Значение числа 667 в ангельской нумерологии
Содержание:
- атомная подводная лодка проекта 667БДРМ
- Проекты, созданные на основе РПКСН проекта 667А
- Вооружение
- Нарушенный паритет
- Вынужденная трансформация
- Корпус
- Проект российского подводного авианосца АТАКРП “Советский Союз” пр 941бис
- Система наблюдения и обнаружения противника на подлодке
- Двигатели подлодок
- Инновации и комфорт
- Аварии и навигационные происшествия
- Радиоэлектронное вооружение
- Список построенных ПЛАРБ
- Литература и источники
- Охладить пыл США
атомная подводная лодка проекта 667БДРМ
В модернизированную атомную подводную лодку вооруженную лучшими в мире жидко-топливными ракетами были вложены новейшие научные достижения. Уже в 1984 году головной подводный ракетоносец вошел в состав советского военно-морского флота. В этом же году на боевое дежурство у американского континента заступили дальние бомбардировщики Ту-95 с крылатыми ракетами, но главным ответом стало развертывание у берегов США подводных крейсеров стратегического назначения. Подлетное время их ракет до территории США стало таким же, как и у «Першинг-2» из Европы до СССР. Стратегические подводные ракетоносцы ликвидировали преимущество США в наступательных вооружениях. В 1990 году экономический кризис в Советском Союзе достиг критической отметки. Руководство страны нашло смысл в резком сокращении оборонных проектов. Вскоре СССР прекратил свое существование. На глазах главного конструктора Сергея Ковалева подводные крейсеры были объявлены «бременем милитаризма» и стали выводится из строя. Но благодаря его усилиям были разработаны уникальные меры по продлению ресурсов эксплуатации подводных крейсеров последней серии 667. на страже морских рубежей
В ноябре 2010 года в Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске была завершена модернизация всей серии подводных ракетоносцев проекта 677 БДРМ: К-51 «Верхотурье» (1999 год), К-84 «Екатеринбург» (2003 год), К-114 «Тула» (2006 год), К-117 «Брянск» (2008 год), К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» (2010 год). В результате срок службы атомных подводных лодок продлен на 10 лет. Подводные ракетоносцы проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегических ядерных вооруженных сил России. Все они были созданы академиком Сергеем Ковалевым – генеральным конструктором подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин», которого называют главным конструктором стратегических сил СССР.
Технические характеристики ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667 БДРМ: Водоизмещение – 11740 тонн; Длина – 167 м; Ширина – 12 м; Автономность – 90 суток; Энергетическая установка – атомная; Скорость хода подводная – 23 узла; Глубина погружения – 650 м; Экипаж – 140 человек;
Вооружение: Пусковые установки с баллистическими ракетами Р-27РМ – 16; Торпедные аппараты 533 мм – 4;
Проекты, созданные на основе РПКСН проекта 667А
Серия 667А была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок и имела большое количество отдельных переоборудованных проектов.
Часто, выводимые по договору ОСВ-1 (Переговоры об ограничении стратегических вооружений) РПКСН использовались в ряде других (не только военных) экспериментальных проектов. Из РПКСН вырезались ракетные отсеки, вместо них встраивались новые, спроектированные для использования АПЛ в качестве носителя по соответствующим программам. некоторые проекты переоборудовали для научно-исследовательских работ по изучению Мирового океана, физических полей Земли и морского дна.
Список проектов, созданных на основании проекта 667А:
- Проект 667АУ «Налим»
- Проект 667АМ «Навага-М»
- Проект 667М «Андромеда»
- Проект 667АТ «Груша»
- Проект 09774 (667АН)
- Проект 667АК «Аксон-1» и Проект 09780 «Аксон-2»
Вооружение
Ракетные шахты
Надводный старт ракеты. Иллюстрация из Soviet Military Power
Ракетное
Основная статья: Р-29Р
Основным вооружением является ракетный комплекс Д-9Р, насчитывающий 16 пусковых установок шахтного типа. Этот комплекс впервые обеспечил возможность боевого применения ракетного оружия из высоких широт. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 50 метров при скорости 6 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе. Ракета Р-29Р, жидко-топливная, использующая в качестве окислителя азотный тетраоксид (амил) и в качестве горючего — несимметричный диметилгидразин (гептил) — предназначена для поражения стратегических объектов на межконтинентальных дальностях с возможностью наносить удары по высокозащищенным малоразмерным («твердым», по определению американцев), целям, таким как пусковые установки МБР наземного базирования, командные пункты, базы хранения спецбоеприпасов. Принята на вооружение ВМФ в 1977 году. Основные тактико-технические характеристики: Масса стартовая, т 35,3. Масса максимальная забрасываемая, т 1,65. Максимальная дальность стрельбы — межконтинентальная. Головная часть моноблочная и разделяющаяся Количество боевых блоков, шт.1, 3, 7 (Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.) Система управления астроинерциальная с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Количество ступеней, шт. 2. Длина ракеты, м 14,1. Диаметр ракеты, м 1,8. Топливо жидкое.
Торпедное
Торпедное вооружение корабля состоит из четырёх 533-миллиметровых и двух 400-миллиметровых торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы, обеспечивающей стрельбу на глубинах погружения до 250 метров, системы подготовки торпедных аппаратов «Кальмар». Торпедный комплекс занимает верхнюю треть первого отсека. Торпедные аппараты располагаются в два горизонтальных ряда. В диаметральной плоскости корабля, над первым рядом ТАТА, находился горизонтальный торпедопогрузочный люк. В боекомплект входит 16 торпед .
Торпеда подводных лодок 53-65К (противокорабельная)принята на вооружение в 1969 году. Газотурбинная, перекисно-водородная торпеда, калибр 533 мм, длина 7,2 м, вес 2070 кг, вес взрывчатого вещества в боевой части около 300 кг, скорость 45 узлов и дальность хода 19 км. Система самонаведения акустическая активная с вертикальным лоцированием кильватерного следа корабля-цели, взрыватель неконтактный, активный, электромагнитный. Прибор курса, установленный в торпеде, обеспечивает установку угла поворота торпеды в любой точке траектории, что позволяет применять её при любых курсовых углах цели от 0° до 180°.
Торпеда подводных лодок СЭТ-65(противолодочная) принята на вооружение в 1965 году. Электрическая, калибр 533 мм, длина торпеды СЭТ-65 — 7,8 м, вес 1750 кг. Вес взрывчатого вещества в боевой части около 200 кг. Серебряно-цинковая аккумуляторная батарея одноразового действия СЦ-240, обеспечивает скорость 40 узлов и дальность хода 15 км. Система самонаведения акустическая активно-пассивная с радиусом реагирования по активному каналу 800 м, взрыватель неконтактный, кругового действия, акустический, активного типа с радиусом реагирования 10 м. Двухторпедный залп этими торпедами с параллельным их ходом обеспечивает надежное поражение свободно маневрирующей подводной лодки на дистанциях стрельбы до 30-35 кабельтовых и глубинах погружения до 400 м.
ПВО
ПВО представлена 2 комплектами «Стрела-2М».
Нарушенный паритет
В декабре 1959 года американские ВМС получили первый в мире атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон».
Вслед за кораблями серии «Джордж Вашингтон» в США вступили в строй подводные крейсеры типа «Итан Аллен» с баллистическими ракетами повышенной дальности Polaris А-2 и А-3.
1 апреля 1967 года в состав флота США вошла подлодка «Уилл Роджерс». Вашингтон к тому моменту обладал 41 атомоходом с 656 баллистическими ракетами Polaris A-2 и A-3 на борту.
ВМФ СССР в те годы существенно уступал атомному флоту США.
У СССР было всего 37 субмарин (проекты В611, АВ611, 629 и 658), оснащённых 104 баллистическими ракетами малой дальности. Москве требовалось совершить гигантский рывок, чтобы нивелировать разрыв.
С этой целью советское правительство решило создать флот из атомных подводных крейсеров, вооружённых малогабаритными межконтинентальными баллистическими ракетами или ракетами средней дальности.
Речь шла о типе субмарин нового поколения. Достаточно сказать, что и сегодня подводные крейсеры составляют основу морского компонента ядерной триады России и США.
Эти атомоходы предназначены для максимально скрытного передвижения к берегам потенциального противника. Предполагалось, что в случае атомной войны именно подлодки с баллистическими ракетами будут наименее уязвимым средством доставки ядерных боезарядов.
Вынужденная трансформация
Для достижения паритета в 1958 году в СССР приступили к созданию собственного проекта подводного крейсера. В ЦКБ-18 (сегодня — Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») стартовала разработка ракетоносца второго поколения проекта 667 (первое поколение: 658, 658M, 658T, 658У, 701).
Главным конструктором проекта стал Абрам Кассациер. Изначально предполагалось, что лодка будет оснащена комплексом Д-4 или Д-6 c одноступенчатыми жидкостными баллистическими ракетами подводного старта Р-21.
Конструкторы отказались от идеи поворотной пусковой установки, которая была реализована на атомоходах первого поколения. Вместо этого было принято решение об установке вертикальных пусковых шахт.
- Конструктор атомных подлодок Сергей Ковалёв
- kremlin.ru
Однако из-за выявленных трудностей с использованием крупногабаритных ракет Р-21 в вертикальном положении проект 667 переформатировали в проект 667А (класс «Навага»).
Постановления правительства СССР от 4 апреля 1961 года и от 21 июня 1961 года предусматривали старт создания первой субмарины проекта 667А под названием К-137 «Ленинец». Подлодку должны были оснастить малогабаритными ракетами Р-27.
Должность главного конструктора в новом проекте занял Сергей Ковалёв. Технический проект подводной лодки был выполнен в 1962 году. В 1963 году проведена корректировка, связанная с изменением в части ракетного вооружения.
4 ноября 1964 года в цехе №50 производственного объединения «Севмашпредприятие» (Северодвинск) началось строительство «Ленинца». 25 августа 1966 года субмарина была выведена из цеха. 11 сентября 1966 года, после спуска на воду, субмарина была поставлена к достроечной стенке завода.
В результате проведения первичных испытаний было установлено, что по своим скоростным характеристикам советский атомоход второго поколения практически сравнялся с американскими аналогами — подлодками «Трешер» и «Стерджен», предельная скорость которых составляла 29—30 узлов.
6 сентября 1967 года в ходе испытаний в акватории Белого моря «Ленинец» произвёл успешный одиночный пуск баллистической ракеты Р-27, а уже в октябре — залповый.
- Баллистическая ракета Р-27У
5 ноября 1967 года Государственной комиссией был подписан приёмный акт и назначен первый командир подводной лодки — капитан второго ранга Вадим Березовский. 6 ноября крейсер официально вошёл в состав ВМФ СССР.
Корпус
К-433 на ремонте в Большом Камне
Закладная доска расположена на переборке между 3 и 4 отсеками в районе верхней палубы, она вварена в переборку (закладная доска К-433 первая сторона)
Проект 667БДР относится к двухкорпусному типу. Носовая оконечность корабля имеет овальную форму, кормовая оконечность выполнена веретенообразной. Передние горизонтальные рули располагаются на ограждении рубки. Кормовое оперение выполнено крестообразным. Лёгкий корпус, как и у предшествующих проектов, имеет характерный развитый «горб» за ограждением прочной рубки, закрывающий ракетные шахты, выходящие из прочного корпуса. По сравнению с проектом 667БД «горб» несколько выше, что вызвано очередным увеличением габаритов ракет. Кроме того, в кормовой, пологой части «горба» вне прочного корпуса размещена буксируемая связная антенна «Параван». Прочный корпус с наружными шпангоутами цилиндрического сечения. Изготовлен из стали АК-29 (толщина — 40 мм) и разделялся водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:
Закладная доска подводной лодки К-433 вторая сторона
- 1-й — торпедный;
- 2-й — аккумуляторный и жилой;
- 3-й — центральный пост, пульт ГЭУ;
- 4-й — носовой ракетный;
- 5-й — кормовой ракетный;
- 5-Бис — жилой;
- 6-й — дизель-генераторный (вспомогательных механизмов);
- 7-й — реакторный;
- 8-й — носовой турбинный;
- 9-й — кормовой турбинный;
- 10-й — электродвигательный, кормовой отсек.
Переборки отсеков выдерживают давление 10 кгс/см², переборки отсеков-убежищ − 1-го, 3-го и 10-го рассчитаны на давление 40 кг/см².
Проект российского подводного авианосца АТАКРП “Советский Союз” пр 941бис
Главная » Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было » Проект российского подводного авианосца АТАКРП “Советский Союз” пр 941бис
Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не былоАльтернативное кораблестроение — Флоты которых не было
boroda 01.03.2018 659
в Избранноев Избранномиз Избранного 0
АТАВКРП проекта 941бис был создан под руководством группы высших офицеров флота и КГБ СССР. В 1991 году они не пожелали нарушить присягу, данную стране, которая перестала существовать. Они, как многие думающие люди, надеялись, что это временное помешательство и страна будет восстановлена.
Однако было понятно, что просто так олигархат не сдаст свои позиции и, более того, наверняка позовет на помощь своих западных друзей. Исходя из этого нужно было создать вооруженное формирование, которое в нужный момент смогло бы выступить на стороне сторонников воссоздания страны. Было бы хорошо иметь некий резерв генеральной ставки в составе дивизиона эсминцев и парочки РПКСН.
Неслыханный уровень коррупции и предательства в высших эшелонах власти и руководства ВМФ не оставляли надежды на то, что хотя бы один корабль не пойдет под нож или не будет разворован. Кроме того, тотальный контроль со стороны НАТОвцев в рамках наблюдений по программе совместного уменьшения угрозы не позволял “спрятать” или законсервировать ни одного боеспособного корабля, не говоря уже о соединении.
Единственным решением оставалось создание чего-то нового. Основной проблемой такого строительства были деньги и секретность. Причем секретность должна была быть выведена на новый уровень – скрывать стройку нужно было не только от чужих, но и от своих.
Идея возможности постройки подводного авианосца базировалась на Рубиновском проекте транспортных ПЛ, основанных на пр 941. Основным заказчиком ТПЛ был Норильский никель.
Для финансирования проекта 941бис были найдены новые русские заказчики, которым понравилась идея возить подержанные машины из Японии в европейскую часть страны круглогодично СевМор путем.
Небольшая группа конструкторов из Рубина доработала проект ТПЛ, используя наработки проектов 621 (десантно-транспортный подводный крейсер), 717 (транспортно-десантная ПЛ, минный заградитель ), 748 и 664. Конструкторы трудились двумя группами: одна думала, что создает подводный ролкер для новых русских, и лишь вторая, весьма малочисленная, знала о настоящей цели проекта.
За основу были взяты корпусные конструкции ТК-210, которые якобы были ранее разобраны. По окончании строительства цивильной части крейсера, он перешел подо льдами на Дальний Восток, в рамках “ходовых испытаний”. Еще в середине перехода заказчику было заявлено, что в проекте были серьезные упущения и, что лодка как есть эксплуатироваться не может. Нужен долгосрочный ремонт – перестройка. В силу того что длительность жизни новых русских в то время была коротка, то претензии предъявлять было просто некому.
Американцы как-то вяло наблюдали за “Звездой” в то время, и крейсер поставили именно туда для вооружения и установки полетной палубы. Туда же в разобранном виде малой скоростью под видом цвет-мета из Крыма было привезено паровое бросковое устройство, а проще говоря – катапульта.
К 1995 году крейсер был готов. Авиакрыло было отобрано из ДВ эскадрилий, СУшки были просто-напросто куплены.
Строительство привлекало внимание. И никакие средства маскировки и дезинформации не могли предотвратить утечку информации
Единственным спасением секретности был уход в моря. Экипаж был подобран исключительно из добровольцев, причем подавляющее большинство из них не знало о существовании “Советского Союза” до момента всхода на борт.
18 ноября 1995 года в 00:00 часов по местному времени тяжёлый подводный авианесущий крейсер “Советский Союз”отдал швартовы и вышел на боевое дежурство, длина которому, как теперь понятно – жизнь….
* * *
Как всегда, модель изготовлена по аутентичным чертежам, все миллиметры подогнаны, и все заклепки посчитаны.
Оригинал – https://navyper.livejournal.com/86926.html
Система наблюдения и обнаружения противника на подлодке
Способность субмарины выполнить боевой приказ скрытно от сил противолодочной обороны врага является её главным оружием. Несмотря на новые типы корпусов, новые двигатели главными способами обнаружения противника остаются:
- гидроакустический;
- магнитометрический.
На большинстве современных боевых ПЛ работают как акустический, так и магнитометрические посты.
В боевых условиях магнитометры устанавливаются на самолётах или противолодочных вертолётах.
Главным достоинством магнитометрического метода являются его простота и незаметность: как и пассивное гидроакустическое наблюдение, такой пост практически невозможно обнаружить.
Для современных подлодок основными боевыми задачами являются:
- уклонение от районов наземного (воздушного) противолодочного наблюдения;
- уклонение при обнаружении вражеской ПЛ (расписанные в романах бои между подводными флотами не считаются приоритетной задачей подлодок).
Но скрытность, малозаметность для всех систем обнаружения ─ остаются важнейшим оружием субмарин.
Двигатели подлодок
При словах «современная подлодка» чаще представляется могучая АПЛ с ядерным реактором. На практике, наибольшее число субмарин относится к дизельным.
Им требуется довольно много места, что для субмарины критично. Дизельная подводная лодка должна ежесуточно всплывать, обычно это происходит ночью, для скрытности. К дизелю присоединен генератор, который пополняет электроэнергией разряженные за дневной переход аккумуляторы.
Ядерный реактор нагревает воду, вода превращается в пар, который поступает на парогенератор. Он уже вращает водометный движитель или винт, а так же электрогенератор для обеспечения энергией лодки. Но тепловой след при этом огромный. Поэтому субмарину современным тепловизорам легко обнаружить, особенно на небольших глубинах.
Поэтому будущее за развитием ПЛ с новейшими «альтернативными» типами двигателей. Они не такие шумные, как дизельные, занимают меньше места на субмарине. Двигателем Стирлинга, например, оснащены новейшие подлодки Швеции с Японией (тип «Готланд», тип «Сорю»), а водородным двигателем ─ почти все АПЛ Германии (тип U-212). Именно подводными судами этого типа сейчас вооружаются Израиль, Корея, Италия.
Японцы тоже экспериментируют с новыми типами энергии для двигателей подводных судов.
Инновации и комфорт
Надводное водоизмещение субмарины проекта 667А составляет 7,7 тыс. тонн, подводное — 11,5 тыс. тонн. Длина корпуса — 127,9 м, наибольшая ширина — 11,7 м. Экипаж состоял из 115 человек. Крейсер мог совершать автономное плавание в течение 70 суток и идти под водой со скоростью 28 узлов.
Подводная лодка имела 10 отсеков: два ракетных, два турбинных, торпедный, дизель-генераторный, электродвигательный, реакторный, центрального поста и пульта главной энергетической установки, совмещённый аккумуляторный и жилой. Много внимания было уделено улучшению условий жизни экипажа подводной лодки.
Все внутренние коммуникации жилых отсеков были скрыты под специальными защитными панелями. Конструкторам удалось достичь определённого уровня комфорта, необходимого для длительного плавания.
Машины проекта 667А стали первыми ракетоносцами, оборудованными комплексами «Стрела», предназначенными для противовоздушной обороны субмарины в надводном положении.
В атомоходах второго поколения реализован целый ряд инновационных решений по понижению электромагнитного поля, снижению шума винтов, улучшению гидродинамики и звукоизоляции, увеличению прочности и снижению веса конструкции.
Аварии и навигационные происшествия
- К-424, 11 сентября 1976 года, на государственных испытаниях в Белом море на глубине двести метров при скорости двадцать узлов ударилась о подводную каменную гряду. Мощный удар пришелся в правую скулу носовой части атомохода. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть.
- К-490, 13 апреля 1978 года, подводный крейсер К-308 проекта 670 «Скат» следовал в базу, после боевого дежурства из Атлантики. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки. В 16 часов 30 минут «К-308» совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК № 3). Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер уточнения места, на самом деле он следовал через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПК СН К-490(проект 667 БДР «Кальмар»), на котором также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положении.
- К-424, 18 января 1981 в море, произошёл пожар в 3-м отсеке (из-за окурка загорелся фильтр в гальюне). Корабль всплыл в надводное положение, но благодаря грамотным действиям командира капитана 1 ранга Иванова Николая Александровича и экипажа, пожар был потушен и гибели личного состава удалось избежать.
- К-211, 23 мая 1981 года, при следовании в базу из полигона БП, столкнулась с американской подводной лодкой класса «Стёджен». Столкновение произошло по вине командира субмарины ВМС США, опасно маневрирующего в зоне кормовых курсовых углов при скрытном слежении за нашим ракетоносцем.
- К-433, сентябрь 1983 года, при форсировании Чукотского моря, в желобе Геральда, в подводном положении, дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы, устранив повреждения силами л/с экипажа продолжил боевую службу.
- К-455, 7 июня 1984 года, во время стоянки у причала в бухте Крашенинникова при проведении работ с КСП в десятом отсеке произошло его несанкционированное срабатывание. При аварии погиб один матрос.
- К-424, 23 октября 1984 года, при подготовке к выходу в море на К-424 из-за ошибки в действиях экипажа произошел разрыв перемычки ВВД, погибло два моряка и несколько были ранены
- К-44, 24 июня 1985 года, при возвращении с боевой службы в полигонах боевой подготовки на глубине 80 метров при скорости 10 узлов попала в кошельковый трал.
- К-424, 19 мая 1986 года, во время ракетной стрельбы из надводного положения в губе Порчниха произошло падение ракеты на ракетную палубу, что вызвало пожар, потушенный пожарным кораблём.
- К-129, 11 ноября 1987 года, навал на К-241 и К-487 (Северный флот).
- К-223, 14 ноября 2004 года, на борту атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения, стоявшего у пирса, при проведении плановых регламентских работ, произошло техническое происшествие — разрушение трубопровода подачи воздуха. В результате воздействия избыточного давления электрик-матрос Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму, от которой впоследствии скончался в госпитале.
- Из письма подводника:
Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов — командир 7-го отсека — до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной. - 22 сентября 2011 года с подводной лодкой К-433 «Святой Георгий Победоносец» которая стояла на рейде Авачинской бухты, столкнулся сейнер «Донец».
Радиоэлектронное вооружение
В состав радиоэлектронного оборудования входят:
- БИУС МВУ-106 «Алмаз-БДР».
- КЦВС «Атолл».
- Радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад» («Snoop Tray»), МРК-57 «Корма».
- Гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон» («Shark Teeth») представляющий собой модернизированный вариант МГК-300 «Рубин» с дальностью обнаружения цели до 200 км и принятый на вооружение в 1976 году,
- ГАС «Аврора-1», ГАС «Шмель» навигационная.
- МГ-43 — станция измерения скорости звука под водой, МГ-33.
- средства РТР и РР МРП-21А «Залив-П» РТР, «Завеса-П» радиопеленгатор(Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F)
- средства ГПД 4 х ГПД МГ-44, МГ-34,ГИП-1.
- Навигационный комплекс «Тобол-М1» или «Тобол-М2».
- КНС «Цикада», радиосекстант (Code Eye), ИНС
- Комплекс радиосвязи «Молния-М» (Pert Spring); ССС «Цунами-БМ», буксируемые буйковая антенны «Параван», выпускаемое буксируемое антенное устройство «Ласточка» (СНЧ), ВЧ и СВЧ-антенны, станция звукоподводной связи.
- Средства ледовой разведки «Нок-1» навигационный обнаружитель круговой, «НОР» навигационный обнаружитель разводий, эхоледомер «ЭЛ-3».
- телевизионные комплексы МТ-70,МТ-30;
- корабельная система единого времени «Платан-М»
Список построенных ПЛАРБ
Список построенных ПЛАРБ по проекту 667А | |||
---|---|---|---|
Северодвинск | |||
Номер | Дата вступления в строй | Дата списания на слом | Пререоборудованна по проекту |
К-137 | 6 ноября 1967 | 3 апреля 1994 | 667АУ |
К-140 | 30 декабря 1967 | 19 апреля 1990 | 667АМ |
К-26 | 3 сентября 1968 | 17 июля 1988 | 667АТ |
К-32 | 26 октября 1968 | 19 апреля 1990 | |
К-216 | 27 декабря 1968 | 1985 | |
К-207 | 30 декабря 1968 | 30 мая 1989 | |
К-210 | 6 августа 1969 | 17 июля 1988 | |
К-249 | 27 сентября 1969 | 17 июля 1988 | |
К-253 | 27 сентября 1969 | 24 июня 1991 | 667АТ |
К-395 | 5 декабря 1969 | 24 июня 1991 | 667АТ |
К-408 | 25 декабря 1969 | 17 июля 1988 | 667АТ |
К-411 «Оренбург» | 31 августа 1970 | 18 января 2009 | 09774 |
К-418 | 22 сентября 1970 | 17 марта 1989 | |
К-420 | 29 октября 1970 | 2004 | 667М |
К-423 | 13 ноября 1970 | 24 июня 1991 | 667АТ |
К-426 | 22 декабря 1970 | 19 апреля 1990 | |
К-415 | 30 декабря 1970 | 6 августа 1987 | |
К-403 «Казань» | 12 августа 1971 | выведен из состава в 2004 и передан гражданскому экипажу | |
К-245 | 16 декабря 1971 | 14 марта 1992 | 667АУ |
К-214 | 31 декабря 1971 | 24 июня 1991 | 667АУ |
† К-219 | 31 декабря 1971 | затонул 3 октября 1986 | 667АУ |
К-228 | 30 сентября 1972 | 3 сентября 1994 | 667АУ |
К-241 | 23 октября 1972 | 16 июня 1992 | 667АУ |
К-444 | 9 декабря 1972 | 30 сентября 1994 | 667АУ |
Комсомольск-на-Амуре | |||
Номер | Дата вступления в строй | Дата списания (на слом) | Пререоборудованна по проекту |
К-399 | 24 декабря 1969 | 1998 | 667АТ |
К-434 | 30 ноября 1970 | 17 марта 1989 | |
К-236 | 27 декабря 1970 | 1 сентября 1990 | |
К-389 | 25 ноября 1971 | 19 апреля 1990 | |
К-252 | 31 декабря 1971 | 17 марта 1989 | 667АУ |
К-258 | 30 сентября 1972 | 16 июня 1991 | 667АУ |
К-446 | 30 декабря 1972 | 17 марта 1993 | 667АУ |
К-451 | 7 сентября 1973 | 16 июня 1991 | |
К-436 | 5 декабря 1973 | 14 марта 1992 | 667АУ |
К-430 | 25 декабря 1974 | 12 января 1995 | 667АУ |
Литература и источники
Шунков В. Н. Подводные лодки. Поппури, Минск, 2004 Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 7. Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 8. Тарасов А. Е. Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с.”Севмаш” завершил испытания модернизированной подлодки”Дмитрий Донской” вернулся в Северодвинск”Дмитрий Донской” и “Северодвинск” вышли в море”Булаву” проверят с подводного крейсера “Дмитрий Донской”На самой большой подлодке в мире открылся музей “Куликово поле”К-208, ТК-208, «Дмитрий Донской»ТК-202Проект 941 с музейной полкиТК-12ТК-13ТК-17 «Архангельск»ТК-17 «Архангельск»ТК-20 «Северсталь»
Охладить пыл США
«Севмашпредприятие» построило 34 подлодки проекта «Навага», которые выполняли миссии в Атлантическом, Тихом и Северном Ледовитом океанах. В 1970-х годах три субмарины постоянно «дежурили» к востоку от Бермудских Островов, неподалёку от Восточного побережья США.
Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин считает, что появление подводных крейсеров второго поколения обеспечило Москве более прочное присутствие в Мировом океане и стало дополнительным инструментом сдерживания ядерной мощи США.
- Подводная лодка проекта 667А «Навага»
«В 1967 году ещё были свежи воспоминания о Карибском кризисе 1962 года. СССР тогда отказался от размещения ядерного арсенала на Кубе, взамен США вывели свои ядерные силы из Турции. Однако Штаты в силу владения атомными подводными лодками имели преимущество перед СССР, поскольку могли нанести ядерный удар из более удобных позиций», — пояснил в беседе с RT Козюлин.
По словам эксперта, лишь с появлением собственных атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами Советский Союз смог восстановить паритет в ракетно-ядерной сфере. Москва также в полной мере реализовала стратегию гарантированного взаимного уничтожения, «охладив пыл американской стороны».