Кусаригама — оружие народа
Содержание:
- Синоби предпочитали быть тощими
- Применение
- Разновидности кусаригам
- История и описание
- Современное использование [ править ]
- Части [ править ]
- Померимся генами?
- Примеры кусари
- Находка или мусор?
- Шуангоу
- Кусаригама
- Современный Каларипаятту
- Урок №04. Фехтование
- Что достигалось при помощи кусаригам
- Уникальное оружие
- Внешние ссылки [ править ]
- Что достигалось при помощи кусаригам
- Примеры кусари [ править ]
- Оружие вождя
- Черный наряд синоби — это миф, порожденный театром
- Что достигалось при помощи кусаригам
- Одати
- Пата
Синоби предпочитали быть тощими
Согласно легендам, многие синоби были вегетарианцами, якобы для того, чтобы их тело источало минимум запаха, и им было легче скрыться от вражеских собак. В принципе, строгая диета — это не так уж далеко от правды, хотя ее реальная причина в другом. Для эффективной работы ниндзя должен быть довольно худым, и не только для того, чтобы легко взбираться на крыши и уступы.
Однорукий Волк действительно показывает чудеса ловкости — он стремительный и невесомый, как и положено легендарному синоби. Однако основная идея была в том, что накачанного и атлетичного мужчину, пытающегося выдать себя за крестьянина, вычислили бы сразу. Синоби приходилось истязать свое тело голодовками, чтобы быть похожим на голодного селянина или монаха — в целях маскировки.
Применение
Техника работы этим оружием позволяла нанести противнику удар с помощью гирьки, или запутать его с помощью цепи, после чего произвести атаку серпом.
Кроме этого, можно было метать в противника сам серп, после чего возвращать его с помощью цепи. Таким образом кусаригама использовалась при обороне крепостей. Крайне высокую сложность обучения владению данным оружием успешно компенсирует боевая универсальность: кусаригама может использоваться в качестве режущего, колющего, дробящего или даже метательного оружия.
Искусство ведения боя при помощи этого оружия называется кусаригамадзюцу.
Для достижения мастерского уровня владения кусаригама нужны тысячи часов тренировки. В первую очередь необходима отработка «маки» — техники обматывания цепью оружия противника. Для такого навыка нужно очень тонкое чувство атаки противника, в момент которой, например при поднимании меча и последующем ударе, к оппоненту надо приблизится. Оценка расстояния и правильная раскрутка имеют решающее значение, поскольку малейшая ошибка может обернуться избиением воином самого себя. Но, помимо подобных тонких моментов, боец, работающий с кусаригама, в схватке будет иметь значительное преимущество за счёт разнообразия возможностей применения этого оружия.
Большинство воителей находило кусаригама очень специфическим оружием, а некоторые даже считали его использование нечестным, ввиду комбинированной природы этого оружия. Вероятно, количество времени, необходимое для овладения кусаригама, было самым главным фактором, ограничивающим его популярность.
Однако во владении этим видом оружия, кроме сложности освоения, существовал еще один изъян — для эффективного использования кусаригама, а следовательно, и победы над противником необходимо было как можно больше свободного пространства, так как необходимо было эффективно развернуть цепь, чтобы захватить ею оружие противника, а потом уже атаковать его серпом спереди или подцепить лезвием со спины. Как раз этот изъян заметил и использовал в поединке искусный фехтовальщик Араки Матаэмон, сражавшийся с мастером кусаригама Ямада Синрюкан. Первый заманил противника в бамбуковую рощу, где недостаток свободного пространства помешал второму мастеру использовать своё смертоносное оружие.
Разновидности кусаригам
Разновидностей кусаригам японские бойцы напридумывали огромное число. Так, в некоторых вариациях фундо заменялись довольно-таки специфическими атрибутами:
- Мотки горящих тканей;
- Взрывчатые вещества в специальных емкостях;
- Живые ядовитые змеи;
- Факелы и прочее.
В результате контактирования оружия с неприятелем раздавался громоподобный взрыв, который на некоторое время полностью приводил к дезориентации неприятеля. После такого контакта, неприятель представал перед атакующим в более уязвимом положении для последующих нападений. Особенно эффективно эта разновидность кусаригам действовала против группы неприятелей.
Виды кусаригам изменялись в зависимости от того, какие школы занимались разработкой и боевым их применением. Одной из самых успешных школ в области кусаригама-дзюцу специалисты называют школу Иссин-рю. Некоторые из них предполагают, что ее образовал Нэн Ами Дзион в XIV или XV столетии, другие же считают, что Тан Иссин, но позднее.
Существовала еще и так называемая каен-кусаригама. Ее отличительной чертой от стандартных образцов аналогичного вооружения было то, что ее грузило оборачивалось куском пылающего материала. Вследствие этого усовершенствования атакующие достигали невероятного деморализующего воздействия на неприятелей.
Самой изощренной и удивительной составляющей в данном вооружении было использование живой ядовитой змеи. Главным образом для этих целей задействовались мамуси. Это такая разновидность японских щитомордников. С помощью мамуси-гам, или змеиных серпов, достигалось отвлечение неприятеля. Это предоставляло атакующим драгоценные доли секунды для нанесения точных решающих исход боя ударов.
История и описание
Редкая фотография 1800-х годов, на которой изображены кусари катабира (кольчужные куртки) и хати ганэ (лобные протекторы) с кусари сикоро (кольчужные щитки на шее).
У японцев было больше разновидностей почты, чем во всем остальном мире, вместе взятом. Кусари использовался в самурайских доспехах, по крайней мере, со времен монгольских нашествий (1270-е годы), но особенно с периода Нанбоку-чо (1336–1392). Кусари обычно делали из колец, которые были намного меньше, чем их европейские аналоги, а кусочки кусари использовались для соединения пластин и для драпировки уязвимых участков, таких как подмышки. Наиболее распространенные части самурайских доспехов могут быть сделаны из кусари в качестве основной защиты доспехов, а также из многих типов одежды, включая куртки , капюшоны , перчатки , жилеты , голени , плечи, набедренные щитки , даже носки кусари таби . Кусари гусоку (кольчужная броня) широко использовалась в период Эдо с 1603 по 1868 год как самостоятельная защита. По словам Джорджа Кэмерона Стоуна,
На протяжении большей части периода Эдо традиционные доспехи по большей части использовались в церемониях и как демонстрация богатства, силы, класса и звания, в то время как легкие переносные доспехи и бронированная одежда, такая как доспехи татами и кусари карабира, все еще использовались. В то время как крупные сражения ушли в прошлое, восстания, крестьянские восстания, конфликты кланов, индивидуальные дуэли, попытки убийств и т. Д. Гарантировали, что самураям все еще нужна была какая-то броня защиты. Самурайские полицейские периода Эдо (мати-ката дошин) носили одежду кусари для защиты при аресте, а Ян Боттомли в своей книге « Оружие и доспехи самурая: История оружия в древней Японии» показывает изображение доспехов кусари и упоминает кусари катабира (цепные куртки) со съемными руками, которые носили самурайские полицейские в период Эдо. Конец эры самураев в 1860-х годах, наряду с запретом 1876 года на ношение мечей в общественных местах, положил конец любому практическому использованию кольчуги и других доспехов в Японии. Япония превратилась в армию по призыву, и униформа заменила броню.
Современное использование [ править ]
В 9-м выпуске This Is Japan от Asahi Shimbun говорится: «Возможно, самым необычным японским боевым искусством является то, в котором используется кусаригама . Тот факт, что оно выжило на протяжении всей истории, немало свидетельствует об его эффективности. Тем не менее, случайный наблюдатель, не обученный в его использование было бы склонно рассматривать его как глупую игрушку «. Книга Тадаси Ямасита, которая учит людей пользоваться окинавской кусаригамой, рекламировалась в журнале « Черный пояс» в 1980-х годах.
В Республике Ирландия , то кусаригама классифицируется как незаконное наступательное оружие. Закон об огнестрельном и наступательном оружии 1990 года в Ирландии не разрешает производство, импорт или продажу кусаригамы и другого подобного оружия. Эти действия могут привести к тюремному заключению на срок до семи лет.
Части [ править ]
Цепь (кусари)
Цепочка (кусари) фундо кусари.
Обычно длина кованой цепи может варьироваться от 12 дюймов (30 см) до 48 дюймов (120 см). Звенья цепи могут иметь разные формы, включая круглую, эллиптическую и яйцевидную. Толщина цепочки тоже менялась. Обычно первое звено цепи, прикрепленное к грузу, было круглым и часто больше и толще, чем остальные звенья цепи.
Вес (фундо)
Вес (фундо) фундо кусари.
Груз, прикрепленный к каждому концу цепи, может иметь разные размеры и формы. Гири обычно точно совпадали по размеру и форме. На некоторых связанных цепных и весовых орудиях веса могут полностью отличаться друг от друга, причем один груз может быть намного длиннее другого, например, рукоять на одном конце, или один груз может быть круглым, а другой — прямоугольным. Формы гирь могут быть круглыми, шестиугольными или прямоугольными. Вес может быть довольно легким или довольно тяжелым, типичный вес составляет от 2 унций (56 граммов) до 4 унций (112 граммов).
Померимся генами?
Когда-то думали, что у столь сложного организма, как человек, должно быть очень много генов. Когда проект «Геном человека» подходил к завершению, ученые даже устроили тотализатор: сколько генов будет обнаружено? Каково же было их удивление, когда оказалось, что количество генов у человека и маленького круглого червя Caenorhabditis elegans примерно одинаковое. У червяка около 20 000 генов, а у нас — 20−25 тысяч.
Для «венца творения» факт довольно обидный, особенно если учесть, что существует много организмов как с бОльшим по размеру геномом (геном двоякодышащей рыбы протоптер, Protopterus aethiopicus, в 40 раз больше человеческого), так и с бОльшим количеством генов (у риса — 32−50 тысяч генов).
Но на самом деле у человека менее 2% генома кодируют какие-либо белки. Для чего же нужны остальные 98%? Может, там скрывается секрет нашей сложности? Оказалось, что существуют важные некодирующие участки ДНК. Например, это участки промоторов — последовательностей нуклеотидов, на которые садится фермент РНК-полимераза и откуда начинается синтез молекулы РНК. Это участки связывания транскрипционных факторов — белков, регулирующих работу генов.
Это теломеры, защищающие концы хромосом, и центромеры, необходимые для правильного расхождения хромосом по разным полюсам клеток при делении. Известны некоторые регуляторные молекулы РНК (например, микроРНК, препятствующие синтезу белков соответствующих генов на матричной РНК — копии гена-исходника), а также молекулы РНК, входящие в состав важных ферментативных комплексов — например, рибосом, которые собирают из отдельных аминокислот белки, передвигаясь по матричной РНК. Есть и другие примеры важных некодирующих участков ДНК.
Тем не менее бОльшая часть нашего генома напоминает пустыню: повторяющиеся последовательности, останки «мертвых» вирусов, которые когда-то давно встраивались в геномы наших предков; так называемые эгоистичные мобильные элементы — последовательности ДНК, способные перескакивать из одного участка генома в другой; различные псевдогены — нуклеотидные последовательности, утратившие способность кодировать белки в результате мутаций, но все еще сохранившие некоторые признаки генов. Это далеко не полный список «призраков», обитающих на «кладбище генома».
Примеры кусари
Кусари обычно использовался для соединения пластин брони на сангу (трех доспехах на конечностях), хаидатэ (бедренные доспехи), сунэатэ (голени) и котэ (бронированные рукава), доспехи для этих предметов также могли состоять почти полностью из кусари. Кусари также использовался для соединения пластин брони на многих типах татами . Кусари также можно было использовать в качестве основной брони для доу / до (нагрудный доспех), для кусадзури (тассеты) доу / до и на содэ (наплечный доспех). Многие типы японских вспомогательных доспехов использовали кусари при изготовлении или в качестве защиты кольчужных доспехов. Кусари катабира (куртки с кольчужной броней) были обычным предметом брони, как и кусари дзукин (капюшоны с кольчужной броней). Сикоро (защита шеи) на кабуто (шлемы) и хати ганэ (защита на лбу) может иметь кусари в качестве защиты кольчужной брони.
Находка или мусор?
Вызов представлению о существовании мусорной ДНК бросил проект ENCODE — The Encyclopedia of DNA Elements, «Энциклопедия элементов ДНК» (первые его результаты опубликованы в журнале Nature в 2012 году).
Получив многочисленные экспериментальные данные о том, какие части генома человека взаимодействуют с различными белками, участвуют в транскрипции — синтезе РНК-копий генов для последующей трансляции (синтеза белка из аминокислот на матрице информационной РНК) — или других биохимических процессах, авторы пришли к выводу, что более 80% генома человека так или иначе функциональны. Разумеется, данный тезис вызвал бурное обсуждение в научном сообществе.
Одна из наиболее ироничных статей, опубликованная Дэном Грауром, специалистом по молекулярной эволюционной биоинформатике, профессором Хьюстонского университета, и его коллегами в 2013 году в журнале Genome biology and evolution, называется так: «О бессмертии телевизоров: «функция» в геноме человека по лишенному эволюции Евангелию от ENCODE». Ее авторы отмечают, что отдельные члены консорциума ENCODE расходятся в том, какая часть генома функциональна.
Так, один из них вскоре уточнил в журнале Genomicron, что речь идет не о 80% функциональных последовательностей в геноме, а о 40%, а другой (в статье в Scientific American) и вовсе снизил показатель до 20%, но при этом продолжал настаивать, что термин «мусорная ДНК» нужно устранить из лексикона.
По мнению авторов статьи «О бессмертии телевизоров», члены консорциума ENCODE слишком вольно интерпретируют термин «функция». Например, существуют белки, которые называют гистонами. Они могут связывать молекулу ДНК и помогают ей компактно укладываться. Гистоны могут подвергаться определенным химическим модификациям.
Согласно ENCODE, предположительная функция одной из таких модификаций гистонов — «предпочтение находиться в 5′-конце генов» (5′-конец — это конец гена, от которого движутся ферменты ДНК- и РНК-полимеразы при копировании ДНК или при транскрипции). «Примерно так же можно сказать, что функция Белого дома — занимать площадь земли по адресу 1600, Пенсильвания-авеню, Вашингтон, округ Колумбия», — отмечают оппоненты.
Шуангоу
Шуангоу- это меч, с наконечником в виде крюка, с навершием в виде острия кинжала и гардой-серпом. В результате воин, вооруженный таким странным оружием способен был сражаться на разных дистанциях как вплотную, так и в отдалении от противника на расстоянии кончика меча. Затачивалась передняя часть клинка, вогнутая часть «гарды», навершие рукояти и внешняя сторона крюка. Иногда внутренняя сторона крюка не была заточена, что позволяло выполнять хват за эту часть оружия и наносить удары, как топором, той же «месяцевидной гардой». Все это многообразие лезвий позволяло комбинировать приемы, как на дальней дистанции, так и вплотную. Кинжалом рукояти можно бить обратными движениями, серпом — гардой не только резать противника, но и бить по-кастетному. Мысок — крюк меча позволял не только поражать рубящими или режущими движениями, но и цеплять противника, захватывать конечности, подсекать, зажимать и блокировать оружие, а то и вырывать его. Можно было сцепить шуангоу крюками, и, таким образом, внезапно увеличить дистанцию атаки.
Кусаригама
Кусаригама состоит из серпа кама, к которому с помощью цепи крепится ударный груз. Длина рукояти серпа может достигать 60 см, а длина лезвия серпа — до 20 см. Лезвие серпа перпендикулярно к рукояти, оно заточено с внутренней, вогнутой стороны и заканчивается остриём. Цепь крепится к другому концу рукояти, или же к обуху серпа. Её длина составляет около 2,5 м или меньше. Техника работы этим оружием позволяла нанести противнику удар с помощью гирьки, или запутать его с помощью цепи, после чего произвести атаку серпом. Кроме этого, можно было метать в противника сам серп, после чего возвращать его с помощью цепи. Таким образом кусаригама использовалась при обороне крепостей.
Современный Каларипаятту
В современной Индии Каларипаятту начали активно развивать с 1920 года как символ противостояния колониальному британскому режиму, а особенно с началом всемирного интереса к боевым искусствам вообще и рукопашному бою в частности.
В Каларипаятту различают Северный стиль, в котором много акробатики, гибкости, высоких прыжков, и атак по разным уровням, и Южный стиль, где основы составляют тяжелые удары, работа с оружием, и воздействие на болевые точки.
Когда англичане захватили Индию, они запретили заниматься национальной борьбой, увидев в ней символ сопротивления своей власти, поэтому система ушла в подполье, передаваемая втайне от мастера к сыну или любимому ученику. Теперь, понятное дело, она вышла из тени и стала популярна, причем настолько, что даже добрались до холодной России, где уже пятнадцать лет преподается в Санкт-Петербурге и какое-то время преподавалась в Москве.
Урок №04. Фехтование
Автор Vladimir Filin
Урок №04 04 Раздел “Кобудзюцу — фехтовальная техника”. Урок 01
Фехтовальная техника, как основа работы с клинком. “Склеенные мечи”. Кен-дзюцу, как открытая форма ведения боя клинковым оружием.
Кен-дзюцу -– искусство фехтования катаной, универсальным клинковым оружием, дающим возможность работать как тяжелым мечом, быстрой саблей, лёгкой шпагой или коротким мечом. Одновременное использование нескольких фехтовальных техник -– сложное и красивое искусство, напрямую связанное с уровнем владения собственным телом (тай-дзюцу, тай-сабаки) и “манипулированием” противником (тактика и стратегия хэйхо-дзюцу).
Вспомним о некоторых методах практики в Традиционной Школе: 1. Ката -– формальные сольные и парные упражнения 2. Рандори –- свободное фехтование 3. Специальные упражнения, в т.ч. тай-сабаки, субури 4. Тамеси гири -– разрубание предметов 5. Кумитэ -– различные виды соревнований, как доступный способ проверки результатов.
Ката (кадзё, форма), медитативная одиночная и парная практика с мечом в Японии, начинается с использованием “боккэн”, имитирующего настоящий меч – катану.
Для сравнения посмотрите два подхода в практике кен-дзюцу парных кадзё (ката, форм):
1-я форма стиля Катори. Омотэ-но тачи: Ицуцу-но тачи
1-я форма Син Кагэ стиля. Сан Гаку тай-но тачи. Итто Рёдан
Сразу бросается в глаза достаточно длинный ката в Катори , в т.ч. для более лучшего вхождения в медитативную практику (кстати на среднем и высоком уровне обучения они становятся значительно короче)
А в Син Кагэ -– очень короткий ката (если не обращать внимание на нарочито «медленные» действия исполнителей в этом ролике), который можно выполнять двумя способами: 1. за счёт физической силы, грубо, но практично 2. технически тонко и более «мягко»
технически тонко и более «мягко»
Вопрос: А можно ли изучить тонкую и мягкую работу катаной в короткой ката?
Ответ: Можно, если уже имеется достаточная чувствительность и умение работать не жестко.
Имеющиеся различия в технике специалистам видны невооруженным глазом: – Катори использует прямолинейные силовые методы, простые и надежные, чем обусловлена её популярность в армейской среде. Катори никогда не была закрытой школой, и подобная демократичность сыграла роль спасательного круга в смутные времена, которые поглотили немало прекрасных стилей. – Син Кагэ представляется некой противоположностью, так как практиковалась в рядах высшей знати. Приемы округлы, “мягки”, движения “тоньше”, точно выверены, акцент смещен в сторону мастерства, а не пробивной мощи. Наблюдается явно отличная от Катори стратегия КАГЭ (Тень) и Принципом Маробаси, “заимствованным” из более старинной Традиционной Школы Боевых Искусств (БИ) Кагэ-рю.
Кстати, стоит вспомнить, что Традиционные Школы в Японии, преподававшие в целях бизнеса, разделяли обучение как минимум на 3 уровня: 1. Омотэ -– открытый раздел, «скрывающий» истинные техники, которым обучали только своих; 2. Тюдан – средний; 3. Окудэн – закрытый. И хотя, о раскрытии “тайн” в Омотэ говорить не приходится, в первых ката тем не менее можно найти ВСЁ из арсенала стиля.
Открою вам тайну: невозможно научиться «секретам» (даже если их тебе дают) в начале обучения, должно пройти некоторое время в наработке чувствительности собственного тела, видении преподаваемой техники и умении повторить.
Вопрос: Можно ли фехтовать без чувствительности?
Ответ: Можно и без чувствительности, но фехтованием это будет назвать затруднительно, не говоря уж о “секретах”. Но при этом работать мечом вы научитесь значительно быстрее. Поэтому мы начнем с практики Катори стиля одновременно со свободными спаррингами, а через некоторое время перейдем к стилю Син Кагэ.
Вопрос: Как можно наработать чувствительность?
Ответ: Практикой специальных упражнений: тай-сабаки, «липких рук», «склеенных мечей» и др.
Поэтому параллельно с обучением фехтованию в виде практики ката и рандори, необходимо обязательно развивать чувствительность другими специальными упражнениями. Продолжая совершенствовать начатое в первом уроке о тай-сабаки, перейдем непосредственно к фехтовальной технике.
Что достигалось при помощи кусаригам
Хорошо натренированным воинам при наличии грамотного обращения с кусаригамами позволялось соединять технику приемов ближнего и дальнего боя. Защититься от таких непредсказуемых двунаправленных вооружений на практике оказывалось задачей непростой. Мастерски владеющие кусаригамами воины могли успешно биться с самыми серьезными соперниками.
При помощи грузила неприятеля:
- Обезоруживали;
- Ошеломляли;
- Травмировали;
- Дезориентировали;
- Обездвиживали и пр.
Серпами отражали удары, а также добивали неприятеля. Порой серп метали, после чего возвращали с помощью цепи. Главным недостатком этого оружия была потребность в большом открытом пространстве для свободного раскачивания тяжелой цепи.
Уникальное оружие
С того времени, когда человек начал охотиться на животных, он начал разработку различных видов оружия. Первоначально для убийства и защиты использовались заострённые камни и палки. С открытием металла начали изготавливать различные виды холодного арсенала: мечи, ножи, лук и стрелы. Такое оружие, как катар, использовалось не только для убийства и самообороны, но и имело большое религиозное и историческое значение. Арсенал также считался символом статуса и воинского достоинства раджпутов, сикхов и моголов. Помимо того, что он использовался для самообороны, катар также применяли для демонстрации богатства и высокого положения.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме японской кольчужной брони . |
Викискладе есть медиафайлы по теме самурайских доспехов . |
Онлайн-руководство по японской броне Энтони Брайанта
vтеЯпонское оружие, доспехи и снаряжение | ||||
---|---|---|---|---|
Мечи |
|
|||
Ножи и кинжалы |
|
|||
Древковое оружие и копья |
|
|||
Практическое оружие |
|
|||
Броня |
|
|||
Одежда |
|
|||
Самурайское снаряжение |
|
|||
Цепное и веревочное оружие |
|
|||
Булавы и дубинки |
|
|||
Посохное оружие |
|
|||
Метательное и метательное оружие |
|
|||
Огнестрельное и огнестрельное оружие |
|
|||
Самодельное и другое оружие |
|
|||
Сигнальные устройства |
|
|||
Пользователи |
|
|||
|
vтеТипы брони | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
Исторические типы брони |
|
||||
Современные виды брони |
|
||||
Вымышленные типы брони | |||||
|
Что достигалось при помощи кусаригам
Хорошо натренированным воинам при наличии грамотного обращения с кусаригамами позволялось соединять технику приемов ближнего и дальнего боя. Защититься от таких непредсказуемых двунаправленных вооружений на практике оказывалось задачей непростой. Мастерски владеющие кусаригамами воины могли успешно биться с самыми серьезными соперниками.
При помощи грузила неприятеля:
- Обезоруживали;
- Ошеломляли;
- Травмировали;
- Дезориентировали;
- Обездвиживали и пр.
Серпами отражали удары, а также добивали неприятеля. Порой серп метали, после чего возвращали с помощью цепи. Главным недостатком этого оружия была потребность в большом открытом пространстве для свободного раскачивания тяжелой цепи.
Примеры кусари [ править ]
Кусари обычно использовался для соединения пластин брони на сангу (трех доспехах на конечностях), хаидатэ (бедренные доспехи), сунэатэ (голени) и котэ (бронированные рукава), доспехи для этих предметов также могли состоять почти полностью из кусари. Кусари также использовался для соединения пластин брони на многих типах доспехов татами . Кусари также можно было использовать в качестве основного доспеха для доу / до (нагрудный доспех), для кусадзури (тассеты) доу / до и на содэ (наплечный доспех). Многие виды японских вспомогательных доспеховиспользовали кусари в своих постройках или в качестве защиты кольчужных доспехов. Кусари катабира (куртки с кольчужной броней) были обычным предметом брони, как и кусари дзукин (капюшоны с кольчужной броней). Сикоро (защита шеи) на кабуто (шлемы) и хати ганэ (защита на лбу) может иметь кусари в качестве защиты кольчужной брони.
-
Кусари таби (носки для кольчужных доспехов).
-
Кусари хан котэ (полурукавы / рукавицы кольчужных доспехов).
-
Карута кабуто с кусари сикоро (кольчужная защита шеи).
-
Кусари катабира (кольчуга).
-
Кусари котэ (рукава кольчуги).
-
Ханпо (полумаска) с кусари йодаре каки (кольчужная защита горла).
-
Нодова (защита горла) с кусари.
-
Кусари дзукин (капюшон с кольчужной броней).
Оружие вождя
Уникальной чертой палицы является ее внеклассовость. С одной стороны, дубина традиционно выступала в качестве “оружия пролетариата”. С другой же стороны, такие символы власти, как гетманские булавы, скипетры и императорские жезлы, представляли собой те же самые дубинки — только богато разукрашенные.
А это палица какого-то земного владыки. |
Почему именно дубина оказалась наиболее популярным оружием народной войны, понять легко. Но как случилось, что она стала еще и символом верховной власти?
Отношение к палице как к атрибуту правителя сложилось в очень давние времена — еще 10-15 тысяч лет назад. Конфликты между племенами охотников и собирателей в большинстве случаев были практически бескровными. Племя, со стороны которого к вечеру оказывалось больше раненых, признавало себя побежденным. Или не признавало. В этом случае спорный вопрос решался поединком вождей, которые уже бились насмерть.
Сражались они палицами. Такой выбор оружия был обусловлен тем, что распространенные в то время легкие щиты из прутьев и кожи легко выдерживали удары копья с костяным наконечником. Но от удара дубины гибкий щит не спасал.
Так палица стала первым оружием, предназначенным специально для войны, а не охоты. Позже, когда в моду вошли жесткие деревянные щиты, в ближнем бою стали использоваться топоры.
Славянский бог Перун сражается с львом. И где он нашел его в наших-то широтах… |
В эпоху мезолита и неолита форма палиц была очень разнообразной. Египтяне и ливийцы предпочитали простые колотушки длиной всего около 60 см со сферической головкой из твердого дерева. В Южной Америке и Африке встречались ассегаи длиной 120 см с широким остроконечным деревянным “клинком” в одну или даже две трети длины. Ассегаями можно было как бить, так и колоть. В Азии широко были распространены палицы со сферическим каменным навершием. Американские же и полинезийские племена использовали “вороны” с одним или несколькими длинными направленными вперед деревянными шипами. Иногда к изготовлению палиц применяли микролитическую (от греческого “микролит” — “мелкий камень”) технику. Так, макан представлял собой доску из твердого дерева, в края которой вклеивались осколки кремня или обсидиана, либо акульи или крокодильи зубы. Существовали как прямые маканы длиной до 100 см, так и более короткие варианты, имеющие форму весла, широкой капли или вытянутого овала. |
Намного позже в христианской Европе палица снова приобрела особый статус, став излюбленным оружием духовного сословия. Католицизм запрещал служителям церкви проливать кровь, и вместо мечей и топоров священники вынуждены были орудовать палицами.
Ослоп | ||
Палица, как правило, тяжелым оружием не была. Для меча или топора увеличение веса означало и более высокую пробивную силу. Но палица пробивной силой не обладала в принципе. Для того же, чтобы успешно дробить человеческие кости, слишком уж большой вес и не требовался. Тем не менее, существовали и гигантские двуручные палицы. Такие, как, например, дубина Геракла, которая, судя по некоторым изображениям, весила не менее 20 кг. Или почти такие: во всяком случае, сохранились как цельнодеревянные, так и цельнометаллические ослопы весом до 12 кг! Ослопы, несомненно, были самым тяжелым холодным оружием. Даже двуручные мечи весили “всего” 4-8 кг. Но с мечом понятно — а палицу-то зачем делать настолько массивной, если на ее пробивной способности вес никак не сказывался? Ну, щит, в который пришелся удар ослопа, может быть, и оставался цел… Так прямо целиком и улетал. Вместе со своим владельцем. Удар ослопа гарантировано сбивал врага с ног. |
Черный наряд синоби — это миф, порожденный театром
Классический угольно-черный костюм синоби — это миф, созданный самими японцами, а в его основе — курьезная ошибка. Дело в том, что в театре актеры, одетые в черное и двигающиеся на черном фоне, просто изображали скрытые силы природы и даже призраков. Так что «убив» героя на сцене, они символически показывали, что удар был нанесен из ниоткуда, а ниндзя остался неуловим. Со временем этот стереотип закрепился, и многие стали считать, что черный костюм — это и есть профессиональная одежда синоби.
Сами же ниндзя предпочитали во время диверсий носить темно-серое, темно-коричневое или темно-синее — черный цвет, как это ни странно, слишком выделяется в сумерках и не так уж хорош для маскировки. В этом смысле герой Sekiro довольно историчен: он одет в просторную одежду, удобную для воина и неброскую.
Что достигалось при помощи кусаригам
Хорошо натренированным воинам при наличии грамотного обращения с кусаригамами позволялось соединять технику приемов ближнего и дальнего боя. Защититься от таких непредсказуемых двунаправленных вооружений на практике оказывалось задачей непростой. Мастерски владеющие кусаригамами воины могли успешно биться с самыми серьезными соперниками.
При помощи грузила неприятеля:
- Обезоруживали;
- Ошеломляли;
- Травмировали;
- Дезориентировали;
- Обездвиживали и пр.
Серпами отражали удары, а также добивали неприятеля. Порой серп метали, после чего возвращали с помощью цепи. Главным недостатком этого оружия была потребность в большом открытом пространстве для свободного раскачивания тяжелой цепи.
Одати
Одати (яп. 大太刀, «большой меч») — один из типов длинных японских мечей.Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати — это мечи с клинками 1,6 — 1,8 метров.
Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.
https://youtube.com/watch?v=jK4jMfejEak
Пата
Узкое, достигающее метровой длины, лезвие этого клинка жестко закреплено в металлической чаше-панцире. прикрывающей руку от кисти до локтя. Таким образом, этот меч представляет собой продолжение конечности, внешним видом напоминая механический протез.
Пата
Вероятнее всего, конструкция паты стала дальнейшим развитием индийского кинжала катара, лезвие которого крепилось к раме с двумя поперечными рукоятями-перекладинами. Возможно, удлиненные локтевые упоры этого клинка видоизменились, получили дополнительные пластины защиты, превратившись в подобие латной рукавицы.
Пата с обратной стороны
Впрочем, оба вида оружия достигли наибольшего распространения примерно в одно время, в XVI-XVII веках, и, скорее всего, были сконструированы практически одновременно.
Из-за узкого удлиненного лезвия пата выглядит как колющий клинок, однако это совсем не так. Жесткая конструкция и крепление оружия к локтевому суставу руки полностью сковывает движения кисти, что делает выпады вперед очень неудобными. Обоюдоострый клинок паты в первую очередь предназначен для нанесения размашистых рубяще-режущих ударов.
Техника владения этим оружием лучше всего раскрывалась при использовании сразу двух клинков в обеих руках. Воин, мастерски управляющийся с патами, превращался во вращающийся смерч, мгновенно нанося противнику многочисленные резаные раны.
Пата XVIII века
Стоит отметить, что кроме функционального предназначения, защитная чаша-рукавица клинка очень часто использовалась оружейными мастерами как декоративный элемент и выполнялась в виде головы какого-либо свирепого животного. Этот факт, несомненно, придает дополнительную культурную ценность диковинному оружию.