Оружие второй мировой: малокалиберная зенитная артиллерия

На чешском шасси

Пару лет вермахт обходился самоходными зенитками на полугусеничных шасси. Новую попытку создать ЗСУ на танковой базе немцы предприняли лишь два года спустя, причём решение принималось при непосредственном участии Гитлера. В мае 1943 года на совещании по вопросам проектирования сверхтяжёлого танка «Маус» он предложил включить в состав вооружения супертанка 37-мм спаренную зенитку флотского образца. Военные встретили эту идею прохладно, но проигнорировать её не могли – как-никак, предложил сам фюрер.

Дальнейшее обсуждение привело к мысли, что зенитку необязательно водружать на «Маус», целесообразнее создать отдельную ЗСУ, способную прикрывать не только «Маусы», но и другие типы танков. Подходящего по грузоподъёмности шасси, способного выдержать 37-мм спарку, в наличии не оказалось. В начале сентября 1943 года Гитлер, скрепя сердце, был вынужден согласиться на «временную» ЗСУ, вооружённую 20-мм одноствольным автоматом – таким же, как и на первом «Флакпанцере».

Общий вид Flakpanzer 38(t). pinterest.com

В качестве базы для новой зенитки выбрали Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. L – шасси известного лёгкого танка чехословацкой разработки, адаптированное для самоходной артиллерии путём перемещения моторного отделения в среднюю часть машины, а боевого – в корму. На таком шасси, в частности, выпускались истребители танков «Мардер» III и 150-мм самоходные орудия «Грилле». 15 октября 1943 года по личному указанию Гитлера заводу ВММ в Праге поручили изготовить 150 зенитных самоходных установок, получивших обозначение 2 cm Flak 38 auf (Sf) Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. M (Sd.Kfz. 140), а неофициально именовавшихся Flakpanzer 38(t). В ряде публикаций встречается название «Гепард», но оно появилось уже после Второй мировой войны с лёгкой руки кого-то из авторов.

Проекции Flakpanzer 38(t). the-blueprints.com

Конструкция самоходки была весьма простой, хотя и не столь примитивной, как у Flakpanzer I. 20-мм одноствольная зенитка устанавливалась на Flakpanzer 38(t) в открытой сверху рубке восьмигранной в плане формы (верхние части стенок рубки могли откидываться вниз) из 10-мм бронелистов. Такое решение обеспечивало гораздо лучшую защиту расчёта, чем у первого «Флакпанцера». Сам же расчёт состоял из четырёх человек: командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

В случае необходимости верхние части стенок рубки Flakpanzer 38(t) могли откидываться вниз. military-photo.com

Установленная на ЗСУ пушка Flak 38 имела круговой горизонтальный обстрел, а диапазон углов вертикальной наводки составлял от −5 до +90°, длина ствола – 65 калибров, а эффективная дальность огня – 2200 м. Боепитание осуществлялось из 20-зарядных магазинов. Теоретическая скорострельность пушки составляла 450 выстрелов в минуту, но на практике не превышала 100–120 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект ЗСУ составлял 1040 патронов (52 магазина: 36 с осколочными снарядами 2 cm Br.Spgr и 16 с бронебойными 2 cm Pzgr).

Flakpanzer 38(t), вид сверху. pinterest.com

Орудийная установка на Flakpanzer 38(t). pinterest.com

Преимущества новой ЗСУ над Flakpanzer I ограничивались, пожалуй, лишь лучшей защитой расчёта и более высокой подвижностью. Вооружение оставалось прежним, столь же слабым и не отвечавшим требованиям времени. Именно это обусловило малое распространение Flakpanzer 38(t), даже скромный заказ на полторы сотни таких установок не был выполнен полностью. В течение ноября 1943 – февраля 1944 года изготовили 141 самоходную зенитку, а оставшиеся девять шасси использовали для монтажа 150-мм орудий, превратив их в САУ «Грилле».

Первый «зенитный танк»

Разработки ЗСУ на танковом шасси начались ещё в мае 1941 года, когда фирмы «Алкетт» и «Даймлер Бенц» совместно со «Штёвером» разработали простейшую зенитную самоходку с применением шасси устаревшего лёгкого танка Pz.Kpfw. I Ausf. A. Собственно, переделке подвергся даже не танк, а транспортёр боеприпасов, созданный путём замены башни грузовой платформой, установленной на крыше корпуса. При переделке в ЗСУ вместо платформы устанавливалась 20-мм одноствольная зенитка Flak 38 со штатным щитом, являвшимся единственной защитой орудия. Для удобства работы расчёта по бортам корпуса оборудовали откидные платформы.

Самоходка вышла перетяжелённой, ведь зенитка весила гораздо больше штатной башни, а экипаж теперь состоял не из двух человек, как у танка, а из пяти. Поэтому разместить сколь-нибудь солидный боекомплект на ЗСУ не удалось – для этого пришлось использовать одноосный прицеп. Самоходная зенитка получила наименование 2 cm Flak 38 auf Sfl Pz.Kpfw. I Ausf. A, но более известна она под неофициальным названием Flakpanzer I («Зенитный танк I»).

Flakpanzer I на Восточном фронте. worldwarphotos.info

Первые «зенитные танки» оказались не слишком удачными, и большого распространения не получили (изготовили всего 24 такие самоходки). Этого количества хватило для вооружения единственной части – 614-го моторизованного зенитного дивизиона. Он участвовал в боях на Восточном фронте, потеряв свои последние Flakpanzer I зимой 1942 года под Сталинградом.

«На переднем крае боевых действий»

Напомним, проект комплекса «Деривация-ПВО» был представлен публике на международном военно-техническом форуме «Армия-2017» — пока ещё в виде макета.

Опытный образец боевой машины 2С38 из состава комплекса был выставлен на «Армии-2018», а в июне 2020-го она уже принимала участие в параде Победы на Красной площади.

Также по теме


Планирующие боеприпасы: какие преимущества даст России серийное производство корректируемых авиабомб нового поколения

В России началось серийное производство корректируемых авиационных бомб (серия КАБ) калибров 250, 500 и 1500 кг. Об этом рассказал…

В августе прошлого года гендиректор «Уралвагонзавода» Александр Потапов заявил, что комплекс начнёт поступать в Вооружённые силы России с 2022 года.

«Деривация-ПВО» предназначена для поражения штурмовиков и других низколетящих самолётов, вертолётов, БПЛА, авиационных боеприпасов, крылатых ракет и снарядов реактивных систем залпового огня (РСЗО). При необходимости комплекс также способен вести огонь по легкобронированной наземной технике и надводным объектам.

В состав комплекса входит боевая машина 2С38, выполненная на базе БМП-3, транспортно-заряжающая машина 9Т260 на шасси «Урал-4320-30», транспортное средство на шасси «Урал-4320-30» и машина ремонтно-технического обеспечения на шасси «Урал-4320-1812-31».

Главное оружие боевой машины 2С38 — дистанционно управляемый необитаемый боевой модуль АУ-220М («Байкал»). Он оснащён 57-мм автоматической пушкой высокой баллистики и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом 6П7К. Масса модуля — 3650 кг.

  • Необитаемый боевой модуль АУ-220М «Байкал»

Пушка «Деривации» может вести огонь со скоростью 120 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда в 1 тыс. м/с.

За счёт кругового вращения на 360 градусов по горизонту модуль способен вести стрельбу в любом направлении. Максимальная горизонтальная дальность поражения целей — 14,5 км, вертикальная — 7,5 км. Боекомплект пушки — 200 выстрелов.

Также по теме


«Весомое преимущество»: российская армия получила первые комплексы артиллерийской разведки «Пенициллин»

Первая партия новейших комплексов артиллерийской разведки АЗТК 1Б75 «Пенициллин» поступила на вооружение российской армии. Об этом…

Она может укомплектовываться осколочно-фугасными боеприпасами 53-УОР-281У, бронебойно-трассирующими 53-УБР-281У и управляемыми снарядами с дистанционным подрывом для наиболее эффективной борьбы с воздушными целями.

Благодаря оптико-электронной системе наведения и разведки, продвинутой системе управления огнём «Деривация-ПВО» не нуждается в установке радиолокационной станции, что повышает её скрытность. При помощи телевизионного и тепловизионного каналов боевая машина способна эффективно находить цели в любых условиях, оставаясь невидимой для противника.

Как отметил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, модуль АУ220М «Байкал» позволяет комплексу «Деривация-ПВО» вести эффективную стрельбу в автоматическом режиме и поражать все виды воздушных целей.

Необитаемый «Байкал»

Изюминка комплекса — боевой модуль АУ220М (или «Байкал»), оснащенный 57-мм пушкой 2А91. Тут, кстати, уместно историческое отступление. Впервые артиллерийское орудие калибра 57-мм появилось в нашей стране в 1940 году — это была противотанковая пушка ЗИС-2. Она в тот период была самой мощной в мире среди артиллерийских средств, предназначенных для борьбы с танками. Поскольку подходящих целей на тот период не имелось, ЗИС-2 в 1941-м сняли с серийного производства, отметив в обосновании: в связи с избыточной бронепробиваемостью.

Правда, спустя два года, когда у вермахта появились «Тигры» и «Пантеры», производство возобновили. Кстати, и сегодня ЗИС-2 находится на вооружении армий ряда африканских стран.

Поэтому отчасти обращение к калибру 57-мм можно считать не случайным: у конструкторов есть определенный опыт, в том числе боевого использования. Такое вооружение — это значительный плюс по сравнению с ЗСУ-23-4 «Шилка», которую постепенно и заменит «Деривация-ПВО». Ведь у той калибр счетверенной пушки всего 23-мм.

Пресс-служба ЦНИИ Буревестник

Явное превосходство и по таким важнейшим характеристикам, как дальность и высота поражения целей. Если у «Шилки» это соответственно 2500 и 1500 м, то у нового зенитного артиллерийского комплекса 14 500 м и 4500 м (по некоторым данным до 7500 м). Что называется, почувствуйте разницу!

При этом вполне достойная скорострельность — 120 выстрелов в минуту, а начальная скорость 57-мм снаряда — 1000 м/с. Причем, это не только многофункциональный снаряд, что уже само по себе хорошо, а с дистанционным подрывом у цели.

На практике это будет выглядеть так: совсем необязательно прямое попадание в воздушную цель — достаточно разрыва рядом, чтобы осколками нейтрализовать ее. В связи с активным применением беспилотников это особенно актуально.

Экипаж из трех человек (командир, механик-водитель и оператор-наводчик) в боевом модуле не располагается — управление производится дистанционно. Иными словами, возросла выживаемость зенитчиков на поле боя.

Обнаружение и сопровождение целей осуществляется прицельно-разведывательным комплексом пассивного типа, который дает возможность кругового обзора. Достаточно сказать, что оптико-электронная станция позволяет на расстоянии до 10 км обнаружить цель размером 2,3 на 2,3 м. То есть танк или вертолет — основные угрозы для 2С38 «Деривация-ПВО» на поле боя — будут вовремя обнаружены.

В целом вооружение комплекса позволяет при необходимости обеспечивать не только прикрытие частей и подразделений с воздуха, но и их огневую поддержку. Во всяком случае, броня любого бронетранспортера или БМП 57-миллиметровке вполне по зубам.

40-мм Bofors L60. Швеция

Писать об этом орудии довольно сложно по двум причинам. Во-первых, воевала эта пушка во всех армиях, с обеих сторон фронта. Во-вторых, личная любовь авторов именно к этой пушке. Действительно одной из величайших удач конструкторов того времени стала 40-мм пушка шведского концерна «Бофорс».

Пушка была заказана концерну шведским правительством в 1928 году после испытаний закупленных у британской «Викерс» орудий «Пом-пом». Орудия «Викерса» оказались довольно привередливыми и маломощными. Да и дальность стрельбы не устраивала шведов.

Первый вариант «Бофорса L-60», представленный концерном в 1929 году, тоже не поразил своими характеристиками. Проблемой стал затворный механизм. Слишком тяжелый и не позволяющий поддерживать высокий темп стрельбы. Но уже в 1930-м конструкторы решили эту проблему разделив механизм на два. Первый для извлечения стреляной гильзы, второй для подачи следующего снаряда.

Пушка была «доведена до ума» в 1932 году. Все требования заказчика были выполнены. Орудие изначально производилось в двух вариантах — морском, двуствольном, и сухопутном (для установки на шасси), одноствольном.

Парадоксально, но первые установки Bofors L60 были установлены не на шведских кораблях, а на легких крейсерах в Нидерландах (HNLMS «De Ruyter»). После первой партии (5 установок) голландцы закупили ещё несколько. Так началось триумфальное шествие этих пушек по армиям мира.

В 1935 году орудия приняли на вооружения армии Бельгии, Польши, Норвегии и Финляндии. В 1936 году — Швеции (все-таки). И тут сказалось отсутствие производственных мощностей в Швеции и производство организовали ещё и в Польше.

В 1937 году британцы модернизировали именно польские орудия и приняли на вооружение собственную лицензионную версию — QF 40-mm Mark I. Это орудие изготавливалось в Великобритании, Канаде и Австралии.

Можно бесконечно писать об этом орудии. Достаточно того, что, к примеру, американские самолеты поддержки сухопутных подразделений «Lockheed» AC-130, миноносцы и катера до сих пор вооружены орудиями L60. Более того, в ВС США существует традиция — о каждом сбитом «Бофорсом» самолете обязательно сообщать в корпорацию Крайслер с указанием серийного номера орудия!

Буксировка орудия производилась обычным грузовиком.

Заканчивая беглый рассказ об этом орудии скажем — за время Второй мировой войны общее количество выпущенных пушек «Bofors L60» различных модификаций перевалило за 100 000 единиц.

Достоинства: 1. Прекрасная автоматика. 2. Надежность. 3. Наносимый урон.

Недостатки: Стоит поискать, наверное…

20 mm/65 Breda Mod. 1935. Италия

Как видно из названия, создателем итальянской зенитной пушки «Канноне-Митральера 20/65 модель 35» была компания «Бреда» из города Брешиа.

Если итальянцы хотели создать универсальное орудие, надо признать, у них получилось. Пушка изначально предназначалась для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. В «Бреде» создали орудие, которое могло перемещаться практически на всем, что ездило, плавало или ходило.

Размещалась пушка на двуосной тележке и легко перевозилась даже легким грузовиком. В боевой же обстановке расчет (3 человека) катал орудие по позициям без особых усилий самостоятельно. Даже перевозка пушки на лошадях была предусмотрена. Кроме того, как и все итальянское, пушка вполне нормально разбиралась на 4 узла и транспортировалась на вьюках или руках.

Боеприпасы располагались в 12-снарядном лотке, куда подавались заряжающими. Причем пушка стреляла не только фугасными, но и бронебойными снарядами. Для зенитных фугасных снарядов применялся чувствительный взрыватель, что гарантировала разрыв боеприпаса даже при легком соприкосновении с самолетом. На случай промаха снаряд оснащался самоликвидатором.

Пушку любили солдаты сразу нескольких армий: итальянской, немецкой, американской, британской, французской… Многие армии с удовольствием использовали захваченные орудия для установки на бронетехнику. А побережье Италии охраняли модернизированные пушки 35-й модели, которые больше известны как модель 39. Отличалась модель 39 стационарным пьедесталом. 

Достоинства:1.Универсальность (ПТО и ПВО).2. Небольшая масса, удобство при перемещении и транспортировке.3. Возможность разборки на узлы для ручной или вьючной транспортировки.4. Усиленные снаряды как для ПВО, так и для ПТО.

Недостатки:Считаем, что их нет.

История эксплуатации

Орудие образца 1914/15 года, установленное на автомобиле Руссо-Балт

15 марта 1915 года при Офицерской артиллерийской школе, согласно приказу Штаба Верховного Главнокомандования от 5 октября 1914 года, была сформирована первая специальная артиллерийская батарея для стрельбы по воздушным целям. По рекомендации генерал-майора А.А. Шихлинского, командование батареи было возложено на штабс-капитана Тарновского. Батарея была укомплектована установленными на автомобили первыми четырьмя орудиями из опытной партии, проходившими испытания на Петроградском полигоне. С 25 марта батарея находилась на Северном фронте, где занималась прикрытием объектов своего фронта в районе Двинск-Рига, переправы через Вислу у Варшавы, и аэродрома Эскадры Воздушных Кораблей «Илья Муромец» у Яблонны и др.

Всего в годы Первой мировой войны в составе сил числилось 76 орудий образца 1914 и 1914/15 года. Из них:

  • 36 пушек (9 батарей) были установлено на автомобили;
  • 20 пушек (ранее заказанных Морским министерством) поступили на вооружение 10 железнодорожных двухорудийных батарей;
  • 12 пушек переданы для вооружения 1-й, 2-й и 3-й отдельных ездящих батарей, где были установлены на подвижные деревянные платформы (телеги);
  • 8 пушек были установлены на двух батареях для противовоздушной обороны Царского Села и Офицерской артиллерийской школы. Батареи были стационарными, орудия были установлены на тумбах.

Орудие образца 1914/15 года, установленное на кормовой орудийной башне линкора «Марат»

Наибольшее распространение зенитные орудия образца 1914/15 годов получили в сухопутных войсках. Они устанавливались на автомобилях, железнодорожных бронеплощадках, повозках механической тяги (ЗУ-25 обр. 1925 г. и ЗУ-29 обр. 1929 г.), повозках конной тяги (ЗУ-26 обр. 1926 г.). Так же орудиями вооружались стационарные батареи, такие как форты Тотлебен и 1-й северный в Кронштадте.

На вооружение кораблей зенитные орудия Лендера стали поступать только в период гражданской войны. В частности, в ходе перевооружения и модернизации такие орудия получили крейсера «Диана» и «Аврора», крейсера типа «Богатырь». На линкорах типа «Севастополь» зенитные орудия устанавливались на крышах крайних башен главного калибра. Так же этими орудиями вооружались эсминцы типа «Новик». Помимо этого, проект крейсеров типа «Светлана» предусматривал использование орудий Лендера для борьбы с авиацией, но в процессе достройки они заменялись более современными средствами противовоздушной обороны.

Не смотря свою устаревшую конструкцию и характеристики, пушки Лендера применялись в годы Великой отечественной войны. В ходе войны из-за дефицита штатных танковых башен на корпусах бронекатеров проекта 1124 стали устанавливать старые зенитные пушки Лендера. Летом 1942 года такие катера Волжской флотилии обеспечили проведение 128 караванов, отбив при этом более 190 воздушных атак и не дав потопить ни одного судна.

Служба и боевое применение

В соответствии со своим предназначением, ЗСУ Flakpanzer 38(t) поступали на вооружение танковых дивизий вермахта и войск СС. Ими комплектовались танковые взводы ПВО (Panzer-Flugabwehr-Zug) в составе танковых полков. Согласно штату K.St.N. 1195, такой взвод насчитывал двенадцать ЗСУ, сведённых в три группы по четыре установки. На практике чаще всего восемь зениток оставляли в распоряжении командира полка, а остальные распределяли по две между двумя танковыми батальонами, составлявшими полк.

Flakpanzer 38(t) на полевых занятиях. flickr.com

Формирование танковых взводов ПВО началось в конце января 1944 года. Первыми их получили 2-я и 21-я танковые дивизии (ТД), 130-я учебная ТД, а также три танковые дивизии войск СС: 9-я «Гогенштауфен», 10-я «Фрундсберг» и 12-я «Гитлерюгенд». Однако в мае 1944 года взводы ПВО 9-й и 10-й ТД СС передали в состав 1-й ТД СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и 2-й ТД СС «Дас Райх». В середине июня 1944 года полный взвод Flakpanzer 38(t) получила и воевавшая в Нормандии 17-я панцергренадерская дивизия СС «Гётц фон Берлихинген». В сентябре это соединение пополнилось ещё восемью ЗСУ, предназначавшимися для дивизии «Фрундсберг», но «приватизированными» панцергренадерами.

Все вышеперечисленные соединения воевали на Западном фронте – во Франции. Кроме того, 36 Flakpanzer 38(t) отправили в Италию, укомплектовав ими взводы ПВО 26-й танковой, а также 29-й и 90-й панцергренадерских дивизий. На Восточном же фронте Flakpanzer 38(t) встречались в «гомеопатических дозах»: в июле 1944 года восемь таких ЗСУ получила танковая дивизия «Герман Геринг», находившаяся на территории Польши (самоходки придали штабу её 2-го танкового батальона). Некоторое количество Flakpanzer 38(t) оставили в резерве. Последняя отправка таких ЗСУ в войска была зафиксирована в январе 1945 года, когда шесть Flakpanzer 38(t) получила бригада сопровождения фюрера (Führer-Begleit-Brigade).

Flakpanzer 38(t) на огневой позиции. hndsff.com

В боях на Западном фронте танковые взводы ПВО понесли тяжёлые потери, причём не только от вражеской авиации, но и от сухопутных войск. К концу июля в Нормандии была потеряна дюжина Flakpanzer 38(t), а в течение осени это количество возросло до 84 – то есть погибли почти все машины этого типа, отправленные во Францию. К декабрю 1944 года на Западном фронте оставалось лишь девять Flakpanzer 38(t): три во 2-м батальоне 3-го танкового полка СС (дивизия «Дас Райх») и шесть в 17-м танковом батальоне СС (дивизия «Гётц фон Берлихинген»). Чуть лучше ситуация складывалась в Италии: здесь по состоянию на 15 марта 1945 года находился 21 исправный Flakpanzer 38(t).

Экипажи Flakpanzer 38(t) не пренебрегали маскировкой. flickr.com

Пара Flakpanzer 38(t) на марше. flickr.com

Flakpanzer 38(t) стал первой гусеничной ЗСУ, производившейся в Германии в заметном количестве. Несмотря на слабое бронирование, обусловленное малой грузоподъёмностью шасси лёгкого танка, Flakpanzer 38(t) завоевал репутацию довольно эффективного боевого средства. Согласно рапорту о боевых действиях на Западном фронте, подготовленному 30 января 1945 года, эти ЗСУ записали на свой счёт несколько сотен сбитых самолётов, главным образом в период с июня по август 1944 года. Далее счёт победам экипажей Flakpanzer 38(t) пошёл на спад: самоходные зенитки нещадно выбивались противником.

Так закончился боевой путь десятков Flakpanzer 38(t) на Западном фронте. military-photo.com

Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) оказалась промежуточным образцом и временным решением – как, впрочем, и задумывалось при её создании. Уже с марта 1944 года в серию пошли более совершенные самоходные зенитки, которые заслуживают отдельного рассказа.

20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 30 образца 1930 г. Германия

Разработана фирмой «Рейнметалл». Впервые воевала в Испании в составе легиона «Кондор». Как зенитное орудие, пушка работала с платформы, но также применялась в варианте полевого орудия. В таком случае стрельба велась с колес.

Орудие применялось не только как зенитное, но и как полевое, с использованием специального осколочно-фугасного снаряда. Именно на этих орудиях впервые были использованы системы прогнозирования положения цели. Правда от них быстро отказались из-за сложности применения. Но и без этого вполне нормально пушки провоевали до конца войны.

Для своего времени пушка была хороша. Однако уже к 1940-му году авиация обогнала систему наведения. Увеличение скорости самолетов создало проблемы с прицеливанием. Была и ещё одна серьезная проблема. Боеприпасы подавались в 20-зарядных магазинах, в которых очень часто происходила задержка в подаче снарядов.

Достоинства:1. Универсальность, возможность использования как противотанковое орудие.2. Стабильность стрельбы.3. Стала основой для производства танкового орудия КwK 30.

Недостатки:1. Низкая скорострельность.2. Сложность в производстве и эксплуатации.3. Массовые задержки при подаче снарядов.

Арсенал рядом

С учетом современных требований к оперативному обеспечению боеприпасами и автономности действий в состав комплекса входит транспортно-загрузочная машина 9Т260. На колесном шасси высокой проходимости Урал-4320-18010-30 она перевозит 57-мм выстрелы (4 боекомплекта — всего 592 шт.), аэрозольные боеприпасы (2 упаковки по 12 шт.) и 2 тысячи 7,62-мм патронов для пулемета ПКТМ.

Расчет всего из двух человек способен производить одновременную загрузку боеприпасами двух 2С38 «Деривация-ПВО». При этом развертывание из походного положения в рабочее составляет не более 5 минут, а на саму полную загрузку боекомплекта уходит порядка 20 минут.

Запас хода 9Т260 по шоссе (по топливу) — 1000 км.

Транспортно-загрузочная машина оснащена современным бортовым оборудованием (в том числе средствами навигации и связи), противопожарной системой, фильтровентиляционной установкой и дегазационным комплектом специальной обработки. Иными словами, расчет в состоянии длительный период обеспечивать действия комплекса 2С38, сопровождая его на маршруте движения.

«Кольт-Браунинг» М1А2. США

Если быть исторически справедливым, то предтечей всех автоматических зенитных орудий автоматических зенитных орудий был американский оружейник Джон Мозес Браунинг. Ведь фактически первый зенитный автомат он разработал ещё в 1924 году. Орудие, изготовленное фирмой Colt’s Patent Firearms Mfg Co (г. Гарфорд) Браунинг даже лично представил. Что и стало причиной того, что несмотря на сопротивление военных, орудие приняли на вооружение в 1927 году (37-мм М1 на лафете М3). 

Кстати, отсюда и некоторая путаница в названии самого орудия. В различных источниках орудие называют и 37-мм «Браунинг» М1А1, 37-мм «Кольт» М1А1 и даже 37-мм «Кольт-Браунинг» М1А1. 

Произошло это потому, что после смерти Браунинга (1926 г) орудие практически забыли. И вспомнили только в 1938 году. Тогда-то и было передано производство фирме «Кольт», которая внесла некоторые изменения в конструкцию.

Модернизированное орудие получило индекс М1А2. А предшественник уже в 1940 году был заменен на 40-мм «Бофорс» М1.

Итак, что же из себя представляла «Кольт-Браунинг» М1А2.

Автоматика орудия создана «Кольтом» с использованием идей Браунинга. Ствол подвижный с вертикальным клиновым затвором. Боепитание из обоймы (10 снарядов) непрерывное. Охлаждение ствола водяное, с помощью специального насоса. При воздушном охлаждении орудие максимально могло сделать до 100 выстрелов.

Наведение орудия производилось либо вручную, либо гидроприводом. Гидропривод осуществлял автоматическое наведение по данным ПУАЗО.

Так как орудие было достаточно тяжелым, повозка имела дисковые колеса с пневматическими шинами. Транспортировка осуществлялась трехосным грузовиком. Привести орудие в боевое положение можно было через 2 минуты. Однако, для наведения по приборам требовалось уже 12 минут.

Практическая скорострельность данного орудия 110-120 выстрелов в минуту. Пушка прошла всю Вторую Мировую войну. Кстати, именно это орудие противостояло японской авиации в Перл-Харборе. Было выпущено 7200 единиц за 1938-42 годы.

Достоинства орудия:1. Универсальность.2. Хороший максимальный потолок.3. Не плохая дальность стрельбы.

Недостатки:1. Слабый ОФ снаряд.2. Сложная система ручного наведения.2 Низкая скорострельность.

20-мм пушка «Полстен» образца 44 г. Польша — Великобритания

Угостим читателей очередным артдетективом. Любим мы это дело. Дело в том, что эта зенитка была создана в Польше, но принята на вооружение в Великобритании. Речь пойдет об английской (польской) автоматической зенитной пушке «Полстен».

Описывать саму конструкцию данного орудия смысла нет. Это уже признанный и описанный выше «Эрликон». Но «Эрликон» настолько технологически совершенный, что иногда поражает даже конструкторов оружия. Именно своей технологичностью в производстве.

История этой пушки действительно началась в Польше. Прекрасную пушку «Эрликон» просто невозможно было производить на польских заводах. Мешала сложность конструкции и большое количество необходимых деталей (Эрликон состоял из 250 деталей). Поэтому конструкторам была поставлена задача сделать производство возможным.

Проект был почти закончен, но началась оккупация. Не секрет, что в таких ситуациях всегда есть люди, способные эвакуировать нужных людей, несмотря ни на что. Короче, разработчики орудия вместе с документацией, оказались в Британии. Где по какой-то счастливой случайности встретились ещё и с чешскими оружейниками, тоже чудесным образом оказавшихся на берегах Альбиона. Более того, встреча произошла в офисе известной британской оружейной фирмы «Стен», известной своим достаточно хорошим пистолетом-пулеметом.

Вот этот -то международный коллектив и доработал польский проект. «Эрликон» в технологичном и недорогом варианте стал «Полстеном». Для понимания объема работы, выполненной конструкторами, достаточно сказать всего одну цифру. Орудие при сохранении всех преимуществ и боевых характеристик «Эрликона» состояло всего из 119 деталей вместо 250!

Да, о названии пушки. Почему «Полстен»? Ответ прост — польский Стен.

Орудие запущено в серию в марте 1944 года. Сразу после этого Британия прекратила выпуск «Эрликонов». Многие элементы, особенно опоры, были аналогичны эрликоновским. Да и применение этой пушки полностью соответствовала «Эрликону».

Визуально «Полстен» отличается от «Эрликона». Конструкторы отказались от барабанного магазина. Мы уже упоминали о проблемами с заряжанием этого магазина и использовании его в бою. В «Стене» сконструировали новый магазин. Теперь снаряды находились в вертикальном коробчатом магазине на 30 снарядов. Причем снаряды в магазине располагались в две стопки.

Таким образом, на вооружении британской армии оказались сразу две однотипных пушки -«Эрликон» и «Полстен», которые и закончили войну. 

Достоинства и недостатки практически такие же, как и у «Эрликона» за исключением высокой технологичности процесса производства.

37-мм зенитное орудие Flak 36. Германия

Тоже разработка «Рейнметалла», но несколько позднее, в 1936 году. Эта пушка уже относится к средним зенитным орудиям.

История разработки весьма интересна. «Рейнметалл» разрабатывал зенитную пушку Flak 18 в Швейцарии в начале 30-х годов. Разработка орудия проводилась по заказу СССР. Мы даже изготовили 44 орудия (индекс 2К) по германским чертежам на заводе в Подлипках. 

А Flak 36 – это дальнейшая модернизация Flak 18. В конструкцию лафета ввели гидравлический тормоз, двухосная повозка заменена на одноосную, установили новый прицел. Пушка реально стала более универсальной, хотя имела те же боевые характеристики, что и Flak 18. Боеприпасы для зенитки подавались в 6-снарядных обоймах.

Орудие выпускалось до конца войны. Было основным средством поражения низколетящих самолетов. Использовалось на разных шасси, устанавливалось на кораблях, в том числе на подводных лодках. Главным недостатком системы была склонность механизма поворота к заклиниванию. Поэтому расчет должен был обладать достаточной силой для работы на этой пушке.

Достоинства:1. Достаточно большой эффективный потолок.2. Универсальность.3. Возможность использования на различных шасси.4. Эффективность снарядов.

Недостатки:1. Сложное в производстве.2. Большой расчет (7 чел.).3. Низкая скорострельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector