Улан-удэнский авиазавод обучает персонал в маи в онлайн-формате
Содержание:
Продуктами за вертолеты
Медленно, но верно предприятие «расправляло крылья». «Помог» этому и растущий доллар. Это и наличие экспортных контрактов позволили заводу за три года рассчитаться со всеми долгами по зарплате, ресурсоснабжающими компаниями и кредиторами.
Многоцелевой вертолет Ми-8, созданный в 1960-е годы, стал образцом уникальной конструкции, которая оказалась настолько успешной, что производство Ми-8 не прекращается до сих пор. Всего выпущено более 50 модификаций и более 12 тысяч единиц этой универсальной машины. Вертолеты Ми-8/17 в современных версиях пользуются стабильным спросом в России и за рубежом.
Следующим шагом было решение создать новый вертолет МИ-8АМТШ, которое стало отправной точкой для дальнейшего развития УУАЗа.
– Я понимал, что нужно смотреть на опережение, строить планы и хорошо разбираться в ситуации. Вместе с командой мы разработали программу технического перевооружения завода и создали легенду – Ми-8АМТ. А потом пошли осваивать китайский рынок. Первая сделка с Китаем у нас была по бартеру. Они нам поставляли пуховики, ремни, мясо, апельсины. Апельсинов мы тогда на жизнь вперед наелись. Но выбора тогда особо у нас не было. Китай тоже сидел без денег. И не знал нас никто на рынке. Зато сейчас у нас постоянное сотрудничество. В КНР около 300 наших вертолетов летает, – отмечает Леонид Белых.
Взяв курс на «перестройку», завод и его работники стали адаптироваться к новым реалиям буквально на ходу.
– Мы взяли курс на опережение. Предлагали, благодаря МВЗ имени Миля разрабатывали и внедряли. Это заметили. Заметили, что мы работаем на опережение, как для армии и гражданской авиации, так и для поставок за границу. Естественно, нам далось это непросто – всем пришлось очень быстро адаптироваться. И конструкторам, и производству, – говорит Белых.
Шаг за шагом УУАЗ сравнялся с конкурентами, а в некоторых моментах стал даже превосходить их.
Уникальный завод самолетов и вертолетов: 1950-1970-е годы
Профиль завода расширяется, когда в 1956 году начинается производство первых вертолетов. Предприятие осваивает выпуск вертолетов, разработанных в ОКБ Камова по соосной схеме. Это многоцелевые легкие вертолеты Ка-15 и Ка-18. Машины использовались в сельском хозяйстве, на рыболовецких судах, а также для обучения пилотов. С 1965 года завод переходит на выпуск газотурбинного палубного вертолета Ка-25 в различных модификациях. В основном эта машина применялась для поиска и уничтожения подводных лодок.
Ка-25К
Параллельно с вертолетами с конца 1950-х годов под секретными грифами выпускаются высотные самолеты-разведчики Як-25РВ, которые должны были перехватывать аналогичные самолеты противника. Максимальная высота полета самолета достигала 20,5 км при дальности 3500 км. Як-25РВ мог подниматься на высоту, недостижимую для вражеского ПВО, и вести фотосъемку местности. Полет на Як-25РВ осуществлялся только в скафандре.
В 1963 году Улан-Удэнский авиазавод становится одной из площадок для производства турбовинтового пассажирского самолета Ан-24Б. Первый полет «Аннушки» состоялся 1 мая 1965 года. Этот лайнер стал на долгие годы основным самолетом для местных авиалиний СССР и эксплуатируется до сих пор. Для завода это была возможность освоить технологии гражданского авиастроения.
Важной вехой в развитии завода стало начало выпуска вертолетов Ми-8, которое пришлось на 1970 год. Этот многоцелевой вертолет является одним из самых массовых в истории вертолетостроения
Вертолеты этой модели производились заводом в самых разных вариантах и поставлялись по всему миру. Всего Улан-Удэнский авиационный завод выпустил свыше 4000 вертолетов Ми-8.
МиГ-27
С 1977 под 1983 годы на заводе производится сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения МиГ-27М с изменяемой геометрией крыла. Переход на новое производство потребовал существенных изменений на предприятии, освоения новых технологий, материалов, обновления технической базы. Самолеты МиГ-27 поставлялись для ВВС многих стран. Также совместно с Иркутским авиазаводом У-УАЗ участвовал в подготовке лицензионного производства МиГ-27 в Индии.
Другие новости раздела
16 декабря 2021, 10:15
3 530
В Бурятии установили прожиточный минимум на 2022 год
Напомним, ранее Путин поручил повысить эту сумму на тысячу.
15 декабря 2021, 08:37
692
Прожить полгода только на сбережениях смогут лишь 14% жителей Улан-Удэ
Причем в пандемию выросло число людей, не ведущих учет личных финансов…
12 декабря 2021, 12:09
2 823
Благополучие в селе
Фермер из Кижингинского района за короткое время развила сельхозкооператив.
Смотреть еще
Актуально
13 декабря, 20:05
11 742
На Бурятию надвигаются 40-градусные морозы
13 декабря, 12:44
14 281
В Улан-Удэ школы останутся на дистанте до конца года
29 ноября, 17:44
11 895
В Бурятии ввели ограничения на новогодние представления в школах и ёлки
29 ноября, 13:01
4 333
Фильм телеканала «Ариг Ус» участвует во всероссийском конкурсе
Свежие новости
16 декабря, 20:17 93
В Бурятии воспитанники детского дома получили новогодние подарки
Что ребята обнаружили под ёлкой?
16 декабря, 20:10 117
В России хотят обязать банки возвращать деньги жертвам мошенников
От кого прозвучало предложение и какова главная идея?
16 декабря, 20:04 94
«Ариг Ус» стал лауреатом конкурса «ТЭФИ-Капитал»
Какая программа удостоилась этой престижной награды?
16 декабря, 20:00 131
Жители микрорайона Улан-Удэ страдают от перебоев с электричеством
Они часами ждут аварийную службу, а порой сами ремонтируют станцию.
16 декабря, 19:30 90
Старейшая политическая партия России отметила свой день рождения
В чем видит свои заслуги перед избирателями лидер либерал-демократов?
16 декабря, 19:14 193
Юрий Трутнев оценит, как в Бурятии осваивают дальневосточную субсидию
Что уже посмотрел полпред и на что собирается обратить внимание?
16 декабря, 18:46 464
В России задумались о введении «13-ой пенсии»
С предложением о предновогодней выплате выступили в Госдуме.
16 декабря, 18:19 409
В Улан-Удэ осудили мужчину, всадившего нож в лицо знакомого
Позже он попытался выдать себя за свидетеля жестокого убийства.
16 декабря, 18:13 515
В Бурятии очевидцы ДТП вызволяли пострадавших из искореженных авто
Столкновение произошло сегодня вечером в Хоринском районе. (ОБНОВЛ…
16 декабря, 17:43 397
В Забайкалье возбудили уголовное дело из-за гибели работников завода
По одной из версий, трое мужчин отравились.
16 декабря, 17:18 564
Житель Бурятии заплатит 15 тысяч за отказ носить маску
Такой штраф «безмасочнику» назначили в суде.
16 декабря, 17:16 907
В Бурятии экс-сотрудник УФСИН подозревается в превышении полномочий
Он «закрыл глаза» на водителя, отказавшегося от работ во время отбыван…
«Моя мечта сбылась»
– Спонтанное решение связать жизнь с техникой, авиацией оказалось правильным. На всю жизнь. И продукт новый создали с командой не один. После 50 лет я понял, что могу принимать решения осознанно, с видением на перспективу и не жалеть о них. Горжусь тем, что мы никогда не обманули ни одного заказчика. Всю работу всегда стараемся сдать досрочно. Да и в холдинге о нас говорят очень хорошо. Моя мечта, можно сказать, сбылась, – завершил Леонид Белых.
В этом году Бурятию потрясла новость – бессменный руководитель, выведший УУАЗ на новый уровень, покидает свой пост и уходит на повышение заместителем генерального директора холдинга «Вертолеты России» и советником генерального директора госкорпорации «Ростех».
– Общие интересы холдинга определили необходимость моей работы не только в пределах одного предприятия. На посту заместителя генерального директора холдинга в мои обязанности войдет кураторство трех заводов: КВЗ, Арсеньева и УУАЗ. Конечно, цели и задачи Улан-Удэнского авиационного завода по-прежнему будут для меня в приоритете. При этом прошу коллектив завода поддержать все запланированные проекты и приложить максимум усилий для их реализации.
Командование флагманом Бурятии перешло в руки Алексею Козлову. На МАКС-2021 все уже присутствовали в новых должностях и справились со своими задачами, на первый взгляд, очень неплохо – привезли в Улан-Удэ соглашения на поставку 71 вертолета.
Сложно даже представить, что всего пару десятилетий назад важнейший для республики градообразующий завод мог похвастаться только огромными долгами и возмущенными работниками.
Зато сейчас не только восстановил былую мощь, но и обрел сильную команду, обеспечил себя заказами на несколько лет вперед, смог выпустить несколько новых модификаций вертолетов и зарекомендовать себя как надежного партнера как в России, так и за границей.
Завод умирал?
Тысячи рабочих без денег, миллиардные долги и ни одного контракта на вертолеты и самолеты – именно так встретил начало 90-х улан-удэнский авиазавод.
Действующие акционеры бесконечно совещались и не могли прийти к единому решению. Ответственность за конечную гибель (а тогда все считали, что это конец) УУАЗа никто брать не решался. В какой-то момент все стрелки показали на Леонида Белых. И, рискнув, он согласился занять «расстрельный» пост.
Практически никто не ожидал восстановления завода. Родные и знакомые крутили пальцем у виска, а Леонид Белых поставил перед собой цель – расплатиться с долгами и восстановить производство.
Забастовки и скандалы
Проблемы у УУАЗа действительно были большие – битва за станки и оборудование, которые собирались выносить за долги, отключение света и теплоэнергии, забастовки рабочих, по полтора года сидящих без заработной платы.
– Мы в буквальном смысле забаррикадировали ворота. Приходилось даже применять оружие – стреляли в воздух, чтобы напугать. Мне нужно было защищать свой завод. Директор «Бурятэнерго» приходил, хотел выщелкивать мне рубильник. Долго мы с ним говорили на повышенных тонах, – вспоминает Белых. – Чуть позже меня прямо в кабинете закрыли работницы завода. Трое суток мы обсуждали, что делать. Я ведь понимал и понимаю, что такое, когда кормить семью нечем. Допустить гибель завода было настоящим преступлением не только перед тысячами рабочих, но и перед остальными жителями Бурятии.
Тогда перед новоиспеченным директором встала главная задача – реализовать уже готовые вертолеты. Это казалось практически невозможным: заказов от главных покупателей – государственных организаций – нет, внутренний рынок в 90-е сильно «просел».
Единственный выход – экспорт за границу. Куда? Кому? Что делать и куда бежать?
– Честно сказать, опыта ведения бизнеса, а тем более международного, у нас не было. Со дня основания мы работали в основном с Вооруженными силами и Министерством обороны. Лишь 5 % уходило на экспорт. Тогда нашим главным конкурентом был Казанский вертолетный завод. У них были налаженная сеть поставок, связи и, самое главное, опыт. И куда бы мы ни попытались выйти на экспорт, нам говорили: «в Казани цены ниже». Тогда я понял, что если мы не снизим цену, то не выживем, – говорит Леонид Яковлевич.
И снова сложное решение – снизить цену вертолетов практически на 30 %. Сказать, что такое заявление повергло в шок штат управленцев завода, – не сказать ничего. Но на их мнение и едкие комментарии «директор с ума сошел» приходилось терпеливо закрывать глаза.
– Потом коллеги немного успокоились и буквально через 1,5 часа принесли мне несколько планов по экономии. Нам удалось снизить стоимость наших вертолетов, да еще и сохранить качество. Тогда мы приступили к следующему шагу – нужно было срочно осваивать дилерскую сеть. До этого я работал в коммерческом отделе, часто ездил в командировки и отчасти был знаком с этой сферой. На подмогу позвал опытного Дениса Валентиновича Мантурова (ныне министр промышленности и торговли РФ. – Прим. авт.), и мы начали мотаться по разным странам и презентовать нашу продукцию, – продолжил рассказ Белых.
После громких забастовок и скандалов на заводе о директоре Улан-Удэнского авиазавода знали даже в далекой Латинской Америке.
– Когда мы приехали в Латинскую Америку, мне сказали: «О, а мы вас знаем. Видели по телевизору». Тогда новость о том, что директора УУАЗа забаррикадировали работницы завода, облетела весь мир. Поставить нам на вид многие были рады, – улыбается сегодня Леонид Яковлевич.
Сниженная цена подкупила заказчиков, и у завода появился первый за долгое время заказ.
Зурхай
Четверг, 16 декабря
13-й лунный день с элементом Дерево. Благоприятный день для людей, родившихся в год Тигра, Кролика, Обезьяны и Курицы; закладывать фундамент, строить дом, делать добрые дела, почитать три драгоценности, завершать начатое дело, делать домашние дела, совершать обряд «жабтуй», надевать новую одежду, шить и кроить одежду. Отправляться в дорогу – к находке, все задуманное исполнится. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Дракона, Овцы и Собаки; устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать домашнюю живность. Стрижка волос – к счастью и успешности.
Пятница, 17 декабря
14-й лунный день с элементом Ветер. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; в этот день задуманные дела будут решаться легко. Выдвигаться на новую должность, писать научные труды, постигать науку, изучать астрологию, проводить операцию, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, покупать домашнюю живность, заказывать «табан харюулга». Отправляться в дорогу – к успеху, исполнится все задуманное. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; начинать стройку в городе, покупать и продавать вещи, слушать поучения, лекции, начинать задуманное дело, устраиваться на работу, нанимать работников. Стрижка волос – к приумножению богатства и скота.
Суббота, 18 декабря
15-й лунный день с элементом Огонь. «Дүйсэн үдэр» — последствия всех поступков, совершённых в этот день, приумножатся в сто раз. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика; принимать важные решения, закладывать фундамент, строить дом, проводить обряд «даллга абаха», начинать лечение, покупать лекарственные сборы, проводить сватовство, заказывать «Табан харюулга», а также для жёсткого решения некоторых вопросов. Отправляться в дорогу – к увеличению благосостояния. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, менять место жительства или работы, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, проводить похороны и поминки. Стрижка волос – к удаче, к благоприятным последствиям.