Оборонно-промышленный комплекс белоруссии

Что еще скачать по теме «Госкомвоенпром»:

  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договорТрудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займаВзятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора арендыНи для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставкиВ процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.
  • Все договоры
  • Все бланки
  • Авторский договор, авторский заказ
  • Агентский, субагентский договор и соглашение
  • Договор аренды, субаренды: недвижимости, имущества
  • Договор банковского счета, вклада-депозита, обслуживания
  • Брачный договор, контракт, семья
  • Договор безвозмездного пользования, оказания услуг
  • Договор возмездного оказания услуг
  • Договор гарантии и гарантийного обслуживания
  • Договор дарения, пожертвования
  • Договор доверительного управления
  • Договор займа, беспроцентного займа
  • Договор задатка, аванса
  • Договор залога недвижимости, имущества, прав
  • Договор комиссии, субкомиссии на покупку, продажу
  • Договор концессии, франчайзинга
  • Договор купли-продажи товара, имущества, акций
  • Договор лизинга, сублизинга, финансовой аренды
  • Лицензионный, сублицензионный договор
  • Договор мены, бартера, обмена
  • Договор найма, поднайма жилого помещения
  • Договор на выполнение работ, оказание услуг
  • Договор обучения, стажировки, переподготовки
  • Договор перевода долга
  • Договор подряда, субподряда
  • Договор поручения, договор поручительства
  • Договор поставки товара, продукции, оборудования
  • Договор представительства: юридического, коммерческого
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор страхования, перестрахования
  • Договор уступки требований, договор цессии
  • Договор хранения товара, имущества
  • Трудовой договор, контракт, соглашение
  • Удостоверительная надпись
  • Прочие договора
  • Акт
  • Анкета
  • Аренда
  • Белстат
  • Бухучет
  • Бюджет
  • Ведомость
  • Госкомимущество
  • Доверенность
  • Должностная инструкция
  • Жалоба
  • ЖКХ
  • Журнал
  • Зарплата
  • Заявление
  • Здравоохранение
  • Инструкция
  • Исковое заявление
  • Контракт
  • Минздрав
  • Минтранс
  • Минюст
  • МЧС
  • Отчет
  • Отчетность
  • Положение
  • Приказ
  • Протокол
  • Рабочая инструкция
  • Расписка
  • Совмин
  • Соглашение
  • Справка
  • Труд
  • Уведомление
  • Устав
  • Форма
  • Ходатайство
  • Экономика
  • Юрлицо

РСЗО «Ураган-М»

В последние годы силами ОАО «ВОЛАТАВТО» проведена модернизация боевой и транспортно-заряжающей машины РСЗО «Ураган». Усовершенствованная система получила обозначение «Ураган-М». Новые установки с дальностью стрельбы до 36 км, успешно прошедшие стрельбовые испытания в 2019 году, изготовлены на базе шасси высокой проходимости МАЗ-631705 с колесной формулой 6х6, оснащены современными средствами навигации, связи и автоматизации процесса наведения белорусского производства.

Автомобиль МАЗ-631705-364Р5 оборудован 330-сильным дизельным двигателем, позволяющим на одной заправке проехать 1350 км. Ранее запас хода боевых машин из состава РСЗО «Ураган» не превышал 570 км.

В лучшую сторону изменились и ходовые характеристики РСЗО «Ураган-М»: боевая машина на базе МАЗа способна на шоссе развивать скорость до 85 км/ч и преодолевать брод глубиной до 1,5 м, а ее предшественница на базе ЗиЛа – разгоняться до 65 км/ч и форсировать водную преграду глубиной до 1,3 м.

Время перевода модернизированной боевой машины из походного положения в боевое составляет 3 минуты, заряжания – 15 минут. На неподготовленной стартовой позиции время подготовки к применению составляет 8-10 минут, что почти в 2 раза меньше, чем у системы «Ураган».

Радиолокационные станции

В парадном расчете будут представлены также новые образцы высокомобильных радиолокационных средств обнаружения воздушных объектов.

Они разработаны флагманом белорусского ВПК в области разработки средств радиолокации – ОАО «КБ Радар» – управляющая компания холдинга «Системы радиолокации». Это – мобильная твердотельная радиолокационная станция обнаружения маловысотных целей с кольцевой фазированной антенной решеткой (МРЛС) «Роса-М» и трехкоординатная РЛС «Восток-3Д».

МРЛС «Роса-М» решает задачи автоматического обнаружения, измерения первичных координат (азимут, дальность), скорости воздушного объекта (ВО), а также автоматического обнаружения и сопровождения трасс ВО на малых и сверхмалых высотах при воздействии активных и пассивных помех, распознавания классов ВО (самолет, вертолет, крылатая ракета, воздушный шар, нераспознанная цель) и выдачи радиолокационной информации внешним потребителям, а также определения азимута постановщика активных шумовых помех.

В ее состав входят две машины – аппаратная кабина и антенная платформа. При создании мобильной версии станции был решен ряд сложных технических задач по поднятию гидромеханическими устройствами и размещению основного элемента станции (кольцевая АФААР) на высоте до 35 м на шасси одной транспортной единицы, что позволяет вести радиолокационную разведку на любой местности.

Дальность обнаружения ВО с эффективной отражающей поверхностью (ЭОП) 1 кв.м на высоте 25 м составляет 30 км. Время развертывания (свертывания) не превышает получаса.

Благодаря высокой мобильности станции у радиотехнических подразделений войск ПВО появляется возможность создания «непредсказуемого» для потенциального нарушителя радиолокационного поля.

Еще одна разработка ОАО «КБ Радар» – трехкоординатная РЛС «Восток-3D», которая воплощает в себе оригинальное техническое решение использования метрового диапазона волн в дальномерном канале и дециметрового – в высотомерном канале. Система представляет собой комплекс из двух радаров.

Станция превосходит аналогичные комплексы по ТТХ благодаря использованию современных достижений радиолокации, новейших цифровых технологий, передовых конструктивно-технологических решений.

«Восток-3Д» является новой, полностью белорусской разработкой, способной заменить все известные трехкоординатные РЛС и РЛК в составе дальномера и высотомера.

Данный комплекс способен эффективно обнаруживать и с высокой точностью определять координаты воздушных целей на максимальной дальности до 360 км, ВО, изготовленные по технологии «стелс», а также малоразмерные цели с малой эффективной отражающей поверхностью.

При этом все задачи выполняются в автоматическом режиме, в том числе обнаружение и сопровождение воздушных объектов.

В РЛС обеспечена высокая степень защищенности от высокоточного оружия за счет использования 2-х диапазонов частот, а также высокая радиолокационная скрытность за счет использования шумоподобного зондирующего сигнала с малой пиковой мощностью.

Шасси МЗКТ обеспечивает высокую мобильность станции, а на ее свертывание расчету из трех человек необходимо всего восемь минут.

Впервые на параде будет представлена новая твердотельная РЛС-150 S-диапазона с фазированной антенной решеткой, созданная в НП ООО «ОКБ ТСП».

Применение специальных методов и алгоритмов обработки сигналов позволило в 1,5-2 раза улучшить точность определения координат целей и распознавание их класса по акустическому портрету. Кроме того, РЛС-150 позволяет обеспечить уверенное сопровождение целей в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия.

Дальность обнаружения ВО с ЭОП 1 кв.м на высоте 25 м составляет 150 км. Воздушную цель с ЭОП 3-5 кв.м, летящую на высоте 100 м, РЛС-150 способна обнаружить на расстоянии до 45 км.

Шасси МЗКТ-65272-010 обеспечивает высокую мобильность станции. Время развертывания (свертывания) подготовленным расчетом из трех человек составляет не более 5 мин.

В конце февраля 2020 года РЛС-150 была задействована и в ходе первого этапа летных испытаний опытных образцов зенитных управляемых ракет 9М318 для ЗРК «Бук-МБ2», где подтвердила свои тактико-технические характеристики.

Бронеавтомобили

На параде Победы также будет представлена линейка отечественных легкобронированных автомобилей (ЛБА) в различных комплектациях, каждая из которых является отдельных образцом вооружения и военной техники.

Разработанные модификации включают изделия с разведывательно-огневым и дистанционно-управляемым модулями – легкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-018 с интегрированным дистанционным боевым модулем ДБМ-Т12,7 и многофункциональный разведывательный комплекс БРДМ-4Б («РОМ») на шасси ЛБА МЗКТ-490100/V-1.

Легкобронированный автомобиль «Рубон» способен выполнять широкий спектр задач. Интегрированный с машиной дистанционный боевой модуль ДБМ-Т12,7 обеспечивает панорамный обзор местности независимо от времени суток; обнаружение, распознавание и автоматическое сопровождение целей; независимое от блока вооружения управление линией визирования прицела при обзоре; поражение сопровождаемых беспилотных летательных аппаратов, огневых, транспортных средств и живой силы как с места, так и с ходу.

Комплекс БРДМ-4Б в 2019 году был принят на вооружение белорусской армии. В нем обеспечена интеграция различных типов разведывательных средств (оптоэлектронных, радиолокационных, радиотехнических, в том числе воздушных) со средствами связи и комплекса «Солдат – боевые системы» на основе беспроводного широкополосного доступа. Информация, поступающая со всех средств разведки, установленных на комплексе, позволяет командиру выбрать наиболее оптимальное решение при выполнении боевой задачи.

Защищенное транспортное средство многоцелевого назначения «Защитник» предназначено для перевозки личного состава подразделений специального и особого назначения, может использоваться как передвижной защищенный пункт управления групп специального назначения, подвижная защищенная огневая точка.

Высокая степень защиты экипажа и перевозимого личного состава от стрелкового оружия, бронебойно-зажигательных пуль калибра 7,62х54, и от воздействия ударной волны при подрыве мин у «Защитника» достигается пятым классом бронезащищенности корпуса и стекол, а также за счет использования взрывозащищенных сидений и конструкции корпуса (V-образное днище).

В составе боевых колесных машин впервые на параде будет демонстрироваться универсальная боевая платформа (УБП) с колесной формулой 4х4, полностью собранная из отечественных комплектующих и предназначенная для транспортировки модулей различного функционального назначения и их применения в боевых условиях.

Сменными модулями УБП могут быть: боевой модуль с заданным комплектом огневых средств; транспортный модуль для боевых подразделений; штабной модуль – средство управления подразделениями; санитарный модуль – для оказания первой помощи и эвакуации раненых.

Универсальная боевая платформа с функциональным модулем обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль, осколков и мин; решение коммуникационных, навигационных и управленческих задач.

Бронекапсула, в которой размещаются десять бойцов в полной экипировке, выполнена из стальных листов, надежно выдерживающих бронебойные пули Б-32 с усиленным зарядом снайперской винтовки СВД.

Кроме того, бронекапсула оборудована специальными сиденьями энергопоглощающей конструкции. В случае подрыва срабатывает одноразовый демпфирующий материал, уменьшая динамическое воздействие на человека. За счет подъема сидений над полом воздействие удара при подрыве мины на десант значительно снижается.

УБП приводится в движение 350-сильным двигателем белорусского производства. Высокая проходимость обеспечивается системой полного привода, короткой базой, неразрезными мостами, электронными помощниками.

Типичный «сколок»

Сегодня в ОПК страны насчитывается около 50 предприятий и организаций. При этом в процессе конверсии и реструктуризации «оборонки» белорусскому руководству удалось сохранить ядро специализированных военных предприятий (включая все 15 НИИ и КБ) и сформировать определенную внутриреспубликанскую кооперацию между ними, а также создать систему НИОКР и сберечь источники обновления оборонного сектора экономики

Отчасти это связано со значительным вниманием, которое уделяла проблемам ОПК республики администрация Александра Лукашенко

Можно сказать, что в результате весьма целеустремленной и квалифицированной государственной политики в Белоруссии советская «оборонка» после 1991 года была трансформирована в достаточно дееспособный и внутренне связный комплекс, ориентированный на целенаправленное развитие ряда «нишевых» перспективных оборонных технологий. Это информационные технологии, телекоммуникации, автоматизированные системы управления, электронно-оптические системы, приборостроение, а также основывающиеся на них модернизационные решения для различных систем вооружения и военной техники (авиационной, бронетанковой, ПВО) советского и российского производства. Также Белоруссия по-прежнему является разработчиком и поставщиком колесных и гусеничных шасси для российского ОПК.

Тесные политические связи Белоруссии с Россией не только сохранили кооперацию между «оборонками» двух государств, но и позволили Минску выступать легальным реэкспортером и «провайдером» систем вооружения РФ на ряде внешних рынков, а также осуществлять «законную» модернизацию советских и российских платформ во взаимодействии с их разработчиками и производителями в нашей стране.

Наконец, белорусские власти смогли после 2000 года поддержать свой ОПК пусть и ограниченным, но достаточно ощутимым внутренним оборонным заказом (опять-таки с опорой на информационные и модернизационные решения).

В отличие от России ОПК Белоруссии и после 1991 года остался под единым ведомственным контролем, что, безусловно, облегчало управление им и общую реструктуризацию оборонного сектора. До 2003-го таким единым ведомством в стране выступало Министерство промышленности, при этом военные ремонтные заводы принадлежали Министерству обороны. В декабре 2003 года для управления ОПК был создан Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь (ГВПК РБ), подчинивший все сохранившие значение к тому времени предприятия отрасли (включая ремзаводы). Почти все они в постсоветский период находились в статусе республиканских унитарных предприятий (РУП), и только в 2009 году была осуществлена кампания по их акционированию и преобразованию в ОАО, причем 100 процентов акций во всех случаях закреплялось в собственности государства.

Вместе с тем в Белоруссии в сфере военного производства и оборонных высоких технологий успешно действует и ряд частных предприятий («Тетраэдр», «Минотор-Сервис», НТЦ «ДЭЛС» и др.). Они, как правило, основаны выходцами из «традиционного» ОПК, которые используют налаженные личные связи в военных и промышленных кругах.

Ныне государственные органы РБ делают основной упор не на диверсификации оборонной промышленности, а на углублении ее специализации путем приоритетного развития профильных для белорусской «оборонки» направлений.

Официально определены следующие главные перспективные работы ОПК Белоруссии в интересах национальных вооруженных сил:

  • системы комплексного противодействия высокоточному оружию;
  • боевые геоинформационные системы;
  • средства подвижности военного назначения;
  • беспилотные авиационные комплексы и их системы;
  • информационные технологии, технические средства связи и автоматизации, специальное программное обеспечение для перспективных автоматизированных систем получения информации и управления и т. д.

Военная экономика

В среду, 31 января, в Государственном военно-промышленном комитете Белоруссии прошла коллегия по итогам работы 2017 года и задачам на 2018-й. По завершении мероприятия председатель Госкомвоенпрома Олег Двигалёв рассказал журналистам, что экспорт белорусской продукции военного назначения в 2017 году увеличился на 15% и превысил $1 млрд, а объём собственного производства военной техники вырос на 25%.

Чиновник отметил, что, по оценкам мировых агентств, Белоруссия на протяжении последних лет уверенно входит в топ-20 мировых экспортёров вооружения. По его словам, 2017-й стал «годом завоевания новых рынков»: продукция и услуги белорусских военных предприятий поставлялись в 69 стран (в 2016-м — в 60 стран).

  • Олег Двигалёв

Среди основных рынков Двигалёв назвал Россию, а также ОАЭ и африканские страны — туда, в частности, поставляются бронированные автомобили «Кайман» и V-1.

Председатель Госкомвоенпрома также сообщил, что успешно прошли испытания обновлённой дальнобойной ракетной системы залпового огня «Полонез». Этим комплексом уже заинтересовались страны ОДКБ. По словам Двигалёва, на 2018 год запланирована задача по экспорту «Полонезов», в том числе в дальнее зарубежье. Активно продаются за рубеж также белорусские системы радиоэлектронной борьбы «Гроза-С» и «Оптима-Б» производства КБ «Радар».

По словам белорусского военного аналитика Сергея Марцелева, Белоруссия далеко не в первый раз превышает рубеж в $1 млрд в своём военно-техническом экспорте.

«В конце 1990-х было и по несколько миллиардов — и страна занимала 11-е место в мире по военному экспорту (данные конгресса США). Просто тогда Минск распродавал колоссальные запасы оружия, боеприпасов и амуниции советского производства — тылового обеспечения Западной группы советских войск, размещавшейся в Европе, — пояснил в беседе с RT Марцелев. — Сейчас на росте экспортной выручки предприятий белорусского ВПК сказались востребованность тягачей МЗКТ и оптики на российском рынке, а также успешные продажи новинки — бронеавтомобиля «Кайман», являющегося глубокой модернизацией советской БРДМ».

  • Мобильное бронированное транспортное средство «Кайман»

Кроме того, по словам Марцелева, значимым покупателем белорусского оружия в последнее время стал Азербайджан. В частности, эта страна готова закупать белорусские дальнобойные тяжёлые РСЗО «Полонез».

«Россия поставила Армении ОТРК «Искандер», и в Баку срочно ищут противовес. Там хотят купить «Полонез», и министр обороны Азербайджана Закир Гасанов именно для этого приезжал в Минск в октябре прошлого года. Думаю, Азербайджан уже сделал предоплату за эти комплексы», — сказал Марцелев.

Также по теме


«Полонез» Лукашенко: как Белоруссия наращивает военно-техническое сотрудничество с Китаем

Военно-технические предприятия Белоруссии, когда-то завязанные исключительно на Россию, в последнее десятилетие активно развивают…

Действительно, российское агентство Sputnik тогда приводило слова генерал-лейтенанта в отставке, эксперта Минобороны Азербайджана Яшара Айдемирова, который заявлял, что благодаря покупке «Полонезов» Баку укрепит позиции в регионе.

«Нам нужны такие виды вооружения, как «Полонез», которые соответствовали бы географическим данным той территории, где будут вестись боевые операции», — подчеркнул Айдемиров.

Как он отметил, РСЗО белорусского производства по своим характеристикам практически не уступает «Искандеру».

Ранее Азербайджан покупал модернизированные в Белоруссии ЗРК «Бук-МБ».

Текст документа:

Утвержден постановлением Госкомвоенпрома от 14.12.2006 N 12

Форма

                        РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
           ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМИТЕТ
                    ИМПОРТНЫЙ СЕРТИФИКАТ N ___
--------------------------------------------------------------------
¦1. Импортер, его адрес          ¦3. Экспортер, его адрес          ¦
¦                                ¦                                 ¦
+--------------------------------+                                 ¦
¦2. Потребитель, его адрес       ¦                                 ¦
¦(заполняется, если потребитель  ¦                                 ¦
¦не является импортером)         ¦                                 ¦
¦                                ¦                                 ¦
+--------------------------------+---------------------------------+
¦4. Страна импорта               ¦5. Страна экспорта               ¦
¦                                ¦                                 ¦
+--------------------------------+---------------------------------+
¦6. Код ТН ВЭД, наименование и полная характеристика товара        ¦
¦                                                                  ¦
+------------------------------------------------------------------+
¦7. Цель конечного использования товара                            ¦
¦                                                                  ¦
+------------------------------------------------------------------+
¦ 8. Единица  ¦9. Количество ¦  10. Единица   ¦  11. Стоимость     ¦
¦  измерения  ¦    товара    ¦   измерения    ¦     товара         ¦
¦   товара    ¦              ¦стоимости товара¦                    ¦
+-------------+--------------+----------------+--------------------+
¦             ¦              ¦                ¦                    ¦
--------------+--------------+----------------+---------------------
    12. Настоящим  подтверждается,  что  импортер  берет  на   себя
обязательство  импортировать  товар  в  указанном  выше количестве в
Республику Беларусь, не направлять его в другое место назначения без
разрешения Государственного военно-промышленного комитета Республики
Беларусь.
    13. Настоящий     документ     должен    быть   представлен   в
соответствующий  государственный  орган  страны  экспорта  в течение
шести месяцев с даты подписания.
________________________ ______________     ________________________
(наименование должности)    (подпись)          (инициалы, фамилия)
М.П. ____________
       (дата)

РСЗО «Флейта»

Еще одной новинкой в разряде ударных вооружений является РСЗО малого радиуса действия «Флейта», разработанная в ООО «БСВТ – новые технологии».

Она смонтирована на базе легкобронированного автомобиля «Асилак» SHTS с колесной формулой 4х4, имеет 80 направляющих и способна с высокой точностью поражать живую силу, бронетехнику и защищенные объекты противника. Для ведения огня в РСЗО «Флейта» используются неуправляемые авиационные снаряды С-8 с боевой частью различных типов (кумулятивно-осколочной, бетонобойной, осколочно-фугасной, тандемно-кумулятивной). Дальность пуска – 1-3 км.

Боевая машина оснащена автоматизированной системой управления и бортовым навигационным комплексом, при этом время подготовки к залпу занимает всего около 30 секунд.

Применение в конструкции «Флейты» легкобронированного шасси позволило обеспечить высокую мобильность, надежную защиту экипажа от обстрела из стрелкового оружия и подрыва на минах и фугасах.

Советская база белорусского ВПК

Военно-промышленный комплекс (ВПК) Республики Беларусь, как и ВПК других постсоветских стран, «родом» из СССР. К моменту распада Советского Союза в Белорусской ССР (БССР) размещалось около 120 предприятий и организаций ВПК, в том числе 15 НИИ и КБ.  В то же время, в отличие от той же Украины, в советской Беларуси практически не было производства военной продукции конечного назначения (за исключением выпуска военных автомобилей). В республике, расположенной близко к потенциальным противникам – европейским странам НАТО –  такие производства не размещались из стратегических соображений. В то же время ВПК БССР играл важную роль в поставках комплектующих вооружений и военной техники для других оборонных предприятий СССР.

Особое значение имели белорусские военная радиоэлектроника, оптика и оптоэлектроника. Так, например, Гомельское конструкторское бюро (ГКБ) «Луч» и Гомельский радиозавод играли важнейшую роль в разработке и производстве антенн для РЛС (радиолокационных станций) систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН), систем контроля космического пространства (СККП), систем противоракетной обороны (ПРО) СССР. ГКБ «Луч» участвовало в создании загоризонтных РЛС 5Н77, «Дуга 1, 2», РЛС «Дарьял», РЛС «Крона», РЛС «Дунай», РЛС «Волга», многофункциональной РЛС «ДОН-2Н», РЛС «Волна», РЛС «Атолл» радиотехнического комплекса «Коралл» корабля ССС-В «Урал», РЛС 29Б6 и др. На Гомельском радиозаводе были произведены антенные системы для РЛС «Дуга», антенные модули РЛС «Дон-2НП» и «Дон-2Н» и другая аппаратура.

В Минске располагалась головная организация по созданию автоматизированных систем управления (АСУ) войсками в звеньях от фронта (округа) до батальона – НПО «АГАТ».

Белорусское оптико-механическое объединение (БелОМО) (Минск) занимало лидирующие позиции в оптической отрасли СССР, специализируясь на особо сложной оптико-механической и оптико-электронной аппаратуре военного и космического назначения, разрабатываемых входившим в его состав ЦКБ «Пеленг».

НПО «Интеграл» (Минск) являлось одним из ведущих советских производителей интегральных схем (прежде всего для ВПК и космической промышленности), а Минское производственное объединение вычислительной техники (МПОВТ) им. Г.К. Орджоникидзе – одним из ведущих производителей ЭВМ, используемых как в гражданских, так и в военных целях.

Особое техническое бюро (ОТБ) Научно-исследовательского института средств автоматизации (Минск) было головным разработчиком систем распознавания в СССР.

Как уже указывалось, в БССР была развита военная автомобильная промышленность. Минский автомобильный завод (МАЗ), образованный 9 августа 1944 г., в разные годы поставлял Советской Армии грузовые автомобили МАЗ-200, МАЗ-502, МАЗ-500, МАЗ-5335, МАЗ-5337 и специализированные машины на их шасси. Помимо этого, на МАЗе производились четырехосные полноприводные автомобили семейства МАЗ-543, шасси которых, в частности, использовали армейские оперативно-тактические ракетные комплексы 9К72 с ракетой 8K14 (Р-17) (известные на Западе как SCUD), оперативно-тактические комплексы 9К76 «Темп-С», реактивные системы залпового огня (РСЗО) 9К58 «Смерч», пусковые установки зенитных ракетных систем (ЗРС) C-300ПС/ПМ, береговой ракетный комплекс 4К51 «Рубеж» и др. А на многоосных ракетных шасси Минского автозавода размещались самоходные пусковые установки подвижных ракетных грунтовых комплексов (ПГРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами 15П642 «Темп-2С» (МАЗ-547А) и 15П158 «Тополь (МАЗ-7917), с ракетами средней дальности 15П645 «Пионер» и 15П653 «Пионер УТТХ» (МАЗ-547В). 

Могилевский автомобильный завод (МоАЗ) выпускал тягачи двойного назначения –  МАЗ-529В, МоАЗ-546/546П и др. Главным назначением одноосных тягачей МоАЗ была буксировка полуприцепных транспортно-загрузочных машин или транспортно-установочных агрегатов (установщиков) второго поколения для монтажа на стартовые позиции баллистических ракет средней дальности Р-12, Р-12У, Р-14У.

ГГК

ГГК

грузонесущий геофизический кабель

физ.

—————

ГГК

гамма-гамма-каротаж

геофиз.

физ.

—————

ГГК

Государственный гостиничный комплекс

—————

ГГК

Государственный геодезический комитет

истор.

—————

ГГК

государственный газовый концерн

ГГК «Газпром»

позже: РАО «Газпром»

—————

ГГК

государственный градостроительный кадастр

Пример использования

ГГК Республики Узбекистан

—————

ГГК

геолого-геофизическая карта

геол., физ.

—————

  1. ГГК
  2. СПб ГГК

Санкт-Петербургский государственный газетный комплекс

с 15 марта 1993

ранее:
ГИПК «Лениздат»

ГУП

издание, Санкт-Петербург

—————

ГГК

горногеологическая компания

геол., организация

—————

ГГК

гидрогенерирующая компания

организация

—————

ГГК

государственный газетный комплекс

ГВК

ГВК

Городская водоочистная компания

организация, Санкт-Петербург

—————

ГВК

государственная внешнеторговая компания

организация

—————

ГВК

глубоководный водолазный костюм

—————

  1. ГВ
  2. ГВК
  3. горводоканал

городской водоканал

на люках

—————

ГВК

геофизический вычислительный комплекс

физ.

—————

ГВК

главный военный контроль

воен.

—————

ГВК

горно-кавалерийские войска

воен.

—————

ГВК

государственный валютный комитет

—————

ГВК

государственная внешнеэкономическая комиссия

фин.

—————

ГВК

горно-вьючная кухня

—————

ГВК

гибридный вычислительный комплекс

—————

ГВК

газоводяной контакт

нефт.

энерг.

—————

  1. ГВК
  2. горвоенком
  3. горвоенкомат

городской военный комиссариат

воен.

—————

ГВК

грабли-валкователи колесно-пальцевые

—————

ГВК

государственный внешнеторговый концерн

—————

ГВК

глубоководный водолазный комплекс

—————

ГВК

гомованилиновая кислота

мед., фарм.

—————

ГВК

«Гинер всё купил»

разг., спорт

Пример использования

Впрочем, для Гинера это не главное. Президент РПФЛ, которому болельщики придумали прозвище ГВК («Гинер Все Купил»), мечтает о том, чтобы финансовые потоки текли по указанному им руслу. А как иначе, если деньги на россий ский футбол дает его друг Роман Абрамович?

«Аргументы недели», № 21. 3 октября 2006

—————

ГВК

государственный водный кадастр

—————

ГВК

«Горводоканал»

в ряде городов

—————

ГВК

государственный выставочный комплекс

Пример использования

ГВК Нижнего Новгорода

————————————

ГВК-

грабли-ворошилки колёсные

в маркировке

Пример использования

ГВК-7,0П

Главный товар

Как уже было сказано, наибольший интерес для России представляют изделия Минского завода колесных тягачей. Данное предприятие было спецпроизводством МАЗа, получившим самостоятельность в начале 1991 года. С 60-х и до настоящего времени оно продолжает выступать главным разработчиком и изготовителем автомобилей-«многоножек» для подвижных ракетных комплексов и других систем Вооруженных Сил СССР и РФ.

Сейчас МЗКТ в основном работает на российских заказчиков, поставляя восьмиосное шасси МЗКТ-79221, служащее базой подвижных грунтовых ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь-М» и «Ярс», четырехосное шасси МЗКТ-7930 для оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» и береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион-П» и «Бал», а также различных транспортно-заряжающих и специальных машин, четырехосные шасси серии МЗКТ-79111 (вариация известного МАЗ-543) для использования в ЗРК серии С-300П, РСЗО «Смерч» и т. п. системах. По заказу российского Концерна ПВО «Алмаз-Антей» разработано трехосное колесное шасси МЗКТ-6922 для ЗРК «Оса-АКМ», «Тор-2МЭ» и «Бук-М2Э», а для радиолокационных систем ЗРК С-400 – пятиосная машина МЗКТ-79292.

За пределами СНГ налажено обширное сотрудничество с Китаем, где в рамках созданного в 1997 году совместного предприятия осуществлен масштабный трансферт технологий и поставок многоосных колесных тягачей военного назначения.

Что касается МАЗа, то он никогда не играл заметной роли в обеспечении Вооруженных Сил СССР автомобильной техникой. В 1990–2000 годы в серию был запущен ряд новых машин военного назначения – трехосный 11-тонный МАЗ-6317 и двухосный 6-тонный МАЗ-5315, но их выпуск ограничен по сути поставками только в вооруженные силы Белоруссии.

Производство гусеничных шасси для зенитных ракетных систем с 70-х годов ведется на спецпроизводстве Минского тракторного завода (МТЗ). Серия ГМ-355 применялась для боевых машин ЗРС «Тор», а серия ГМ-352 – для боевых машин ЗРПК 2С6 «Тунгуска», экспортировавшихся Россией в 90-е и 2000-е годы. В РФ предпринимались попытки заменить минские шасси аналогами ОАО «Метровагонмаш» (Мытищи), но безуспешно, и российская сторона по-прежнему приобретает ГМ-352/355. При этом МТЗ продолжает совершенствование данной серии. В частности, для комплекса «Тунгуска-М1» предлагается модифицированное шасси ГМ-352М1, для гусеничного варианта ЗРПК «Панцирь-С1» – ГМ-352М1Е.

Для ремонта шасси МТЗ в 1991 году в Минске возникло частное предприятие «Минотор-Сервис», которое в основном выполняет заказы Министерства обороны России. На протяжении последних лет «Минотор-Сервис» активно занимается разработкой модернизационных пакетов для ряда образцов легкой бронетехники, предлагая их как военному ведомству Белоруссии, так и на экспорт (сотрудничая с Рособоронэкспортом) – правда, пока без особого успеха. Компания пыталась выступать и самостоятельным проектировщиком. Так, на основе шасси серии ГМ-352/355 были созданы боевая разведывательная машина 2Т «Сталкер» (впервые продемонстрирована в 2000 году) и легкий гусеничный транспортер 3Т «Москит». Однако они остались в опытных образцах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector