Нагината
Содержание:
Катана
Катана (яп. 刀) ‒ длинный японский меч (дайто). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском, слово катана также обозначает любой меч. Катана ‒ японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».
По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов (существует и другое объяснение — японским кузнецам в пору становления холодного оружия не был известен способ получения высококачественной стали; клинки быстро тупились, и оружие было эффективным только при рубящих ударах, что изначально предопределило двуручный хват. В более позднее время, когда была открыта высококачественная сталь, длинная рукоять уже закрепилась как традиция).
Приобрести боевую катану затруднительно, в основном в продажу поступают цинковые ‒ не острозаточенные катаны, которые используются редко, и, в основном, для демонстрации техник мастерами и учениками.
БОЕВЫЕ МОЛОТЫ
Тяжелый боевой молот
Первоначально нашли своё применение в Персии, Индии, Германии. Со временем нашли применение по всей Европе. Оно обладает ударно-дробящим эффектом. Использовалось в основном против кольчуг и лат. Благодаря своей громоздкости имел так же и оглушающий эффект.
Оно так же полюбилось и простому народу благодаря своей дешевизне. Его активно использовали при восстании в 1932 году в Париже.
Возникновение первых видов молотов использовавшихся в бою стало возможным при увеличении размера рукояти в длину и модернизировании боевой части.
Этот вид оружия был эффективен в бою при атаке, так как имел высокие боевые свойства и оглушающий эффект. Однако при защите он становился абсолютно бесполезным. Боец, использовавший в качестве орудия молот, должен был сочетать его с щитом или латами.
Со временем модернизировав его, появилась возможность застревания в доспехах противника, благодаря использованию заострённого наконечника. Такой модернизированный молот имел название клевец. Возможность застревания в доспехах, перевела такой молот в категорию дополнительных оружий.
Клевец часто можно было спутать с чеканом, хотя каждый из них это модернизация отдельного вида орудия. Существовал так же вариант соединения клевца и чекана. Такой модернизированный вид нашли в Китае. Такое оружие имело своеобразное название. Войн на колесницах использовали его для нанесения ударов лежачим целям и захвата противника.
Оружие в прошлом, что погоны сегодня
сэтто – ритуальный меч
Ритуальное отношение к оружию зародилось в Японии задолго до становления самурайской культуры, еще во времена «государства Ямато» в VII веке. Оружие профессионального воина – это не только предмет для ведения поединков, но еще и «поручение» – поручение быть мужественным, непобедимым, обладать сакральной силой. Например, когда военачальник отправлялся в поход, государь вручал ему сэтто – ритуальный меч, после чего военная операция считалась начатой. Военачальник уже не мог вернуться домой даже для того, чтобы проститься с родными, он шел исполнять свой долг.
Оружие, пожалованное правителем, символизировало звания, почести, награды. Нередко особые типы мечей или пик выполняли в армии Ямато те же функции, что погоны сегодня.
Но ничего чисто «самурайского» в отношении к оружию мы здесь не найдем. Самураи лишь эстетизировали, перевели на более высокий ритуальный уровень тот оккультный подход к оружию, который существовал за сотни лет до них как в Японии, так и в Китае.
Боевые возможности нагинаты
Нагината – универсальное оружие. Оно собрало в себе все самые сильные стороны меча, копья и длинного шеста. Воин с этим оружием мог наносить противнику рубящие и колющие удары, при этом держа его от себя на значительном расстоянии.
Старинной нагинатой не удобно было наносить колющие удары, однако, она обладала высокими рубяще – режущими свойствами за счет сильного изгиба и ширины клинка. Считалось, что простолюдины, которые были ее первыми владельцами, старались отрезать врагу ноги, при этом, не подпуская его к себе на близкое расстояние и защищая себя, таким образом, от ударов вражеского меча.
Зато старинная тяжелая нагината, обладала мощным рубящим ударом, изогнутое и заточенное с одной стороны лезвие клинка идеально подходило для широких секущих дугообразных движений. Применялась для того, чтобы отрубить руки или ноги конного противника или повредить ему сухожилия, так как в этих местах доспехи были слабыми, либо чтобы нанести вред или зарубить лошадь, а так же добить упавшего всадника.
Нагината не рассчитана на нанесение мощного удара сверху вниз по голове и ею с трудом можно нанести прицельный удар, например, попасть в щель забрала, как это может сделать европейская алебарда. При этом оглушающие удары по голове противника, даже если он находился в шлеме, были все равно весьма ощутимы, вряд ли враг оставался после них в сознании. В целом же, нагината считается маневреннее и легче европейской алебарды.
Конструктивные особенности нагинаты собрали в себе приемы, как меча, так и копья в технике фехтования. Как у меча у нагинаты древко овальное, а не круглое, как у копья. По такой форме легче сориентировать в бою направление клинка. Так же с овальной рукоятью удобнее рубить, и отбивать даже самые быстрые удары, наприме, копья или меча. Воин с нагинатой мог рубить и колоть в различных уровнях и по различным траекториям.
До эпохи развития Хэйан в Японии(794 – 1185) нагината, как оружие применялась только пехотинцами. В период воин (с 1181 по 1185 годы) это оружие начинают применять и наездники, так как им эффективно было уничтожать лошадей противника и наносить конному врагу серьезные травмы. Не вышла она из обихода и активно продолжала использоваться в этот период в бою пехотинцами, нагината даже способствовала появлению в доспехах элементов защиты ног, что ранее не было востребовано.
Широкие возможности нагинаты требовали хорошей физической подготовки воина, особенно его кистей и предплечий. Оружие можно перебрасывать из руки в руку, им выполнялись различные круги и восьмерки.
В руках опытного фехтовальщика опасным становился и нижний конец рукояти с острием
Им можно было выполнять различные тычки врагу, отбиваться, отвлекать внимание, чтобы затем острым клинком нанести серьезный удар. Острым наконечником можно было нанести колющие и рубящие удары
Средней частью нагинаты воин мог блокировать удары противника или оттолкнуть его. Длинная рукоять нагинаты давала возможность вести бой на приличной дистанции и проявляла эффективность в борьбе с несколькими противниками одновременно.
Наглядно представлены возможности нагинаты в одном из древнейших памятников японской литературы конца 15 – начала 16 века «Сказание о Ёсицунэ». Живой оригинальный язык того времени профессионально смог передать Аркадий Стругацкий. Вот как там описывается бой главного героя произведения Минамото Ёсицунэ, который стал участником феодальных воин 12 века. «Он рубил навзлет и наотмашь, протыкал животы коням, а упавшим всадникам отсекал головы ударами под шлем, либо оглушал их и резал насмерть. Рубил направо, налево и вокруг себя, и ни один человек не мог к нему подступиться, чтобы схватиться лицом к лицу. В безумной ярости метался Бэнкэй, нанося удары во все стороны. Разогнав нападавших, он воткнул нагинату острием в землю, оперся на древко и устремил на врагов взгляд, исполненный гнева.»
Японские Боевые Искусства
Нагината-дзюцу — боевое искусство владения японской алебардой- нагината.
Нагината представляет собой клинок, чем-то похожий на изогнутый меч, который крепится к длинной рукояти (например, в школе Катори Синто-рю используют нагинаты длиной примерно два с половиной метра).
Исследователи истории боевых искусств считают, что идею алебарды японцы взяли из Китая, где в ходу было похожее оружие под названием «дадао». Своей кульминации искусство боя алебардой достигло в период боевых действий между кланами Минамото и Тайра, которые происходили во второй половине XII в. Спад нагината-дзюцу начался в середине XVI века, когда на смену алебарде пришло более длинное копье.
Однако стоит заметить, что боевые характеристики алебарды на порядок выше, чем у копья, так как в технике нагината-дзюцу органично слились приемы боя копьем и мечом. Ей можно не только колоть и резать, но и наносить рубящие удары навзлет и наотмашь, атаковать на всех уровнях, блокировать и отклонять клинком выпады противника. В бою воин, вооруженный нагината напоминает смерч. Опасность для него представляет только огнестрельное оружие, либо плотный строй копейщиков, вооруженных копьями длиной 4—5 метров. Именно поэтому в XVI веке, когда на смену одиночному воину пришла тактика использования целых отрядов, вихревая манера боя бойца с алебардой разбилась о каменную стену строя копейщиков.
Нагината-дзюцу
Но небольшое число любителей продолжали практиковать бой с нагинатой и тогда. Даже разведчики-ниндзя отдавали дань боевым свойствам алебарды, хотя, на первый взгляд, она достаточно велика, чтобы носить ее с собой во время диверсионных операций, во время которых приходилось взбираться на деревья, маскироваться в кустах и так далее. Однако известный мастер ниндзюцу по имени Хоригути Гэнъисай Садамицу придумал нагинату с укороченным древком. Она получила название «ко-нагината», что переводится как «малая алебарда».
В мирный период Эдо нагината стала считаться оружием женщин. Работой с алебардой обучались практически все женщины из самурайских родов. Но это совсем не означает, что мужчины оставили алебарду полностью.
Искусство нагината-дзюцу было вошло в обязательную подготовку во многих школах боевых искусств: Ёсин-рю, Катори Син-то-рю, Касима Синто-рю, Ко-рю, Нэн-рю, Тэндо-рю, Судзука-рю, Дзики синкагэ-рю и многих других.
В конце эпохи Эдо нагината-дзюцу постепенно начало становиться видом спорта. Значительное распространение получили турниры с использованием защитных доспехов (железная маска и бамбуковая кираса) на учебных алебардах с полосой из бамбука вместо боевого клинка. Противник был вооружен такой-же алебардой либо бамбуковым мечом синай. Позже на этом фундаменте выросло современное спортивное направление нагината-до («Путь нагината»)
Нагината-до как вид спорта
После буржуазной революции Мэйдзи (1868) нагината-дзюцу совершенно утратило какое-либо воинское значение и пришло в упадок. К счастью, с конца 70-х гг. XIX в. при поддержке Ассоциации воинской добродетели (Бутокукай) медленно началось его возрождение. Благодаря упорству энтузиастов до нынешнего времени сохранились такие школы нагината-дзюцу как Тэндо-рю и Тодаха Буко-рю, а также некоторые школы комплексного боевого воспитания, включающие в свою программу обучения нагината-дзюцу (например, Катори синто-рю).
Спортсмены из Японии с 1955 года объединены во Всеяпонскую федерацию нагината (AJNF), а самый первый общеяпонский чемпионат по нагината прошёл в апреле 1956 года. Наибольшее распространение получили спортивные секции нагината при высших учебных заведениях.
Кроме непосредственно Японии, нагината как вид спорта получила признание в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке.
Большинство иностранных организаций состоят в Международной федерации нагината (International Naginata Federation, INF), родившуюся в декабре 1990 года.
Международная нагината
Бразилия
Атараси Нагината — малоизвестное боевое искусство в Бразилии. Это искусство практиковалось в японской колонии в период до Второй мировой войны, но о нем практически нет никаких записей. Самым выдающимся учителем того времени был сенсей Шизу Фурумото.
Нынешняя группа практикующих начала свою деятельность чуть более 30 лет назад, когда профессор Хацуэ Такахаши приехал из Японии в 1987 году и провел демонстрации в Сан-Паулу, составив первую группу практикующих это боевое искусство. Эта небольшая группа постепенно увеличивалась под руководством того же учителя Такахаши, который время от времени приезжал в Бразилию.
В 1993 году была создана Ассоциация Нагината до Бразилии — ANB, которая объединяет практикующих и сторонников Атараси Нагината, членство которой в Международной федерации Нагината — INF, было одобрено и принято в качестве ее восьмого члена. Это дало возможность Бразилии официально участвовать в мероприятиях РСМД. Так, в 1993 году Бразилия участвовала в 3-м Международном турнире дружбы в Лос-Анджелесе, США, и на 1-м чемпионате мира в Токио, Япония. В 1995 году это было на Семинаре и Турнире в Ямагате — Япония. Присутствовал на 2-м чемпионате мира в Париже, Франция, и в 1996 году Бразилии выпала большая честь принимать у себя 4-й Международный турнир дружбы.
В настоящее время в Бразилии есть учитель, уполномоченный INF преподавать искусство Атараши Нагинаты: Ясуе Морита Сенсей, имеющий степень 4-го дана и поддерживающий учебную группу через ANB в Сан-Паулу. Отвечает за распространение этого боевого искусства и за руководство для людей, заинтересованных в его изучении, в соответствии с принципами Атараси Нагината и правилами INF. В Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Манаус и Порту-Алегри есть учебные группы, которые курирует ANB. Он также отвечает за исследовательскую группу, сформированную в Аргентине и Чили.
В 2007 году в Бельгии прошел 4-й чемпионат мира по Нагинате, где Бразилию представляла команда Ассоциации Нагината до Бразилии.
В 2011 году в Японии прошел 5-й чемпионат мира по нагинате, где бразильская команда имела возможность участвовать в индивидуальном сиай (бой), командном сиай и энги (соревновании по ката).
В 2015 году в Канаде прошел 6-й чемпионат мира по нагинате, где бразильская команда приняла участие в чемпионате и семинаре и вернулась в Бразилию с сертификатами об окончании школы. Также было замечательно участие практикующего Томоми Хасэгава 3-го курса, который занял 3-е место на чемпионате дружбы.
В 2018 году ANB была удостоена чести провести Международный семинар по нагинате в Сан-Паулу. Куда приезжали мастера Японии, Бельгии и США и тренировали троих. В последний день был проведен выпускной экзамен, на котором два человека получили третий день, один человек получил шодан, а другие практикующие получили кю. Участвовали Аргентина, Германия и несколько регионов Бразилии.
В 2019 году в Германии прошел 7-й чемпионат мира по Нагинате. В нем приняли участие 14 стран с нескольких континентов. Где практикующий Томоми Хасэгава из бразильской команды получил 4-й дан и сертификат рефери.
Кистень
Контактно-раздробляющее приспособление широко ценилось в конных сватках, при доминирующих силах противника. Кистень – палица, на которой присутствует цепь с шаром. Сила удара была так велика, что самые прочные доспехи сминались и противник вылетал из седла. Оружие предназначалось не только для убийства, но и дезориентации противника.
История происхождения
Первые булавы появились еще во времена Руси. Боевое средство обладало высокой ударной мощью, но отсутствие мобильности и подвижности понижало общую эффективность. Этот недочет был подмечен европейскими оружейниками и в конце 10 века на свет появился первый кистень.
Оружие быстро приобрело актуальность. Пешие солдаты выбивали конных всадников, при этом находясь вне зоны поражения мечей. Гири на цепи стали использоваться Английскими рыцарями, Германскими и Италийскими всадниками. Тяжеловооруженную конную пехоту ставили в первые ряды, для внесения в ряды противника разлада и беспорядка.
Окончательная модернизация состоялась лишь в 14 веке. На гире появились длинные шипы, цепь и палица стали длиннее. Но солдат, умеющих совладать с оружием стало меньше, из-за увеличившегося веса. Начались подготовки воинов, владевших исключительно цепной гирей и приемами позволяющими использовать ее максимально эффективно.
Описание
Конструкция кистеня подразумевает мобильность, подвижность и высокую ударную мощь. Первоначальный вид оружия – палица с удобной рукоятью (50 сантиметров) называемая кистенищем. На другом конце располагается шар (гиря), разного размера и формы. Крепежным элементом выступает крепкая железная цепь, длиною в полметра.
Во время активных боевых действий кистень значительно видоизменился. Кистенище было удлинено до 70 сантиметров, шар стал крупнее, снарядился шипами. Железная цепь была утолщена, но ее длина осталась прежней.
Удлинение крепежной конструкции снижало мобильность, так как воину требовалось больше усилий, чтобы метнуть кистень во врага.
Разновидности
В боевой обстановке единственным верным решением выступает адаптация к происходящим событиям. Неверно подобранное оружие стоило воину жизни. Кистень был эффективен лишь в ближнем бою, против копья или двуручного меча он был бесполезен. Чтобы компенсировать недостатки оружия, было изобретено несколько видов, предназначающихся для ведения боя против пехоты или конницы:
- Стандартный тип. Обладает первоначальным видом. Эффективен против конной пехоты и ближнего боя. На шаре отсутствовали шипы, общий диаметр гири составлял 15-20 сантиметров. Нанести смертельный ущерб противнику было невозможно;
- Следующий тип – контактно-дробящее оружие. Не отличался от стандартного кистеня по конструкции, но гиря значительно видоизменилась. Появились шипы, ударную конструкцию стали делать ромбической или квадратной формы. Легко пробивала слабые латы;
- Моргенштерн – законченный вид этого оружия. Длина рукояти – 60 сантиметров. Моргенштерн был оснащен специальным ремешком, для удобного расположения на кисти. На гире появились длинные шипы или мелкие выступы. Появилась возможность нанести смертельное ранение противнику.
Кистень эффективен против пехоты или всадников облаченных в легкие латы. Прочные доспехи не мог пробить даже моргенштерн. Современные интерпретации этого оружия предназначаются лишь для оглушения и дезориентации противника.
Нагината
Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод — «длинный меч») — японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и клинок от 30 до 50 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом европейской глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но обладает более легким весом.
Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. Согласно одной версии, нагината произошла от крестьянского рабочего орудия, использовавшегося для рубки, вероятно, напоминавшего сибирскую пальму. По другой, она ведёт своё происхождение от китайских «алебард», проникших в Японию между II в. до н. э. и II в. н. э., бронзовые наконечники которых найдены при раскопках на о-ве Кюсю. Вплоть до эпохи Хэйан (794-1185) нагинатой пользовались в основном пехотинцы, но в годы войны Гэмпэй (1181-1185) её достоинства оценили и благородные воины, применявшие её для подрезания ног вражеских лошадей.
Со временем конструкция нагината претерпела некоторые изменения. Если в период Хэйан чаще использовались нагината с сильно изогнутыми и массивными клинками длиной от 60 до 120 см, закреплёнными в древке длиной 1,2-1,5 м, то начиная с XIV века наконечник становился всё короче и с меньшим изгибом, а длина древка увеличивалась. Классическая форма нагинаты сформировалась в эпоху Эдо: наконечник длиной от 30 до 70 (чаще всего 60) см, закреплённый в древке длиной 180 см.
Древко нагинаты изготовлялось из дуба, покрывалось лаком и нередко имело овальное сечение, что облегчало определение направления лезвия при быстрых вращениях и перехватах. Клинок мог отделяться от древка круглой гардой цуба. Клинки, за исключением изготовляемых для знатных заказчиков, как правило, уступали по качеству изготовления наконечникам копий яри. Формы клинков также различались: у некоторых они напоминали лезвия мечей, у других к концу расширялись. Иногда в качестве наконечников нагинат использовались перекованные клинки катан.
Нагината издавна являлась излюбленным оружием сохэев и ямабуси, монахов-воинов.
В мирное время нагината использовалась женщинами из сословия самураев для защиты своего жилища. Ею охотно пользовались легендарные онна-бугэйся, например, известная Годзэн Хангаку, или Итагаки, командовавшая в 1201 году гарнизоном из 3000 воинов в замке Торидзакаяма, осаждённого 10000-ной армией клана Ходзё.
Источники свидетельствуют, что в эпоху Сэнгоку (1467-1573) подобные женщины-воительницы из самурайского рода нередко становились последними защитницами осаждённых крепостей.
Так, в «Бити хёранки» («Повести о смуте в Бити») рассказывается о супруге Мимура Котоку, которая, вооружившись нагината, совершила удачную вылазку из замка своего мужа во главе отряда из 83-х дам, а в «Иранки» («Повести о мятеже в Ига») описывается эпизод из обороны замка Хидзияма, при защите которого геройски погибла 38-летняя госпожа Киё-но годзэн, также виртуозно владевшая нагината.
Немецкий историк Энгельберт Кэмпфер в своей «Истории Японии» (1727) сообщает, что нагинатой традиционно вооружались придворные дамы сёгунов Токугава, обучавшиеся навыкам владения ими с 12 лет. В эпоху Токугава (1603-1868) все японки из самурайских семей были обязаны к 18 годам овладеть умением обращаться с нагината.
Уже в XVIII веке нагината практически выходит из употребления, превратившись в семейную реликвию или атрибут различных церемоний. Эпизодически подобное оружие использовалось ещё в 1868 году во время войны Босин в боевых столкновениях в префектуре Фукусима, а также в 1876 году во время восстания в Сацума, преимущественно женщинами.
В старой Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. В середине 1920-х годов оно введено в обязательную программу для средних школ, а в 1955 году образована Всеяпонская федерация нагината (AJNF). В наши дни нагината является одним из символов Японии, хотя и не столь известной, как катана (часто встречается в музеях и упоминается в современном искусстве.
В 2020 году создана Российская ассоциация нагинаты. Сегодня этот вид японского боевого искусства культивируется в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.
История оружия
Как уже было сказано выше, первое упоминание о нагинатах относится к началу VIII столетия, его можно найти в знаменитой хронике Кодзики – монументальном памятнике древнеяпонской литературы. В ней упоминались сохэи – легендарные священники-воины, – которые использовали нагинаты. Вероятно, что это оружие пришло в Японию из Китая (там существует очень похожий аналог под названием дадао), а затем была значительно доработана в соответствии с японскими воинскими, ремесленными и культурными традициями.
Нагинату можно увидеть на исторических рисунках, изображавших сражения периода Тэнге (X век). В «Летописи Трех Лет в Ошу» (XI век) дается подробное описание использования этого оружия в бою. Из повествования становится понятно, насколько высоко воины того периода оценивали боевые качества нагинаты. В XII веке, во время так называемой Войны Гэмпэй нагината получила широкое распространение в качестве эффективного средства против вражеской кавалерии. Активное использование этого оружия привело даже к изменениям в традиционном японском доспехе: чтобы уберечь ноги воинов от ударов нагинаты, была введена специальная защита голени.
Если судить по древним литературным источникам, то настоящими виртуозами владения нагинатой были монахи сохэи. До нас дошли красочные описания поединков с использованием нагинат во время ожесточенных войн между кланами самураев Минамото и Тайра.
В XIV-XV вв. нагината стала несколько короче и получила ту форму, которую мы знаем сегодня. В это же время тактика кардинально изменилась тактика боевых действий, на поле боя на смену разрозненным группам воинов пришел сомкнутый строй копейщиков. Против длинных копий нагината была малоэффективна. В XVII столетии с появлением огнестрельного оружия боевое значение нагинаты стало еще меньше.
Однако чем менее нагината становилась полезной для мужчин, тем больше внимания на это оружие обращали японские женщины. Когда именно самурайские дамы «положили на нее глаз», сказать трудно. В средневековой Японии женщины-воительницы не были таким уж исключительным явлением, в летописях полно описаний их подвигов. Однако в ранние периоды для своих боевых свершений они чаще использовали лук или короткий меч. Бытовало мнение, что нагината прекрасно подходит для представительниц прекрасной половины человечества, так как ее длина позволяет удерживать противника на значительном расстоянии и таким образом нивелирует преимущества мужчины в росте, силе и весе. Естественно, что не все средневековые японки могли позволить себе заниматься нагинатадзюцу, обычно это была привилегия аристократок.
Женщины из знати, которые в те неспокойные времена проживали в опасных приграничных районах, не были изнеженными или слабыми. В случае необходимости они сражались бок о бок со своими мужьями или братьями. В то время их положение в обществе было весьма высоко, они нередко становились управляющими своих владений, что вынуждало обучать девочек хотя бы минимуму воинских умений. Вероятно, что некоторые японские дамы этим самым минимумом не ограничивались.
Нагината очень быстро превратилась в символ статуса женщин из класса самураев, зачастую она была частью приданного девушек из благородных семей. Считалось, что с помощью этого оружия онна-бугайся («женщина-самурай») вполне способна защитить свой дом в случае отсутствия мужа. Женщина, владеющая техникой нагинатадзюцу, могла в одиночку справиться с бандой головорезов, проникших в ее дом.
В «Повести о военной смуте в районе Бити» описывается, как супруга самурая Мимура Котоку, прихватив свое любимое оружие и вооружив еще 83 женщин, пошла в бой, «вращая своей нагинатой, словно мельничным колесом». Затем она вызвала на поединок предводителя нападавших. Мужчина отказался драться с ней, заявив, что она демон. Дальше в летописи говориться, что женщины вернулись в замок, проложив себе дорогу через строй вражеских воинов.
Уже в середине XV века многие традиционные школы японских боевых искусств ввели нагинатадзюцу в обязательную программу обучения. Надо сказать, что во время тренировок девочкам не делали никаких поблажек, требования к ним были также суровы и жестки, как и к мальчишкам при обучении их кэндо.
В одном из старинных японских трактатов говориться, что «обучение нагинате, домашней экономике и шитью сделают женщину идеальной». Вот такое вот Kinder, Küche, Kirche («кухня, дети, церковь») по-японски. Считалось, что занятие с нагинатой воспитывали в женщинах сильную волю и позволяли лучше понять самурайские традиции, чтобы стать идеальной супругой воина.
Внешние ссылки [ править ]
- Всеяпонская федерация нагината
- Международная федерация нагината
vтеЯпонские боевые искусства | |
---|---|
Списки |
|
Ко-будо |
|
Гендай Будо |
|
Условия |
|
Японских боевых искусств • Япония Боевые искусства |
vтеБоевые искусства | |
---|---|
|
|
Региональное происхождение |
|
Безоружные техники |
|
Оружие |
|
Обучение персонала |
|
Борьба |
|
Поразительный |
|
Внутренний |
|
Полный контакт / единоборства |
|
Самозащита / боевые действия |
|
Эклектика / гибриды |
|
Развлекательная программа |
|
|
Катаны
Клинок Ниндзя
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 1
- Режущий урон: 1,76
- Дробящий урон: 0
- Бонус к атаке: +2
- Бонус к защите: -4
- Стоимость (при покупке): 75 547
- Стоимость (при продаже): 11 332
Расположение: можно забрать у Димака, обитающего в Башне Ниндзя.
Катана
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 2
- Режущий урон: 2,2
- Дробящий урон: 0
- Бонус к атаке: +4
- Бонус к защите: -4
- Стоимость (при покупке): 188 870
- Стоимость (при продаже): 28 330
Расположение: можно забрать у Императора Тэньгу, который обитает в городе под названием Груз.
Катана без цубы
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 1
- Режущий урон: 2,2
- Дробящий урон: 0
- Бонус к атаке: +6
- Бонус к защите: -6
- Стоимость (при покупке): 188 870
- Стоимость (при продаже): 28 330
Расположение: можно забрать у Генерала Джана, обитающего в Пепельном Куполе III.
Вакидзаси
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 1
- Режущий урон: 1,98
- Дробящий урон: 0
- Бонус к атаке: +2
- Бонус к защите: -2
- Стоимость (при покупке): 94 435
- Стоимость (при продаже): 14 165
Расположение:
- Можно забрать у Леди Кана, обитающей в Порте Север.
- Можно забрать у Хозяйки Грэйс, обитающей в Южной рабской ферме.
- Можно забрать у Хозяйки Рэн, обитающей в Рабской ферме, расположенной в области Хэн.
Топпер
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 4
- Режущий урон: 2,42
- Дробящий урон: 0,2
- Бонус к атаке: 0
- Бонус к защите: 0
- Стоимость (при покупке): 56 660
- Стоимость (при продаже): 8 499
Расположение: можно забрать у Носорога, обитающего в Пепельном куполе II.
Нодати
Характеристики:
- Вес (в килограммах): 8
- Режущий урон: 2,64
- Дробящий урон: 0
- Бонус к атаке: +4
- Бонус к защите: -4
- Стоимость (при покупке): 226 644
- Стоимость (при продаже): 33 996
Расположение: можно забрать у Саванта, который обитает в Доме Кожи – Штаб.
Айны – островной народ. Осмысление боевой практики
Многое в оккультном осмыслении боевой практики самураи почерпнули у айнов – древнейшего народа Японии. Айны изготовляли церемониальные, или «парадные», мечи и ножи, придавая им порой самые необычные формы. Рукояти, длинные, как у самурайской катаны, покрывались сложнейшим орнаментом, а деревянные ножны представляли собой туловище рыбы, заглатывающей сам нож. Айны – островной народ, живущий в основном дарами моря, – предпочитали именно силуэты рыб, раковин, моллюсков, видя в этом магическое «призывание удачи». В изготовлении клинков айны не были большими мастерами, они получали их путем обмена у жителей северовосточной части острова Хонсю. Зато сами изготавливали рукоять и ножны и наносили на них орнамент, считая, что таким образом переводят простой кусок дерева или металла в разряд ритуально-магических предметов.
Священное отношение к мечам сохранилось у айнов практически до нашего времени, оно существовало параллельно с самурайской культурой «одухотворенного оружия».
Оружие айнов выполняло «лечебные» функции; то же самое можно встретить и у самураев.
Цуба
А чуть позже самураи превратили цубу в магический предмет воинского ритуала. Священным считался не только самурайский меч, священно было и обучение владению катаной. Секреты искусства кэн-дзюцу хранили чудесные существа – цухи-тэнгу. Они обычно представляли собой полулюдей-полуворон. Те тэнгу, которые стояли ближе к людям, именовались кохода-тэнгу, а те, кто был больше похож на ворон, – карасу-тэнгу. Последние обладали крыльями и очень длинным носом. Рассказывают, что великий мастер меча Ёсицунэ был первоначально скромным монахом на горе Курама. Как-то в видениях ему явился кохода-тэнгу и начал обучать искусству владения мечом, после чего Ёсицунэ не стало равных во всей Японии.