 3-8 Конституции, проектам законов, которые приняты в Госдуме и подлежат обязательному рассмотрению.
- Предложения о пересмотре норм, описанных в главах 1, 2, 9 Конституции.
- Проекты постановлений СФ по вопросам, которые касаются его ведения.
- Предложения по поводу направления запросов в КС.
- ФЗ, принятые в Госдуме, касающиеся денонсации и ратификации договоров международного характера РФ.
Документальное оформление
Результаты голосований по кандидатам в сенаторы указываются в соответствующем постановлении. Если выдвижение осуществляется от двухпалатного заксобрания, соответствующий акт составляется обеими палатами. Решение, которое принимает высшее должностное лицо о назначении сенатора, оформляется указом. В соответствии с правилами, закрепленными в законодательстве, акт вступает в силу, если на плановом или внеочередном собрании представительной структуры 2/3 от всего количества депутатов не выскажется против кандидата. Указ исполнительного органа направляется на рассмотрение в трехдневный срок. Решения представительных органов передаются в Сенат в течение 5 дней с даты вступления их в силу.
Третья стадия
В начале президентства В. В. Путина была предложена новая реформа Сената. Преобразования предполагали замену губернаторов и высших должностных лиц заксобраний назначенными представителями. Эти служащие включались в состав Совета на постоянной основе. При этом один из представителей назначался губернатором, а другой – законодательным институтом субъекта. Реформа, таким образом, лишала высших должностных лиц от исполнительных органов возможности самостоятельно лоббировать свои интересы в Москве и принимать участие в политических событиях, партийной жизни на федеральном уровне. Однако этим лицам была предложена своего рода альтернатива.
Для лидеров субъектов был сформирован Госсовет, не обладающий конституционным статусом. Он периодически собирается в столице. На заседаниях присутствует и президент. На собраниях обсуждаются актуальные внутригосударственные и общественные вопросы. Окончательно структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была создана к январю 2002 г.
Совместные заседания
В функции Совета Федерации входит решение разнообразных вопросов. Часть из них относится к исключительному ведению палаты. Некоторые вопросы подлежат совместному обсуждению с Госдумой. На таких заседаниях выступает Глава государства с посланиями о ключевых направлениях внутренней и внешней политике, о положении в стране в целом. Особое значение на совместных заседаниях придается обращениям Президента о законодательной программе или нормативных предложениях, выступающих в качестве определенного ориентира для органов госвласти. Например, в послании Главы государства может быть рекомендовано:
- Внести элементы системности в нормотворчество.
- Усилить юридическую проработанность и согласованность законопроектов.
- Применять пакетный принцип создания нормативных документов.
- Обеспечивать координацию и взаимодействие структур власти в работе над законопроектами.
- Выполнять предварительную общественную экспертизу ключевых нормативных актов.
- Согласовывать законопроекты с регионами.
На совместных заседаниях могут также заслушиваться послания КС, выступления представителей руководства зарубежных государств.
Специфика деятельности
Функции Совета Федерации реализуются по принципу коллективности. Вопросы, включенные в повестку, обсуждаются открыто и свободно. В Регламенте могут предусматриваться случаи, когда проводятся закрытые заседания палаты. На обсуждения по решению СФ могут приглашаться представители госструктур, научных учреждений, общественных объединений, независимые эксперты, специалисты для предоставления заключений и необходимых сведений по тем или иным вопросам. На заседаниях могут присутствовать СМИ, депутаты Госдумы, члены Правительства, Президент, Председатели КС, ВАС, ВС, Генпрокурор.
Чем отличается Совет Федерации от Государственной Думы
Чтобы разобраться, кто главнее — верхняя или нижняя палата, стоит подробнее изучить функции и принцип работы этих органов.
Порядок формирования
В Конституции Российской Федерации указано, что в состав верхней палаты назначается по два представителя от каждого субъекта государства. Один проходит от законодательного органа, второй — от исполнительного, функционирующих в каждом регионе страны. Возрастное требование к сенатору — больше 30 лет.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»
Формирование состава Госдумы происходит путем выборов. Всего в составе палаты должно быть 450 депутатов, половина которых избирается из кандидатов одномандатных округов, а вторая половина — из политических партий, которые перешагнули 5-процентный порог в результате всероссийского голосования. Возраст депутата должен быть больше 21 года, а срок полномочий устанавливается на 5 лет.
Основная задача
Рабочая форма СФ — регулярные заседания (не менее 2 раз в месяц). Сенаторы собираются, чтобы заслушать указы и послания главы государства, а также представителей Конституционного суда и дипломатов, представляющих интересы других стран. Все сенаторы обладают дипломатической неприкосновенностью, за исключением случаев, когда в отношении них возбуждено уголовное дело с неопровержимыми доказательствами вины.
Основной задачей нижней палаты считается принятие бюджета страны, формирование законов, направленных на поддержание благополучной жизни граждан РФ.
Полномочия
Что касается прав и полномочий, то здесь также есть определенные различия.
К полномочиям верхней палаты относятся следующие моменты:
- изменение территориальных границ субъектов, входящих в состав государства;
- назначение выборов на должность президента страны;
- утверждение указа главы государства о необходимости введения в стране чрезвычайного положения;
- отстранение Президента от руководства государством;
- отставка госпрокурора и его назначение, а также других людей, занимающих высокие посты в государстве.
Нижняя палата Федерального Собрания обладает следующими правами:
- выдвигать обвинения против Президента для последующего объявления импичмента;
- назначать и освобождать от занимаемой должности председателя Счетной палаты и уполномоченного по правам человека;
- объявлять амнистию;
- давать согласие Президенту на назначение Председателя Правительства государства;
- назначать и освобождать от занимаемой должности Председателя Центробанка РФ.
Обязательные вопросы
Их перечень установлен ст. 106 Конституции. К вопросам, которые обязательно рассматриваются, относят ФЗ, принятые Госдумой относительно:
- Федеральных сборов и налогов.
- Таможенного, кредитного, валютного, финансового регулирования и денежной эмиссии.
- Федерального бюджета.
- Защиты и статуса госграницы России.
- Мира и войны.
На практике на заседаниях СФ рассматривается большинство принимаемых Госдумой законов. Согласно ст. 105, ч. 4 Конституции, ФЗ считается одобренным, если за него отдало голос больше половины общего количества членов или он не был рассмотрен в течение 14-ти дней. При отклонении закона палаты вправе образовать согласительную комиссию с целью преодоления разногласий, возникших в ходе обсуждения. После этого ФЗ повторно рассматривается Госдумой. Принятые ФЗ направляются Президентом в течение 5-ти дней для подписания и последующего обнародования.
Историческая справка
Совет Федерации был образован в соответствии с поправками к Конституции, введенными в 1990 г. Он выступал в качестве консультативного отдела при президенте страны, который его и возглавлял. В его составе присутствовали президенты союзных республик. При дальнейших изменениях Конституции статус СФ определялся в отдельной главе 15.2 Основного Закона. Поправками в Совет Федерации был включен вице-президент СССР, обладавший решающим голосом. Закон также устанавливал, что решения в СФ принимаются большинством, составляющим не менее 2/3 от присутствующих.
С 30 января 1990 г. в его состав входили председатели Советов от 88, а впоследствии и 89 субъектов. В июле 91-го произошли кадровые перестановки. В частности был назначен Председатель Совета Федерации. Им стал Хасбулатов. СФ РСФСР по руководством Ельцина созывался трижды. 18 сентября 1993 г. президентом была организована встреча представителей законодательных и исполнительных властных структур субъектов. Заранее она была объявлена как учредительное собрание, на котором должен был решаться вопрос о формировании нового Совета Федерации взамен действовавшего СНД. Представители регионов отказались подписывать документ о его создании, пока компетенция структуры не будет утверждена действующим парламентом.
Формирование СФ в 2002-2012 гг.
Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода «компенсации» был сформирован так называемый «консультативный орган». Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.
Заключение
ФС выступает в качестве высшего законодательного (представительного) органа в стране. Его полномочия с различной степенью полноты закреплены в гл. 5 Конституции. Палаты парламента находятся в постоянном взаимодействии с органами других ветвей власти. Так, многие функции Совета Федерации реализуются с учетом мнения КС или Президента. Палаты ФС не находятся в привилегированном положении относительно других органов госвласти. Их деятельность играет существенную роль в социальном, экономическом, политическом развитии страны.
В Совете Федерации присутствуют представители субъектов РФ. Это обеспечивает учет интересов регионов при принятии нормативных актов и различных управленческих решений на высшем уровне. В результате в делах государства участвуют все субъекты страны без исключения. В СФ принимаются важнейшие решения для государства. Они касаются не только внутренней, но и внешней политики. Именно эта палата дает согласие на применение ВС за границей государства, обсуждает назначение и снятие с поста Президента. В деятельности СФ особое значение имеют Регламенты и прочие акты, регулирующие работу. В этих документах конкретизируются положения ФЗ и Конституции, определяются порядок принятия решений и утверждения/отклонения законопроектов.