«овод» для гордости: вмф модернизирует малые ракетные корабли

Боевая служба МРК типа «Буян-М»

Первый корабль серии был спущен на воду и сдан военным морякам в 2013 году. Следом за ним на боевую службу с разницей в пять месяцев в 2014 году поступил сразу два судна: МРК «Углич» и однотипный с ним корабль, получивший название «Великий Устюг». Новые суда пополнили состав Каспийской военной флотилии. Вместе со своими старшими братьями, МКР проекта 21630 «Астрахань, «Махачкала» и «Волгодонск», новые суда составили ударный отряд российских кораблей на Каспии.

Весь 2020 года ракетный корабль бортовой номер 603 «Серпухов» выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения ВМС России в Средиземном море. В паре вместе с однотипным МРК «Зеленый Дол» «Серпухов» осуществлял летом 2020 года пуски боевых ракет из района Восточного Средиземноморья по целям террористов на территории Сирийской Республики. Однако служба МРК «Серпухов» в составе Черноморского флота была недолгой. После успешно проведенной операции в Средиземном море принято решение отправить боевую единицу на Балтику. Ныне корабль базируется в Балтийске и входит в состав Балтийского флота.

Малые ракетные корабли проекта 21631 типа «Буян-М» стали на сегодняшний день одним из самых массовых проектов. Несмотря на свои небольшие размеры, ракетные корабли получились максимально эффективными и удобными в эксплуатации. Строившиеся как корабли класса «река-море» и рассчитанные на действие в прибрежной зоне, новые суда доказали свою пригодность для решения более широких тактических задач.

Практическая реализация проекта 21630 «Буян»

Закладка первого судна состоялась зимой 2004 года на верфях судостроительного предприятия «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Первенец получил название «Астрахань», так как изначально ориентировался для оснащения Каспийской военной флотилии. Строительство первого судна продолжалось в течение 1,5 лет, и было завершено в октябре 2005 года. Летом 2006 года МАК «Астрахань» был успешно переведен по речной магистрали на Каспий и уже в сентябре того же года был включен в состав Каспийской военной флотилии.

Серийное строительство велось на производственных мощностях судостроительного завода «Алмаз» и предполагало поэтапную закладку кораблей этого типа. Всего планировалось до 2020 года спустить на воду 10 судов типа «Буян», из которых 5 кораблей предназначается для оснащения Каспийского флотилии.

Следом за «Астраханью» летом в феврале 2005 года заложили еще первый серийный корабль, получивший название «Каспийск», однако спуск судна на воду затянулся на пять лет. Причиной затягивания постройки первого серийного судна стала неясность с подбором вооружения для новых кораблей. Наличие в качестве основного огневого средства поражения только артиллерийской установки не обеспечивало решение новых оперативно-тактических задач, возникших на Каспийском морском театре. В 2006 году на Питерских верфях заложили и третий корабль, второй в серии.

Только в 2011 году первый серийный корабль был спущен на воду и введен в строй. С новым названием, уже «Волгодонск», корабль в 2012 года поднял военно-морской флаг. Следом за МАК «Волгодонск» на Каспий пришел и второй серийный корабль «Махачкала». Оба серийных судна вместе с головным кораблем проекта МАК «Астраханью», составили ударное соединение российских кораблей на Каспии. Главной боевой задачей артиллерийских судов стало обеспечение безопасного судоходства в ближней морской зоне, в дельте реки Волга и защита интересов России в 200мильной экономической зоне Каспийского моря.

конструктивные особенности МРК проекта 1234 шифр «Овод»

По архитектуре гладкопалубный корпус боевого корабля проекта 1234 имеет катерные обводы, не большую седловатость и выполнен из корабельной стали повышенной прочности. МРК обладают очень хорошей маневренностью связанной с поворотливостью и быстрой остановкой.
 
МРК проект 1234

 
МРК проект 1234-1

 
Для целей радиоэлектронной борьбы МРК оснащены двумя или четырьмя пусковыми установками для постановки пассивных помех, которые представляют собой пакет с шестнадцатью направляющими трубами с консольными креплениями на цапфе и вертикальной стенке. Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальности от корабля до 3,5 км. Радиотехническая комплексная система «Титанит» обеспечивает активное и пассивное обнаружение целей, прием информации от авиационных систем  воздушного наблюдения и пеленгования, а также обеспечивает выработку и выдачу целеуказаний на командный пост управления, управление совместными боевыми действиями и обеспечивает решение навигационных задач. Навигационная радиолокационная станция «Дон» и радиотехнической разведки «Залив». Инфракрасная аппаратура «Хмель-2» позволяет осуществлять совместное плавание и скрытую связь в темное время суток, при полном затемнении кораблей, а также наблюдать и пеленговать инфракрасные огни.
 

Многоцелевой «Супер Каракурт»

Автор находится в определённом затруднении, так как о многом, что связано с проектом, писать просто нельзя, а до прошедшего вторника и засвечивать его не стоило. Поэтому даже о тех вещах, которые очевидны и известны, будет написано в «предположительном» ключе. О многом же придётся просто умолчать.

И тем не менее, проект вполне достоин того, чтобы быть и представленным публике, и запущенным в серию, да и флоту такие корабли нужны ещё вчера и в немалых количествах, поэтому рискнём. Смотрим на модель.

Корпус корабля разработан на основе корпуса МРК «Каракурт», с удлинённой центральной частью. На носу установлена та же самая 76-мм артустановка АК-176МА, за ней идёт «каракуртовская» надстройка. За ней, как и у МРК, установлена установка вертикального пуска ракет 3С-14, применяемая для запуска противокорабельных ракет, крылатых ракет большой дальности и ПЛУР. Теоретически такой корабль мог бы применять даже «Циркон», при получении внешнего целеуказания.

Дальше начинаются различия. На модели, при просмотре в динамике прослеживается ещё одна установка вертикального пуска. С учётом явно видимой РЛС «Позитив-М» это может быть только ЗРК «Редут», тот же самый, который устанавливается на корветы 20380, 20385 и 20386, а также на фрегаты проекта 22350. Правда управляется он «Позитивом». Остаётся пожалеть, что какой-то такой же упрощённый РЛК не нашёл места на корвете 20385, это бы кардинально удешевило бы корабль.

С такой РЛС ЗРК «Редут», внутри зоны, в которой «Позитив-М» может обнаруживать воздушные цели, будет работать лучше, чем не корвете 20380.

Также видно, что в отличие от «Каракурта», выхлоп ГЭУ у этого корабля выведен вверх. Это необходимо для противолодочного корабля, так как вывод выхлопа в воду серьёзно мешает работе подкильной ГАС.

На корме явно прослеживается круглый верх зенитно-артиллерийского комплекса АК-630, видимо даже АК-630М, который отвечает за ПВО с кормовых углов.

Корабль явным образом оснащён подкильной ГАС – она отчётливо видна на модели. Это означает наличие возможности вести поиск ПЛ на ходу без выпущённой буксируемой ГАС. Последняя есть на всех имеющихся многоцелевых кораблях российского производства, значит есть и здесь. Опускаемая ГАС для работы «на стопе», что является весьма эффективным методом поиска, на малых противолодочных кораблях является давней российской традицией, значит, она будет и здесь.

Таким образом, этот корабль по своим противолодочным возможностям даже во многом превосходит корветы проектов 20380, 20385 и не родившийся пока 20386. Недостатком является отсутствие вертолёта, но об этом чуть позже.

При близком увеличении и придании снимкам дополнительной резкости, на корме видны симметрично установленные ПУ комплекса «Пакет-НК». Таким образом, корабль может защитить себя от торпед вражеских ПЛ и сам поразить ПЛ торпедой калибром 324 мм.

Самым главным, что делает этот корабль привлекательным для массовой постройки является Главная энергетическая установка. Она создана на базе ГЭУ МРК «Каракурт», с дополнительными мерами по снижению шума. В основе этой ГЭУ дизельные двигатели производства ПАО «Звезда».

Когда «Каракурты» начали строить, оказалось, что поставщик дизелей для серии этой кораблей, Санкт-петербургское ПАО «Звезда», просто не в силах производить двигатели. Деградация предприятия зашла очень далеко.

К настоящему моменту меры по оздоровлению обстановки на заводе дали о себе знать и пусть не без трудностей, но «Звезда» даёт два «каракуртовских» комплекта ГЭУ в течение года. Так как у корабля отсутствуют системы с длительным циклом производства, то это означает, что такие корабли могут строиться по две единицы в год.

И это вполне реальная цифра – подрядчик типа «Пеллы» вполне бы осилил такие темпы с такими кораблями.

Более того, существует вероятность, что при запуске этих кораблей в серию, окажется реальным и выход на три комплекта, что позволит строить и даже сдавать по три таких корвета каждый год. В итоге, с учётом уже построенных и строящихся 20380 и 20385, ПЛО БМЗ можно закрыть где-то лет за пять – быстрее, чем строится один 20380.

Конструкция корабля такова, что его можно строить почти везде – и на «Пелле», и на АСЗ, и в Зеленодольске (как бы ни было обидно инженерам и конструкторам в ЗПКБ), в будущем даже на «Заливе» — да вообще хоть где. Наличие доступных ГЭУ и простота конструкции, использование только серийных корабельных систем с коротким циклом производства гарантирует быстрые сроки постройки – считанные годы на корабль. Вполне возможно, что такой корвет ОВР окажется сравнимым по срокам строительства с ПЛ «Варшавянка», которых за последние 23 года было построено 28 единиц.

Для этого на сегодня нет никаких препятствий.

Характеристики малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

Страна:
СССР

Тип:
Малый ракетный корабль

Дата выпуска:
1967 г.

Водоизмещение:
Стандартное: 640 т, полное: 730 т

Длинна:
59,3 м (наибольшая)

Ширина:
11,8 м (наибольшая)

Осадка:
3,02 м

Бронирование:
Нет

Экипаж:
64 человека (10 офицеров, 14 мичманов, 40 матросов)

Силовая установка:
3 дизеля М-507А мощностью 10 000 л. с.

Дальность хода:
415 миль (полным ходом), 4000 миль (экономным, 12 узловым)

Максимальная скорость:
34 узла (фактически до 38 узлов)

Вооружение:
1 × 1х 76-мм АУ АК-176, 1× 6х 30-мм ЗАК АК-630, 6 пусковых установок ПКР П-120 «Малахит», ЗРК «Оса-М»

Авиагруппа:
Нет

Характеристики даны для проекта 1234.1

МРК «Шторм»

Зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 4 июня 1973 года и 20 октября заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ. Спущен на воду 3 марта 1975 года, 15 июня 1975 года вступил в строй Укомплектован черноморским экипажем и первоначально предназначался для службы на КЧФ, но 21 июля включен в состав ДКБФ. Завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ) в 1983,1985 и 1987 годах. Поднятие Андреевского флага — 26 июля 1992 года. С 3 марта 1993 встал для проведения капитального ремонта к причалу СРЗ-ЗЗ в Балтийске, но так и не завершил его в связи с отсутствием финансирования. Исключен 16 марта 1998 года из состава ВМФ РФ и передан в ОРВИ БФ для разоружения, демонтажа и реализации, а 1 мая 1998 года — расформирован. Куплен ЗАО «Литан» для разделки на металлолом. Известные бортовые номера: 902,577.

Источники.

  • Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма: Малые ракетные корабли проекта 1234. — М.: Военная книга, 2006.
  • Jane’s Fighting Ships by Stephen Saunders, 2015—2016. — United Kingdom: IHS, 2015.
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера.
  • Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 4. Удар из-под воды. // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2009. — № 6.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996.

История создания малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

В 60-ые годы 20-го века перед советским ВМФ встала большая задача — нужен был даже не новый корабль, а новый тип корабля — промежуточное звено между ракетными крейсерами и ракетными катерами (РКА). Малые ракетные корабли (МРК), как их окрестили, должны были быть небольшими, недорогими, но в то же время мореходными, дальнобойными и очень мощными боевыми единицами.

Тактико-техническое задание было утверждено 17 августа 1965 г. (ЦМКБ «Алмаз») и предполагало создание ещё не МРК, но РКА, однако уже имеющего все признаки первого. Кораблю присвоили номер проекта 1234 и шифр «Овод», главным конструктором был назначен Иван Пе­трович Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ — капи­тан 1 ранга В.В. Дмитриев.

Задача решаемая конструкторами была сложной — в относительно небольшое водоизмещение вчерашнего катера необходимо было «впихнуть» фактически полновесный «корабельный» комплект: две пусковые установки противокорабельных ракет «Малахит» (каждая из 6-и ракет весит 5,4 тонны), радиолокационный комплекс целе­указания «Титанит», средства радио­электронной борьбы, зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку АК-725.

Подходящей по мощности и габаритам турбины для нового корабля ещё не было, поэтому было найдено оригинальное решение установить трехвальную главную энергетическую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа М-504. удачно соединил два М-504 в один М-507, получив на выходе «движок» в 112 цилиндров, способный выдавать 10000 лошадиных сил. Всего таких двигателей было три.

Получившийся на выходе «монстр» даже в весьма расплывчатое определение «ракетный катер» не вписывался никак. Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков, главный радетель за судьбу «Овода» специально для проекта 1234 утвердил новый класс — «малые ракетные корабли». Когда первый из них («Буря») был спущен на воду, то посетив его, главком с гордостью произнес — «эти МРК — пистолет у виска империализма».


МРК «Буря» с кормы

И надо сказать — С.Г. Горшков не погрешил против истины. Ни один флот не имел ничего, способного даже близко сравниться по комплексу характеристик с «Оводами» — шутка ли, корабль с габаритами речного судна, способный, практически в одиночку утопить вражеский авианосец? И это при несоизмеримых затратах на производство — как раз по этому параметру (стоимость/эффективность) даже сейчас, в 21-м веке корабли проекта 1234 не имеют аналогов в мире.

«Оводы» это не только ударные корабли, но успешно справляются и с другими боевыми задачами — обеспечивают работу авиации и подводных лодок, несут пограничную службу, выступают в роли противолодочных и сторожевых кораблей.

Недостатков проект 1234 также не лишен — корабли «не уютно» чувствуют себя в открытом море, при волнении в 5 баллов плохо слушаются руля и практически лишены возможности стрелять «главным калибром». Сравнительно слабое ПВО (см. историю службы кораблей «Муссон» и «Эйн Закит»), малая автономность, трудности с охлаждением двигателей при действиях во льдах- все это никак нельзя считать признаками идеального корабля.

Однако, несмотря на все недостатки «Оводов», этот «пистолет» безотказен и всегда попадает в цель — успешность пусков и точность поражения целей (учитывая не малое число самих кораблей и тем более — ракетных пусков) совсем немного не дотягивает до 100%.


МРК «Пассат» с кормы

Характеристики малых ракетных кораблей проекта 1234 «Овод»

Страна:
СССР

Тип:
Малый ракетный корабль

Дата выпуска:
1967 г.

Водоизмещение:
Стандартное: 640 т, полное: 730 т

Длинна:
59,3 м (наибольшая)

Ширина:
11,8 м (наибольшая)

Осадка:
3,02 м

Бронирование:
Нет

Экипаж:
64 человека (10 офицеров, 14 мичманов, 40 матросов)

Силовая установка:
3 дизеля М-507А мощностью 10 000 л. с.

Дальность хода:
415 миль (полным ходом), 4000 миль (экономным, 12 узловым)

Максимальная скорость:
34 узла (фактически до 38 узлов)

Вооружение:
1 × 1х 76-мм АУ АК-176, 1× 6х 30-мм ЗАК АК-630, 6 пусковых установок ПКР П-120 «Малахит», ЗРК «Оса-М»

Авиагруппа:
Нет

Характеристики даны для проекта 1234.1

Вооружение

Главный ударный комплекс

Крылатая ракета комплекса «Термит» при погрузке на ракетный катер пр. 12411

В качестве главного ударного комплекса МРК нёс четыре однозарядные пусковые установки контейнерного типа, размещённые в средней части побортно. Боекомплект комплекса состоял из четырёх противокорабельных крылатых ракет П-20, представлявших собой экспортную версию советского комплекса П-15М «Термит».

Ракета комплекса «Термит» при стартовой массе 2523 килограмма имеет длину 6665 мм и построена по нормальной аэродинамической схеме с расположением треугольного крыла спереди от хвостового оперения. Дозвуковая ракета оснащена маршевым ракетным двигателем на жидком топливе. При старте ракета выбрасывается из контейнера объединённой тягой стартового твёрдотопливного ускорителя (29 тонно-сил) и маршевого двигателя на взлётном режиме (1,217 тонно-сил); далее раскрывается крыло, сбрасывается ускоритель и маршевый двигатель переходит в полётный режим с тягой 0,515 тс. Ракета летит к цели на высоте 25-50 м со скоростью 320 м/с; допустимая дальность стрельбы лежит в диапазоне от 8 до 80 км. При подходе к цели «Термит» снижается до 2,5 м над уровнем моря и начинает поиск цели с помощью собственной головки самонаведения (радиолокационной или тепловой, в зависимости от модификации ракеты). Боевая часть фугасно-кумулятивная, массой в 480 кг, способная при попадании полностью вывести из строя цель типа эсминец или фрегат.

Зенитное вооружение

Основу ПВО корабля образовал зенитный ракетный комплекс малой дальности «Оса-М». В состав комплекса входила пусковая установка с боекомплектом из 20 ракет 9М33, средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения.

ЗРК «Оса-М» в боевом положении

Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5…4 км, составляет около 25 км, на больших высотах до 50 километров. Возможен также приём целеуказания и от корабельной РЛС общего обзора. Система наведения радиокомандная; после схода с направляющих ракеты находятся в неуправляемом полёте до их захвата станцией визирования ракет, далее наведение на цель осуществляется с по командам от станции управления стрельбой. Ракета 9М33 одноступенчатая, с двухрежимным твёрдотопливным двигателем; при собственной массе в 128 кг она несёт 15-кг боевую часть. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка» с рулями в носовой части и Х-образным крылом в хвостовой. Пусковая установка ЗИФ-122 в походном положении убирается под палубу в погреб, в котором также находится и боекомплект. Ракеты размещаются на четырёх барабанах по пять штук на каждом. При переходе в боевое положение подъёмная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъёмная часть ПУ опускается в погреб, «надеваясь» на очередную пару ракет. Скорострельность установки составляет 2 выстрела в минуту по воздушным целям.

Зенитная артиллерия малых ракетных кораблей проекта 1234Э была представлена одной двухствольной башенной артиллерийской установкой АК-725 калибра 57 мм, расположенной на корме. Герметичная башня установки выполнялась из дюралюминиевого сплава толщиной 6 мм, не бронировалась. В единой люльке внутри башни размещалось два ствола 75-калиберных 57-мм автоматических пушек с водяным охлаждением. Боезапас установки 1100 выстрелов, подача снарядов ленточная, темп стрельбы по 200 выстрелов за минуту на каждый ствол; по условию нагрева ствола допускается непрерывная очередь до 100 выстрелов. Техническая дальность стрельбы – 8420 метра (фактически, по срабатыванию самоликвидатора – 6950 м). Наведение орудий автоматическое, по данным от управления огнём МР-103 «Барс» с максимальной дальностью обнаружения целей в 40 км; при необходимости возможно также управление башней вручную от визирной колонки с прицеливанием через кольцевой оптический прицел. В боекомплект установки входили осколочно-фугасные и трассирующие снаряды с контактным взрывателем.

история создания МРК проекта 1234 шифр «Овод»

Накопленный опыт эксплуатации и строительства первых российский ракетных катеров позволил приступить  к проектированию малых ракетных кораблей (МРК), которые называли «средние ракетоносцы». Флоту требовался небольшой, но мореходный корабль с более «дальнобойными», чем у катеров, ракетами с наличием средств загоризонтного целеуказания, с усиленным артиллерийским и зенитным вооружением.

Техническое задание на проектирование нового МРК получило конструкторское бюро «Алмаз». Главным конструктором боевого корабля, получившего шифр «Овод» и номер проекта 1234 был назначен И. П. Пегов. В корпусе требовалось разместить две трехконтейнерные пусковые установки «Малахит», радиолокационный комплекс целеуказания ракетному оружию «Титанит», средства радиоэлектронной борьбы, зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку «АК-725» с РЛС управления «Барс». Попытки разместить на катере газотурбинную установку успехом не увенчались, так как имели большие габариты, на создание новой не было времени, и конструкторы приняли решение применить на новом корабле существующую трехвальную главную силовую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа «М-504». Валы соединялись через редуктор, а двигатель имел 12 цилиндров.

малый ракетный корабль по натовской классификации «Nanuchka»

Руководством ВМФ было принято решение перевести построенный боевой корабль из класса ракетных катеров в специальный класс малые ракетные корабли. Иностранных аналогов в мире нет и до сих пор по критерию «цена-качество» остаются не превзойденными. Позже был создан и экспортный вариант МРК проекта 1234Э (экспортный) с размещением четырех одноконтейнерных ПУ типа П-20.

По улучшенному проекту 1234.1 на судостроительных заводах для ВМФ СССР было построено 47 кораблей.

История создания.

ПКР П-20 «Термит» и пусковая установка КТ-15М.

ПКР П-120 «Малахит» в пусковых установках.

МРК К71 Vijaydurg.

Проект 1234 «Овод» разрабатывался как уникальный носитель против авианесущих соединений и не планировался для экспорта. Именно ракеты позволили небольшим кораблям проекта получить прозвище «убийцы авианосцев». Но по просьбе индийской стороны экспортный вариант все-таки появился, в основном, ценой снятия П-120 «Малахит» и заменой их на устаревшие уже к моменту создания проекта 1234Э П-20 «Термит».

ВМС Индии заказали три малых ракетных корабля (по зарубежной классификации — «корвета») сразу после индо-пакистанской войны 1971 года. Изначально эти три корабля («Ураган», «Прибой», «Прилив») предназначались для ВМФ СССР, но позднее были переоборудованы под экспортный вариант. Первым МРК, полученным в апреле 1977 года ВМС Индии, стал К-71Vijaydurg (бывший «Ураган»). Алжир планировал приобретение четырех , но потом отказался от закупки четвертого корабля из-за финансовых трудностей. «Оводы» Алжира были официально проданы 22 февраля 1980 года и передавались в 1980-1982 гг. Ливийские передавались Ливии в период с 1982 по 1985 год.

История службы

МРК-22 был принят от промышленности 30 ноября 1981 года и временно включён в состав Дважды Краснознамённого Балтийского флота (ДКБФ). 8 февраля 1982 года исключён из списков ВМФ СССР; после прохождения алжирским экипажем необходимого обучения и практики, 12 мая 1982 года в Риге корабль передали новым владельцам. 1 июля 1982 года был расформирован советский экипаж.

В боевом составе ВМС Алжира бывший МРК был переклассифицирован в корвет и получил новое название «Раис Али» (англ. Rais Ali).

В 2006 году между правительством Алжирской Народно-Демократической Республики и «Рособоронэкспортом» был заключён контракт на модернизацию корветов «Раис Хамиду» и «Раис Али». Подрядчиком с российской стороны выступил судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. В 2011 году на приведённом в Санкт-Петербург «Раис Али» приступили к работам по модернизации, а в 2012 году модернизированный корвет был принят алжирскими заказчиками.

В составе ВМС Алжира корабль носит бортовой номер 803.

Оборонительная дуга

По словам вице-президента Академии геополитических проблем полковника Владимира Анохина, сейчас на Дальнем Востоке создается стратегическая оборонительная дуга Владивосток — Курильские острова — Сахалин–Камчатка.

— Как и положено, оборона эшелонирована, — сообщил эксперт «Известиям». — На дальних подступах к российскому побережью корабли, самолеты и десантные средства противника встретит флот при поддержке с воздуха. Потом — новые береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», последние из которых могут уничтожать корабли на удалении до 500 км. Непосредственно на суше десанту врага придется столкнуться с береговыми войсками Тихоокеанского флота. Пробить такой многослойный щит практически невозможно.

Камчатка занимает особое положение в этой оборонительной конфигурации. С ее территории контролируется важная часть Севморпути. Не стоит забывать и о базирующихся на полуострове стратегических подводных ракетных крейсерах с ядерным оружием.

Такая дуга России необходима, так как ситуацию в регионе спокойной назвать трудно, напомнил Владимир Анохин. По его словам, Япония до сих пор не рассталась с мечтой получить Курильские острова. А США имеют поблизости множество военных баз, в том числе на территории Южной Кореи.

МРК хорошо подходят для использования во внутренних морях и прибрежной зоне, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— Они нужны для того, чтобы не подпускать к нашим военно-морским базам иностранные корабли, — рассказал он «Известиям». — Интерес к Камчатке у иностранных флотов был всегда. В Вилючинске расположена база подводных ракетных крейсеров с ядерным оружием, которую тоже предстоит прикрывать «Оводам». Субмарины являются частью стратегических ядерных сил России. МРК также будут участвовать в мероприятиях по обеспечению выхода в море этих ракетоносцев.

Устройство

Буровая установка размещается на раме, которая крепится к автомобильной раме. В качестве шасси для установки может использоваться два автомобиля КАМАЗ-43114 и Урал 4320, а также на базе гусеничного вездеходного тягача ТТ 4М. Однако за последние 30 лет было выпущено довольно много машин, из-за чего можно найти различные модификации на базе полноприводных ЗИЛ 433442, ЗИЛ 433452, а также ЗИЛ 131. Однако их глубина бурения достигала всего лишь 4 метров.

Мачта в рабочее положение поднимается благодаря гидравлике. Она также оснащается указателем центра бурения, который используется в транспортном положении машины и помогает точно определить место под скважину. Для поддержания устойчивости имеются гидродомкраты, которые управляются от общей гидросистемы.

Бур приводится в движения от автомобильного двигателя Амур-531320, который передает свою мощность от раздаточной коробки и коробки переключения передач.

Раздаточная коробка также через промежуточный вал передает мощность на гидросистему, которая в свою очередь занимается подъемом мачты, гидродомкратами, а также движением по вертикали самой буровой установки.

Щит управления буровой установкой располагается с левой стороны. На нем размещены органы управления гидравлической системой.

Схема буровой установки МРК-750

1 — шасси автомобиля; 2 — коробка отбора мощности; 3 — мачта; 4 — механизм подачи; 5 — вращатель; 6 и 9 — гидроцилиндры; 7— раздаточная коробка; 8 — пульт управления; 10 — шнек; 11 — ведущий вал; 12 — угловой редуктор; 13 — гидроопоры; 14 — указатель центра бурения; 15 — ограждение; 16 — неповоротная рама; 17 — бак гидросистемы; 18 — опорная стойка.

Бурение может производится базовым шнеком на глубину до 4 метров, однако с использованием телескопического удлинителя возможно увеличить глубину до 8 метров и с еще одним дополнительным удлинителем до 9 метров. Однако придется периодически поднимать шнек для удаления грунта. Сейчас же ведутся работы, которые позволят модифицировать установку и увеличить глубину до 21 метра. Для этого будет использоваться непрерывный составной шнек, который не придется поднимать для удаления грунта.

При использовании высокопроходимого шасси ТТ4М принцип работы буровой установки точно такой же, как и с автомобильным шасси. Однако данное шасси лучше подойдет для работы на крайнем севере.

Базовая комплектация

В базовой комплектации автомобиль оснащается только самой буровой установкой, а также набором сменного бурильного инструмента. Это позволяет осуществлять бурение скважин глубиной до 9 метров и диаметром от 500 до 800 мм.

Дополнительная комплектация

Возможно дополнительно доукомплектовать буровую установку набором сменного бурильного инструмента, который позволит осуществлять бурение на глубину до 21 метра при диаметре скважины от 250 до 450 метров.

Также по желанию заказчика возможно комплектовать крановым оборудованием и генератором. Крановое оборудование используется для осуществления вспомогательных операций, при этом используется гидросистема машины. Генератор на 20 кВт используется для питания сварочного аппарата, а также различного строительного оборудования либо для обеспечения электроэнергией и светом вахтовых поселков.

Дополнительная комплектация позволит значительно расширить функциональные возможности буровой установки и сделать её действительно универсальной.

Тестирование

Летом 2014 года залпом из ЗРК «Редут» была поражена имитация крылатой ракеты. Запуск производился с борта корвета «Сообразительный». Это было первое успешное испытание, проведенное в Балтийском море. Затем удачно были поражены цели, имитирующие флот условного врага.

Осенью того же года проводилось тестирование комплекса на предмет поражения воздушных и надводных целей предполагаемого противника. Все мишени были ликвидированы. В 2020 году экипаж корвета «Сообразительный» успешно отобразил задание по уничтожению вражеских крылатых ракет. При этом залп осуществлялся в условиях трудной радиолокационной обстановки.

Высокие боевые возможности ЗРК «Редут» и ЗРК «Штиль» – во многом заслуга конструкторов . Они выполнили заказа Министерства обороны, невзирая на все трудности. В июле 2020 года руководство концерна официально заявило, что испытания рассматриваемых зенитных комплексов завершились успешно.

Вооружение

Главный ударный комплекс

Контейнер ПКРК «Малахит» на МРК пр. 1234, крышки открыты

Ракетный комплекс П-120 «Малахит» разрабатывался как унифицированный для подводных лодок и надводных кораблей и предназначался для поражения надводных кораблей противника. 8,84-метровая твёрдотопливная крылатая ракета при собственной массе 5400 кг доставляет 800-кг фугасно-кумулятивную боевую часть на дистанцию до 150 км от корабля-носителя; при наведении используется инерциальная навигационная система плюс активное радиолокационное самонаведение с коррекцией от инфракрасного датчика на конечном участке траектории.

Для обнаружения целей и целеуказания служит радиолокационный комплекс «Титанит», антенный пост которого размещён под массивным радиопрозрачным обтекателем над ходовой рубкой.

Зенитное вооружение

Основу ПВО корабля составляет зенитный ракетный комплекс малой дальности «Оса-М». В состав комплекса, помимо пусковой установки с ракетами 9М33, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения.

ЗРК «Оса-М» в боевом положении

Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 — 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах — до 50 км. Возможен приём целеуказания и от корабельной РЛС общего наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 — 8 секунд. Система наведения — радиокомандная. После схода с направляющих ракеты находятся в неуправляемом полёте до их захвата станцией визирования ракет, далее наведение на цель осуществляется с использованием командного метода управления по одному из вариантов: «трёхточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трёхточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям. При приближении ракеты к цели подаётся команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. По этой команде радиовзрыватель начинает излучать радиоимпульсы. При определённом уровне отражённых от цели сигналов происходит подрыв боевой части, дистанция срабатывания — до 15 м. В случае промаха подается команда отключения радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом БЧ от часового механизма или разрушается при ударе о воду.
Ракета 9М33 — одноступенчатая, с двухрежимным твёрдотопливным двигателем. При собственной массе 128 кг она несёт 15-кг боевую часть. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка», то есть имеет рули в носовой части и крыло в хвостовой. Четыре плоскости крыла конструктивно объединены в крыльевой блок; последний установлен подвижно относительно корпуса и может свободно вращаться. Пусковая установка ЗИФ-122 в походном положении убирается под палубу в погреб, в котором также находится боекомплект. Направляющие балки в опущенном состоянии располагаются вертикально. Ракеты размещаются на четырёх барабанах по пять штук на каждом. При переходе в боевое положение подъёмная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъёмная часть ПУ опускается за очередной парой ракет.

57-мм артустановка АК-725

Время перезаряжания установки — 16…21 с, скорострельность — 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 — по надводным. Время переноса огня на другую цель — 12 с. Вес ПУ без боекомплекта — 6850 кг.

Артиллерия малых ракетных кораблей проекта 1234 была представлена одной двухствольной башенной артиллерийской установкой АК-725 калибра 57 мм, расположенной на корме. Башня изготавливалась из дюралюминиевого сплава толщиной 6 мм, не бронировалась. В единой люльке внутри башни размещалось два ствола 75-калиберных 57-мм автоматических пушек. Боезапас установки 1100 выстрелов, темп стрельбы 200 выстрелов в минуту при длине непрерывной очереди в 100 выстрелов. Углы горизонтального наведения — 200° на оба борта, расчёт артустановки — 2 человека, масса — 3,9 тонны. Дальность стрельбы — 8420 метра (6950 м по самоликвидатору). Наведение орудий возможно как от выносного пульта, так и дистанционно от управления огнём МР-103 «Барс» с максимальной дальностью обнаружения целей в 40 км.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector