Традиционная славянская одежда: что носили встарь
Содержание:
- Украшения платья
- Русская народная рубаха и её особенности
- Семейные традиции
- Цвета
- Каким был девичий славянский головной убор?
- Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций
- Цветовые решения
- Обувь[править]
- Особенности русского народного костюма
- Обережные узоры
- Выбираем славянские обереги по дате рождения
- Мужская одежда
- Как носить
- Верхняя одежда
- Детская славянская одежда
- Подготовка к созданию куклы
- Древнерусские головные уборы
- История
- Знаки
Украшения платья
Неотъемлемым элементом русского народного костюма был пояс. Аксессуар использовали для всего – сарафанов, рубах, верхней одежды. С поясом вещи плотнее прилегали к телу и лучше согревали. Также пояс выполнял эстетическую функцию. Нередко к нему привязывались предметы быта: сумочки, гребни, ключи. Поясными украшениями были пряжки, красиво обработанные, с блесками, лентами, пуговицами, стеклярусом.
Из шейных украшений русские женщины носили бусы и ожерелья. Последние представляли собой медальоны или подвески в виде полумесяца – лунницы. Также такое наименование давали украшению типа съемного воротника у рубах, шуб, кафтанов. Дорогие ожерелья-воротники надевали русские бояре и боярыни.
Девушка в национальном костюме, сделанном своими руками, могла удачно выйти замуж, так как оценивали красавиц по вышитой запоне (фартуку) или украшенному сарафану. От мастерства зависела будущая жизнь. Древнерусские костюмы украшали бусами, подвесками из камней и металла, ожерельями. Вместо застежек использовали фибулы – булавки. Украшали манжеты, грудь и шею. В XI веке на руки надевали зарукавья – браслеты из бисера и причудливо переплетенных нитей. Их также называли накладными обшлагами.
Русская народная рубаха и её особенности
Начиная с тех времён, когда на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубаха. Их носили все, от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение. Рубахи были одинакового кроя, отличаясь только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке можно было сразу понять, к какому сословию принадлежит человек. Детская одежда часто перешивалась из взрослой.
Все русские рубахи имели следующие общие черты:
- Покрой одежды был очень простой, а сама рубаха была очень просторной;
- Под мышками всегда вставляли ластовицу;
- Рукава шились очень длинными, бывало, что они закрывали всю руку с пальцами. Особенно длинные рукава были у женской и детской одежды;
- Рубахи были длинные, женские модели часто доставали до пола. Мужские модели могли доставать до колен и никогда не заправлялись в штаны;
- Девушки и женщины часто могли шить свою рубаху из двух разных по качеству материалов. Верхняя часть, которая была на виду, шилась из дорогой ткани и богато украшалась вышивками, а нижняя делалась из простой ткани;
- Большинство рубах украшалось вышивкой, причём она носила обережное значение. Данные узоры были отголоском язычества, и должны были защитить человека от нечистой силы;
- Существовали рабочие рубахи, праздничные и обрядовые.
Семейные традиции
Древние славяне жили большими семьями, обычно по три поколения в одном доме. Многие старинные обычаи и культурные традиции славянской семьи сохранились лишь в летописях, хотя некоторые соблюдаются и в наше время.
Девочки выдавались замуж рано, с 14-летнего возраста, как правило, по предварительному договору между семьями. Обязательным ритуальным действием перед свадьбой было «прощание с девичеством» ― расплетание косы. Вечером накануне свадьбы подружки заплетали невесте косу и украшали ее веточками и цветами, а приехавшие в свадебном кортеже староста или шафер расплетали косу и повязывали голову девушки платком.
На следующий день проводилась сама свадебная церемония. По народной славянской традиции, жениху и невесте, чтобы уберечься от злых сил, нужно было пройти через ворота с лежащим поперек них топором. Молодые в присутствии жреца давали супружескую клятву, затем родственники приветствовали их хлебом и солью, и начинался свадебный пир. Невинность невесты в древние времена не считалась достоинством, напротив, жениться на женщине с ребенком было разумно, поскольку это доказывало ее плодовитость.
Несколько интересных древних славянских обрядов было связано с рождением детей. Чтобы защитить новорожденного от злых демонов и порчи, на его колыбельке завязывали красные ленточки, а на пороге комнаты клали острые предметы. Считалось, что в ночь после рождения ребенка к нему являются три божества, которые решают его судьбу. Чтобы задобрить богов, для них оставляли угощение: хлеб, сыр и мед.
Один из обрядов ― пострижены ― касался только мальчиков, и проводился, когда ему исполнялось 12 лет. В этом возрасте мальчику в первый раз стригли волосы и давали «настоящее» имя: полученное при рождении, имя мальчика считалось «временным», данным для защиты от злых духов.
И кратко о похоронных традициях древних славян:
- умерших обычно обмывали и заворачивали в белое полотно;
- тело выносили не через дверь, а в окно, а на дверном пороге клали топор или нож, чтобы умерший не мог вернуться в дом;
- в большинстве славянских стран покойников хоронили на кладбищах, как правило, расположенных за рекой или озером: вода считалась барьером для мертвых душ;
- в некоторых странах покойников сжигали на костре, считалось, что это облегчит ему попадание в рай. Прах либо запечатывали в глиняных сосудах, либо рассыпали под порогом дома, чтобы душа покойного его охраняла;
частью похоронной церемонии у древних славян был поминальный пир, который проводили после захоронения или сожжения, и повторяли через 40 дней и через год.
Цвета
Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный — для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый — для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый — для третьей чакры (область солнечного сплетения) — центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый — для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой — для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий — для шестой (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый — для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом.
Каким был девичий славянский головной убор?
Девушка, достигшая возраста невесты, желая продемонстрировать окружающим свою привлекательность, обрамляла волосы сообразно случаю.
Обычной прической для девушки на выданье была одна коса: чем она более толстая и блестящая, тем больше женихов на нее засматривалось. Поэтому славянский головной убор – очелье (лента, повязанная на лоб) не скрывал косу, оставлял открытой макушку. По случаю праздника в косы добавлялись ленты, тесьма, жемчужины (если достаток позволял). Самым лучшим подарком для дочери считалось привезти ей из поездки ленту – ничего другого не надо.
Особым девичьим головным убором была повязка – не просто лента, а богато украшенный жемчугом и вышивкой головной убор, который на затылке скреплялся множеством лент, струящихся по спине.
Широкая тесьма щедро расшивалась золотыми и серебряными нитями, по контуру лица украшалась жемчугами и янтарями. Обладательницами такого украшения могли стать только представительницы богатых семей.
К головному убору полагался особый наряд, вес которого доходил до 40 килограммов. Повязочницы, а именно так называли девушек, которым посчастливилось получить такую одежду, чинно стояли на почетном месте во время праздников.
Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций
Несмотря на то, что основной функцией одежды является прикрытие наготы и защиты организма от климатических условий, наши предки в каждый элемент вкладывали глубокий смысл. Так формировались целые культуры.
Одного взгляда на человека было достаточно, что бы понять к какому роду и племени он принадлежит, чем занимается, и в каком статусе находится среди сородичей. Это очень помогало быстро понять как вести себя при общении с незнакомцем, и чего от него можно было ожидать.
Приверженность определенному гардеробу определялась с самого рождения.
- В соответствии с поверьями, новорожденного принимали в рубашку, сшитую руками самой старой женщиной рода, с тем чтобы он повторил ее путь, прожив долго и счастливо.
- Далее в дело шла старая не стираная отцовская рубаха. Ее задача — привить любовь к сородичу.
- На пеленки шли обрывки одежды других взрослых родственников. Считалось, что так малыш перенимает их положительные качества.
Всегда проводилось строгое разграничение между праздничной и повседневной одеждой славян. Внешне это отражалось как в наличии дополнительных атрибутов и аксессуаров, так и в цветовой гамме. Не мало внимания уделялось и качеству материала. Каждому элементу и цвету придавалось особое значение. При этом красящие вещества давала сама природа: кора деревьев, трава, листья некоторых растений.
Цветовые решения
Славянский стиль характеризует некая монотонность. Смешение множества цветов здесь недопустимо. Как и выбранная символика, так и цвет рассказывает о многом. У восточных славян нет пестрых цветовых сочетаний и бездумных объединений. Каждый цвет несет свою символику и по древним поверьям налагает отпечаток на жизнь человека.
Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета
Традиционные цвета:
Черный – символ земли.
Красный – символизирует любовь, радость, женскую красоту и мужскую статность.
Белый – цвет невинности и чистоты.
Синий – цвет воды, как символ духовного уединения и богатства.
Зеленый – символизирует молодость и обновление.
Желтый – цвет благополучия.
Обувь[править]
- Лапти, обувь бедняков, особенно крестьян. Первое упоминание о них содержится в Повести временных лет за 985 год (причём сразу в контексте того, что лапти носят бедняки, дескать, стричь дань с побеждённых волжских булгаров, поголовно в сапогах, западло; так что «поидемъ искать лапотниковъ»), а изображаются впервые в миниатюрах XVI века. У русских, финнов, карел и скандинавских народов было косое плетение, а у украинцев, белорусов и прибалтов — прямое.
- Поршни/моршни или постолы — кожаная обувь, похожая на лапти и изготавливавшаяся из одного куска кожи, через которые продевался шнурок. Стали менее употребительны после монголо-татарского ига. Окончательно были заменены лаптями и сапогами в XIX-начале XX вв., хотя их аналоги у некоторых других славянских народов и не-славян с большим славянским влиянием (румыны, венгры, греки, албанцы, прибалтийские и финно-угорские народы Поволжья) сохранялись до Второй Мировой войны.
- Онучи, они же обмотки — куски ткани, обматываемые на ступни и голень, поверх которых носились лапти и поршни. Чтобы они не спадали, их привязывали тонкими верёвочками к обуви.
- Вполне возможно, что вязаные носки русичи тоже знали, о чём свидетельствует находка под Рязанью, датируемая XI-XII веками.
- Ноговицы — онучи для знати.
- Сапоги. Вначале у них не было каблуков, и, чтобы не образовывались складки, их перевязывали лентами. Каблуки у русских сапог появляются в XIV в. Их уже не перевязывают, но зато делают остроносыми или с закрученными носками. Особым шиком являлись сапоги из сафьяна — выделанной особом образом телячьей кожи, которая довольно долгое время была исключительно импортной, однако в 1666 г. при хозяйстве царя Алексея Михайловича был открыт первый кожевенный завод, занимавшийся производством сафьяна.
- Полусапоги — бытовали на рубеже XII-XIII вв.
- Чоботы — туфли, обувь знати. Согласно этикету Московской Руси, царь имел право ходить только в туфлях (хотя в современном украинском языке это, наоборот, сапоги).
- Валенки — зимняя обувь, как ясно из названия, свалянная из шерсти. Появились после монгольского нашествия и происходят от «пимов» — шерстяной обуви кочевников Урала и Западной Сибири.
Особенности русского народного костюма
В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.
Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.
Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.
Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.
Обережные узоры
Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание — оберегать людей, особенно в годы лихолетия, в периоды военных конфликтов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния — такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи). Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.
Воздействие оберегов связано с цветами спектра человеческой ауры. Надевая на себя оберег соответствующего цвета, мы получаем возможность быстро залатать энергетические пробои в той или иной части ауры, которые могут оказаться опасными для нашего здоровья и даже жизни. С точки зрения человека, способного видеть ауру, это будет выглядеть как усиление свечения определенного цвета ауры при надевании оберега.
Выбираем славянские обереги по дате рождения
В древние времена женские славянские амулеты изготавливались в соответствии с 16 чертогами Сварожего круга. Именно с помощью этого круга по дате рождения можно было узнать бога-покровителя человека и символику оберегов. Такая информация позволяла сделать качественный славянский оберег для девушки, защищающий ее на протяжении всей жизни.
Сварожий Круг
- Дева (28.08–20.09). Рожденные под этим знаком считались находчивыми и целеустремленными личностями. Покровитель — богиня Джива.
- Вепрь (20.09–12.10). Высокоморальным и смелым носителям знака покровительствует божество Рамхат.
- Щука (12.10–03.11). Рожденным в эту дату покровительствует богиня Рожана, отвечающая за крепкие семейные узы и уют домашнего очага.
- Лебедь (03.11–24.11). Покровительница этих спокойных и рассудительных людей — богиня Макошь, управительница человеческими судьбами.
- Змея (24.11–17.12). Люди, рожденные под этим знаком, постоянно в движении, энергичны и целеустремленны. Им покровительствует божество Семаргла.
- Ворон (17.12 – 08.01). Покровитель этих мечтательных, привлекательных людей — бог Варуна.
- Медведь.(09.01–31.01). Миролюбивым, но импульсивным людям, рожденным в знаке Медведя, покровительствует бог Сварог.
- Аист (01.02–20.02). Покровитель — Род, бог мироздания.
- Волк (21.02–22.03). Рожденные под этим знаком отличаются очень взрывным, вспыльчивым характером. Покровительствует Волку огненный бог Велес.
- Лиса. (23.03–14.04). Хитрым, практичным и смекалистым людям данного знака покровительствует бог Марена.
- Тура (15.04–06.05). Покровитель мудрых и организованных личностей — бог света Крышень.
- Лось (07.05–30.05). Такие люди отличаются оптимизмом, легки на подъем и любвеобильны. Покровитель этого знака — богиня Лада
- Финист (31.05–20.06). Покровитель этих уступчивых, работоспособных людей — бог Вышень.
- Конь (21.06–12.07). Люди, рожденные под этим знаком, очень чувствительны к любым переменам, но хорошие семьянины. Покровитель — бог Купало.
- Орел (13.07–03.08). Волевым обладателям этого знака покровительствует бог Перун.
- Раса (04.08–27.08). Отличительные черты таких людей — это свобода, целеустремленность, достижение поставленных целей. Покровитель — бог Даждьбог.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что славянские обереги для женщин — это не просто изысканное украшение, но и отличный амулет против негативных воздействий, применимый для любых жизненных случаев. Правильно выбранный и заряженный талисман поможет избежать многих неприятностей и станет надежным спутником до конца вашей жизни.
Мужская одежда
Мужская одежда также разделялась на повседневную (рис. 4) и праздничную (рис. 5), но при этом у мужчин была еще и ритуальная, т.е. богослужебная и воинская одежда.
Ритуальная мужская рубаха (рис. 6) имела яркую, красочную обереговую Родовую вышивку, кроме того, она была длиннее, чем повседневные или праздничные рубахи и доходила до пят, ибо каждый старший мужчина в древних Славянских и Арийских Родах Великой Расы был жрецом-хранителем Священного Огня и приносил Требы и Дары на домашний Огненный жертвенник, находящийся возле Куммира Бога-Покровителя сего древнего Рода.
Воинская мужская рубаха (рис. 7) была средних размеров, длина ее доходила до колен. Она всегда изготавливалась из плотной ткани, ибо сию рубаху мужчины надевали под кольчугу или иные ратные доспехи. На ней вышивалась особая воинская Обереговая символика. Воинские рубахи мужчины одевали на собрания Общин, во время проведения Собора, Круга или Вече, а также на празднование Тризны и празднование праздников в честь Богов-Воителей. Общинная дружина носила воинские рубахи в повседневной жизни.
Неизменным дополнением к мужской рубахе был пояс. Повседневную рубаху подпоясывали тонким полвершковым * поясом или верьвью **, сплетенной из разноцветной тесьмы. Праздничную мужскую рубаху подпоясывали разноцветовым с Родовой Обереговой символикой вершковым *** поясом, а Ритуальную рубаху — широким поясом в полтора и в два вершка ****.* полвершковый – 1/2 вершка, что соответствует 22,225 мм.
** верьвью – т.е. специально сплетенной из льна веревочкой.
*** вершковый – 1 вершок – древняя Славяно-Арийская мера длины соответствует 44,45 мм.
**** полтора и в два вершка – полтора вершка соответсвует 66,675 мм, а 2 вершка = 8,89 см.
Воинские мужские рубахи подпоясывали различными поясами, но только в том случае, если рубаху носили в повседневном обиходе. Когда воины одевали поверх рубахи ратные доспехи или кольчугу, то пояс не использовали, ибо ратные доспехи и кольчуга, сотворенные при помощи Живого Огня, несут в себе Обереговую Силу Богов, кроме того, разрез ворота на воинских рубахах был посредине.
Пояс для любого человека из Родов Великой Расы и потомков Рода Небесного символизировал Обережный Круг Богов, которые не только оберегают человека, но и направляют его по Правому Пути. Если человек появлялся в обществе без пояса или его рубаха не была подпоясана хотя бы вервью, то про него говорили, что он распоясался и может натворить немало бед, ибо он творит свои деяния не по Божескому и Родовому 3aкoнy, а под влиянием темных сил или духов.
Как носить
Этно стиль диктует свои условия по сочетанию фактур и цветов. Девушкам в расшитых оберегами сарафанах необходимо забыть об обуви на каблуках. Легкости добавят сандалии и балетки.
Балетки в русском стиле — полноценный аксессуар для создания слаявянского образа
В сочетании с многослойными юбками именитые дизайнеры советуют использовать майки. Это может быть одноцветный топ или топ с нанизанными на бретельках бисеринами. Такое объединение подчеркнет объемная сумка.
Юбки-макси в славянском стиле придают придают женскому образу загадочности и романтизма
Предпочтительно остановить выбор на сумках печворк. Каблук уместен лишь в случае, когда вышитые майки являются базой и носятся с джинсами.
Сумка в стиле пэчворк со славянскими мотивами
Платья советуют сочетать с кожаными куртками или джинсовыми безрукавками.
Платья с элементами славянской вышивки всегда привлекают внимание
Облегающие леггинсы создадут хороший дуэт с крестьянской туникой
Славянский современный стиль не боится экспериментов
Джинсовые шорты и современная вышиванка — смелое и стильное сочетание
Славянские футболки являются базой для городского образа. Они уместны и на вечеринке и в повседневности. В дополнении ярким клатчем, такая футболка может выглядеть гламурно.
Клатч с этническим орнаментом дополнит образ в славянском стиле
Мужчины могут носить футболки, как с джинсами, так и с бермудами, что более уместно для лета.
Славянский стиль придает мужественности сильному полу
Легкие кожаные сандалии подчеркнут славянское начало в гардеробе. Воссоздать старобоярский стиль помогут меха.
Старобоярский стиль пропитан самобытной роскошью и богатством
Также для зимнего варианта стоит присмотреть сапоги на низком ходу с контрастной вышивкой.
Сапоги с яркой этнической вышивкой
Верхняя одежда
kak.znate.ru
Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе
Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана
Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.
Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.
На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.
Детская славянская одежда
Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.
Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.
Подготовка к созданию куклы
Куклу Материнство делают непременно в хорошем расположении духа
Важно, чтобы мастерица была здорова, не отвлекалась на свои тревоги или срочные дела. Хорошее время для изготовления такой обрядовой куколки – праздники женских Богинь: дни Лады и Лёли, праздники Макошь и Матери Сырой Земли
Особенно хорошо создать такой оберег во время чествования Богини Лады, которую почитают Небесной Матерью и одной из Богинь-Рожениц.
Женщина делает куклу в помещении, где нет мужчин. Мастерица обязательно надевает длинную юбку, а саму куклу мотает «в подоле»: на коленях, а не на столе
Для куклы на беременность это особенно важно, ведь оберег должен символизировать женскую силу, рождение ребёнка
Для оберега берут только натуральные ткани. В наряде куклы Рожаницы непременно должна присутствовать красная ткань.
Древнерусские головные уборы
Мужские головные уборы
Народ на Древней Руси отдавал предпочтение шапкам. Меховые, валяные, плетеные разных фасонов.
Обычно это были круглые шапки с меховым ободком. Мех использовали любой: овечий, лисий, песцовый. Помимо шапок носили ободки, повязки и войлочные колпаки.
Внимание
Князья носили соболиные тюбетейки. В них было очень тепло, особенно при долгих походах и во время сражений.
Женские головные уборы
i09.fotocdn.net
Головные уборы так же как и древнерусская женская одежд% были разнообразны, красочны и зависили от статуса и материального положения древнерусской дамы.Женщины на Древней Руси предпочитали головные повязки с вшитыми камнями, атласными лентами.
Молодые незамужние девушки могли позволить себе ходить без головного убора. Распускали локоны или заплетали волосы в косу, надевая лишь ленту вокруг головы.Замужние дамы всегда выходили на улицу в головной уборе. Это считалось обязательным условием. Покрывали голову большим разноцветным платком. Он был настолько большой, что мог спускаться до пят.
В холодную зиму носили круглые шапки с пушистым мехом. Славянки любили украшать шапки камнями, узорами. Поверх шапки надевали длинный красивый платок.В помещении, церкви, гостях, женщины не снимали головный убор. Мужчины должны были обязательно снимать шапку, тюбетейку.
История
Человек имеет природную потребность окружать себя прекрасным. Она естественна и органична. Владимир Стасов, известный художественный критик, говорил, что настоящее народное искусство рождается там, где красив каждый предмет – от лестницы до чашки. То есть дело в потребности человека декорировать свой быт, окружение, эстетически осмыслить довольно прозаические вещи и предметы.
Развитие ремесла на Руси находилось в зависимости от общественных процессов и потребностей социума. Так, в догосударственный период ремесленные изделия сводились фактически к одному оружию и были достаточно примитивны. Воюя с соседями, люди подмечали военное оснащение недругов, и «мотали на ус» их приемы, технику, новые виды оружия.
Если же говорить о высоком уровне развития ремесленного дела, то датироваться оно будет 13 столетием – технологии усложнились, самих видов ремесел стало больше. Согласно раскопкам до 60 ремесленных специальностей было в то время. В летописях город предстает ремесленно-торговым центром, а отдельные объединения даже напоминают западноевропейские цеха. Нельзя сказать, что Русь была впереди всей Европы, но активно заимствовала технологические новинки времени, так как само географическое положение тому способствовало.
7 тезисов о художественном ремесле Древней Руси:
- На центральной площади древнерусского города было княжеское поместье, его окружали стена и заградительное сооружение. А вокруг поместья строились слободы, в которых жили и работали ремесленники.
- В городах развивалось кузнечно-слесарное и оружейное дело, обработка драгметаллов, ковка, а также чеканка, филигрань, гончарное ремесло. Сельские ремесленники находили себя в кузнечном промысле, гончарном деле, обработке дерева, кожи, меха, ткачестве.
- Первый этап развития древнерусских ремесел занял 2 века – от 10 до 12 столетия (20-30-х годов). Техника ремесленного производства вне всяких сомнений была совершенной, высокой. Работа в основном велась на заказ, рынок свободного сбыта в ту эпоху был мал.
- Второй этап развития стартовал в первой трети 12 века: резко расширился ассортимент продукции, производство быстро рационализировалось. Тому способствовало, к примеру, появление ткацкого станка в ткачестве или возникновение нового типа лезвий в металлургии.
- Ремесла могли бы быстро развиваться и дальше, если бы не нашествие монголо-татар. Разгром городов, угон людей в рабство более чем на 100 лет остановили процесс развития ремесла. Некоторые города (на севере и западе Руси – Новгород, Смоленск, Полоцк, Псков) в меньшей степени пострадали от агрессоров, ремесла и культура там развивались. Но относительно, потому что татарская дань не давала сделать это в полную мощь.
- Природа народного искусства, ремесленничества всегда коллективная, так как она связана с формированием традиции. Для традиции нужно, чтобы навыки и средства выражения стали привычными. Погибнуть промысел мог, когда не давал дохода. А это связано с появлением фабричного производства. Вот так прогресс вступает в конфронтацию с ручным трудом.
- Ремесла делились на женские и мужские. Женский труд носил более художественный характер – вещи, которые служили для украшения, делали преимущественно женщины. Мужчины занимались более грубым, сложным трудом. Так, женщины ткали, шили и вышивали, плели, занимались росписью. Мужчины же преуспели в ювелирном деле, кузнечном и скорняжном ремесле, гончарном деле. Таковы были основные ремесла восточных славян.
Знаки
- Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» — горизонтальными.
- Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
- Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
- Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.
- Крада («решетка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер.
- Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня — Агуни).
- Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы».
- Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
- Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
- Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться… Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
- Дерево (чаще всего елочка) — символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
- Спираль — символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая — сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира — если цвет красный, белый или же черный.
- Треугольник — символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.