Как одевались славяне
Содержание:
- Базовый гардероб в славянском boho стиле
- Народный костюм
- Древнерусский мужской костюм
- Мужская одежда Древней Руси
- Женская одежда Древней Руси
- Этно-стиль в современной моде
- Сарафан
- Из чего состояла многослойная славянская одежда: женский наряд
- Славянская символика
- Виды рубах мужских и женских
- Свадебная мода
- Украшения[править]
- Славянские мотивы в одежде
- В халате и шубке
- Наряд боярынь 17-19 в
Базовый гардероб в славянском boho стиле
Для этно стиля присуща натуральность и практичность. Современность наложила отпечаток на славянский стиль, и дополнила его гламурными вещами.
Славянский стиль как модная тенденция
В целом базовый гардероб славянской стилизации должен содержать следующие вещи:
Длинный просторный сарафан. Это может быть классическое платье в пол или платья типа рубаха, присобраное ремешком, с этническими узорами.
Классический наряд в славянском стиле
Юбка-макси. Летящие ткани и многоярусность пошива, дополнят романтичный образ.
Юбка со славянской вышивкой — настоящее произведение искусства
Косоворотка или крестьянская туника. Прообраз современной просторной туники с короткими рукавами и мягким воротником.
Женская косоворотка со славянскими вышитыми узорами
Славянские футболки – современная стилизация, которая дополнит молодежный гардероб.
Футболки со славянским принтом — тренд этого сезона
И если юбки и сарафаны исключительно женский вариант, то футболки созданы и для мужского гардероба.
Мужская футболка с элементами украинской вышиванки
Представители сильного пола могут заказать авторские футболки с узорами и принтами, символизирующими мужское начало. Эта вещь станет основой для создания этно стиля у мужчин.
Народный костюм
Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.
Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.
Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:
- Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
- Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.
Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.
Древнерусский мужской костюм
Мужчины Древней Руси предпочитали носить шерстяные вещи, которые запахивалась. Поверх надевался кожаный ремень. Ткань шерстяная крупной вязки. Штаны были широкие, подвязывались на поясе, на коленях и на щиколотках. Отдавали предпочтение шерстяным и холщовым штанам.Князья и бояре носили по двое штанов.Шили одежду специалисты-ремесленники. Но большая часть населения, в том числе и зажиточная шили сами. Ворот мужского древнерусского костюма всегда был низкий. Крой рубахи у всех был одинаков. Будь то князь или крестьянин. Отличало древнерусский мужской костюм разных слоев качество ткани,наличие украшений и количество надеваемых рубах. В поясе всегда прикреплялась калята. Раньше так называли кошелек для денег.
Мужская одежда Древней Руси
Мужская одежда Древней Руси состояла из рубахи, пояса и штанов. Мужчины носили рубахи длинной почти до колена, они обязательно должны были подпоясываться. Рубаха также перехватывалась тесемкой в районе рукав. Кроме того, сильная половина жителей Руси одевала верхнюю сорочку, которая называлась «верхницей» или «красной сорочкой».
Штаны носились не очень широкие, у них не было креплений сверху, поэтому их просто подвязывали веревкой. В одежде воинов Древней Руси использовались кожаные ремни с металлическими бляхами. Князья носили вещи, сшитые из тканей, привезенных из других стран. Подолы княжеских нарядов обшивали золотой каймой с узорами. Нижнюю часть рукавов также покрывали золотистыми «поручами». Воротники делали из атласной ткани золотистого цвета.
Кроме того, богатые люди носили пояса, которые были украшены бляшками из золота и серебра, а также драгоценными камнями. Сапоги делались из сафьяна разных цветов, при этом часто расшивая золотой ниткой. Знатные люди носили «клобук» – высокую шапку с верхом из цветного бархата и с соболиной опушкой. В холодное время года знать носила одежду из дорогих мехов, а также теплые шерстяные свиты.
Женская одежда Древней Руси
Одной из составляющих женской одежды Древней Руси была сорочка или рубаха. Рубаха предоставляла собой нательное нижнее белье, ее делали из грубой и толстой ткани. Сорочку шили из легких и тонких материалов, она в основном была только у богатых женщин. Девушки на Руси также носили холщовую одежду под названием «запона», она выглядела как согнутый пополам кусок ткани с вырезом для головы.
Запону одевали поверх рубахи, обязательно подпоясывая. Женщины также носили такую верхнюю нарядную одежду, как «навершник». Она обычно была сделана из дорогостоящей ткани с использованием вышивки, выглядела как туника. В зависимости от вариантов исполнения, навершник был с рукавами разной длины или без них, кроме этого, он не подпоясывался.
В зимнее время жительницы Древней Руси одевали кожухи с мехом, а летом носили рубаху просто так. Для праздников облачались в специальные рубахи под названием долгорукавки. Кроме того, женщины на Руси вокруг бедер оборачивали шерстяной тканью, перехватив ее поясом на талии. Эта часть одежды называлась «понева» и чаше всего была в клетку. Стоит отметить, что для разных племен характерны были свои цвета поневы.
Например, для племен вятичей свойственна была синяя клетка, а для радимичей – красная. Понева была очень распространена в Древней Руси. Позже на Руси также появилась одежда под названием «саян» или «феряз», которая состояла из двух полотнищ, перехваченных лямками на плечах. Посмотрите картинки с одеждой Древней Руси, чтобы увидеть, как сочетались такие формы одежды.
Этно-стиль в современной моде
В современной моде русский народный стиль становится очень актуальным. Традиционные рубахи и сарафаны отделываются классической вышивкой, создающей необходимый эффект. В таких изделиях проявляется народных дух, воссоздается исконная культура. Конечно, современная одежда в русском народном стиле не полностью соответствует традициям, но повторяет многое. Она выглядит аутентично и ярко.
На сегодняшний день у народной одежды и современного платья мало общего, однако дизайнеры стараются возвращаться к истокам, используя характерные мотивы и украшения.
Уважаемые читатели сайта Tkan.Club, если у вас остались вопросы по этой теме – мы с радостью на них ответим. Оставляйте свои отзывы, комментарии, делитесь историями если имели дело с этой одеждой! Ваш жизненный опыт может пригодиться другим читателям.
Сарафан
Название одежды происходит от персидского «сарон па» – «через голову». Впервые упоминание о нем встречается в летописи, датированной 1376 годом. Традиционная модель имела форму трапеции и надевалась поверх рубахи.
Изначально это был элемент мужского гардероба, предназначенное для праздничных мероприятий. Княжеское одеяние с длинными рукавами сшили из дорогостоящей материи – шёлк, бархат, парча. От знати сарафан перешел к духовенству, а потом до него добрались и девушки.
Существует множество разновидностей национального «платья»: глухие, распашные, прямые. В первом случае косоклинный сарафан имел продольные клинья и скошенные боковые вставки. Для распашного одеяния брали два полотнища и соединяли их с помощью пуговиц или иной застёжки. Прямой сарафан имел широкие лямки.
Самые популярные оттенки: зелёный, красный, синий, голубой, вишнёвый. Для праздничных мероприятий и свадебных церемоний вещи шили из парчи или шёлка, повседневные модели создавали из ситца или сукна. Иностранное слово «сарафан» крайне редко встречалось в древнерусских поседениях. Чаще всего вещь именовали штофник, костыч или синяк.
Поверх сарафанчика дамы натягивали душегрейку (аналог современной кофточки). Для простого народа она считалась праздничным одеянием, для аристократов повседневной вещью. Телогрейку шили из дорогостоящей материи (бархат, парча). |
Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей моды в те времена, вернула подзабытый элемент гардероба в обиход. Ведь Петр Первый, увлекшийся многочисленными реформами, не только заставил бояр сбрить бороды, но и запретил носить национальный костюм. Правитель мечтал стать на шаг ближе к Европе.
Государыня имела прямо противоположное мнение. Она считала, что в славянах необходим воспитывать чувство собственного достоинства и гордости. Встав у власти, Екатерина сама начала регулярно облачаться в сарафаны. Вскоре ее примеру последовали придворные дамы.
Если верить археологическим раскопкам, сарафан появился на Руси в четырнадцатом столетии. До восемнадцатого века их носили все слои населения, независимо от социального статуса. После реформ Петра Первого сарафан считали крестьянской одеждой. Но благодаря Екатерине одеяние совершило головокружительный камбэк и вновь вознеслось на вершину модного пьедестала.
Из чего состояла многослойная славянская одежда: женский наряд
Главной одеждой нашим предкам служила рубаха длиной ниже колена с длинными рукавами. В зависимости от местности и предназначения рубахи были узкими и широкими, с разрезами и без, с богатой вышивкой по подолу и низу рукавов или простые. Носили их и женщины, и мужчины.
Самой распространённой славянской одеждой для женщин до XVII века была понёва, а не сарафан. Понёва представляла собой несколько сшитых полотнищ, обернутых вокруг талии и закреплённых поясом с узорами-оберегами. Рубаха заправлялась под понёву, а сверху повязывался расшитый передник, охраняющий свою хозяйку от дурных сил. Поверх всего этого надевалась безрукавка «навершник» длиной до колена.
Многослойная одежда не только сохраняла тепло, но и помогала сделать фигуру статной, показывала красоту и здоровье женщины.
Славянская символика
Символы скифского стиля представляют собой объединение линий в ромбы и треугольники, плавные стежки переходят в спирали и объединяются в круг. Традиционная символика славян значима для человека, ведь это не только вышивка, как часть декора, а это вышивка-оберег, наделяющая человека способностью противостоять злому року и развивать свой духовный потенциал.
Славянская вышивка оберегает, приносит удачу и счастье
Национальная символика восточных славян:
- Крест, как символ солнца. Означает противостояние злому року и насыщение светлой энергетикой жизни.
- Сварга, как символ неба. Сварга правильной направленности говорит о пути к счастью. Перевернутая сварга (свастика) имеет противоположное значение и низвергает обладателя в водоворот неприятностей.
- Круг, как символ солнечной энергии.
- Ружа – символизирует жизнь.
- Ромб – гармония с природой, плодородие.
- Громовник – символ грома и поклонения Перуну.
- Дерево – долголетие.
- Спирали – мудрость.
- Рог изобилия, как символ материального богатства.
- Треугольник ассоциируется с человеком.
Помимо обрядовых вышивок одежда восточных славянских народов дополнялась вышивкой цветочных орнаментов.
Славянские узоры – символ весеннего возрождения женской красоты
Так, на рубахах новорожденных и молодых парней испокон веков принято было вышивать дуб, как символ мужской энергии, и калину, означавшую бессмертие рода. Вышитый мак означал скорбь по убиенному родственнику. Орнаменты с виноградом символизировали у славян разрастание семьи, появление наследников.
«Небесные» верования славян, среди которых выделяется аграрный культ солнца, воплотились в символических знаках, своеобразных вышивках
На девичьих платьях наши прародительницы вышивали лилии, что символизировало невинность и чистоту их обладательниц.
Славянский орнамент отличается своей самобытностью, близостью к природе
Одежду молодежи украшали узорами с барвинком, что символизировало безудержное веселье.
Барвинок символизирует всепобеждающую жизненную силу
Символом любви у славян считалась роза. И не удивительно, что розами вышивали свадебные рушники, желая тем самым молодым нескончаемой любви.
Виды рубах мужских и женских
На Севере страны русскую рубаху носили под сарафан. На Юге поверх нее надевались юбки-поневы. Были они частью праздничного наряда и скромно украшенными для будней. На разные жизненные обстоятельства предназначались свои виды рубах:
- Для матерей, кормивших младенцев.
- Для ворожбы.
- Для покоса.
- Порукавка.
Последняя отличалась длиной рукавов, которые доходили до подола, а иногда были даже в пол. На запястьях имелись специальные прорези для кистей, а висящие части завязывались сзади. Но все равно трудиться в ней было несподручно.
Если вы сомневались в происхождении выражения о «работе спустя рукава», теперь будете знать, что появилось оно благодаря национальной одежде. |
Свадебная мода
Отдельного внимания заслуживают свадебные наряды в славянском стиле. Возрождение образов женской легкости и мужской силы воздвигло на пик свадебной моды славянские мотивы.
Свадьба в славянском стиле очень калоритна
Свадебное платье в славянской тематике выглядит и стильно и креативно.
Славянская невеста
Издревле традиционный свадебный наряд состоял из сарафана и передника, дополненный широким поясом. Прообразом белья выступали нижние юбки и рубаха. Венки из полевых цветов довершали свадебный наряд славянок. Славянское платье для свадебного обряда может быть красного, синего, белого, серебряного или золотого цветов. Цветочная вышивка, украшенная бисером или стразами, сделает образ невесты неземным.
Неотъемлемыми атрибутами славянского свадебного платья являются:
- юбка со шлейфом;
- рукава-фонарик;
- вышитый лиф;
- широкий расшитый бисером и драгоценными каменьями пояс.
Образ невесты в славянском стиле навевает образ красавицы из сказок
Будущие невесты могут выбрать стилизованное платье А-силуэта, льняное вышитое платье в пол, ассиметричное платье с этническими мотивами, платье с пышной юбкой и контрастным вышитым лифом. Что касается головного убора, то помимо венков можно использовать фату, расшитую лилиями или розами, очелье.
Образ жениха и невесты в славянском стиле
Для зимней свадьбы шикарным решением станет образ с белой меховой шапкой, ведь именно славяне породили моду на меха, заполонившую впоследствии всю Европу. Скифские или русские мотивы вошли в нашу повседневность.
Образ невесты в славянском стиле каждый гость запомнит навсегда
Славянская мода не знает возрастных границ. Молодые люди с успехом носят славянские футболки, несущие тайный смысл. Девчонки облачаются в вышитые туники и сарафаны, тогда как женщины достойно выглядят в льняных платьях. Достоинство boho стиля в том, что он прекрасно интегрирует этничность в современность, объединяет, порой невозможное, и создает гармоничный облик.
Украшения[править]
Набор женских украшений был очень богатым. Самые знаменитые — височные кольца, носившиеся, как ясно из названия, в волосах возле висков. Часто они изготавливались из обычной проволоки. Чуть менее известен колт — полая подвеска, крепившаяся к очелью или головному убору. Часто на них изображались незатейливые сюжеты — жития святых, сценки из сказок и не сохранившихся мифах древних славян. Колт был популярен в XI-XIII веках.
Мужчины, как всегда, довольствовались меньшим набором украшений. Они носили серьги или гривны — металлические обручи, надеваемые на шею. До крещения Руси гривна была этноопределяющим украшением, он отличала славянина от скандинава, носившего вместо гривны подвеску с молотом Тора.
Ну а про бусы, перстни, кольца и ожерелья благоразумно промолчим.
Славянские мотивы в одежде
Современность воспевает русскую красавицу и присущую ей нежность, невинность, романтичность и очарование. Платья в пол и всевозможные вариации причесок с косами уже неотделимы от современного женского образа.
Славяне всегда отличались животворящим огнем духовности, интеллекта, доброты и благородства
Славянская красота всегда привлекала к себе внимание, как мужчин, так и женщин
Славянская одежда или как еще ее называют скифская, приводит в волнение многих именитых дизайнеров: начиная от Ив Сен Лоран и заканчивая коллекциями Zarina, Galliano, Valentino.
Роскошь этнической вышивки и аксессуаров пленили своим великолепием многих модниц.
В славянской одежде вышивка играла не только украшательную роль, но она считалась оберегом для дома, семьи, для души и здоровья
Именно поэтому появился славянский boho стиль, объединяющий простоту славянских мотивов и современных трендов. Так что такое славянский стиль? Обрядовая одежда или крестьянский наряд? Верны оба понятия. Изначально, расшитая одежда из натуральных тканей, была предназначена для обрядов и воссоединения с природными силами, древними скифскими богами. И лишь после – это оберег с искусно вышитой символикой.
Славянская одежда с символикой – стиль души и защита духа
В халате и шубке
Модницы зимой предпочитали шубки с декоративными рукавами. Они были длинными и откидными, а для рук предназначались прорези выше талии. Многие виды русского костюма были самобытны. В пример можно привести душегрею. Для крестьянок это был праздничный наряд, а для более зажиточных барышень – повседневный. Душегрея – свободная, узкая спереди одежда, в длину редко доходившая до середины бедра. Шилась обычно из дорогих тканей с красивыми узорами. Шугай – это еще один вид короткой, приталенной верхней одежды, напоминающей современную кофту. Мог иметь меховой воротник. Состоятельные жительницы городов носили верхнюю одежду и из хлопчатобумажной ткани. В летописях встречается упоминание халатов на княжеских дочерях. Для простолюдинок они, видимо, были в диковинку.
Наряд боярынь 17-19 в
Одна из распространенных долгополых одежд простого люда имела название однорядка — по фасону.
Это было общесословное платье для мужчин и женщин. Без ворота, в отличие от охабня, с пуговицами или завязками.
Под длинными рукавами были прорехи для рук. Надевалась поверх зипуна или кафтана.
Однорядка — одежда, сшитая из одного ряда ткани, т. е. не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща. Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти.
Удобная одежда, но царь и в ней усмотрел «социальный» изъян. В указе 1679 г. он повелевал в Московском государстве в охабнях и в однорядках не ходить. С этого времени однорядки остаются только у простолюдинов, а в национальный период постепенно переходят в разряд крестьянского платья.
Слово ферязь (1556) заимствовано из тюркских языков. Оно обозначало богатую и нарядную одежду, без перехвата в поясе и без воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами. Застегивались ферязи пуговицами или завязывались. Носили их летом и зимой. Зимние делали на меху.
Ферязь была преимущественно парадной одеждой. Ферези носили повсеместно. К середине XVII в. покрой их несколько меняется. Они превращаются в придворную одежду и именуются ферезеями, которые иногда шили с учетом западной моды, короткополые. Царский указ 1679 г. определил ферези как церемониальную одежду особо знатных лиц. В XVIII в. ферези — нарядный крестьянский сарафан, тип платья у простолюдинок.
Свита появилось в праславянскую эпоху, поэтому привычно для многих славянских языков.В русской письменности употребляется с XI в. как наименование верхней одежды.
Свиткой (не свитой) называли широкое длинное одеяние, которое носили монастырские работники и сами монахи.
За роскошью в выборе ткани не гнались, довольствовались лишь сермяжным грубым сукном. В то же время в Подвинье и Зауралье свитками именуют женскую нарядную одежду.
В национальный период, то есть после XVII в., все круто меняется: свитки для работы надевают мужчины. Ну а потом как-то само по себе так стали называть всю поношенную одежду.
Кафтаны шили из различных тканей: в народе — из холста, сермяги; бояре — из шелка, топкого сукна, бархата и парчи.
Участь всей длиннополой одежды «была решена» в XVII в. до Петра. Простой же народ не знал никаких запретов: носил то, что было удобно.
Считался лишь со временем года и погодой.
Самой дорогой и модной вещью в костюме допетровского времени была .
На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо.
В то время популярны были -кляпыши в виде удлиненных палочек из серебра с золочением или обвитые шелками или драгоценной проволокой. Все кляпыши имели шарообразную форму.
Пуговицы украшали эмалью, чеканкой и сканью.
Для торжественных случаев использовали пуговицы из крупных просверленных драгоценных камней.
Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. В старину они так ценились, что каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
(с)