Виктор беленко: главный лётчик-предатель в ссср

Интерес к МиГ-25

Вообще, самолет, на котором Беленко прилетел более 600 км, и который теперь зарылся колесами в землю неподалеку от ограды японского аэродрома, являлся самой секретной советской боевой машиной. На Западе о его существовании узнали в 1970 году: разведывательные спутники, которые наблюдали в то время за советскими аэродромами (разумеется, военными), и обнаружили новый тип самолета, внешне напоминавший истребитель невероятных размеров. Больше всего западных военных экспертов насторожила слишком уж гигантская площадь крыла объекта.

Кстати, для истребителя большая площадь крыла – огромное достоинство, ведь благодаря ней возникает мощная подъемная сила, а вес самолета равномерно распределяется по поверхности, то есть аппарат становится маневреннее. Военные эксперты внимательно изучили снимки, полученные с разведывательных спутников, и пришли к выводу: новая советская боевая машина обладает потрясающей маневренностью, к тому же она снабжена парой поистине огромных двигателей. Однако ряд вопросов оставался без ответа: какова максимальная скорость МиГ-25? Существовали ли на Западе боевые самолеты, которые могли сравниться с ним по своим скоростным показателям?

Немного позднее о новом самолете сообщили и с Ближнего Востока. Так, весной 1971 года израильские радары заметили необычный объект. Он летел со скоростью, втрое превышающей скорость звука, на высоте около двадцати километров! Ни сами израильские военные, ни их консультанты из Америки прежде не видели ничего подобного. Когда спустя некоторое время самолет был обнаружен снова, военные Израиля приняли решение поднять истребители на перехват, однако скорости истребителей не хватило даже для того, чтобы приблизиться к загадочной цели.

Именно тогда Министерство обороны США проанализировало всю собранную информацию и пришло к выводу, что имеет дело с весьма большой проблемой. Американские военные на 100 % были уверены в том, что самолет, обнаруженный военно-воздушными силами Израиля, – это та самая машина, которую спутники-шпионы заметили на советских военных аэродромах. Было очевидно: у Советского Союза появился невероятно скоростной и маневренный истребитель, по своим показателям превышающий те, что стояли на вооружении у всех мировых военно-воздушных сил. Тогда казалось, что этот самолет так и останется таинственной и очень страшной угрозой, правда, только в том случае, если не получится заполучить один экземпляр для его изучения. Проще говоря, если один из советских военных летчиков не сбежит, разумеется, прихватив с собой боевую машину.

Полет

Как только Виктору Беленко удалось подняться на высоту порядка 6 тысяч метров, японские средства противовоздушной обороны его заметили. Однако связаться с ним японским военным не удалось, все дело в том, что рация МиГ-25 была настроена на другую частоту. Разумеется, для того чтобы перехватить неизвестного нарушителя, были подняты истребители, правда, они не понадобились, ведь когда они появились, Беленко снова пошел на снижение и пропал с радаров. Изначально Виктор Иванович планировал совершить посадку на авиабазе Титосе, однако сделать этого ему не удалось, причина банальна – не хватило топлива. Поэтому самолет Виктора Беленко приземлился на ближайшем аэродроме. Им оказался Хакодате – гражданский аэродром.

Покоритель рекордов

МиГ-25 встал на крыло в 1964 году. Первый полёт опытного образца (вариант разведчика) лётчик-испытатель Александр Федотов выполнил 6 марта, а уже в сентябре поднял в воздух опытный истребитель-перехватчик. Впервые показанный в 1967 году на авиационном празднике в Москве истребитель Миг-25 произвёл на западных специалистов шокирующее впечатление, а его полёт стал поводом для специальных слушаний в Конгрессе США: американские законодатели были встревожены резким качественным прорывом советской авиации и приняли решение активизировать разработку истребителей F-14 и F-15.

wikimedia.org
Советский истребитель МиГ-25 обладал титулом самого скоростного боевого самолёта в мире.

Результат недосягаем и для самолётов начала XXI века. Советский истребитель МиГ-25 получил титул самого скоростного в мире боевого самолёта, выполняющего задачу с применением вооружения — первым в мире из серийных истребителей достиг рубежа скорости 3 000 км/час.

К разработке нового истребителя-перехватчика Миг-25 приступили в конце 1950-х, когда перед ПВО страны была поставлена задача обеспечить защиту от высотных скоростных бомбардировщиков, которые разрабатывались в США и Великобритании — 3-маховых XВ-70 «Валькирия», В-58 «Хастлер», «Виктор», «Вулкан». В СССР к тому времени имелись эффективные зенитные ракетные комплексы, поражавшие цели на большой высоте, однако они обладали относительно небольшой дальностью действия — до 40 км. Всю территорию страны охватить ими было невозможно, необходим был высотный истребитель-перехватчик с радиусом сверхзвукового полёта более 500 километров, мощной бортовой радиолокационной станцией и дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух».

Задача была возложена на ОКБ Артёма Микояна и Нижегородское авиационное объединение. И к концу 1960-х годов был разработан многоцелевой высотный истребитель с практическим потолком 20 700 — 23 000 метров и дальностью полёта на сверхзвуке с М=2,35 в 1 250 километров. По меркам своего времени конструкция МиГ-25 (выпускался в двух вариантах — истребитель-перехватчик и разведчик-бомбардировщик) считалась выдающейся, поскольку позволяла летать на скоростях, троекратно превышающих скорость звука.

Интереснейший факт. В 1970 году несколько МиГ-25 были направлены для испытания в Египет, воевавший в то время с Израилем. По заданию разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ на высоте 20 000 метров буквально стрелой промчался над израильскими позициями, выполнив безукоризненно оперативную фотосъёмку. Никто даже не успел среагировать. В результате западные специалисты сделали вывод, что МиГ-25 можно сбить только на взлёте и посадке, пока он набирает скорость. В полёте догнать его уже невозможно.

the-blueprints.com
Миг-25 был разработан в ОКБ Артёма Микояна.

В 1972 году, после появления в США истребителей 4-го поколения и разработки нового стратегического бомбардировщика Рокуэл В-1А, МиГ-25 модернизируется. Самолёт оснастили более мощными двигателями Р-15БФ-2-300 с максимальной форсажной тягой, увеличенной до 13 500 кгс. В результате истребителю с полным ракетным вооружением становится по силам скорость, соответствующая М=3 (против М=2,83 у исходного перехватчика). Миг-25 «примеряют» мощную БРЛС «Сапфир-25» и автоматическую систему управления огнём, которая, получая радиотелеметрические команды с наземных станций наведения, без участия пилота могла выводить самолёт на цель.

Экспериментальный самолёт Е-266М, созданный на базе МиГ-25, всего за два года показал ряд выдающихся авиационных достижений. А с абсолютным рекордом высоты (37 650 м), установленным лётчиком Александром Федотовым 31 августа 1977 года на Е-266М, мир буквально шагнул в XXI век. При этом динамический потолок «двадцать пятого» приблизился к 38 000 м. Всего же на Миг-25 было установлено 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе — три абсолютных.

wikimedia.org
На Миг-25 было установлено 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъёмности.

Не так страшен МиГ

В ходе исследований эксперты выяснили: это вовсе не суперистребитель. Самолет МиГ-25 с бортовым номером «31» оказался машиной для весьма узких задач. В боевом качестве он заметно уступал другим самолетам, был достаточно дорогим и неповоротливым. А еще не отличался особой эффективностью. То есть та угроза, которая привела в ужас Запад, оказалась лишь фикцией.

Эксперты говорили: все, на что способен этот истребитель, – только быстрый разгон после взлета и быстрый полет по прямой. То есть МиГ-25 позволял перехватить самолет-нарушитель, кроме того, его можно было использовать в разведывательных целях. На этом все его достоинства заканчивались. Разобранную боевую машину частично собрали, погрузили на судно и отправили обратно в Советский Союз. Стоит отметить, что власти Японии даже выставили Москве счет на 40 тысяч долларов. Было решено, что именно эта сумма способна будет покрыть перевозку машины и возместит ущерб, который летчик-перебежчик Виктор Беленко нанес гражданскому аэродрому. Произошло это лишь спустя два месяца после побега. Ущерб же для СССР составил порядка двух миллиардов рублей! Дело в том, что из-за одного пилота в стране пришлось экстренно менять систему опознавания на каждом воздушном судне.

Как произошла вербовка

На этот счет есть немало слухов и сплетен. Одной из самых популярных версий считается та, согласно которой Виктор Беленко просто отдыхал в ресторане на Черноморском побережье, где и познакомился с представителем спецслужбы. Правда, ни одна проверка данный факт не подтвердила. Но сослуживцы говорят: странностей в поведении молодого летчика было немало. Свой отпуск он предпочитал проводить в провинциальных северных городках, он никогда не делился впечатлениями от отдыха. Виктор учил английский язык, хотя общаться на нем ему было попросту не с кем, на весь город был лишь один учитель английского языка, который мог составить летчику компанию. Беленко рвался в эскадрилью истребителей, и это несмотря на то, что его неоднократно предупреждали: повышения на этом месте ждать не стоит – возраст не тот. К тому же его довольно быстро отстранили бы и от полетов, ведь ему было 29 лет.

Владимир Сопряков, в советские годы бывший заместителем резидента КГБ в Японии, однажды встретился с летчиком-предателем Виктором Беленко. Пилот рассказал ему: встреча с американцами все же была. Произошло это во Владивостоке. Представитель спецслужб вражеской страны рассказал ему про американскую базу, куда требовалось посадить самолет.

«38 мировых рекордов»

Советское руководство возлагало большие надежды на проект МиГ-25. Как говорится в материалах РСК «МиГ», новая боевая платформа советских ВВС по лётным характеристикам должна была значительно превзойти другие машины. Прежде всего, МиГ-25 создавался для обеспечения безопасного продолжительного полёта на сверхзвуке.

«В процессе создания Е-155 (один из прототипов МиГ-25. — RT) было решено множество проблем, связанных с длительными полётами на скорости, в три раза превышающей скорость звука. В его конструкции нашли широкое применение сталь и другие жаропрочные материалы», — отмечается на сайте «МиГ».

Помимо прочного корпуса МиГ-25 получил самый высокий на тот момент в мире уровень автоматизации процессов управления. Впервые в отечественной практике на боевую машину (в частности, на разведывательную модификацию) были установлены бортовые цифровые системы.

  • МиГ-25 в разведывательном исполнении

«МиГ-25 стал первым советским серийным самолётом, имеющим максимальную скорость полёта 3000 км/ч (М=2,83). Благодаря уникальным скоростным и высотным характеристикам на опытных самолётах МиГ-25 в период с 1965 по 1978 год было установлено 38 мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, в том числе три абсолютных», — говорится на сайте корпорации.

Самым известным достижением считается полёт лётчика-испытателя Александра Федотова на летающей лаборатории, созданной на базе МиГ-25. 21 августа 1977 года он поднял машину на 37 650 м. Этот рекорд по-прежнему остаётся непокорённым.

Как пояснил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, Федотов достиг так называемого в авиации динамического потолка, разогнав машину практически в вертикальной плоскости. По его словам, пилот сильно рисковал, но смог выдержать сопутствующие физические перегрузки и продемонстрировать феноменальные лётные характеристики, свойственные МиГ-25.

«Конечно, практический потолок (устойчивый полёт в горизонтальном положении. — RT) у МиГ-25 намного скромнее. Машина редко поднималась выше 20 км. В том, чтобы летать выше, просто не было необходимости. К тому же полёты на таких высотах всегда сопряжены с риском для здоровья лётчика. Перегрузкам подвергается и сама машина

Однако для СССР было важно узнать и продемонстрировать предельные возможности этого уникального самолёта», — подчеркнул Корнев

Эксперт считает, что миссия Федотова внесла существенный вклад в повышение престижа МиГ-25 и отечественной боевой авиации в целом. Кроме того, подъём на 37 650 м имел немалое практическое значение — в ходе полёта концепция советского самолёта успешно сдала тяжелейший экзамен на прочность и эффективность.

Также по теме


«Гениальность — в интегрированной компоновке»: какую роль в отечественной авиации сыграло создание истребителя Су-27

19 января 1976 года правительство СССР приняло постановление о создании истребителя Су-27, ставшего одним из самых популярных…

«В эпоху холодной войны авиация США и СССР установили множество разнообразных рекордов. Но за этим стояли не только соображения престижа. В экстремальных ситуациях манёвры на высоте около 20 километров и выше позволяют неожиданно атаковать противника, прорвать зону ПВО, уйти от атак самолётов и ракет неприятеля», — говорит Корнев.

В общей сложности с 1969 по 1985 год промышленность СССР выпустила 1186 единиц МиГ-25 в различных вариантах. Большую часть самолётов получили советские авиационные части. Некоторое количество машин ушло на экспорт в Алжир, Болгарию, Индию, Ирак, Ливию и Сирию.

С точки зрения экспертов, наиболее выдающимися возможностями обладала модификация МиГ-25РБ. Это разведчик-бомбардировщик, который мог поднимать в воздух до 5 т вооружения и применять их на сверхзвуке. По словам Корнева, специально для этого самолёта были разработаны термостойкие бомбы, приспособленные под сбросы на скорости, превышающей 1 число Маха.

Прицельное бомбометание МиГ-25РБ и его модернизированных версий обеспечивала система «Пеленг-Д» («Пеленг-ДР»), в состав которой входило высокоточное инерционно-навигационное оборудование. Для проведения разведки применялись станции «Ромб» и «Виpаж».

На новом месте

Прошло всего шесть месяцев после того, как офицер Беленко попал на новое место службы. Здесь он зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, весьма успешно сумел пройти курс переподготовки, получил должность исполняющего обязанности начальника штаба эскадрильи, стал заместителем секретаря местного партийного бюро. Сослуживцы отмечали: к служебным обязанностям Виктор Беленко относился на удивление добросовестно, у него никогда не возникало проблем с командованием, пилот не высказывал недовольства неустроенностью своей жизни.

Правда, спустя непродолжительное время, в середине лета 1976 года, однополчане начали замечать определенные странности в поведении летчика: Виктор Иванович стал слишком взвинченным, нервным. Довольно болезненно он перенес задержку присвоения очередного воинского звания.

Реакция советских властей

Разумеется, власти страны Советов должны были хоть как-то отреагировать на произошедшее. Довольно скоро после случившегося в новостях объявили: советский летчик был вынужден совершить посадку в Японии. В Москву были привезены мачеха и супруга Беленко. Прошла пресс-конференция, в ходе которой обе женщины утверждали: Виктор не мог просить убежища в другой стране, кроме того, они умоляли его незамедлительно вернуться домой.

Вернуть летчика и самолет потребовали и власти Советского Союза. Правда, пока продолжались переговоры, МиГ-25 был доставлен на ближайшую авиабазу. Здесь его разобрали и на протяжении нескольких недель изучали, стремясь получить полное представление обо всех технических характеристиках машины.

Версии

В тот день в дальневосточном истребительном авиаполку советских Войск противовоздушной обороны проходили учебные полёты. В соответствии с плановым заданием поднял в воздух свой МиГ-25 и старший лейтенант Виктор Беленко. Но на аэродром машина не вернулась.

Старший лейтенант Беленко окончил Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил лётчиком-инструктором в Ставропольском высшем военном авиационном училище лётчиков и штурманов противовоздушной обороны. Затем был направлен в истребительно-авиационный полк ПВО, дислоцировавшийся на Дальнем Востоке. Прошёл курс подготовки в Центре боевого применения и переучивания лётного состава авиации ПВО.

Официальная версия руководства СССР такова: лётчик Беленко потерял ориентировку и, не имея запаса топлива на обратный путь, произвёл вынужденную посадку в аэропорту японского города Хакодате. Конечно, так оно могло и быть, но требовалось объяснить, почему Беленко, оказавшись в Японии, вскоре перебрался в США.

cia.gov
Военный билет старшего лейтенанта Виктора Беленко, который сейчас хранится в музее ЦРУ.

Американская версия — Беленко улетел в Японию по политическим мотивам. Дескать, в СССР он принадлежал к военной элите, у него было почти всё, о чём может мечтать молодой человек, но не было главного — свободы. Однако сам Беленко весьма туманно объяснял свой поступок, видимо, понимая, что оправдание предательства требует более веских аргументов, нежели стремление просто получить свободу. Уже в 1970-х годах Беленко издал книгу, в которой объяснил свой поступок нежеланием мириться с многочисленными авариями и катастрофами в советских авиационных частях. Этой версии придерживались и некоторые американские исследователи. В частности, автор широко известной книги «Раскапывая советские катастрофы» Джеймс Оберг.

Как это увидели японцы

События 6 сентября 1976 года разворачивались в духе американского блокбастера. Летчик, приземлившийся на острове Хоккайдо, вышел из самолета, дважды выстрелил в воздух из табельного пистолета и потребовал спрятать самолет. Аэропорт, разумеется, закрыли для полетов на несколько часов.

Спустя несколько минут, когда к месту экстренной посадки прибыли представители гражданского аэропорта, молодой лейтенант-перебежчик Виктор Беленко (ему тогда было всего 29 лет) объявил: он намерен сдаться. Беглец запросил политического убежища в Соединенных Штатах Америки. Отметим, что побег офицера из Советского Союза был довольно нестандартным: обычно жители СССР запрашивали убежище в иностранном посольстве, которое находилось на территории родины, или же сбегали с корабля, когда тот заходил в иностранный порт.

Биография Беленко

Будущий летчик-предатель появился на свет в городе Нальчик в середине февраля 1947 года. Родители мальчика были рабочими. Когда они расстались, мама оставила двухлетнего Витю на попечение родственников, а позднее его забрал в новую семью отец. Школу Виктор Беленко окончил в 1965 году, причем с неплохими результатами – выпускник получил серебряную медаль. Прежде чем отправиться в армию, чтобы отдать долг стране, Виктор успел поработать на нескольких предприятиях города Омска.

На протяжении целого семестра Беленко обучался в Омском медицинском институте, вместе с тем успевал заниматься в аэроклубе ДОСААФ. 1967 год ознаменовался тем, что Виктор смог поступить в Армавирское высшее училище летчиков. Именно его он успешно окончил спустя 4 года. Сразу после этого молодого человека направили на службу в Ставропольское авиационное училище, здесь он получил должность летчика-инструктора. Следует отметить, что все служебные характеристики и аттестации, полученные Виктором Беленко на протяжении всей его армейской карьеры, говорили о нем как о человеке положительном: Виктор Иванович был членом Коммунистической партии Советского Союза, неоднократно избирался членом комсомольского и партийного бюро.

Судьба предателя Виктора Беленко

То, как складывалась судьба Виктора Ивановича в Америке, довольно долго скрывалось. В Советский Союз он больше не вернулся, президент Джимми Картер лично утвердил выдачу американского гражданства молодому офицеру. Однако то, что впоследствии происходило с ним, обросло огромным количеством слухов. Разумеется, местонахождение Беленко было известно Комитету госбезопасности, но приказа уничтожить предателя не было – новый конфликт попросту испортил бы и без того сложные отношения. Однако сам Беленко всю жизнь провел в страхе и боялся мести Советского Союза. Наверное, именно по этой причине жену и ребенка Виктор Беленко больше никогда не увидел. Впрочем, если верить информации, услышанной от соседей и однополчан, отношения в семье изначально были не самыми теплыми.

Советский и российский военный журналист Виктор Николаевич Баранец однажды рассказал историю о жизни и судьбе предателя Виктора Беленко, услышанную от одного из разведчиков. Как-то беглый пилот летел через один из американских аэропортов. Он передвигался по эскалаторной ленте, а навстречу ему ехал один из разведчиков Советского Союза, который прежде служил в военно-воздушных силах. Виктор Иванович сразу узнал своего сослуживца. Разведчик приподнял черные очки и внимательно посмотрел на предателя, от испуга Виктор выронил свой чемодан, соскочил с эскалатора, убежал в туалет и начал звать на помощь полицию. Случилось это в самом начале двухтысячных. Однако еще в 1983 году о предателе Викторе Беленко, совершившем дерзкий побег, появилась небольшая заметка в советской прессе. Издание сообщило: Беленко погиб в Штатах во время авиакатастрофы. Именно так власти Союза Советских Социалистических Республик поставили точку в этой некрасивой истории. Сам же шпион купил себе дом, встретил любовь, начал преподавать в академии военно-воздушных сил. В Америке его считали диссидентом, а в Советском Союзе – предателем.

Согласно некоторым источникам, судьба Виктора Беленко сложилась не так хорошо: поговаривали, что он довольно быстро развелся с супругой, начал употреблять алкоголь, последние годы своей жизни провел в полном одиночестве, а умер в 2006 году. Причиной была то ли автокатастрофа, то ли инфаркт. До сих пор непонятно, был ли Виктор Иванович завербованным шпионом или дезертиром. Новые подробности, которые периодически появляются, лишь добавляют пилоту-беглецу таинственности. Дело о преступлении до сих пор засекречено.

Кстати, побег Виктора Беленко привел к тому, что заграничные самолеты заправляют лишь на выполнение одного задания. Считается, что только так им не хватит топлива для того, чтобы пересечь океан и добраться до любой военной базы другой страны.

Полёт в один конец

Под прицел американских спецслужб МиГ-25 попадает с момента постройки первых опытных самолётов. С каждым днём в Пентагоне всё больше и больше узнают о советском высотном сверхзвуковом самолёте, но для тщательного исследования требовался образец. И, предположительно, в середине 1970-х годов ставка была сделана на Виктора Беленко, который пошёл на контакт с американской разведкой.

По этой версии, приземлиться Беленко должен был на американской авиабазе в Японии (в квартире лётчика найден черновик схемы маршрута — с указаниями на отрезках полёта курса, высоты и места посадки), но над большей частью Хоккайдо тогда стоял туман (другие считают, что у него не хватило топлива), и садиться пришлось на гражданский аэродром. Понятно, без шума не обошлось: посадку самолёта видело много народа, тут же появились корреспонденты. Окажись Беленко удачливее, то, возможно, никто и не узнал бы, куда подевался самолёт с пилотом…

Со своего аэродрома он ушёл, что называется, красиво. Беленко знал систему района ПВО, знал зоны, через которые можно проскочить незамеченным. Во время третьего вылета в зону он резко пошёл на снижение и между сопок на низкой высоте направил самолёт в сторону Японского моря. Радиотехнические средства советских частей ПВО на Дальнем Востоке засекли цель (на дальности, примерно, 100 км от береговой черты и на высоте около 500 метров), удаляющуюся в сторону острова Хоккайдо, но приняли её за японский или американский самолёт-разведчик, полёты которых вблизи наших границ не были редкостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector