Сенаторы
Содержание:
- Предыстория
- Первый период формирования (январь 1994 — январь 1996)
- Функционирование СФ ФС РФ
- Телефоны
- Верхняя палата
- Первый сенат
- Аппарат Совета Федерации
- Обязанности сенатора
- Определение
- Русский путь
- Отличия сенаторов от депутатов
- Как это делается в Америке
- Поправки в Конституцию создали новую реальность в практике парламентской работы
- Третий период формирования (январь 2002 — декабрь 2012)
Предыстория
С 30 января 1991 года (с момента утверждения постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Положения о Совете Федерации) включал председателей Советов всех 88 (затем — 89) субъектов Федерации. В июле 1991 пост председателя Совета Федерации унаследовал Р. И. Хасбулатов как и. о. Председателя, а затем — Председатель Верховного Совета.
Совет Федерации РСФСР под председательством Б. Н. Ельцина собирался на заседания трижды — 22 ноября 1990 года, 23 января и 20 марта 1991 года.
18 сентября 1993 года Президент Ельцин созвал встречу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, заранее объявленную учредительным собранием нового Совета Федерации и прообразом верхней палаты нового парламента, альтернативного действующему Съезду народных депутатов РФ. Участники встречи отказались подписать документ о создании Совета Федерации, пока его полномочия не будут определены законодательно действующим парламентом.
Первый период формирования (январь 1994 — январь 1996)
В Викитеке есть полный текст Указа Президента России от 11.10.1993 № 1626 «О выборах в Совет Федерации ФС РФ» в редакции 6 ноября 1993 года (применялась на выборах СФ)
Политика — Портал:Политика |
Россия |
Эта статья — часть серии:Политическая системаРоссии |
Конституция России Поправки Президент России Владимир Путин
Выборы
|
В переходных положениях Конституции России 1993 года было указано, что первый состав СФ на два года избирается гражданами по двухмандатным округам, а далее порядок формирования СФ необходимо было установить отдельным законом.
Выборы в СФ состоялись 12 декабря 1993 года. СФ заседал с 11 января 1994 по 15 января 1996.
Практическая деятельность выборного СФ показала, что он не всегда выполняет отведённую ему авторами Конституции роль «фильтра» принимаемых Государственной думой законов и нередко голосует за преодоление президентского вето.
Председатель — Владимир Филиппович Шумейко (избран 13 января 1994 года — постановление Совета Федерации № 9-I СФ, полномочия депутата Совета Федерации первого созыва прекратились с момента начала работы Совета Федерации нового созыва 23 января 1996 года), депутат от Калининградской области.
См. также: Список депутатов Совета Федерации России (1993—1996)
Функционирование СФ ФС РФ
Сенаторы решают довольно обширный круг весьма специфических задач, например, об использовании Вооружённых сил РФ за пределами Федерации. Такое решение принималось в 2008 году, во время грузино-осетинского конфликта. В 2014 году СФ также дозволил ввод российских войск на территорию Украины после государственного переворота, произошедшего в соседнем государстве.
Кроме того, СФ может отрешить от должности главу государства, чего, однако, в нашей стране ещё не происходило. Есть ещё ряд вопросов, вроде назначения главы Счётной палаты и председателя Конституционного суда. Среди прочего, СФ занимается одобрением законопроектов, прошедших три чтения в Государственной Думе — нижней палате парламента. Остановимся немного более подробно именно на этом фронте работы СФ. А объём, можно сказать, колоссальный — за всю историю законотворчества современной России три чтения прошли около 9 тыс. потенциальных законов.
Отклонение законопроектов
Система обеспечения законодательной деятельности позволяет собрать некоторую статистику о законопроектной деятельности. СФ, рассматривая очередной добравшийся до верхней палаты проект, может его либо принять, либо отклонить. Посчитаем число законопроектов, отклонённых и возвращённых на доработку.
Так, в 7ом сезоне СФ отклонил 1 законопроект, который, однако, был затем доработан и всё-таки подписан главой государства. Речь о весовом контроле транспортных средств. В 6ом «сезоне» — также 1 законопроект с той же участью — в части требований к рекламе. 5й созыв — снова 1 законопроект, однако, главой государства не подписанный. Четвёртый созыв получил 2 отклонения, одно из которых стало законом (разграничение ведения Татарстана и РФ), одно — нет (мораторий на лицензирование производства игорного оборудования. Итого, 5 отклонённых документов за 19 лет.
До этого было чуть больше активности в этом плане. Так, в 3ем созыве отклонено 23 проекта. Из них были доработаны и подписаны Президентом 9. Во втором составе ФС отклонил аж 233 проекта. 105 отклонений стали законами. Первый созыв отклонил 77 текстов, но 31 дошли до пера Б. Ельцина. Кроме одного — проект № 95700004-1 о кредитных потребительских кооперативах граждан был подписан уже В. Путиным.
Одобрение законопроектов Советом Федерации
Оценим количество одобренных сенаторами проектов, по созывам:
- 135 в первом
- 836 во втором
- 656 в 3м
- 1102 в 4м
- 1573 в пятом
- 2302 в шестом и
- 2068 в текущем, седьмом созыве, итого — 8672 единиц. Довольно резкий контраст с отклонёнными, коих удалось насчитать 338.
Тут можно, конечно, сослаться на давность лет и возможные огрехи в заполнении баз данных АСОЗД (автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности). Всё же она появилась много позже начала функционирования СФ — в 2006 году. Однако, если брать последний состав сенаторов, разница конечно колоссальная. Даже учитывая возврат на доработку, отклонений в 7ом созыве всего 5. Можно сказать, конформизм полный.
Ещё 228 проектов за все созывы поступили главе государства, минуя СФ. Один из них, например, «О прекращении раздела Черноморского флота», внесённый в Думу в 1996 году и снятый с рассмотрения лишь спустя 21 год.
Конечно, сенаторы зачастую являются авторами законодательных инициатив, попадающих затем на рассмотрение сначала Думы, а уж потом Совета Федерации. И, конечно же, законопроекты, прошедшие три чтения в нижней палате, рассматриваются сенаторами. Однако, учитывая объём отклонений, эту фазу можно и пропускать. Кстати, недавно бессменный лидер фракции ЛДПР В.В. Жириновский предложил упразднить СФ. Он отметил, что в стране слишком много ненужных депутатов и чиновников, да и социальная дистанция не помешает.
Ещё по теме «Совет Федерации Федерального Собрания РФ — статистика рассмотрения законопроектов»:
- Возраст депутатов Госдумы. Самый молодой и возрастной депутаты
- Сколько депутатов в России?
- Индексации зарплат госслужащих в 2021 году не будет
- КПРФ в Госдуме — сколько законов создала фракция?
- Производство алкоголя может стать государственным
Телефоны
Когда интересуют вопросы по снабжению, либо для подписания договоров рекомендуется набирать соответствующий номер и обращаться за подробной информацией в отдел кадров, набрав телефон +7 (916) 396-06-84.
- Роты: Первая мотострелковая (рота специального назначения) +7 (916) 608-03-95, +7 (925) 882-06-82 Автомобильная рота: +7 (915) 277-02-81,
- Управленческая рота: +7 (926) 110-30-95, +7 (975) 790-83-19
- Рота обеспечения и телефон для звонков: +7 (916) 678-11-77
- Медицинский пункт: +7 (916) 363-87-16
- Батальон в поселке Зюзино, обучающего характера подскажет, где и кто находится) +7 (968) 416-88-31 Медпункт: +7 (926) 774-20-90
- Продовольственная служба: +7 (925) 475-90-20.
Посещать военнослужащих в Семеновском полку разрешается исключительно в выходные дни. Время увольнений в субботу с 14.00 дня и до 9 часов вечера, в воскресенье немного раньше. Чтобы бойца отпустили необходимо заранее отправить на воинскую часть соответствующую телеграмму, в которой указать время вашего приезда. Ее следует отправить командиру роты чуть больше чем за неделю, а именно за 10 дней. Рекомендуется уточнить один момент, который связан с караулом.
Если получится, что запланированное время увольнения попадает на это время, то приезд следует отменить, так как рядовой не уйдет в увольнение. Увидеться с бойцом, при желании, возможно также и находясь на КПП. Дежурному следует назвать фамилию и ожидать прихода. Четкого времени для встречи нет, все зависит от командира. Как отыскать Семеновский полк (Чернышевский городок военного типа): Оправиться следует в Москву, и отыскать Большую Серпуховскую улицу, дом 35, первое строение, в/ч 75384.
[/p>
Верхняя палата
Этот государственный орган формируется и составляется по непартийному принципу. Данное определение означает, что его члены не создают фракций и партий. Представители Верхней палаты наделены неприкосновенностью на весь срок их полномочий. Законотворческая работа учреждения занимает относительно Государственной Думы подчинённую роль. Таким образом, акты предварительно обсуждаются в Думе и только после положительной оценки поступают на рассмотрение СовФеда.
За последние прошедшие 20 лет русский «сенат» прошёл четыре этапа реформирования. На каждом из них проводилась смена региональных руководителей, уточнялись механизмы кадровых назначений, определялся проходной ценз. Например, в числе общих требований к выборным кандидатам присутствует возрастное ограничение от 30 лет, необходимость от 5-ти лет осёдлости, а также безупречная репутация. Каждый сенатор в России — это представитель законодательного или исполнительного органа субъекта Федерации.
Первый сенат
Однако и сейчас, и в древности сенаторы — это разные чиновники. Тогда они считались представителями высшего сословия. Данное им звание было пожизненным. Император имел власть назначать людей на эти должности, а они передавали своё положение по наследству. С установлением республики около 6-го века до н. э. сенат возник из совета старейшин, представлявших патрицианский род. В одном ряду с прочими государственными образованиями он становился весомой частью общественной жизни. В его состав пожизненно причислялись бывшие магистраты, что означало концентрацию политических сил и опыта Рима.
Сенаторы осуществляли предварительное рассмотрение законопроектов, руководили военными делами, определяли внешнюю политику, финансы, заботились о государственном имуществе, вели надзор за религиозными культами, объявляли чрезвычайное положение. Практически они руководили государством.Их постановления имели силу закона. В древнеримский период власть сенаторов постепенно ограничивалась, неумолимо сосредоточиваясь на императоре. Поскольку орган управления превратился в собрание представителей знатных богатых семейств, каждый сенатор, должность которого наследовалась, перестал иметь большое политическое влияние.
Аппарат Совета Федерации
Аппарат Совета Федерации осуществляет непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации по реализации его конституционных полномочий.
Руководители Аппарата Совета Федерации:
- Ткаченко Пётр Фёдорович (2001—2008)
- Никитов Владимир Аполлонович (1994—2001)
Первый заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации:
Заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации:
- Начальник Правового управления — Егорова Екатерина Юрьевна
- Начальник Аналитического управления — Кривов Виктор Дмитриевич
- Начальник Управления организационного обеспечения — Костюлин Николай Петрович
- Начальник Управления делами — Семикин Виталий Викторович
- Начальник Управления информационных технологий и документооборота — Попов Валерий Валериевич
- Начальник Управления государственной службы и кадров — Корчак Александр Борисович
- Начальник Управления международных связей — Парузин Николай Владимирович
- Начальник финансово-экономического управления — Петренко Андрей Владимирович
Обязанности сенатора
Член сената любого государства наделён рядом полномочий и обязанностей, исполнения которых требуют его избиратели. Поскольку основная работа учреждения состоит из заседаний и обсуждений документов, то чиновник непременно должен принимать личное активное участие в совещаниях тех образований, членами которых он является. Сенаторы рассматривают законопроекты, определяют внутреннюю и внешнюю политику общества, принимают участие в руководстве финансами, государственным имуществом, делами культуры, промышленности, образования. Член учреждения своей должностью обеспечивает равное представительство каждого из субъектов федерации в верховных органах власти. Он избирается на более длительный срок, чем парламентарии, а общее их число обновляется чаще. Сенаторы обладают теми же обязанностями, что и депутаты нижних палат. При взаимодействии сената с парламентом это позволяет отфильтровывать решения с популистским уклоном.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Определение
Сенаторы — это чиновники на избираемых должностях в одноименном учреждении. Однако в некоторых странах современного демократического устройства этим термином принято называть отделения, входящие в состав высших судебных инстанций.Чтобы определить, что означает слово «сенатор», необходимо обратиться к латинским истокам этого выражения. В древнем языке, ныне не употребляемом в разговорной речи, есть слово «senatus». Оно даёт определение группе, собранию пожилых людей, и, в свою очередь, происходит от «senex», что означает «старик». Само происхождение термина тесно связано с одной из форм социального устройства, где власть принадлежала тем племенным старейшинам, что позже именовались как сенаторы. Это продолжалось около тысячи лет во время существования Древнего Рима. Впервые появившись в ту давнюю эпоху, идея сената как политического института поднималась многими странами на протяжении значительного исторического отрезка вплоть до наших дней.
Русский путь
На Руси первый сенат заложен царём Петром Первым в 1711 году как наивысший орган государственной власти и законотворческой деятельности. С начала 19-го века учреждение стало осуществлять надзорные функции за работой общественных образований
И, согласно высокому указу, начиная с 1864 года, на него возлагалось ещё одно важное дело — выполнять функцию высшей кассационной инстанции. Однако, просуществовав до 1917 года, сенат и его члены были распущены в результате событий Октябрьской революции по требованию «Декрета о суде»
Царь Пётр Великий часто отлучался из страны, что мешало ему целиком посвящать себя управлению государством. С целью делегирования власти он неоднократно поручал дела избранным особам. Первое время эти полномочия выглядели как временное личное поручение. Но с 1711 года подобные обязанности были возложены на новое учреждение, именуемое Правительствующий сенат. Он не походил на иностранные институты того времени (Польша, Швеция), а был призван отвечать своеобразным условиям русской жизни. Величина предоставленной чиновникам власти определялась указом царя, где уточнялось о влиянии на равных с персоной его величества. Это в определённой степени повлияло на значение слова «сенатор» в российском толковании.
Отличия сенаторов от депутатов
Депутаты |
Сенаторы |
Принимают законы и утверждают бюджет страны. | Рассматривает принятые Госдумой законы, касающиеся бюджета страны; федеральных налогов и сборов; финансового регулирования; выпуска в обращение новых денег; заключение и расторжение Россией международных договоров; вопросов границ страны и участия в военных действиях. |
Участвуют в принятии поправок в Конституцию РФ | Принимают решения в случаях, когда речь идет о существенном геополитическом вопросе, например изменение границ внутри страны. |
Дают согласие президенту на назначение премьер-министра РФ (председатель Правительства); | Утверждают в стране чрезвычайное положение, если решение о его введении принимает президент. |
Решают вопрос о доверии правительству; | Регулируют участие вооруженных сил РФ, если война ведется не на территории страны. |
Выдвигают обвинение против президента страны для отрешения его от должности | Снимают с должности президента страны в том случае, если более 66% состава Госдумы выражают недоверие президенту. |
Назначают на пост председателя Банка России, председателя Счетной палаты и 50% состава ее аудиторов, уполномоченного по правам человека, а также освобождают от должности; | Назначают на должности судей главных судов страны (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного), Генпрокурора РФ и зампреда Счетной палаты, а также 50% ее аудиторов. |
Объявляют амнистию (освобождение от судебного наказания или замена на более мягкое наказание) |
Как это делается в Америке
Сенаторы – это вторые по политическому влиянию люди в штате после губернатора. Общая их численность в США — 100 членов, по 2 представителя от штата. Быть выбранным на пост сенатора США, как правило, гораздо сложнее, нежели конгрессмена:
- проходят только по два человека от штата и не более;
- американские сенаторы избираются на шестилетний срок, т. е. каждые 2 года проводят кампанию для одной трети от общего числа членов;
- процедура выборов способна отнимать большое количество финансовых и психологических ресурсов.
Чтобы иметь реальные шансы официальному кандидату в сенаторы, закон требует:
- достаточное время быть известной личностью, желательно как в штате, так и на уровне федеральной политической атмосферы;
- иметь хороший общественный статус: губернатор, конгрессмен со стажем, мэр из большого города, иные достоинства и достижения;
- сосредотачивать вокруг себя большое влияние и финансовые возможности;
- каждый кандидат должен быть выдвинут партийной организацией штата, беспартийному борцу выиграть выборы в штатах очень сложно.
Выборная кампания в сенат проходит в такой же ожесточённой манере, как и выборы президента. В течение года растрачиваются миллионы, в СМИ то и дело всплывают скандалы. Соревнуются в борьбе по одному кандидату от республиканской и демократической партий. Если новый избранник показал хороший результат работы за первый срок, то на следующих выборах он становится почти непобедимым. Сенатор в США – это государственный служащий, занимающий свою должность иногда до 30-ти лет.
Поправки в Конституцию создали новую реальность в практике парламентской работы
фото: Юрий Магас / ПГ
«В связи с вступлением Конституции в силу, я вас поздравляю с высоким историческим званием сенатора Российской Федерации», — обратилась к коллегам Валентина Матвиенко, открывая в среду 8 июля заседание верхней палаты российского парламента. Ранее этот термин, который, впрочем, и так регулярно использовался, не был закреплён в законодательстве. Теперь он закреплён поправками в Основной закон страны, поддержали 78 процентов участников общероссийского голосования. Как рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, данная норма, хоть и потребует внесения поправок в федеральные законы, уже может применяться в практике парламентской работы.
— Вячеслав Степанович, планируется, что в связи с поправками в Конституцию изменения будут вноситься в порядка ста законов. Сколько это займёт времени?
— Основной массив работы мы планируем завершить к концу текущего года — будем работать активно, затягивать процесс никто не намерен. Но при этом действовать будем без спешки, и если понадобится больше времени, то используем такую возможность
— На пленарном заседании 8 июля Валентина Матвиенко приветствовала вас и других коллег как сенаторов — это понятие введено в Конституцию новыми изменениями. Термин «сенатор» уже официально вступил в силу?
— Да, это норма прямого действия и она вступила в силу вместе с указом Президента от 4 июля. Конечно, нам надо будет вносить изменения в ряд законов, в регламент палаты — это довольно большой массив юридико-технической работы. Но уже с 4 июля парламентарии в Совете Федерации могут официально именоваться сенаторами — это корректно с точки зрения действующего права.
С 4 июля парламентарии в Совете Федерации могут официально именоваться сенаторами — это корректно с точки зрения действующего права
Что же касается таких поправок в Конституцию, как порядок рассмотрения в Совете Федерации кандидатур на пост руководителей отдельных ведомств, силовых структур, прокуроров в регионах, или, скажем, наделения «пожизненными» сенаторскими полномочиями видных деятелей, включая бывших президентов России, то здесь нам надо будет прописать в законах механизм всех указанных процедур. Без этого они не смогут быть реализованы на практике.
— Госдума готовится принять пакет из двух законов по реформе системы госконтроля. В основе реформы лежит так называемый риск-ориентированный подход — он позволит добросовестным предпринимателям избегать избыточных проверок, а также поможет выстроить систему, когда бизнес будут проверять, чтобы предупредить нарушения, а не покарать за них. Ко второму чтению законы были существенно доработаны — в основном за счёт предложений из Совета Федерации. Назовите наиболее важные из них?
— Прежде всего, нам удалось внести поправку о том, чтобы новый закон о госконтроле и надзоре в РФ вступит в силу не с 1 января 2021 год, а на полгода позже. Это очень хорошее решение, потому как оно появилось из-за опасений предпринимателей, что не везде успеют к январю полностью перейти на электронный документооборот. А это необходимо для отказа от старых норм надзора.
Крайне важной является норма о том, что правила, по которым осуществляются проверки на уровне региона и муниципалитета, будут не разбросаны по отраслевым документам, а отражены в базовых законах. А именно — в законах о местном самоуправлении и о работе органов госвласти субъектов РФ
Мы рассчитываем, что эти нормы будут окончательно приняты Госдумой и одобрены Советом Федерации до конца июля.
Третий период формирования (январь 2002 — декабрь 2012)
Целью следующей реформы, предложенной президентом Путиным, стала замена губернаторов и глав законодательной власти назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона).
Главы региональной исполнительной власти были, таким образом, лишены возможности самостоятельно заниматься лоббированием своих интересов в столице и участвовать в партийной и политической деятельности на федеральном уровне. В качестве своего рода «компенсации» для региональных лидеров был создан консультативный орган — Государственный совет РФ, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны, но не имеет конституционного статуса.
Третий Совет Федерации был окончательно сформирован к 1 января на неограниченный срок и заседает в полностью обновлённом составе с 16 января 2002. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002 года.
Председатель:
- Сергей Михайлович Миронов (избран 5 декабря 2001 года — постановление Совета Федерации № 359-СФ, освобождён от должности 29 января 2003 года — постановление № 5-СФ, избран 29 января 2003 года — постановление № 7-СФ, освобождён от должности 30 марта 2007 года — постановление № 106-СФ, избран 30 марта 2007 года — постановление № 107-СФ, отозван из Совета Федерации 18 мая 2011 года), представитель от Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
- Валентина Ивановна Матвиенко (избрана 21 сентября 2011 года), представитель от Правительства Санкт-Петербурга.
См. также: Список членов Совета Федерации России (с 2000)