Выковываем нож с изогнутым клинком из рессоры
Содержание:
- Ссылки [ править ]
- Особенности клинка фламберг
- ENTRY FLOW
- Империя франков и ее осколки
- Ксифос, Древняя Греция
- Русский меч
- Сабля
- Конструкция[править]
- Об истории возникновения чикнуэды
- Меч Марса
- JUDGES
- Гладиус — покоритель мира
- Греческие мечи
- Булли — фанфароны с окраин
- Благородным можно было ходить с мечом и шпагой, а вот горожане и крестьяне были вынуждены вооружаться короткоклинковым оружием — ножами и кинжалами.
- Используйте [ редактировать ]
- Рукоять из цветного металла
- Мифы
Ссылки [ править ]
- ^ κοπίς , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, средний греко-английский лексикон , о Персее
- ^ κόπτω , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, средний греко-английский лексикон , о Персее
- ^ Гордон, DH (1958) «Ятаганы, сабли и фальшионы». in Man , Vol 58, p. 24
- ↑ Коннолли, П. (1981) Греция и Рим в состоянии войны . Макдональд Фебус, Лондон, стр. 63 и 99.
- ^ Для хорошего резюме доказательств см F. Кесада Санс: « Махаир , копис , Фалькат» в Homenaje Франциско Torrent , Мадрид, 1994, стр 75-94..
- ^ Tarassuk & Blair, СВ «копис», Полная энциклопедия оружия и оружия , 1979.
- ^ Sidnell, P. (2006) Warhorse: Кавалерия в Древней Warfare. Международная издательская группа «Континуум», стр. 33–34.
- ^ Гордон, DH (1958) «Ятаганы, сабли и фальшионы». in Man , Vol 58, Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии, стр. 25–26.
Особенности клинка фламберг
Особенности фламберга
Из-за особой заточки, фламберг наносил такие раны, которые не заживали или приводили к гангрене, он практический убивал противника на смерть. Хозяин такого меча, должен был опасаться плена, фламберг был жестоким и беспощадным оружием, и владельца сразу же, безоговорочно казнили, доставляя ему мучения, за мучения которые мог доставить меч
Не было важно, использовал ли ты его в бою или нет. Католическая церковь, провозгласила это оружие проклятым, и владельцы такого оружия могли не приходить в Католическую церковь
Но все равно были найдены изображения фламберга на католических гравюрах.
ENTRY FLOW
-
STEP1
Register for the AWARD and submit your entry by clicking from the ENTRY form. Please read the Terms and Conditions carefully in advance.
-
STEP2
Only one piece of entry may be submitted per person. 3 still image files of the same entry can be submitted.
-
STEP3
Complete!
If you are a Registered Applicant, you can SUBMIT YOUR ENTRY or EDIT PERSONAL INFO on PERSONAL PROFILE page. After you send REQUEST FOR PUBLIC OPENING, we will review whether your entry is appropriate for public opening. If it meets the requirements of Application Rules, the images of your entry will be open to the public on the AWARD website.
Империя франков и ее осколки
А вот франки осознали преимущество доброго коня и лихого наскока довольно рано. И немудрено: в их империю вошли и остатки западных римлян, и галлы, и другие народы,
Меч лучника. |
Поначалу их мечом была та же спата, затем появилось прямое широкое или стержневое перекрестие гарды. Меч стал обоюдоострым, лезвия постепенно стали почти параллельными и сходили на плавное острие только у самого конца. Колоть ими никто и не пытался.
Так появился рыцарский меч. Его форма и параметры свидетельствуют о развитии защит клинком, не слишком характерных для саксов.
После того, как сверхтяжелая броня выходит из моды, рыцарский меч становится более легким и плоским.
Хотя ассоциация «рыцарь — меч» для нас совершенно очевидна, франкский меч оставался вспомогательным оружием. Конница сперва вонзала во врага копья, а мечами уже добивала или вступала в отдельные поединки. Некоторые рыцари предпочитали мечу бердыш, булаву или моргенштерн.
Шли годы; Столетняя война опять перевернула представления европейцев о тактике. Англичане положились на валлийское изобретение — длинные луки, и они оказались серьезнейшим ответом тяжелой коннице. Снова наступила эпоха, когда пехота на поле боя играет важнейшую роль.
Лучник — по определению профессионал; ополченец с длинным луком даже стрелу пустить не сможет, не говорю уже — попасть. Потому-то вспомогательным оружием лучника стал тоже меч, но другой. На первый взгляд меч лучника казался похожим на рыцарский; но он не только короче, а еще и гораздо сильнее сходит на клин. Это не случайно: им не столько рубят, сколько колют. Техника работы напоминает римскую, только вот щит у лучника «не удался» — круглый и маленький. Аналогичный меч взяли на вооружение и арбалетчики.
Чинкуэда. |
Так постепенно колющая техника стала «проникать в массы». Итальянцы берут на вооружение чинкуэду: меч с треугольным клинком, очень широким у гарды. Им можно и рубить, и колоть примерно с равным успехом.
А вот французы и поляки (за ними — англичане и итальянцы) начали переходить на чисто колющую технику. Для этого предназначался эсток.
Первое время эсток был очень похож на рыцарский меч, только намного уже. Потом перестали точить лезвие, ограничиваясь острием, а клинок сделался граненым — трех- или четырехгранным.
Эсток неплохо пробивал доспехи, целясь в щели и сочленения; у него также была отличная дистанция угрозы. Длина меча была от 1 м 20 см до полутора метров (такие эстоки чаще всего встречались в Польше).
Следующий шаг в этом направлении сделали уже в Новое время.
Ксифос, Древняя Греция
Конечно, нельзя выделить у такого судьбоносного народа какое-то определенное оружие, которое выгодно отличалось на фоне других. И хотя греки больше известны как копейщики, выбрали мы ксифос, что является характерным вспомогательным оружием гоплита или фалангита.
Ксифос — это настоящая предтеча римского гладиуса. Представлял он собой прямой обоюдоострый меч, длиной от 50 до 70 сантиметров. Имелся у этого греческого клинка свой бронзовый предок, который относился к Миккенской цивилизации. Но ксифос делали не из бронзы, а из железа, да и был он короче. Рукоять делали из кости, дерева или бронзы, а ножны — из двух деревянных планок, которые обтягивали кожей и украшали всевозможным образом. Использовали этот меч, как правило, только при поломки копья или разбитии строя. Кстати, спартанцы, наводившие ужас на своих врагов, укорачивали и без того короткий клинок почти до состояния кинжала, а всё потому, что любили биться вплотную с неприятелем.
Русский меч
Мечи воинов древней Руси были обоюдоострыми длинными мечами. Был довольно легким по сравниню с другими мечами того времени – вес меча колебался от 1 до 2 килограммов. Это достигалось благодаря тому, что на русских мечах одним из первых появился кровосток, который снижал вес меча, не вредя его прочности. Вероятнее всего основой для русского меча послужил византийский кавалеристский меч – спата. Длина меча колебалась между 60 и 100 сантиметрами, а ширина лезвия – от 4 до 6 сантиметров. Меч был отлично сбалансирован и позволял его владельцу как рубить, так и колоть, а также благодаря легкости и прочности позволял эффективно фехтовать. Рукоять делалась из дерева, покрытого кожей, рукояти мечей воевод и князей нередко оплетались золотыми и серебряными нитями.
Первые образцы таких мечей датируются 7-8 веками. Ранние версии были выполнены с использованием процесса, который сейчас называется узорная сварка – более твердые и более мягкие заготовки сковывались и переплетались, вместе образуя лезвие меча, однако с развитием металлургии и с появлением новых способов получать качественную сталь узорная сварка канула в небытие и возродилась лишь совсем недавно в любительском кузнечном деле.
Меч князя Святослава Храброго найденый в Днепре
В бою меч чаще всего держали одной рукой. Во второй руке воин держал щит. Некоторые источники сообщают и о двуручном использовании русского меча, однако, как правило рукоять русского меча была слишком короткой, чтобы меч можно было держать за нее двумя руками. Сторонники «двуручной» версии заявляют, что возможно второй рукой держали ударную руку за запястье, чтобы использовать в ударе силу обоих рук.
Сабля
Тип атакиРезкий удар.
Описание Маленький кривой меч. Наносит небольшой урон, но смертельно опасен при нанесении серии ударов.Быстрые удары кривой саблей искромсают ткань и плоть, но не причинят вреда металлическим доспехам и крепким пластинам.
Местонахождение
- Начальная экипировка класса Странник.
- Продаёт Нежить-торговец за 600 душ в Городе Нежити.
- Выпадает из поверженных Скелетов, которые были вооружены данным оружием на кладбище Храма Огня и в Катакомбах.
Параметры | |||
Физическая | 80 | Физическая | 45 |
Магия | — | Магия | 10 |
Огонь | — | Огонь | 30 |
Молния | — | Молния | 30 |
Критический | 100 | Стабильнность | 30 |
Бонус к параметрам | Требуемые параметры | ||
Е В — — | 7 13 — — | ||
Дополнительные эффекты | Прочность | 160 | |
— — — — | Вес | 1.5 |
Конструкция[править]
Необычная форма ксифоса современными исследователями объясняется лишь эстетическими причинами и традицией. Еще предшественники ксифоса имели форму лезвия, более узкую к рукояти и расширяющуюся к острию, и никакими практическими причинами эту особенность объяснить невозможно. В Европе того времени у большинства других племен уже существовали прямые мечи с одинаковой шириной лезвия по всей длине (кельтский меч, иберийский меч, гладиус), поэтому вполне вероятно, что такой эстетической формой своего меча греки хотели отличаться от условных варваров, и также сохранять свою традицию — ведь очевидна схожесть ксифоса с наконечником копья, от которого он, вероятно, и произошел. На баланс такая форма также не повлияла, поскольку в узкой части лезвие сделано более толстым, а в широкой — более тонким.
Ксифос выковывался вместе с хвостовиком целиком, хвостовик на конце расклепывали. Хвостовик (железная основа рукояти) у ксифоса, в отличии от других мечей более поздних периодов, имел такую же ширину и силуэт, что и сама рукоятка и две накладки (они могли быть из дерева, например, палисандра, или слоновой кости). Хвотовик выходил в характерное навершие, которое иногда мог нарядно украшаться — например, ксифос из гробницы Филиппа Македонского был украшен золотой накладкой в форме шлема.
Также ксифос имеет довольно необычные ножны с массивным устьем и бутеролью, которые также нередко были выполнены из слоновой кости. Устье, в котором утапливалось перекрестье ксифоса, зачастую украшалось витыми завитушками. Опять же, рациональных причин для таких ножен не существует и очевидно, что их дизайн был также обусловлен лишь эстетическими чувствами древних греков. Возможно, частично это можно объяснить тем, что в отличии от других мечей, которые не имеют такой массивной бутероли и носились на поясе, ксифос носился через плечо, практически подмышкой, с небольшим уклоном, и чтобы рукоять не перевешивала, необходима была тяжелая бутероль. Сами ножны были деревянные, обтянутые кожей. Обоймицы с колечками, с помощью которых ножны крепились к перевязи, известны по изобразительным источникам, а проволочные хомутики, которые фиксируют устье и бутероль к пеналу ножен, известны по археологическим находкам (иногда вместо них есть только отверстия, что позволяет предположить, что вместо них могли использоваться тонкие ремешки или завязки из сухожилий). Цвет ножен известен по полихромным скульптурам Античности — например, на Сидонском саркофаге знатные македоняне изображены в ярких цветах (пурпурный, шафранный), но с ножнами коричневого цвета. Примечательно, что ножны ксифоса не украшались чересчур богато — например, в той же гробнице Филиппа Македонского, где были найдены панцири и щиты, богато украшенные золотом, только один ксифос имеет незначительное золотое украшение. Отсюда можно сделать вывод, что ксифос не считался предметом роскоши, он был обычным атрибутом воина.
Об истории возникновения чикнуэды
По мнению оружейных историков, появление чинкуэды объясняется веянием моды того времени, которое заключалось в повышении интереса к классической античной культуре. В определенной степени доказательством данной версии служит уникальная конструкция рукояти, которая напоминает изделия эпох этрусков и древних греков. В Британском музее находится артефакт, датируемый III столетием до нашей эры и являющийся единственным реальным аналогом чинкуэды. Этот кинжал найден на юге Европы. Форма его клинка как две капли похожа на клинок описываемого итальянского холодного оружия, относящегося к эпохе Ренессанса. Удивительно, что этот кинжал и чинкуэду разделяют целых 18 столетий!
Недолгий век этого оборонительного оружия объясняется тем, что во второй половине XVI столетия чинкуэду сменили шпаги и кинжалы. Первые полюбились дворянам, а вторые нашли широкое распространение у простых людей. Но чинкуэда не была сразу же забыта – ее удобные рукояти были высоко оценены спустя несколько веков, когда их стали использовать для изготовления классических мечей.
Меч Марса
Арес был известен не только в Риме и Греции, но и у других народов. Так, его почитало кочевое племя гуннов, которые обитали в Центральной Азии, на Кавказе и в Восточной Европе. К такому выводу учёные пришли в первую очередь из-за необычного артефакта, который назывался Меч Марса или Меч бога. Меч бога Ареса был у Атиллы, легендарного царя гуннов.
Аттила правил в 434-453 гг. Аттила известен объединением племён, многочисленными походами. Известно, что король гуннов Аттила предпринимал походы на Византию, в Италию. В результате Аттила создал огромную державу. Местность, где правил Аттила, простиралась от Рейна до Волги. Аттила вошёл в легенды скандинавов. О нём писали, что Аттила заслужил свою славу. Аттила удостоился множества легенд, одна из них касалась его меча. Говорили, что Аттила получил его от богов.
Меч Марса (Аттилы) – также главное доказательство того, что Арес был принят гуннами и почитался ими. Рассказ о том, откуда взялся меч, как он попал к Атилле, есть у готского история Иордана. Тот в свою очередь брал материал и информацию о том, как появился меч, у позднеантичного историка Приска Панийского. В любом случае во всех историях меч имеет божественное происхождение.
Меч Аттилы нашёл пастух, когда пошёл за раненой коровой. Он выкопал меч, который втоптали в землю, и отнёс Аттиле. Аттила же сразу воспринял меч как знак, что Аттила теперь правитель всего мира. Этот меч давал ему право завоевать все страны.
В результате царь гуннов Аттила использовал меч и как оружие, и как символ того, что меч был дарован богами, благословлял правителя. Причём Аттила использовал меч так, что демонстрировал свою силу – и в итоге подтверждал, что меч Аттилы имеет божественное происхождение.
В XI в. был найден меч, который мог быть мечом Аттилы. Однако этот меч, скорее всего, был создан венгерскими королями из династии Арпадов. Те считали, что Аттила – их предок, а меч подтверждал право на власть.
Но всё же большинство исследователей считают, что «меч Аттилы» был создан в X в. и на самом деле не является мечом Аттилы как таковым. Сейчас меч хранится в Музее истории искусств в Вене.
JUDGES
Oh! great (Ito Ogure)
Manga Artist
Ogure (known as Oh! great) made his debut inManga Hot Milk magazine back in 1995 with a manga calledSeptember Kiss. Since then, he has been working not only on manga but also on character designs for games and anime. He is best known for his manga seriesTenjo Tenge, Air Gear, andBiorg Trinity with Otaro Maijo. Currently,Bakemonogatari (the adaptation of the novel series by Ishin Nishio) is being serialized inWeekly Shonen Magazine.
Kota Nezu
Designer
The Tokyo native Nezu worked for Toyota Motor Corporation as a designer before starting his own design firm Znug Design in 2005. He has been involved in the development of the zecOO electric motorcycle, LOVOT family robot, Toyota concept car, Thermos portable mug, and many other products. Nezu is also a jury member for the Good Design Award 2014-2020 and wrote many books on design and communications.
Chiaki Harada
llustrator/Manga artist
Harada is known for her unique “bad-mouth» style and has published numerous manga/art books including classics likeTekara Dokugaderu Neko No HanashiandDarenimo Mitsukarazuni Naiteiru Kimiwa Yasashii. She also works in a wide range of fields, including apparel and curation. Since 2019 Harada has been a lecturer at the Kyoto University of the Art.
Kei Matsushita
Art director/Professor of Tokyo National University of Fine Arts and Music (design department)
Matsushita graduated in general design from Tokyo National University of Fine Arts and Music in 1985 and then, in 1987, completed his postgraduate studies. Matsushita was also awarded with prizes including the JAGDA New Designer Award, the TOKYO ADC Awards, the Education Minister’s Award and the Good Design Award.
Tomoko Yabumae
Curator of Museum of Contemporary Art Tokyo
Yabumae has curated a number of innovative exhibitions. Most recently, she was in charge of the overall planning and organization of the exhibitionEiko Ishioka: Blood, Sweat, and Tears—A Life of Design held at the Museum of Contemporary Art Tokyo. Her writings on modern and contemporary Japanese art have appeared in many art magazines/websites in Japan.
Гладиус — покоритель мира
Римский меч мы с вами представляем хотя бы в общих чертах. Это довольно короткое оружие, так что кажется удивительным, как легионеры с его помощью покорили половину мира.
Секрет прост. Для тех условий, в которых сражались римские легионеры, ничего иного и не требовалось. Форму оружия диктовали условия, в которых он применялся.
Только представьте.
Стена щитов, над которыми сверкают шлемы, движется к варварам, а те, торопя смерть, бегут навстречу легионерам.
Удар! Войска сталкиваются, но пробить стену щитов не получается. Римляне принимают удары на свои щиты и крепко держат строй.
Но вдруг монолит раздвигается. На долю секунды легионеры приоткрывают щиты и наносят в германцев молниеносные колющие удары мечами.
Через мгновение щиты снова смыкаются в единую непробиваемую стену.
Представили? Как видите, ни о каком изящном фехтовании при такой тактике не может быть и речи. Отсюда же вытекает и скромный, по нынешним меркам, размер меча. Однако, история меча не один и не два столетия писалась именно коротким гладиусом. В чем же дело, ведь длинным мечом удобнее достать противника?
Все просто. Гладиус – не просто римский меч. Это меч римского пехотинца. Конница пользовалась другими мечами, более длинными и потому удобными при работе с коня.
А что касается пехоты, то она сражалась строем, то есть изначально в тесноте. Когда строй легиона нарушался, а такое в бою случалось, дистанция сокращалась совсем ненамного.
Как известно, на ближней дистанции длинный меч теряет свою убойную силу — чем ближе к руке воина, тем слабее удар. Поэтому в тесноте нужен короткий клинок. Таким и стал гладиус.
Кроме того, относительно скромный размер меча имел еще один большой плюс. Качество металла, из которого ковали мечи легионерам, было весьма неважным. А потому чем короче был клинок, тем он был прочнее.
Выделяют четыре типа гладиусов — они перечислены на этой схеме в порядке убывания:
Остановимся на двух из этих типов поподробнее. Итак, встречайте, гладиус типа «Майнц»
Характеристики меча, который показан на фото: общая длина около 65-70 см, длина клинка – 50-55 см, ширина лезвия – 7 см, приблизительный вес – 800 г.
Гладиус типа «Майнц» был предназначен в первую очередь для колющего удара. Что же до рубящего, то неловко нанесенный, он мог даже повредить клинок.
Однако ничто не вечно под луной.
Особенно военное дело – здесь стоит измениться чему-то одному, как по цепочке меняется все остальное. Тоже самое произошло и с гладиусом.
Как изменялся гладиус со временем. Под каждым мечом — датировка
Пределы Римской империи неустанно расширялись. Вместе с появлением новых врагов полководцы вносили правки в привычный им способ ведения войны, история меча получала новые витки. Но происходило это не в самом сердце Империи, а в краях, где обитал неведомый прежде противник.
В середине первого столетия на полях сражений засверкал новый тип римского меча. Сейчас его называют «тип «Помпей». В отличие от своего предшественника, он был гораздо лучше приспособлен для рубки с противником, при этом его проникающая способность при колющем ударе снизилась.
Общая длина около 60-65 см, длина клинка – 45-50 см, толщина лезвия – 5 см, приблизительный вес – 700 г.
Интересно, что статус легионера определялся по тому, как он носит меч. Простые солдаты носили его на правом боку, а центурионы, то есть младшие командиры, на левом.
Греческие мечи
Активнее пользовались мечами греки. У них возникло сразу несколько типов мечей.
Копис — как нетрудно догадаться по названию, близкий родич хопеша. Это слово то ли позаимствовано напрямую, то ли подобрано по созвучию: соответствующее греческое слово значит «рассекать». Он изогнут лишь слегка, заточен со внешней стороны и больше всего напоминает мясницкий секач, только большой — сантиметров 70. Такие мечи греки нередко делали, но использовать не слишком любили — часто производили на продажу. |
|
А вот ксифос — дело другое. Это прямой короткий (около 60 см) обоюдоострый меч с ярко выраженным острием. Клинок — листообразной формы. Греки умели им и рубить, и колоть. Ксифос шел в ход, когда у гоплита ломалось копье. Спартанские мечи напоминали ксифос, но были намного короче — мы вправе назвать их кинжалами, и упоминаем тут только в силу традиций. |
|
Наконец, всадники греков предпочитали махайру. Это клинок односторонней заточки, по форме напоминающий большой нож, слегка изогнутый вперед. Он слегка напоминает кукри, только менее изогнутый. Название его можно приблизительно перевести как «бойцовский»: корень «мах» — тот же, что в словах «титаномахия» (война с титанами) или «Телемах» (далеко бьющий). Еще махайрой иногда называли прямой или волнистый обоюдоострый меч, очень широкий у гарды и клином сужающийся к концу. |
|
А вот мечи извечных противников греков — персов с трудом можно вообще признать мечами. Знаменитый акинак, нежно любимый отечественными авторами фэнтези (потому что пришел к персам от скифов — кроме акинака и стремян, не так-то много знаем мы скифских изобретений), по большому счету, самый обыкновенный слегка изогнутый кинжал. Длины в нем — значительно меньше полуметра. |
|
У греков мечи всегда оставались вспомогательным оружием — на случай, если боец останется без копья. Тяжелая пехота — гоплиты — полагалась на длинное копье, легкая — пельтасты — на дротики
Позднее, во времена македонян, мечи стали широко использоваться конницей — катафрактами (поскольку пикой с седла без стремян можно орудовать только очень осторожно), ну, а пешие фалангиты, удлинив пику, практически перестали орудовать мечами
Булли — фанфароны с окраин
Но не только бандиты были знамениты на всю Италию как отъявленные любители ножей. Гораздо большую популярность в народе имели булли — интересная субкультура, формировавшаяся на окраинах городов и в трущобах, этакая смесь английских модников-денди и наших современных гопников.
Несмотря на поголовную бедность, они старались щегольски одеваться, играть в карты и вести разгульную жизнь. Агрессивное и безрассудное поведение было для них частью стиля и образом жизни, что при наличии ножей регулярно приводило к смертоубийствам.
Однако их поединки не были просто пьяной дракой. Чаще всего они обладали всеми признаками дуэлей — вызов на бой, секунданты, и прочие атрибуты. То, что это происходило в трущобах, и противники выпускали друг другу кишки с помощью ножей, а не благородных шпаг, не имело значения. Часто случались и групповые побоища.
Благородным можно было ходить с мечом и шпагой, а вот горожане и крестьяне были вынуждены вооружаться короткоклинковым оружием — ножами и кинжалами.
Естественно, при слабости государственной власти, расцветала организованная преступность, в которую помимо знаменитой мафии, входила и каморра — преступная группировка, действовавшая в Неаполе. По легенде она была создана тремя рыцарями, один из которых был испанцем. Конечно, эта красивая легенда покрывала темные делишки, вроде крышевания проституток и игорных домов. Но оттенок благородства со всеми его атрибутами, вроде обязательной защиты чести на дуэлях, каморра все-таки имела.
Любой член группировки с самого отрочества учился владеть специфическим ножом, и по любому поводу мог его применить на дуэли. При этом члены низшего звена не имели права бросать вызов более уважаемым собратьям. Любопытно выглядела и сама схватка. Она называлась «зумпата», то есть «прыгающая дуэль». Такое название она получила оттого, что противники постоянно передвигались, пружиня на носках, и могли резко прыгнуть на соперника, нанеся ему молниеносный удар ножом.
Используйте [ редактировать ]
Древние греки часто использовали однолезвийные клинки в войне, о чем свидетельствует литература и искусство; однако более широко представлен обоюдоострый, прямой и более универсальный ксифос . Греческие гоплиты тяжелой пехоты предпочитали прямые мечи, но нисходящий изгиб копи делал его особенно подходящим для конной войны . Генерал и писатель Ксенофонт рекомендовал однолезвийный меч копис (который он не отличал от махаиры ) для кавалерийского использования в своей работе « О верховой езде» ; говоря: «Я рекомендую копис, а не ксифос , потому что с высоты спины лошади срезанныймахаира послужит вам лучше, чем укол ксифоса ». Точная формулировка описания Ксенофонта предполагает возможность того, что копис рассматривался как особый вариант в рамках более общего класса, а термин махайра обозначал любое однолезвие меч.
В греческом искусстве изображены персидские солдаты, владеющие кописом или топором, а не персидские акинаки с прямым лезвием .
Было высказано предположение, что ятаган , использовавшийся на Балканах и в Анатолии в период Османской империи, был прямым потомком копи.
Рукоять из цветного металла
Общее у этих двух мечей — и некоторых еще — в том, что рукоять образована не двумя деревянными накладками, обтянутыми сверху кожей, а обтянута металлом. Металл правда взят желтый, что бы не пачкал руки ржавчиной, и чтобы меч выглядел более парадно.
Возле гарды и возле навершия имеются железные (судя по всему) кольца, причем то, что у гарды — с зубчиками. На этом кадре оно особенно хорошо различимо:
А вот цветметаллическая накладка на рукоять местами прогнила. В обнажившихся брешах виден черен клинка, сделанный из черного металла.
Та же самая рукоять меча из Черной могилы под другим ракурсом (снято в Государственном историческом музее в Москве). Хорошо видно, что в сечении рукоять уплощенно-овальная.
Мифы
Вопреки распространенному мнению, не было найдено ни одного примера бронзового ксифа; у исследователей нет четкого ответа, где впервые возник этот миф. Они предполагают, что он мог быть вызван путаницей бронзового оружия с ксифой или украшениями. Информацию о греческом оружии бронзового века см. в разделе «Эгейское оружие» в разделе «Меч бронзового века».
В таких местах, как Олимпия, Македония и Южная Италия, было найдено несколько целых или частичных образцов клинков ксифе. Все образцы, найденные и классифицированные как ксифы, сделаны исключительно из железа. Ксифоподобные мечи начали появляться спустя столетия после того, как типичные образцы бронзового века, такие как Naue II и другие, перешли от бронзы к железу. Этот факт служит еще одним доказательством того, что ксифы никогда не изготавливались из бронзы.