Часть 2. двигатель v поколения как объективная реальность

Технические подробности

По известным данным, «Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41, но все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом этого стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющий относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ.

Двигатель имеет обычную для своего класса архитектуру с многоступенчатыми компрессорами высокого и низкого давления, камерой сгорания и многоступенчатыми турбинами. Позади турбин находятся форсажная камера и сопло с УВТ. На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения. Разработчики «Изделия 30» не спешат раскрывать все подробности конструкции, но часть особенностей нового проекта уже известна.

Компрессор обеспечивает сжатие поступающего воздуха со степенью 6,7, обеспечивая расход воздуха до 20-23 кг/с. Камера сгорания оснащается плазменной системой зажигания, устанавливаемой прямо на форсунках. Такие средства обеспечивают воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания. Благодаря этому поддерживается оптимальный режим горения, а также исключается т.н. факеление. Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K. Для сравнения, у серийного двигателя АЛ-31Ф этот параметр не превышает 1700°K.


Опытный Су-57 с двигателем «Изделие 30». russianplanes.net

«Изделия 30» комплектуется новым соплом, имеющим функции управления вектором тяги. Этот агрегат заметно меньше использовавшихся ранее и имеет иные обводы. В частности, задняя кромка сопла, образуемая отдельными створками, получает неровную форму

Важной особенностью конструкции, обеспечивающей получение новых возможностей, является изменение степени двухконтурности. Также проект учитывал необходимость сокращения заметности двигателя и самолета в целом для радиолокационных и инфракрасных систем наблюдения

Такие задачи решались путем создания оптимальных конструкций воздухозаборника и сопла. Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система управления выполняет их с учетом текущих параметров и различных факторов. Автоматика управления двигателем упрощает работу летчика, а также облегчает настройку силовой установки для работы в тех или иных условиях.

Все новые идеи и решения предназначаются для повышения основных характеристик двигателя. Согласно открытым данным, максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная – 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2.

Оптимизация основных параметров приводит к повышению летно-технических характеристик самолета. По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5. Наличие сопла с УВТ значительно улучшает маневренность на всех режимах.


Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя.

Д-30 (двигатель) — это… Что такое Д-30 (двигатель)?

Д-30 Тип: Страна: Использование: Годы эксплуатации: Применение: Развитие: Производство: Конструктор: Год создания: Производитель: Обозначение: Годы производства: Всего выпущено: Варианты: Массогабаритныехарактеристики Полная масса: Сухая масса: Длина без реверса: Длина с реверсом: Диаметр: Рабочие характеристики Тяга взлётная: Тяга крейсерская:

Д-30 третьей серии, устанавливавшийся на Ту-134А-3, в датском авиамузее (нем.)русск.
турбореактивный двухконтурный
СССР, Россия
Д-30 I серии с 1967 Д-30 II с 1970Д-30 III с 1982
Ту-134 (базовая модификация Д-30) вертолет В-12М (Д-30В, проект)Ту-154 и Ил-62 (Д-30КУ)
Д-30КП, Д-30Ф-6
ОКБ П. А. Соловьёва
1963
Пермский моторный (Д-30КУ/КП/КП-2/КУ-154)
ПС-30
1967—по н.в. (2012)
8000 (только базовая модификация)
Д-30КУ, Д-30КУ-154, Д-30КП, Д-30КП-2, Д-30КП-3, Д-30Ф-6
1944кг
1765кг
3984 мм
4734мм
1050 мм
6800 кгс
1450кгс

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П. А. Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. В дальнейшем двигатель неоднократно дорабатывался и модифицировался. На 2011 год в мире эксплуатировалось 220 двигателей Д-30-2/3, в 2011 их наработка составила 114005 часов. Общая нароботка за всю историю 30 891 800 часов. В 2001 году наработка на досрочный съем двигателя по конструктивно-производственным дефектам составила 57 003 часа, что в 9,5 раза выше нормативного показателя (6 000 часов).

Конструкция

Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Модификации

На базе Д-30 было разработано несколько модификаций:

Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134.

Базовая модель, устанавливаемая на Ту-134 неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. В связи с этим различают 3 серии базового двигателя Д-30. Сравнение серий приводится в таблице.

Параметр Серия I Серия II Серия III

Тяга, кгс: — взлетный режим TH< +30`C ,PH > 730 мм рт.ст.,H=0- крейсерский режим Н=11 км, М=0,8 68001300 68001450 68001300
Удельный расход топлива , кг/кгс ч 0,770 0,775 0,790
Удельный расход масла не более, кг/ч 1 1 1
Температура воздуха у земли для запуска и работы,оС -50…+50 -50…+50 -50…+50
Длина двигателя, мм 3984 4734 4836
Диаметр вентилятора по концам рабочих лопаток, мм 1050 1050 1050
Сухая масса, кг 1550 1765 1810
Поставочная масса, кг 1712 1944 1980
Год начала эксплуатации на пассажирских перевозках 1967 1970 1982
Устанавливается на самолеты Ту-134 Ту-134А Ту-134А-3, Ту-134Б-3
  • Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.
  • Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78.
Тяга, кгс: — взлетный режим- крейсерский режим 120002750 120002750 13000
Степень двухконтурности 2,36 2,24
Удельный расход топлива, кг/кгс ч: — взлетный режим- крейсерский режим 0,50,7 0,5100,705 0,4040,645
Длина двигателя, мм 5448 5734
Диаметр вентилятора, мм 1560 1775
Масса двигателя, кг 2640 2650

Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М. Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума.

Ссылки

• Пермский моторный завод — Турбореактивный двухконтурный авиадвигатель Д-30

• НПО Сатурн — продукция

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011.

dikc.academic.ru

[править] Характеристики

«Изделие 30» обладает характеристиками силовой установки пятого поколения: развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления.

К основным прорывным характеристикам двигателя относятся: новый вентилятор, полностью перепрофилированный компрессор, у него новая «горячая» часть, новая система управления — много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире.

Предположительно, двигатель сможет развивать тягу в 107 килоньютонов в крейсерском режиме и 176 килоньютонов в режиме форсажа.

Согласно данным производителя, газогенератор «Изделия 30» имеет степень сжатия 6,7, расход воздуха составляет 21-23 кг/с. Температура газов перед турбиной достигает 1950—2100 градусов по Кельвину. Максимальная тяга составляет 17-18 тонн.

Холодная часть двигателя «Изделие 30» состоит из трёхступенчатого компрессора (по сравнению с четырьмя ступенями на «Изделии 117») и одноступенчатой турбины. Горячая часть оснащена пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбины.

Истребитель пятого поколения

Истребители пятого поколения предполагают соответствие определённому набору требований. Это широкое применение стелс-технологий и -материалов, резко снижающих заметность истребителя на радарах противника и инфракрасном диапазоне; получение информации о боевой обстановке с помощью бортовых устройств, использующих пассивные методы ее сбора; арсенал, состоящий из ракет для всеракурсного ближнего воздушного боя; способность вести многоканальную ракетную стрельбу на больших дистанциях; возможность поражать цели в воздухе, на земле и на воде.

Необходимы также способность развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа; сверхманевренность в трёх плоскостях; автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех; современное электронное оборудование, помогающее летчику принимать и анализировать боевую информацию, а также обмениваться ее с другими источниками; лёгкость управления за счет внедрения компьютерных систем; наличие круговой информационной системы.

[править] История

Проект изделия создавался в кооперации конструкторскими службами предприятий дивизиона «Двигатели для боевой авиации» во главе с филиалом АО «УМПО» «ОКБ им. А.Люльки».

В конце 2012 года прошёл расширенный научно-технический совет, в котором участвовали все научно-исследовательские институты отрасли, Министерства обороны России и основной заказчик — ОКБ «Сухого». На нём были рассмотрены конструктивные решения по основным узлам двигателя «Изделие 30», предложенные «ОКБ им. А.Люльки».

В декабре 2013 года технический проект двигателя «Изделие 30» был успешно принят комиссией заказчиков (Министерства обороны России и ).

В августе 2014 года генеральный директор «ОДК» Владислав Масалов заявил: «Разработка двигателя 2-го этапа для ПАК ФА — одна из самых высокотехнологичных программ ОДК. Это двигатель поколения „5+“, который создается с использованием перспективных материалов и технологий, и будет обладать улучшенными основными параметрами — тягой и удельным расходом топлива. Кроме того, цифровая система управления двигателем будет полностью на российской элементной базе. В настоящее время идет разработка конструкторской документации для изготовления опытных образцов изделия 30.»

Первый опытный газогенератор и отельные узлы перспективного двигателя «Изделие 30» были изготовлены и поступили на стендовые испытания в 2014 году.

По состоянию на весну 2020 года двигатель проходил наземные испытания.

Разработка проекта «Изделие 30» была завершена в 2020 году. В ходе аэрокосмической выставки в Ле-Бурже представители российской промышленности рассказали о завершении технического проектирования нового двигателя.

По состоянию на середину июня 2020 года проект находился на стадии подготовки технической документации, необходимой для изготовления опытных изделий.

В марте 2020 года представители головного разработчика вновь рассказали о текущих работах. Упоминалось, что прототип нового двигателя пока находится в производстве. Одновременно с этим велись испытания внутреннего контура изделия, выполненного в виде отдельного агрегата.

Первый демонстратор двигателя «изделие 30» был передан на испытания 11 ноября 2020 года.

В ноябре 2020 года «Объединённая двигателестроительная корпорация» провела первый наземный запуск «Изделия 30». Тестовое включение прошло успешно. Запуск двигателя-демонстратора был проведен на Лыткаринском машиностроительном заводе.

5 декабря 2020 года в ЛИИ им. М. М. Громова совершил первый полёт истребитель Су-57 с двигателем «Изделие 30».

Для чего нужна новая силовая установка

Проект машины пятого поколения начали разрабатывать ещё в 80-е годы, но после известных событий конца 80-х и начала 90-х годов из-за недостатка финансирования проектом долгие годы не занимались. Только лишь в начале 2000-х вернулись к его разработке и в 2010 году первый опытный образец поднялся в воздух.

Первый полёт летающей лаборатории Т-50-2 бортовой номер «052» с двигателем второго этапа «изделие 30″. На первых опытных машинах стояли двигатели АЛ-41Ф1С, которые были созданы для Су-35С и не обладали достаточной мощностью для самолётов пятого поколения. Как конкурент для F-22 и F-35 новый самолёт с таким мотором был очень слаб и разработчики сосредоточились над созданием более мощного варианта силовой установки (Изделия-30) и 6 декабря 2017 года новый двигатель был впервые испытан в полёте.

Изделие-30 – это совершенно новая разработка с большей тяговооруженностью, имеющая новейшие электронные схемы и обладающая высокой экономичностью. Машина получила возможность выполнять в течение долгого времени полёты на сверхзвуке без включения форсажных камер также инженеры сделали самолёт более маневренным, чем прежде.

[править] Характеристики

«Изделие 30» обладает характеристиками силовой установки пятого поколения: развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления.

К основным прорывным характеристикам двигателя относятся: новый вентилятор, полностью перепрофилированный компрессор, у него новая «горячая» часть, новая система управления — много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире.

Предположительно, двигатель сможет развивать тягу в 107 килоньютонов в крейсерском режиме и 176 килоньютонов в режиме форсажа.

Согласно данным производителя, газогенератор «Изделия 30» имеет степень сжатия 6,7, расход воздуха составляет 21-23 кг/с. Температура газов перед турбиной достигает 1950—2100 градусов по Кельвину. Максимальная тяга составляет 17-18 тонн.

Холодная часть двигателя «Изделие 30» состоит из трёхступенчатого компрессора (по сравнению с четырьмя ступенями на «Изделии 117») и одноступенчатой турбины. Горячая часть оснащена пятиступенчатым компрессором (вместо девяти ступеней) и одноступенчатой турбины.

Рассекречен новый двигатель Су-57

Истребитель возьмет лучшее от F-22 и даже превзойдет его

Российский истребитель Су-57 с двигателем второго этапа «Изделие 30» можно отнести даже не к пятому поколению, а к 5+. Сделали его на базе двигателя «Изделие 20», предназначенного для МиГ-1.44, который создавался в противовес американскому F-22, а по некоторым характеристикам даже его превосходил. Кстати, на МиГ-1.44 сильно «смахивает» китайский J-20, но это уже другая история.

Как отметил в интервью N+1 генеральный конструктор ОКБ имени А. Люльки и разработчик «Изделия 30» Евгений Марчуков, удельный вес этого двигателя составляет 0,1. Это означает, что он может выдавать в десять раз больше тяги, чем весит сам.

Удельный расход топлива «Изделия 30» примерно такой же, как у АЛ-31Ф от Су-27, однако удельная тяга выше. АЛ-31Ф считается экономичным двигателем с расходом 670 г на килограмм-силы в час в крейсерском режиме. Для сравнения, у РД-33 от МиГ-29 – это 770. А у Pratt & Whitney F119, который стоит на F-22, намного больше – 1,943 кг на килограмм-силы в час.

F-22 очень прожорливы, так как могут летать на сверхзвуке в бесфорсажном режиме. Судя по тому, что говорит Марчуков, российский двигатель может то же самое, только при этом топлива тратит в три раза меньше. Какая-то фантастика.

Су-57 по-прежнему остается одним из самых засекреченных проектов, поэтому каким образом российским конструкторам удалось добиться такого результата, не сообщается.

По словам Марчукова, увеличить удельную тягу при прежнем расходе топлива удалось за счет применения новых конструкций и технологий. Некоторые из них главный конструктор все же раскрыл. Например, система плазменного зажигания встроена в сами топливные форсунки двигателя (инжекторы). Благодаря этому зажигание плазменной дуги происходит одновременно с подачей керосина.

Кроме того, двигатель оснащен электронно-цифровой системой управления, которая полностью отвечает за регулирование впрыска топлива, подачу воздуха, зажигание. Это серьезно упрощает управление машиной.

У двигателя изменена конструкция сопла и воздухозаборника. Наконец-то, у «Изделия 30» снижена радиолокационная заметность, которую зарубежные эксперты называют чуть ли не ахиллесовой пятой Су-57.

Возможно, сопло двигателя нового Су-57 будет плоским, как у F-22, а S-образный канал также должен снизить ЭПР истребителя. Разработки ведутся, но окончательное решение еще не принято. У сегодняшнего «Изделия 30» обычное сопло.

Новые Су-57 появятся в ВКС в лучшем случае в середине 2020-х годов. Из-за многократного перенесения сроков принятия самолета на вооружение самолет не критиковал только ленивый. Зарубежные СМИ неоднократно писали, что российский истребитель – всего лишь прототип, а F-22 и F-35 – это реальные боевые самолеты.

В чем-то критика, безусловно, справедлива. Су-57, что называется, был нужен ВКС еще вчера. Большинство сегодняшних истребителей сделаны на базе советского «Фланкера» Су-27, и ничего принципиально нового российская промышленность в этой области не создала.

Возможно, только в середине 2020-х гг. Су-57 будет доведен до ума. Пока дела продвигаются медленно. ВКС заказали 12 «пятьдесят седьмых», но у них двигатели первого этапа. Западные издания уверяют, что Россия испытывает трудности из-за санкций и отсутствия технологий, которые отказались передавать США и европейские страны. И якобы поэтому проект сильно тормозится.

Впрочем, первый серийный Су-57 ВКС должны получить уже в этом году. Конечно, он поступит без «Изделия 30». Однако не исключено, что Минобороны раскроет больше возможностей самолета, особенно это касается вооружения.

Александр ИЛЬИН

Конструкция

Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного разряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

«Показатель высочайшего уровня развития машиностроения»

Евгений Каблов:

«В 70-е годы прошлого века перед авиационной промышленностью СССР стояла задача освоения в производстве ГТД четвертого поколения для новейших истребителей: легкого МиГ-29 и тяжелого Су-27. Изначально двигатели этого поколения имели турбину с литыми лопатками с высокой эффективностью охлаждения. Сложная конструкция внутренней полости охлаждаемой лопатки приводила к их термоусталостному разрушению при наработке только 30 процентов ресурса.

Разработанная в ВИАМ технология поверхностного модифицирования охлаждаемых лопаток нового двигателя обеспечила достижение заданного ресурса при сдаточных испытаниях на заводах. С учетом наших предложений началась кропотливая работа по увеличению ресурса двигателя в конструкторском бюро и на серийных заводах. Именно в этот период, когда имел возможность общаться и напрямую взаимодействовать с такими выдающимися конструкторами как академик Архип Люлька, академик Николай Кузнецов, Александр Саркисов, я получил и бесценные знания, и практический опыт. Прежде всего по доводке конструкции важнейшей детали турбины — той самой охлаждаемой лопатки, которая работает при температуре газа перед турбиной на 400°С выше точки плавления материала самой лопатки

Я больше скажу. Способность государства производить литые охлаждаемые лопатки — показатель высочайшего уровня развития машиностроения.»

«Большое количество средств поражения»

Су-57 — российский многофункциональный боевой самолёт, предназначенный для поражения воздушных, наземных и морских целей. Машина способна преодолевать комплексы ПВО противника, осуществлять мониторинг воздушного пространства на больших удалениях от места базирования и разрушать системы управления вражеской авиацией.

Разработчиком Су-57 является компания Sukhoi. Первый полёт машина совершила 29 января 2010 года. До августа 2017-го самолёт именовался ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и обозначался заводским шифром Т-50.

  • Су-57 в сборочном цеху
  • РИА Новости

По информации разработчика, помимо сверхманёвренности, достоинствами Су-57 являются длительный сверхзвуковой крейсерский режим полёта, короткие взлёт и посадка, малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, всенаправленное и многоканальное применение оружия, высокая помехозащищённость аппаратуры, а также качественно новый уровень защиты пассивными и активными средствами, в том числе и в составе группы.  

Малая заметность Су-57 достигается благодаря особой геометрии планера, использованию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применению специальных радиопоглощающих композитных материалов и камуфляжной окраске, которая может быть защитной (сливаться с фоном) и деформирующей (искажать зрительное восприятие формы самолёта).

Как утверждают специалисты Sukhoi, в результате всех этих мер истребитель получил возможность осуществления скрытых манёвров на театре военных действий (ТВД).

Важным достоинством Су-57 разработчик называет «принципиально новый комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой (модульной. — RT) архитектурой». 

Бортовое радиоэлектронное оборудование отличает высокий уровень автоматизации управления и интеллектуальная поддержка экипажа «с возможностью расширения и модернизации».

Также по теме


Космическая «Лиана»: как Россия формирует систему радиоэлектронной разведки

Российские предприятия завершают разработку нового разведывательного спутника «Пион-НКС». Об этом сообщил министр обороны Сергей…

Реализация открытой архитектуры значительно снижает нагрузку на лётчика и позволяет ему концентрироваться на выполнении поставленных задач. Также авионика Су-57 «позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно».

Ударное вооружение истребителя пятого поколения преимущественно размещено во внутрифюзеляжных отсеках, что значительно повышает радиолокационную малозаметность. 

Благодаря данной мере сигнал вражеской радиолокационной станции значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате противник не получает информацию о пространственном положении и скорости самолёта.

В арсенал Су-57 входит широкая номенклатура управляемых и неуправляемых средств поражения. Максимальная боевая нагрузка самолёта составляет 10 т. По информации Минобороны, поставщиком средств поражения для истребителя выступает АО «Корпорация « Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Как сообщают военные, внутри фюзеляжа истребителя пятого поколения можно разместить авиационные ракеты класса «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и ракеты класса «воздух — поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59). На внешних точках подвески истребителя устанавливаются корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг.

В феврале в интервью РИА Новости глава КТРВ Борис Обносов рассказал, что ракеты, размещённые в отсеках Су-57, имеют складывающиеся крылья и рули. По его словам, «это дело новое, до этого внутри фюзеляжа размещались только мощные стратегические образцы».

В перспективе арсенал Су-57 пополнится новыми средствами поражения. Об этом в декабре 2019 года заявил РИА Новости генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

  • Истребитель Су-57 поднимается в небо

«Напомню, что самолёт (Су-57) сможет применять большое количество новых средств поражения, часть из которых уже созданы, а некоторые ещё разрабатываются. Под новые функции, новые задачи испытания будут продолжаться», — сказал Слюсарь.

В конце февраля агентство ТАСС со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сообщило, что для Су-57 разработана малогабаритная гиперзвуковая ракета класса «воздух — поверхность» для внутрифюзеляжного размещения.

Конструкция[править | править код]

Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Начиная с двигателя Д-30 II серии все модификации оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного разряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Планы

Пока перспективный ТРДДФ «Изделие 30» остается на стадии летных испытаний и проверяется на опытных самолетах Т-50 / Су-57. К настоящему времени изготовлено около двух десятков опытных двигателей, предназначенных для проверок на земле и в воздухе. Летные испытания двигателей продолжаются больше года и требуют еще времени. Так, в начале прошлого года сообщалось, что весь цикл летных испытаний может занять три года.

Согласно нынешним планам, в ближайшие годы российские воздушно-космические силы получат несколько первых серийных истребителей Су-57. Первые машины этого типа будут оснащаться т.н. двигателями первого этапа – ТРДДФ АЛ-41Ф1. В 2020 году должен появиться второй контракт на поставку серийной техники. На этот раз речь идет о внедрении новых двигателей.

Часть истребителей второй серии будет оснащаться «Изделиями 30». Серийное производство таких двигателей будет освоено предприятием «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение». В дальнейшем, ориентировочно в середине двадцатых годов, новый двигатель станет стандартным для всех серийных Су-57.

/По материалам naukatehnika.com/

Привлекательность для экспорта

На Су-57 устанавливаются самые современные системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и самое совершенное ракетное и пушечное вооружение.

Истребитель пятого поколения очень сложная и высокотехнологичная конструкция. Только несколько стран может позволить себе проектирование таких машин, не говоря уже о производстве. И не факт, что удастся создать рабочий прототип, который можно будет внедрить в производство и принять на вооружение.

Конкурентами отечественного Су-57 являются американские F-22 Raptor и F-35 Lightning, а также китайский J-20. Однако китайский конкурент до сих пор не получил двигатель, соответствующий проекту, и летает на двигателях АЛ-31Ф российского производства, да и его РЛС отстает по характеристикам. А F-35 зарекомендовал себя как слишком дорогостоящий аппарат, который по характеристикам ближе к истребителям четвертого поколения, а потому не заслуживает такой высокой цены (от 83 млн долл. до 108 млн долл. в зависимости от версии).

Поэтому к 2020-2030 годам (именно тогда начнется массовое производство Су-57) основными вариантами при покупке истребителя пятого поколения на международном рынке станут отечественный истребитель и американский F-22.

Но, во-первых, стоимость F-22 в производстве равна 187 млн долларов, следовательно, экспортный вариант будет ещё дороже, а во-вторых, США не экспортируют его в третьи страны, такое будет возможно только в виде исключения для отдельных союзников по НАТО.

Однако не все лучезарно и у Су-57. Совместный российско-индийский проект носил название FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Доля России в нем сначала составляла 75%, Индии — 25%. Потом доля индийского партнера сократилась до 13% и предполагает теперь поставку индийскими партнерами деталей, не требующих высоких технологий, таких как: покрышки для самолетов, простейшее навигационное оборудование, индикаторы на лобовом стекле и так далее.

Учитывая, что совместная российско-индийская машина будет поставляться в третьи страны, часть прибыли от экспорта для Индии также сократиться до 13%, а вполне возможно, станет еще меньше. Помимо этого индийские военные предъявляют претензии к малозаметности Су-57, якобы она их не удовлетворяет, и недовольны тем, что российские коллеги не делятся технической документацией.

Не отстают от индийских военных и индийские политики, заявляющие о нецелесообразности продолжения сотрудничества с Россией по данному проекту, так как Индии уже поставляются французские истребители Rafale, а также она может закупать американские F-35.

Единственное преимущество F-35 перед Су-57 в том, что он уже поступил в производство, хотя у него и осталось огромное количество недостатков.

Предположительная экспортная стоимость Су-57 равна примерно 100 млн долл., а для отечественных ВКС она составит около 50 млн долл. Таким образом, продавая один истребитель на экспорт, российские военные могли бы получать две машины для нашей армии.

Уже в 2015 году Минобороны заявило, что вместо 60 заявленных истребителей сможет купить только 12. А с учетом того, что Россия медленно, но верно теряет индийский рынок вооружений, а стран, способных в большом количестве закупать такую технику, как Су-57, немного, то будущее FGFA очень туманно.

Важность двигателя

Изначально на Т-50 устанавливали двигатель АЛ-41Ф1, созданный на основе АЛ-41Ф, который разрабатывался для проекта МиГ 1.44. Это авиационный турбореактивный двухконтурный форсированный двигатель с управляемым вектором тяги, за счёт круглой формы сопел обладающий всеракурсностью.

АЛ-41Ф1 имеет большой ресурс работы (4000 часов), повышенную надежность, уменьшенный расход топлива и силу тяги в 15 000 кгс, что на 2500 больше, чем у предыдущего двигателя АЛ-31Ф (который на 80% отличается от АЛ-41Ф1).

Для запуска двигателя не требуется кислородная подпитка, поэтому была сделана плазменная система розжига, установленная в камере сгорания и форсажной. Управление двигателем – электронное, цифровое.

АЛ-41Ф1 обеспечил Су-57 бесфорсажный сверхзвуковой полет и сверхманевренность. Одним из недостатков АЛ-41Ф1 является несоответствие принципу малозаметности. Поэтому специально для Су-57 разрабатывался новый двигатель второго этапа под заводским индексом «изделие 30», первое испытание которого было проведено 5 декабря 2017 года.

Изделие 30 имеет тягу без форсажа в 10 500 кгс против 9500 кгс АЛ-41Ф1, а на форсаже – 17 500 кгс против 15000 кгс у АЛ-41Ф1. При этом зубчатая форма края сопла обеспечивает Су-57 малозаметность при сверхманевренности.

Большая часть технических характеристик нового двигателя для Су-57 засекречена, но известно, что при создании лопаток турбины из уникальных жаропрочных никелевых сплавов были применены новейшие технологии. Для изделия 30 также был сконструирован новый компрессор высокого давления.

Этот мощный двигатель открывает новые возможности перед Су-57: позволяет ему летать на более высоких скоростях, длинных дистанциях и новых высотах, а также нести больше вооружения, что повышает боевую эффективность отечественного истребителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector