Новожилов, генрих васильевич

Почести и награды [ править ]

Новожилова с Владимиром Путиным 10 марта 2016 г. на вручении ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Новожилов был членом- корреспондентом Академии наук СССР с 15 марта 1979 г., а 26 декабря 1984 г. он был избран действительным членом за свои работы по разделению механики и процессов управления. Его научная работа была связана с «исследованиями аэродинамики, надежности сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов». Новожилов получил около 150 патентов на различные конструкторские новинки, а 23 июня 1981 года он был удостоен звания второго Героя Социалистического Труда.

Новожилов был депутатом Верховного Совета СССР с 1974 по 1989 год, затем — народным депутатом СССР с 1989 года. Он стал членом Центрального комитета Коммунистической партии СССР. Советский Союз в 1986 году. Помимо двух своих Героев Социалистического Труда, Новожилов получил ряд других государственных наград. Награжден орденом Ленина трижды: 10 февраля 1969 г., 26 апреля 1971 г. и 23 июня 1981 г .; орден Октябрьской революции 27 октября 1975 года; ордена Трудового Красного Знамени 22 июля 1966 года; ордена Знак Почета 7 декабря 1957 года; иОрден Дружбы Народов 29 декабря 1992 года. Он также получил Орден Святого благоверного князя Даниила Московского 3-й степени и Орден «За заслуги перед Отечеством» во всех трех степенях. 23 апреля 1966 года он женился на Людмиле Ивановне Лисиной, филологе . У пары родился сын Сергей Генрихович 1967 года рождения, который стал авиастроителем. В конце жизни Генрих Новожилов перечислил свои интересы как теннис и фотографию.

Новожилов скончался 28 апреля 2019 года в возрасте 93 лет. Похоронен 7 мая на Федеральном военном мемориальном кладбище .

Ильюшин дизайнер

Ил-62 , один из проектов , которые Новожилов работали в разработке

Затем Новожилов поступил на стажировку в ОКБ-240 , конструкторское бюро, которым руководил Сергей Ильюшин. 1 июля 1948 г. он был зачислен инженером-конструктором с зарплатой 900 руб. Он окончил Московский авиационный институт в 1949 году и продолжил работу в ОКБ. Участвовал в проектировании пассажирского самолета Ил-14 , а также военных самолетов, в том числе штурмовика Ил-40 и бомбардировщиков Ил-46 и Ил-54 . В юные годы Новожилов специализировался на проектировании фюзеляжей под руководством Валерия Богора   . КБ Ильюшина часто конкурировало с разработками ОКБ Туполева . Проекты Ильюшина, над которыми в то время участвовал Новожилов, включали пассажирский самолет Ил-14 , двухместный штурмовик Ил-40 и бомбардировщик Ил-46 . В конце концов, Ту-14 был принят на вооружение советских ВВС вместо Ил-46. Новожилов вместо этого работал ведущим инженером на Ил-54 . Ил-54 также был отменен советским правительством в середине 1950-х годов, и было построено всего два прототипа. К концу 1950-х годов, когда интересы СССР были сосредоточены на космической гонке , КБ Ильюшина было закрыто. В 1956 году Новожилов был избран секретарем парткома бюро, но вернулся к проектированию в сентябре 1958 года, получив должность заместителя главного конструктора пассажирских самолетов Ил-18 и их эксплуатации в Аэрофлоте . Новожилов попытался избежать назначения, аргументируя это тем, что он не участвовал в постройке самолетов и не был хорошо знаком с их работой. Ильюшина это не убедило. Поэтому Новожилову пришлось много путешествовать в своем новом качестве, а также работать с комиссиями по чрезвычайным ситуациям после несчастных случаев, чтобы определять их причины и разрабатывать профилактические меры. Позднее Новожилов признался, что этот опыт оказался для него особенно полезным и был необходим для развития его дизайнерских интересов.

Илы-76 , основной дизайн успех Ильюшина, и один , который Новожилов пас в эксплуатацию

В 1964 году Новожилов был назначен первым заместителем генерального конструктора и руководил разработкой и серийным производством Ил-62 . Его успех в этом деле привел к присуждению Ленинской премии в начале 1970 года членам бюро Ильюшина, в том числе Новожилову. 26 апреля 1971 года Новожилову было присвоено звание Героя Социалистического Труда по завершении восьмой пятилетки государства . В середине 1970 года 77-летний Сергей Ильюшин объявил о своей отставке, и 28 июля в присутствии министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева   Новожилов был назначен его преемником и генеральным конструктором московского бюро «Стрела». работает. 25 марта следующего года военно-транспортный самолет Ил-76 начал свои испытательные полеты на аэродроме Ходынка под руководством Новожилова и Сергея Ильюшина. Он стал самым популярным пассажирским и военно-транспортным самолетом Советского Союза.

Ил-86 . Первый в Советском Союзе широкофюзеляжный пассажирский самолет, созданный при Новожилове во главе с Ильюшином.

С 1969 года ОКБ разрабатывает первый в России широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 . В настоящее время существует большой спрос на дальнобойную гражданскую авиацию с высокой пропускной способностью, и правительство определило номинальную дальность полета в 2400 километров. Когда Новожилов возвращался из Сочи с министром авиационной промышленности Петром Дементьевым и министром гражданской авиации Борисом Бугаевым , он отметил, что бюро расследует возможное увеличение дальности полета Ил-86 вдвое. Министры незамедлительно заставили его расписаться, что новый самолет будет летать на новую оговоренную дальность полета в 5000 километров. Рассмотрев разработки проектов Ил-62 и Ил-76, Новожилов и его команда создали совершенно новую конструкцию, способную обеспечивать такую ​​дальность полета при перевозке 350 пассажиров. Первый испытательный полет нового Ил-86 состоялся 22 декабря 1976 года. После его успешного завершения Новожилов незамедлительно заказал еще один на следующий день, а затем еще три перед Новым годом. Он стал соучредителем авиасалона МАКС , руководил работами по созданию дальнемагистральных Ил-96-300 и турбовинтовых Ил-114 . С 2006 года Новожилов занимал должность главного научного консультанта Ильюшина.

Наследие

Всякий раз благодаря руководство страны за ту или иную награду, Генрих Васильевич обычно подчеркивал, что это прежде всего заслуга всего коллектива ильюшинцев. Как известно, для увековечивания памяти дважды Героев Советского Союза или Социалистического Труда на их родине устанавливали бюсты. Однако после соответствующего решения исполкома Моссовета в январе 1984 г. Новожилов настоятельно просил не распространять это правило на него, хотя, как известно, такой бюст хотели установить у здания Аэровокзала в Москве.

Основные успехи и достижения Новожилова пришлись на советские годы. На их закате и в период российской истории были созданы существенные модификации серийных самолетов и разработаны новые перспективные машины: воздушный командный пункт Ил-80 (на основе Ил-86), самолет-заправщик Ил-78 (на основе Ил-76), широкофюзеляжный дальний пассажирский лайнер Ил-96-300, штурмовик Ил-102, легкий многоцелевой Ил-103, пассажирский самолет местных воздушных линий Ил-114… Всех их отличали высокий уровень надежности и безопасности. Но выпускались они или малыми сериями (например, «114-х» построили с 1992 по 2010 гг. всего 14 экз.), или вообще остались в опытных экземплярах. Многие творения, появившиеся в годы развала отрасли, можно считать жертвами перестройки.

Ил-114 и Ил-96 Владимир Яцина/ТАСС

Тем не мнее дело, которому посвятил свою жизнь Новожилов, продолжает жить. Производство Ил-76, который по праву мог считаться одним из лучших самолетов советской транспортной авиации, перевели из Ташкента в Ульяновск, и 22 сентября 2012 г. уже российская машина впервые поднялась в небо. При внешней схожести с прежним самолетом это был принципиально новый Ил-76 МД-90А (иначе называемый Ил-476) с более мощными и экономичными двигателями, с современным оборудованием. Несомненно, уже в ближайшие годы общий выпуск «семьдесят шестых» превысит 1000 экз.

По мнению руководителей Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, 2020 г. должен стать решающим в судьбе обновленного Ил-114 для местных линий — строятся машины улучшенного проекта Ил-114-300. Изюминкой модели можно считать модифицированные турбовинтовые двигатели и гидромеханические воздушные винты, специально разработанные для самолета. Есть надежда, что широкофюзеляжный Ил в варианте Ил-96-300 также окажется востребован, его современный вариант и дальше будет строиться на Воронежском авиазаводе. Здесь реализуется программа развития Ил-96, которую примерно 40 лет назад задумал сам Генрих Васильевич…

Обложка: Генрих Новожилов / Михаил Метцель/ТАСС

Лучший из «ильюшинской гавардии»

Когда в 1949 г. после окончания Московского авиационного института коренной москвич, чье детство и юность прошли на Покровке (с 1940 года — ул. Чернышевского), молодой Новожилов пришел на работу в московское ОКБ, возглавляемое  Ильюшиным, казалось, что он ничем не отличался от сотен других вчерашних студентов. Однако с первых самостоятельных шагов его выделяла активная жизненная позиция, стремление мало говорить, но много делать. Не случайно коллектив вскоре избрал его комсоргом, затем секретарем парткома отдела и, наконец, всего предприятия — как тогда называлось, парторгом ЦК. В 1952 г. Новожилов отказался от перехода на работу в Министерство авиапромышленности, оставшись в своем коллективе.

Как рассказывал автору сам Генрих Васильевич, он вполне мог стать партийным чиновником высокого ранга, его хотели избрать вторым секретарем райкома Ленинградского района Москвы, от подобных предложений не принято было отказываться в СССР, но ему было интересно именно его дело. После обращения Ильюшина по «вертушке» к Брежневу: мол, мы не богаты кадрами, таких талантливых конструкторов у нас мало — вопрос был решен.

Но это случится потом. А тем временем молодой конструктор прошел по всем ступеням карьерной лестницы, начиная от конструктора 3-й категории, постигая основы профессии. Учиться было у кого: руководителями подразделений ОКБ в 1950–1960-е годы были талантливые конструкторы, которых называли «ильюшинской гвардией». И все же именно Новожилова Ильюшин выбрал как своего будущего преемника и начал постепенно готовить к новой роли, раз от раза доверяя все более сложное дело.

В возрасте всего 33 лет Новожилов был назначен зам. главного конструктора по самолету Ил-18 и занимался внедрением машины в эксплуатацию. Он часто присутствовал на совещаниях у знаменитого директора завода №30 Павла Воронина, в начале войны в должности замнаркома авиационной промышленности отвечавшего за сложнейший процесс эвакуации предприятий отрасли на восток, который считал своего оппонента «юнцом». При обсуждении часто возникали ожесточенные споры, и, конечно, было нелегко отстаивать позицию ОКБ. Все же удавалось приходить к консенсусу, преодолевать все технические проблемы, и 20 апреля 1959 г. эксплуатация Ил-18 началась.

В статье, опубликованной десять лет назад, заместитель начальника ЦАГИ академик Георгий Бюшгенс оценил Генриха Васильевича как крупного ученого и так определил его вклад в доводку «восемнадцатого»: «Создание самолета Ил-18 и его эксплуатация в разнообразных условиях выдвинули ряд новых проблем, связанных с необходимостью проведения сложных летных исследований… Так, чтобы выполнить программу продления ресурса, Г.В. Новожиловым были использованы научные методы систематизации отказов и неисправностей частей узлов, систем и агрегатов самолета. Обработанная под его руководством методами математической статистики и теории надежности информация позволила определить фактические количественные показатели надежности частей самолета и агрегатов…»

Ил-18 ТАСС

В 1964 году Ильюшин рекомендовал руководству Министерства авиационной промышленности своего ученика на должность главного конструктора и заместителя генерального. С этого времени Новожилов начинает работать в бюро эскизного проектирования над созданием дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62. Он занимался работой по проведению летных испытаний самолета, запуску его в серийное производство на Казанском авиационном заводе и внедрению в эксплуатацию.

Новые подходы на примере Ил-86

Широкофюзеляжный реактивный лайнер Ил-86 стал важной вехой в истории отечественной пассажирской авиации. Взрывной быстрый рост пассажирских перевозок привел к перегрузке главных аэропортов мира, в том числе нашей страны

Для прибывающих самолетов резко увеличилось время ожидания в воздушной зоне аэропорта из-за их скопления в небе и не меньшего скопления наземной обслуживающей техники. Это заставило авиационных конструкторов и эксплуатационников искать новые подходы при создании пассажирских самолетов большой вместимости.

Еще в 1969 г. отечественные перевозки пассажиров приблизились к рубежу в 100 млн человек, спрос на воздушный транспорт оказался огромен, к тому же за океаном совершил полет опытный «Боинг-747». Руководство страны торопило, а новый вариант возник далеко не сразу, поскольку первоначально рассматривались трансформации пассажирского Ил-62 и даже транспортного Ил-76. В конце концов, ОКБ принялось за разработку совершенно новой конструкции — первого в СССР широкофюзеляжного самолета с двигателями, размещенными на пилонах под крылом, как у «семьдесят шестого». На исходе 1976 г. на летное поле Центрального аэродрома выкатили первый опытный Ил-86.

По требованию Аэрофлота была разработана система, получившая название «багаж при себе плюс контейнеры». Суть её заключалась в том, что пассажирам при регистрации в аэровокзале предлагался выбор: сдать багаж для перевозки в контейнере или взять с собой. Каждый из трех салонов имел свой встроенный трап, по которому входил пассажир, оставляя свой багаж на специальных стеллажах. Далее он по внутренней лестнице поднимался в пассажирский салон, что позволило сделать посадку-высадку независимой от аэродромных служб. В результате время, затрачиваемое на оформление и погрузку багажа, а затем его получение по прилету уменьшилось примерно вдвое, сократилась и численность обслуживающего персонала.

Рейсом Москва — Ташкент открылась 26 декабря 1980 г. регулярная эксплуатация самолета на воздушных линиях страны. Довольно быстро пассажиры оценили комфорт, который давала выбранная схема компоновки.

О том, насколько высокими оказались летно-тактические данные самолета Ил-86, говорит следующий факт: в сентябре 1981 г. экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР Георгия Волохова установил 18 мировых авиационных рекордов скорости.

«Крылатый грузовик»

Академику, дважды Герою Социалистического Труда, кавалеру различных орденов многое удалось сделать. Однако не будет преувеличением сказать, что особое место в его жизни занял проект первого в стране турбореактивного военно-транспортного самолета, который должен был прийти на смену Ан-12 и Ан-22. Самолет — будущий Ил-76 — создавался, начиная со второй половины 1960-х годов с использованием последних на то время достижений мирового самолетостроения.

Самолет отличали яркие конструктивные решения: например, удалось создать большой грузовой люк, состоящий из множества звеньев, который открывался и в воздухе, обеспечивая при этом герметичность фюзеляжа в полете, или специальное многоколесное шасси повышенной проходимости. Чтобы обеспечить взлет практически с любых аэродромов, в том числе грунтовых ограниченных размеров, была разработана исключительно мощная взлетно-посадочная механизация крыла, а для снижения веса широко использовались титановые сплавы. Тяжелый транспортник стал событием в отечественном самолетостроении.

В ходе создания Ил-76 Новожилову, который фактически возглавлял работу над проектом, пришлось обсуждать многие вопросы с руководителями Министерства обороны СССР. Особенно тесное общение сложилось с командующим Военно-транспортной авиацией Георгием Пакилевым и Василием Маргеловым, справедливо считающимся создателем современных Воздушно-десантных войск. Эти контакты переросли в дружеские отношения, что во многом способствовало успешной работе. В новой разработке оба генерала видели машину, способную обеспечить десантников самой необходимой техникой (полезная нагрузка Ан-12 позволяла перевозить ограниченный набор аэромобильной бронетехники, а «семьдесят шестой» брал на борт по крайней мере вдвое больше по весу) и доставить её по назначению в нужное место.

Ил-76 Борис Корзин/ТАСС

Весной 1970 года из-за ухудшившегося здоровья Сергей Ильюшин обратился в Совет Министров СССР и предложил назначить Новожилова генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия, которое как раз в этот период активно вело работы по Ил-76. Назначение состоялось в июле этого года, и вот как Ильюшин объяснил свое решение: «Штурвал руководства я передаю одному из своих ближайших учеников, талантливому конструктору, обладающему прекрасными человеческими и деловыми качествами…»

В важные моменты своей жизни Новожилов вспоминал напутствия учителя: «Уверен, что дело у тебя пойдет, но помни: слава — вещь обременительная, а иногда и опасная в том смысле, что может притупить личный самоконтроль. В жизни все возможно, и глядишь, через несколько лет тебе могут сделать интересное предложение — новую большую работу. Но ты, Генрих, не должен оставить ОКБ».

Первый полет опытного Ил-76 состоялся 25 марта 1971 г. на Центральном аэродроме Москвы. Тогда самолет-красавец провожали весь коллектив предприятия и два генеральных конструктора: учитель — Ильюшин и его ученик — Новожилов; это было трогательно и символично. Несомненно, в этот момент Сергей Владимирович испытывал чувство гордости: он не ошибся в выборе своего преемника. Примерно через месяц Новожилов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Можно добавить, что Ил-76, построенный только Ташкенте в количестве серийных 942 экз., и в настоящее время активно эксплуатируется в нашей стране и за рубежом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector