Фолклендская война
Содержание:
- Историческая справка
- Вооружение
- использованная литература
- Сухопутная фаза[править | править код]
- Корни конфликта
- Развязка
- Фолкленды
- Вопрос без ответа
- Начало конфликта[править | править код]
- Противостояние
- Исход
- Развертывание
- Первая кровь
- Империя наносит ответный удар
- Итоги конфликта и его роль в истории[править | править код]
Историческая справка
Фолклендские острова — архипелаг в Южной Атлантике. Фолклендский конфликт о праве открытия и владения берет свое начало еще несколько веков назад. В конце 16 века Фолклендские острова были открыты английским мореплавателем Джоном Дейвисом, однако испанские мореплаватели также претендовали на роль первооткрывателей.
В 1764 году французский мореплаватель и исследователь Луи Антуан де Бугенвиль основал первое поселение на восточной стороне архипелага, но не зная об этом, в январе 1765 года на западной стороне архипелага британский капитан Джон Байрон провел исследования и уже заявил о том, что острова принадлежат Британской империи.
Вооружение
-
Пулеметы и пушки :
- 7,62-мм FM M2-20 : Пукарас
- 20-мм пушка Colt Mk.12 : А-4
- 20-мм пушка Hispano-Suiza HS.804 : Pucaras
- 30-мм пушка DEFA : IAI Daggers и Mirage IIIEA
-
Неуправляемые ракеты :
- ZUNI 127 мм: MB.339s
- 70 мм: MB339s
- 105 мм: Пукарас
-
Ракеты :
-
Воздух-воздух :
- ИК ближнего действия AIM-9B Sidewinder : только Navy A-4Q Skyhawks до 1 мая
- Рафаэль Шафрир 2 ближнего ИК-диапазона: IAI Daggers и A-4C 1 мая
- Matra R550 Magic ближнего действия IR: получен 15 апреля для Mirage IIIEA
-
Полуактивный радар ближнего действия Matra R530 и ИК: Mirage IIIEA
-
Воздух-поверхность :
-
Противокорабельная ракета Aérospatiale AM.39 Exocet : 5 единиц на Super Etendards
- Ракеты воздух-земля AS 30. Поставляемые ВВС Перу и прибывшие на авиабазу Тандил (базовая база авиалайнеров FAA Dagger) в конце мая, война закончилась до того, как они могли быть использованы.
-
Противокорабельная ракета Aérospatiale AM.39 Exocet : 5 единиц на Super Etendards
-
Воздух-воздух :
-
Неуправляемая замедленная гравитационная бомба : тринадцать бомб поразили британские корабли без детонации, поскольку они были сброшены с очень малой высоты, и в воздухе не было достаточно времени, чтобы они могли вооружиться. Проблема была решена к июню новыми взрывателями (Kappa), купленными в Испании.
- Созданный в США Mark 82 Snake Eye (500 фунтов / 227 кг): A-4Q
- Британские построили «1000 фунтов» (450 кг): A-4B / C , IAI Daggers и Canberras
- Испания построила Expal BR / BRP 250 кг: A-4B / C и IAI Daggers
- Аргентина построила PG 125 кг: Пукарас
- Напалм : Пукарас
использованная литература
Примечания
Библиография
- Беннет, Джеффри (1962). Коронель и Фолклендские острова . Лондон: BT Batsford Ltd.
- Халперн, Пол (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . США: Военно-морской институт США. ISBN 1-85728-295-7.
- Ирвинг, Джон (1927). Коронель и Фолклендские острова . Лондон: AM Philpot, ltd.
- Жак, Тони (2007). Словарь битв и осад: справочник по 8 500 битвам от древности до двадцать первого века . Издательская группа «Гринвуд». ISBN .
- МакНелли, Майкл (2012). Коронел и Фолклендские острова, 1914 г .; Дуэль в Южной Атлантике . Кампания скопы, тираж № 248. Osprey Publishing. ISBN
- Мэсси, Роберт К. (2004). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Лондон: мыс Джонатана . ISBN 0-224-04092-8.
- Скотт, Р. Нил (2012). Многие из них были задержаны морем: трагическое крушение HMS Otranto . Роуман и Литтлфилд. ISBN .
- фон Рителен, Франц (1933). Темный захватчик . Лондон: Голова Бодли / Книги Пингвина.
Сухопутная фаза[править | править код]
Сан-Карлос и Гуз-Гринправить | править код
Основная часть аргентинских войск была сконцентрирована на острове Восточный Фолкленд в районе Порт-Стэнли (единственный город и административный центр островов). С учётом этого британское командование выбрало местом высадки бухту Сан-Карлос, находящийся на другом конце острова, где аргентинцы ожидали десанта меньше всего. 3-я бригада морской пехоты начала высадку ночью 21 мая, встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда. Однако с рассветом над Фолклендским проливом появились аргентинские самолёты — ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте. Этот и несколько последующих дней характеризовались наиболее ожесточёнными воздушными налётами, в ходе которых несколько британских кораблей было тяжело повреждено и потоплено, а аргентинская авиация понесла тяжёлые потери.
«Супер Этандар» ВМС Аргентины. Перед эмблемой эскадрильи заметен силуэт потопленного этим самолётом контейнеровоза «Атлантик Конвейор»
25 мая аргентинцы добились своего наибольшого успеха, повредив «Экзосетом» контейнеровоз «Атлантик Конвейор». Через несколько дней судно затонуло, а вместе с ним — почти все тяжёлые транспортные вертолёты CH-47. Это значило, что британским солдатам придётся идти к Порт-Стэнли пешком. Тем не менее, 3-я бригада уже надёжно закрепилась на плацдарме и была готова к дальнейшим действиям.
28 мая батальон британских парашютистов, скрытно (насколько это было возможно после сообщения Би-Би-Си об их передвижении) подойдя к населённым пунктам Дарвин и Гуз-Грин, атаковал расположенный там аргентинский гарнизон. Его ликвидация была необходима для того, чтобы устранить угрозу плацдарму в Сан-Карлос с юге. После тяжёлого сражения гарнизон капитулировал. Тем временем другие подразделения 3-й бригады совершали знаменитый пеший переход через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли. Прибывшая 5-я пехотная бригада имела в своём составе два плохо подготовленных батальона (Шотландские и Уэльские гвардейцы — это были единственные подразделения, которые могли быть отправлены на Фолкленды достаточно быстро). Они оказались не в состоянии совершить пеший марш из Сан-Карлос, и их пришлось высаживать с десантных кораблей непосредственно возле Порт-Стэнли. Несогласованность действий армейского и военно-морского командования привела к трагедии Блафф-Коув (8 июня), когда два разгружавшихся десантных корабля были замечены аргентинцами в дневное время и вне прикрытия ПВО флота. В результате авиааналёта погибло около 50 военнослужащих, а десантный корабль «Сир Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений. Тем не менее, к концу первой декады июня две британские бригады блокировали аргентинцев в районе Порт-Стэнли и были готовы штурмовать вражескую оборону.
Порт-Стэнлиправить | править код
В ночь на 12 июня 3-я бригада морской пехоты пошла в атаку на занятые аргентинцами высоты Маунт-Гарриет, Ту-Систерз и Маунт-Лонгдон. К утру все высоты были заняты, хотя не во всех случаях это оказалось легко (сражение за Маунт-Лонгдон оказалось самым кровопролитным для британцев за всю войну). В ночь на 14 июня наступил черёд 5-й пехотной бригады. Её целями были высоты Маунт-Тамблдаун, Уайрлесс-Ридж и Маунт-Уильям. Несмотря на недостаточную подготовку, Уэльские и Шотландские стрелки выполнили свои задачи, а батальону гуркхов, элиты британской армии, даже не пришлось вступить в бой.
Поскольку Порт-Стэнли был осаждён без какой-либо надежды на деблокирование, аргентинскому командованию не оставалось ничего, кроме капитуляции, что и произошло 14 июня. Великобритания вернула себе Фолклендские острова. Официально война была завершена 20 июня, когда британские силы высадились на Южных Сандвичевых островах.
Корни конфликта
В Англии годом открытия Фолклендов всегда считался 1592-й. Капитан Джон Дейвис бросил якорь у берегов архипелага и провозгласил его собственностью королевы Елизаветы I. Существует и другая версия: за 72 года до Дейвиса на Фолкленды высадился отряд испанца Эстебана Гомеса, и с тех пор они находились под властью Мадрида. Спор двух империй длился почти полтора века, пока в 1820 году в игру не вступил третий претендент на острова — Аргентина. Аргентина провозгласила себя правопреемницей Испании в Южной Америке. В 1829 году на острова прибыл губернатор с отрядом солдат. Но в 1833 году к Фолклендам подошли английские корабли. Совершив бескровный захват власти, англичане вывезли аргентинцев обратно на родину. Аргентина не осмелилась пойти на противостояние с более сильным противником…
Развязка
После поражения Аргентины в войне Леопольдо Галтьери недолго оставался диктатором. Революция в Аргентине 1983 года привела к власти новое правительство. Объявившее бывшего главу хунты «поджигателем Фолклендской войны». Он получил 12 лет тюрьмы. Авторитет же Маргарет Тэтчер в глазах подданных британской короны неизмеримо вырос. «Война проверила Железную леди на прочность. Пройденное испытание показало, что она выкована из металла высшего качества, который не гнётся, не ломается и подходит для решения любых задач», — писали английские газеты. К 1990 году дипломатические отношения между Англией и Аргентиной были восстановлены. Однако британский гарнизон на Фолклендах возрос до 1650 солдат, четырёх кораблей и шести боевых самолётов. Столкновение 1982 года несколько разрядило обстановку, но не свело напряжённость к нулю. Буэнос-Айрес по-прежнему предъявляет права на архипелаг, а Лондон заявляет о его «вооружённой защите». Возможно, именно это возвращение конфликта к исходной точке побудило аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса назвать Фолклендскую войну «битвой двух лысых за расчёску».
Метки: Англия, война, Тайны 20 века, остров, Атлантика, конфликт, Фолклендская война,
Фолкленды
11 июля 1982 года Аргентина, а на следующий
день Великобритания де-факто объявит об
окончании войны. На островах оставили около
5 тыс. британских солдат. 27 июня 1983 года
британский министр обороны объявляет о
выделении 215 миллионов фунтов стерлингов на
строительство аэропорта на Фолклендских
островах.
В октябре 1989 года между Великобританией и
Аргентиной были восстановлены консульские,
а с февраля 1990 года дипломатические
отношения в полном объеме.
27 сентября 1995 года Великобритания и
Аргентина заключают соглашение о
разработке нефтяных и газовых
месторождений в Южной Атлантике к
юго-западу от Фолклендских островов. Надзор
за добычей полезных ископаемых поручен
совместной комиссии.
Источники:
100 великих битв.-М.: Вече,1998.- 640 с.
Военный энциклопедический словарь. — М.:
Воениздат, 1983.- 863 с.
Военно-морской словарь. — М.: Воениздат, 1989.-
511 с.
Войны 2-й половины ХХ века / Авт.-сост. А.Н.
Гордиенко.- Мн.: Литература.-544 с.
Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах
второй половины XX века. — М.: ACT; СПб.: Terra
Fantastica, 2001.(Электронная версия: Глава о
Фолклендской войне — http://militera.lib.ru/h/dotsenko/07.html
)
Миллер Д. Коммандос.- Мн.: Харвест, 1998.- 512 с.
Фолкленды 82 в сети:
Хронология
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/cronicl/cronicl.html
http://www.hronos.km.rusobyt/1982folk.html
http://www.yendor.com/vanished/falklands-war.html
http://www.freenetpages.co.uk/hp/cmackenzie/website/falk123.htm
http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/diary.htm
http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/may.htm
http://newmedia2.ppp.co.uk/featuresmk3/falklands/june.htm
Обзорные статьи
http://www.navigator.kz/oldnavi/articles/mpole021001a.shtml
http://www.redstar.ru/2002/06/20_06/3_02.html
http://onwar.com/aced/chrono/c1900s/yr80/ffalkland1982.htm
Статистика войны http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/victorys/victorys.html
Силы сторон
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/forces.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/forces/forces.html
О начале войны
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/atgates.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/history/history.html
Про «Шеффилд» http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/sheffild/sheffild.html
Д.Вудворд «Сто дней» (отрывки) http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/366/32700/
Парашютные
батальоны http://www.parachute-regiment.com/history/falklands.htm
О самолетах «Харриер»
http://dzampini.boom.ru/Malvinas/SHar-eng.htm
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/harrier.htm
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/harriersea.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/harrier/harrier.html
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/sharrier/sharrier.html
http://vtol.boom.ru/harrier/folk/
О самолетах «Вулкан»
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/vulcan.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/vulcan/vulcan.htm
О британских вертолетах
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/helicopters.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/copter/copter.html
«Супер Этендары»
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/setand.htm
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/alaguerre.htm
http://www.ipclub.ru/arsenal/officerroom/falklands/chislo.htm
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setand/setand.html
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setendard/setendard.html
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/setend2/setand2.html
«Пукара»
http://www.brazd.ru/craft/argentina/fama/ia58/ia58_boevoe.phtml
http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/pucara/pucara.html
«Миражи» и «Даггеры» http://www.airwar.ru/history/locwar/folkl/mirage/mirage.html
Картины войны http://www.military-art.com/falklands_war.htm
Сайт правительства островов http://www.falklands.gov.fk
ТВ
«Фолклендская война» канал Discovery
* * *
Историко-географическая
справка, Силы и техника
сторон, Начало войны, Между
боями, Первый
контрудар
«томми», 1 мая, Кровавый
май, 21 мая, Авиация
топит корабли, Сражение
26-28 мая, Новые удары,
Финал.
Вопрос без ответа
История получила неожиданное продолжение. Битва за Фолкленды превратилась со временем в сражение на уровне идеологии. На чемпионате мира по футболу 1986 года в матче Аргентина-Англия аргентинец Диего Марадона забил гол, сыграв рукой. Судья этого не заметил. Победа оказалась на стороне Аргентины, а жители ликующего латиноамериканского государства расценили победу как «месть за острова». С 2001 года в Аргентине ежегодно 2 апреля отмечается «День ветеранов и павших на Мальвинской войне». В этот день аргентинцы вспоминают погибших, отдают дань уважения живым участникам боёв и продолжают верить в то, что флаг второй по величине страны Южной Америки будет вскоре поднят над Мальвинскими островами.
Метки: Англия, война, корабль, самолёт, сражение, Война и Отечество, ракета, Аргентина, архипелаг, десант, , Фолклендские острова
Начало конфликта[править | править код]
Файл:ComandosAnfibios-Marines.jpg Разоружение пленных британских солдат, 2 апреля 1982 года
2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. Аргентинское руководство надеялось, что Великобритания, поставленная перед фактом утраты островов, смирится с этим и не станет организовывать дорогостоящую военную операцию. Однако реакция британцев оказалась совершенно противоположной. В Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное военно-морское соединение с целью возврата островов. Неготовность Аргентины к ведению настоящей войны оказалась решающим фактором, предопределившим исход кампании.
На Фолклендах были размещены две аргентинские пехотные бригады, занимавшие стационарные оборонительные позиции и почти не имевшие боевой техники. После введения британцами блокады островов, осуществлявшейся подводными лодками, возникли значительные трудности со снабжением гарнизона. Единственная бетонированная взлётно-посадочная полоса на Фолклендах была слишком короткой для реактивных боевых самолётов. Поэтому основная часть аргентинской авиации на протяжении войны была вынуждена действовать с континентальных авиабаз. После долгого перелёта у самолётов топлива оставалось лишь на один заход по британским кораблям; это практически исключало возможность ведения аргентинскими пилотами воздушных боёв.
Британцы также столкнулись со значительными трудностями в ходе кампании. некоторые военные эксперты полагали, что операция по возврату островов (получившая официальное название «Corporate») обречена на провал. Ключевую роль при её проведении сыграла американская военная база на острове Вознесения в центральной части Атлантического океана, предоставленная британской авиации для базирования. Единственными боевыми самолётами, пригодными для использования с двух британских авианосцев, были примерно три десятка «Си Харриеров», впоследствии усиленные несколькими штурмовиками «Харриер». Они должны были играть роль перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков, обеспечивая авиационную поддержку в ходе десантной операции.
25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия, находившемся на большом удалении от Фолклендов и также захваченном аргентинцами. Британцы почти не встретили сопротивления, аргентинский гарнизон быстро капитулировал.
Противостояние
19 марта 1982 года на необитаемый остров Южная Георгия (800 километров от Порт-Стэнли) высадились «рабочие» и подняли над островом флаг Аргентины. Когда у побережья появился транспорт с 20 английскими моряками, «рабочие» открыли по нему огонь. Оказалось, на острове орудовали переодетые в гражданское бойцы «Бузо Тактико» — группы боевых пловцов аргентинских ВМС. Губернатор Фолклендов Рекс Хант потребовал от Буэнос-Айреса немедленно вывести военных с острова. Ответ премьер-министра Аргентины был равносилен объявлению войны: «Аргентинцы находятся на аргентинской территории и продолжат пребывать там под защитой аргентинского правительства». 2 апреля 1982 на Восточный Фолкленд был высажен десант под командованием Марио Менендеса. Он взял Порт-Стэнли, не пролив ни капли крови. Губернатор Хант приказал охранявшим город 80 английским морпехам сложить оружие. Между территорией Аргентины и архипелагом был установлен воздушный мост, по которому на острова перебросили более 10000 солдат. По приказу хунты название Фолкленды сменили на Мальвины, а Порт-Стэнли переименовали в Пуэрто-Аргентино. 7 апреля 1982 года губернатором захваченных островов стал генерал Менендес.
Исход
Корабль HMS » Негибкий» подбирает немецких моряков из Гнейзенау после боя
Жертвы и ущерб были чрезвычайно несоразмерными; англичане пострадали очень легко. Адмирал Шпее и два его сына были среди погибших немцев. Спасенные немецкие выжившие, всего 215 человек, попали в плен на британских кораблях. Большинство из них были из Гнейзенау , девять из Нюрнберга и 18 из Лейпцига . Шарнхорст был потерян со всеми руками. Один из выживших офицеров « Гнейзенау был единственным выжившим с тремя разными орудиями на потрепанном крейсере. Его вытащили из воды, заявив, что он двоюродный брат британского командира (Стоддарта).
Из известных немецких войск в составе восьми кораблей два спаслись: вспомогательный Seydlitz и легкий крейсер Dresden , которые бродили на свободе еще три месяца, прежде чем его капитан был загнан в угол британской эскадрой ( Kent , Glasgow и Orama ) у судна Juan Fernández. острова на 14 марта 1915 г. После борьбы с короткий бой , в Дрездене капитан эвакуировали свой корабль и затопили ее, взрывая главный журнал боеприпасов.
В результате битвы немецкая восточноазиатская эскадра , единственное постоянное военно-морское соединение Германии, фактически прекратила свое существование. Торговые набеги в открытом море регулярных военных кораблей Kaiserliche Marine были прекращены. Однако Германия поставила несколько вооруженных торговых судов на службу в качестве торговых рейдеров до конца войны (например, см. Феликс фон Люкнер ).
Развертывание
Аргентинские авиабазы: Расстояния до аэропорта Порт-Стэнли : Трелью: 580 морских миль (1070 км), Комодоро-Ривадавия: 480 морских миль (890 км), Сан-Хулиан: 425 морских миль (787 км), Рио-Гальегос: 435 морских миль (806 км) ) и Рио-Гранде: 380 морских миль (700 км). Из-за расстояния, необходимого для полета к островам, среднее время, которое аргентинские штурмовики имели в районе цели, составляло две минуты.
Аэродромы Аргентины . Единственная взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием была в Стэнли, хотя она была непригодна для быстрых реактивных самолетов, и ее основная роль заключалась в поддержании воздушного моста на материк. Исла-де-Бурбон — Галечный остров, Пту. Аргентино — Порт-Стэнли , Исла-Гран-Мальвина — Западный Фолкленд и Исла-Соледад — Восточный Фолкленд.
Подразделения авиации переместились с баз на юг. На фоне опасений по поводу британских / чилийских авиаударов и / или налетов SAS , аргентинские самолеты были рассредоточены в окрестностях своих южных аэродромов, например, для этой цели использовались несколько участков национального маршрута №3.
-
Международный аэропорт Эсейса
Боинг 707
, Буэнос-Айрес
-
NAS Almirante Zar , Трелью
B.Mk62 Канберра
, провинция Чубут
- Авиационная база ВВС Комодоро Ривадавиа , IX воздушная бригада, провинция Чубут (командный пункт ФАС)
- KC / C-130 Геркулес
- Fokker F28
- Эскуадрон Феникс
- Мираж IIIEA
- FMA IA 58 Пукара
- CIC Comodoro , центр управления воздушным движением
- Аэродром Пуэрто-Сан-Хулиан , провинция Санта-Крус
- Кинжал IAI — эскадрилья La Marinete
- A-4C Skyhawk
- РЛС Cardion AN / TPS-44 с ГАДА 601 Армия
- Аэродром Пуэрто Санта Крус
А-4П Скайхок
, Провинция Санта Крус
- AFB Rio Gallegos , Провинция Санта-Крус
- Мираж IIIEA
- А-4П Скайхок
- FMA IA 58 Пукара
- Исследовательская эскадрилья ВМС после 13 мая: трекеры S-2E и 2 арендованных бразильских ВВС EMB111 Bandeirantes (2-P-201 и 2-P-202)
- CIC Gallegos , центр управления воздушным движением
- NAS Almirante Quijada, Рио-Гранде, Огненная Земля
- IAI Dagger — Las Avutardas Salvajes Squadron
- A-4Q Skyhawk
- Супер Этендар
- СП-2Н Нептун
- AFB Puerto Argentino, аэропорт Порт-Стэнли , Фолклендские острова
- FMA IA 58 Pucará Air Force
- Aermacchi MB.339A ВМФ
- Т-34 Наставник ВМФ
- Вертолеты из всех служб
- CIC Malvinas , РЛС AN / TPS-43 и ПВО всех служб
- База ВВС Кондор, Аэродром Гусь-Зеленая трава, Фолклендские острова
- FMA IA 58 Pucará Air Force
- Зенитные пушки ВВС
- NAS Calderon, аэродром Pebble Island , Фолклендские острова
- FMA IA 58 Pucará Air Force
- Т-34 Наставник ВМФ
- Короткая береговая охрана Скайвана
- Авианосец ARA Veinticinco de Mayo , 2 апреля — 3 мая
- McDonnell Douglas A-4Q Skyhawk
- Grumman S-2E Трекер
- Сикорский S-61D-4
Первая кровь
На первом этапе Фолклендской войны сказалось превосходство английской военной техники и профессионализм личного состава. Большинство аргентинских военнослужащих оказались на большой войне впервые. 2 мая 1982 года торпеда британской подлодки «Завоеватель» отправила на дно аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» с 368 матросами на борту. Позднее стало известно, что это произошло за 36 миль от 200-мильной запретной зоны вокруг Фолклендов, которую перед войной обозначили сами англичане. Незаконное нападение вызвало возмущение во всём мире, а аргентинские ВМС в отместку потопили британский эсминец «Шеффилд». Но английские корабли всё плотнее сжимали кольцо блокады с моря. Место «Шеффилда» занял эсминец «Экстер», с севера двигались ещё четыре военных судна. Транспорты «Королева Елизавета II» и «Канберра» доставили подкрепление — 6000 солдат. Параллельно английское командование успешно провело операцию «Бак Бэк», в ходе которой британский бомбардировщик «Вулкан» разрушил взлётную полосу аэродрома Порт-Стэнли. Без неё имевшиеся у Менендеса самолёты класса «Мираж», «Скайхок» и «Супер Этандар» оказались почти бесполезны. Отсутствие у аргентинской группировки систем ПВО окончательно обеспечило англичанам господство в воздухе.
Империя наносит ответный удар
В момент аргентинского вторжения на островах проживали 1200 подданных британской короны. Большинство из них отказались принять аргентинское гражданство, надеясь на помощь метрополии. Они не ошиблись. Во главе английского правительства стояла Маргарет Тэтчер, она объявила о готовности силой оружия защищать интересы фолклендцев. В день высадки аргентинцев на Фолклендах Англия разорвала дипломатические отношения с Буэнос-Айресом и заморозила аргентинские счета в своих банках. 5 апреля 1982 из Портсмута в сторону архипелага отплыли 40 военных судов во главе с авианосцами «Гермес» и «Инвизибл». Воинский контингент на борту достигал 10 000 человек, в числе которых был и принц Эндрю, сын Елизаветы II. Английский военный министр Нотт предупредил хунту, что ВМС Великобритании будут топить любой аргентинский корабль, подошедший к островам ближе чем на двести миль. В ответ Аргентина начала переброску на архипелаг дополнительных сил. Лондон хорошо понимал, что мирное урегулирование могло занять годы, и предпочитал одним ударом разрубить Гордиев узел. Усилия миротворцев, среди которых были папа Иоанн Павел II и Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр, успеха не имели.
Итоги конфликта и его роль в истории[править | править код]
Мемориал погибшим аргентинцам. Ушуая
Фолклендский конфликт был едва ли не единственным вооружённым конфликтом после Второй Мировой войны, в котором ведущую роль играли военно-морские силы
Специалисты обратили внимание на выявившуюся уязвимость современных боевых кораблей, тонувших от попадания неразорвавшихся бомб и ракет. Впервые в истории авиации были успешно применены в бою самолёты вертикального взлёта и посадки
«Си Харриеры» и «Харриеры» одержали около 20 воздушных побед, причём собственные потери от действий авиации противника были нулевыми.
Многие наблюдатели восприняли войну как новое свидетельство мощи Британии как военно-морской державы, казалось бы, исчезнувшей после распада колониальной Британской империи.
Победа способствовала росту патриотизма в Великобритании и усиления позиций правительства Маргарет Тэтчер. Для Аргентины поражение стало болезненным ударом по национальной гордости. Оно стало непосредственной причиной падения аргентинской военной хунты и восстановления демократического строя в стране. Необходимость войны и её историческое значение до сих пор служит предметом ожесточённых споров в Аргентине, но руководство страны по-прежнему не отказывается от претензий на острова.
Британский флот в прямом смысле доказал необходимость в себе и правильность использования подводных лодок в морских сражениях.
Хорхе Луис Борхес написал стихотворение памяти британских и аргентинских солдат и назвал войну «ссорой двух лысых из-за расчёски».