Военные бюджеты стран
Содержание:
- Сравнение с расходами на оборону в других странах
- Прогнозы на будущее
- США подталкивают Турцию к России
- Против России
- Общие рамки и определения
- Полный список стран мира по военному бюджету
- Американская специфика
- О военном бюджете
- 2020
- История бюджета Армии США, статистика и прогнозы на будущее
- ВВС США
- Китайский фактор
Сравнение с расходами на оборону в других странах
Рейтинг 20 стран, наиболее активно вкладывающихся в оборону:
Место в 2019 | Место в 2018 | Страна | Расходы, миллиардов $ | Изменение к 2018 году (%) | Изменение за 2010 ÷ 2019 (%) | Доля от ВВП страны (%) |
1 | 1 | США | 732,0 | 5,3 | -15 | 3,4 |
2 | 2 | Китай | 261,0 | 5,1 | 85 | 1,9 |
3 | 4 | Индия | 71,1 | 6,8 | 37 | 2,4 |
4 | 5 | Россия | 65,1 | 4,5 | 30 | 3,9 |
5 | 3 | Саудовская Аравия | 61,9 | -16,0 | 14 | 8,0 |
6 | 6 | Франция | 50,1 | 1,6 | 3,5 | 1,9 |
7 | 9 | Германия | 49,3 | 10,0 | 15 | 1,3 |
8 | 7 | Великобритания | 48,7 | 0,0 | -15 | 1,7 |
9 | 8 | Япония | 47,6 | -0,1 | 2,0 | 0,9 |
10 | 10 | Республика Корея | 43,9 | 7,5 | 36 | 2,7 |
11 | 11 | Бразилия | 26,9 | -0,5 | 6,1 | 1,5 |
12 | 12 | Италия | 26,8 | 0,8 | -11 | 1,4 |
13 | 13 | Австралия | 25,9 | 2,1 | 23 | 1,9 |
14 | 14 | Канада | 22,2 | -2,0 | 27 | 1,3 |
15 | 15 | Израиль | 20,5 | 1,7 | 30 | 5,3 |
16 | 16 | Турция | 20,4 | 5,8 | 86 | 2,7 |
17 | 17 | Испания | 17,2 | 0,9 | -7,1 | 1,2 |
18 | 20 | Иран | 12,6 | -15,0 | -36 | 2,3 |
19 | 21 | Нидерланды | 12,1 | 12,0 | 9,8 | 1,3 |
20 | 18 | Польша | 11,9 | 2,5 | 51 | 2,0 |
Список показывает, что Россия в 2019 году находилась на 4 месте, за год поднявшись на 1 позицию в рейтинге. В последние 10 лет Россия практически всегда входила в пятерку стран с самыми большими затратами на вооружение.
Прогнозы на будущее
Не секрет, что Россия – частый участник международных конфликтов с применением силы. Если вы посмотрите на графики роста затрат на вооружение, то заметите, что после вооружённого конфликта (в Южной Осетии или Украине, например) расходы на содержание армии и оборону у страны резко растут вверх, а между конфликтами – стремятся к плато или повышаются умеренными темпами. В общем-то, это и характеризует все прогнозы на будущее: если Россия больше не будет принимать участия в вооруженных конфликтах, темпы финансирования обороны будут постепенно снижаться (что мы видим на графике последних лет).
США подталкивают Турцию к России
В данном случае Турция попадает под раздачу точно так же, как и сейчас Россия. Получается очень интересная конфигурация, потому что:
- с одной стороны, мы не рады усилению позиций Турции на Южном Кавказе, и не скрываем этого;
- с другой стороны, теперь Байден будет душить не только нас, но и Турцию, а это делает нас ситуативными, если не союзниками, то крепкими партнерами. Поскольку Эрдоган, как Путин сказал, мужик. Сказал, что купит С-400 и купил, невзирая на всяческое давление.
Вот сейчас он огребает по полной, уже будут введены против него санкции. А Эрдоган сейчас все равно говорит, что он хочет купить вторую партию С-400, причем с возможностью их лицензионного производства, хотя и не в полном объеме, но сами турки тоже поучаствуют.
Против России
Значительные расходы в NDAA предусмотрены на сдерживание России: ей предполагается противостоять на ряде направлений. В бюджете выделяется $734 млн в рамках так называемой Европейской инициативы сдерживания — программы, существующей с 2014 года, которая предусматривает усиление присутствия Вооружённых сил США в Европе. Отдельной строкой выделяется $300 млн на военную помощь Украине. Это на $50 млн больше, чем в прошлом году.
- Американские войска на учениях
- Flickr
Наконец, самое необычное в этом бюджете — это санкции против страны НАТО, вводимые за сотрудничество с Россией. Турции запрещается передача истребителей пятого поколения F-35 из-за приобретения Анкарой ракетных систем С-400.
Сама эта сделка, указывается в тексте бюджета, подпадает под положения закона «О противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии», соответственно, может повлечь за собой санкции, так же как и участие Турции в проекте «Турецкий поток».
При этом в NDAA оговаривается, что запрет на продажу F-35 может быть снят, если Анкара откажется от российского вооружения. Для этого министру обороны и госсекретарю будет необходимо предоставить конгрессу документы, на основании которых можно сделать вывод о том, что Турция дала «надёжные гарантии отказа от поставок российских зенитных ракетных комплексов С-400» либо «более не располагает ЗРК С-400 или каким-либо другим оборудованием, материалами, а также персоналом, связанным с эксплуатацией комплекса», а также предоставила «надёжные гарантии того, что не будет принимать поставки ЗРК С-400 в будущем».
Также по теме
Штаб-квартирный вопрос: почему США сократили отчисления в бюджет НАТО
Генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что члены альянса одобрили переход на новую формулу расчёта отчислений в бюджет организации,…
По мнению Батюка, подобное давление США на члена НАТО «совершенно беспрецедентно» и идёт вразрез с интересами Анкары, которая вряд ли свернёт своё участие в выгодных ей проектах.
Следует отметить, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в эфире местного телеканала TRT уже пообещал, что, если американские санкции будут введены, его страна даст зеркальный ответ.
Впрочем, по мнению Домрина, говорить, что два союзника по НАТО испортят из-за России свои отношения, не стоит.
«В краткосрочной перспективе Эрдоган может испортить отношения с Трампом, что он уже неоднократно демонстрировал. В долгосрочной — Турция как была членом НАТО, так им и останется. Анкара может маневрировать в отношении Вашингтона, угрожая закрытием баз на своей территории, но в итоге ничего не сделает. Эрдоган, будучи грамотным государственным деятелем, будет пытаться устроить отношения с США, используя близкие отношения с Россией в качестве рычага давления», — полагает Домрин.
В целом ориентированность бюджета США на противостояние с Россией свидетельствует о важности фактора Москвы во внешней политике администрации Трампа
Общие рамки и определения
Тереть. | В миллиардах текущих долларов США (данные за март 2019 г.) |
Фактический результат за 2018 г. |
---|---|---|
051 | Министерство обороны (DoD) | 694,5 |
053 | Атомная энергия, оборонная деятельность | 23,3 |
054 | Прочая оборонная деятельность | 9.0 |
050 | Общая национальная оборона (051 + 053 + 054) | 726,8 |
700 | Ветераны | 192,4 |
Не финансируемые военные отступления | 89,4 | |
Налоги, связанные с оборонной деятельностью | 23,8 | |
Полная защита | 1011,5 |
США федеральный бюджет устанавливается финансовый год ( финансовый год или в краткой форме FY ) , который начинается1 — го октября и заканчивается 30 сентябряследующего года. Таким образом, 2018 финансовый год (FY 2018) начинается1 — го октября 2017 и заканчивается 30 сентября 2018 г..
Расходы на оборону США включают бюджет Министерства обороны (DoD) stricto sensu (товарная позиция 051), военная деятельность в области ядерной энергии (товарная позиция 053) и прочие виды деятельности (товарная позиция 054). Вместе эти позиции образуют расходы на национальную оборону (товарная позиция 050).
Добавлены другие заголовки номенклатуры федерального бюджета США. Наиболее важными из них являются пенсии и услуги ветеранам (статья 700 бюджета), к которым необходимо добавить амортизационные отчисления на несколько лет нефинансируемых военных пенсий и налогов, связанных с оборонной деятельностью.
В целом, обязательства по расходам (бюджетное управление), связанные с оборонной деятельностью США, составили в 2018 финансовом году более одного триллиона долларов США. Из этой суммы Министерство обороны представляет 694,5 миллиарда долларов США.
Бюджетный орган | Расходы | |
---|---|---|
По усмотрению | 670,6 | |
Обязательный | 23,8 | |
Общее | 694,5 | 600,6 |
Как и во Франции, в бюджете проводится различие между утверждениями о принятии обязательств по расходам ( Бюджетное управление ) и ассигнованиями на выплаты ( Расходы ). Основное разделение бюджета — это различие между обязательными расходами ( обязательные ) и переменными или дискреционными расходами ( дискреционные ).
В 2018 финансовом году обязательства Министерства обороны США по расходам составили 670,6 млрд долларов США на дискреционные расходы и 23,8 млрд долларов США на обязательные расходы. Дискреционные расходы подразделяются на основные расходы ( Базовые ) на сумму 599,6 млрд долларов США, исключительные расходы на зарубежные непредвиденные операции ( сокращенно OCO) на сумму 65,2 млрд долларов США и расходы на чрезвычайные ( чрезвычайные ) расходы до 5,8 млрд долларов США. Платежные кредиты ( расходы ) составляют 600,6 млрд долларов США.
Бюджетные заявки ( бюджетные заявки ) регистрируются правительством в феврале или марте каждого года. Таким образом, бюджетный запрос на 2020 финансовый год подан администрацией Трампа11 марта 2019 г.,. Бюджетные запросы относятся к следующему финансовому году, но также обеспечивают траекторию на следующие четыре года: документы, представленные правительством на 2020 финансовый год, содержат подробное описание действий, запланированных на этот финансовый год, а также финансовый прогноз финансового года. С 2021 по 2024 финансовый год.
Затем эти запросы рассматриваются обеими палатами Конгресса , Палатой представителей и Сенатом . Каждый вносит изменения в запросы и принимает свою версию Закона о полномочиях на национальную оборону (NDAA), ежегодного закона о расходах на оборону. Правительство также может сделать официальный комментарий к проектам NDAA, обсуждаемым обеими палатами, как в случае с проектом бюджета на 2020 финансовый год, когда президентство отправляет палате документ, в котором перечислены его оговорки в отношении определенных сокращений, таких как это. вносить в запросы и вызывает возможность того, что президент наложит вето на NDAA, если он будет принят в его нынешнем виде. После соглашения между двумя палатами президент подписывает NDAA, которое, таким образом, имеет силу закона.
Полный список стран мира по военному бюджету
С лидерами мы разобрались, однако многие страны я не учел. Поэтому прилагаю таблицу с полным списком стран по военному бюджету за 2020 год. В таблице помимо военных расходов указана доля военного бюджета в ВВП страны и доля в общемировых военных расходах за 2020 год, напомню что они превысили 1.8 трлн долларов.
Список стран мира по военному бюджету за 2020 год в таблице
№ | Страна | Военные расходы, млн $ | % от ВВП | % от мировых расходов |
1 | США | 648798.3 | 3.2 | 35.68 |
2 | Китай | 249996.9 | 1.9 | 13.75 |
3 | Саудовская Аравия | 67554.7 | 8.8 | 3.72 |
4 | Индия | 66510.3 | 2.4 | 3.66 |
5 | Франция | 63799.7 | 2.3 | 3.51 |
6 | Россия | 61387.5 | 3.9 | 3.38 |
7 | Великобритании | 49997.2 | 1.8 | 2.75 |
8 | Германия | 49470.6 | 1.2 | 2.72 |
9 | Япония | 46618.0 | 0.9 | 2.56 |
10 | Южная Корея | 43070.0 | 2.6 | 2.37 |
11 | Италия | 27807.5 | 1.3 | 1.53 |
12 | Бразилия | 27766.4 | 1.5 | 1.53 |
13 | Австралия | 26711.8 | 1.9 | 1.47 |
14 | ОАЭ | 24601.0 | 5.6 | 1.35 |
15 | Канада | 21620.6 | 1.3 | 1.19 |
16 | Турция | 18967.1 | 2.5 | 1.04 |
17 | Испания | 18248.3 | 1.3 | 1 |
18 | Израиль | 15946.8 | 4.3 | 0.88 |
19 | Иран | 13194.2 | 2.7 | 0.73 |
20 | Польша | 11596.2 | 2.0 | 0.64 |
21 | Пакистан | 11375.5 | 4.0 | 0.63 |
22 | Нидерланды | 11242.8 | 1.2 | 0.62 |
23 | Сингапур | 10841.0 | 3.1 | 0.6 |
24 | Тайвань | 10713.7 | 1.8 | 0.59 |
25 | Колумбия | 10602.9 | 3.2 | 0.58 |
26 | Алжир | 9583.7 | 5.3 | 0.53 |
27 | Индонезия | 7437.2 | 0.7 | 0.41 |
28 | Кувейт | 7296.3 | 5.1 | 0.4 |
29 | Норвегия | 7067.1 | 1.6 | 0.39 |
30 | Таиланд | 6829.2 | 1.3 | 0.38 |
31 | Оман | 6710.0 | 8.2 | 0.37 |
32 | Мексика | 6567.5 | 0.5 | 0.36 |
33 | Ливия | 6320.0 | 0.35 | |
34 | Ирак | 6318.0 | 2.7 | 0.35 |
35 | Швеция | 5755.4 | 1.0 | 0.32 |
36 | Чили | 5570.7 | 1.9 | 0.31 |
37 | Вьетнам | 5500.0 | 2.3 | 0.3 |
38 | Греция | 5227.2 | 2.4 | 0.29 |
39 | Бельгия | 4959.7 | 0.9 | 0.27 |
40 | Швейцария | 4795.8 | 0.7 | 0.26 |
41 | Украина | 4750.2 | 3.8 | 0.26 |
42 | Румыния | 4608.7 | 1.9 | 0.25 |
43 | Португалия | 4247.8 | 1.8 | 0.23 |
44 | Дания | 4228.2 | 1.2 | 0.23 |
45 | Аргентина | 4145.0 | 0.9 | 0.23 |
46 | Бангладеш | 3894.7 | 1.4 | 0.21 |
47 | Финляндия | 3849.0 | 1.4 | 0.21 |
48 | Филиппины | 3769.7 | 1.1 | 0.21 |
49 | Марокко | 3696.9 | 3.1 | 0.2 |
50 | ЮАР | 3639.9 | 1.0 | 0.2 |
51 | Малайзия | 3469.8 | 1.0 | 0.19 |
52 | Австрия | 3367.5 | 0.7 | 0.19 |
53 | Египет | 3110.0 | 1.2 | 0.17 |
54 | Ливан | 2775.6 | 5.0 | 0.15 |
55 | Чехия | 2710.0 | 1.1 | 0.15 |
56 | Перу | 2708.9 | 1.2 | 0.15 |
57 | Эквадор | 2549.4 | 2.4 | 0.14 |
58 | Новая Зеландия | 2262.9 | 1.2 | 0.12 |
59 | Катар | 2174.0 | 1.5 | 0.12 |
60 | Йемен | 2093.0 | 4.0 | 0.12 |
61 | Нигерии | 2043.1 | 0.5 | 0.11 |
62 | Мьянма | 2030.5 | 2.9 | 0.11 |
63 | Ангола | 1983.6 | 1.8 | 0.11 |
64 | Иордания | 1957.7 | 4.7 | 0.11 |
65 | Азербайджан | 1708.9 | 3.8 | 0.09 |
66 | Шри-Ланка | 1681.4 | 1.9 | 0.09 |
67 | Венгрия | 1642.3 | 1.1 | 0.09 |
68 | Казахстан | 1613.6 | 1.0 | 0.09 |
69 | Бахрейн | 1396.8 | 3.6 | 0.08 |
70 | Словакия | 1280.6 | 1.2 | 0.07 |
71 | Ирландия | 1207.6 | 0.3 | 0.07 |
72 | Уругвай | 1168.1 | 2.0 | 0.06 |
73 | Кения | 1097.5 | 1.2 | 0.06 |
74 | Болгария | 1095.6 | 1.7 | 0.06 |
75 | Судан | 1047.9 | 2.3 | 0.06 |
76 | Литва | 1030.4 | 2.0 | 0.06 |
77 | Сербия | 904.3 | 1.9 | 0.05 |
78 | Хорватия | 889.5 | 1.5 | 0.05 |
79 | Тунис | 844.2 | 2.1 | 0.05 |
80 | Беларусь | 715.2 | 1.3 | 0.04 |
81 | Латвия | 679.9 | 2.0 | 0.04 |
82 | Танзания | 675.5 | 1.2 | 0.04 |
83 | Боливия | 618.8 | 1.5 | 0.03 |
84 | Эстония | 618.5 | 2.1 | 0.03 |
85 | Армения | 608.9 | 4.8 | 0.03 |
86 | Кот-д’Ивуар | 607.8 | 1.4 | 0.03 |
87 | Доминикана | 602.5 | 0.7 | 0.03 |
88 | Камбоджа | 543.2 | 2.2 | 0.03 |
89 | Словения | 529.5 | 1.0 | 0.03 |
90 | Ботсвана | 529.5 | 2.8 | 0.03 |
91 | Эфиопии | 496.6 | 0.6 | 0.03 |
92 | Мали | 495.2 | 2.9 | 0.03 |
93 | Венесуэла | 465.0 | 0.5 | 0.03 |
94 | Намибия | 451.5 | 3.3 | 0.02 |
95 | Камерун | 429.9 | 1.3 | 0.02 |
96 | Зимбабве | 420.4 | 2.2 | 0.02 |
97 | Люксембург | 419.4 | 0.6 | 0.02 |
98 | Гондурас | 410.4 | 1.7 | 0.02 |
99 | Уганда | 408.4 | 1.4 | 0.02 |
100 | Непал | 398.5 | 1.4 | 0.02 |
101 | Парагвай | 386.6 | 0.9 | 0.02 |
102 | Кипр | 381.9 | 1.6 | 0.02 |
103 | Замбии | 378.0 | 1.4 | 0.02 |
104 | Сенегал | 346.8 | 1.9 | 0.02 |
105 | Бруней | 346.6 | 2.4 | 0.02 |
106 | Грузия | 316.5 | 1.9 | 0.02 |
107 | Буркина-Фасо | 312.5 | 2.1 | 0.02 |
108 | ДР Конго | 295.3 | 0.7 | 0.02 |
109 | Конго | 292.3 | 2.5 | 0.02 |
110 | Гватемала | 278.4 | 0.4 | 0.02 |
111 | Сальвадор | 266.5 | 1.0 | 0.01 |
112 | Габон | 261.2 | 1.5 | 0.01 |
113 | Чад | 232.9 | 2.1 | 0.01 |
114 | Нигер | 229.6 | 2.5 | 0.01 |
115 | Босния и Герцеговина | 221.1 | 1.1 | 0.01 |
116 | Гана | 218.4 | 0.4 | 0.01 |
117 | Гвинея | 209.2 | 2.5 | 0.01 |
118 | Ямайка | 207.8 | 1.4 | 0.01 |
119 | Афганистан | 198.1 | 1.0 | 0.01 |
120 | Албания | 180.5 | 1.2 | 0.01 |
121 | Тринидад и Тобаго | 169.3 | 0.8 | 0.01 |
122 | Мавритания | 159.0 | 3.0 | 0.01 |
123 | Мозамбик | 145.2 | 1.0 | 0.01 |
124 | Куба | 123.0 | 2.9 | 0.01 |
125 | Киргизия | 121.2 | 1.6 | 0.01 |
126 | Руанда | 119.0 | 1.2 | 0.01 |
127 | Северная Македония | 117.4 | 1.0 | 0.01 |
128 | Того | 104.4 | 2.0 | 0.01 |
129 | Монголия | 96.1 | 0.8 | 0.01 |
130 | Бенин | 90.2 | 0.9 | |
131 | Свазиленд | 87.8 | 1.5 | |
132 | Черногории | 83.8 | 1.5 | |
133 | Никарагуа | 81.6 | 0.6 | |
134 | Таджикистан | 79.7 | 1.2 | |
135 | Мадагаскар | 73.3 | 0.6 | |
136 | Мальта | 69.3 | 0.5 | |
137 | Бурунди | 65.4 | 1.9 | |
138 | Косово | 63.3 | 0.8 | |
139 | Сомали | 61.6 | ||
140 | Папуа-Новая Гвинея | 60.6 | 0.3 | |
141 | Гайана | 59.8 | 1.7 | |
142 | Малави | 58.4 | 0.8 | |
143 | Лесото | 51.1 | 1.8 | |
144 | Фиджи | 48.4 | 0.9 | |
145 | Узбекистан | 46.3 | 3.6 | |
146 | Молдова | 34.0 | 0.3 | |
147 | ЦАР | 31.0 | 1.4 | |
148 | Сьерра-Леоне | 29.6 | 0.8 | |
149 | Лаос | 23.3 | 0.2 | |
150 | Маврикий | 23.2 | 0.2 | |
151 | Белиз | 23.1 | 1.3 | |
152 | Сейшельские острова | 22.8 | 1.4 | |
153 | Восточный Тимор | 20.6 | 0.6 | |
154 | Экваториальная Гвинея | 18.6 | 0.2 | |
155 | Либерии | 15.8 | 0.8 | |
156 | Гамбия | 11.5 | 1.1 | |
157 | Кабо-Верде | 10.7 | 0.6 | |
158 | Гаити | 0.1 | ||
159 | Коста-Рика | |||
160 | Панама |
А на этом сегодня все про военные бюджеты стран мира. Мирного вам неба, друзья и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Американская специфика
Кроме того, администрация Байдена планирует заложить в оборонный бюджет полмиллиарда долларов на борьбу с пандемией COVID-19, а на смягчение последствий изменения климата предлагается выделить $617 млн.
Предусмотрены и сугубо оборонные траты. Так, на модернизацию ядерных сил планируется потратить в следующем финансовом году $27,7 млрд, на средства ПРО и ракетного нападения — $20,4 млрд.
ВВС должны получить $54,4 млрд из бюджета. Войска пополнятся 85 истребителями F-35 Joint Strike Fighter, 12 тяжеловооружёнными истребителями F-15EX, девятью транспортно-грузовыми вертолётами CH-53K King Stallion и другой техникой.
- Авиагруппа высшего пилотажа ВВС США «Голубые ангелы»
- Reuters
На нужды ВМС планируется потратить $34,6 млрд. Эти средства пойдут в том числе на строительство подлодки класса Columbia c баллистическими ракетами, ещё двух субмарин класса Virginia и обслуживание авианосца класса Gerald R. Ford.
При этом на нужды сухопутных войск и активность в киберпространстве планируется выделить $12,3 млрд и $10,4 млрд соответственно.
На космические программы администрация рассчитывает направить $20,6 млрд.
Большое внимание власти США намерены уделить и развитию гиперзвуковых вооружений. Как заявил в ходе брифинга вице-адмирал ВМС США Рон Боксолл, проект оборонного бюджета предусматривает выделение $6,6 млрд на разработку средств нанесения ударов большой дальности, которые позволят армии США «создавать для своих противников угрозу на оперативно значимых расстояниях»
Также по теме
«Москва будет обгонять Вашингтон на три — пять лет»: как в США продвигается программа разработки гиперзвукового оружия
ВМС США провели первые пусковые испытания ходовой части перспективных гиперзвуковых ракет Conventional Prompt Strike и Long Range…
«Китай и Россия вводят в строй обычные гиперзвуковые вооружения большой дальности, способные представлять угрозу для наших союзников и партнёров, а также для сил США на расстоянии, превышающем дальность действия имеющихся средств ПВО», — напомнил он.
Вице-адмирал пояснил, что оборонный бюджет США на 2022 год предусматривает введение в эксплуатацию гиперзвукового вооружения воздушного, наземного и морского базирования.
«Мы приступаем к производству оружия быстрого реагирования воздушного базирования (ARRW). Эта гиперзвуковая ракета на воздушной платформе будет готова в 2022 году», — сообщил Рон Боксолл.
Также он анонсировал, что в 2023 году сухопутные войска введут в строй гиперзвуковое оружие большой дальности (LRHW), запускаемое с наземных позиций. А в 2025 году ВМС начнут эксплуатировать гиперзвуковое оружие для нанесения быстрых ударов обычными средствами поражения, которым будут оснащаться боевые корабли DDG-1000.
Как пояснил в беседе с RT директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулёв, структура оборонных расходов США значительно отличается от российского или китайского аналога.
«Российские и китайские ВС предназначены для обороны своих рубежей, в то время как американская армия распылена по всему миру. С этим и связана специфика оборонного бюджета страны. Так, например, особую роль играет киберсфера, где США стараются нарастить свой потенциал», — пояснил эксперт.
- Пентагон
- AFP
Что касается планов Пентагона в сфере гиперзвука, то, как отмечает Рогулёв, США активно развивают свои научные и производственные возможности в этой области.
«Поэтому Пентагон вполне может реализовать обозначенные планы. Ранее США отстали в этой сфере от России, поскольку недооценивали её технологические возможности», — говорит аналитик.
Похожей точки зрения придерживается и Владимир Васильев.
О военном бюджете
В основном военный бюджет страны уходит на поддержание текущей боеспособности и ее улучшение. Нужно заметить, что «поддержание текущей боеспособности» заключается не только в закупке, например, боеприпасов и еды для военнослужащих – частично оборонный бюджет уходит на накопительную программу ипотеки для военных.
Нужно отметить, что Россия всегда выделяла много денег на национальную оборону. В 1992 году, например, в сферу нацбезопасности ушло 21.5% от общего бюджета. Затем это число то опускалось до 17%, то поднималось до 23%, в среднем оставаясь в пределах 20%. Самый минимальный процент от общих расходов был зафиксирован в 2010 году, но уже в 2015 году, после конфликта с Украиной, бюджет на оборону снова был поднят до 19.7%.
Структура военного бюджета
Таблица структуры военных расходов выглядит так:
На что тратится | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Вооружённые силы, миллиардов рублей | 1 394.2 | 1 635.7 | 1 903.1 | 2 410.3 |
Подготовка войск к мобилизации, миллиардов рублей | 7.3 | 6.79 | 6.88 | 6.89 |
Подготовка экономики к мобилизации, миллиардов рублей | 4.89 | 5.6 | 5.7 | 5.7 |
Миротворческая деятельность, миллиардов рублей | 0.4 | — | — | — |
Обслуживание ядерного оружия, миллиардов рублей | 27.4 | 29.28 | 33.3 | 38.57 |
Научные исследования, миллиардов рублей | 170.77 | 198.3 | 233.9 | 228.5 |
Другие статьи расходов, миллиардов рублей | 253.09 | 259.59 | 312.66 | 381.9 |
На диаграмме значения выглядят вот так:
2020
Россия заняла 4-е место по военным расходам
Мировые военные расходы в 2020 году составили $1,98 трлн, что на 2,6% больше, чем годом ранее, и достигли 2,4% от мирового ВВП против 2,2-процентной доли годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI).
Наибольший объем военных расходов остается у США — в 2020 году показатель составил $778 млрд. В тройку стран-лидеров также вошли Китай ($252 млрд) и Индия ($72,9 млрд). Россия расположилась на четвертом месте, потратив на военную составляющую около $61,7 млрд, что на 2,5% больше в сравнении с 2019 годом. Относительно 2011-го затраты выросли на 26%. При этом отмечается, что фактические военные расходы России в 2020 году оказались на 6,6% ниже ее первоначального военного бюджета.
Мировые военные расходы по регионам
По данным SIPRI, из-за экономических последствий пандемии коронавируса COVID-19 мировой ВПП за 2020 год сократился на 4,4%.
В результате доля военных расходов в ВВП — так называемое военное бремя — достигла 2,4% в 2020 году. Это был самый большой рост военного бремени в годовом исчислении со времен мирового финансово-экономического кризиса 2009 года, — говорится в сообщении института. |
Эксперты отмечают значительный рост военных расходов в странах НАТО. В результате 12 стран-членов организации направили на вооружение около двух или более процентов своего ВВП, сказано в докладе.
По данным SIPRI, военные расходы США растут третий год подряд и в 2020 году составили 39% от всех мировых трат на войну. Военные расходы Китая растут 26-й год подряд — с 2011 года они увеличились на 76%.
Продолжающийся рост расходов Китая отчасти объясняется долгосрочными планами страны по модернизации и расширению военной мощи в соответствии с заявленным желанием догнать другие ведущие военные державы, — сказал старший научный сотрудник SIPRI Нан Тиан. |
Расходы на оборону в мире выросли на 1,9%, до $1,93 трлн
В 2020 году мировые расходы на оборонные цели составили $1,93 трлн, увеличившись на 1,9% относительно 2019-м. Положительная динамика сохраняется семь лет подряд, свидетельствуют данные информационно-аналитического центра Jane’s.
В 2019 году расходы на оборону в глобальном масштабе составляли $1,8 трлн. В 2010 году расходы были на $180 млрд меньше, чем в прошедшем, отмечается в исследовании.
В 2020 году наибольший рост (+5,6%) расходов продемонстрировали страны Европы. На Западную Европу пришлось 15% годовых затрат на оборону. Самая высокая доля (40%) зарегистрирована в Северной Америке. В Азиатско-Тихоокеанском регионе показатель составил 28%, в России и СНГ — 2%.
Расходы на оборону в мире по регионам
Аналитики считают, что из-за последствий пандемии COVID-19 рост немного замедлится во всех регионах, кроме Азиатско-Тихоокеанского, Европы, и Латинской Америки. Однако сокращение в странах, зависящих от экспорта сырьевых товаров, таких как нефть, и будет уравновешено увеличением там, где все еще ожидается устойчивый рост.
По оценке ведущего аналитика Jane’s Эндрю Макдональда, пандемия, «по-видимому, может задушить рост покупательной способности таких регионов, как Ближний Восток, и еще больше подавить российское финансирование», относительное снижение ждет и оборонный бюджет США.
Согласно федеральному бюджету на 2020-2022 годы, расходы Минобороны РФ в 2020 годы должны были вырасти на 6,6%. В документе указывается, что расходная часть бюджета, выделенная на 2020 год Минобороны, составляет 1,894 трлн рублей. В 2019 году расходы министерства обороны составили 1,776 трлн.
Большая часть расходов в 2020 году, 1,056 трлн рублей, пришлась на национальную оборону. При этом в бюджете засекречены «основные показатели государственного оборонного заказа» на рассматриваемый период, а также часть данных о субсидиях госкомпаниям и юрлицам.
История бюджета Армии США, статистика и прогнозы на будущее
Таблица трат США на бюджет армии по годам:
Год | Траты в миллионах долларов | Статистика трат в % от ВВП | Траты в % от госбюджета |
1949 | 144966 | 5.3% | … |
1950 | 155797 | 5.1% | … |
1951 | 333346 | 10.2% | … |
1952 | 469571 | 13.9% | … |
1953 | 483462 | 13.6% | … |
1954 | 417139 | 11.7% | … |
1955 | 394859 | 10.2% | … |
1956 | 400026 | 9.9% | … |
1957 | 411440 | 10.0% | … |
1958 | 408999 | 10.1% | … |
1959 | 411864 | 9.4% | … |
1960 | 401727 | 9.0% | … |
1961 | 418719 | 9.2% | … |
1962 | 453707 | 9.3% | … |
1963 | 447529 | 8.8% | … |
1964 | 432608 | 8.1% | … |
1965 | 434503 | 7.6% | … |
1966 | 513751 | 8.4% | … |
1967 | 589822 | 9.4% | … |
1968 | 608765 | 9.3% | … |
1969 | 582023 | 8.6% | … |
1970 | 539389 | 8.0% | … |
1971 | 485302 | 6.9% | … |
1972 | 484605 | 6.5% | … |
1973 | 460532 | 5.9% | … |
1974 | 454518 | 6.0% | … |
1975 | 429557 | 5.6% | … |
1976 | 417872 | 5.2% | … |
1977 | 433642 | 5.2% | … |
1978 | 436386 | 4.9% | … |
1979 | 438890 | 5.0% | … |
1980 | 437877 | 5.2% | … |
1981 | 487735 | 5.6% | … |
1982 | 576827 | 6.8% | … |
1983 | 563294 | 6.3% | … |
1984 | 592480 | 6.2% | … |
1985 | 635149 | 6.5% | … |
1986 | 677132 | 6.6% | … |
1987 | 671576 | 6.4% | … |
1988 | 657527 | 6.1% | … |
1989 | 651972 | 5.9% | … |
1990 | 624852 | 5.6% | … |
1991 | 551976 | 4.9% | … |
1992 | 581671 | 5.0% | … |
1993 | 550542 | 4.6% | … |
1994 | 521923 | 4.2% | … |
1995 | 487525 | 3.9% | … |
1996 | 461007 | 3.6% | … |
1997 | 458622 | 3.4% | … |
1998 | 448266 | 3.2% | … |
1999 | 449369 | 3.1% | … |
2000 | 466759 | 3.1% | … |
2001 | 470550 | 3.1% | 9.6% |
2002 | 528337 | 3.4% | 10.3% |
2003 | 601335 | 3.8% | 11.3% |
2004 | 655407 | 4.0% | 12.0% |
2005 | 685595 | 4.1% | 12.1% |
2006 | 695474 | 4.0% | 12.0% |
2007 | 714032 | 4.1% | 11.8% |
2008 | 765973 | 4.5% | 12.0% |
2009 | 826247 | 4.9% | 11.8% |
2010 | 849867 | 4.9% | 12.3% |
2011 | 839803 | 4.8% | 12.4% |
2012 | 793157 | 4.5% | 12.0% |
2013 | 732148 | 4.0% | 11.3% |
2014 | 687112 | 3.7% | 10.4% |
2015 | 671509 | 3.5% | 9.9% |
2016 | 669448 | 3.4% | 9.6% |
2017 | 662550 | 3.3% | 9.4% |
2018 | 682491 | 3.3% | 9.4% |
2019 | 718689 | 3.4% | 9.4% |
График трат в долларах:
График трат в % от ВВП:
График трат в % от бюджета:
Как показывают значения, на самом деле затраты США на армию падают.
ВВС США
В 2021 году будет закуплено 93 самолетов Joint Strike Fighter (F-35) на сумму $9,1 млрд, что на 14 самолетов больше, чем предусмотрено бюджетом президента США. В это количество включено использование шести самолетов F-35, которые были предназначены для Турции до того, как Анкара была исключены из программы F-35.
В настоящее время истребители F-35 экспортируются в Австралию, Южную Корею, Японию, Израиль, Италию, Голландию, Норвегию, Великобританию, Данию и Польшу. Теперь к списку этих стран подключаются Финляндия, Сингапур, Греция и Объединенные Арабские Эмираты.
Всего на данный момент из 500 изготовленных и поставленных самолетов F-35, к модификации F-35A относятся 354 самолета, к модификации F-35В — 108 самолетов, и к модификации F-35C — 38 самолетов. Из 500 самолетов 353 были поставлены американским вооруженным силам и 147 — иностранным заказчикам.
В 2021 году будут увеличены закупки БЛА MQ-9 Reaper («Жнец») на $108 млн и к ранее заказанным будут добавлены еще 16 аппаратов. Ранее минобороны США заключило контракт с компанией General Atomics Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI) на производство БЛА MQ-9 на $7,4 млрд.
В следующем году ВТА ВВС США получит еще семь C-130J для дальнейшей модернизации парка самолетов военно-транспортной авиации.
Китайский фактор
Как подчеркнула, выступая на брифинге, и. о. заместителя министра обороны Энн Макэндрю, «угроза, исходящая от Китая, обозначена в бюджете как приоритетное направление».
«Мы продолжим модернизировать глобальный потенциал и принципы работы наших сил, чтобы наши военные могли выполнять задачи по сдерживанию и обороне в случае агрессии в Индо-Тихоокеанском регионе, способной подорвать безопасность как США, так и наших союзников», — подчеркнула она.
- Корабли ВМС США в Южно-Китайском море
- AFP
В бюджете также предусмотрено «всё необходимое», чтобы Минобороны могло справляться с другими сложными и сохраняющимися угрозами, «в том числе исходящими от России, Ирана и Северной Кореи, а также организаций, практикующих насильственный экстремизм», пояснила Макэндрю.
Также по теме
«Не будут вступать ни в какие договорённости»: как США намерены усилить военное соперничество в космосе с Россией и КНР
Дональд Трамп назвал созданные в 2019 году Космические войска США одним из достижений своего президентства. По словам американского…
О растущих амбициях Китая накануне заявил и Джо Байден, выступая перед американскими военнослужащими. Президент США рассказал, что провёл с главой Китая Си Цзиньпином больше времени, чем любой другой мировой лидер. В ходе закрытых встреч политики общались суммарно 24 часа, а также преодолели в общей сложности 17 тыс. миль в совместных поездках по США и КНР.
«Он (Си Цзиньпин. — RT) твёрдо убежден, что к 2030—2035 годам Китай заткнёт Америку за пояс, потому что автократии могут принимать решения быстро», — заявил Байден.
Как отмечают эксперты, администрация Байдена сфокусировала внимание на Индо-Тихоокеанском регионе ввиду растущей мощи Китая. «Китай модернизирует ядерные силы, ВМФ и ВВС, а также увеличивает численность сухопутных сил
Это не устраивает Вашингтон. Сегодня США пытаются сократить своё присутствие на Ближнем и Среднем Востоке и перебросить высвободившиеся ресурсы на китайское направление: эскалация напряжённости в отношениях с КНР потенциально может перерасти в военные столкновения в Южно-Китайском море и в воздушном пространстве», — считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев
«Китай модернизирует ядерные силы, ВМФ и ВВС, а также увеличивает численность сухопутных сил. Это не устраивает Вашингтон. Сегодня США пытаются сократить своё присутствие на Ближнем и Среднем Востоке и перебросить высвободившиеся ресурсы на китайское направление: эскалация напряжённости в отношениях с КНР потенциально может перерасти в военные столкновения в Южно-Китайском море и в воздушном пространстве», — считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.
Стоит отметить, что Белый дом предложил выделить $5,1 млрд на нужды Тихоокеанской инициативы сдерживания на 2022 финансовый год. Эта программа была запущена в 2020-м и направлена против Китая.