Сайт владимира кудрявцева

Самолёт-невидимка

В журнале «Изобретатель и рационализатор» за 1936 год журналист И. Вишняков рассказал о самолете, сделанном из органического стекла – родоида, который с внутренней стороны был покрыт амальгамой. Бартини оборудовал машину устройством для распыления голубоватого газа. Этого оказалось достаточным, что обеспечить аэроплану маскировку на фоне чистого неба.

«Необычность той машины проявлялась уже в тот момент, когда запускался двигатель, — писал И. Вишняков. — Раздавались привычные команды и ответы: «От винта! Есть от винта!». Потом все увидели густой голубоватый выхлоп от бортовых отверстий. Одновременно с этим резко ускорилось вращение пропеллеров, и самолет стал исчезать из вида. Казалось, что он растворяется в воздухе. Те, кто находился близко к старту, уверяли, что видели, как машина уносится в небо, остальные теряли её из виду ещё на земле».

Печальная судьба

Итак, планировалось построить три опытных самолёта Бартини, Первый был изготовлен без подъёмных двигателей и предназначался для отработки управляемости, испытания маршевых двигателей на всех режимах полёта, кроме вертикального взлёта и посадки. Этот экземпляр имел шасси. Вторую машину, с подъёмными двигателями, должны были проверить на вертикальный взлёт, посадку и на действие струйных рулей, автоматики. И, наконец, на третьем экземпляре амфибии собирались испытать все в комплексе, в том числе специальное оборудование и вооружение. Так планировалось. В действительности же произошло иначе. Никак не удавалось изготовить подъёмные двигатели. Испытания прошёл лишь первый, колёсный, самолёт. Своим ходом он перелетел из Таганрога на подмосковный аэродром. Рассказывали, что Бартини, когда его «Горыныч» приземлился, заплакал от радости и счастья. На испытаниях самолёт развивал скорость до 640 километров в час. Дальность полёта достигала двух с половиной тысяч километров, высота — 10 тысяч метров. А тем временем интерес военных к амфибии ВВА-14 стал угасать. Другие авиаконструкторы тоже не дремали. На вооружение поступили противолодочные самолёты Бериева, Ильюшина, Туполева. Стало ясно, что требуемых подъёмных двигателей создать так и не удастся. Работы над амфибией Бартини были остановлены. Правда, Роберт Людвигович ещё пытался превратить свою машину в экраноплан, использующий при полёте воздушную подушку, но не успел. В декабре 1974 года Бартини не стало. Он умер внезапно, прожив на свете 77 лет.

Метки: СССР, Тайны 20 века, проект, самолёт, конструктор, Италия, Бартини

  • Назад
  • Вперёд

Шесть измерений

»Будь здесь и сейчас». Так учат буддисты. Для них весь наш мир — иллюзия, поскольку прошлого уже нет, оно застыло, будущее же не наступило. И, возможно, единственной искрой, способной претендовать на существование, является лишь краткий момент настоящего, который, с одной стороны, быстро проходит, а с другой — всегда существует. Мудрость же просветлённого человека — это осознать со временем, что и настоящее суть иллюзия и всё, что окружает его, тоже. И лишь выйдя за пределы иллюзорного мира, истинный просветлённый сможет прийти к состоянию, когда нет ничего. Ни мира, ни времени, ни его самого, только вечный покой. Возможно, в чём-то Бартини и разделял бы идеи буддизма, ведь для обыденного сознания существует только вечное настоящее. Если какой-нибудь мыслитель всерьёз задумается, то обнаружит, что, размышляя о прошлом или представляя себе будущее, он уподобится человеку с фонарём, идущему в темноте, где в круг света попадает только настоящее. Но так уж устроен человеческий разум, действующий по своим собственным законам. И тогда Бартини берётся за объективные расчёты и видит несоответствия — он замечает, что сам Эйнштейн стал заложником линейной структуры времени. Однако по расчётам великого итальянца выходило, что одновременно существуют прошлое, настоящее и будущее. А также объекты, обладающие тремя или даже четырьмя характеристиками, способные двигаться вдоль осей времени. Например, некто сидящий на стуле двое суток назад и сидящий на нём в данный момент могут быть одним и тем же объектом в разных измерениях. Если попытаться вникнуть в суть концепции Бартини, то сама собой придёт мысль о параллельных реальностях. А вдруг могут существовать измерения, где произошедшее в прошлом с одним из объектов трёхмерного мира вовсе не происходило, а случилось что-то другое? Или один и тот же человек совершал разные выборы, которые привели к совершенно иным результатам. Бартини считал, что такое, безусловно, возможно, но из этого вовсе не следует, что возможно всё и всегда и что не существует никаких ограничений. Допустим, если на каком-то столе никогда не было футбольного мяча, то и реальности, где такое возможно, не существует. Подобную концепцию непросто принять, поскольку нам ведома только та реальность, которая взаимодействует с нашими органами чувств и обрабатывается в мозгу. Возможности человеческого восприятия таковы, что мы осознаём только двух — и трёхмерную реальность. Ощущения объектов во всех шести измерениях нам недоступны, узнать о них можно только с помощью расчётов и специального оборудования. Да и будем откровенны: физика — весьма сложная наука и многие её выводы большинству людей непонятны.

Не только инженер

Однако Роберт Людвигович Бартини прославился не только как авиаконструктор. Это был очень одарённый и многогранный человек. Помимо проблем, имеющих отношение только к конструктивным решениям, Бартини всерьёз интересовался теоретической физикой и устройством Вселенной. Особенно ему были любопытны вопросы соотношения пространства и времени. Конструктор даже пытался публиковать статьи о своих открытиях, но из них до журналов добрались только две. Академическое сообщество сначала сочло их несмешной шуткой, а затем, осознав, что идеи в них излагались всерьёз, крайне прохладно отнеслось к выкладкам авиаинженера. Но Бартини пользовался в СССР таким уважением, что ему простили его «нелепые» теории и серьёзно наказывать не стали, а в научно-фантастическом фильме «Корабль пришельцев» есть сцена, когда Олегу Табакову, игравшему роль Сергея Павловича Королёва, доставили книгу его «учителя» Бартини.

К истории вопроса

С давних пор человечество воспринимало окружающую действительность как сочетание объектов, имеющих длину, ширину и глубину. Учёные древности знали о существовании двухмерных плоских объектов: прямоугольников, квадратов, окружностей и других. Затем, в более позднюю эпоху, у первых мыслителей возникли идеи, что в основе всех окружающих тел лежат более мелкие тела, и они начали спорить об их природе. Такие философы, как, например, Демокрит и Эпикур, полагали, что всё в мире состоит из атомов, которые имеют все характеристики трёхмерных объектов: длину, ширину и глубину, а также свойства, которые могли различаться у атомов разного типа: твёрдость, мягкость, массу и т.д. Были среди учёных и так называемые пифагорейцы. Их школа получила своё имя от основателя — Пифагора, сформулировавшего знаменитую теорему. Они учили, что в основе всего лежат геометрические фигуры, которые по сути являются двухмерными, но, накладываясь друг на друга, они каким-то образом создают всё богатство трёхмерных тел. В последующие века проходили споры о существовании пустого пространства, атомов и их природе, но в основе всегда лежала понятная обыденному сознанию трёхмерная реальность.

Пути Господни неисповедимы

Считается, что Роберт родился 14 мая 1897 года в городе Фиуме. Его матерью была девушка из знатного рода Ферцель, которой вскружил голову молодой красавец барон ди Бартини. Тайные встречи закончились беременностью, однако мужчина женился на другой женщине. Юная девушка от бесчестия утопилась, а новорожденного ребенка по имени Роберто положила на порог крестьянского дома Людвига Орожди.

Позднее семья Орожди переехала в Фиуме, и опекун, по иронии судьбы, стал садовником барона ди Бартини. Роберт часто бывал у них, и однажды его увидела бездетная баронесса. Мальчик напоминал ей мужа, поэтому она настояла, чтобы малыша взяли в семью. Дальнейшие расспросы ди Бартини о настоящих родителях ребёнка, привели барона к счастливому выводу. Оказывается, он нашёл родного сына. Вот такую интересную историю рассказал о себе сам Роберт Бартини.

Впрочем, его биографы — Сергей и Ольга Бузиновские — так и не обнаружили подтверждения этой версии. Но выяснили, что некий барон всеётаки жил вблизи Фиуме, правда, был не Бартини, а являлся итальянцем, со знакомой фамилией — Орожди. У него был брат Людвиг – член местного аэроклуба и владелец заводов. Вот и получается, что Ферцель подкинула своего малыша родному отцу Людвигу Орожди. В любом случае, рождение Роберта Бартини было таким же таинственным, как и вся его жизнь.

Гимназист, военный, коммунист

Бартини родился предположительно в 1897 году у слуг, работавших на состоятельную итальянскую семью. В возрасте трёх лет хозяева усыновили маленького Роберто и дали ему свою фамилию — Бартини. Мальчик рос умным, любознательным и очень одарённым в том, что касалось технических наук. Учёба в гимназии отточила его острый ум и, в некоторой степени, закалила его. Роберто Бартини не был хрупким юношей, поэтому после начала Первой мировой он добровольцем отправился на фронт, где блестяще проявил себя, а в 1916 году даже окончил офицерскую школу. По возвращении с войны Роберто решил изучить инженерное дело, работая на миланском заводе разнорабочим, разметчиком, шофёром и параллельно учась в Миланском техническом институте и Римской лётной школе, диплом которой ему вручили в 1921 году. Примерно в это же время у юноши произошёл переворот в мировоззрении: он проникся марксистскими идеями и вступил в Итальянскую коммунистическую партию, которая после установления в Италии фашистского режима направляет Бартини в СССР. В ту эпоху в Советском Союзе ценились квалифицированные инженеры, и Роберто Бартини работает, создавая для своей новой родины летательные аппараты. Сконструированный им образец самолёта «Сталь-6» в 1933 году даже побил мировой рекорд скорости. И, разумеется, поскольку круг технических специалистов в 30-е был чрезвычайно узок, то «красный барон», как называли Бартини в СССР, плотно общался практически со всеми известными конструкторами. Сам Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем. Увы, репрессии 30-х не обошли стороной и потомка итальянских аристократов. В 1938 году НКВД арестовал инженера, и всю Великую Отечественную войну Бартини создавал самолёты в закрытом КБ. Но даже в заключении он не озлобился на советскую власть, а продолжал работать с полной отдачей. В 50-е Бартини освободили, а после XX съезда окончательно реабилитировали. В 1967 году итальянскому конструктору вручили орден Ленина, отмечая его заслуги перед наукой и отечеством. Гениальный конструктор скончался в 1977 году, в возрасте 80 лет. Его похоронили в Москве на Введенском кладбище. На памятнике выбита надпись: «В Стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».

Физик и философ

Файл:Bartini World.png «Мир Бартини».

Бартини, конечно, более известен как выдающийся авиаконструктор, которого газета «Красная Звезда» даже назвала «Гением предвидения», , но теперь он становится все более известным своими научными достижениями. Помимо авиации, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Есть у него труды по теоретической физике. Им была создана уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название «мир Бартини» В противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению сторонников этой теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путем, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира , что показывает, что наш мир скорее является 6-мерным, чем 4-мерным

Бартини также занимался анализом размерностей физических величин — прикладной дисциплиной, начало которой положил в начале XX века Н. А. Морозов. Одна из наиболее известных работ — «Множественность геометрий и множественность физик» в книге «Моделирование динамических систем», написанная в соавторстве с П. Г. Кузнецовым. Работая с размерностями физических величин, он построил матрицу всех физических явлений, основанную только на двух параметрах: L – пространство, и T – время. Это позволило ему увидеть законы физики как клетки в матрице (снова морфологический анализ

Dim. L–1 L L1 L2 L3 L4 L5 L6
T–6               Скорость переноса мощности (мобильность)
T–5             Мощность  
T–4     Удельный вес Градиент давления Давление Напряжение Поверхностное натяжение Жесткость Сила Энергия Скорость переноса момента импульса (тран)
T–3     Массовая скорость Вязкость Массовый расход Импульс Момент импульса  
T–2   Угловое ускорение Линейное ускорение Потенциал гравитационного поля Масса   Динамический момент инерции  
T–1   Угловая скорость Линейная скорость Скорость изменения площади        
T Кривизна Безразмерные величины (радиан) Длина Площадь Объем Момент инерции площади плоской фигуры    
T1   Период            
T2                

Так же как Дмитрий Иванович Менделеев открыл Периодическую таблицу элементов в химии, Бартини открыл периодическую таблицу законов в физике. Когда он обнаружил, что известные фундаментальные законы сохранения располагаются по диагонали в этой матрице, он предсказал и затем открыл новый закон сохранения — закон сохранения мобильности. Это открытие, по мнению сторонников теории, ставит Бартини в ряд таких имен, как Иоганн Кеплер (два закона сохранения), Исаак Ньютон (закон сохранения импульса), Джулиус Роберт фон Майер (закон сохранения энергии), Джеймс Клерк Максвелл (закон сохранения мощности) и т. д. В 2005 году, примерно через 50 лет после опубликования на русском, благодаря усилиям доктора Д. Рабунского, вышел английский перевод одной из статей Бартини. Достижения Бартини в науке к настоящему времени стали настолько очевидны[неавторитетный источник?], что одну из новых единиц физики было предложено назвать “Барт” в честь Бартини.[неавторитетный источник?] Более того, на основе матрицы Бартини, используя ту же самую логику и те же эвристические принципы, группа исследователей открыла новые законы сохранения.[неавторитетный источник?]

Теория, однако, была не замечена научным сообществом, а также подверглась критике со стороны математиков

Как математику, мне особенно приятно вспоминать представленную Бруно Понтекорво в ДАН (Доклады Академии наук СССР) статью «О размерностях физических величин» Ораса де Бартини. Она начиналась словами: «Пусть A есть унарный и, следовательно, унитарный объект. Тогда A есть A, поэтому…», а заканчивалась благодарностью сотруднице «за помощь в вычислении нулей пси-функции». Эту зло пародирующую псевдоматематический вздор статью (опубликованную, помнится, около 1 апреля) студенты моего поколения знали давно, так как её автор — замечательный итальянский авиаконструктор, работавший в России совсем в другой области науки, — пытался опубликовать её в Докладах уже несколько лет. Но академик Н. Н. Боголюбов, которого он об этом просил, не решился представить эту заметку в ДАН, и только избрание Бруно Понтекорво действительным членом Академии сделало эту очень полезную публикацию возможной.

Бартини разработал теорию шестимерного мира

В 1956 году «красного барона» полностью реабилитированы. Он был единственным авиаконструктором, отсидевшим «от звонка до звонка». 

В апреле 1957 года его откомандировали ОКБС МАП в Люберцах. Здесь под руководством Бартини до 1961 года было разработано 5 проектов самолётов полётной массой от 30 до 320 тонн разного назначения. Работа над всеми этими проектами была прекращена после снятия с должности Министра обороны СССР Маршала Жукова, который покровительствовал конструктору.

Всего за свою жизнь Бартини создал 60 проектов самолётов, из которых в серийный выпуск пошёл только один и ещё четыре конструкции были построены в качестве опытных образцов.

Интересно, что конструирование самолётов Бартини считал всего лишь ремеслом, а делом своей жизни — теоретическую физику. Мы обходимся четырьмя измерениями, но во вселенной Бартини их было шесть – три измерения пространства и три – времени. Современные последователи Бартини утверждают, что им была создана «уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название Мир Бартини».

Роберто Бартини считал, что изменяя пространство, можно изменить и время — и наоборот.

Говорят, в начале 30-х годов Бартини вёл тайный литературный кружок, куда входили Александр Грин, Алексей Толстой, Андрей Платонов, Евгений Шварц и, конечно, Михаил Булгаков. На заседаниях кружка Бартини рассказывал о трёхмерном времени, о пятом измерении, о связи прошлого с будущим и настоящим.

В Москве Бартини жил в двухкомнатной квартире на Кутузовском проспекте. В ней он оборудовал комнату для медитаций. На потолке в было нарисовано небо и солнце, стены до середины тоже были покрашены как небо, а ниже — как море. На полу было нарисовано дно. Окна в квартире были всегда занавешены, он часами лежал на этом «дне» и смотрел в потолок, на солнце. В медитациях он уходил куда-то к источнику своих безумных идей.

Квартира была завалена горами книг, бумаг и чертежей. Его жена, сын и три внука жили отдельно — во первых, существовать в этом хаосе было невозможно, а, во-вторых, Бартини любил работать один. 

***

Обладая даром предвидения, о своей смерти он тоже знал заранее. Накануне Бартини написал завещание, в котором просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года. 

Он умер за письменном столом.

14 мая 1997 года в Таганрогском конструкторском бюро, в котором когда-то работал Бартини, отмечали столетие со дня его рождения. В этот же день последнюю из сконструированных им «амфибий» отвезли на свалку и разрезали на металлолом.

Список конструкций самолетов Бартини [ править ]

Эта таблица дизайнов Бартини включает информацию, взятую из русскоязычной статьи Википедии о Бартини . «(Прототип)» указывает на проект самолета, в котором физический образец был построен в некоторой степени, но никогда не работал. «(Проект)» указывает на проект самолета, который, вероятно, являлся предварительным технико-экономическим обоснованием, когда не было построено никаких физических экземпляров.

Имя Описание
А-55 (Прототип) Летающая лодка-бомбардировщик средней дальности (1955 г.)
А-57 (Проект) Реактивный стратегический бомбардировщик летающей лодки с дальностью полета 14000 километров (8700 миль) (1957)
АЛ-40 (Эскиз) Атомный гидросамолет, СибНИА, 1960-е.
ДАР Летающая лодка из нержавеющей стали для дальней арктической разведки.
Бе-1 Легкий экраноплан-амфибия для изучения экраноплана. (1961)
E-57 Гидросамолет-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10, ядерная бомба. Экипаж — 2 человека. По конструкции самолет был идентичен А-57. Бесхвостый. Дальность — 7000 км.
Ер-2 (ДБ-240) Военная версия Сталь-7 разработки Владимира Ермолаева . (Июнь 1940 г.)
Ер-2 2хАМ-35 (Апрель 1942 г.)
Ер-2 2хАЧ-30Б Построено ~ 300 штук. 3х1000кг бомбы. Максимальная скорость 446 км / ч. Дальность 5000 км.
МТБ-2 (Проект) Морской тяжелый бомбардировщик (1929-1930)
МВА-62 (Прототип) Самолет-амфибия с вертикальным взлетом и посадкой. (1962)
Р-57 (Ф-57) (Проект) Вариант сверхзвукового бомбардировщика А-57.
53,6 тыс. Рэндов (?) Все аэродинамические поверхности были «расчетными» и имели до 4-го значения производной функции. 1940-е годы.
R-AL (Проект) Атомный дальний разведывательный вариант А-57 (1961 г.)
Сталь-6 Экспериментальный истребитель, установивший советский рекорд скорости в 1933 году.
Сталь-7 Прототип 12-местного пассажирского самолета с двумя двигателями из нержавеющей стали, установивший международный рекорд скорости в 1936 (1935)
Сталь-8 Истребитель на базе Сталь-6 (1934 г.)
Т-107 (Прототип) Пассажирский самолет (1945 г.)
Т-108 (Проект) Легкий транспортный самолет (1945 г.)
Т-117 (Прототип) Прототип двухмоторного транспортного самолета — списан до завершения (1948 г.)
Т-200 (Прототип) Тяжелый военно-десантный транспорт (1947 г.)
Т-203 (Проект) Сверхзвуковой самолет с оживляющими крыльями (1952 г.)
Т-210 (Опытный образец) Вариант Т-200 (проект)
Т-500 (Прототип) Тяжелый транспортный экранолет * (проект)
ВВА-14-1 / М-62 (Прототип) Экспериментальный противолодочный экраноплан вертикального взлета. Вариант с понтонами обозначен 14М1П.

* «Экранолет» означает гибридный экраноплан (экраноплан), который также может летать на более обычных высотах .

Тайна шести измерений. Почему засекретили разработки советского гения

Какие измерения открыл гениальный авиаконструктор, учитель Сергея Королева и почему он стал прообразом Воланда из книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
У меня есть три «нет»: нет чувства страха, нет чувства боли и нет чувства голода», — так говорил о себе советский авиаконструктор и физик-теоретик Роберт Орос ди Бартини. Гений, променявший Италию на огромную, холодную Россию, он владел пятью иностранными языками, играл на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно рисовал и писал стихи. О его научных разработках до сих пор известно немногое — одни все еще засекречены. Этот человек не просто опередил свое время, — он сам жил словно вне времени и видел наше четырехмерное пространство со стороны.

Тюремные объятия новой Родины
Конструктора обвинили в шпионаже в пользу Муссолини и дали 10 лет лагерей. По иронии судьбы гений оказался единственным из конструкторов, который отсидел весь срок «от звонка до звонка». В заключении продолжал работать в «шаражке», проектировал транспортно-десантные самолеты, бомбардировщики, сверх-звуковые истребители и перехватчики. Многие разработки гения остались на бумаге — не было технологий для производства. По сути, он опережал время чуть ли не на 100 лет.

Опередил науку на 100 летВ 1942 году Бартини разработал первый реактивный самолет, скорость которого должна была составить 2400 км/час. Проект не оценили.
Удивительно, но итальянский гений был словно проклят — из 60-ти проектов в жизнь были воплощены единицы. Но и этого хватило , чтобы ему присвоили Ленинскую премию. И несмотря на то, что в мире нет ни одного самолета, на борту которого были бы написаны первые буквы фамилии Бартини, его считали своим учителем создатель ракетно-космической техники Серегей Королев и генеральный конструктор ОКБ им. Сухова Михаил Симонов.

он не считал конструкторскую деятельность главной. Большую часть времени он посвящал теоретической физике, считая, что возникновение новых идей можно математически спрогнозировать и рассчитать, и занимался разработкой методов прогнозирования.6 измерений БартиниПо Бартини настоящее, прошлое и будущее не просто существуют одновременно — у времени тоже есть «поперечные координаты», что свидетельствует о полной гармонии Вселенной.По Бартини каждый объект во Вселенной является шестимерным комплексным образованием и равен множеству протяженностей в пространстве и во времениКроме этого, Бартини математически обосновал существование не только разных геометрий (так Неэвликдова геометрия значительно отличается от геометрии Эвклида), но и существование разных физик.Чтобы догнать далеко ушедшую вперед страну, не надо бежать ей вслед, надо бежать наперерез».
Найденное в столе завещание было коротким: «Извлеките из мой жизни урок». Была найдена и автобиографическая повесть, заканчивающаяся словами: «Пройдут века… В серебряном тумане никто больше не помнит даже имя мое. Тогда я вернусь».

Майя Новикwww.life.ruО Роберто Бартини на сайте В.К.:Легендарная правда барона БартиниФантастические и реальные «борты» барона Бартини

Оказать влияние

Бартини оказал влияние на многих советских авиастроителей, в частности на Сергея Павловича Королева, который назвал Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени Бартини был связан с другими выдающимися советскими авиастроителями, такими как Сергей Ильюшин , Олег Антонов , Владимир Мясищев , Александр Яковлев и многие другие.

Эффект Бартини, явление в аэродинамике, при котором сопротивление уменьшается, а тяга увеличивается, когда воздушные винты размещаются из двух двигателей в тандеме , был назван в честь Бартини, поскольку он был впервые использован на его самолете DAR .

«Красный» барон

Роберто Орос ди Бартини — сын итальянского барона Людовико Орос Бартини, вице-губернатора провинции Фиуме, знатного и очень богатого человека. Детство и юность будущего авиаконструктора прошли замечательно, можно сказать, в райских условиях. Родители ничего не жалели для своего единственного сына. Он имел всё, что только пожелает. Однако роскошь не испортила Роберто. Он вырос человеком крепким и телом, и духом. Уже в те годы Бартини отличался смелостью, решительностью, обладал феноменальной памятью и необыкновенной способностью к языкам: умел говорить на семи европейских. В 13 лет он написал философский труд о происхождении жизни на Земле. Юный Бартини окончил гимназию в период Первой мировой войны и сразу же был мобилизован в армию, в пехоту. Служить ему довелось недолго, поскольку во время Брусиловского прорыва он оказался в русском плену. Здесь, в России, Роберто стал убеждённым социалистом, и когда в 1920 году возвратился на родину, убеждениям своим не изменил, вступил в итальянскую коммунистическую партию, которой и передал баснословное отцовское наследство (более 10 миллионов долларов того времени). В Миланском политехническом институте Бартини экстерном сдал экзамены по специальности «авиационный инженер», вдобавок окончил Римскую авиационную школу. После фашистского переворота в 1922 году Роберто был вынужден эмигрировать в СССР. Бартини хотел работать в авиации и поклялся сделать так, «чтобы красные самолёты летали быстрее, дальше, выше чёрных», то есть фашистских. Не сразу, пройдя многие ступени к заветной цели, он стал-таки авиаконструктором.

Его самолёты опережали своё время минимум на сто лет

Самолёты, которые конструировал Бартини, было невозможно построить в те годы. Впрочем, остались свидетельства, что одна из его невероятных задумок была воплощена в 1935 году — на одном из военных аэродромов был испытан самолёт-невидимка. Об этом испытании стало известно только спустя два десятилетия, и то случайно.

По словам очевидцев, после того, как заработал мотор, самолёт задрожал и… исчез.

После этого был слышен только звук взлетающей и удаляющейся машины, который становился всё тише, потом исчез, потом стал нарастать снова. Невидимый самолёт подлетел к аэродрому и после этого «проявился» — снова возник из пустоты.

В 1935 году в СНИИ, где Бартини работал главным конструктором, был создан 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году он представлялся на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 на нём был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км — 405 км/ч. Это был первый разработанный Бартини проект, который был реализован. Первый  – и на долгие годы единственный. 

Во время войны на базе спроектированного Бартини пассажирского самолёта «Сталь-7» был разработан дальний бомбардировщик ЕР-2. Без преувеличения, этот самолёт внёс огромный вклад в победу СССР, поскольку был единственной машиной, преодолевающей большие расстояния. Только ЕР-2, например, был способен долететь с подмосковного аэродрома до Берлина и вернуться обратно.

Бартини разработал проекты ещё нескольких самолётов, совершенно революционных для того времени, но ни один из проектов не был принят в производство — тогда ещё просто не существовало таких технологий. Американцы сделали самолёт с  похожими характеристиками — знаменитую «Валькирию» — только спустя 12 лет.

Но лавров и благодарности гениальный конструктор и бывший миллионер Роберт Людвигович так и не дождался.

Последствия аварии

Точной информации, сколько именно СССР заплатил Канаде за расходы, понесенные при сборе и утилизации обломков спутника, ни у кого нет. Вернее, эти сведения засекречены. По данным А.Б. Железнякова, сумма компенсации могла составить от 3 до 7,5 миллиона долларов.

Естественно, американские спецслужбы не упустили представившуюся им возможность изучить секретные советские космические технологии. Именно сотрудники различных силовых ведомств США собрали и увезли с собой большую часть обломков «Космоса-954» – в рамках помощи канадским коллегам.

Советские спецслужбы (в частности ГРУ) рассматривали варианты отправки в Канаду нескольких диверсионных групп с целью сбора обломков, которые не должны достаться стратегическому противнику. Но в руководстве страны все-таки сочли, что риск слишком велик, учитывая огласку в прессе и возможность усугубления международного скандала в случае еще и задержания в Канаде советских шпионов.

После аварии и последовавшей истерии в СМИ Советский Союз приостановил запуски спутников данной серии, но ненадолго. И тут без эксцессов не обошлось. Например, 7 февраля 1983 года «Космос-1402», также оснащенный ядерной энергоустановкой, упал в районе Южной Атлантики. Запуски подобных космических аппаратов прекратились лишь в 1989 году. До сих пор 29 из них находятся на орбите нашей планеты, представляя собой потенциальную угрозу.

Кстати, американская космическая техника тоже время от времени выходила из строя. Например, упомянутый в заметке газеты «Правда» спутник «Транзит-5В», оснащенный ядерной энергоустановкой SNAP-9A, неудачно стартовал 21 апреля 1964 года. В результате аварии, как считают отечественные специалисты, в земной атмосфере рассеялись 950 граммов плутония-238. А 18 мая 1968 года случилась авария американской ракеты-носителя «Тор-Аджена-Д», которая должна была вывести на орбиту метеорологический спутник «Нимбус-В» с ядерной энергетической установкой SNAP-19B2 на борту.

Чудо-самолёт

Для таганрогского КБ этот проект не стал основным, поэтому работа шла довольно медленно. К тому же сам Бартини не мог часто приезжать сюда из Москвы. Первую машину из трёх запланированных удалось построить лишь в 1974 году. Внешне самолёт выглядел столь необычно, что заводские остряки называли его кто «Фантомасом», кто — за «трёхголовость» — сказочным «Змеем Горынычем». Длина машины составляла 26 метров, а крыло её имело в размахе 30 метров и было комбинированным: к широкой прямоугольной срединной части — центроплану — пристыковывались сужающиеся части — консоли. Сзади располагалось горизонтальное оперение и наклонно стоящие кили. Можно сказать, что амфибия Бартини была летающим крылом. Над средней частью крыла стояли два реактивных маршевых двигателя для поступательного полёта. Вертикальный же взлёт обеспечивали 12 подъёмных двигателей, тоже реактивных, но меньшей мощности. Взлётный вес этого чудо-самолёта равнялся 52 тоннам. Плавучесть амфибии создавали два огромных надувных убирающихся в полёте поплавка. Управление машиной осуществлялось на больших скоростях с помощью обычных самолётных рулей. На малых скоростях, а также при посадке и взлёте — с помощью струйных газовых рулей. Многое в самолёте — его компоновка, два вида двигателей, система управления, надувные поплавки и так далее — было настолько особенным тогда (и даже сегодня), что возникали сомнения: да будет ли эта машина нормально летать и выполнять то, для чего предназначалась? Но обещанные конструктором вертикальный взлёт с воды и суши, высокая мореходность, специальное оборудование для обнаружения подводных лодок, мощное противолодочное вооружение перевесили все сомнения. Работа над ВВА-14 продолжалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector