Что носили рыцари в средневековье

История рыцарства[]

Рыцарство как военный и землевладельческий класс возникло у франков в связи с 

Дама помогает рыцарю надеть доспехи.

переходом в VII столетии от народного войска к коннице вассалов. Под влиянием церкви и поэзии оно создало моральный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов под влиянием появившихся духовно-рыцарских орденов превратилось в наследственную аристократию. Первыми из рыцарских орденов были госпитальеры и тамплиеры, паломники в Святую Землю.

Прообразом рыцарей в какой-то мере был класс всадников в Древнем Риме. Во франкском войске, в котором ещё в VII столетии доминировало пешее войско, конницу составляли дружинники короля. 

Свободный человек, становившийся вассалом приносил присягу на верность сеньору. С конца VIII столетия присяга требуется от всех, кто, получая бенефиции и поместья, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал в войнах пехоту, однако уже Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу. В 865 г. от вассала с большим наделом требовалась кольчуга или панцирь для принадлежности тяжелой коннице. Легкая конница могла прибывать с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были гораздо ниже по положению. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу в легкой коннице, а потом, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжелую конницу и стать рыцарем.

Таким образом создался привилегированный класс дворовых слуг у богатых фео

«Шитье знамени»-картина нарисована Эдмундом Блером Лейтоном. Дама провожает рыцаря на войну.

далов. В разных странах необходимые условия для превращения в рыцаря а также темпы, способы расширения этого явления были разными в разное время.

В Германии министериалы из столетия в столетия являются классом, выше городских жителей, но ниже рыцарей. Их несвобода выражалась в том, что они не могли оставить службу по собственному желанию. Привилегии этого класса заставляли свободных и даже знатных людей добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Вскоре это стало массовым явлением. А в XIV столетии их несвободное происхождение было вообще забыто. Это могло стать проблемой, поэтому переход новых слоев невойскового населения в рыцарство Был остановлен в XII столетии. Постановлением Фридриха поселянам запрещалось носить копье и меч, даже купцы не имели права пользоваться мечом. Появляется понятие рыцарского происхождения. Часто требовалось, чтобы отец и дед были рыцарями.

Во Франции уважаемыми были владельцы знатных земель, феодов, другим признаком знатности было допущение к посвящению в рыцари. Хотя простые люди и становились иногда рыцарями, главным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари рано стало привилегией королей. Генрих III и Едуард I требовали обязательного посвящения в рыцари всех, кто владел годовым доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения землей взял вверх над происхождением.

После того, как рыцари стали высшим классом, несвободные всадники остановились на титуле оруженосца, как наивысшем для них. Сыновья же рыцарей были оруженосцами до совершеннолетия, когда их принимали в рыцари. Со временем, с усилением феодальной раздробленности, рыцарство «одичало» и появилось много рыцарей-разбойников, которые из своих замков, превратившихся в разбойничьи гнезда, атаковали соседей и купцов. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь истребления в Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей.

Со временем, с возникновением огнестрельного оружия и увеличением роли пехоты рыцари как военная сила перестали существовать, оставшись лишь аристократическим классом.

Наемники

Слабостью феодального войска, конечно же, была его «лоскутность». Армия делилась на множество мелких отрядов, самых разнообразных по составу и численности. Практические издержки подобной организации были очень велики. Нередко во время боя две трети войска — входящая в состав рыцарских «копий» пехота — оставались в лагере.

В 15 веке английские лучники стали одними из самых дорогих наемников Европы.

Сопровождавшие рыцаря кнехты — лучники, арбалетчики, кутилье с боевыми баграми — представляли собой бойцов, хорошо обученных и по своему времени неплохо вооруженных. В мирное время феодальная челядь обороняла замки и выполняла полицейские функции. В походе слуги защищали рыцаря, а перед боем помогали надеть доспехи.

До тех пор, пока «копье» действовало само по себе, кнехты оказывали своему господину неоценимую поддержку. Но в крупном сражении могли принять участие лишь слуги в полном рыцарском вооружении и на соответствующих конях. Стрелки, даже конные, немедленно теряли из виду «своего» рыцаря и не могли уже пробиться к нему, так как вынуждены были держаться на почтительном расстоянии от противника. Оставшись без всякого руководства (ведь рыцарь был не только главным бойцом «копья», но и его командиром), они немедленно превращались в бесполезную толпу.

Пытаясь решить эту проблему, крупнейшие феодалы иногда создавали из своей челяди отряды арбалетчиков, насчитывающие десятки и сотни человек и располагающие собственными пешими командирами. Но содержание подобных подразделений было накладно. Стремясь получить максимальное количество конницы, правитель раздавал наделы рыцарям, а пехоту в военное время нанимал.

Наемники обычно происходили из наиболее отсталых областей Европы, где еще сохранялось большое количество свободного населения. Часто это были норманны, шотландцы, баски-гасконцы. Позже большой славой стали пользоваться отряды горожан — фламандцев и генуэзцев, по тем или иным причинам решивших, что пика и арбалет им милее молота и ткацкого станка. В 14—15 веках в Италии появилась и наемная кавалерия — кондотьеры, состоявшая из обедневших рыцарей. На службу «солдаты удачи» принимались целыми отрядами, во главе с собственными капитанами.

Викинг. Пират северных морей и солдат удачи раннего средневековья.

Наемники требовали золота, и в средневековых армиях обычно в 2—4 раза уступали числом рыцарской коннице. Тем не менее даже небольшой отряд таких бойцов мог принести пользу. При Бувине, в 1214 году, граф Булонский выстроил кольцом 700 брабантских пикинеров. Так его рыцари в гуще сражения получили безопасное убежище, где могли дать отдых коням и найти себе новое оружие.

«Копье»

Дон Кихот — типичный пример «однощитного» рыцаря.

Часто считается, что «рыцарь» — это титул. Но далеко не каждый конный воин был рыцарем, и даже лицо королевской крови могло не принадлежать к этой касте. Рыцарь — младшее командирское звание в средневековой коннице, начальник ее мельчайшего подразделения — «копья».

Каждый феодал прибывал по призыву своего сеньора с личной «командой». Наиболее бедные «однощитные» рыцари обходились в походе единственным безоружным слугой. Рыцарь «средней руки» приводил с собой оруженосца, а также 3-5 пеших или конных бойцов — кнехтов, или, по-французски, сержантов. Наиболее богатые появлялись во главе маленькой армии.

«Копья» крупных феодалов были настолько велики, что в среднем среди конных копейщиков лишь 20—25% оказывались настоящими рыцарями — владетелями фамильных имений с вымпелами на пиках, гербами на щитах, правом участвовать в турнирах и золотыми шпорами. Большинство же всадников были просто холопами или бедными дворянами, вооружившимися за счет сюзерена.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья — при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Раннее Средневековье (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Одежда рыцаря в бою для этого времени — как правило, длинный кожаный доспех до колена с металлическими вставками и полосами и металлический шлем с открытым лицом. Ноги изредка защищались кожаными или укрепленными наголенниками. Не менее часто встречался доспех стеганый, или просто стеганка (по сути, просто множество слоев ткани, простеганных вместе), или набитый конским волосом. Укреплялось такое «обмундирование», опять же, металлическими полосами. Иногда использовался доспех ламеллярный — составленный из заходящих друг за друга металлических пластин. На его изготовление шло больше металла, а следовательно, и позволить его себе могли только наиболее состоятельные рыцари.

Миф пятый:Рыцари редко мылись, гадили в доспехи и от них жутко воняло

Этот миф является скорее искажением, чем совсем уж неправдой. Запах от воина, который долго скачет на коне, или долгое время провел в доспехе — не самый приятный для нашего современного обоняния.

Но, тот же Олег Соколов опровергает утверждение, что рыцари редко мылись, говоря, что бани в Средневековье были довольно распространены. Да и в полные доспехи рыцарь одевался только перед боем, после чего часть их сразу же снималась. В мирное время они ходили вовсе без доспеха, в «нормальной» одежде представителя высшего сословия.

Ну и естественно, у них было гораздо больше материальных возможностей носить чистую одежду, чем у тех же крестьян или горожан. Гадить же в доспехи не было никакого смысла — так как воин был конным и пах ему защищала лошадь и седло, эти части не закрывались доспехами снизу, а штанов в те времена не носили, носили шоссы — нечто вроде чулков, привязанных к поясу. В общем, расчехлить хозяйство и сделать свои дела можно было и не снимая доспехов.

Рыцарь в шоссах

Образ рыцаря сейчас мифологизирован, как в положительную, так и в отрицательную сторону, но стоит помнить, что рыцари были истинными детьми своей эпохи — сильными, профессиональными воинами, всю жизнь проводившими в боях, походах и турнирах. Настоящими отвратительными мужиками, храбрыми, воинственными и слегка попахивавшими конским потом.

Об исторической достоверности

Мы на Турнире Святого Георгия реконструируем турниры XV века — это мейнстрим. Весь период истории до 1917 года, все вот эти развлечения, турниры в Средние века, «царские карусели» в XVIII веке. В них участвовала знать, и делалось это для нее. О шоу не думал никто — мнение людей, которые стояли за забором и на все это смотрели, никого не интересовало

Сейчас нам важно сохранить достоверность, но при этом нужно делать турнир для зрителей. То есть соблюдать как раз таки жанр шоу, и здесь сложно соблюсти баланс

Исторически спорт-то на турнире был неважен. Но в голове-то, у себя внутри, ты никогда это не победишь — для наших ребят это все равно спорт. И зритель воспринимает это как спорт

Потому что мы боремся, нам важно, кто победит, человек получает приз. А в Средние века на турнир приезжали не для этого

Уважаемый человек приезжал на турнир, чтобы другие уважаемые люди увидели, что все у него хорошо. То, что при этом есть какой-то фон: куда-то поскакать, палкой потыкать, — это не первое и даже, наверное, не второе.

Есть такой известный фильм — «История рыцаря», где Хит Леджер играет рыцаря XIII века Ульриха фон Лихтенштейна. Фильм классный, но к истории не имеет вообще никакого отношения. Если бы человек неблагородного происхождения поучаствовал в рыцарском турнире и об этом бы узнали, была бы однозначно смерть, обсуждался бы только вопрос, насколько она была бы ужасной. Оригинальный Лихтенштейн — дворянин, не только турнирный боец, но и писатель, целую книгу написал о поклонении дамам. Он совершил в свое время дичайший гендерный вызов, один из первых в истории, это была одна из первых ступенек на пути сексуальной революции. Лихтенштейн совершил свой знаменитый тур Венеры — в честь Девы Марии и всех прекрасных дам отправился в европейское турнирное турне в женском платье.

В фильме же исторической достоверности нет никакой. С доспехами там тоже совсем плохо. Я работал в кино, оно живет своими законами. Безусловно, есть какие-то вещи: то, что снимает Би-би-си, или какие-то редкие жемчужины кинематографа типа фильма «Ватель» с Жераром Депардье, где матчасть — просто отвал башки. Но на это нужны специалисты. У нас в России таких нет.

Деятельность рыцарей

Большую часть жизни рыцари проводили на войне: участвовали в сражениях с другими государствами, а также в междоусобных битвах.

Но когда в стране все было спокойно, то находили себе другие занятия:

  • охота;
  • пиры;
  • светские встречи;
  • турниры.

Быт рыцарей был хорошо устроен. Так как они не занимались ведением хозяйства (это противоречило этике военного класса), приходилось искать себе другие развлечения. Самые трудные времена наступали зимой.

Приходилось сидеть у каминов, чтобы согреться. Комнаты замков были хорошо натоплены, но в коридорах стены изнутри покрывались льдом. Вечерами рыцари играли в кости и шахматы, устраивали пьяные драки.

Летом замки оживали, становилось гораздо теплее. В города приходили бродячие циркачи, их приглашали к рыцарям. А путешествующие монахи часто становились источниками новой информации. Изучение истории и политической обстановки — вот чем занимались рыцари в свободное время.

Характеристика пиршеств отличается от тех, что будут проводиться спустя 2−3 века. Столы в рыцарских замках были лучше, чем у крестьян, но зимой даже воинам приходилось голодать. Повара готовили дичь и птицу, добытую на охоте, — оленей, кабанов, зайцев, куропаток, фазанов, речную рыбу. А также на столах всегда были свежие овощи и фрукты, сыры, сладкие пироги. Воду пить было не принято, поэтому жажду утоляли молоком, сидром, пивом.

Есть один интересный факт о рыцарях: они не умели стрелять из лука. Это оружие считалось низшим, предназначенным только для крестьян. На птиц охотились с соколами, а на кабанов и оленей ходили с копьями и кинжалами.

Для упражнения в воинском ремесле юноши участвовали в турнирах. Они преследовали разные цели: стремились стать известными, получить денежную награду, влюбить в себя знатную даму. Обычно рыцари выступали в составе команды, которой покровительствовал капитан или тренер. До самого конца они оставались верными своему вассалу. Но случались и восстания по разным причинам.

Большое значение для рыцарей имели любовные отношения. Женились чаще всего по расчету, редко супругу выбирали из-за чувств. Но у каждого всадника была дама сердца, которую он восхвалял — посвящал стихи и бился на турнирах ради ее признания. Тема любви была популярной в то время. Чем больше побед у рыцаря, тем успешнее он считался в своих кругах.

«Дорогой брат, вы пьяница…», или Любезное принуждение к благодетели

Конечно, в некоторых случаях командоры и магистры относились к прегрешениям братьев снисходительно, делали вид, что не замечают их. Всё-таки соблюдать все правила невозможно, а умелые воины нужны. Тем не менее серьёзные грехи, если они становились всем известны, не прощались даже старшим братьям: к таким относились секс, воровство (воровством могла считаться даже порча имущества обители по легкомысленности), бегство с поля боя, самовольное отлучение более чем на день, мятеж, убийство, предательство, ересь и торговля. За это могли исключить из ордена, а это означало два варианта — провести остаток недолгих дней в тюрьме либо в монастыре с ещё более строгим уставом, в подходящих для раскаяния условиях. Рядовым братьям не сходили с рук и менее значительные проступки: например, рассеянность во время мессы или неопрятность.

Исполнение всех правил контролировали командоры и старшие братья, но вообще все тамплиеры сами следили друг за другом. Это считалось их долгом — ведь каждый добрый христианин должен заботиться о спасении души ближнего и указывать ему на его грехи. К примеру, когда обличали алкоголика, то полагалось говорить так: «Дорогой брат, вы пьяница и вам не следует больше пить». Если виновный не слушал смиренно упрёки и не исправлялся (как следовало), его обвиняли в грехе на еженедельном капитуле — общем собрании. Брат мог оправдаться или признать свою вину. Затем грешник удалялся, чтобы капитул решил его судьбу. После обсуждения провинившегося вызывали обратно и объявляли о его прощении или наказании.


Тамплиеры следили друг за другом даже ночью. (natgeotv.com)

Наказывали в зависимости от тяжести проступка и степени раскаяния. Хуже всего было изгнание из ордена, а проще всего — символическая кара: например, три дня есть со слугами или сидя на полу подле командора. Лёгким наказанием считались пост или выполнение «презренной работы»: мытьё посуды, погрузка и разгрузка повозки, запряжённой ослом, нарезка лука… В случаях более интересных капитул решал сообща, как же проучить нерадивого брата. Типичное наказание — публичное побивание ремнём; выпороть могли один раз или назначить порку регулярно, например, раз в неделю в течение года. Ещё один распространённый вариант — лишение духовного звания навсегда или на время: лишённый звания брат становился простым слугой ордена и ходил без оружия, без коня и доспехов. Так могли покарать за встречу с женщиной или драку. Лишение звания могли сочетать с поркой. Многое зависело от личности грешника и нравов в конкретной обители. Однажды звания брата лишили тамплиера, который не потушил свечу по приказу командора.

Вот что рассказывал тамплиер Раймон де Гардиа о наказании тех, кого уличили в содомии: «Согласно Уставу Ордена, те из наших братьев, которые впадают в противоестественный грех, лишаются звания члена Ордена, им куют ноги в железо, сажают на цепь, прикреплённую вокруг шеи, надевают наручники и обрекают на пожизненное тюремное заключение, посадив на хлеб в знак раскаяния и воду в знак нравственных мук до конца их дней».


Жак де Моле — последний великий магистр ордена тамплиеров. (Pinterest)

***

В 12−13-х вв. тамплиеры стали воплощением рыцарского идеала своего времени. Только чрезвычайная сила церкви и её проповеди могла привлечь тысячи свободных и молодых людей в столь строгую и опасную корпорацию. Орден просуществовал почти два столетия. Его погубили собственные амбиции. После падения Акры в 1291 г. рыцари-монахи готовились к реваншу: войска, деньги, всё было наготове. Чрезмерное финансовое могущество тамплиеров беспокоило и папу Климента V, и короля Франции Филиппа IV Красивого, который засматривался на владения храмовников. В 1307 г. он обвинил тамплиеров в чудовищных вещах — мол, богатство нечестными путями стяжали, от Христа отрекались, на крест плевали, идолам молились и жертвы приносили, содомией занимались чуть ли не поголовно… Ватикан поддержал расследование. Под угрозами и пытками лидеры ордена сознались в этих грехах, даже сам великий магистр Жак де Моле. В ноябре папа приказал всем государям арестовать тамплиеров и лишить их имущества. Тамплиерский «пирог» быстро растащили по кускам, и ордена не стало. Рядовые братья не успели и не сумели его защитить. Последовали аресты, казни (во Франции казнили более пятидесяти рыцарей), тюрьмы и преследования. Множество братьев бежало в другие монастыри. В 1312 г. папа официально упразднил легендарный орден храмовников.

Миф II, менее известный:Господство рыцарской кавалерии на поле боя было разрушено английскими лучниками, а окончательно сметено огнестрельным оружием.

Этот миф заложен еще во времена Столетней войны, после разгромных поражений французских войск при Креси, Пуатье и Азенкуре, и вроде бы основывается на словах французского хрониста Жана Фруассара. Звучит он примерно так: кичливые бронированные рыцари проиграли пешим лучникам-йоменам, которые успевали сделать из них ежиков, и убивали под ними лошадей.

Но, во-первых, источник этого мифа — французский хронист, который находился на службе у английской королевы, так что считать его полностью незаинтересованным лицом не стоит. А, во-вторых, по утверждению известного историка, и одного из основателей исторической реконструкции в СССР и России, кандидата исторических наук Олега Валерьевича Соколова, проигрыш при Креси был вызван недисциплинированностью французов. Кроме того, английские рыцари, спешившись, защищали своих лучников, что позволило тем чувствовать себя в безопасности за кольями и расстреливать французов.

Таким образом, французских рыцарей победили дисциплинированные английские рыцари в сочетании с лучниками, а погубило неумение французского короля управлять своими воинами.

Подтверждением этой мысли может быть битва при Пате, где уже обновленная, дисциплинированная французская тяжелая конница, буквально за минуты размазала тех же английских лучников по траве, ударив с фронта и фланга. Английские же рыцари не успели помочь своим лучникам и, также поддавшись панике, разбежались.

А в самой позорной для англичан битве при Форминьи французские рыцари, по утверждению того же О.В. Соколова, не стали бросаться на колья и лучников, а использовали две пушки, обстрел из которых заставил англичан выйти из укреплений и атаковать, после чего их сначала связали боем, а потом таким же фланговым ударом разбили наголову.

Ну а реальным концом рыцарского господства было появление дисциплинированной пехоты, умеющей биться строем. Сначала это были швейцарцы, затем немецкие ландскнехты, а после появления действительно эффективного огнестрельного оружия в сочетании с пиками — испанские и итальянские пехотинцы. Так что рыцарскую гегемонию победила дисциплина, выучка и наемные армии.

Обычаи[]

В военное время конные рыцари составляют костяк армии южного Вестероса. Каждый рыцарь — элитный профессиональный солдат, прошедший долгие тренировки, вооруженный лучшим оружием и доспехами. Один такой воин (даже пеший) стоит нескольких дюжин плохо вооруженных и плохо экипированных солдат. Рыцари наиболее эффективны против пехоты, а также против рыцарей противника.

В мирное время рыцари доказывают свое мастерство на тренировках и соревнованиях, которые называются турниры. Центр внимания на таких соревнованиях прикован к дуэлям, на которых рыцари сражаются друг с другом. Часто они сражаются, чтобы заслужить расположение благородных леди. Некоторые рыцари сражаются по таким романтическим причинам, другие ради огромного денежного приза, который может составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч золотых драконов. Другие сражаются ради радости победы, а некоторые — просто потому, что им нравится жестокость и насилие.

Те, кто посвящен в рыцари, даже не являясь членом благородного дома, имеет право создать свой личный герб.

Члены Королевской гвардии считаются самыми лучшими и самыми элитными рыцарями. Иногда они соответствуют идеалу и являются умелыми и благородными воинами, такими как легендарный Барристан Селми. Но также случается, что королевский гвардеец хорош в боях, но его поведение достаточно сомнительно, к примеру, Джейме Ланнистер. В худшем случае член королевской гвардии может быть неумелым воином, к тому же неблагородным человеком, например, Мерин Трэнт.

Борьба с другими расами

Упомянутые недостатки организации, надо признать, редко создавали серьезные затруднения рыцарям, поскольку противником их, как правило, становилось другое феодальное войско. Обе армии обладали одними и теми же сильными и слабыми сторонами.

Но в фэнтези случается всякое. Рыцари могут столкнуться на поле боя с римским легионом, эльфскими лучниками, хирдом подгорного племени, а иногда и с каким-нибудь драконом.

В фэнтези можно встретить врагов и на пауках, и на ящерах, но преимущество этих животных над лошадью сомнительно.

В большинстве случаев можно смело рассчитывать на успех. Лобовую атаку тяжелой конницы трудно отбить, даже если знать как. Противник, волей автора извлеченный из иной эпохи, едва ли будет уметь бороться с кавалерией — нужно лишь приучить коней к виду чудовищ. Ну а дальше… Рыцарское копье ланс, в силу удара которого вложены вес и скорость лошади, пробьет все что угодно.

Хуже, если враг уже имел дело с конницей. Лучники могут занять труднодоступную позицию, да и гномий хирд не возьмешь нахрапом. Те же орки, если судить по «Властелину Колец» Джексона, кое-где умеют ходить строем и носят длинные пики.

Противника на крепкой позиции лучше не атаковать вовсе — рано или поздно он вынужден будет оставить свое укрытие. Перед битвой при Куртрэ, видя, что фламандская фаланга прикрыта с флангов и фронта рвами, французские командиры рассматривали возможность просто выждать, пока противник не уйдет в лагерь. Так же, кстати, рекомендовали поступить и Александру Македонскому, когда он встретил персов, засевших на высоком и обрывистом берегу реки Гарник.

Тактика римского легиона невозможна в мире, где уже есть рыцарская кавалерия.

Если же враг сам атакует под прикрытием леса пик, то успех может принести пешая контратака. При Земпахе в 1386 году даже без поддержки стрелков рыцари с кавалерийскими лансами и длинными мечами сумели потеснить баталию. Губительные для лошадей пики против пехоты фактически бесполезны.

Доспехи коня

Матерчатые попоны, подобно чехлам покрывавшие всего коня целиком, с головой и хвостом, появились в рыцарском обиходе после первых Крестовых походов и распространились к началу XII в. В жаркой Палестине, где воевали первые крестоносцы, такие попоны защищали животных от палящего солнца и впитывали обильный лошадиный пот. На попонах оказалось удобно размещать рыцарскую геральдику, и по укрытому цветной попоной коню издали опознавали рыцаря. Попона состояла из двух частей — передней, с чехлом для шеи и головы, в котором проделывались отверстия для глаз и ушей, и задней, покрывавшей круп коня. Части сходились у седла, оставляя открытой место его крепления и стремена. Но ткань не спасала коня от ран, и в середине XIII в. под матерчатую попону стали надевать кольчужную попону той же формы.

Полное снаряжение рыцаря и его коня

В начале XV в. конский кольчужный доспех дополнился латной защитой головы лошади – шанфроном. Вскоре появился и полный латный конский доспех – бард. Полный комплект барда состоял из шанфрона, дополненного пластинами для защиты ушей, критнета – защиты шеи, пейтраля – защиты груди, круппера – защиты крупа и фланшарда – защиты боков. Бард весил 35–40 кг, и если прибавить к этому вес всадника – 70–90 кг и его доспехов 25– 35 кг, то коню приходилось нести от 130 до 165 кг. При этом, судя по размерам сохранившихся бардов, рыцарские кони не были похожи на тяжеловозов и, при всей мощи, были стройными животными. Такие сильные, выносливые, быстрые и красивые боевые кони – дестрие – стоили очень дорого, и их приобретали только богатые воины.

Полный конный готический доспех. Германия. Аугсбург. 1480-е гг.

Поделиться ссылкой

Битва при Арке 1303 года

Перенесемся меньше чем на год вперед – битва при Арке (1303 г.). Фламандцы охмелели от своей победы, берут города и замки, что естественно бесит французскую сторону. Усмирять оборзевших ремесленников высылают очередную армию, численность сторон точно не известна, источники говорят о 10 000 фламандцах (оценки в 50 000 фантастичны) и 1300-4000 французах, возможно первая цифра показывает численность конницы, а вторая общее число воинов (с учетом пехоты). Поначалу ход боя скорее благоволил французам, они смогли разбить несколько разрозненных отрядов фламандцев, пока не уперлись в основные силы фландрийской пехоты. Фламандцы образовали круг ощетинившись пиками и годендагами, далее источники несколько по-разному описывают бой, по одним данным французская конница пыталась атаковать построение пехоты с трех сторон, но безуспешно. Но весьма примечательно описание боя другого источника — Гентских Анналов (1303):

Схема боя по Гентским анналам, приводится по Kelly DeVries «Infantry Warfare in the Early Fourteenth Century : Discipline, Tactics, and Technology Warfare in History» // The Boydell Press, 1996 Довольно занятная картина: уже тяжелая конница боится атаковать плотные порядки, памятую о Куртрэ. Мы еще часто увидим иллюстрацию патовой ситуации, когда конники не решаются атаковать плотный строй пехоты. С другой стороны, пехотинцы тоже опасаются наступать, поскольку стоит им разорвать строй, как их по одиночке «выхватывают» рыцари. Причем дальнейшее развитие боя было довольно любопытным – французы отступают, фламандцы идут следом, всадники снова готовятся атаковать, фландрийцы снова строятся, а рыцари отказываются от нападения. Такой сценарий повторяется пять или шесть раз, пока французы окончательно не отступают. Поле боя остаётся за фламандцами, хотя их потери превышают французские.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Кольчуга

Альтернативой латам из кожи выступал хоуберк, представлявший собой кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками.

Для изготовления кольчуги из железной проволоки толщиной примерно в миллиметр навивалось множество колечек, каждое около сантиметра в диаметре.

Внешне хоуберк смотрелся вполне солидно: доспех полностью закрывал тело, весил сравнительно немного (около 10 кг; с чулками и капюшоном — больше), движений почти не стеснял. Однако защиту хоуберк давал весьма сомнительную. Тогдашняя технология позволяла тянуть проволоку только из самого мягкого и ковкого железа (колечки из твердой стали ломались и давали еще худшую защиту). Кольчужные доспехи легко разрезались саблей, протыкались копьем и разрубались топором. Совсем не защищала гибкая кольчуга и от дубины или булавы. Только от сравнительно легких мечей, употреблявшихся до 14 века, кольчуга давала удовлетворительную защиту.

Против стрел кольчужный доспех был почти бесполезен: граненые наконечники проходили в ячейку кольца. Даже на дистанции 50 метров воин не мог чувствовать себя в безопасности при обстреле тяжелыми стрелами из мощных луков.

Кольчуга представляла собой один из самых простых в изготовлении видов металлической брони — и это главное ее достоинство. Производство хоуберка требовало всего несколько килограммов самого дешевого железа. Конечно, и без устройства для вытяжки проволоки было не обойтись.

Нелюдям полагаются доспехи, соответствующие их анатомии. Такими видит троллоков из “Колеса времени” Даррел Суит.

Сувенирные танки

Подлинного расцвета производство пластинчатых лат достигло в Европе только в 16 — первой половине 17 веков, когда они производились из доменного железа и употреблялись преимущественно для украшения замковых интерьеров. Предприниматели покупали себе титулы, а заодно и “доспехи предков” — как правило, сразу крупными партиями и со скидкой. Чтоб хватило на мифических прадедов аж до короля Артура! Впрочем, декоративные доспехи, которых с той поры в Западной Европе сохранилось великое множество, оставались вполне функциональными.

Требования к прочности доспехов в 16 веке существенно возросли, ведь уже применялось огнестрельное оружие. В результате латы под самый конец своей эволюции достигли максимального веса в 33 кг. Кольчуга под них уже не надевалась, но это позволило увеличить толщину броневых пластин до 3 мм. Даже аркебузные пули и арбалетные болты пробивали панцирь 16 века только при стрельбе в упор.

Еще большей прочностью обладали специальные турнирные латы, “лобовая броня” которых достигала сантиметровой толщины. Никакому современному им оружию они не поддавались в принципе, но и весили до 80 кг, а подвижность воина в них была ограничена возможностью слегка шевелить правой рукой, наводя копье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector