Все о женской моде 16 века (xvi)
Содержание:
- Мужской костюм Московской Руси
- Наряд боярынь 17-19 в
- Украшения народного костюма для женщин
- Обувь[править]
- Головной убор
- Одежда
- Элементы национального костюма в современной моде
- «Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ», 1899, т. 1, с. 7 — 25.
- Парадный костюм княгини с украшениями из эмали
- История костюма
- Базовые элементы древнерусского костюма[править]
- Косоворотки для мужчин
- Костюм Московской Руси
- Платок
- Косоворотка в истории
Мужской костюм Московской Руси
Итак, если вы мужчина и родились в Московской Руси XV-XVII веков, то с утра вы обязательно наденете:
• Штаны порты — узкие, крепящиеся на талии при помощи шнурков-гашников. Если вам повезло родиться боярином, то штанов будет двое. Верхние порты из более дорогой ткани, к примеру, шелка. Зимой можно было носить порты на меху.
• Рубаху. В Московской Руси появляются модные рубахи-косоворотки. У таких рубах разрез у ворота находился не по середине груди, а сбоку. Если вы были бы дворянином, а еще лучше боярином, то вашу рубаху мог бы украшать воротник-ожерелье (накладной воротник) и запястья (накладки вокруг кистей рук), пошитые из дорогой ткани и украшенные драгоценными камнями и жемчугом.
В. СуриковЗадумавшийся подросток. Этюд к картине «Боярыня Морозова»
В. Суриков Утро стрелецкой казни. Фрагмент
• Зипун. Для крестьян верхняя одежда. Для бояр – нижняя. Зипун шился из легких тканей, застегивался встык, был с длинными узкими рукавами, застегивавшимися на пуговки и воротником-ожерелье. На талии зипун обязательно стоило подпоясать.
• Ну и напоследок, если вы конечно же не были крестьянином, нужно было надеть кафтан. Кафтаны в Московской Руси были самого различного вида и предназначения.
А. Рябушкин Пожалован шубой с царского плеча
• Чуть не забыли про шубу. А про нее совсем не стоит забывать. Суровыми русскими зимами представители абсолютно всех сословий Московской Руси носили шубы. Но вот мех был разным. Самыми дорогими считались соболиные шубы. Бояре могли накидывать шубу и летом, чтобы продемонстрировать свое богатство.
Виды кафтанов Московской Руси
Кафтан мог быть обычным – длинный неприталенный и с застежкой встык. С XVII века с таким кафтаном носили воротник-козырь – стоячий высокий и обильно украшенный воротник.
Иллюстрация художника И.Билибина
Кафтан мог быть становым, то есть сшитым по стану – по фигуре. У такого кафтана были короткие рукава – длиной до локтя.
Носили в Московской Руси и польский кафтан. Такой кафтан был похож на европейскую одежду, а мода на него пришла в Московскую Русь через территорию соседней Польши – отсюда и название польский кафтан.
В Московской Руси многие западные новинки того времени именовали польскими или же немецкими. Польский кафтан был с обтягивающим фигуру лифом и «юбочкой» в складки от талии и до низа. Рукава такого кафтана были длинные, пышные у плеча (буфы), а ниже от локтя узкие.
Иллюстрация художника И.Билибина
Еще один кафтан – терлик. Такой кафтан носила охрана московского князя. В целом, терлик был копией польского кафтана. Но было и отличие – спереди терлика находился нагрудник, который застегивался справа – на груди и плече.
Ферязь – это тоже кафтан. Кафтан, который шили из дорогой ткани (бархат или шелк) часто на меховой подкладке. Ферязь носилась таким образом, что рукав надевался только на правую руку, левый же рукав свисал до пола. Таким образом, подчеркивалось – бояре не работают. От ферязи пошло и выражение «работать спустя рукава». Ферязь была длинной и широкой снизу. Ширина ферязи внизу могла доходить до 3 метров.
Иллюстрация художника И.Билибина
Также бояре и дворяне Московской Руси могли носить охабень – верхнюю одежду с узкими рукавами и четырехугольным воротником длиной до середины спины. Или же опашень – такую одежду просто накидывали на плечи, при этом длинные рукава свисали по бокам. Опашень не подпоясывался.
В. Шварц Иоанн Грозный
Наряд боярынь 17-19 в
Одна из распространенных долгополых одежд простого люда имела название однорядка — по фасону.
Это было общесословное платье для мужчин и женщин. Без ворота, в отличие от охабня, с пуговицами или завязками.
Под длинными рукавами были прорехи для рук. Надевалась поверх зипуна или кафтана.
Однорядка — одежда, сшитая из одного ряда ткани, т. е. не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща. Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти.
Удобная одежда, но царь и в ней усмотрел «социальный» изъян. В указе 1679 г. он повелевал в Московском государстве в охабнях и в однорядках не ходить. С этого времени однорядки остаются только у простолюдинов, а в национальный период постепенно переходят в разряд крестьянского платья.
Слово ферязь (1556) заимствовано из тюркских языков. Оно обозначало богатую и нарядную одежду, без перехвата в поясе и без воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами. Застегивались ферязи пуговицами или завязывались. Носили их летом и зимой. Зимние делали на меху.
Ферязь была преимущественно парадной одеждой. Ферези носили повсеместно. К середине XVII в. покрой их несколько меняется. Они превращаются в придворную одежду и именуются ферезеями, которые иногда шили с учетом западной моды, короткополые. Царский указ 1679 г. определил ферези как церемониальную одежду особо знатных лиц. В XVIII в. ферези — нарядный крестьянский сарафан, тип платья у простолюдинок.
Свита появилось в праславянскую эпоху, поэтому привычно для многих славянских языков.В русской письменности употребляется с XI в. как наименование верхней одежды.
Свиткой (не свитой) называли широкое длинное одеяние, которое носили монастырские работники и сами монахи.
За роскошью в выборе ткани не гнались, довольствовались лишь сермяжным грубым сукном. В то же время в Подвинье и Зауралье свитками именуют женскую нарядную одежду.
В национальный период, то есть после XVII в., все круто меняется: свитки для работы надевают мужчины. Ну а потом как-то само по себе так стали называть всю поношенную одежду.
Кафтаны шили из различных тканей: в народе — из холста, сермяги; бояре — из шелка, топкого сукна, бархата и парчи.
Участь всей длиннополой одежды «была решена» в XVII в. до Петра. Простой же народ не знал никаких запретов: носил то, что было удобно.
Считался лишь со временем года и погодой.
Самой дорогой и модной вещью в костюме допетровского времени была .
На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо.
В то время популярны были -кляпыши в виде удлиненных палочек из серебра с золочением или обвитые шелками или драгоценной проволокой. Все кляпыши имели шарообразную форму.
Пуговицы украшали эмалью, чеканкой и сканью.
Для торжественных случаев использовали пуговицы из крупных просверленных драгоценных камней.
Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. В старину они так ценились, что каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
(с)
Украшения народного костюма для женщин
Специфическим аксессуаром славянских дам были уникальные височные кольца. Также часто встречались такие украшения, как бусы, ожерелья и массивные браслеты.
В кинофильмах женщин Древней Руси часто изображают с огромными и сложными аксессуарами, но поскольку в стране было слабо развита ювелирная отрасль, основная часть изделий отличалась простотой.
На древнерусских модницах чаще всего можно было увидеть серьги и ожерелья. Выделялось несколько разновидностей этих аксессуаров. Среди сережек наибольшей популярностью пользовались следующие модели:
- Колты. Золотые или серебряные литые подвески, которые располагались на лентах возле виска. Они заменяли традиционные серьги и одновременно служили защитным амулетом. Представляли собой два выпуклых щитка, соединенных друг с другом и оснащенных сверху дужкой для подвешивания. Имеют округлую форму или выполнены в виде звезды.
- Пясы. Вошли в обиход с четырнадцатого века. Это массивные подвески на кольце, оснащенные по краю колокольчиками. Крепились к головному убору и уху.
- Одинцы, двойчатки. Появились на Руси в пятнадцатом веке. Висячие сережки с одной, двумя или тремя стержнями декорированными шариками, бусинками или жемчугом.
- Голубцы (орлики). Украшение получило распространение в шестнадцатом веке. Массивные серьги, напоминающие фигурку одной или двух птиц.
Не меньшей популярностью, чем сережки у барышень пользовались ожерелья. Их разнообразие и красота до сих пор поражает воображение:
- Гайтан. Нагрудный или наспинный аксессуар, состоявший из сплетенных металлических колец. В наши дни гайтана — это длинная полоска бисера шириной до десяти сантиметров. Два ее конца соединены подвеской с украшением.
- Грибатка. Бисерная полоса, которая с помощью медальонов поделена на равные участки. Внизу может смыкаться или нет.
- Колодочка. Имитирует тело змеи. Туго сплетенный объемный «ошейник» из бисера или цепочки пользовался популярностью в Калуге и Рязани.
- Гривна. Ободок, который надевали на шею. Некоторые модели оснащены широкой ставкой из золота или серебра.
Большим спросом у древнерусских красавиц пользовались перлы. Это оригинальное ожерелье из речного жемчуга, нанизанного на конский волос.
Обувь[править]
- Лапти, обувь бедняков, особенно крестьян. Первое упоминание о них содержится в Повести временных лет за 985 год (причём сразу в контексте того, что лапти носят бедняки, дескать, стричь дань с побеждённых волжских булгаров, поголовно в сапогах, западло; так что «поидемъ искать лапотниковъ»), а изображаются впервые в миниатюрах XVI века. У русских, финнов, карел и скандинавских народов было косое плетение, а у украинцев, белорусов и прибалтов — прямое.
- Поршни/моршни или постолы — кожаная обувь, похожая на лапти и изготавливавшаяся из одного куска кожи, через которые продевался шнурок. Стали менее употребительны после монголо-татарского ига. Окончательно были заменены лаптями и сапогами в XIX-начале XX вв., хотя их аналоги у некоторых других славянских народов и не-славян с большим славянским влиянием (румыны, венгры, греки, албанцы, прибалтийские и финно-угорские народы Поволжья) сохранялись до Второй Мировой войны.
- Онучи, они же обмотки — куски ткани, обматываемые на ступни и голень, поверх которых носились лапти и поршни. Чтобы они не спадали, их привязывали тонкими верёвочками к обуви.
- Вполне возможно, что вязаные носки русичи тоже знали, о чём свидетельствует находка под Рязанью, датируемая XI-XII веками.
- Ноговицы — онучи для знати.
- Сапоги. Вначале у них не было каблуков, и, чтобы не образовывались складки, их перевязывали лентами. Каблуки у русских сапог появляются в XIV в. Их уже не перевязывают, но зато делают остроносыми или с закрученными носками. Особым шиком являлись сапоги из сафьяна — выделанной особом образом телячьей кожи, которая довольно долгое время была исключительно импортной, однако в 1666 г. при хозяйстве царя Алексея Михайловича был открыт первый кожевенный завод, занимавшийся производством сафьяна.
- Полусапоги — бытовали на рубеже XII-XIII вв.
- Чоботы — туфли, обувь знати. Согласно этикету Московской Руси, царь имел право ходить только в туфлях (хотя в современном украинском языке это, наоборот, сапоги).
- Валенки — зимняя обувь, как ясно из названия, свалянная из шерсти. Появились после монгольского нашествия и происходят от «пимов» — шерстяной обуви кочевников Урала и Западной Сибири.
Головной убор
Зависел от возраста девушки и ее семейного статуса. Он играл определяющую роль в наряде. Юные барышни, не обремененные узами брака, часть локонов оставляли непокрытыми. Элементы русского народного женского костюма в этом случае были простыми и неброскими. Девушки предпочитали использовать ленты, обручи, повязки или ажурные венцы.
После свадебной церемонии и проведения обряда «расплетения косы», барышня становилась женщиной и получала право носить головной убор под названием «кичка молодухи». После рождения ребёнка его сменяла рогатая или лопатообразная кика, которая являлась символом плодородия и способности к деторождению.
Замужние дамы полностью закрывали волосы головным убором. Согласно древним традициям поверх кички надевали убрус (платок).
Корона русских красавиц – кокошник, считался праздничным аксессуаром. Носить его могли только семейные дамы. Кичку надевали перед выходом на улицу, а вот в домашних условиях женщины предпочитали использовать головной убор попроще – повойник (чепчик). |
Одежда
Одежда русских за несколько веков не претерпела больших изменений. Рубаха и порты по- прежнему составляли основу гардероба. Верхней одеждой стал кафтан. Крестьяне шили его из серого домашнего сукна. Кафтан был прямого покроя, без талии, не имел карманов и иных деталей. Люди зажиточные отличались тем, что носили кафтаны из цветного тонкого сукна. На ногах крестьян по-прежнему красовались лапти. В год крестьянин изнашивал до 60 пар лаптей. Кожаная обувь была большой редкостью. Сапоги имели только зажиточные люди, да и то надевали их в праздничные дни. Люди всех сословий носили рукавицы.
Вспомните, как одевались мужчины и женщины в средневековой Европе. |
Зимой ходили в коротких овчинных шубах — тулупах. Овчина домашней выделки была непрочной и быстро изнашивалась. Поэтому поверх шуб надевали кафтаны. Зажиточные люди покрывали шубы холстом или сукном. Непременным элементом мужской одежды был кушак — длинный кусок шерстяной ткани шириной 30—40 см, которым подпоясывали кафтан или тулуп.
В женской одежде было больше разнообразия. Оно достигалось за счёт использования вышивки, кружев, лент и прочих декоративных элементов. Но сам набор одежды был небольшим. По-прежнему основным элементом одежды оставалась льняная рубаха. Но теперь она стала менее заметна в женском костюме. Всё чаще поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали душегрею — короткополую кофту с рукавами или без них. Зимой крестьянки носили овчинные шубы, которые почти ничем не отличались от мужских. В таких же одеждах ходили небогатые горожанки. Всю свою одежду женщины шили сами. На ногах были лапти. На голове девушки носили повязки, завязанные сзади лентами. Волосы заплетали в косы. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шёлка — волосник. Показать волосы для замужних женщин считалось большим грехом (отсюда появилось слово «опростоволоситься»). Поверх волосника надевали платок.
Одежда знати отличалась от простонародной особой пышностью. Богатые люди любили украшать одежду мехами тёмных цветов, которые ещё больше подчёркивали изящество золотых и серебряных тканей. Вышивка на парче, кружева, жемчуг, драгоценные камни, обилие одежд, надевавшихся одна на другую, — всё это резко отличало представителя знати от простолюдина. Кафтан шился из лёгкой и тонкой материи, редко из сукна, полы обвивали золотой и серебряной тесьмой. Высокий стоячий воротник, предмет особой гордости знатных щёголей, был из атласа, бархата или парчи. Он расшивался серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Воротник закрывал весь затылок и назывался козырем. Именно тогда появилось выражение «ходить козырем». Для улицы существовала широкая длиннополая одежда, которая в зависимости от фасона имела различные названия — ферязь, охабень, однорядка. Сапоги носили из тонкой, мягкой кожи — сафьяна, в основном красного цвета, с железными подковами. Волосы остригали в кружок.
Одеяние знатных женщин отличалось теми же особенностями. Обтягивать фигуру считалось неприличным. Поэтому женская одежда была длинная и широкая. Нижней одеждой оставалась рубаха-сорочка белого или красного цвета из тонкого полотна или шёлка. Рубашка имела широкие и длинные рукава, которые стягивались у кистей рук запястьями.
Поверх сорочки носили летник вроде мужского кафтана с рукавами, сшитыми до локтя, спускавшимися длинными полотнищами. Летники делались из дорогих тонких тканей и обшивались по подолу тесьмой. Шею тесно охватывал воротник или шейное ожерелье из чёрной тесьмы, вышитой золотом и жемчугом. Иногда поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали душегрею. В холодную погоду сверху летника надевали опашень — длинную одежду из тяжёлой материи с широким круглым воротником. Широкие рукава опашня висели до пят и имели ниже локтя прорезы.
Женская обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.
Элементы национального костюма в современной моде
Традиционный костюм народов России вдохновляет дизайнеров ведущих домов мод. Толчком к такому интересу невольно послужила революция 1917 года, когда русские аристократы массово уезжали в Европу. Помимо фамильных драгоценностей они везли с собой традиционную одежду, платки, обувь и головные уборы. Многообразие узоров, нежнейшая вышивка, воздушное кружево заинтересовали европейского обывателя, и вскоре Европа начала носить платья с элементами русского костюма.
Современная одежда имеет следующие черты русского этно-стиля:
- Сочетание в вещах белого и красного, а также синего, зеленого, золотистого и черного цветов.
- Древнеславянские орнаменты, вышивка.
- Рукава-фонарики.
- Шапки-ушанки, круглые меховые шапки, варежки.
- Платки и шали.
- Браслеты из кожи и дерева.
Например, Джон Гальяно создал этническую коллекцию по мотивам женского русского национального костюма с дубленками и валенками. Верхняя одежда в стиле древней Руси принесла своему создателю оглушительный успех. Светлана Левадная, дизайнер из Крыма, уверена, что народные русские костюмы России – это не красно-желтые сарафаны, а нечто большее. Она адаптировала традиции в современном искусстве. Платья из ее коллекции выдержаны в нежных, пастельных тонах, расшиты вручную и украшены тонким кружевом.
Дизайнеры бренда Tsar Bird вовсю используют русские этнические элементы, вышивку, ленты и кружево. Косоворотки, рубахи, платки, валенки, кафтаны и даже головные уборы в виде кокошников с орнаментом из цветов и сказочных птиц рождаются в мастерских торговой марки как по мановению волшебной палочки. Не только старинные национальные узоры, но и элементы кроя, части костюма заимствованы брендом в наследии русского народа.
«Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ», 1899, т. 1, с. 7 — 25.
От туда:
«…в XI столетіи в России
сорочкисрачицы
Одни носили на голове густые волосы и отращивали длинную бороду, а другие оставляли только усы и волосы имели короткие, в кружок, высокоподстриженные, подобно тому, как простолюдины носят и в наше время (Рис. № 3). Государи, князья, вельможи и вообще люди знатные и избыточные, следуя примеру Греков, одевались, как уже сказано, богато. Наилучшее понятие о их одежде дает Изборник или Сборник, писанный в 1073 году, для Черниговскаго Князя Святослава Ярославича, внука Владимира I, и до ныне сохранившийся. Там, на одной из картин, изображен сей Князь, одетым в зеленоватое платье, в роде подризника, с красною, по подолу, обшивкою, с длинными рукавами и с золотыми зарукавьями. Сверху накинутъ плащ синяго цвета, застегнутый на правом плече золотыми петлицами и красною застежкою или запоном, имеющий красную подкладку и обшитый золотым гасом.
Этот род верхней одежды, упоминаемый летописцами под именем Корзно, также Ночь или Коц , сохранялся в России весьма долгое время.
Впоследствии, когда Русские, подражая Татарам, без коня почти не делали шагу из дому, Корзно, по длине своей, сделавшись неудобным для всадника, было укорочено и, вместе с покроем, утратив свое первоначальное название, обратилось в короткий плащ или Приволоку. Последняя была принадлежностью Государей, князей, бояр, дворян, и существовала почти до времен Петра Великаго . На той же картине, у Святоглава, показаны длинные усы и небольшая борода. Голова его прикрыта низкою шапкою, коей верх или тулья золотая, а околыш и поднятыя к верху уши, как надобно полагать, меховые. На ногах остроносые зеленые сапоги (Рис. № 4). Вместе с Князем представлены его сыновья, в высоких шапках с меховыми же околышами и ушами.
Обувь их—остроносые сапоги красного цвета, который в то время у Греков был принадлежностью Государей , а одежда на них—род подризника, малиноваго цвета, с отложнымъ воротникомъ из золотой матеріи, с золотыми от шеи до пояса, петлицами и с золотою же по подолу нашивкою.
Платье это подпоясано золотым поясом, у коего напереди висят таковые же четыре конца (Рис. № 5), и разрезано только от воротника до пояса, следовательно надевалось через голову….
Кафтан, узкий, почти в обтяжку, с узкими же, но длинными, сбористыми рукавами, был принадлежностью всех классов народа, кроме самаго низшаго сословя.
Он простирался до колен и назади имел высокий стоячий воротник, который закрывал весь затылок и назывался Козырь.
Парадный костюм княгини с украшениями из эмали
Благодаря работе М.А. Сабуровой (1870-1964) по соотнесению частей головных уборов, найденных при раскопках с венчальными коронами и венцами XVI-XX веков, мы можем воспроизвести сложный головной убор, носимый княгинями во время праздничных мероприятий. Головной убор состоял из диадемы с эмалевым изображением православных сюжетов, золотых скобочек и рясен с колтами. Исследователи приходят к выводу, что подобный головной убор носил ритуальный характер. Диадема была нашита на жесткий околыш или очелье. Привески с жемчугом ниспадали на лоб, а дужки очелья украшали валик убора в его верхней части. По сторонам головного убора подвешивали рясны с колтами, украшенными эмалью.
Обнаруженные Г.Ф. Корзухиной двойные шарниры, расположенные в середине рясен, позже были объяснены в работе Т.И. Макаровой (1930-2009). Татьяна Ивановна предположила, что эти шарниры служили для того, чтобы рясны можно было перегнуть и сделать их двусторонними. То же можно сказать и о колтах, подвешенных в месте сгиба рясен. Таким образом, стало ясно, что цепочка, находящаяся на одном конце рясен, крепилась в основе убора и фиксировалась у виска с помощью височного кольца, находящегося на другом конце рясен. Подобный способ прослеживается и в крестьянских головных уборах XI–XII веков. При раскопках были обнаружены головные ленты, сложенные вдвое и, выполняющие функцию рясен.
Чтобы проработать украшения головного убора, древнерусские мастера учитывали близость декоративных особенностей материала. К примеру, ансамбль головного убора мог быть исполнен с использованием диадемы, схожей с обнаруженной Н.П. Кондаковым (1844-1925) в 1889 году и рясен, найденных Т. И. Макаровой при раскопках в Сахновке в 1900 году. Эти декоративные элементы объединяет не только геометрический узор, нанесенный на поверхность их бляшек, но и их форма, напоминающая крест. Такой головной убор могли дополнять колты из клада 1827 года, найденного Н.П. Кондаковым в Киеве. Княжеские головные уборы могли носить с фатой.
Украшением служили бляшки и жемчуг, которыми расшивали каймы, ворот и оплечье. Зачастую оплечья заменяли бармы — широкие нагрудные украшения с нашитыми на них религиозными сюжетами. По предположению Б.А. Рыбакова подобные ансамбли не были дополнены браслетами, их заменяли расшитые на опястьях рукава. С другой стороны, Н.П. Кондаков считал, что подобные парадные костюмы могли быть дополнены золотыми браслетами, схожими с экземплярами, найденными при раскопке клада на территории Рязани в 1822 году. Сюда же относят и перстни из золота, украшенные жемчугом или гранатом. Считается, что они составляют с эмалевым головным убором единый ансамбль.
История костюма
Одежда древних славян является национальным нарядом населения Руси до правления Петра I. Фасон, украшения, образ костюма формировался под влиянием:
- Основной деятельности населения (землепашество, скотоводство);
- Природных условий;
- Географического расположения;
- Взаимоотношений с Византией и Западной Европой.
Одежда славян шилась из натуральных волокон (хлопка, шерсти, льна), имела простой крой и длину до пят. Наряды у знати были ярких цветов (зеленый, багряный, червленый, лазоревый), да и украшения были самые роскошные:
- Шелковое шитье;
- Русская вышивка золотой и серебряной нитью;
- Отделка каменьями, бусами, жемчугом;
- Оформление мехом.
Период 15-17 века. Русский национальный костюм сохраняет свою самобытность и приобретает более замысловатый покрой. Под влиянием польской культуры появляется распашная и приталенная одежда у восточных славян. Используются бархатные, шелковые ткани. У знатных княжеских и боярских сословий наряды были дороже, многослойнее.
Конец 17 века. Петр I издает указы, запрещающие носить национальные костюмы знати. Не касались эти указы только священников и крестьян. Указ запрещал шить и продавать русский костюм, на что были предусмотрены штрафы и даже изъятие имущества. Издал их русский монарх, чтобы перенять европейскую культуру и закрепить отношения с Европой. Эта мера прививания чужого вкуса отрицательно отразилась на национальном развитии.
Вторая половина 18 века. Екатерина II попыталась вернуть в костюмы дворянства европейского стиля русскую самобытность. Это проявилось в тканях и пышности оформления нарядов.
Отечественная война 19 века. Поднимается патриотический дух населения, что вернуло интерес к национальной одежде русского народа. Знатные барышни стали надевать сарафаны, кокошники. Наряды шили из парчи, кисеи.
20 век. Из-за натянутых отношений с поставщиками из Европы произошло возвращение к стилю в одежде Древней Руси. Проявилось это в модных тенденциях с элементами русского стиля.
Базовые элементы древнерусского костюма[править]
Базовым элементом является рубаха, она обладает туникообразным покроем, имеет круглый, квадратный или трапециевидный вырез; её цвет и материал может быть любым и зависит только от достатка носителя. В костюме используются две рубахи — нижняя, чаще всего изготовляемая из неокрашенной ткани (но, судя по всему, могли быть и крашеные), и верхняя («вершница»). Верхняя рубаха красится в яркие цвета и обязательно украшена вышивкой на воротнике, рукавах и на подоле — ведь это и красиво, и защита от тёмных сил. Мужская рубаха отличается от женской только длиной и меньшим количеством вышивки, но и мужская, и женская рубахи должны быть подпоясаны, иначе неприлично. Как и в случае с кимоно, пояс завязывался только двумя узлами, а с одним — только на покойниках. На подоле иногда делался разрез для удобства шага. Воротник застёгивался на одну пуговицу, а позднее — на застёжки-разговоры, как на кафтанах. Изначально у мужских рубах воротник был прямой, однако примерно в XI веке под византийским влиянием появляются рубахи с воротником, скошенным в сторону. Большая часть воротников имели разрез слева, и очень редка — справа (например, у далматики XII века, хранящейся в одном из венских музеев также присутствует стоячий ворот, скошенный в сторону). Такие рубахи называются косоворотками и примерно с XV века начинают вытеснять рубахи с прямым воротом и окончательно вытесняют их ориентировочно в XIX-м веке. Воротник-стойка, застёгивающийся на пару-тройку пуговиц, изначально присутствовал лишь на верхних рубахах богачей, но в XIX веке у рубахи-косоворотки появляется он же, застёгивающийся на ряд пуговиц и распространившийся среди всех слоёв населения. Рубахи-косоворотки без стоячего ворота, которые называют голошейками, вышли из употребления в конце XIX-го века.
Второй базовый элемент — штаны-порты, доходившие до щиколотки. Они, как правило, тёмного цвета — коричневого или синего. Чтобы штаны не спадали, их связывают верёвочкой-гашником, однако самые архаичные варианты у славян гашника не имели и оборачивались вокруг бедер. Если мужчина надевает обувь или наматывает на ноге онучи, то штаны заправляются в них. Как и в случае с рубахой, в штаны для удобства зашивается ластовица, но, ясное дело, между штанин. Разреза на штанах нет. Мальчики до восьми-десяти лет штаны не носили. Есть, правда, мнение, что древние русичи, как и в Западной Европе, носили чулки-шоссы, и если с штанами под обувь носили обмотки-онучи, то в случае с шоссами обувь надевалась прямо на них, как и на Западе.
Косоворотки для мужчин
Мужские рубахи изготавливали из конопляного полотна, потом появился хлопок, лён и шёлк. У простого народа косоворотки использовались как верхняя одежда, знать носила как нижнее бельё. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая её кушаком.
Косоворотки подразделялись на разные виды: ту, которую надевали во время жатвы или покоса, называли покосницей. Были и свадебные рубахи, которые хранились и передавались по наследству. Кроме специальных праздничных косовороток, были ещё и обычные повседневные. Со временем косоворотки стали красить, и самая нарядная, которую надевали женихи, была красного цвета.
Самая русская рубашка – косоворотка / Ольга Folkruss / livemaster.ru
Костюм Московской Руси
Московская Русь продолжила традиции Киевской Руси не только в политической и религиозной сферах или же в области искусства – все те же белокаменные храмы с куполами, иконопись, но и в одежде.
А. Рябушкин Михаил Фёдорович на собрании боярской думы
Основой костюма Московской Руси стал костюм Киевской Руси — рубахи, штаны-порты. Но при этом в костюме Московской Руси уже больше заметно разделение по сословиям. Одежда крестьян простая, без всякого декора.
Одежда бояр из дорогих тканей с множеством вышивок или же украшений в виде драгоценных камней. Также одежда бояр времен Московской Руси становится более разнообразной.
А. Рябушкин Русские женщины XVII столетия в церкви
Увеличиваются и длина и ширина одежды. В целом, как мужская, так и женская одежда времен Московской Руси напоминают по своей форме расширяющуюся книзу трапецию. Причем ширина одежды книзу в крайних случая могла доходить до 2-6 метров.
В женском костюме именно во времена Московской Руси появляется традиционный русский сарафан, также очень широкий книзу. В Киевской Руси сарафанов не носили.
Платок
Неотъемлемый элемент гардероба замужней барышни. Его надевали поверх кики, которую доставали из шкафа лишь по великим праздникам. Изначально носили тканевые изделия, под низ натягивали шапочки из шерсти.
Пуховой аксессуар часто дарили на церемонии бракосочетания. Поскольку после обретения статуса замужней дамы, выйти из дома с непокрытой головой считалось позором.
Убрус порой достигал ширины пятидесяти сантиметров. Чаще всего платок сшили из тонкого полотна прямоугольной формы. Один конец изделия всегда декорировали вышивкой из серебряных или золотых нитей. Он свисал на плечо, девушки никогда не прятали его под верхнюю одежду.
Вторым концом платка обвязывали голову и подкалывали с помощью булавочки под подбородком. В десятом столетии поверх убруса располагали целый комплект ювелирных украшений.
Спустя некоторое время платок стали шить из куска ткани треугольной формы. В этом случае оба конца изделия закалывали под подбородком либо закрепляли на макушке с помощью фигурного узла. Некоторые девушки предпочитали опускать богато расшитые концы аксессуара на плечи или закидывали за спину. Подобная мода пришла в страну лишь в восемнадцатом столетии.
До этого момента дамы просто туго обвязывали шею, а незамысловатый узел располагали на макушке. Подобную методику современники именовали «головкой». Считалось, что с помощью платка девушка могла подчеркнуть свою индивидуальность и красоту.
Косоворотка в истории
Рубашка была самым востребованным предметом в гардеробе не только простого крестьянина, но и у знати. Только знатный господин носил рубаху из дорогой материи, шёлка, например.
Слово «косоворотка» очень давно ушло из обычного употребления. Но в старину даже повседневные рубахи обязательно были украшены вышивкой, от этого они выглядели нарядными. Название этого вида одежды произошло из-за слияния двух слов «косой» и «ворот».
Первое упоминание о косоворотках встречаются в 17 веке, но известно, что появились они гораздо раньше. Скорее всего косой разрез появился от монголо-татар, так как они использовали в своей одежде такой приём разреза.
Музыкальные народные коллективы используют косоворотку как сценическую одежду / show-yuzhane.ru