Ножи танто или воинское наследие самураев

Методы изготовления

Для изготовления лезвия танто японские кузнецы использовали губчатое железо (тамахаганэ). При этом лезвие должно было иметь линию закалки (хамон) и снабжаться съёмной рукоятью, которая крепилась при помощи бамбуковой шпильки (мэнуки).

Для безопасного ношения изготавливались ножны для танто, благодаря которым владелец не рисковал потерять его.

Процесс изготовления похож на создание катаны или вакидзаси. Применялся метод хира-дзукури. Это значит, что боевые ножи танто не имели ребра жесткости, хотя бывали и исключения. Истории известен японский клинок мороха-дзукури – меч, заточенный с двух сторон. Для пробивания брони ероидоси, применялось оружие с толстым трехгранным лезвием.

Во всем мире японские мечи славились своей прочностью, а достигалась она за счет специфического метода термообработки лезвия. При такой технологии клинок приобретал особый узор, который свидетельствовал о кропотливой работе мастера. Большая часть заготовок не становилась боевыми клинками из-за специфики процесса закалки стали.

Как сделать ножны для меча

Состоят ножны, в большинстве случаев, из трех частей:

  1. Устье — то место, куда вставляется меч. Выполнялся из металла, чтобы острые клинки не повреждали изделие при каждом извлечении. Позже стали делать кожаные, они издавали меньше шума.
  2. Наконечник ножен предназначен для ограждения нижнего конца ножен от повреждений. Изготавливался из металла, зачастую украшался для придания красивого вида.
  3. Перевязь, тканевая или же кожаная петля, призванная крепить ножны.

Процесс изготовления ножен всегда начинается с замеров, независимо от материала стоит оставлять небольшой запас, чтобы не резать ножны изнутри при каждом их использовании. Дальше в зависимости от материала делаются сами ножны.

Вот основные шаги по изготовлению:

  1. Деревянные изготавливаются двумя способами. Из цельного куска дерева, делая внутри выемку под меч. Либо используя две половинки, которые подготавливают, а после склеивают между собой.
  2. Кожаные одни из самых сложных в изготовлении. Первым делом делается шаблон по контуру клинка с небольшим зазором на бумаге, лучше сначала примерить нож к бумажному чехлу, если потребуется — внести корректировки, а после уже переносить все на кожаную заготовку. В конце все сшивается и придается конечный вид.
  3. Для ножен из пластика особых навыков не требуется, главные инструменты — это строительный фен и клепальщик. Взяв нужный по размеру кусок пластика, нужно сделать из него пластину, зажать там нож, и с помощью фена придавать правильную форму. После склеиваем между собой края, а для того чтобы чехол не разошелся, скрепляем заклепками. С кайдексом поступаем также, как и с пластиком, но материал более податливый и приятней в работе.
  4. Ножны из ткани просты в изготовлении, две заготовки склеиваются между собой, а после сшиваются для большей прочности и придания красивого внешнего вида.

Танто: самый короткий меч самурая

Танто – это разновидность японского короткоклинкового оружия, которое вместе с катаной и вакидзаси входило в стандартный набор вооружения самурая. Согласно европейской классификации, танто (если судить по размеру) – это типичный кинжал, однако сами японцы считают его настоящим мечом. Словосочетание «тан то» с японского так и переводится: «короткий меч».

В литературе танто нередко называют кинжалом или боевым ножом самураев. Хотя, и название «кинжал» для этого оружия не слишком подходит. Так его зачастую именуют отечественные авторы, забывая, что отличительной чертой кинжалов является двухсторонняя заточка. Танто – также как катана и вакидзаси – имеет режущую кромку только с одной стороны. От своих больших собратьев он отличается только размером.

В современной Японии танто, выполненные по старинным технологиям (впрочем, как и некоторые другие виды холодного оружия), считаются культурным достоянием нации. Для того чтобы заняться изготовлением такого оружия, нужно долго учиться, а затем получить специальную лицензию. С момента окончания войны в Японии было выдано около 600 подобных разрешений. Танто, которые массово производились во время Второй мировой войны для нужд армии заводским способом, в разряд национального достояния не попадают и подлежат уничтожению.

Следует отметить, что сами японцы не воспринимают танто в качестве обычного ножа. Все, что входило в комплект вооружения воина никогда не использовалось для хозяйственных целей. Просто нож, который применяется в быту, носит в Японии название хамоно.

В то же время сегодня это слово имеет и другое значение: так еще называется форма клинка с характерным резким изломом режущей кромки к острию, которую весьма часто используют производители боевых и тактических ножей. Поскольку широкой публике слабо известно, что такое меч танто, то под этим названием может скрываться практически все что угодно. Так называемый нож танто или американский танто – это просто нож (он может иметь разный размер и форму), изготовленный в стиле японского меча. Иногда так называют даже складные ножи. Подобное оружие сегодня очень популярно в США, Европе и России и не выпускают «ножи танто» разве что совсем уж ленивые производители.

Интересные моменты

В Европе и в России считается, что катана — длинный меч, но это не совсем так. Он действительно длительное время является таковым, однако применение его — дело вкуса. Интересно, что в Японии строго соблюдалось использование дайсё только самураями. Военные лидеры и сёгуны свято почитали это правило и издавали соответствующие указы. Сами самураи с особым трепетом относились к оружию, его держали подле себя даже во время сна. Длинный меч снимался при входе в дом, а короткий всегда был при себе.

Другие классы общества не имели права использовать дайсё, однако могли брать их по отдельности. Связка из мечей являлась главной частью костюма самурая. Именно она являлась подтверждением сословной принадлежности. Воинов с малых лет приучали бережно относиться к оружию их мастера.

Вакидзаси 脇差 (вставленный сбоку меч)

Термин вакидзаси означает «вставленный сбоку меч». По сравнению с катаной он немного меньше. Средняя длина вакидзаси колеблется от 80 до 90 см.

Вакидзаси носили не только самураи. Другие классы общества также имели доступ к этому виду меча.

Вакидзаси нашла свое применение в начале 17 — го века. Происхождение названия связано с тем, что оно часто использовалось как дополнение к катане. Отсюда и название «меч, вставленный сбоку».

Катана была идеальным оружием в паре с вакидзаси. У вас есть преимущества длинного и короткого меча. Следовательно, владение обоими мечами двумя руками позволяло достичь наилучших боевых результатов.

Часто вакидзаси называли «клинком чести», потому что его использовали в качестве резервного оружия для убийства побежденных врагов и иногда для совершения ритуального самоубийства, называемого сэппуку .

Войти в здание с катаной считалось грубостью, в то время как ношение вакидзаси не вызвало оскорбления. Самураи были оснащены вакидзаси все время от пробуждения утром до отхода ко сну.

Некоторые самураи даже спали с мечом под подушкой.

Знаменитый ронин Миямото Мусаси также использовал и обучал стилю боя с двумя лезвиями. Он также участвовал в дуэлях, вооружившись катаной и вакидзаси. Однако этот стиль боя требует большой практики и терпения.

Основные характеристики катан

Реальные характеристики холодного оружия, распространенного на Японском архипелаге, заметно отличаются от представленных через кино, аниме. Частично это связано с экзотичностью культуры, мифами, которыми овеяно самурайское сословие. Недавние исследования доказали, что по качеству европейские клинки нередко не уступали изготовленным на островах. Особенность катаны – техника ее применения, то есть нанесение врагу режущих ударов и лишь в редких случаях уколов.

Благодаря форме орудие применимо для быстрого нанесения длинных порезов, а вес таков, что клинок прорезает традиционный японский доспех. Прорезать им железо, другой сходный по прочности материал практически невозможно.


Катаны овеяны мифами

Строение

Японский меч долго сохраняет заточку, прочен и остер, не подвержен ржавчине, не ломается. Эти качества объясняются его строением. Острота, твердость обеспечивается мартенситом в составе стали, но это соединение – причина ломкости, хрупкости материала. Чтобы избавиться от недостатков, внутренний слой делали из низкоуглеродной стали, сверху накладывали высокоуглеродный. Для работы использовали U-образно сложенный твердый стальной брусок, в который вваривали мягкий металл. Комбинированный брус – материал для ковки заготовки.

Реже использовали заготовку из мягкого металла в форме литеры U, в которую вваривали твердую сталь, или делали боковые дополнительные вкладки из материала средней твердости.


Известнейший японский кузнец – Масамунэ

Чем крупнее меч, тем сложнее его конструкция. Для коротких лезвий достаточно одного вида металла.

Вариации конструкций:

  • мару (для танто, вакидзаси) – дешевый одинарный клинок из одного сорта материала;
  • кобусэ – упрощенная конструкция, применимая, если нужно изготовить много предметов невысокого качества;
  • хонсаммай – самая частая, характеризующаяся боковыми усиливающими пластинами и гарантирующая готовому предмету высокую прочность, неподверженность слому за счет отсутствия закалки обуха;
  • сиходзуме – конструкция с железной полосой для защиты обуха;
  • макури – упрощенный вариант с мягким внутренним бруском, цельной твердой оболочкой;
  • варихатэцу – гибкий простой вариант;
  • орикаэси саммай – прогрессивный хонсаммай;
  • гомай – меч с твердой сердцевиной и мягкой оболочкой, дополнительно защищенной твердой сталью;
  • сосю китаэ – самый сложный вариант из 7 слоев. Сюсю китаэ наиболее известен как стиль работы кузнеца Масамунэ.

Сталь для меча

Классический вариант для катаны – рафинированная сталь, для изготовления которой используется железистый песок, очищенный при высоком нагреве. В результате получается чистое железо. В прошлом для работы использовали прямоугольные печи татара, дававшие железо с содержанием углерода 0,6-1,5%. Для дополнительной очистки разработана техника складывания – трудоемкая, но дающая отличные результаты. Преимущество технологии – отсутствие в материале серы, фосфора, снижающих качество стали.

С 17 столетия лучшим материалом для клинков на Японском архипелаге становится намбан тецу – сталь, завезенная европейцами. Оружие содержит до 1,5% углерода, отличается твердостью. Благодаря примесям кремния клинок гибок, имеет хорошую ударную вязкость.


Для катаны применима рафинированная сталь

Вид

Настоящие японские мечи должны обладать не только острым лезвием и прочностью, но ещё и долговечностью. Они не должны ломаться при сильных ударах, а также долгое время обходится без заточки. Углерод даёт твёрдость, однако при этом меч теряет в эластичности, а значит, становится хрупким. Кузнецы в Японии изобретали различные формы, которые бы смогли обеспечить и эластичность, и стойкость.

В конечном счёте было решено, что многослойность решает проблему. Традиционная техника подразумевает изготовление сердцевины клинка из низкоуглеродной стали. Остальные слои обладают упругостью. Различные комбинации и способы помогают создать такой японский меч. Боевой клинок должен быть удобен определённому воину. Также кузнец может изменить вид стали, который сильно влияет на весь меч. В общем, катаны могут сильно отличаться друг от друга из-за вышеописанных причин.

Конструкции клинков из-за сложности в изготовлении стоят по-разному. Например, самый дешёвый подразумевает использование одного сорта стали. Обычно используется для создания танто. А вот сосю китаэ — наиболее сложная конструкция, она имеет семь слоёв стали. Образцовая работа, созданная с её применением, является произведением искусства. Одним из первых сосю китаэ начал использовать кузнец Масамунэ.

Танто

В паре с тати шёл короткий меч, который также можно было отнести к кинжалам. Танто — словосочетание, поэтому в Японии его не считают ножом. Также есть и другая причина. Танто использовался как оружие. Однако нож кодзука носился в одних с ним ножнах. Длина лезвия в пределах 15-30 см. Чаще всего клинок был односторонним, однако иногда создавались обоюдоострые, но как исключение.

Интересно, что вакидзаси, катана и танто являются одними и теми же мечами, только отличающимися по длине. Существовала разновидность ёрои-доси, которая имела трёхгранный клинок. Он был нужен для прокалывания доспехов. Танто не был запрещён для использования обычными людьми, поэтому не только самураи носили его, но и доктора, торговцы и другие. По идее, танто, как и любой короткий меч, — кинжал. Ещё одной разновидностью была кайкэн, который отличался меньшей длиной. Его чаще всего носили дамы из высшего света в поясе оби и использовали для самозащиты. Танто не исчез, он остался в традиционных свадебных церемониях царских особ. А некоторые самураи носили его вместо вакидзаси в связке с катаной.

Особенности изготовления японского меча своими руками

Современные японские мечи — предмет искусства

Процесс изготовления катаны японскими кузнецами отличался своей сложностью. Традиции подразумевали не только техническую последовательность действий, но и определенные ритуалы. Общая продолжительность работы над одним мечом занимала несколько месяцев.

Изготовление японского меча мастер начинал с духовной подготовки. Для этого он молился, проводил время в медитации, постился. Нередко одевалась церемониальная придворная или синтоистская одежда. Кузницы тщательно убирались, приводился в порядок инструмент. Вывешивались обереги, рассчитанные на отпугивание злых духов и привлечение добрых.

В наше время уделяют внимание лишь техническим аспектам изготовления катаны. На первом этапе проводят очищение кусков стали от шлаков

Для этого их складывают вместе, заливают глиняным раствором и посыпают золой. В процессе переплавки шлак удаляется, впитываясь в покрытие. Данный процесс неактуален, если за основу берется уже очищенный материал.

Полученный металл объединяют в один блок, расплющивают и складывают. Процесс повторяется несколько раз, что приводит к созданию многослойной стали. Это позволяет равномерно распределять углерод по заготовке, повышая ее прочность по всей длине.

Дальше заготовки нескольких металлов объединяются. Компоновка может быть различной в зависимости от мастера и кузнечной школы. Минимальным считается объединение двух металлов — вязкого в качестве сердцевины и твердого для внешней оболочки. На этом этапе мечу придается базовая форма.

Для предотвращения перегрева и окисления на заготовку наносят слой жидкой глины. В процессе закалки между твердым и мягким металлом формируется узорчатый рисунок, проявляющийся в процессе полировки. Сам процесс закалки заключается в нагреве металла до определенной температуры в зависимости от выбранного металла и последующего быстрого охлаждения.

На завершающем этапе изготавливается рукоять оружия и ножны. Данные элементы нередко украшаются или стилизуются в зависимости от назначения меча. В настоящее время больше внимания уделяется именно эстетической красоте оружия.

Японские мечи

Японские клинки как часть культуры также является интереснейшим объектом для изучения. Тем более, в Стране восходящего солнца, помимо чисто утилитарного назначения, оружие является предметом эстетическим.

Меч, священный символ самураев, ведет свою историю с периода Хейан, когда окончательно сформировался и достиг своего расцвета класс профессиональных воинов, а лук и копье потеснились для нового снаряжения. «Душа самурая» была призвана «уничтожать все, что стоит на пути обладателя и противится его воле, равно как и подавлять непроизвольные эмоции, порожденные инстинктом самосохранения».

Искусство создания клинка было и остается именно искусством в высоком смысле слова, а мастера-оружейники были творцами, но не ремесленниками. Существуют списки древних кузнецов, самое раннее упоминание в которых датируется началом восьмого века в правление императора Тайхо. Кроме того, об уважении к мастеру говорит и тот факт, что фамильные имена, выбитые на хвостовиках мечей, в случае укорачивания устаревшего меча, переносились на новый хвостовик.

Кузнецы часто занимали высокое общественное положение. В истории имеет место случай, когда император отрекся от престола ради изучения ремесла оружейника. Поступок Го-Тоба способствовал появлению первых школ оружейников, лучшими из которых признаны школы в провинциях Ямасира и Бидзен.

Финал Второй Мировой войны также внес свою лепту по отношению к древнему объекту поклонения. После капитуляции производство всех типов мечей было запрещено, имевшиеся подлежали изъятию. Однако чрезмерное усилие со стороны противника в конечном итоге даже в чем-то сослужило добрую службу прославленным катана, вакидзаси и им подобным.

На сегодняшний день изготовлением высококачественных мечей в Японии занимаются всего около трехсот сертифицированных мастеров, их изделия признаны национальным наследием и подлежат лицензированию. Вывести подобный новодел из Японии в частную коллекцию после многих хлопот и затрат возможно, а вот истинно древний клинок с клеймом признанного мастера — невозможно. Таким образом искусство создания холодного оружия получило дальнейший толчок к развитию как внутри страны, где мастера работают над возрождением древних традиций, так и за пределами Японии, потому что все неизведанное и запретное манит сильнее.

Легенда о кузнеце Амакуни

Другая легенда касается непосредственно появления катаны. По сказаниям, когда-то давно, а именно около 700 года в провинции Ямато жил кузнец Амакуни, а с ним его семья. Стоя возле своей мастерской, вместо того, чтобы работать в ней, он наблюдал за солдатами императорской армии.

И вот мимо них прошел светлейший, но он почему-то не сказал ни слова в пользу созданного оружия кузнецами

Тогда Амакуни обратил внимание на орудие воинов. Оказалось, что многие мечи не выдержали накала битвы и оказались сломаны. После этого стало ясно, почему император не захотел говорить с кузнецом

Однако тот, видимо, был очень гуманным, ведь за такое кузнец мог бы проститься со своей головой

После этого стало ясно, почему император не захотел говорить с кузнецом. Однако тот, видимо, был очень гуманным, ведь за такое кузнец мог бы проститься со своей головой.

Как настоящий мастер, Амакуни решил исправиться и сделать оружие, которое будет очень сложно сломать. Он, в первую очередь, взял те клинки, что уцелели после битвы, и начал их внимательно осматривать. Он выяснил – многие из целых мечей имели качественный материал и закалку. После всего этого, он и его сын семь дней молились синтоистским богам.

Но только потом они одумались и решили работать. И вот через 15 дней упорных проб и ошибок, кузнецы появились со странными мечами с загнутой формой и острой кромкой с одной стороны. Тогда все сочли, что Амакуни сошел с ума. Но наступила весна, а вместе с ней и очередная война. И вот император, когда возвращался с битвы воскликнул в сторону кузнеца: «Амакуни, ты настоящий мастер в изготовлении мечей. Ни одного твоего меча не сломалось в этой битве».

Именно эту легенду вам расскажут кузнецы из провинции Ямато. Наверное, в каждой префектуре расскажут эту легенду, но в их версии Амакуни будет жить именно у них.

История появления

Искусство ковки, обработки многослойной стали появилось в Японии позже, чем в соседних странах, поэтому вплоть до VII века оружие импортировалось из Китая или Кореи. Когда японским кузнецам удалось освоить технику изготовления, появились первые японские мечи — обоюдоострые и прямые.

IX-XII вв. принесли многочисленные междоусобные столкновения. Самураи стали выдающимся сословием, меч для них приобрел статус не только оружия, но и символа. Оттачивалась технология изготовления холодного оружия. Оно приобрело выгнутую форму из-за необходимости ведения конных боев.

Эпоха Камакура, длящаяся с XII по XIV век, стала расцветом искусства производства японских мечей. У самураев появились доспехи, что принесло новые требования к оружию. Мечи приобрели большую ударную силу, немного изменилась форма. Теперь они применялись преимущественно для пеших сражений, потому их требовалось держать обеими руками. Это было время экспериментов, многие кузнецы придумывали уникальные технологии изготовления, которые не дошли до наших дней.

С XIV до XVI века (период Муромати) велись многочисленные войны, требующие разного оружия. Поэтому появились новые виды самурайских мечей. А вот плачевная финансовая ситуация, в которой оказались многие кланы, не позволяла платить за это большие деньги. Поэтому качество холодного оружия значительно упало.

В XVI веке (эпоха Момояма) появились короткие мечи. Самураи стали носить пару оружия дайсё (большой–малый). Это катана и вакидзаси. Из-за размеров первый чаще использовался на открытом воздухе либо в больших помещениях, второй – в стесненном пространстве. Однако, потребность в оружии в целом уменьшилась, потому что междоусобицы пошли на спад. Теперь ношение мечей стало всего лишь признаком статуса, частью традиционного костюма. Поэтому оружие стали декорировать различными способами, отчего нередко страдали боевые качества. Этот период также получил название Эпохи новых мечей.

А со второй половины XIX века стартовала Эпоха современных мечей. Оружие этого периода получило название гэндай-то. Носить на себе мечи стало запрещено, что привело к упадку производства. В начале XX века начались мероприятия по возрождению культурного наследия страны, неотъемлемой частью которого является японский меч. И сегодня это — символ, изготовление которого — настоящее искусство.

История возникновения

За возникновение американского танто можно поблагодарить смешение национальностей в США. Отцом современных клинков принято считать Боба Лама, китайца по происхождению, родившемуся и выросшему в штате Орегон. Согласно официальной истории, отец подарил мальцу его первый складной нож в пять лет. А в 1976 году он уже сам изготовил свой первый клинок на кухне. При помощи домашней шлифовальной машины.

Молодой мастер использовал европейские и азиатские традиции изготовления клинков, приспосабливая их под современные на тот момент американские реалии. Например, для стационарных ножей в качестве основы он использовал римские гладиусы, а китайский листовидный нож стал основой для складных моделей. Переломным считается 1978 год, когда, взяв за основу японскую культуру производства холодного оружия, мастер Лам создал первый танто.

По сути, нож представлял собой катану в миниатюре. Положив на это повальное увлечение американцев японской культурой в 80-х годах, клинок был просто обречён на успех. К счастью или сожалению, Лам никогда не стремился к популярности, а потому не запатентовал своё изобретение. В результате многие компании стали выпускать подобные изделия, не обращая внимания на авторство. Некоторые модели превзошли основателя.

При этом превзошли не качеством, а банальным маркетингом. В пример можно привести коммерческий успех Фила Хатсфилда. Нагло взяв за образец изделие основателя, он добавил стамесочную заточку и прямолинейные рубленные контуры. Получилось не очень, но благодаря рекламе именно такие ножи широко разошлись по Америке.

Изделия Хатсфилда легло отличить первоначальных, им характерны следующие особенности:

  • Минималистическое оформление, практические полное отсутствие украшений.
  • Марка стали А2 (инструментальная), стамесочная заточка.
  • Рукоять из намотанного шнура с пропиткой из эпоксидной смолы.
  • Грубая обработка лезвия абразивным составом с зерном 80 grit.

По словам самого Хатсфилда, он старался придать изделию максимальную простоту и функциональность

Однако особое внимание уделял режущей способности и долгому сроку службы. Несмотря на всю неказистость ножа и стоимости в $600, за ним буквально выстраивались очереди

История и характеристика катаны

Эпоха самурайского меча началась в 15 столетии в результате совершенствования тати. Катана применялась в качестве стандартного вооружения самурая, преимущественно в паре (так называемый комплект дайсё – длинный и короткий) с малым мечом вакидзаси, который использовался в ближнем бою или в харакири. Катану было разрешено носить только самураям. Это наиболее прочный в мире меч, который позволял разрубать почти все материалы — мясо, кости и даже железо. Профессионалы владения катаной в сражении с бойцом, применяющим европейский меч, могли перерубить западный аналог (твердость лезвия катаны 60-65 HRC против 50-58 HRC твердости европейских клинков).

Приемы владения катаной

Длинная рукоять давала возможность эффективно маневрировать катаной. Как правильно держать катану? Преимущественно использовался хват, при котором конец рукоятки лежит в середине левой ладони, а правая рука сжимает рукоять около гарды. Синхронное движение обеих рук дает возможность создавать широкую амплитуду взмаха без больших силовых затрат. В основном удары наносятся вертикально. Распространенное в Европе деление на «блок-удар» практически не используется. Вместо этого наносятся удары по мечу или рукам соперника, убирающие его оружие с траектории атаки и позволяющие дальнейшим взмахом поразить противника.

Хват.

Настоящий японский самурайский меч можно отличить по характерной линии закалки хамон, которая образуется вследствие использования особых методов ковки и закалки, и по рукояти цука, которая обернута кожей ската и замотана полоской шелка. В качестве обтяжки могла использоваться простая кожа. Деревянные рукояти или рукояти из слоновой кости бывают только у сувенирных и парадных катан.

Фото линия закалки хамон.

Клинок сделан по крайней мере из двух различных типов стали: вязкого в сердцевине и прочного в режущей кромке. Эти составляющие перед ковкой проходили очищение приемом множественного сложения и сварки.

Ножны катаны носят название сая; они сделаны из дерева и на их поверхность нанесен лак.

Фото сая.

Ношение катаны

Японские самурайские мечи катану и вакидзаси носят лезвием вверх на левом боку в ножнах, которые помещены за поясом. Когда самурай заходил в дом, он вытаскивал катану из-за пояса. При угрозе он держал меч в левой руке в состоянии готовности к бою или, если хотел показать доверие, в правой. Присаживаясь, он клал клинок на пол в черте досягаемости, при этом вакидзаси оставался за поясом. Если нужда часто применять катану отсутствовала, ее оставляли дома в недекорированной оправе сирасая, сделанной из магнолии, которая сохраняла лезвие от коррозии.

Ношение катаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector