Чего боялись рыцари? страшное и необычное оружие древности (33 фото)

Происхождение понятия

В Западной Европе со времен правления Карла Великого появилось конное войско. Солдаты служили своим вассалам, они полностью отказывались от ведения собственного хозяйства. Воины всю жизнь посвящали службе. Этимология слова «рыцарь» имеет несколько корней.

Практически одинаковым было его значение в разных языках:

  • французский — chevalier, от «шеваль» — лошадь;
  • английский — knight, конный солдат в доспехах;
  • немецкий — ritter, всадник.

Считалось, что рыцари наравне со священниками, феодалами и крестьянами играли значительную роль в формировании общества. Они помогали устранять непорядки, защищали короля, участвовали в войнах и походах. А о романтизме и подвигах всадников и до сих пор ходят легенды.

Пистоль

Тлеющие фитили, конечно же, доставляли стрелкам массу неудобств. Тем не менее, простота и надежность фитильного замка заставляла пехоту мириться с его недостатками вплоть до конца 17 века. Другое дело — кавалерия. Всаднику требовалось оружие удобное, постоянно готовое к выстрелу и пригодное для удержания одной рукой.

Колесцовый замок в чертежах Да Винчи

Первые попытки создать замок, в котором огонь извлекался бы с помощью железного огнива и «кремня» (то есть куска серного колчедана или пирита) были предприняты еще в 15 веке. Со второй половины 15 столетия известны «терочные замки», представлявшие собой обычные хозяйственные огнива, установленные над полкой. Одной рукой стрелок наводил оружие, а второй ударял напильником по кремню. Ввиду очевидной непрактичности распространения терочные замки не получили.

Намного большую популярность в Европе приобрел появившийся на рубеже 15–16 веков колесцовый замок, схема которого сохранилась в рукописях Леонардо да Винчи. Рубчатому огниву была придана форма шестеренки. Пружина механизма взводилась прилагаемым к замку ключиком. При нажатии на спуск колесико начинало вращаться, высекая искры из кремня.

Немецкий колесцовый пистоль, 16 век

Колесцовый замок очень напоминал устройство часов и не уступал часам в сложности. Капризный механизм был очень чувствителен к засорению пороховой гарью и осколками кремня. Через 20–30 выстрелов он отказывал. Разобрать же его и почистить стрелок собственными силами не мог.

Поскольку достоинства колесцового замка представляли наибольшую ценность для кавалерии, оснащенное им оружие изготавливали удобным для всадника — одноручным. Начиная с 30-х годов 16 века в Европе на смену рыцарским копьям приходят укороченные и лишенные приклада колесцовые аркебузы. Так как изготовлять такое оружие начали в итальянском городе Пистоль, именовать одноручные аркебузы стали пистолями. Впрочем, к концу столетия пистоли производили и на Московском оружейном дворе.

Европейские военные пистолеты 16–17 веков представляли собой весьма громоздкие конструкции. Ствол имел калибр 14–16 миллиметров и длину не меньше 30 сантиметров. Общая же длина пистолета превышала полметра, а вес мог достигать 2 килограммов. Тем не менее, били пистоли очень неточно и слабо. Дальность прицельного выстрела не превышала нескольких метров, и даже выпущенные в упор пули отскакивали от кирас и шлемов.

В 16 веке пистолеты часто объединялись с холодным оружием, — навершием палицы («яблоком») или даже лезвием топора

Кроме больших габаритов, для пистолей раннего периода были характерны богатство отделки и причудливость конструкции. Пистолеты 16 — начала 17 века нередко делались многоствольными. В том числе и с вращающимся, как у револьвера, блоком из 3–4 стволов! Все это было очень интересно, очень прогрессивно… И на практике, конечно же, не работало.

Сам по себе колесцовый замок стоил таких денег, что отделка пистолета золотом и жемчугами существенным образом на его цену уже не влияла. В 16 веке колесцовое оружие было по карману только очень богатым людям и имело скорее престижное, чем боевое значение.

Азиатские пистолеты отличались особым изяществом и высоко ценились в Европе

* * *

Появление огнестрельного оружия стало переломным моментом в истории военного искусства. Впервые человек стал использовать для нанесения урона противнику не мускульную силу, а энергию сгорания пороха. И эта энергия по меркам средних веков была ошеломляющей. Шумные и неуклюжие хлопушки, не способные ныне вызвать ничего, кроме смеха, несколько веков назад внушали людям большое почтение.

Начиная с 16 века, развитие огнестрельного оружия стало определять тактику морских и сухопутных сражений. Баланс между ближним и дистанционным боем стал смещаться в пользу последнего. Значение защитного снаряжения стало падать, а роль полевых укреплений — возрастать. Эти тенденции сохраняются до нашего времени. Оружие же, использующее химическую энергию для выбрасывания снаряда, продолжает совершенствоваться. По всей видимости, оно будет сохранять свои позиции еще очень долго.

Доспехи коня

Матерчатые попоны, подобно чехлам покрывавшие всего коня целиком, с головой и хвостом, появились в рыцарском обиходе после первых Крестовых походов и распространились к началу XII в. В жаркой Палестине, где воевали первые крестоносцы, такие попоны защищали животных от палящего солнца и впитывали обильный лошадиный пот. На попонах оказалось удобно размещать рыцарскую геральдику, и по укрытому цветной попоной коню издали опознавали рыцаря. Попона состояла из двух частей — передней, с чехлом для шеи и головы, в котором проделывались отверстия для глаз и ушей, и задней, покрывавшей круп коня. Части сходились у седла, оставляя открытой место его крепления и стремена. Но ткань не спасала коня от ран, и в середине XIII в. под матерчатую попону стали надевать кольчужную попону той же формы.

Полное снаряжение рыцаря и его коня

В начале XV в. конский кольчужный доспех дополнился латной защитой головы лошади – шанфроном. Вскоре появился и полный латный конский доспех – бард. Полный комплект барда состоял из шанфрона, дополненного пластинами для защиты ушей, критнета – защиты шеи, пейтраля – защиты груди, круппера – защиты крупа и фланшарда – защиты боков. Бард весил 35–40 кг, и если прибавить к этому вес всадника – 70–90 кг и его доспехов 25– 35 кг, то коню приходилось нести от 130 до 165 кг. При этом, судя по размерам сохранившихся бардов, рыцарские кони не были похожи на тяжеловозов и, при всей мощи, были стройными животными. Такие сильные, выносливые, быстрые и красивые боевые кони – дестрие – стоили очень дорого, и их приобретали только богатые воины.

Полный конный готический доспех. Германия. Аугсбург. 1480-е гг.

Поделиться ссылкой

КОПЬЯ

Копье

Они начали свой путь у скифов, и считались кавалерийскими. Они обладали клинком. Использовались в рукопашном бою, а так же являлись метательным орудием.

При использовании копья всадником на коне, оно держалось одной рукой. Удары принято было наносить сверху вниз. При промахе такое положение позволяло не потерять равновесие и не остаться без скакуна. Удары всё так же наносили клинком.

Римляне, персы и греки предпочли оставить такую тактику без изменений.

При правлении Александра Македонского нанесение урона с помощью клинка получило наибольшее развитие. Для облегчения использования копий, было принято решения модернизирования. Их стали прикреплять к седлу с помощью ремней изготовленных из кожи. Чуть позже их сделали более хрупкими.

Очередным витком в модернизации стало обжигание клинка. Обжиг делал его более прочным и при этом тупым. Некоторое время спустя было изготовление клинка из камня, и начало охоты на более крупных животных.

Со временем модернизация коснулась и наконечника. Его стали изготавливать в листовидном или ромбовидном виде.

Копьё получило огромное распространение как в рядах армии, так и среди мирных жителей, благодаря своей дешевизне, простате в изготовлении и использовании.

Копья наносили большой урон, лишь противникам не имевшим хорошей защиты.

Назначение

Моргенштерн был самым популярным холодным оружием Средневековья, несмотря на некоторые сложности в транспортировке и эксплуатации.

Кованные шипы были чрезвычайно острыми. Фактически, «утренняя звезда» появилась из необходимости: броня и кольчуга пехотинцев и конницы тех времен стала более совершенной, и ее далеко не всегда можно было пробить обычным копьем.

Моргенштерн, за счет особенностей своей эксплуатации, вполне успешно справлялся с этой задачей. Во-первых, они был достаточно тяжелым, порядка полутора килограммов. Во-вторых, боец раскручивал его над головой, и скорость придавала удару дополнительную силу. В результате шипы впивались глубоко в броню и могли уложить противника на месте, даже если он прикрывался щитом или был на коне.

Средневековые мечи были тяжёлыми

Сложно точно сказать, откуда пошло это заблуждение. Наиболее вероятной версией кажется та, которая гласит, что чрезмерным весом(и, кстати, незаточенным клинком) обладали мечи парадно-церемониальные. То есть те, которым нужно лишь выглядеть красиво и внушительно, но никак не служить боевым оружием.

На самом же деле средний вес европейского одноручного меча(того, который в реальности называется arming sword, а в фэнтези — longsword) — 1,2 кг, плюс-минус 100 г.

Об этом свидетельствует безумное количество источников — отВикипедии»(которой, как известно, верить нельзя), до ведущего специалиста по мечам Эварта Оукшотта.

Для двуручного же меча(greatsword — в фэнтези, longsword — в реальности) значение среднего веса — 1,75 кг.

Чисто для сравнения: 1,2 кило весит пистолет АПС с патронами и без кобуры-приклада, модная Beretta 92 с боеприпасами и классический Colt M1911A1 с ними же — можно ли считать эти пистолеты чрезмерно тяжёлыми?

Немного молекулярной генетики

Напомним, что в основе передачи наследственной информации лежит двухцепочечная молекула ДНК. Она представляет собой полимер из четырех типов мономеров (нуклеотидов): аденина (A), тимина (T), цитозина (С) и гуанина (G) — и уложена в хромосомы. У человека 23 пары расположенных в ядре хромосом (22 пары неполовых и одна пара половых). Они и составляют основу нашего генома (еще 37 генов содержат кольцевые ДНК митохондрий). Если бы мы взяли одну клетку человека, сшили весь диплоидный (парный) набор хромосом вместе и вытянули в нить, то получили бы молекулу длиной в два метра, состоящую из шести миллиардов пар оснований (нуклеотидов). Три миллиарда от папы и три — от мамы.

Наиболее изученный тип функциональных последовательностей ДНК — гены, кодирующие белки. С таких генов считывается молекула РНК, которая затем играет роль матрицы для синтеза белков и определяет их аминокислотную последовательность. Кодирующая часть молекулы РНК может быть разделена на тройки нуклеотидов (кодоны), которые либо соответствуют некоторой аминокислоте, либо определяют место окончания синтеза белка (стоп-кодоны). Правило соответствия кодонов аминокислотам называется генетическим кодом. Например, кодон GCC кодирует аминокислоту аланин.

Наемники

Слабостью феодального войска, конечно же, была его «лоскутность». Армия делилась на множество мелких отрядов,
самых разнообразных по составу и численности. Практические издержки подобной
организации были очень велики. Нередко во время боя две трети войска —
входящая в состав рыцарских «копий»
пехота — оставались в лагере.

В 15 веке английские лучники стали одними из самых дорогих наемников Европы.

Сопровождавшие рыцаря кнехты — лучники, арбалетчики, кутилье с боевыми
баграми — представляли собой бойцов, хорошо обученных и по своему времени
неплохо вооруженных. В мирное время феодальная челядь обороняла замки и
выполняла полицейские функции. В походе слуги защищали рыцаря, а перед боем
помогали надеть доспехи.

До тех пор, пока «копье» действовало само по себе, кнехты
оказывали своему господину неоценимую поддержку. Но в крупном сражении могли
принять участие лишь слуги в полном рыцарском вооружении и на соответствующих
конях. Стрелки, даже конные, немедленно теряли из виду «своего» рыцаря и не
могли уже пробиться к нему, так как вынуждены были
держаться на почтительном расстоянии от противника. Оставшись без всякого
руководства (ведь рыцарь был не только главным бойцом «копья», но и его
командиром), они немедленно превращались в бесполезную толпу.

Пытаясь решить эту проблему, крупнейшие феодалы иногда
создавали из своей челяди отряды арбалетчиков, насчитывающие десятки и сотни
человек и располагающие собственными пешими командирами. Но содержание подобных
подразделений было накладно. Стремясь получить максимальное количество конницы,
правитель раздавал наделы рыцарям, а пехоту в военное время нанимал.

Наемники обычно происходили из наиболее отсталых областей
Европы, где еще сохранялось большое количество свободного населения. Часто это
были норманны, шотландцы, баски-гасконцы.
Позже большой славой стали пользоваться отряды горожан — фламандцев и генуэзцев, по тем или иным
причинам решивших, что пика и арбалет им милее молота и ткацкого станка. В
14—15 веках в Италии появилась и наемная кавалерия — кондотьеры, состоявшая из обедневших рыцарей. На службу «солдаты
удачи» принимались целыми отрядами, во главе с собственными капитанами.

Викинг. Пират северных морей и солдат удачи раннего средневековья.

Наемники требовали
золота, и в средневековых армиях обычно в 2—4 раза уступали числом рыцарской
коннице. Тем не менее даже небольшой отряд таких
бойцов мог принести пользу. При Бувине, в 1214 году,
граф Булонский выстроил кольцом 700 брабантских пикинеров. Так его рыцари в гуще сражения получили
безопасное убежище, где могли дать отдых коням и найти себе новое оружие.

«Копье»

Дон Кихот — типичный пример «однощитного» рыцаря.

Часто считается, что «рыцарь» — это титул. Но далеко не
каждый конный воин был рыцарем, и даже лицо королевской крови могло не
принадлежать к этой касте. Рыцарь — младшее командирское звание в
средневековой коннице, начальник ее мельчайшего подразделения — «копья».

Каждый феодал прибывал по призыву своего сеньора с личной
«командой». Наиболее бедные «однощитные» рыцари обходились в походе единственным
безоружным слугой. Рыцарь «средней руки» приводил с собой оруженосца, а также
3-5 пеших или конных бойцов — кнехтов, или, по-французски, сержантов. Наиболее богатые появлялись
во главе маленькой армии.

«Копья» крупных феодалов были настолько велики, что в
среднем среди конных копейщиков лишь 20—25% оказывались настоящими
рыцарями — владетелями фамильных имений с вымпелами на пиках, гербами на
щитах, правом участвовать в турнирах и золотыми шпорами. Большинство же
всадников были просто холопами или бедными дворянами, вооружившимися за счет
сюзерена.

Померимся генами?

Когда-то думали, что у столь сложного организма, как человек, должно быть очень много генов. Когда проект «Геном человека» подходил к завершению, ученые даже устроили тотализатор: сколько генов будет обнаружено? Каково же было их удивление, когда оказалось, что количество генов у человека и маленького круглого червя Caenorhabditis elegans примерно одинаковое. У червяка около 20 000 генов, а у нас — 20−25 тысяч.

Для «венца творения» факт довольно обидный, особенно если учесть, что существует много организмов как с бОльшим по размеру геномом (геном двоякодышащей рыбы протоптер, Protopterus aethiopicus, в 40 раз больше человеческого), так и с бОльшим количеством генов (у риса — 32−50 тысяч генов).

Но на самом деле у человека менее 2% генома кодируют какие-либо белки. Для чего же нужны остальные 98%? Может, там скрывается секрет нашей сложности? Оказалось, что существуют важные некодирующие участки ДНК. Например, это участки промоторов — последовательностей нуклеотидов, на которые садится фермент РНК-полимераза и откуда начинается синтез молекулы РНК. Это участки связывания транскрипционных факторов — белков, регулирующих работу генов.

Это теломеры, защищающие концы хромосом, и центромеры, необходимые для правильного расхождения хромосом по разным полюсам клеток при делении. Известны некоторые регуляторные молекулы РНК (например, микроРНК, препятствующие синтезу белков соответствующих генов на матричной РНК — копии гена-исходника), а также молекулы РНК, входящие в состав важных ферментативных комплексов — например, рибосом, которые собирают из отдельных аминокислот белки, передвигаясь по матричной РНК. Есть и другие примеры важных некодирующих участков ДНК.

Тем не менее бОльшая часть нашего генома напоминает пустыню: повторяющиеся последовательности, останки «мертвых» вирусов, которые когда-то давно встраивались в геномы наших предков; так называемые эгоистичные мобильные элементы — последовательности ДНК, способные перескакивать из одного участка генома в другой; различные псевдогены — нуклеотидные последовательности, утратившие способность кодировать белки в результате мутаций, но все еще сохранившие некоторые признаки генов. Это далеко не полный список «призраков», обитающих на «кладбище генома».

Виды метательных машин

История осадных машин началась ещё с Карфагена, ближневосточного потомка Финикии. Финикийцы строили осадные башни — это помогло им в осадах сицилийских греков, и тараны. Поняв, что орудия обеспечивают превосходство врагу, Дионисий I, сиракузский правитель, сам обзавёлся таранами и даже катапультами, которые помогли ему в осадной войне. Для этого ему потребовалось собрать мастеров со всего Средиземноморья.

Для обычных войн осадные орудия были невыгодны, потому что строить такие машинки стоило недёшево, да и обращаться с ними было сложно. Машины строили для осадных войн. Потому, когда на полвека осады прекратились, о машинах тоже ничего не было слышно. Вновь появились они уже в Македонии при Филиппе II. При нём путешествовал Полиид Фессалийский и другие мастера, как их называли, осадной войны. Он, по преданиям, разработал несколько модификаций таранов и огромную осадную башню, Элеполис, под Византией.

Александр Македонский унаследовал опыт отца. Некоторые из его мастеров тоже известны историкам: Диад, ученик Полиида, например. Он известен как человек, взявший с Македонским Тир.

Мы знаем о машинах древности благодаря авторам-летописцам. Например, Битон описал осадную башню, созданную для Александра Македонского Посидонием. Притом описал он её очень кратко, включив в рассказ рекомендации по древесине, которую лучше использовать для строительства. Историки долго спорили, вымысел ли рассказ Битона. В нём было слишком много деталей, и описанные им конструкции реально использовались позднее, что позволяет предположить, что Битон ничего не выдумал.

Осадных башен было недостаточно, ведь с них стреляли всё те же лучники. Требовались орудия, позволяющие запускать тяжёлые снаряды. В руках такое оружие уже не помещалось.

Баллисты

Баллиста

Раньше баллиста и катапульта назывались именами друг друга. Потом названия поменяли. Почему — не выяснено до сих пор. Но историкам понадобилось изрядно помучиться с этими названиями. В переводе с греческого баллиста — металка, ведь название происходит от «баллейн» — метать. Сейчас мы при слове «баллиста» представляем себе оружие, стреляющее только стрелами. Но раньше этим баллиста не ограничивалась.

Между тем, отличие катапульты и баллисты в том, что у баллист — два отдельных плеча. У катапульт же единый лук. Баллиста чаще всего представляет из себя торсионную машину — к плечам привязывается и закручивается верёвка. Но есть и баллисты, сделанные как тенсионные машины. У них может быть больше двух плеч; ко всем ним привязаны жилы, натягивающие снаряд. С силой четырёх, а то и шести плеч снаряд летел вперёд.

Баллиста работает примерно так же, как арбалет. Снарядами ей служат камни, а порой и стрелы. Сначала натягивается тетива, она изгибает баллисте плечи. Просто так, как в луке, тетиву не натянешь, нужен механизм, представляющий собой ворот вроде колодезного, с крюком. Вороты бывают разной формы. Затем тетиву отпускают, и снаряд летит вперёд.

Помимо прочих достоинств, баллиста позволяла достаточно точно прицеливаться. Даже два режима стрельбы у неё было, точный и дальнобойный. В дальнобойном режиме, не сильно прицеливаясь, можно было ожидать, что снаряд пролетит пятьсот, а то и семьсот метров. Что касается прицельного… Конечно, опытные солдаты могли прицелиться даже с катапульты, но требовалась сноровка. А в точном режиме у баллисты снаряд без проблем летел сто-двести метров с высокой точностью.

Одновременно достоинство и недостаток баллисты по сравнению с катапультой — лёгкие снаряды. Сильных повреждений ими не нанесёшь, зато летели они обычно почти по прямой, а пушечные ядра катапульт — по высокой дуге.

В отличие от катапульт, которые нужно было передвигать при помощи волов, баллисты легко перевозить, весят они немного — и потому часто встречались на кораблях и даже на лошадях и имели название карробаллисты. Римляне вскоре стали держать баллисты в армиях — по одной на каждую сотню солдат по версии Вегеция. Из ста одиннадцать приводили карробаллисту в действие. В легионе было по шестьдесят центурий, следовательно, шестьдесят карробаллист.

Римляне знали, что осадные орудия хороши не только против стен. Против толпы они тоже замечательно действуют. Потому утверждать, что баллисты и прочие осадные машины использовались только для осад, было бы ошибкой.

Европейские мечи — оружие неотёсанных варваров, незнакомых с боевыми искусствами

Удивительное дело, но ходит поинтернетам» и такой миф. А заодно и его вариация:любой каратист/дзюдоист/тхэквондист/победил бы европейского рыцаря голыми руками(и ногами)».

Что ж, скажемспасибо» популяризаторам точки зрения:боевые искусства» — термин, распространяющийся сугубо на восточные единоборства типа того же каратэ.

Почему же так вышло, что в Европе основным видом боевых искусств стало фехтование, а в Азии — всяческое рукомашество и дрыгоножество?

Вопрос тонкий, а ответ — исторически-юридический: в Европе холодное оружие было распространено куда шире, чем в азиатских странах. Помните усреднённый японский уклад? Если ты не самурай, оружие тебе не положено. Тогда как в этих наших Франциях и Германиях нож, меч, копьё и чёрт-те что ещё было практически у каждого.

На ту же тему Десятьшкольных» заблуждений о средневековой истории

Очевидно, что более всего развиваться будет то, что распространено, — в случае краёв замков, лат и требушетов этим стало фехтование. Сколько трактатов и руководств по фехтованию и иному использованию мечей было написано и прочитано за тысячелетнюю историю Средневековья! А сколько способов, школ и техник владения мечом было создано!

Взгляните на средневековые труды Glasgow Fecht- und Ringbuch, Liber De Arte Gladiatoria Dimicandi, Opus amplissimum de arte athletica и тому подобные

Во-первых, бо́льшая их часть — настоящие произведения искусства; во-вторых, обратите внимание на количество техник боя, приёмов, стоек и прочих элементов. А писались эти книги во время массового распространения холодного оружия вообще и мечей в частности — и для людей, которым это оружие придётся применять на практике

И безусловно, всяческая борьба без оружия в Европе тоже существовала, идиотизмом было бы утверждать обратное. Но распространение она получила существенно меньшее, чем фехтование.

Плюсы и минусы оружия

Сравнивая современное оружие и устройства, которыми пользовались в Средние века, может показаться непонятным, как воинам удавалось одерживать победы со столь примитивными устройствами. Моргенштерн выглядит очень просто, но при этом наносимые им повреждения были огромными (рисунок 4).

Именно за счет своих преимуществ «утренняя звезда» считалась самым эффективным оружием против пехоты и конницы с тяжелым вооружением:

  1. Граненые шипы, усиленные замахом, отлично пробивали кольчугу пеших воинов.
  2. Если моргенштерном был вооружен всадник, с разгона он мог пробить даже латные доспехи.
  3. Еще одним очевидным преимуществом была простота использования. Если сравнивать моргенштерн с двуручным мечом, то особых навыков и тренировок он не требовал.

Рисунок 4. Основной минус этого оружия — в сложности транспортировки

По конструкции, цепь и дубина были привычным инструментом для мирных крестьян, которые молодили схожими изделиями зерно. Боевое оружие просто дополнялось шипами и пользоваться им мог абсолютно любой человек с определенной физической подготовкой.

Но такая простота конструкции влекла за собой и некоторые недостатки:

  1. Тактика боя таким шипованным шаром была очень примитивной. По факту, моргенштерн представлял собой грубое инерционное оружие и был предназначен только для нанесения вертикальных ударов.
  2. Смертельный урон был возможен лишь в том случае, если противник не ожидал удара и открыл броню.
  3. Победить врага можно было лишь в том случае, если удар был произведен под правильным углом. В данном случае шипы пробивали любую броню или шлем.

Еще один очевидный недостаток в том, что моргенштерн никак не защищал своего владельца, если противник подходил на близкое расстояние. Дело в том, что наносить удары можно было только навершием, а для этого требовалось сделать достаточно большой замах. Соответственно, с близкого расстояния он был совершенно бесполезным.

Изобретатель пороха

Изобрел? Ну и отойди в сторону, не стой, как осел

В 1320 году немецкий монах Бертольд Шварц, наконец, «изобрел» порох. Теперь невозможно установить, сколько людей в разных странах изобретали порох до Шварца, зато с уверенностью можно сказать, что после него это не удавалось уже никому!

Бертольд Шварц (которого, кстати, звали Бертольд Нигер) конечно же, ничего не изобретал. «Классический» состав пороха стал известен европейцам еще до его рождения. Но в своем трактате «О пользе пороха» он дал ясные практические рекомендации по изготовлению и использованию пороха и пушек. Именно благодаря его труду в течение второй половины 14 века искусство огненной стрельбы стало стремительно распространяться в Европе.

Первый пороховой завод был построен в 1340 году в Страсбурге. Вскоре после этого развернулось производство селитры и пороха и в России. Точная дата этого события не известна, но уже в 1400 году Москва первый раз горела в результате взрыва в мастерской по изготовлению пороха.

Танто: самый короткий меч самурая

Танто – это разновидность японского короткоклинкового оружия, которое вместе с катаной и вакидзаси входило в стандартный набор вооружения самурая. Согласно европейской классификации, танто (если судить по размеру) – это типичный кинжал, однако сами японцы считают его настоящим мечом. Словосочетание «тан то» с японского так и переводится: «короткий меч».

В литературе танто нередко называют кинжалом или боевым ножом самураев. Хотя, и название «кинжал» для этого оружия не слишком подходит. Так его зачастую именуют отечественные авторы, забывая, что отличительной чертой кинжалов является двухсторонняя заточка. Танто – также как катана и вакидзаси – имеет режущую кромку только с одной стороны. От своих больших собратьев он отличается только размером.

В современной Японии танто, выполненные по старинным технологиям (впрочем, как и некоторые другие виды холодного оружия), считаются культурным достоянием нации. Для того чтобы заняться изготовлением такого оружия, нужно долго учиться, а затем получить специальную лицензию. С момента окончания войны в Японии было выдано около 600 подобных разрешений. Танто, которые массово производились во время Второй мировой войны для нужд армии заводским способом, в разряд национального достояния не попадают и подлежат уничтожению.

Следует отметить, что сами японцы не воспринимают танто в качестве обычного ножа. Все, что входило в комплект вооружения воина никогда не использовалось для хозяйственных целей. Просто нож, который применяется в быту, носит в Японии название хамоно.

В то же время сегодня это слово имеет и другое значение: так еще называется форма клинка с характерным резким изломом режущей кромки к острию, которую весьма часто используют производители боевых и тактических ножей. Поскольку широкой публике слабо известно, что такое меч танто, то под этим названием может скрываться практически все что угодно. Так называемый нож танто или американский танто – это просто нож (он может иметь разный размер и форму), изготовленный в стиле японского меча. Иногда так называют даже складные ножи. Подобное оружие сегодня очень популярно в США, Европе и России и не выпускают «ножи танто» разве что совсем уж ленивые производители.

Особенности производства оружия в Средние века

Уникальное средневековое оружие

Осваивая новые технологии обработки металла, мастера оружейного дела вносили нововведения в производство оружия. Часто оружейники работали по индивидуальному заказу. Этим объясняется большое разнообразие холодного оружия ближнего боя, его свойства и внешний вид. Переход на конвейерное производство стало возможным с развитием мануфактурных предприятий. Внешнему виду оружия уделялось все меньше внимания, основной целью было достичь эффективных боевых качеств. Полностью вытеснить отдельные мастерские по изготовлению холодного оружия большим организациям все же не удалось. Всегда существовали мастерские по изготовлению уникальных видов вооружения для обороны или наступления. Конкретного мастера можно было распознать по типичному клейму или маркировке. Вне зависимости от внешнего вида, оружие одного вида выполняло одни и те же функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector