Военные бюджеты стран

Сравнение с расходами на оборону в других странах

Рейтинг 20 стран, наиболее активно вкладывающихся в оборону:

Место в 2019 Место в 2018 Страна Расходы, миллиардов $ Изменение к 2018 году (%) Изменение за 2010 ÷ 2019 (%) Доля от ВВП страны (%)
1 1  США 732,0 5,3 -15 3,4
2 2  Китай 261,0 5,1 85 1,9
3 4  Индия 71,1 6,8 37 2,4
4 5  Россия 65,1 4,5 30 3,9
5 3  Саудовская Аравия 61,9 -16,0 14 8,0
6 6  Франция 50,1 1,6 3,5 1,9
7 9  Германия 49,3 10,0 15 1,3
8 7  Великобритания 48,7 0,0 -15 1,7
9 8  Япония 47,6 -0,1 2,0 0,9
10 10  Республика Корея 43,9 7,5 36 2,7
11 11  Бразилия 26,9 -0,5 6,1 1,5
12 12  Италия 26,8 0,8 -11 1,4
13 13  Австралия 25,9 2,1 23 1,9
14 14  Канада 22,2 -2,0 27 1,3
15 15  Израиль 20,5 1,7 30 5,3
16 16  Турция 20,4 5,8 86 2,7
17 17  Испания 17,2 0,9 -7,1 1,2
18 20  Иран 12,6 -15,0 -36 2,3
19 21  Нидерланды 12,1 12,0 9,8 1,3
20 18  Польша 11,9 2,5 51 2,0

Список показывает, что Россия в 2019 году находилась на 4 месте, за год поднявшись на 1 позицию в рейтинге. В последние 10 лет Россия практически всегда входила в пятерку стран с самыми большими затратами на вооружение.

Прогнозы на будущее

Не секрет, что Россия – частый участник международных конфликтов с применением силы. Если вы посмотрите на графики роста затрат на вооружение, то заметите, что после вооружённого конфликта (в Южной Осетии или Украине, например) расходы на содержание армии и оборону у страны резко растут вверх, а между конфликтами – стремятся к плато или повышаются умеренными темпами. В общем-то, это и характеризует все прогнозы на будущее: если Россия больше не будет принимать участия в вооруженных конфликтах, темпы финансирования обороны будут постепенно снижаться (что мы видим на графике последних лет).

США подталкивают Турцию к России

В данном случае Турция попадает под раздачу точно так же, как и сейчас Россия. Получается очень интересная конфигурация, потому что:

  • с одной стороны, мы не рады усилению позиций Турции на Южном Кавказе, и не скрываем этого;
  • с другой стороны, теперь Байден будет душить не только нас, но и Турцию, а это делает нас ситуативными, если не союзниками, то крепкими партнерами. Поскольку Эрдоган, как Путин сказал, мужик. Сказал, что купит С-400 и купил, невзирая на всяческое давление.

Вот сейчас он огребает по полной, уже будут введены против него санкции. А Эрдоган сейчас все равно говорит, что он хочет купить вторую партию С-400, причем с возможностью их лицензионного производства, хотя и не в полном объеме, но сами турки тоже поучаствуют.

Против России

Значительные расходы в NDAA предусмотрены на сдерживание России: ей предполагается противостоять на ряде направлений. В бюджете выделяется $734 млн в рамках так называемой Европейской инициативы сдерживания — программы, существующей с 2014 года, которая предусматривает усиление присутствия Вооружённых сил США в Европе. Отдельной строкой выделяется $300 млн на военную помощь Украине. Это на $50 млн больше, чем в прошлом году.

  • Американские войска на учениях
  • Flickr

Наконец, самое необычное в этом бюджете — это санкции против страны НАТО, вводимые за сотрудничество с Россией. Турции запрещается передача истребителей пятого поколения F-35 из-за приобретения Анкарой ракетных систем С-400.

Сама эта сделка, указывается в тексте бюджета, подпадает под положения закона «О противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии», соответственно, может повлечь за собой санкции, так же как и участие Турции в проекте «Турецкий поток».

При этом в NDAA оговаривается, что запрет на продажу F-35 может быть снят, если Анкара откажется от российского вооружения. Для этого министру обороны и госсекретарю будет необходимо предоставить конгрессу документы, на основании которых можно сделать вывод о том, что Турция дала «надёжные гарантии отказа от поставок российских зенитных ракетных комплексов С-400» либо «более не располагает ЗРК С-400 или каким-либо другим оборудованием, материалами, а также персоналом, связанным с эксплуатацией комплекса», а также предоставила «надёжные гарантии того, что не будет принимать поставки ЗРК С-400 в будущем». 

Также по теме


Штаб-квартирный вопрос: почему США сократили отчисления в бюджет НАТО

Генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что члены альянса одобрили переход на новую формулу расчёта отчислений в бюджет организации,…

По мнению Батюка, подобное давление США на члена НАТО «совершенно беспрецедентно» и идёт вразрез с интересами Анкары, которая вряд ли свернёт своё участие в выгодных ей проектах.

Следует отметить, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в эфире местного телеканала TRT уже пообещал, что, если американские санкции будут введены, его страна даст зеркальный ответ.

Впрочем, по мнению Домрина, говорить, что два союзника по НАТО испортят из-за России свои отношения, не стоит.

«В краткосрочной перспективе Эрдоган может испортить отношения с Трампом, что он уже неоднократно демонстрировал. В долгосрочной — Турция как была членом НАТО, так им и останется. Анкара может маневрировать в отношении Вашингтона, угрожая закрытием баз на своей территории, но в итоге ничего не сделает. Эрдоган, будучи грамотным государственным деятелем, будет пытаться устроить отношения с США, используя близкие отношения с Россией в качестве рычага давления», — полагает Домрин.

В целом ориентированность бюджета США на противостояние с Россией свидетельствует о важности фактора Москвы во внешней политике администрации Трампа

Общие рамки и определения

Общая стоимость защиты
Тереть. В миллиардах текущих долларов США (данные за март 2019 г.) Фактический результат за
2018 г.
051 Министерство обороны (DoD) 694,5
053 Атомная энергия, оборонная деятельность 23,3
054 Прочая оборонная деятельность 9.0
050 Общая национальная оборона (051 + 053 + 054) 726,8
700 Ветераны 192,4
Не финансируемые военные отступления 89,4
Налоги, связанные с оборонной деятельностью 23,8
Полная защита 1011,5

США федеральный бюджет устанавливается финансовый год ( финансовый год или в краткой форме FY ) , который начинается1 — го октября и заканчивается 30 сентябряследующего года. Таким образом, 2018 финансовый год (FY 2018) начинается1 — го октября 2017 и заканчивается 30 сентября 2018 г..

Расходы на оборону США включают бюджет Министерства обороны (DoD) stricto sensu (товарная позиция 051), военная деятельность в области ядерной энергии (товарная позиция 053) и прочие виды деятельности (товарная позиция 054). Вместе эти позиции образуют расходы на национальную оборону (товарная позиция 050).

Добавлены другие заголовки номенклатуры федерального бюджета США. Наиболее важными из них являются пенсии и услуги ветеранам (статья 700 бюджета), к которым необходимо добавить амортизационные отчисления на несколько лет нефинансируемых военных пенсий и налогов, связанных с оборонной деятельностью.

В целом, обязательства по расходам (бюджетное управление), связанные с оборонной деятельностью США, составили в 2018 финансовом году более одного триллиона долларов США. Из этой суммы Министерство обороны представляет 694,5 миллиарда долларов США.

Министерство обороны 2018 финансовый год (DoD)
Бюджетный орган Расходы
По усмотрению 670,6
Обязательный 23,8
Общее 694,5 600,6

Как и во Франции, в бюджете проводится различие между утверждениями о принятии обязательств по расходам ( Бюджетное управление ) и ассигнованиями на выплаты ( Расходы ). Основное разделение бюджета — это различие между обязательными расходами ( обязательные ) и переменными или дискреционными расходами ( дискреционные ).

В 2018 финансовом году обязательства Министерства обороны США по расходам составили 670,6 млрд долларов США на дискреционные расходы и 23,8 млрд долларов США на обязательные расходы. Дискреционные расходы подразделяются на основные расходы ( Базовые ) на сумму 599,6 млрд долларов США, исключительные расходы на зарубежные непредвиденные операции ( сокращенно OCO) на сумму 65,2 млрд долларов США и расходы на чрезвычайные ( чрезвычайные ) расходы до 5,8 млрд долларов США. Платежные кредиты ( расходы ) составляют 600,6 млрд долларов США.

Бюджетные заявки ( бюджетные заявки ) регистрируются правительством в феврале или марте каждого года. Таким образом, бюджетный запрос на 2020 финансовый год подан администрацией Трампа11 марта 2019 г.,. Бюджетные запросы относятся к следующему финансовому году, но также обеспечивают траекторию на следующие четыре года: документы, представленные правительством на 2020 финансовый год, содержат подробное описание действий, запланированных на этот финансовый год, а также финансовый прогноз финансового года. С 2021 по 2024 финансовый год.

Затем эти запросы рассматриваются обеими палатами Конгресса , Палатой представителей и Сенатом . Каждый вносит изменения в запросы и принимает свою версию Закона о полномочиях на национальную оборону (NDAA), ежегодного закона о расходах на оборону. Правительство также может сделать официальный комментарий к проектам NDAA, обсуждаемым обеими палатами, как в случае с проектом бюджета на 2020 финансовый год, когда президентство отправляет палате документ, в котором перечислены его оговорки в отношении определенных сокращений, таких как это. вносить в запросы и вызывает возможность того, что президент наложит вето на NDAA, если он будет принят в его нынешнем виде. После соглашения между двумя палатами президент подписывает NDAA, которое, таким образом, имеет силу закона.

Полный список стран мира по военному бюджету

С лидерами мы разобрались, однако многие страны я не учел. Поэтому прилагаю таблицу с полным списком стран по военному бюджету за 2020 год. В таблице помимо военных расходов указана доля военного бюджета в ВВП страны и доля в общемировых военных расходах за 2020 год, напомню что они превысили 1.8 трлн долларов.

Список стран мира по военному бюджету за 2020 год в таблице

Страна Военные расходы, млн $ % от ВВП % от мировых расходов
1 США 648798.3 3.2 35.68
2 Китай 249996.9 1.9 13.75
3 Саудовская Аравия 67554.7 8.8 3.72
4 Индия 66510.3 2.4 3.66
5 Франция 63799.7 2.3 3.51
6 Россия 61387.5 3.9 3.38
7 Великобритании 49997.2 1.8 2.75
8 Германия 49470.6 1.2 2.72
9 Япония 46618.0 0.9 2.56
10 Южная Корея 43070.0 2.6 2.37
11 Италия 27807.5 1.3 1.53
12 Бразилия 27766.4 1.5 1.53
13 Австралия 26711.8 1.9 1.47
14 ОАЭ 24601.0 5.6 1.35
15 Канада 21620.6 1.3 1.19
16 Турция 18967.1 2.5 1.04
17 Испания 18248.3 1.3 1
18 Израиль 15946.8 4.3 0.88
19 Иран 13194.2 2.7 0.73
20 Польша 11596.2 2.0 0.64
21 Пакистан 11375.5 4.0 0.63
22 Нидерланды 11242.8 1.2 0.62
23 Сингапур 10841.0 3.1 0.6
24 Тайвань 10713.7 1.8 0.59
25 Колумбия 10602.9 3.2 0.58
26 Алжир 9583.7 5.3 0.53
27 Индонезия 7437.2 0.7 0.41
28 Кувейт 7296.3 5.1 0.4
29 Норвегия 7067.1 1.6 0.39
30 Таиланд 6829.2 1.3 0.38
31 Оман 6710.0 8.2 0.37
32 Мексика 6567.5 0.5 0.36
33 Ливия 6320.0 0.35
34 Ирак 6318.0 2.7 0.35
35 Швеция 5755.4 1.0 0.32
36 Чили 5570.7 1.9 0.31
37 Вьетнам 5500.0 2.3 0.3
38 Греция 5227.2 2.4 0.29
39 Бельгия 4959.7 0.9 0.27
40 Швейцария 4795.8 0.7 0.26
41 Украина 4750.2 3.8 0.26
42 Румыния 4608.7 1.9 0.25
43 Португалия 4247.8 1.8 0.23
44 Дания 4228.2 1.2 0.23
45 Аргентина 4145.0 0.9 0.23
46 Бангладеш 3894.7 1.4 0.21
47 Финляндия 3849.0 1.4 0.21
48 Филиппины 3769.7 1.1 0.21
49 Марокко 3696.9 3.1 0.2
50 ЮАР 3639.9 1.0 0.2
51 Малайзия 3469.8 1.0 0.19
52 Австрия 3367.5 0.7 0.19
53 Египет 3110.0 1.2 0.17
54 Ливан 2775.6 5.0 0.15
55 Чехия 2710.0 1.1 0.15
56 Перу 2708.9 1.2 0.15
57 Эквадор 2549.4 2.4 0.14
58 Новая Зеландия 2262.9 1.2 0.12
59 Катар 2174.0 1.5 0.12
60 Йемен 2093.0 4.0 0.12
61 Нигерии 2043.1 0.5 0.11
62 Мьянма 2030.5 2.9 0.11
63 Ангола 1983.6 1.8 0.11
64 Иордания 1957.7 4.7 0.11
65 Азербайджан 1708.9 3.8 0.09
66 Шри-Ланка 1681.4 1.9 0.09
67 Венгрия 1642.3 1.1 0.09
68 Казахстан 1613.6 1.0 0.09
69 Бахрейн 1396.8 3.6 0.08
70 Словакия 1280.6 1.2 0.07
71 Ирландия 1207.6 0.3 0.07
72 Уругвай 1168.1 2.0 0.06
73 Кения 1097.5 1.2 0.06
74 Болгария 1095.6 1.7 0.06
75 Судан 1047.9 2.3 0.06
76 Литва 1030.4 2.0 0.06
77 Сербия 904.3 1.9 0.05
78 Хорватия 889.5 1.5 0.05
79 Тунис 844.2 2.1 0.05
80 Беларусь 715.2 1.3 0.04
81 Латвия 679.9 2.0 0.04
82 Танзания 675.5 1.2 0.04
83 Боливия 618.8 1.5 0.03
84 Эстония 618.5 2.1 0.03
85 Армения 608.9 4.8 0.03
86 Кот-д’Ивуар 607.8 1.4 0.03
87 Доминикана 602.5 0.7 0.03
88 Камбоджа 543.2 2.2 0.03
89 Словения 529.5 1.0 0.03
90 Ботсвана 529.5 2.8 0.03
91 Эфиопии 496.6 0.6 0.03
92 Мали 495.2 2.9 0.03
93 Венесуэла 465.0 0.5 0.03
94 Намибия 451.5 3.3 0.02
95 Камерун 429.9 1.3 0.02
96 Зимбабве 420.4 2.2 0.02
97 Люксембург 419.4 0.6 0.02
98 Гондурас 410.4 1.7 0.02
99 Уганда 408.4 1.4 0.02
100 Непал 398.5 1.4 0.02
101 Парагвай 386.6 0.9 0.02
102 Кипр 381.9 1.6 0.02
103 Замбии 378.0 1.4 0.02
104 Сенегал 346.8 1.9 0.02
105 Бруней 346.6 2.4 0.02
106 Грузия 316.5 1.9 0.02
107 Буркина-Фасо 312.5 2.1 0.02
108 ДР Конго 295.3 0.7 0.02
109 Конго 292.3 2.5 0.02
110 Гватемала 278.4 0.4 0.02
111 Сальвадор 266.5 1.0 0.01
112 Габон 261.2 1.5 0.01
113 Чад 232.9 2.1 0.01
114 Нигер 229.6 2.5 0.01
115 Босния и Герцеговина 221.1 1.1 0.01
116 Гана 218.4 0.4 0.01
117 Гвинея 209.2 2.5 0.01
118 Ямайка 207.8 1.4 0.01
119 Афганистан 198.1 1.0 0.01
120 Албания 180.5 1.2 0.01
121 Тринидад и Тобаго 169.3 0.8 0.01
122 Мавритания 159.0 3.0 0.01
123 Мозамбик 145.2 1.0 0.01
124 Куба 123.0 2.9 0.01
125 Киргизия 121.2 1.6 0.01
126 Руанда 119.0 1.2 0.01
127 Северная Македония 117.4 1.0 0.01
128 Того 104.4 2.0 0.01
129 Монголия 96.1 0.8 0.01
130 Бенин 90.2 0.9
131 Свазиленд 87.8 1.5
132 Черногории 83.8 1.5
133 Никарагуа 81.6 0.6
134 Таджикистан 79.7 1.2
135 Мадагаскар 73.3 0.6
136 Мальта 69.3 0.5
137 Бурунди 65.4 1.9
138 Косово 63.3 0.8
139 Сомали 61.6
140 Папуа-Новая Гвинея 60.6 0.3
141 Гайана 59.8 1.7
142 Малави 58.4 0.8
143 Лесото 51.1 1.8
144 Фиджи 48.4 0.9
145 Узбекистан 46.3 3.6
146 Молдова 34.0 0.3
147 ЦАР 31.0 1.4
148 Сьерра-Леоне 29.6 0.8
149 Лаос 23.3 0.2
150 Маврикий 23.2 0.2
151 Белиз 23.1 1.3
152 Сейшельские острова 22.8 1.4
153 Восточный Тимор 20.6 0.6
154 Экваториальная Гвинея 18.6 0.2
155 Либерии 15.8 0.8
156 Гамбия 11.5 1.1
157 Кабо-Верде 10.7 0.6
158 Гаити 0.1
159 Коста-Рика
160 Панама

А на этом сегодня все про военные бюджеты стран мира. Мирного вам неба, друзья и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Американская специфика

Кроме того, администрация Байдена планирует заложить в оборонный бюджет полмиллиарда долларов на борьбу с пандемией COVID-19, а на смягчение последствий изменения климата предлагается выделить $617 млн.

Предусмотрены и сугубо оборонные траты. Так, на модернизацию ядерных сил планируется потратить в следующем финансовом году $27,7 млрд, на средства ПРО и ракетного нападения — $20,4 млрд.

ВВС должны получить $54,4 млрд из бюджета. Войска пополнятся 85 истребителями F-35 Joint Strike Fighter, 12 тяжеловооружёнными истребителями F-15EX, девятью транспортно-грузовыми вертолётами CH-53K King Stallion и другой техникой.

  • Авиагруппа высшего пилотажа ВВС США «Голубые ангелы»
  • Reuters

На нужды ВМС планируется потратить $34,6 млрд. Эти средства пойдут в том числе на строительство подлодки класса Columbia c баллистическими ракетами, ещё двух субмарин класса Virginia и обслуживание авианосца класса Gerald R. Ford.

При этом на нужды сухопутных войск и активность в киберпространстве планируется выделить $12,3 млрд и $10,4 млрд соответственно.

На космические программы администрация рассчитывает направить $20,6 млрд.

Большое внимание власти США намерены уделить и развитию гиперзвуковых вооружений. Как заявил в ходе брифинга вице-адмирал ВМС США Рон Боксолл, проект оборонного бюджета предусматривает выделение $6,6 млрд на разработку средств нанесения ударов большой дальности, которые позволят армии США «создавать для своих противников угрозу на оперативно значимых расстояниях»

Также по теме


«Москва будет обгонять Вашингтон на три — пять лет»: как в США продвигается программа разработки гиперзвукового оружия

ВМС США провели первые пусковые испытания ходовой части перспективных гиперзвуковых ракет Conventional Prompt Strike и Long Range…

«Китай и Россия вводят в строй обычные гиперзвуковые вооружения большой дальности, способные представлять угрозу для наших союзников и партнёров, а также для сил США на расстоянии, превышающем дальность действия имеющихся средств ПВО», — напомнил он.

Вице-адмирал пояснил, что оборонный бюджет США на 2022 год предусматривает введение в эксплуатацию гиперзвукового вооружения воздушного, наземного и морского базирования.

«Мы приступаем к производству оружия быстрого реагирования воздушного базирования (ARRW). Эта гиперзвуковая ракета на воздушной платформе будет готова в 2022 году», — сообщил Рон Боксолл.

Также он анонсировал, что в 2023 году сухопутные войска введут в строй гиперзвуковое оружие большой дальности (LRHW), запускаемое с наземных позиций. А в 2025 году ВМС начнут эксплуатировать гиперзвуковое оружие для нанесения быстрых ударов обычными средствами поражения, которым будут оснащаться боевые корабли DDG-1000.

Как пояснил в беседе с RT директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулёв, структура оборонных расходов США значительно отличается от российского или китайского аналога.

«Российские и китайские ВС предназначены для обороны своих рубежей, в то время как американская армия распылена по всему миру. С этим и связана специфика оборонного бюджета страны. Так, например, особую роль играет киберсфера, где США стараются нарастить свой потенциал», — пояснил эксперт.

  • Пентагон
  • AFP

Что касается планов Пентагона в сфере гиперзвука, то, как отмечает Рогулёв, США активно развивают свои научные и производственные возможности в этой области.

«Поэтому Пентагон вполне может реализовать обозначенные планы. Ранее США отстали в этой сфере от России, поскольку недооценивали её технологические возможности», — говорит аналитик.

Похожей точки зрения придерживается и Владимир Васильев.

О военном бюджете

В основном военный бюджет страны уходит на поддержание текущей боеспособности и ее улучшение. Нужно заметить, что «поддержание текущей боеспособности» заключается не только в закупке, например, боеприпасов и еды для военнослужащих – частично оборонный бюджет уходит на накопительную программу ипотеки для военных.

Нужно отметить, что Россия всегда выделяла много денег на национальную оборону. В 1992 году, например, в сферу нацбезопасности ушло 21.5% от общего бюджета. Затем это число то опускалось до 17%, то поднималось до 23%, в среднем оставаясь в пределах 20%. Самый минимальный процент от общих расходов был зафиксирован в 2010 году, но уже в 2015 году, после конфликта с Украиной, бюджет на оборону снова был поднят до 19.7%.

Структура военного бюджета

Таблица структуры военных расходов выглядит так:

На что тратится 2012 2013 2014 2015
Вооружённые силы, миллиардов рублей 1 394.2 1 635.7 1 903.1 2 410.3
Подготовка войск к мобилизации, миллиардов рублей 7.3 6.79 6.88 6.89
Подготовка экономики к мобилизации, миллиардов рублей 4.89 5.6 5.7 5.7
Миротворческая деятельность, миллиардов рублей 0.4
Обслуживание ядерного оружия, миллиардов рублей 27.4 29.28 33.3 38.57
Научные исследования, миллиардов рублей 170.77 198.3 233.9 228.5
Другие статьи расходов, миллиардов рублей 253.09 259.59 312.66 381.9

На диаграмме значения выглядят вот так:

2020

Россия заняла 4-е место по военным расходам

Мировые военные расходы в 2020 году составили $1,98 трлн, что на 2,6% больше, чем годом ранее, и достигли 2,4% от мирового ВВП против 2,2-процентной доли годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).

Наибольший объем военных расходов остается у США — в 2020 году показатель составил $778 млрд. В тройку стран-лидеров также вошли Китай ($252 млрд) и Индия ($72,9 млрд). Россия расположилась на четвертом месте, потратив на военную составляющую около $61,7 млрд, что на 2,5% больше в сравнении с 2019 годом. Относительно 2011-го затраты выросли на 26%. При этом отмечается, что фактические военные расходы России в 2020 году оказались на 6,6% ниже ее первоначального военного бюджета.

Мировые военные расходы по регионам

По данным SIPRI, из-за экономических последствий пандемии коронавируса COVID-19 мировой ВПП за 2020 год сократился на 4,4%.

В результате доля военных расходов в ВВП — так называемое военное бремя — достигла 2,4% в 2020 году. Это был самый большой рост военного бремени в годовом исчислении со времен мирового финансово-экономического кризиса 2009 года, — говорится в сообщении института.

Эксперты отмечают значительный рост военных расходов в странах НАТО. В результате 12 стран-членов организации направили на вооружение около двух или более процентов своего ВВП, сказано в докладе.

По данным SIPRI, военные расходы США растут третий год подряд и в 2020 году составили 39% от всех мировых трат на войну. Военные расходы Китая растут 26-й год подряд — с 2011 года они увеличились на 76%.

Продолжающийся рост расходов Китая отчасти объясняется долгосрочными планами страны по модернизации и расширению военной мощи в соответствии с заявленным желанием догнать другие ведущие военные державы, — сказал старший научный сотрудник SIPRI Нан Тиан.

Расходы на оборону в мире выросли на 1,9%, до $1,93 трлн

В 2020 году мировые расходы на оборонные цели составили $1,93 трлн, увеличившись на 1,9% относительно 2019-м. Положительная динамика сохраняется семь лет подряд, свидетельствуют данные информационно-аналитического центра Jane’s.

В 2019 году расходы на оборону в глобальном масштабе составляли $1,8 трлн. В 2010 году расходы были на $180 млрд меньше, чем в прошедшем, отмечается в исследовании.

В 2020 году наибольший рост (+5,6%) расходов продемонстрировали страны Европы. На Западную Европу пришлось 15% годовых затрат на оборону. Самая высокая доля (40%) зарегистрирована в Северной Америке. В Азиатско-Тихоокеанском регионе показатель составил 28%, в России и СНГ — 2%.

Расходы на оборону в мире по регионам

Аналитики считают, что из-за последствий пандемии COVID-19 рост немного замедлится во всех регионах, кроме Азиатско-Тихоокеанского, Европы, и Латинской Америки. Однако сокращение в странах, зависящих от экспорта сырьевых товаров, таких как нефть, и будет уравновешено увеличением там, где все еще ожидается устойчивый рост.

По оценке ведущего аналитика Jane’s Эндрю Макдональда, пандемия, «по-видимому, может задушить рост покупательной способности таких регионов, как Ближний Восток, и еще больше подавить российское финансирование», относительное снижение ждет и оборонный бюджет США.

Согласно федеральному бюджету на 2020-2022 годы, расходы Минобороны РФ в 2020 годы должны были вырасти на 6,6%. В документе указывается, что расходная часть бюджета, выделенная на 2020 год Минобороны, составляет 1,894 трлн рублей. В 2019 году расходы министерства обороны составили 1,776 трлн.

Большая часть расходов в 2020 году, 1,056 трлн рублей, пришлась на национальную оборону. При этом в бюджете засекречены «основные показатели государственного оборонного заказа» на рассматриваемый период, а также часть данных о субсидиях госкомпаниям и юрлицам.

История бюджета Армии США, статистика и прогнозы на будущее

Таблица трат США на бюджет армии по годам:

Год Траты в миллионах долларов Статистика трат в % от ВВП Траты в % от госбюджета
1949 144966 5.3%
1950 155797 5.1%
1951 333346 10.2%
1952 469571 13.9%
1953 483462 13.6%
1954 417139 11.7%
1955 394859 10.2%
1956 400026 9.9%
1957 411440 10.0%
1958 408999 10.1%
1959 411864 9.4%
1960 401727 9.0%
1961 418719 9.2%
1962 453707 9.3%
1963 447529 8.8%
1964 432608 8.1%
1965 434503 7.6%
1966 513751 8.4%
1967 589822 9.4%
1968 608765 9.3%
1969 582023 8.6%
1970 539389 8.0%
1971 485302 6.9%
1972 484605 6.5%
1973 460532 5.9%
1974 454518 6.0%
1975 429557 5.6%
1976 417872 5.2%
1977 433642 5.2%
1978 436386 4.9%
1979 438890 5.0%
1980 437877 5.2%
1981 487735 5.6%
1982 576827 6.8%
1983 563294 6.3%
1984 592480 6.2%
1985 635149 6.5%
1986 677132 6.6%
1987 671576 6.4%
1988 657527 6.1%
1989 651972 5.9%
1990 624852 5.6%
1991 551976 4.9%
1992 581671 5.0%
1993 550542 4.6%
1994 521923 4.2%
1995 487525 3.9%
1996 461007 3.6%
1997 458622 3.4%
1998 448266 3.2%
1999 449369 3.1%
2000 466759 3.1%
2001 470550 3.1% 9.6%
2002 528337 3.4% 10.3%
2003 601335 3.8% 11.3%
2004 655407 4.0% 12.0%
2005 685595 4.1% 12.1%
2006 695474 4.0% 12.0%
2007 714032 4.1% 11.8%
2008 765973 4.5% 12.0%
2009 826247 4.9% 11.8%
2010 849867 4.9% 12.3%
2011 839803 4.8% 12.4%
2012 793157 4.5% 12.0%
2013 732148 4.0% 11.3%
2014 687112 3.7% 10.4%
2015 671509 3.5% 9.9%
2016 669448 3.4% 9.6%
2017 662550 3.3% 9.4%
2018 682491 3.3% 9.4%
2019 718689 3.4% 9.4%

График трат в долларах:

График трат в % от ВВП:

График трат в % от бюджета:

Как показывают значения, на самом деле затраты США на армию падают.

ВВС США

В 2021 году будет закуплено 93 самолетов Joint Strike Fighter (F-35) на сумму $9,1 млрд, что на 14 самолетов больше, чем предусмотрено бюджетом президента США. В это количество включено использование шести самолетов F-35, которые были предназначены для Турции до того, как Анкара была исключены из программы F-35.

В настоящее время истребители F-35 экспортируются в Австралию, Южную Корею, Японию, Израиль, Италию, Голландию, Норвегию, Великобританию, Данию и Польшу. Теперь к списку этих стран подключаются Финляндия, Сингапур, Греция и Объединенные Арабские Эмираты.

Всего на данный момент из 500 изготовленных и поставленных самолетов F-35, к модификации F-35A относятся 354 самолета, к модификации F-35В — 108 самолетов, и к модификации F-35C — 38 самолетов. Из 500 самолетов 353 были поставлены американским вооруженным силам и 147 — иностранным заказчикам.

В 2021 году будут увеличены закупки БЛА MQ-9 Reaper («Жнец») на $108 млн и к ранее заказанным будут добавлены еще 16 аппаратов. Ранее минобороны США заключило контракт с компанией General Atomics Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI) на производство БЛА MQ-9 на $7,4 млрд.

В следующем году ВТА ВВС США получит еще семь C-130J для дальнейшей модернизации парка самолетов военно-транспортной авиации.

Китайский фактор

Как подчеркнула, выступая на брифинге, и. о. заместителя министра обороны Энн Макэндрю, «угроза, исходящая от Китая, обозначена в бюджете как приоритетное направление».

«Мы продолжим модернизировать глобальный потенциал и принципы работы наших сил, чтобы наши военные могли выполнять задачи по сдерживанию и обороне в случае агрессии в Индо-Тихоокеанском регионе, способной подорвать безопасность как США, так и наших союзников», — подчеркнула она.

  • Корабли ВМС США в Южно-Китайском море
  • AFP

В бюджете также предусмотрено «всё необходимое», чтобы Минобороны могло справляться с другими сложными и сохраняющимися угрозами, «в том числе исходящими от России, Ирана и Северной Кореи, а также организаций, практикующих насильственный экстремизм», пояснила Макэндрю.

Также по теме


«Не будут вступать ни в какие договорённости»: как США намерены усилить военное соперничество в космосе с Россией и КНР

Дональд Трамп назвал созданные в 2019 году Космические войска США одним из достижений своего президентства. По словам американского…

О растущих амбициях Китая накануне заявил и Джо Байден, выступая перед американскими военнослужащими. Президент США рассказал, что провёл с главой Китая Си Цзиньпином больше времени, чем любой другой мировой лидер. В ходе закрытых встреч политики общались суммарно 24 часа, а также преодолели в общей сложности 17 тыс. миль в совместных поездках по США и КНР.

«Он (Си Цзиньпин. — RT) твёрдо убежден, что к 2030—2035 годам Китай заткнёт Америку за пояс, потому что автократии могут принимать решения быстро», — заявил Байден.

Как отмечают эксперты, администрация Байдена сфокусировала внимание на Индо-Тихоокеанском регионе ввиду растущей мощи Китая. «Китай модернизирует ядерные силы, ВМФ и ВВС, а также увеличивает численность сухопутных сил

Это не устраивает Вашингтон. Сегодня США пытаются сократить своё присутствие на Ближнем и Среднем Востоке и перебросить высвободившиеся ресурсы на китайское направление: эскалация напряжённости в отношениях с КНР потенциально может перерасти в военные столкновения в Южно-Китайском море и в воздушном пространстве», — считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев

«Китай модернизирует ядерные силы, ВМФ и ВВС, а также увеличивает численность сухопутных сил. Это не устраивает Вашингтон. Сегодня США пытаются сократить своё присутствие на Ближнем и Среднем Востоке и перебросить высвободившиеся ресурсы на китайское направление: эскалация напряжённости в отношениях с КНР потенциально может перерасти в военные столкновения в Южно-Китайском море и в воздушном пространстве», — считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.

Стоит отметить, что Белый дом предложил выделить $5,1 млрд на нужды Тихоокеанской инициативы сдерживания на 2022 финансовый год. Эта программа была запущена в 2020-м и направлена против Китая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector